А. С. Горшков
О ПРИМЕНЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изложены результаты социологических исследований, осуществленных в ряде ведущих вузов Санкт-Петербурга и позволивших выработать рекомендации по совершенствованию деятельности высшей школы, а также апробировать инструментарий исследований, использующий новые информационные технологии. Детально рассмотрены следующие аспекты: мотивация к получению высшего образования и к выбору специальности, стимулы к учебе, мнения студентов о деятельности высшего учебного заведения, оценки личности преподавателя и др. Определены резервы улучшения работы вузов, реализовать которые позволит принятие ряда мер социально-экономического, организационного и педагогического характера.
Все сферы жизни современного российского общества находятся в настоящее время в процессе реформирования. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, выдвигают высокие требования к системе образования в целом, и особенно к системе высшего образования.
Особая ответственность возлагается на региональные системы высшего образования и органы управления ими с учетом того, что законодательно определена суверенность прав субъектов Российской Федерации в создании собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
Сложность и динамичность процессов обновления общества предполагают глубокое теоретическое осмысление и диктуют необходимость дальнейшей разработки и внедрения положений педагогики применительно к образовательному процессу в целом, к системе высшего образования и непосредственно к управлению образованием. Одной из перспективных задач педагогики соответственно является исследование проблемы совершенствования управления региональными системами высшего образования. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена рядом причин как теоретико-методологического, так и практического характера.
Современная система высшего образования наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом несет в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают ее соответствия растущим запросам общества. В таких условиях оказались неэффективными многие традиционно сложившиеся стереотипы в функционировании вузов. Одна из причин этого заключается в малорезультативном управлении системой высшего образования.
Анализ содержания и организации учебно-воспитательного процесса в вузах, а также практики управления в системе высшего образования свидетельствует о наличии целого ряда противоречий:
• между возросшей потребностью общества в творческих, высокопрофессиональных, развивающихся кадрах и определенным консерватизмом сложившейся системы высшего образования;
• между необходимостью интеграции высшего образования с различными сторонами жизни общества, региональными инфраструктурами и практикой автономного функционирования вузов;
• между интересами всех категорий обучающихся во всестороннем развитии, в том числе в целостной профессионализации, и сохраняющимися стереотипами в системе высшего образования;
• между потребностью в эффективном управлении системой высшего образования в целом, непосредственно регио-
нальной системой и неэффективностью ранее разработанных и реализуемых концепций и технологий управленческой деятельности в данной области.
Одним из путей разрешения этих противоречий является разработка концептуальных и технологических основ управления региональными системами высшего образования.
От профессиональных знаний и педагогической направленности специалистов в области управления образованием, от творческого подхода к этой деятельности в решающей степени зависит результативность образовательного процесса. Отмечается, однако, отставание уровня квалификации и профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере управления образованием от того, что требуется в новых условиях в связи с усложнением задач и внедрением современных технологий менеджмента во все области управленческой деятельности.
Совершенствование управления образованием предполагает повышение уровня профессиональной квалификации специалистов-управленцев в образовательной сфере, подготовку кадров, реализацию широкой программы мер по стимулированию их инновационной деятельности и ее научно-методическому обеспечению, всестороннюю реализацию функций управления образованием. В современных условиях управление образованием должно стать инновационным, ориентированным на результат, на достижения менеджмента. О высокой актуальности проблем управления образованием и непосредственно региональной системой высшего образования свидетельствует и нарастающее внимание к ним со стороны ученых различных школ, направлений и областей науки.
В управлении образованием до сих пор недостаточно учитываются разработки аксиологии, акмеологии, психологии, физиологии, дефектологии, социологии, управленческих наук. При этом решающая роль должна принадлежать педагогике как науке, в наибольшей сте-
пени связанной с областью образования. В то же время в образовательной и управленческой практике ощущается острая необходимость синтетического знания об обучающихся, педагогах, о процессе образования и управлении этим процессом.
