ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 2
ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. В. Клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*
Н. А. Хвыля-Олинтер, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ**
привлечение талантливых абитуриентов как актуальное направление образовательной стратегии в условиях реформы образования
В статье анализируются состояние современной российской системы образования и качество подготовки учеников школ на основе данных официальной статистики и результатов экспертного опроса. Раскрываются особенности условий, в которых высшие учебные заведения, в том числе юридической направленности, ведут работу по поиску и конкурентному отбору потенциальных абитуриентов. Основной вывод исследования заключается в том, что реформа образования негативно отразилась на качестве подготовки школьников, поэтому без активной и целенаправленной деятельности по привлечению талантливых выпускников вузы не смогут в должной мере способствовать наращиванию социального потенциала молодого поколения страны. Выводы делаются в том числе на основе исследования стратегии привлечения на юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова способных и мотивированных абитуриентов.
Ключевые слова: система образования, реформа образования, абитуриент, талантливые учащиеся, высшее учебное заведение, конкуренция, обучение
The article deals with the problem of the modern Russian education system and the school's students quality on the basis of official statistical data and of the expert's opinion. The competitive selection of potential entrants by the high education institutions depends on specific modern conditions. The main conclusion of the study is that the education reform had a negative impact on the quality of training at schools. It is impossible to contribute adequately to enhancing the social potential of the young generation of the country for modern universities without purposeful involvement of talented and motivated students. The conclusions based on the study of the system of involve-
a.klotchkova@rambler.ru ' k_nadejda@mail.ru
ment of the talented and motivated students to the law faculty of Lomonosov Moscow University.
Keywords: education system, educational reform, entrant, talented and motivated students, university, competition, learning.
Дети, проявившие свои уникальные способности и знания, являются значимыми носителями интеллектуального потенциала общества и находятся под особым вниманием государства. Признание важности работы по выявлению и поддержке талантливой молодежи проявляется в соответствующих нормативно-правовых документах, в которых делается акцент на права таких детей и на обязанностях по отношению к ним государства.
В утвержденной в 2012 г. Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы говорится, что одна из задач государственной политики заключается в обеспечении «условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей»1.
Государственная программа «Развитие образования» на 2013— 2020 гг. объявляет выявление и поддержку талантливых детей важным направлением, обеспечивающим достижение стратегических целей развития образования и «создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны»2.
Образование направлено на развитие человеческого потенциала, от качества которого в итоге зависит уровень успешности страны. Глубокая модернизация отечественной системы образования изменила весь ее концепт, складывающийся десятилетиями. Обучение превратилось в услугу; в вузы зачастую приходят не за знаниями, а за дипломом; специальность многие выбирают не на основе собственных интереса и призвания, а исходя из иных мотивов; значительная часть выпускников вузов не работает по специальности, причем не только из-за сложностей с трудоустройством.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства в 2011 г., указывается на наличие проблем «по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях — от общего, начального
1 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761): URL: http://base.garant.ru/70183566/ #block_1000#ixzz452wVpniN
2 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295): URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70643472/paragraph/414:1
и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования»3. В документе отмечается, что российские работодатели, как правило, дают невысокую оценку качеству образования, которое получает современная молодежь. Причиной этой ситуации называется недостаток бюджетного финансирования. Однако при всей важности финансовой государственной поддержки развития системы образования этот фактор не является единственным. Не последнюю роль в процессе снижения качества образования играют отсутствие ясных целей развития страны, ценностная аномия общества, непродуманные реформы.
Охарактеризуем по некоторым показателям ситуацию, в которой вынуждены на сегодняшний день функционировать вузы.
Существуют современные исследования, которые выявляют падение культурной эрудиции и образовательного уровня учащихся, деградацию их мыслительных навыков, языковой компетенции, снижение способности к обучению, усвоению новой информации вплоть до затруднений с написанием конспектов лекций. Причем критической точкой преломления способностей молодежи к усвоению знаний ученые называют конец ХХ в. Процесс этот имеет определенные причины и продолжается до сих пор.
