Научная статья на тему 'Представления студентов факультетов дистанционного образования ННГУ о ценности и полезности высшего образования (на примере 6фдо г. Арзамас)'

Представления студентов факультетов дистанционного образования ННГУ о ценности и полезности высшего образования (на примере 6фдо г. Арзамас) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛЕЗНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСУРСНОСТЬ СЕМЬИ / КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FAMILY'S RESOURCES / ACCESSIBILITY OF HIGH EDUCATION / VALUABLE OF HIGH EDUCATION / USEFUL OF HIGH EDUCATION / TO REASON TO BE EDUCATED / CULTURAL RESOURCES / ECONOMICAL RESOURCES / SOCIAL RESOURCES / EDUCATIONAL STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Марина Львовна

Рассматриваются представления студентов факультета дистанционного образования г. Арзамаса о доступности, ценности и полезности высшего образования. На основе проведенного автором исследования показано, что большинство студентов данного факультета ННГУ связывают обучение в вузе с получением престижной высокооплачиваемой работы и достижением более высокого социального статуса. На основе этого был сделан вывод о преобладании у данных студентов стратегий достижения (статуса, престижа и др.). Также были выявлены профессиональные ожидания и намерения студентов по окончании вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF STUDENTS OF DEPARTMENS OF DISTANS LEARNING OF ACCESSIBILITY, VALUABLE AND USEFUL OF HIGH EDUCATION

This article is about students notion of accessibility, valuable and useful of high education. The results of authors sociological research have evidenced this students are educated to get prestigious high paid work and higher social position. The authors dominant interpretation is most of the students use achievement educational strategies. Also author have revealed students professional expectation and intention after ending higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Представления студентов факультетов дистанционного образования ННГУ о ценности и полезности высшего образования (на примере 6фдо г. Арзамас)»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 3 (15), с. 47-52 47

УДК 316.477

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ННГУ О ЦЕННОСТИ И ПОЛЕЗНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере 6ФДО г. Арзамас)

© 2009 г. М.Л. Максимова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

maximova_mar@mail. т

Пчктупала в реНащаю 18.06.2009

Рассматриваются представления студентов факультета дистанционного образования г. Арзамаса о доступности, ценности и полезности высшего образования. На основе проведенного автором исследования показано, что большинство студентов данного факультета ННГУ связывают обучение в вузе с получением престижной высокооплачиваемой работы и достижением более высокого социального статуса. На основе этого был сделан вывод о преобладании у данных студентов стратегий достижения (статуса, престижа и др.). Также были выявлены профессиональные ожидания и намерения студентов по окончании вуза.

Ключевые клчва: ценность высшего образования, полезность высшего образования, доступность высшего образования, мотивы получения высшего образования, ресурсность семьи, культурные ресурсы, экономические ресурсы, социальные ресурсы, стратегии получения высшего образования.

Современная система высшего образования характеризуется широкой доступностью для представителей практически всех социальных групп, поэтому, принимая решение о поступлении в высшее учебное заведение, молодой человек оказывается в ситуации непростого выбора среди огромного количества предложений образовательных услуг со стороны вузов разного направления, разных форм собственности, уровня оплаты за обучение и т.д.

Несмотря на многообразие типов высших учебных заведений, существующих в настоящее время в системе образования, современное высшее образование все больше ассоциируется именно с университетским образованием. Университеты все чаще занимают лидирующие позиции в современном обществе, что особенно характерно для региональных университетов. Такой университет привлекает к себе основную массу выпускников школ и других учебных заведений региона, предлагая большой выбор образовательных программ, форм и типов обучения, а также имеет разветвленную сеть центров/факультетов дистанционного образования, обеспечивающих доступность высшего образования для представителей разных социальных групп.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) является достаточно показательным примером такого образовательного комплекса [1]. Являясь крупнейшим региональным образовательным центром, имеющим множество развитых филиалов,

университет привлекает основную массу абитуриентов, ориентирующихся на качественное, престижное и относительно доступное образование.

Факультеты Центра дистанционного образования в структуре ННГУ занимают особое место [2]. Одним из оснований создания данного центра было намерение предоставить возможность выходцам из разноресурсных социальных групп, не имеющих возможности приезжать в областной центр «за образованием», получать университетское высшее образование «у себя дома». С другой стороны, дистанционное образование постепенно стало выполнять также функцию «социального холодильника» [3], обеспечивая отток с регионального рынка труда неквалифицированной молодежи, с одной стороны, и социализацию этой молодежи на более высоком социокультурном уровне - с другой. В результате появилась еще одна многочисленная группа, ориентированная на получение высшего образования.