По этой причине в январе-марте 2002 года на базе нескольких петербургских вузов был осуществлен инновационный социологический проект, позволивший получить весьма полезные результаты и выработать рекомендации по совершенствованию деятельности высшей школы, а также апробировать инструментарий исследований, использующий новые информационные технологии. Объектом анализа были выбраны студенты, которые осваивают технические специальности и точные науки.
К обследованию были привлечены студенты: Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) — 242 человека; Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича (ГУТ) — 819 человек; Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (МГТУ) — 422 человека; Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) — 342 человека; Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ) — 605 человек. При общем объеме выборки в 2430 человек применение компьютерного анкетирования и обработки информации обеспечило оперативное получение и использование результатов. В выборке представлены студенты, осваивающие 35 специальностей. С одной стороны, это позволило провести сравнительный анализ данных, полученных от различных профессиональных групп студентов, с другой, — такой состав респондентов повышает доверие к общим результатам, так как профессиональная специфика и особенности ситуации в отдельных вузах сглаживаются в суммарной выборке.
Среди опрошенных оказалось 45,7% девушек и 54,3% юношей. Это студенты дневного отделения. В общей совокупности опрошенных 57,7% составляет молодежь до 20 лет, 35,1% — от 20 до 22 лет, остальные 7,2% — более старшего возраста. То есть петербургский студент очной формы обучения молод (принадлежит новому поколению, представители которого пошли в школу после 1985 года).
Большая часть студентов (81,8%) поступила в свои вузы сразу же после окончания школы, 8% — после обучения в колледже (училище). Только 2,1% опрошенных попали в вуз после нескольких лет работы и всего 1% (!?) составляют молодые люди, отслужившие в российской армии. Таким образом, сегодняшняя студенческая молодежь в своей массе не имеет ни трудового стажа, ни серьезного жизненного опыта.
Около 60-70% выборки — это выходцы из семей специалистов, руководителей, чиновников и предпринимателей. Представители одной из самых многочисленных групп населения промышленного Петербурга — дети из рабочих семей — в силу тех или иных причин практически не попадают в вуз (их оказалось не более 5%).
Решающим фактором получения высшего образования становятся часто не способности молодого человека, а социальный статус его родителей, их материальное положение.
Петербуржцами являются 69,2% наших респондентов, 25% приехали учиться из других городов, только 5,8% прибыли из сельской местности. Сельская молодежь России практически оказалась отлученной от столичных высших учебных заведений. Налицо тенденция к созданию замкнутой элитарной системы высшего образования, обслуживающей в первую очередь экономически благополучную часть населения.
Известно, что профессиональное становление личности — длительный и многогранный процесс. Он включает в себя приобретение необходимых знаний,
выработку практических навыков, развитие у человека специфических личностных качеств, а также формирование определенного осознанного отношения к профессиональной деятельности. Поэтому в центре исследования оказались такие показатели, как мотивы поступления в вуз и выбора конкретной специальности, интерес к учебе, стимулы и стремление к высоким результатам.
О характере мотивов поступления в вуз для петербургской выборки можно судить по следующим данным:
- Интересовала специальность..................57,6%
- Посоветовали родители...........................30,2%
- Нужен документ о высшем образовании.........................................................24,2%
- Чувствовал призвание к данной деятельности ..................................................21,2%
- Привлекала известность вуза..................20,1%
- Не было другого выхода..........................11,0%
- Посоветовали друзья................................10,9%
- Было все равно, куда поступать................7,5%
Общая сумма превышает 100%, так как участник опроса мог выбрать несколько мотивов.
Преобладание профессиональных мотивов, интереса к будущему виду деятельности является основной предпосылкой для успешного обучения и профессионального самоопределения. В то же время необходимо учитывать тот факт, что около 40% опрошенных при поступлении в вуз руководствовались иными мотивами. Так, для каждого четвертого респондента важен был и сугубо прагматический мотив: необходим документ о высшем образовании. Самую проблемную группу (7,5%) составляют студенты, которым было все равно, куда поступать. Из-за отсутствия профессиональной мотивации их обучать значительно сложнее.
