ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 4
проблемы университетского
образования
и. В. Васенина, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*
мотивационные установки абитуриентов юридического факультета мгу
В статье рассматриваются проблемы выбора юридического образования старшеклассниками московских школ на основе проведенного в декабре 2015 г. социологического исследования. Результаты исследования показали, что высшее образование в понимании абитуриентов — это возможность получения нового социального статуса, возможность восходящего перехода по социальной лестнице, что дает возможность успешного трудоустройства. Современный абитуриент в основном самостоятельно выбирает вуз, опираясь на интересующую его специальность и желание учиться в определенном вузе. При изучении характеристик вуза определяющими оказываются такие характеристики как качество образования, престижность вуза или факультета и наличие бюджетных мест.
Ключевые слова: образовательные стратегии, социальный старт, юридическое образование, старшеклассники, социальный лифт, статус, качество образования.
The article discusses the problem of the choice of legal education students from Moscow schools on the basis conducted in December 2015 sociological research. The study results showed that higher education in understanding of students — it is an opportunity to obtain a new social status, the possibility of ascending the social ladder transition, enabling successful employment. Modern entrant mainly chooses university based on the profession he is interested in and desire to study in a particular university. In the study of the characteristics of the university are the defining characteristics such as quality of education, prestige of the university or faculty and the availability of budget places.
Keywords: educational strategies, social start, legal education, seniors, social mobility, status, quality of education.
Перипетии современной жизни постоянно вносят изменения в систему мировоззренческих ориентаций современной молодежи,
* irvasenina@yandex.ru
в том числе и на ее установки в получении высшего образования. Социальная ценность образования по-прежнему остается высокой, при этом изменился ее характер: образование становится основным инструментом для достижения ближайших целей. Современные выпускники ориентированы на ранний выход на рынок труда, поиск подработок или своей ниши в структуре занятости, накоплению трудового опыта и приобретению экономической независимости от родителей. В фокусе многочисленных исследований зачастую находятся факторы, влияющие на осуществление образовательной деятельности. Неоспоримо, что в развитии и становлении личности большую роль играют семья, социальная среда, особенности организации образовательного процесса и др. А многое ли мы знаем о самой учащейся молодежи?
Выбор вуза — это основной этап процесса профессионального самоопределения для выпускников школ, а для вуза ежегодный прием нового контингента обучающихся — не только количество, но и «качество» студентов. Очевидно, что проблема выбора вуза на сегодняшний день имеет большое значение для абитуриентов. Встает вопрос о характеристике образовательного поведения современных старшеклассников, будущих абитуриентов.
Остановимся коротко на характеристике образовательного поведения молодежи. Различные дефиниции образовательного поведения позволяют выделить его специфику. Так, оно проявляется на уровне осознания необходимости получения профессионального образования, новых знаний и на уровне системы действий по выбору конкретного учебного заведения, в котором человек желает получить нужные ему знания, освоить выбранную профессию, по форме обучения и рассмотрению соответствующих альтернатив. Отсюда можно вывести рабочее определение образовательного поведения как системы действий по принятию решения о получении новых знаний, профессиональном образовании и построению образовательных стратегий для его реализации.
Выбор образования и профессии молодыми людьми зависит от региона, в котором они проживают, но можно проследить общие тенденции. Так, школьников, продолживших обучение в 10—11 классах, ориентируют на получение высшего образования и родители, и учителя. По результатам различных опросов, проведенных в течение последних лет, до 80—90% учащихся 11-х классов планируют поступать в вуз, и их намерения не зависят от уровня их успеваемости. Наиболее популярными причинами выбора того или иного уровня профессионального образования для одиннадцатиклассников являются следующие: «образование поможет сделать карьеру», «с профессиональным образованием смогу найти подходящее место работы»,
«буду иметь возможность хорошо зарабатывать», «получить профессию, которая нравится»1.
Таким образом, выбор уровня образования занимает первое место в образовательных ориентациях большинства школьников, они желают получить не определенную, а какую-нибудь профессию на базе высшего образования. На втором месте — выбор образовательного учреждения. Одиннадцатиклассники выбирают учебное заведение, не определившись с направлением обучения. Выбор будущей профессии формально остается наиболее важным решением в этот период жизни, но в реальности отходит даже не на второй, а на третий план. Определив желаемый уровень профессионального образования, выбор будущей профессии молодые люди откладывают на потом. Около 16—20% выпускников не знают, какую профессию хотят получить, выбирают из нескольких вариантов непосредственно при поступлении2. Неопределенность с выбором будущей профессии и желание поступить в вуз становятся частым явлением среди старшеклассников.