Студенты факультетов дистанционного обучения дневной формы находятся в особых условиях по сравнению со студентами, обучающимися в Нижнем Новгороде:

- во-первых, все они получают платное образование, следовательно, доступность высшего образования определятся экономическим ресурсом семьи;

- во-вторых, им приходится выбирать из ограниченного набора специальностей, поэтому многие из абитуриентов оказываются перед вы-

Таблица

Основные причины, по которым студент получает высшее образование

Социально-профессиональные факторы Социокультурные факторы

Получение хорошего образования, которое поможет получить хорошую (престижную, высокооплачиваемую) работу Общение: «завести новых друзей», «общаться с интересными людьми», «новые знакомства», «расширить свои социальные связи»

Получение диплома о высшем образовании «Пожить студенческой жизнью»

Престиж и статус высшего образования: «учиться в вузе сейчас престижно», «чтобы быть уважаемым в обществе человеком», «люди с высшим образованием в обществе ценятся больше, чем без него» «Интересно учиться» «Нравится учиться»: получение знаний как процесс

«Высшее образование необходимо» «Без высшего образования сейчас никуда» Самореализация в жизни

Получение хороших знаний, доступ к необходимой информации Саморазвитие: «повышение интеллектуального уровня», «навыки аналитического мышления», «приобрести знания о жизни»

Желание родителей Приобретение коммуникативных навыков

Отсрочка от армии «Всегда мечтал учиться в университете»

«Быть образованным человеком» Продолжить образование

«Чтобы было»

бором: либо учиться по более-менее приемлемой специальности, либо не учиться вообще.

Факультет дистанционного обучения, расположенный в г. Арзамасе, был выбран для проведения социологического исследования как один из типичных факультетов Центра, поскольку находится в районном центре, достаточно удаленном от Нижнего Новгорода. Несмотря на то что в Арзамасе имеется педагогический институт и филиалы ряда московских вузов, 6ФДО, по отзывам студентов, обладает наибольшей привлекательностью для выпускников школ города и района.

Для выявления специфики представлений студентов о ценности и полезности высшего образования автором был проведен опрос студентов второго курса, обучающихся по направлениям: «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление», «Прикладная информатика».

На основе результатов предыдущих исследований [4] нами был выделен основной дифференцирующий фактор в субъективных оценках студентов ценности высшего образования -мотивы получения высшего образования. Эти мотивы мы условно разделили на две группы, поскольку они так или иначе являются значимыми для студентов разных направлений, и расположили по частоте встречаемости (см. таблицу).

В то же время мы выявили различия на уровне предпочтительных мотивов среди обучающихся на разных направлениях.

Основными мотивами выбора высшего образования студентами направления «Юриспруденция» стали следующие: престижная высокооплачиваемая работа в будущем, возможность получить отсрочку от армии и желание родителей. Намного реже упоминаются престиж профессии, возможность повышения социального статуса и получения высшего образования как такового.

Среди факторов, определивших намерение обучаться именно по данному направлению, респонденты указывали в основном, что будущая специальность является интересной, престижной и востребованной и соответствует их способностям («нет способностей к точным наукам, поэтому выбрал эту»). Важное значение имели советы друзей, а также «географическая доступность» и доступная цена обучения.

Ожидания от получаемого образования у студентов данного направления в достаточной степени прагматические: первое место занимает «хорошая высокооплачиваемая работа», второе - новые знания и умения. Гораздо менее значимы возможность «стать профессионалом», получить диплом и «достигнуть высокого положения в обществе», а также «материальная независимость» и «самореализация в жизни», которые занимают последние места. Следовательно, высшее образование для будущих юристов имеет ярко выраженную инструментальную ценность, связанную с материальными выгодами, предоставляемыми будущей профессиональной деятельностью. Стоит также отметить,

ПреНктавлееар ктуНеетов факультетов Нактавбачеечгч чбразчваеарННГУ ч бееечкта выкшегч чбразчваеар 49

что представления о «хорошей работе» достаточно расплывчаты и практически не связаны с профессиональными характеристиками будущей трудовой деятельности.