Таким образом, вопросы дальнейшей профессиональной ориентации, прививания интереса к осваиваемой специальности остаются актуальными и для обучающихся студентов.
Как известно, существенный момент вузовской подготовки — профессио-
нально-личностные приобретения студента, формирование его профессиональной позиции, которая отражает некоторый результат профессионального самоопределения. Благодаря профессиональной позиции, конкретные знания и умения по отдельным научным дисциплинам, учебным предметам интегрируются в структуре личности. Профессиональное становление необходимо рассматривать как часть более широкого процесса социализации, так как в студенческие годы не только осваивается выбранная профессия, но и происходит приобщение к определенной системе жизненных ценностей.
В процессе исследования было выявлено, что при сохранении общей тенденции, тем не менее, мотивация поступления в конкретный вуз имеет свои особенности в зависимости от специальности. Выяснилось, что начальная мотивация оказывает сильнейшее влияние на многие стороны поведения студента, даже на формирование его профессиональных ожиданий (табл. 1).
Важным показателем профессионального становления являются планы студента на будущее, первые представления — прогнозы и их подтверждение в процессе общения. Преподавателям, бесспорно, полезно знать эти настроения, чтобы попытаться своевременно
внести в свою работу нужные коррективы.
Разумеется, работникам вуза важно иметь информацию об отношении своих студентов к учебе. На вопрос «Интересно ли Вам учиться?» были получены следующие ответы (общая выборка):
• Учусь с интересом, учеба нравится......49,9%
• Трудно сказать........................................45,8%
• Учиться не интересно, учусь по
необходимости.........................................4,3%
Половина респондентов учится с интересом и совсем немного тех, для кого учеба в тягость, что следует рассматривать как определенный успех высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Однако все же остается значительной группа «инертных» студентов, которых пока не удалось по-настоящему вовлечь в учебу. Более того, с переходом на старшие курсы интерес к учебе у части студентов ослабевает (табл. 2).
Данная тенденция наблюдается в той или иной степени во всех вузах и на всех специальностях, отражая определенную социально-психологическую закономерность смещения интересов молодежи в другие сферы жизнедеятельности. Поэтому важнейшим резервом повышения качества обучения становится развитие познавательной активности студентов.
Таблица 1
Профессиональные ожидания студентов с различной мотивацией поступления
(в процентах к числу ответов, полученных в данной группе)
Профессиональные ожидания Мотивы поступления в данный вуз
Интерес к специальности Советы родителей Нужен диплом Было все равно, куда поступать
Работа будет интересной 27,9 23,7 20,5 15,3
Рассчитываю стать профессионалом 25,0 19,0 18,6 13,6
Можно будет сделать карьеру 16,4 17,7 15,7 11,0
Работу по специальности найти будет трудно 4,5 6,9 8,9 11,0
Не стану работать по специальности 3,6 7,5 12,5 19,9
Таблица 2
Год Учусь Учиться
обучения с интересом неинтересно
1-й курс 58,4% 2,5%
2-й курс 52,9% 2,1%
3-й курс 45,7% 3,9%
4-й курс 45,1% 8,7%
5-й курс 41,7% 7,1%
Кроме того, одним из решающих факторов успешной подготовки специалистов необходимо рассматривать процедуру отбора и приема студентов. Весьма вероятно, что отмена вступительных испытаний, заочный отбор абитуриентов по любым формальным показателям (например, по результатам единого экзамена выпускников школ) может усугубить неблагоприятную тенденцию немотивированного профессионального выбора, так как среди студентов вуза увеличится число «случайных», преодолевших проходной бал, но не испытывающих интереса к будущей специальности.
