Научная статья на тему 'Система привлечения высокомотивированных абитуриентов: проблемы и стратегия повышения эффективности'

Система привлечения высокомотивированных абитуриентов: проблемы и стратегия повышения эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1235
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ / МОТИВИРОВАННЫЕ АБИТУРИЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ / УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФАКУЛЬТЕТА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / STRATEGY TO ATTRACT STUDENTS / MOTIVATED STUDENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROSPECTS OF PERSONAL GROWTH / LAW TRAINING / CONTINUITY OF ACADEMIC TRADITIONS / AWARENESS / MULTIMEDIA PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова А.В.

В статье рассматривается система привлечения абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Результаты исследования, основанные на данных опроса потенциальных абитуриентов, их родителей, учителей и преподавателей, позволяют сформулировать рекомендации по повышению эффективности образовательной стратегии привлечения выпускников общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of attracting highly motivated students: challenges and strategies for improvement

The article considers the system of attracting entrants to the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University. A study based on a survey of potential students, their parents, teachers and educators allow to formulate recommendations to improve the effectiveness of educational strategy to attract graduates of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Система привлечения высокомотивированных абитуриентов: проблемы и стратегия повышения эффективности»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2017. № 3

проблемы университетского

образования

А. В. Клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*

система привлечения высокомотивированных абитуриентов: проблемы и стратегия повышения эффективности

В статье рассматривается система привлечения абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Результаты исследования, основанные на данных опроса потенциальных абитуриентов, их родителей, учителей и преподавателей, позволяют сформулировать рекомендации по повышению эффективности образовательной стратегии привлечения выпускников общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: стратегия привлечения абитуриентов, мотивированные абитуриенты, профессиональные компетенции, перспективы личностного роста, профильная подготовка, преемственность академических традиций, уровень информированности, официальный сайт факультета, мультимедийная презентация.

The article considers the system of attracting entrants to the Faculty of Law of Lo-monosov Moscow State University. A study based on a survey of potential students, their parents, teachers and educators allow to formulate recommendations to improve the effectiveness of educational strategy to attract graduates of educational institutions.

Keywords: strategy to attract students, motivated students, professional competence, prospects of personal growth, law training, continuity of academic traditions, awareness, multimedia presentation.

В настоящее время, когда кризис внес свои коррективы в список самых востребованных профессий и спад экономики заставляет работодателей избавляться от «лишних» людей, становится очевидным, что в первую очередь невостребованными становятся юристы, экономисты и менеджеры, вчерашние выпускники, молодые специалисты без накопленного опыта работы. Число вакансий продолжает сокращаться, количество резюме — расти. По данным официальной

* annaklochkova17@yandex.ru

статистики, к концу 2015 г. в России было зарегистрировано 4,4 млн безработных, что составляет около 5,8% экономически активного населения. Реальная безработица в несколько раз выше. В условиях кризиса работодателю выгоднее уволить несколько неэффективных работников и заменить одним профессионалом, доказавшим свою эффективность на предыдущем месте работы. Так, например, руководитель по направлению подбора персонала «Интеркомпа», основателя финансового и кадрового аутсорсинга в России и СНг, считает, что в ближайшей перспективе «идея высокой личной эффективности будет как никогда актуальна» 1 . Иными словами, перспективы личностного роста для начинающего юриста будут зависеть от таких личностных качеств и профессиональных компетенций, как наличие системных и разносторонних правовых знаний, умение применять их на практике; умение ставить задачу и составлять план ее решения; заложенные основы умений «видения проблемы», анализа и синтеза; умение работать в коллективе, высокий уровень общей культуры и умение работать на результат.

По мнению представителей ведущих рекрутинговых агентств, «в настоящее время рынок труда переживает (как, впрочем, и все наше народное хозяйство) времена далеко не самые лучшие: падение спроса на сотрудников, отсутствие роста зарплат на фоне роста ин-фляции»2. В таких условиях следует ожидать реального оттока желающих получить указанные профессии. Безусловно, ведущие вузы, в том числе готовящие специалистов по юриспруденции, на первых порах не ощутят недостатка в абитуриентах, однако, и на этом уровне возникает своя конкуренция. Борьба идет не просто за абитуриента, а за талантливых, мотивированных выпускников средних учебных заведений, способных сделать успешную карьеру, по окончании вуза, тем самым поддержать и укрепить имиджевую составляющую университета, института или факультета, давшего высшее образование.