Можно сделать вывод, что основными характеристиками образовательного поведения современных выпускников школ является ориентация на получение высшего образования, его статусную привлекательность, предполагаемые социальные преимущества и гарантии трудоустройства, проще говоря образование является социально-статусной ценностью для молодежи. Руководствуясь статусной и экономической привлекательностью профессий, старшеклассники выбирают специальности, потребность в которых не слишком велика. Встает вопрос, какими мотивами они руководствуются при выборе учебного заведения, будущей профессии, как формируются образовательные стратегии школьников?
Развитие сферы образования и рынка труда приводит к расширению диапазона вариантов исполнения задуманных молодежью планов. Формирование образовательных стратегий начинается с мотивации. В дальнейшем происходит постановка профессиональных целей, на основе которых и осуществляется реальный выбор3. В образовательной стратегии мы находим отражение двух основных компонент: «что я хочу получить» и «как я хочу этого достичь». С одной стороны, мы изучаем содержание и «новые смыслы»: в образовании, привлекательности и престиже профессий, целях и ценностях, мо-
1 Батырева М. В. Профессионально-образовательные ориентации современных выпускников школ // Вестн. Тюменского гос. ун-та. 2010. № 4. С. 86.
2 Там же.
3 См.: Попова Е. С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 70.
тивации и основаниях выбора дальнейшего пути. С другой стороны, рассматриваем особенности прохождения образовательной траектории: влияние социокультурного, территориального, экономического, институционального и других барьеров4.
Мотивация к образованию неоднозначна. Наши действия зависят не только от того, насколько мотивация сильна, но и от ее направленности — в основных взглядах и целях, которые и приводят нас к осуществлению действия. Мотивация к образованию также специфична. Специфика заключается в том, что в своем социальном поведении и выборе образовательной траектории учащиеся не только (и не столько) руководствуются личными взглядами, представлениями и интересами, но и оказываются под воздействием тех ценностей и моделей образовательного и профессионального поведения, которые превалируют в окружающей их социальной среде. Именно социальное окружение учащегося во многом и определяет профессиональные предпочтения молодежи.
Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны анализировать свои интересы и способности, оценивать возможность коррекции несоответствий между своими желаниями и способностями с требованиями избираемой профессии, прогнозировать свое дальнейшее трудоустройство с учетом ситуации на рынке труда. Естественно, что каждый представитель молодого поколения в перспективе хочет, чтобы работа была престижной, перспективной и хорошо оплачиваемой. Поэтому оценка престижности будущей профессии оказывает основное влияние на принятие решения о получении того или иного образования.
Исследователи, занимающиеся изучением молодежи, постоянно исследуют ситуацию, чтобы выявить те или иные изменения, происходящие в молодежной среде. Анализ результатов всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1999—2002 гг.), проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах Российской Федерации под руководством профессора В. И. Чупрова, позволили выделить по крайней мере три типовые модели социального старта.
Согласно полученным результатам, первая модель представлена молодыми людьми, чьи цели ориентированы на ценности высшего
4 См.: Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М., 2008. С. 302.
образования (25—30%). При этом необходимо отметить, что не все из них мотивированы на приобретение знаний. Треть из них руководствуется вполне инструментальными мотивами, например получение диплома или отсрочка от армии.
Вторую модель избирает значительная часть молодого поколения (60—70%). Свой социальный старт они, так же как и молодые люди из первой модели, связывает с получением образования, но конкретные его формы после окончания школы не определены. Поведение этой группы зачастую зависит от «обстоятельств», к которым могут быть отнесены и наличие учебного заведения в месте проживания, и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учебы на коммерческой основе, и многое другое. Большинство молодых людей, действующих в соответствии с этой моделью, стремятся поступить в средние специальные учебные заведения, ставя во главу угла не столько их профиль, сколько доступность при поступлении. Некоторые пробуют поступить в высшее учебное заведение, но не очень огорчаются в случае неудачи.