Особенности начальной профессиональной мотивации влияют и на отношение к самому процессу обучения. Больше всего трудностей студенты испытывают в первые годы учебы, однако с переходом на каждый следующий курс учиться становится заметно легче. Этот вывод подтверждает распределение ответа «Учеба дается легко»:
• 1-й курс......................12,5%
• 2-й курс......................16,9%
• 3-й курс......................20,0%
• 4-й курс......................23,4%
• 5-й курс......................31,6%
Итак, складывается парадоксальная ситуация: с течением времени учиться студентам становится легче, но при этом их познавательный интерес ослабевает. Напрашивается важный вывод: интеллектуальный потенциал молодых людей задействован далеко не полностью, многие из них могли бы учиться успешнее (с большим интересом и старанием). Однако для этого не хватает мотивации.
Анализ самооценки успеваемости выявил следующую картину: 17,3% опрошенных студентов причислили себя к отличникам, 32,2% указали, что учатся на «отлично» и «хорошо», 40% получают самые разные оценки, в том числе и «тройки», и 10,5% признались, что учатся в основном на «тройки». Причем успеваемость у девушек оказывается несколько выше, чем у юношей.
Примененная компьютерная программа позволила вычислить коэффициенты корреляции между основными аспектами учебной деятельности студентов (рис. 1).
Можно заключить, что рост академической успеваемости прежде всего зависит от преодоления учебных трудностей; во-вторых, — от стремления студента к высоким результатам; в-третьих, — от познавательного интереса. Любопытно, что преодоление учебных трудностей крайне слабо обусловлено интересом к учебе, стремлением к хорошим оценкам.
Рис. 1. График корреляционных связей
Заметим, что для каждой специальности коэффициенты, отражающие корреляционные связи, оказались разными, т. е. выпускники покидают вуз, получив только некоторую часть того, что могли бы приобрести в процессе обучения. Высшие учебные заведения располагают значительным резервом повышения познавательной активности студентов, так как около 40-60% из них могли бы учиться гораздо успешнее.
В каждом вузе организаторам учебного процесса следовало бы тщательно проанализировать весомые стимулы учебной деятельности студентов. Данная информация подскажет преподавателям, какие методы обучения и стиль общения с молодежью являются наиболее эффективными. Результаты опросов студентов петербургских вузов выявили типичное распределение значимости педагогических стимулов, определяющих познавательную активность студентов (рис. 2).
80 -|
1 2 3 4 5 6 7
Рис. 2. Значимые для студентов стимулы к учебе (в процентах к числу опрошенных, общая выборка):
1 — подробное объяснение, интересный рассказ преподавателя (70,4%); 2 — возможность самому делать что-то практически (27,5%); 3 — тщательная проверка выполненных работ (26,8%); 4 — высокие требования на экзаменах и зачетах (23,5%); 5 — стремление студента быть первым (19,8%); 6 — наличие хороших учебников, пособий (18,7%); 7 — внешние обстоятельства не влияют (10,5%).
Еще раз убеждаемся, что педагогическое мастерство преподавателя, его умелый лекторский стиль эффективнее прямолинейной требовательности и формальной строгости. Второе место по дей-
ственности следует отдать практическим методам обучения. Значительную роль в системе стимулирования учебы студентов, как выяснилось, играют контроль и требовательность. Каждого пятого студента стимулирует здоровое честолюбие — стремление лидировать в учебе среди сокурсников.
Больших различий в оценке стимулов к учебе юношей и девушек не обнаружено, но некоторые психологические нюансы вузовские преподаватели должны учитывать. К примеру, оказалось, что девушки лучше воспринимают объяснение преподавателя, реагируют на внешний контроль. В то же время юноши отзывчивее на применение практических методов обучения. Кроме того, установлено, что на первом и втором курсах студенты более чувствительны к высоким требованиям на экзаменах и зачетах, а пятикурсники (в сравнении с остальными) отдают предпочтение возможности работать на занятиях практически.