В данных условиях ведущие юридические вузы страны разрабатывают целенаправленную политику в борьбе за абитуриента. Если не обращать внимание на данное направление работы сегодня в условиях жесткой конкуренции, то завтра можно потерять не только талантливую молодежь, но и фиксировать сокращение желающих поступать в вуз, на факультет.

В связи с этим особую актуальность приобретает проведенное лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МгУ социологическое ис-

1 Ларин Д. Время эффективных: как кризис влияет на рынок труда // РБК. 2016. 28 янв. http://www.rbc.ru/opinions/business/28/01/2016/56aa10639a7947e20092f54a

2 Рынок труда-2016: ожидания и прогнозы // Работа.ру. 2015. 22 дек.: URL: http://pro.rabota.ru/pro/document/view/30956

следование «Образовательная стратегия привлечения талантливых и мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова»3.

Цель исследования заключается в совершенствовании стратегии привлечения талантливых абитуриентов на факультет для повышения его конкурентоспособности.

В рамках исследования ставились следующие задачи:

• изучить систему формирования контингента абитуриентов юридического факультета;

• провести сравнительный анализ систем привлечения талантливых абитуриентов ведущих юридических вузов;

• создать социальный портрет потенциальных абитуриентов юридического факультета;

• определить образовательную стратегию старшеклассников;

• выделить мотивационные установки поступления на юридический факультет МгУ;

• определить эффективность существующих инструментов привлечения талантливых абитуриентов;

• оценить качество информационного сопровождения деятельности факультета по привлечению абитуриентов;

• охарактеризовать возможные направления участия сотрудников факультета в работе по привлечению талантливой молодежи;

• оценить эффективность системы привлечения мотивированных старшеклассников;

• разработать рекомендации по совершенствованию стратегии привлечения способных и мотивированных абитуриентов. Рекомендации, сформулированные по результатам исследования,

составляют основу совершенствования системы довузовской профильной подготовки будущих абитуриентов. Данный проект способствует повышению эффективности реализации существующих программ, мероприятий и в целом стратегии по привлечению способных и мотивированных старшеклассников как в юридические, так и в иные (гуманитарные) вузы России.

Система привлечения абитуриентов состоит из двух основных блоков — работа со школьниками напрямую и информационная политика факультета (рис. 1). Первый блок представляет собой целенаправленную работу преподавателей и сотрудников вуза/факультета по проведению научно-образовательных мероприятий, разработке программы обучения и ведению образовательной деятельности по подготовке школьников к поступлению в вуз. К данному направле-

3 См.: Клочкова А. В., Шаронова А. А. Подготовительные курсы как наиболее эффективный инструмент привлечения мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 2016. № 6.

Рис. 1. Система привлечения абитуриентов

нию относятся также проведение олимпиады по праву, научные конференции и творческие конкурсы для школьников. Обучающие программы включают в себя:

• дистанционное обучение по двум предметам — право (общест-вознание) и история Отечества;

• подготовительные курсы, ориентированные на формирование у слушателей углубленных знаний по основам права;

• Школа права — новый образовательный проект, ориентированный на учащихся 8—10 классов общеобразовательных школ, созданный в целях повышения уровня правосознания и юридической грамотности учащихся, предоставления им углубленных теоретических и практических правовых знаний;

• «Школа права для школьников г. Москвы» (8—11классов) при поддержке Департамента образования г. Москвы (10 занятий по основным отраслям юридической науки, т. е. теории государства и права, истории государства и права, гражданскому, уголовному и трудовому праву).

• Программа сотрудничества с образовательными учреждениями г. Москвы — школой № 171, гимназиями № 1520, 1257, № 1529 (имени А. С. Грибоедова), лицеем № 1535, проведение уроков права и открытых уроков.