Подавляющее большинство студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», намерены работать по специальности: только трое из 30 опрошенных ответили «нет». Однако респонденты отмечают, что найти работу по специальности достаточно сложно. В качестве основных препятствий при устройстве на работу называются: отсутствие «связей» (везде только «свои», «без блата не устроиться»), отсутствие опыта работы и высокая конкуренция в данной профессиональной сфере. В то же время при поступлении на работу студенты надеются, что в их пользу будет свидетельствовать престиж и статус ННГУ. Кроме того, некоторая часть студентов намерена получать «второе высшее» образование в области экономики, психологии или управления.

Основную часть студентов данного направления составляют восемнадцатилетние юноши и девушки при небольшом численном перевесе последних. Среди них в момент опроса работали всего двое юношей, причем не по специальности. Родители опрошенных в основном имеют среднее специальное и высшее образование; в основном это рабочие, реже служащие (в основном матери), предприниматели и руководители. Доход своей семьи респонденты определяют как высокий и средний.

Студенты, обучающиеся по направлению «Фаеаекы а креНат», также среди основных мотивов получения высшего образования называют получение престижной высокооплачиваемой работы и желание родителей. В то же время для них значимыми являются получение знаний и возможность стать квалифицированными специалистами, отсрочка от армии, получение диплома, «требования общества» и в меньшей степени «развитие собственного интеллекта» и приобретение новых знакомств.

Выбор данного направления определяется тем, что «нравится данная специальность» и «это востребованная специальность», престижем базового факультета и будущей работы, наличием «необходимых качеств» и способностей.

Ожидания от получаемого образования также достаточно прагматичны, но более разнообразны. Одинаковое значение имеют как будущая престижная работа, так и получаемые знания, а также диплом, «финансовая независимость» и самореализация. В то же время среди данных студентов есть и те, кто «ничего не

ожидают»: семь из пятидесяти трех опрошенных. Стоит отметить, что для этих студентов наиболее важное значение имеет престиж будущей работы, втрое место по значимости отведено знаниям, а высокая зарплата занимает лишь третье место. Следовательно, высшее образование для будущих финансистов, также имея инструментальную ценность, является в большей степени статусной характеристикой.

Так же, как и будущие юристы, студенты направления «Финансы и кредит» намерены по окончании вуза работать по специальности, однако среди них больше тех, кто «еще не определился». Кроме того, небольшая часть респондентов намерена получать второе высшее образование или искать «любую хорошо оплачиваемую работу».

Оценивая свои возможности трудоустройства по специальности по окончании вуза, студенты, обучающиеся по направлению «Финансы и кредит», тоже отмечают, что это сделать нелегко из-за отсутствия опыта работы, «связей» и конкуренции на рынке труда. Однако они более оптимистичны по сравнению с будущими юристами.

В данной группе преобладают девушки (31 против 22) в возрасте 18 лет. Работающих среди них всего шестеро, причем также не по специальности.

Среди родителей подавляющее большинство являются рабочими, предпринимателями, руководителями и служащими, имеющими преимущественно среднее специальное и высшее образование (в основном это матери). Большинство оценивают свой доход как средний и высокий.

Основные мотивы выбора высшего образования студентами направления «ГчкуНарктвее-ече а муеабапальече управлееае» так же, как у предыдущих групп, - престижная, достойная, высокооплачиваемая работа. Однако здесь второе по значимости место занимают престижность самого образования, затем получение необходимых знаний и желание родителей. Отсрочка от армии упоминается реже, в то же время студенты чаще говорят о том, что это модно, является требованием работодателя и «необходимостью».

Решение поступать именно на данное направление обусловлено тем, что это интересная специальность, имеющая достаточно низкую стоимость обучения. Важным здесь является и то, что студенты часто упоминали название специальности, которое понравилось как «наиболее реальное и интересное». Среди респондентов оказалось достаточно много тех, кто «поступал в Нижнем, но не прошел».

Ожидания респондентов от получаемого образования и специальности вариативны, у этой группы нет явно выраженных предпочтений по сравнению с предыдущими: это и хорошая работа, и должность, и «поиск своего Я», и «большие возможности в жизни», и желание «стать хорошим специалистом», и «обеспеченность», а также приобретение новых знаний и умений, «саморазвитие» и «повышение интеллектуального уровня». В данном случае мы можем говорить о том, что для этих студентов ценность имеет и прагматическая, и содержательная составляющие высшего образования. Возможно, в этом не последнюю роль сыграло то, что выбор направления обучения являлся в определенной степени случайным, ориентированным на «модное» название в рамках ограниченного предложения направлений обучения.