О степени самоопределения студента в образовательном процессе говорят его отношение к своему вузу, а также требования, которые он предъявляет к личности преподавателя. Строго говоря, мнение самих студентов о своем вузе можно рассматривать как своеобразную экспертную оценку. Участники опроса высказались о вузе следующим образом (в процентах к числу опрошенных, общая
выборка):
• учит работать и думать самостоятельно ....................................................56,0%;
• дает профессиональные знания...........53,8%;
• помогает лучше узнать свои возможности...............................................47,5%;
• дает возможность приобрести друзей ..........................................................36,9%;
• учит общению, сотрудничеству с людьми.................................................. 33,7%;
• учит разбираться в жизни....................21,3%;
• ничего существенного не дает..............4,9%.
Абсолютное большинство студентов положительно оценивает свои учебные заведения. Особенно важно, что молодые люди, прежде всего, отмечают приобре-
тение в процессе учебы навыков самостоятельной работы и самостоятельного мышления. Как видно, почти каждый второй участник опроса подчеркивает, что вуз помогает лучше узнать себя, свои возможности. Мнение студентов о своем вузе существенно не изменяется в зависимости от года обучения, но сильно зависит от учебной активности студентов. Анализ показал: наличие интереса к учебе обусловливает значительно более позитивное и конструктивное восприятие вузовской обстановки. Те же, кому учиться неинтересно, оценивают вуз скорее негативно. Среди них 44% (!) вообще полагает, что вуз ничего полезного им не дает. В гипотетической ситуации повторного выбора вуза студенты разных курсов повели бы себя по-разному. Удовлетворенность своим вузом посте-пенно снижается при переходе с курса на курс, что, скорее всего, объясняется разочарованием в выборе профессии.
Сравнительный анализ показал, что эта тенденция проявляется в большей или меньшей степени на всех обследованных специальностях. Таким образом, процесс профессионального самоопределения для многих молодых людей связан с кризисом их личностного развития, что, несомненно, требует усиления роли психологической службы в вузе и влияния преподавателей на личностное и профессиональное самочувствие студентов.
В связи с этим определенный интерес для оптимизации управленческой деятельности в вузе представляет анализ требований студентов к личности современного преподавателя. Результаты опроса выявили следующие предпочтения: 87,7% респондентов поставили на первое место «умение преподавателя излагать материал, объяснять», на второе — «глубокое знание преподавателем своего предмета» (55,8%), на третье — «чувство юмора» (53%). Вторую группу предпочитаемых качеств составили: «общительность» — 33,4%, «хорошее знание практики» — 31,8%, «отзывчивость, чуткость» — 29,7% и «демократичность
убеждений» — 23,6%. Остальные качества отмечались заметно реже (каждое из них набрало менее 20% голосов). На последнем месте (!) оказалась такая характеристика, как «увлеченность наукой» — 12%.
Требования к преподавателям со стороны юношей и девушек практически полностью совпадают. Лишь одно качество — «чуткость, отзывчивость» — немного чаще отмечается девушками. Требования к личности преподавателя практически одинаковы у студентов различных курсов. Выяснилось, что на требованиях, которые предъявляются к личности преподавателя, в известной степени отражается сложившееся у студента отношение к учебе. Те студенты, которые учатся с интересом, больше других ценят в преподавателях профессиональную компетентность, умение излагать материал, хорошее знание практики. Кому учиться неинтересно, больше остальных обращают внимание на коммуникативные качества преподавателя, его чувство юмора. Особенно резко различается характер требований к преподавателю со стороны студентов, имеющих разную успеваемость. У «троечников» и «отличников» система требований к личности преподавателя прямо противоположна. «Отличники» хотят, чтобы преподаватель был знающим специалистом, а «троечники» хотят, чтобы преподаватель был добрым и веселым человеком.
Итак, «эталонный» портрет преподавателя, с точки зрения студентов, достаточно четко обрисован: специалист, хорошо знающий свой предмет, интересно излагающий материал, обладающий чувством юмора и умением общаться с молодежью. Этот образ-эталон отражает представления, интересы и вкусы сегодняшних студентов, которые необходимо не только анализировать, но и учитывать для оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе.