Во всех указанных направлениях участвуют как профильные школьники, так и ученики гуманитарных классов. Занятия по праву проводятся преподавателями МГУ по программам вступительных испытаний с учетом специфики факультета.

Второй блок — информационный — включает в себя в первую очередь работу сайта юридического факультета, а также работу с поисковиками и в социальных сетях, предполагающую информирование потенциальных абитуриентов о преимуществах обучения на факультете. К данному направлению относятся также проведение Дня открытых дверей (который проводится 3—4 раза в год) и общественный форум «Навигатор поступления».

На сегодняшний день в условиях конкурентной среды и роста значения показателей трудоустройства выпускников вуза актуальным является вопрос качественной подготовки потенциальных абитуриентов. Оценить навыки и способности современных старшеклассников могут как учителя, так и преподаватели вузов, осуществляющие обучение на подготовительных и первых курсах. К данному исследованию в качестве экспертов были привлечены обе категории респондентов. Следует отметить, что не всегда их экспертные оценки совпадали. Важное значение имеет и мнение родителей старшеклассников, оказывающих непосредственное влияние на мотивацию и выбор своих детей.

Привлеченные к исследованию респонденты полагают, что многие негативные тенденции в области российского образования напрямую связаны с современными реформами в данной области. Более половины учителей и около трети родителей единодушны в том, что объединение школ в рамках реформы российского образования ведет к потере традиций классического школьного образования. По мнению родителей, данное нововведение является серьезным барьером на пути выпускных испытаний для школьников вследствие слома традиционной образовательной структуры, смены преподавателей и возникновения психологических проблем на межличностном уровне вследствие объединения классов из разных школ.

При относительно положительной оценке образовательного уровня старшеклассников, подготовка к поступлению в высшие учебные заведения проводится в школах не в полном объеме. И родители, и учителя критически относятся к программе обучения в целом. Каждого третьего родителя не устраивает школьная программа, для двух из пяти опрошенных учителей характер содержания учебных программ и учебников является достаточно спорным. Возможно, перегрузка современных школьников, на которую сетует половина родителей, связана с отмеченной учителями проблемой неэффективно-

сти методик школьного преподавания: некоторые сильно устарели, а новые часто являются псевдо-инновационными, по сути, не влияющими положительно на усвоение материала.

Согласно полученным данным, большинство преподавателей вуза оценивают образовательный уровень абитуриентов как достаточный для успешного обучения, при этом никто не дал высокую оценку знаниям, полученным в школе. ЕГЭ, по сути, препятствует эффективному отбору и приему в вуз наиболее достойных претендентов. Рост образовательного уровня учащихся за последние 5 лет не зафиксирован и учителями, что свидетельствует о своего рода стагнации в области школьного образования с введением ЕГЭ, несмотря на реформы образовательной сферы.

Подтверждением данного вывода является оценка преподавателями юридического факультета умений и навыков студентов первого курса, заложенных школой. Никто из респондентов не считает, что у первокурсников вполне достаточно развиты необходимые для студента навыки написания письменных работ, предполагающие четкое, аргументированное изложение собственных идей, логическое выстраивание письменной речи. Половина респондентов отмечают, что указанные умения лишь отчасти заложены школой.

Оценивая наиболее типичные личностные характеристики выпускников школ, эксперты отмечают развитые коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с коллективом. При этом, по мнению преподавателей, обнаруживается дефицит личной самодисциплины, сосредоточенности на профессиональных аспектах деятельности и выраженной мотивации к личностному саморазвитию.

Сами школьники считают, что их сверстники в недостаточной степени обладают такими качествами, как высокая степень ответственности, работоспособность и самодисциплина, целеустремленность и усердие в работе. Лишь, по мнению каждого третьего из числа родителей, каждого четвертого из числа учителей и каждого шестого из числа преподавателей подготовительных курсов, работоспособность и дисциплина является характерной чертой сегодняшних абитуриентов. А высокая степень ответственности и надежности, считают преподаватели, вообще не свойственна современным старшеклассникам. Лишь каждый второй из числа экспертов в отличие от родителей, считает, что данная характеристика может быть присуща лишь отчасти. При этом половина учащихся, с их точки зрения, характеризуется завышенным уровнем притязаний, не соответствующим реальной оценке собственных способностей и навыков.