Сторонники третьей модели (их около 10%) однозначно исключают для себя продолжение учебы. Их активность направлена на поиск работы. Причем в основу данной модели они ставят уровень оплаты труда. Содержание и условия труда не являются превалирующими в их предпочтениях и принимаются во внимание в последнюю очередь. Косвенно к сторонникам этой модели можно отнести и часть молодых людей с так называемым «отложенным стартом», для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей5.
Результаты исследования показали, что стартовые позиции молодежи и выбор стратегий поведения во многом определяются образовательным статусом родителей, уровнем материального благосостояния семьи, региональными условиями ее жизни, гендерными факторами, а также фактором социализации (например, девушки социализируются быстрее, чем юноши).
В 2005 г. РУДН в рамках проекта Минобрнауки РФ было проведено социологическое исследование, направленное на изучение социального развития молодежи в России. Особое внимание было уделено изучению мотивации получения высшего образования и пониманию престижа будущей профессии российскими студентами.
В опросе на основе простой случайной выборки участвовали студенты вузов трех российских городов: Москвы, Орла и Твери (учащи-
5 См.: Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 2003. С. 15.
еся разных курсов технических, естественно-научных и гуманитарных факультетов).
Анализ мотивационной структуры получения высшего образования студентов выявил следующую картину. При ответе на вопрос анкеты: «Что дает высшее образование?» — большинство молодых людей независимо от места проживания уверяют, что «пошли в вуз ради получения диплома». Второе место по популярности в указанных трех городах принадлежит суждению, что «высшее образование дает хорошую профессию в будущем», а третье — что «высшее образование само по себе принесет успех в жизни в дальнейшем». Здесь следует сказать, что в анкете имелся специальный вопрос, проясняющий мнение молодежи по поводу того, какие составляющие важны для достижения успеха в жизни. Во всех городах на первое место вышло такое личностное качество, как целеустремленность, а на второе — получение хорошего образования.
Любопытно сравнить результаты описываемого социологического исследования с показателями локального опроса студентов Российского университета дружбы народов (2005 г.), направленного на выявление их мотивации к получению высшего образования. Согласно собранным данным, для трети студентов доминирующим мотивом является получение определенного статуса в обществе и предполагаемая возможность хорошего заработка в будущем. Результаты данного опроса не только не вошли в противоречие с результатами социологического исследования молодежи Центральной России, но и внесли в них интересные дополнения.
Оценки российской молодежи позволили выстроить следующий рейтинг популярности предложенных девяти профессий: 1) программист — 18,3%; 2) юрист — 18,2%; 3) бизнесмен — 16,6%; 4) экономист-финансист — 14,2%; 5) менеджер — 13,7%; 6) профессии, связанные с криминалом — 6,5%; 7) психолог — 4,4%; 8) бухгалтер — 4,3%; 9) журналист, филолог — 3,3%.
Анализ ответов студентов московских вузов позволил выстроить несколько иной рейтинг: на первом месте — экономист (финансист), на втором — программист, на третьем — юрист, на четвертом — менеджер, на пятом — бизнесмен.
Итак, три наиболее популярные профессии среди молодежи — программист (профессия, котирующаяся на мировом рынке труда), юрист (хорошо оплачиваемая профессия на внутреннем рынке труда), бизнесмен (предприниматель).
По данным исследований, проведенных Д.Л Константиновским6 совместно с коллегами института социологии РАН, рейтинг привле-
6 Константиновский Д.Л. Указ. соч. С. 300.
кательности профессий у молодежи в блоке «интеллигентных профессий» высококвалифицированного труда наиболее высокую оценку получает юрист (см. рис. 1). По уровню привлекательности юрист выпадает из группы родственных ему профессионалов и смыкается с блоком «супер» привлекательных видов деятельности, которые были представлены в 1994 г. триадой «юрист—бизнесмен—банковский работник»; в 1998 г. — группой «юрист — программист — бизнесмен — банковский работник»; в 2004 и 2013 гг. блоком «бизнесмен — банковский работник — юрист».