Анализ жизненных планов опрошенных петербургских студентов выделяет следующие ориентации (табл. 3).
Таблица 3
Жизненные планы студентов разного года обучения (в процентах к числу опрошенных данного курса)
Жизненные планы после окончания вуза Курс обучения
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
Будут устраиваться на работу 64,8 64,9 70,5 72,0 76,8
Займутся устройством личной жизни 14,9 15,8 19,8 22,2 26,2
Планируют уехать жить за границу 16,4 10,7 13,7 17,0 8,3
Не знают точно, не определились 15,3 11,3 11,1 10,4 4,8
Анализ данных показывает, что с продвижением от курса к курсу уменьшается число студентов, не определившихся со своими жизненными планами. Кроме того, с переходом на каждый следующий курс эти планы становятся более реалистичными, молодежь все чаще задумывается о своей будущей работе и устройстве личной жизни. Таким образом, вузы достаточно успешно реализуют свое основное предназначение, ориентируя молодежь на профессионально-трудовую деятельность и дальнейшее повышение образовательного уровня.
К показателям учебно-воспитательной работы вуза следует отнести формируемый у студентов характер представлений о будущей специальности и работе. Наиболее распространенные профессиональные ожидания связаны с тем, что работа будет интересной, позволит совершенствоваться в избранной сфере деятельности. Многие рассчитывают на хороший заработок, мечтают сделать карьеру. Только одного из десяти молодых петербуржцев беспокоит проблема трудоустройства по специальности. Можно сделать вывод, что у большинства студентов складываются позитивные представления об их будущей работе, формируется по-настоящему деловой настрой на перспективу (рис. 3).
Анализ полученных данных убедительно показывает, что сложившееся отношение к учебе в самой сильной мере влияет и на профессиональные ожидания студентов. Более позитивные представления о будущей профессии и работе складываются у тех студентов, которые
учатся с интересом. В том случае, когда учиться неинтересно, профессиональное «завтра» чаще всего видится в черном цвете. Эта молодежь уже заранее настраивается негативно в отношении своего профессионального будущего, т. е. отношение к учебе переносится и на отношение к избранной профессии (и наоборот).
50 -|
1 — работа будет интересной (46%); 2 — предполагаю стать профессионалом в своем деле (41,4%); 3 — работа позволит хорошо зарабатывать (36,3%); 4 — можно будет сделать неплохую карьеру (28,9%); 5 — работу по специальности будет трудно найти (11,4%); 6 — нет никакого определенного представления (9,5%); 7 — не стану работать по данной специальности (14,2%).
Выяснилось, что доля разочаровавшихся в своей профессии (кто не собирается работать по данной специальности) за годы обучения в вузе увеличивается в среднем в ТРИ раза. Следовательно, со студентами всех категорий рекомендуется постоянно проводить работу по профессиональной ориентации, но особенно интенсивно — на старших курсах.
40 -30 -20 -10 -0
Лдж
1 2 3 4 5 6 7
Рис. 3. Профессиональные ожидания студентов (в процентах к числу опрошенных, общая в ыборка):
Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы выпускники высших учебных заведений шли работать по специальности. Однако эту проблему невозможно решить административными мерами (например, с помощью принудительного распределения). Здесь необходимо квалифицированно выстроить всю цепочку профессиональной подготовки: от отбора и приема абитуриентов до организации дипломного проектирования. В то же время нельзя делать трагедии из того, что часть выпускников порывает со своей специальностью. Усилия вуза (и государственные средства) не пропали даром, если выпускник получил хорошую общую профессиональную подготовку, умеет работать и думать, проявляет творческую инициативу, способен к самообразованию, если молодой человек нашел себя в иной сфере деятельности и успешно трудится на благо общества. Определенная ротация молодых кадров между различными отраслями народного хозяйства и неизбежна, и закономерна, и даже в некоторой степени полезна.