Достаточно высокая оценка родителями и учителями умения работать в команде резко снижается при переходе на оценочный уро-

вень вуза. То же происходит и с такой характеристикой душевных качеств, как доброта и забота об окружающих. Три четверти преподавателей считают, что их будущие студенты недостаточно обладают данными характеристиками. Таким образом, качества, необходимые для успешной образовательной стратегии абитуриентов, оцениваются представителями вуза ниже, чем учителями и родителями. Логичное исключение составляют настойчивость, нацеленность на результат, а также целеустремленность и усердие в учебе, подтверждающие желание поступить в выбранный вуз.

В качестве наиболее острой проблемы школьного образования учителями выделено нежелание школьников учиться. По мнению родителей, лень и неумение планировать, организовать свое время являются основными причинами проблем с учебой у выпускников.

Данными проведенного в московских школах исследования зафиксировано наличие у современных старшеклассников проблем с самомотивацией и стремлением к самореализации. Напротив, слушатели подготовительных курсов юридического факультета, школьники, посещающие занятия в Школе права и слушатели Школы права для школьников г. Москвы4, для которых интерес к знаниям является важнейшим условием поступления в вуз, читают профессиональную литературу и заранее ориентируются на получение диплома магистра. Наблюдаемое различие между двумя группами респондентов заключается в стремлении к более глубоким системным знаниям слушателями подготовительных курсов выбранного вуза и в более поверхностном подходе к процессу подготовки — со стороны учащихся профильных классов общеобразовательных учебных заведений. Различие стратегий при поступлении в вуз сравниваемых групп выражается, с одной стороны, в понимании необходимости самоподготовки, участия в олимпиадах, занятий с репетиторами слушателями подготовительных курсов выбранного вуза, с другой — в акцентировании внимания на использование личных связей старшеклассниками специализированных школ и профильных классов.

Следует обратить внимание на тот факт, что почти каждый второй старшеклассник, посетивший занятия в Школе права для школьников г. Москвы, и практически двое из троих слушателей Школы права юридического факультета заявили, что для них важно иметь возможность работать за границей после окончания вуза. В связи с этим они выбирают учебное заведение, предоставляющее такой уровень образования, который, по их мнению, обеспечит востребованность полученных знаний за рубежом. Как правило, в дальнейшем образователь-

4 Трехдневная программа обучения абитуриентов юридических вузов, реализованная в 2015 г. юридическим факультетом МГУ.

но-профессиональные предпочтения студентов несколько меняются. Так, среди предпочитаемых видов профессиональной деятельности после получения диплома на первое место выходит бизнес-карьера. Также значительно снижается количество студентов, стремящихся продолжить обучение за рубежом. Если в 2011 г. каждый пятый из их числа высказывал желание продолжить обучение или работать в других странах, то в 2015 г. их доля практически сократилась вдвое и упала до уровня 2008 г.5

Среди потенциальных абитуриентов наиболее мотивированными являются слушатели подготовительных курсов, Школы права и учащиеся профильных классов школ, с которыми юридический факультет заключил договор. Старшеклассники осознают преимущества, которые дает обучение на юридическом факультете, но как только на чаше весов оказывается возможность обучаться на бюджетном отделении, с одной стороны, и престиж вуза — с другой, выбор делается в пользу бесплатного обучения.

Для слушателей подготовительных курсов безусловным приоритетом остается выбор в пользу юридического факультета МГУ среди ближайших конкурентов (МГЮА имени О. Е. Кутафина, МГИМО и НИУ «ВШЭ»). Треть из них выберет юридический факультет МГУ при любой стоимости образовательных услуг. При этом высокая стоимость обучения неприемлема для половины респондентов (таблица).