Судя по близости позиций «юриста» и «бизнесмена», можно предположить, что в представлении молодых образ юриста, скорее всего, ассоциируется с финансовой состоятельностью. То, что отличает эти два вида деятельности друг от друга, видимо, и есть то, что делает их постоянно конкурирующими друг с другом на шкале привлекательности: разграничение между этими позициями проходит на уровне их профессионализма, строго детерминированного в случае «юриста» (им можно стать только при наличии диплома о соответствующем образовании) и гораздо более размытого — у бизнесмена. Очевидна также высокая востребованность профессии на рынке труда в связи с общим ростом и усложнением правовых аспектов современной жизни в целом, связанными с развитием частного сектора и предпринимательства. Кроме того, и это особенно важно подчеркнуть, устойчивая привлекательность этой профессии свидетельствует о предощущении молодым поколением поступательного развития общества, правовая сторона жизни которого должна и будет только шириться, и спрос на юристов в таком случае будет только расти.
О
1983 г. 1994 г. 1998 г. 2004 г. 2013 г.
Рис. 1. Динамика привлекательности профессии юриста, оцениваемая по 10-балльной шкале, где 1 — самый низкий и 10 — самый высокий рейтинг
Таким образом, поскольку юридическое образование остается востребованным уже на протяжении нескольких десятилетий, актуальными будут и результаты исследования, проведенного в конце 2015 г. лабораторией социально-правовых исследований юридического факультета МГУ, московских абитуриентов, школьников старших классов. Но прежде чем мы обсудим результаты опроса, следует рассмотреть вопрос о значимости юридического образования для современного общества.
В развитии и функционировании правовой системы любой страны особую роль играет страта профессиональных юристов. В научной и общественно-политической литературе активно обсуждаются проблемы развития российского общества на современном этапе, его правовой системы, присущие ей противоречия и недостатки. Решение этих проблем многие видят в необходимости дальнейшего развития законодательства, совершенствовании организационных структур, осуществляющих правоприменительную деятельность и т. п. Все это правильно и дает известные позитивные результаты. Но надо помнить, что эффективность функционирования любой сферы общественной жизни напрямую зависит от тех конкретных людей, которые ее профессионально осуществляют, поэтому необходимо на начальном пути профессионального образования привлекать наиболее талантливую и мотивированную молодежь, поскольку именно им предстоит совершенствовать общественную систему, строить правовое государство. Ведь в конце концов, каковы юристы-профессионалы, такова и правовая система общества.
Отсюда понятно, что деятельность по формированию и подготовке профессионалов для работы в правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для всего общества. Особую значимость она приобретает на современном этапе развития российского общества в силу объективной необходимости усиления роли правовых начал в его жизни. Несмотря на то, что сама профессия юриста уже несколько десятилетий остается наиболее востребованной у школьников, встает вопрос по привлечению талантливой и мотивированной молодежи на юридический факультет. Эта проблема лежит в основе исследования, проведенного на юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2015 г. В опросе приняли участие школьники, обучающиеся по правовому профилю в общеобразовательных школах и гимназиях г. Москвы, с которыми юридический факультет МГУ заключил соглашение о сотрудничестве7.
7 В выборку вошли 790 школьников 10—11 классов г. Москвы. Социально-демографические характеристики респондентов: учащиеся 10—11 классов с правовым профилем обучения — 71,8%, другие профили обучения — 28,2%. Материальное состояние семьи оценивают достаточно высоко практически две трети опрошенных школьников,
В своем исследовании мы попытались составить социальный портрет будущих абитуриентов юридического факультета МГУ. Нам было важно ответить на такие вопросы, которые позволили бы определить, кто хочет получить юридическое образование, каковы их жизненные ценности и личностные качества; каковы их мотивы при выборе места учебы и почему они выбирают то или иное место учебы; какова их общественная и учебная активность.
Начнем свой анализ с вопросов, посвященных мотивированности школьников на получение высшего образования. В исследовании мы опирались на уже достаточно разработанную социологическим сообществом систему показателей мотивов (ФОМ, ВЦИОМ, М. К. Горшков, Шереги Ф.Э, В. Т. Лисовский, В. И. Чупров и др.): «получить диплом о высшем образовании», «нравится учиться», «планирую заниматься научной деятельностью», «по желанию родителей», «стать профессионалом», «интересное общение со сверстниками в студенческой среде», «продолжить семейную традицию», «приобрести высокий статус в обществе», «гарантии трудоустройства», «приобрести полезные связи», «иметь высокий доход», «приобрести профессию, соответствующую интересам и склонностям», «получить отсрочку от службы в армии», «иметь возможность работать за границей», «найти спутника жизни». Все эти показатели и легли в основу выяснения мотивов школьников о получении в дальнейшем высшего образования.