За время обучения в вузе студент не только осваивает профессию, но и вырабатывает для себя определенную жизненную философию, ориентации на определенные ценности, которые позволяют себя чувствовать счастливым. Наиболее предпочтительными для опрошенных студентов оказались «заработок», «интересная работа», «высокое социальное положение» (рис. 4).
В подобной шкале заложена предпосылка и для развертывания широкой инициативы молодых инженерных и научных кадров. В группу лидирующих ценностей вошла «интересная работа»; можно утверждать, что сегодняшние молодые специалисты не будут согласны на любой хорошо оплачиваемый труд. Они будут стремиться туда, где смогут полнее проявить себя.
Среди опрошенных студентов 41% отмечают, что в дальнейшем намерены стать профессионалами в своем деле, од-
нако только 10% оценивают «профессиональные достижения» как одно из благ, необходимых человеку, чтобы почувствовать себя счастливыми. Подобное различие показателей требует своего объяснения. Формулируя первый ответ, респонденты рассматривают профессиональную деятельность сугубо в практическом аспекте, как средство достижения своих жизненных целей. Второй, более редкий ответ имеет глубокий, эмоционально-личностный смысл. Участники опроса, разделяющие данную точку зрения, рассматривают профессиональную деятельность как самоценность, сферу самореализации. Их привлекает профессия сама по себе. Большая разница между этими цифрами, на наш взгляд, говорит о наблюдаемом отчуждении молодежи от профессии. Профессиональная деятельность воспринимается как вынужденная, которая осваивается лишь в силу необходимости, воспринимается как промежуточное средство, нужное для иных достижений.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
и
И
1 2 3 4 5 6 7
Рис 4. Мнение студентов о том, что надо человеку для счастья (в процентах к числу опрошенных, общая выборка):
1 — нужен высокий заработок (73%);
2 — высокое социальное положение (65%);
3 — интересная работа (66%);
4 — собственность, капитал (48,4%);
5 — верный, любимый человек (30,9%)
6 — уважение окружающих (24,1%);
7 — чистая совесть (23,6%);
8 — нужны хорошие друзья (11,4%);
9 — профессиональные достижения (10%);
10 — душевное спокойствие (6,5%).
Когда профессиональный труд является сложным по содержанию, требует инициативы и творческого подхода, последствия отчужденного отношения будут серьезными. Ибо для инициативных действий и творческих решений необходима мобилизация всех ресурсов личности, высокое напряжение интеллектуальных, эмоционально-волевых усилий специалиста. Необходима поглощенность делом, определенное слияние жизненного пути и трудового процесса. Возникает опасность, что через некоторое время наша страна станет испытывать острую нехватку в исследователях, инженерах, технологах, конструкторах, которых не смогут заменить менеджеры, финансисты и клерки (даже с зарубежными дипломами).
Ко второй группе ценностей участники опроса отнесли «собственность, капитал». Это говорит о том, что многие выпускники петербургских вузов не удовлетворятся ролью простых исполнителей, наемных работников: их будет привлекать возможность стать совладельцами, сохозяевами средств производства. В третью группу попадают такие ценности, как «любимый человек», «уважение окружающих» и «чистая совесть», — то есть нравственно-психологические ценности.
Надо полагать, что перед нами новое поколение — поколение реалистов и прагматиков, ориентирующихся на ценности рыночной экономики и мировоззрение «разумного эгоизма». Весьма примечательно, что в конце списка предпочтений разместились «профессиональные достижения». Следовательно, сегодняшние российские студенты в большей степени ориентированы на материальный и социальный успех, нежели на собственно профессиональную карьеру. Им важно добиться в жизни экономического благополучия, статуса, интересной работы, а не высоких результатов в области своей специальности.
Для преодоления отчуждения молодежи с высшим естественнонаучным и техническим образованием от профессии необходим комплекс социально-экономических мер: существенное повышение уровня заработной платы специалистов, изменение социального статуса инженерно-технических и научных работников через их приобщение к собственности путем частичной передачи им прав сохозяев, совладельцев предприятий.