Возможности трудоустройства по окончании вуза также оцениваются неоднозначно, достаточно много расплывчатых ответов: «по возможности», «надеюсь», «еще не задумывался». Кроме того, часть студентов связывают увеличение шансов на получение работы по специальности либо с переездом в «большой город», либо с получением второго высшего образования.

В данной группе также преобладают девушки, однако восемнадцати- и девятнадцатилетних среди них почти поровну. Работающих по-прежнему мало: 3 из 37 опрошенных.

Родители студентов этой группы в основном представлены рабочими, служащими и предпринимателями, очень мало руководителей и непроизводственной интеллигенции. Примерно половина родителей имеют среднее специальное образование, чуть меньше - высшее. Доход своей семьи большинство респондентов оценивают как средний.

Наконец, студенты, обучающиеся по направлению «Прикладная информатика», в качестве основных мотивов получения высшего образования называют: возможность получать более высокую зарплату, «приобрести квалификацию и профессию», отсрочка от армии, престижность образования и требования современной жизни («чтобы было», «все получают», «быть как все»).

В качестве соображений, повлиявших на выбор именно этого направления, чаще всего упоминается то, что это интересная и востребованная специальность, «больше шансов найти работу», совет родителей, но появляются и пессимистические ответы: «зря», «помутнение сознания».

Ожидания от получаемого образования достаточно неопределенны и вариативны, студенты чаще говорят об универсальных «выгодах»: получить знания, «стать умнее», «подготовка к жизни», реже упоминается возможность работать по специальности и получать высокую зарплату. Можно предположить, что ориентация на преимущественно содержательную составляющую высшего образования обусловлена желанием «просто учиться», получить хоть какое-нибудь высшее образование в ситуации, когда студенты могут задействовать достаточно ограниченные экономические, культурные и социальные ресурсы семьи.

Оценки возможностей трудоустройства у студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика», еще более расплывчаты: достаточно много ответов «не знаю», «сомневаюсь», «хотелось бы», «возможно, но не сразу», несмотря на достаточно четко выраженные намерения работать по специальности. Также здесь нет четкого представления о возможных трудностях, возникающих при поиске работы.

В данную группу входят поровну и юноши и девушки, средний возраст - девятнадцать лет. Из 16 опрошенных работают четверо (не по специальности).

Среди родителей респондентов преобладают рабочие, ИТР, руководители и служащие. Образование родителей в основном среднее специальное и высшее. Доход своей семьи респонденты оценивают как средний.

Практически все студенты перечисленных направлений отмечают, что «проблем с поступлением» не было, однако сам процесс обучения вызывает трудности.

В целом, оценивая возможности поступления в вуз, студенты 6ФДО в качестве наиболее значимых факторов называют «деньги», «знания» и «связи». Причем для обучающихся по направлению «Прикладная информатика» деньги имеют гораздо больший «вес», чем для будущих юристов и финансистов. Эти же студенты чаще говорят о сложности поступления в вуз для «бедных», родители которых не в состоянии оплатить обучение: «...не все родители могут обеспечить платное обучение. А если поступать бесплатно, то в первую очередь поступит тот, у кого есть связи и деньги», а в результате: «кто с деньгами не хочет учиться, но учится (в большинстве случаев), кто бедные и хотят учиться - не учатся».

Следовательно, субъективные представления о доступности высшего образования в большей степени определяются наличием экономических, культурных и социальных ресурсов семьи,

ПреНктавлееар ктуНеетчв факультетчв дактаебачеечгч чбразчваеар ННГУ ч бееечкта выкшегч чбразчваеар 51

которые задействует студент в процессе поступления в вуз и дальнейшего обучения. Чем меньше экономический и социальный ресурсы семьи, которые определяются профессиональной принадлежностью родителей и уровнем дохода семьи, тем чаще высказываются мнения о недоступности высшего образования для «умных, но бедных», и увеличивается степень негативной оценки существующей системы конкурсного отбора в вузы. С другой стороны, студенты из высокоресурсных групп, как правило, оценивают данную систему как справедливую, а доступность высшего образования больше связывают с наличием желания обучаться в вузе и меньше - с материальными возможностями.