Результаты исследования показали, что основные мотивы, которыми руководствуются школьники при принятии решения о продолжении учебы в вузе, — это получение диплома о высшем образовании, желание стать профессионалом, гарантии трудоустройства, высокий доход и приобретение профессии, отвечающей их интересам и склонностям. Условно можно выделить несколько моделей-целей получения образования, которыми руководствуются молодые люди при выборе своего жизненного пути.
Первая модель относится к целям, к которым стремятся большинство опрошенных старшеклассников, — это получение диплома о высшем образовании (91%), стать профессионалом (89%), приобрести профессию, соответствующую интересам и склонностям самого абитуриента (87%) и гарантии трудоустройства (81%). К этой модели мы можем отнести тех молодых людей, который рассматривают образование как ценность.
18,8% семей вообще ни в чем себя не ограничивают, 41,9% семей материальных затруднений не испытывают, а для трети семей средств в основном хватает на все необходимое для жизни.
Профессиональная деятельность родителей в основном представлена сферой здравоохранения, юридической, финансово-экономической и педагогической. У подавляющего большинства (примерно 90%) родители имеют высшее образование.
Вторая модель (статусная) представлена такими целями, которые позволят в дальнейшим получить материальное благополучие и статус, — это иметь высокий доход в обществе (78%), приобрести полезные связи в обществе (68%), высокий статус в обществе (63%) и иметь возможность работать за границей (53%).
В третьей модели доминируют мотивы, характерные для молодых людей, которые рассматривают высшее образование как продолжение семейной традиции (13%), они хотят заниматься научной деятельностью (12%) и вообще им нравится учиться (73%). Все эти показатели коррелируют с уровнем образования родителей и их деятельностью. И здесь необходимо отметить, что определяющую роль в мотивации старшеклассников при поступлении в вуз играет культурно-образовательный уровень родителей. Еще П. Бурдье говорил о прямой зависимости между семейным статусом, культурным капиталом и успеваемостью ребенка и о том, что «воспроизводство культурного капитала», складывающегося из духовных запросов, притязаний, норм, ценностно-ориентационных установок, осуществляется путем трансмиссии знания от высших страт к низшим8. Путем опроса было установлено, что среди школьников, принявших решение поступать в высшее учебное заведение, преобладают те, у кого родители имеют высшее образование
В четвертую модель вошли мотивы молодых людей, которые рассматривают образование не как ценность, а как средство или возможность найти спутника жизни (22%), получить отсрочку от службы в армии (15,4%), общения со сверстниками (60%) или учиться по настоянию родителей (11%). Это именно та группа молодых людей, которую исследователь В. И. Чупров называет молодежью «с отложенным стартом» — не определившиеся и не понимающие, что им нужно в будущем.
Но есть мотив, которым руководствуется небольшая часть школьников (11%), тем не менее привлечение именно этих ребят в вуз играет важную роль, поскольку они уже мотивированы на получение не только степени бакалавра — в их планах и учеба в магистратуре, и возможно в аспирантуре, они хотят заниматься научной деятельностью. Практически каждый второй школьник планирует для себя обучение в магистратуре, а около трети хотели бы получить два и более высших образования.
Таким образом, факторами, влияющими на принятие решения о получении высшего образования, являются стремление стать высококвалифицированным специалистом и обеспечение в будущем достат-
8 См.: Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. С. 105.
ка. По сути, высшее образование, выполняя как социальный институт одну из своих основных функций, для наших студентов является социальным «лифтом», позволяющим повысить свой социальный статус, успешно трудоустроиться после окончания вуза, обеспечив себе и своей семье достойное материальное положение
Необходимым условием поступления в вуз подавляющее большинство опрошенных старшеклассников считает наличие высокого балла по ЕГЭ, интерес к получению знаний, дополнительная самоподготовка и хорошая школа. Для двух третей школьников необходимым условием поступления вуз являются «занятия с репетиторами», а примерно для каждого второго «призвание, способности». Немаловажную роль они отводят учебе на подготовительных курсах и участию в олимпиадах (по 47% соответственно). Каждый четвертый школьник важную роль при поступлении в вуз отводит материальному фактору: «возможности заплатить за учебу» и «связям/знакомствам». Последнее в основном характерно для школьников, которые учатся на «хорошо и удовлетворительно» или только на «удовлетворительно».