Результаты опроса абитуриентов

Выбрали юридический факультет Преимущества факультета готовы платить за обучение

Подготовительные курсы юридического факультета МГУ (113 человек)

55,8% высокое качество образования, преемственность традиций востребованность выпускников на рынке труда престиж, авторитет, высокий рейтинг вуза 32,1%

Школа права юридического факультета МГУ (68 человек)

33,9% высокое качество образования, преемственность традиций возможность получить престижную работу престиж, авторитет, высокий рейтинг вуза 32,8%

5 По данным исследования «Мониторинг юридического образования 2015 (опрос студентов)». Выборка составила 679 студентов 1—4 курсов.

«Школа права для школьников г. Москвы» при поддержке Департамента образования г. Москвы (76 человек)

28% высокое качество образования, преемственность традиций возможность получить престижную работу востребованность выпускников на рынке труда 18,6%

Учащиеся профильных классов школ г. Москвы, с которыми юридический факультет подписал договор о сотрудничестве (167 человек)

20% высокое качество образования, преемственность традиций престиж, авторитет, рейтинг вуза возможность получить работу в органах государственной власти 29,4%

Учащиеся гуманитарных классов универсального профиля школ г. Москвы, с которыми юридический факультет подписал договор о сотрудничестве (233 человек)

8,6% востребованность выпускников на рынке труда хорошая перспектива личностного роста престиж, авторитет, высокий рейтинг вуза 32,9%

Школьники, посетившие День открытых дверей юридического факультета МГУ (132 человек)

56% высокое качество образования, преемственность традиций престиж, авторитет, высокий рейтинг вуза востребованность выпускников на рынке труда

Университет остается наиболее предпочтительным местом для учебы большинства опрошенных школьников профильных классов. Примерно четверть из них собирается поступать именно на юридический факультет МГУ, подавляющее большинство предпочтение отдаст тому вузу, где доступна будет бюджетная форма обучения.

Более половины слушателей Школы права в случае поступления в несколько вузов (факультетов) выберут тот вуз (факультет), где они смогут обучаться бесплатно. При этом каждый третий из числа школьников готов предпочесть вуз (факультет), который считает наиболее престижным без оглядки на стоимость обучения. Но в 70% случаев при необходимости выбирать между юридическим факультетом МГУ, Университетом имени О. Е. Кутафина (МГЮА), МГИМО, НИУ «Высшая школа экономики», Финансовой академией при Правительстве РФ и РГГУ они предпочтут первый вариант.

Значительная часть опрошенных школьников (85,4%), обучающихся в гуманитарных классах, собирается поступать в МГУ на различные факультеты. Из 15% школьников, позиционирующих себя

как будущих юристов, для 8% (т. е. большей части данной группы респондентов) приоритетом является юридический факультет МГУ.

По данным опроса, большинство родителей готовы оплачивать обучение своего ребенка в случае недобора баллов на бюджетное место. Таким образом, по данным исследования, из всех старшеклассников, включенных в систему подготовки поступления в вуз, организованную юридическим факультетом МГУ, каждый третий, набрав проходной балл, станет студентом юридического факультета МГУ независимо от того, на какую форму обучения он попадет.

Следует обратить внимание, что при выборе профессионально-образовательной стратегии старшеклассники, как правило, ориентируются на мнение близких из своего микроокружения, в том числе друзей-одноклассников и учителей Система профориентационной работы, по мнению родителей, в школе является в целом неудовлетворительной. Учителя отметили эпизодический характер работы по профессиональной ориентации школьников. Таким образом, данные опросов как родителей, так и педагогов свидетельствуют о системных недостатках, характеризующих деятельность школ по профориентации старшеклассников. Данный пробел может быть заполнен работой вузов в школах-партнерах по привлечению наиболее талантливых и мотивированных выпускников. Особое внимание следует уделять активным и успешным в учебе ученикам, которые могут испытывать определенные трудности с принятием решения относительно своего будущего в силу их разносторонних интересов и проявления таланта в разных областях.

Опрос, проведенный в рамках Дня открытых дверей, подтвердил, что МГУ имени М. В. Ломоносова привлекает наиболее талантливых школьников, обучающихся на высокие баллы, так как имеет репутацию одного из ведущих вузов страны, гарантируя высококачественное образование.