В то же время подавляющее большинство родителей студентов данной группы имеют среднее специальное образование, и чаще всего это рабочие, предприниматели, реже служащие и руководители. Иными словами, в целом культурный и социальный ресурс студентов ФДО небольшой, и основной ресурс, который они могут задействовать, - экономический: большинство оценивают доход семьи как средний и высокий.

Стоит также отметить, что фактор «связей» становится наиболее значимым и на этапе окончания вуза - устройство на работу. Большое значение он имеет для обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Финансы и кредит». Кроме того, эти студенты достаточно оптимистично смотрят в будущее: подавляющее большинство намерены работать по специальности, хотя и считают, что устроиться на работу будет сложно из-за большой конкуренции среди специалистов. Основными факторами, облегчающими устройство на работу, являются «нужные знакомства», «связи». Также легко устроиться на работу тому, кто «намеревается продолжить дело родителей».

Таким образом, в целом основными мотивами получения высшего образования, определяющими его ценность и значимость для студентов дневного отделения 6-го факультета дистанционного обучения (г. Арзамас), являются следующие: высокооплачиваемая работа в будущем, получение престижной профессии и повышение социального статуса. На основании этого мы можем сделать вывод, что для данных студентов высшее образование в большей степени остается фактором восходящей социальной мобильности, а не социальной нормой. В качестве других значимых мотивов были названы: желание родителей, стремление к финансовой независимости от родителей, желание «доказать родителям (друзьям, учителям), что смо-

гу учиться в вузе», намерение переехать из села в город, а также «быть не хуже других». Следовательно, мотивация получения высшего образования у студентов данной группы связана в первую очередь с достижением (статуса, престижа, независимости и т.д.).

Представления о ценности, полезности получаемого высшего образования достаточно существенно изменяются в зависимости от направления, по которому обучаются студенты. Так, инструментальную ценность оно имеет для студентов направления «Юриспруденция» и «Финансы и кредит», причем с четко выраженной ориентацией на экономические и статусные выгоды. Для студентов направления «Государственное и муниципальное управление» одинаково значимы и инструментальная, и терминальная ценность высшего образования, они занимают как бы промежуточное положение. А студенты направления «Прикладная информатика» отдают предпочтение содержательной составляющей высшего образования. В целом, однако, для всех этих групп студентов высшее образование все же остается значимой ценностью, поскольку позволяет в будущем претендовать на более высокие социальные позиции.

Полезность высшего образования студенты ФДО также в основном связывают с внешними, прагматическими «выгодами»: высокооплачиваемая работа, социальный статус и престиж, тогда как ориентированные на саморазвитие и самосовершенствование «выгоды» менее значимы и артикулированы.

Студенты 6ФДО в процессе получения высшего образования используют стратегии «достижения», преимущественно основанные на экономическом ресурсе семьи. Такая ситуация определяет ценность и полезность высшего образования как дающего возможность реализации своих социальных притязаний в будущем, связанных в первую очередь с определенной сферой социально-профессиональной деятельности.

Прамечавар

1. Опрос проводился в ноябре - декабре 2007 г. Было опрошено 140 человек, обработано 136 анкет. При проведении опроса использовалась анкета рефлексивного типа, при заполнении которой респондент сам формулирует ответы на поставленные вопросы.

Спаечк латературы

1. Колобов О.А. Инновационная модель российского университета // Вестник ННГУ Серия Инновации в образовании. Вып. 1 (4), 2003. С. 112-115.

2. Колданов А.П., Шуваев Д.Н. Опыт Нижегородского госуниверситета в создании региональной системы дистанционного образования // Вестник ННГУ. Серия Инновации в образовании. Вып. 1(4), 2003. С. 136-145.

3. Овсянников А.А. Система образования в Рос-

сии и образование в России // Мир России. 1999. № 3. С. 73-132.

4. Максимова М.Л. Образовательные стратегии студентов регионального университета. Монография. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009. С. 57-73.

THE NOTION OF STUDENTS OF DEPARTMENS OF DISTANS LEARNING OF ACCESSIBILITY, VALUABLE AND USEFUL OF HIGH EDUCATION

M.L. Maksimova

This article is about student's notion of accessibility, valuable and useful of high education. The results of author's sociological research have evidenced this students are educated to get prestigious high paid work and higher social position. The author's dominant interpretation is most of the students use achievement educational strategies. Also author have revealed student's professional expectation and intention after ending higher educational institution.

Keywords: accessibility of high education , valuable of high education, useful of high education, to reason to be educated, family's resources, cultural resources, economical resources, social resources, educational strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.