Сегодня абитуриенты могут подавать документы сразу в несколько вузов, поэтому у школьников выяснялось, в какие вузы они будут подавать документы и, если поступят сразу в несколько, какому отдадут предпочтение. Большинство опрошенных в первую очередь собираются подавать документы в МГУ (61%), на втором месте — МГИМО (38%), на третьем — НИУ ВШЭ (21%), на четвертом — Финансовая Академия (ФА) при правительстве РФ (12%), на пятом — МГЮА им. О. Е. Кутафина (8%) и РУДН (8%), на шестом месте — РАНХиГС (7%). Причем МГУ занимает лидирующие положение среди вузов, куда будут подавать документы будущие абитуриенты в первую очередь, и отличается в несколько раз от многих известных вузов: например, от МГЮА им. О. Е. Кутафина — в 7,6 раза (61 против 8%), от НИУ ВШЭ — в 2,9 раза (61 против 21%), а от МГИМО — 1,6 раза (61 против 38%).
При поступлении в несколько вузов окончательный выбор абитуриента определит в первую очередь вуз, который зачислит на бюджетное обучение (56%). Затем выбор падает на вуз, который считается самым престижным независимо от стоимости обучения (29,4%), и на третьем месте стоят вузы, где есть «интересные программы обучения», «хорошо преподают иностранные языки» и где «много практики».
Сегодня в школах проводится множество олимпиад по самым различным дисциплинам, успешное выступление на которых может послужить дополнительным бонусом при поступлении в вуз. Проводятся олимпиады по 24 предметам, делящиеся на четыре уровня: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский (заключительный). Поскольку нас в исследовании интересовали школьни-
ки, обучающиеся в правовых классах или собирающиеся поступать на юридические факультеты высших учебных заведений, то и вопрос в анкете был нацелен именно на тех, кто в основном участвовал в предметных олимпиадах по праву и обществознанию.
Подавляющее число опрошенных школьников (68 %) за последние два года участвовали в олимпиадах/конференциях на всероссийском, городском, районном и школьном уровнях (рис. 2).
21%
Школьная Районная Городская Всероссийская Не указали олимпиада олимпиада олимпиада олимпиада уровень
олимпиады
Рис. 2. Участие старшеклассников в олимпиадах различного уровня
Помимо участия в олимпиадах за последние два года, 15% старшеклассников имеет статус чемпиона в различных видах спорта, таких как плавание, художественная гимнастика, бокс, футбол и др. Около 7% будущих абитуриентов имеют серебряный или золотой значок за сдачу норм ГТО.
Практически каждый второй опрошенный имеет награды за занятия художественным творчеством, музыкой и танцами. Около трети молодых людей занимается волонтерской деятельностью.
Помимо вышеперечисленных достижений, школьники участвовали в школьных грантах, конференциях, работе учебных судов (в школах с правовым профилем обучения), проходили стажировку в компаниях и др.
Большинство опрошенных школьников читает дополнительную литературу по профильным предметам, причем треть опрошенных делает это осознанно, а около половины читают иногда (когда есть время). А вот 12% молодых людей никогда не читают дополнительную литературу по профильным предметам «из-за нехватки времени».
Значительная часть школьников учится на отлично и хорошо (83%), из них 15% только на «отлично. На «хорошо и удовлетвори-
тельно» учится практически каждый шестой опрошенный старшеклассник.
Школьники указывают причины, которые им мешают учиться: среди них лидируют «перегрузка учебными занятиями», «собственная лень» и «неумение организовать внеучебное время» (рис. 3).
Семейные проблемы Ничего не мешает, учусь на отлично Отсутствие волевых качеств Общение со сверстниками в ущерб учебе Интернет-зависимость Отсутствие интереса к учебе Сложность основы предметов Неумение организовать внеучебное время Перегрузка учебными планами Лень
6%
9%
I 11% ■ 12%
19% 19% 20%
30%
■ 49% 47%
Рис. 3. Что мешает учиться будущим абитуриентам
Погруженность молодежи в интернет-пространство вызывает тревогу у многих специалистов (психологов, социологов, педагогов, медиков и др.). Да и сами школьников уже говорят об этом: так, практически каждый пятый опрошенный говорит, что полноценно учиться ему мешает интернет-зависимость. Согласно нашим данным, 98,6% постоянно пользуются интернетом, а 89,7% опрошенных используют интернет каждый день. Эти результаты несколько отличаются от аналогичного исследования ВЦИОМ — лишь 53% опрошенных в 2016 г. ежедневно пользуются интернетом9. Это подчеркивает значимость интернета в целом и социальных сетей в частности для жизни современной молодежи.