Успеваемость опрошенных, согласно полученным данным, находится на достаточно высоком уровне. Чаще всего в их школьных дневниках преобладают отличные и хорошие оценки. О доминировании отличных оценок заявили 28,4% респондентов. Можно утверждать, что МГУ привлекает талантливых, успешных школьников страны (рис. 2).

День открытых дверей, согласно ответам школьников, принимавших в нем участие, является значимым источником получения полной информации о юридическом факультете. Традиционно в этот день можно узнать о порядке и условиях приема, обучения на факультете, побеседовать с преподавателями, студентами факультета и сотрудниками приемной комиссии, а также задать любые интересующие вопросы. Школьники, которые планируют поступать на фа-

отлично и хорошо

отлично

48,3

28,4

хорошо

хорошо и удовлетворительно

14,7

6,9

удовлетворительно ■ 1,7

I

Рис. 2. Успеваемость школьников, посетивших день Открытых дверей юридического факультета МГУ (%)

культет, всегда проявляют значительный интерес к этому мероприятию. Посещают его и те, кто пока не определился с выбором учебного заведения, но рассматривает МГУ в качестве одного из вариантов образовательной стратегии.

Ученики школ, с которыми юридический факультет ведет целенаправленную работу по привлечению абитуриентов, на Дне открытых дверей не составляли основу аудитории. Можно предположить, что мероприятие не было достаточно хорошо анонсировано там, где учатся наиболее потенциальные абитуриенты, либо информация о Дне открытых дверей не была должным образом актуализирована.

О пробелах в информационной политике по привлечению потенциальных абитуриентов, свидетельствует тот факт, что информированность слушателей трехдневной «Школы права для школьников г. Москвы», организованной при поддержке Департамента образования г. Москвы, о проводимых на факультете мероприятиях для потенциальных абитуриентов невысока. Примерно четверть респондентов ничего не знает о возможности присутствовать на проводимых встречах с выпускниками, руководством факультета. Столько же не имеет информации об организуемых для школьников дистанционных курсах и участии юридического факультета в Дне науки.

Большинству респондентов важно, чтобы была возможность участвовать в мероприятиях выбранного для поступления вуза на безвозмездной основе. То же самое можно сказать про обучение. Переход к коммерческому обучению автоматически сокращает круг потенциальных абитуриентов, среди которых велика доля успешных, способных школьников.

Примерно треть респондентов из числа слушателей Школы права юридического факультета ничего не знает о возможности стать участником Летней практики. Примерно столько же не имеет информации об организуемых для них спортивных и культурных мероприятиях и о научных событиях юридического факультета. Необходимо повышать уровень информированности потенциальных абитуриентов о мероприятиях вуза/факультета, способствующих формированию его позитивного имиджа. Участие старшеклассников в научных, культурных и спортивных мероприятиях обеспечивает их сопричастность атмосфере МГУ, студенческой жизни, т. е. создает особое притяжение и значительно усиливает мотивацию поступления.

Приоритетным каналом информации для потенциальных абитуриентов является официальный сайт вуза/факультета. В век информационных технологий электронные виды информации играют ведущую роль практически во всех направлениях жизнедеятельности. По данным исследования, ключевыми источниками сведений для слушателей подготовительных курсов являются официальные интернет-ресурсы юридического факультета, отзывы успешных выпускников последних лет и личные контакты с преподавателями. В то же время школьники профильных классов в большей степени ориентированы на информацию в социальных сетях, советы учителей, друзей и знакомых. Информация с факультетского сайта также не остается в стороне. И несмотря на то, что ее содержание характеризуется такими показателями, как репрезентативность, доступность, актуальность, своевременность, точность и достоверность, респонденты высказывают ряд замечаний к работе официального сайта юридического факультета.

Потенциальные абитуриенты хотели бы видеть информацию на сайте факультета более наглядной и доступной, навигацию более удобной, заблаговременное размещение информации о Днях открытых дверей и других мероприятиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также, по их мнению, целесообразно уделять особое внимание работе с поисковыми системами Google и Яндекс при размещении информации о факультете (как основными поисковиками, к помощи которых школьники прибегают в процессе поиска информации о факультете).