Наиболее распространенными видами занятий в свободное время опрошенных студентов является «чтение» (отметили 38% опрошенных), «общение с компьютером» (34,2%), «прослушивание музыки» (31,7%), «спорт и туризм» (28%), «ничегонеделание, отдых» (26,7%), и «художественным творчество» — 15%. Почти 30% респондентов подрабатывает, 16% много времени тратит на хозяйственные дела. Образ жизни петербургского студента характеризуется разнообразием и многоплановостью, складывается на основе шести основных элементов: книги — компьютер — музыка — спорт — отдых — приработок. Обращаем внимание на тот факт, что компьютер становится неотъемлемой частью нового образа жизни молодежи, практически сравниваясь с влиянием книги. Более того, в ряде случаев он уже начинает занимать прочное первое место в перечне наиболее распространенных занятий в свободное время.
За время обучения в вузе интересы и увлечения студентов претерпевают определенные изменения. Одни виды деятельности начинают постепенно занимать меньшую долю в структуре свободного времени: занятия спортом и туризмом, увлечение музыкой, пассивный отдых; другие, напротив, становятся более распространенными. Так, наибольшая динамика наблюдается в отношении к дополнительным заработкам (на 1-м курсе подрабатывает 10,4% студентов, а на 5-м — уже 53,6%). Хочется отметить, что старшекурсники
начинают подрабатывать не только ради денег, но и для того, чтобы зарекомендовать себя в глазах потенциальных работодателей.
Проведенные мониторинговые исследования показывают, что петербургская высшая школа в целом успешно справляется со своими основными задачами, осуществляя подготовку квалифицированных специалистов, ориентированных на профессионально-трудовую деятельность, продолжение образования, позитивно настроенных к будущей работе, нацеленных на материальный успех и социальную карьеру. Однако имеющийся потенциал высшей школы используется далеко не полностью. Для улучшения работы вузов можно сформулировать ряд принципов социально-педагогического регулирования образовательного процесса:
• необходимо принять комплекс социально-экономических и организационных мер, реально обеспечивающих равную доступность высшего образования всем социальным группам населения, способствующих поступлению в вузы сельской молодежи, отслуживших в рядах вооруженных сил или проработавших на производстве;
• вузам следует совершенствовать систему вступительных испытаний, включая в них элементы профессионального отбора, учитывая изначальную ори-
ентацию абитуриентов к будущей специальности;
• должны быть реализованы меры, стимулирующие мотивацию к освоению образовательных программ с учетом особенностей, присущих конкретным специальностям;
• преподавателям вузов следовало бы изыскивать формы оказания студентам индивидуальной психолого-педагогической поддержки с целью разрешения сомнений в правильности сделанного выбора, укрепления ориентации на будущую профессиональную деятельность по избранной специальности;
Кроме того, в систему управления вузом, региональной системой высшего образования должен активно внедряться информационно-аналитический подход, позволяющий руководителям более глубоко, детально и оперативно отслеживать содержательные аспекты образовательного процесса. Создание механизмов прогнозирования потребности в кадрах для региональных рынков занятости позволило бы регулировать направления подготовки специалистов с учетом их потребности их привлекательности для населения. Обязательное проведение социологических монито-рингов, несомненно, позволит качественно улучшить управление системой высшего образования.
А. Ооюкког
ON THE APPLICATION OF THE SOCIOLOGICAL STUDIES IN THE MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION REGIONAL SYSTEM
This article contains the results of the social studies, which had been carried out in the leading higher educational institutions of St. -Petersburg. These studies allowed to work out some recommendations on the improvement of higher school activity as well as to test the research tools which make use of new information technologies. During the research the following aspects had been analysed: the motivation to study in high educational institution, the ways of choosing speciality, stimuli to study, studen's opinions on the activity of higher educational institution, evaluations of the personal characteristics of their teaching staff etc. A number of social economical, organizational and pedagogic measures revealed will allow to improve higher educational institutions work.