Несомненно, для любого высшего учебного заведения важно, какие к ним придут абитуриенты, какими личностными качествами они обладают и каковы их жизненные ориентиры.
9 Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2016. № 3084: ШЬ: Шр://игаот.ги/тёех.рЬр?1ё=236 &шё=115657
Личностные качества, которыми обладают современные школьники, по мнению значительного большинства, — это коммуникабельность и общительность. По мнению каждого второго школьника, их сверстники в недостаточной степени обладают такими качествами, как высокая степень ответственности, работоспособность и самодисциплина, целеустремленность и усердие в работе. Недостаток этих качеств напрямую коррелирует с такими показателями, как лень, неумение организовать свою работу и др. Жизненные ориентиры школьников представлены следующими показателями: «достойно прожить свою жизнь» (88%), «получить хорошее образование» (85%), «сделать успешную карьеру» (82%), «найти высокооплачиваемую работу (70%), интересную работу» (69%). Практически для каждого второго старшеклассника важно «создать счастливую семью» и «стать богатым человеком, наслаждаться жизнью». Последние десятилетия социологи отмечают устойчивую тенденцию к потребительскому поведению молодежи, и наше исследование подтверждает эту тенденцию, поскольку довольно значительная часть опрошенных хотели бы войти в круг богатых и влиятельных людей, стать богатыми и наслаждаться жизнью (по 28% соответственно).
Интересным дополнением к описываемым исследованиям молодежи могут считаться результаты опроса абитуриентов российских вузов, проведенного ежедневной аналитической газетой «РБК daily» совместно с колл-центром «Горячие линии» группы компаний Imageland. Они показали, что приоритетом при поступлении остается интерес к той или иной специализации, высокий уровень преподавания и престиж учебного заведения (по 36%) и в гораздо меньшей степени важно, насколько диплом вуза котируется за рубежом и среди работодателей. Поскольку в нашей стране мобильность студенческой молодежи невысока, признание российских дипломов за рубежом имеет значение лишь для тех, кто предполагает продолжить обучение за гра-ницей10.
Интересные результаты дали исследования последних десяти лет причин и мотивов получения высшего образования, проводимые различными исследовательскими организациями. Полученные данные не противоречат друг другу, а дополняют их. Очевидно, появление нового поколения молодежи, для которой наконец-то высшее образование является не пустой формальностью, а необходимым условием самореализации как в творческом, личностном плане, так и в плане карьерного роста.
Одновременно бросается в глаза высокий уровень требований к будущему учебному заведению, которое должно не только предоста-
10 Российский рынок труда готовится к штурму // РБК daily. 2004. 12 авг.
вить качественные образовательные услуги, но и дать возможность реализовать студентам свой творческий потенциал. Большинство современных абитуриентов уже не хотят просто иметь какой-нибудь диплом: они хотят, чтобы вуз мог развить их творческие и профессиональные способности. Важным выводом из данного исследования является то, что современные абитуриенты четко понимают взаимосвязь между качеством образования и успешной карьерой в будущем и готовы к трудностям обучения ради последующего вознаграждения в виде престижной, интересной и высокооплачиваемой работы.
Исследование показало, что высшее образование в понимании абитуриентов — это возможность получения нового социального статуса, возможность восходящего перехода по социальной лестнице, что дает возможность успешного трудоустройства. При рассмотрении процесса принятия решения в семье о выборе вуза была выявлена новая тенденция: современный абитуриент в основном самостоятельно выбирает вуз, опираясь на интересующую его специальность и желание учиться в определенном вузе. При изучении характеристик вуза определяющими оказались такие характеристики, как качество образования, престижность вуза или факультета и наличие бюджетных мест.
список литературы
1. Батырева М. В. Профессионально-образовательные ориентации современных выпускников школ // Вестн. Тюменского гос. ун-та. 2010. № 4.
2. Попова Е. С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операциона-лизации // Вопросы образования. 2012. № 4.
3. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы — начало 2000-х). М., 2008.
4. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 2003.
5. Мкртчян Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования. 2005. № 2.