По мнению преподавателей юридического факультета, необходимо усовершенствовать навигационные характеристики и общий интерфейс сайта. Необходимо также обогатить его содержательную часть за счет размещения рекомендаций и отзывов недавних выпускников факультета. Большее внимание, указывают эксперты, следует уделять презентационным материалам, разместив на ресурсе видеофильм о деятельности факультета.

Информация для поступающих должна содержать минимальный, но достаточный набор показателей для выработки или закрепления образовательной стратегии. Как неполная, так и избыточная информация будет снижать эффективность принимаемых абитуриентом решений.

Мультимедийная презентация является одним из наиболее актуальных приложений к любому информационному сайту, позволяющим визуализировать самую важную, по мнению разработчика, информацию. Эффективным для привлечения внимания будущих абитуриентов станет размещение на сайте видео-презентации вуза/ факультета, включающей нарезку концептуально-объединенных коротких видеороликов:

1) лекционных и семинарских занятий с мэтрами и наиболее хариз-матичными молодыми преподавателями, занимающими верхние позиции в рейтинге преподавателей;

2) работы студентов в научных центрах и лабораториях;

3) турниров в шахматном клубе;

4) студенческих конкурсов и конференций;

5) времяпрепровождения студентов на переменах (работа библиотеки, работа столовой и буфетов);

6) научных, культурных и спортивных мероприятий;

7) работы ситуационного центра;

8) награждение студентов на заседаниях Ученого совета и др. Подобный подбор видеоматериалов и их презентация позволит

будущим студентам приблизиться к реальной жизни факультета, окунуться в его рабочую атмосферу.

Таким образом, в целях повышения эффективности работы с абитуриентами можно сформулировать следующие рекомендации по модернизации сайта:

1) сделать навигацию по сайту более удобной (например, сократить дистанцию для искомой информации);

2) разместить в разделе «Поступающим» видео-презентацию факультета;

3) после проведения мероприятий помещать на сайт видеоролики, презентации (например, разместить в разделе «Абитуриентам» видеозапись со Дня открытых дверей на факультете);

4) размещать на главной странице и постоянно обновлять информацию о молодых успешных выпускниках факультета (руководителях и действующих сотрудниках ведущих юридических фирм) с фотографиями и пожеланиями в адрес факультета;

5) повышать информированность будущих абитуриентов о возможностях участия в бесплатных образовательных проектах (например, в Школе права);

6) размещать на сайте данные о рейтингах кадровых агентств по юридической специальности;

7) усовершенствовать дизайн (сделать более современным). Серьезным препятствием на пути личных достижений выпускников школы являются перегрузки в ходе учебного процесса и подготовки к сдаче ЕГЭ. Альтернативным вариантом перераспределения бюджета времени для школьников могло бы стать создание подготовительных курсов по субботам в интенсивном режиме (6—8 академических часов в день в течение 2-3-х месяцев). Важной задачей организации подготовительных курсов в режиме выходного дня является привлечение абитуриентов Подмосковья (рис. 3.).

Рис. 3. Результаты опроса по подготовительным курсам в интенсивном режиме

Около половины школьников профильных классов готовы посещать подготовительные курсы на юридическом факультете МГУ по субботам в интенсивном режиме. Три четверти респондентов из числа слушателей Школы права проявили интерес к указанному направлению профильного обучения, а среди школьников, обучавшихся на интенсивных курсах «Школы права для школьников г. Москвы», заинтересованными оказались двое из троих респондентов. Таким образом, очевиден интерес подавляющего большинства абитуриентов к данной форме подготовки и ее преимуществам над остальными формами.

Желательно рассмотреть возможность проведения платных летних правовых школ (7-10 дней в конце июня), в том числе для иностранных студентов. Среди слушателей Школы права практически всех привлекает возможность такой формы подготовки, но при условии, что она не потребует дополнительных материальных затрат (рис. 4).

Практически каждый второй опрошенный школьник правового профиля обучения готов участвовать в летней правовой школе также

Хотят обучаться в летней правовой школе Готовы платить за обучение

Л7"

Л7"

Подготовительные курсы юридического факультета МГУ (113 человек)

85.5%

28,2%

86,5% | 2р%

Школа права юридического факультета МГУ(68 человек)

|_96,6%_|_25,4%_|

Рис. 4. Результаты опроса по летней правовой школе

при условии, что участие будет бесплатным, а примерно треть опрошенных примут участие вне зависимости от порядка оплаты.

Более половины преподавателей заинтересовались возможностью участия в коммерческом проекте Летней правовой школы для старшеклассников. Часть экспертов, в основном молодые преподаватели, хотели бы стать активными организаторами и участниками проекта.

С целью повышения эффективности образовательной деятельности в школах-партнерах можно привлекать аспирантов и магистрантов для проведения занятий на более системной основе, предусмотрев возможность зачета педагогической и учебной практики.

Для продвижения позитивного имиджа юридического факультета, как и любого иного вуза, желательно размещать событийную информацию и позитивные отзывы в социальных сетях. Необходимо использовать передовые методы и формы подачи информации на официальном сайте: популяризировать свидетельства «истории успеха» недавних выпускников факультета, конкурсы исследовательских и проектных работ среди старшеклассников, проводимых юридическим факультетом МГУ и т. д.

Более всего ориентированы на поступление на юридический факультет МГУ школьники, которые учатся на «отлично», а также дети, приезжающие из отдаленных регионов России, среди которых существенно выше процент твердо решивших поступать на факультет. Поэтому необходимо уделять особое внимание процессу информирования школьников из региональных школ о мероприятиях, проходящих на факультете, порядке и условиях поступления, а также преимуществах образования, полученного на юридическом факультете МГУ.

При положительном отношении подавляющего большинства родителей к решению школой задачи воспитания и формирования личности двое из пяти опрошенных учителей обеспокоены снижением

морально-нравственного уровня учащихся. Пробелы в правосознании школьников, по мнению родителей, свидетельствуют о существенных недостатках в правовом воспитании учащихся общеобразовательных заведений Москвы. Можно предположить, что и в семьях не всегда уделяется достаточно внимания развитию ценностно-нормативных установок у подростков. Безусловно, условия агрессивной внешней среды и деформированной ценностно-нормативной системы на уровне общества, ретранслирующиеся в семью, затрудняют процесс социализации и воспроизводят данные деформации на уровне отдельной личности и целого поколения, обеспечивая со временем их выброс в общество. Круг замыкается. Тем не менее, чем основательнее нравственные традиции семьи, тем сильнее человек духовно, тем больше внутренняя свобода, так как снижена зависимость от окружающей среды. Следует отметить, что будущие юристы также не всегда дают оценку своему поведению с морально-нравственной точки зрения. По результатам изучения правосознания студентов, каждый шестой из числа респондентов во имя достижения социально полезных, а каждый десятый для достижения личных целей совершает поступки, не задумываясь над их нравственным смыслом6. Преподаватели юридического факультета усматривают необходимость передачи будущим специалистам этических норм профессионального юридического сообщества.

Преимуществами юридического факультета МгУ, которые способны повлиять на выбор вуза абитуриентом, по данным опроса всех категорий респондентов, являются высокое качество образования и устойчивая преемственность академических традиций, а также высокая востребованность выпускников на рынке труда. При самопрезентации факультета необходимо подчеркивать выигрышные стороны и характеристики вуза/факультета и позиционировать себя соответствующим образом с лучшей стороны.

список литературы

1. Клочкова А. В. Условия формирования морально-нравственных и правовых приоритетов современной молодежи // Право и образование. 2015. № 12.

2. Клочкова А. В., Шаронова А. А. Трудоустройство выпускников // Новая адвокатская газета. 2015. № 24 (209).

3. Ларин Д. Время эффективных: как кризис влияет на рынок труда // РБК. 2016. 28 янв.: URL: http://www.rbc.ru/opinions/business/28/01/2016/56 aa10639a7947e20092f54a

4. Рынок труда-2016: ожидания и прогнозы: портал Работа.ру: URL: 22.12.2015http://pro.rabota.ru/pro/document/view/30956

6 Клочкова А. В. Условия формирования морально-нравственных и правовых приоритетов современной молодежи // Право и образование. 2015. № 12. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.