В Центре научной политической мысли и идеологии (ЦНПМИ) при участии авторов в сентябре 2015 г. был проведен экспертный опрос, в ходе которого ставилась цель оценить результаты образовательной реформы в России. Эксперты (в их число вошли 154 представителя различных научных отраслей, кандидаты и доктора наук, профессора) провели сравнение качества подготовки выпускников учебных заведений до и после присоединения России к Болонской системе и введения ЕГЭ.
Мнения экспертов об образовательном уровне поступающих в вузы молодых людей оказались крайне иллюстративными. По десятибалльной шкале респонденты оценивали качество подготовки выпускников школы и абитуриентов вузов. Диагноз однозначен: уровень подготовки значительно снизился (рис. 1, 2).
По результатам исследования, проведенного лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2015 г.4, две трети опрошенных учителей характеризуют образова-
3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.). С. 8 (URL: http://government.ru/media/files/4qRZEpm161xctpb156a3ibUMjI Ltn9oA.pdf).
4 Исследование «Образовательная стратегия по привлечению талантливых и мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносо-
О)
=г
о
сц сц го ю
го с!
У
т о;
о с!
%
40 п 35 30 25 20 -15 -10 -5 -0
Ж
1
И сегодня □ до введения ЕГЭ
I
Ш
23456789 баллы
Рис. 1. Экспертная оценка качества подготовки выпускника средней школы (1 — низкое качество, 10 — высокое)
10
ш =г о
Я
сц сц го ю
X ^
3
ш го с!
о с!
%
45 1 40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -
И сегодня □ до введения ЕГЭ
м
М
Л
Рис.
23456789 баллы
2. Экспертная оценка качества подготовки абитуриента вуза (1 — низкое качество, 10 — высокое)
10
тельный уровень выпускников как достаточный для дальнейшего успешного обучения (рис. 3). Лишь незначительное число педагогов отмечают, что за последние 5 лет уровень подготовки повысился. Это не свидетельствует об эффективности реформ в области школьного образования.
ва» (2015 г.). Методом стандартизированного интервью было опрошено 24 педагога старших классов четырех московских общеобразовательных учреждений, проанкетировано 82 родителя потенциальных студентов и 789 школьников 10—11 классов.
Оцениваю как достаточный для успешного обучения
Оцениваю как высокий (повысившийся за последнее время)
Оцениваю как низкий (снизившийся за последнее время)
Рис. 3. Оценка образовательного уровня выпускников школ (%)
По мнению каждого третьего из числа опрошенных родителей, подготовка к поступлению в высшие учебные заведения проводится не в полном объеме, а каждый четвертый полагает, что подготовка фактически отсутствует вовсе. Даже давая позитивную оценку уровню школьного образования, родители в большинстве своем считают, что к поступлению в вуз школьников практически не готовят. Это направление работы в школах, по мнению большинства родителей, либо не развито вообще, либо по каким-то причинам учителя уделяют ему недостаточно внимания. Уровень подготовки детей к поступлению в вуз не устраивает в целом две трети опрошенных родителей. Одним из труднопреодолимых препятствий к успешной сдаче выпускных и вступительных экзаменов является, по мнению трети родителей, неудовлетворительное качество образовательных программ.
Для поступления в высшее учебное заведение необходимо обладать такими характеристиками, как ответственность, стремление к самосовершенствованию, работоспособность, настойчивость и др. Однако в качестве устойчивых черт характера эти качества присутствуют в среднем лишь у каждого третьего выпускника, а у подавляющего большинства они выражены недостаточно. Как родители, так и педагоги считают, что детям для успешного поэтапного образования не хватает стремления к самообразованию и самосовершенствованию (лишь каждый пятый родитель не отмечает дефицита данной характеристики у современной молодежи). На втором месте по степени недостаточности — работоспособность и самодисциплина. Также респонденты указывают на дефицит целеустремленности и усердия в учебе, ответственности и надежности, настойчивости и нацеленности на результат и самомотивации. Меньше половины родителей полагают,
что их дети владеют навыком логически мыслить и обладают способностью с легкостью включиться в коллективную работу по решению какой-либо задачи. Опрошенные уверены, что хуже всего у учащихся дело обстоит с решением нестандартных задач (рис.4).
Рис. 4. Оценка учителями умений и навыков учащихся (%)
Серьезные проблемы у выпускников вызывает написание работ, предполагающих четкое, аргументированное изложение собственных идей, логическое выстраивание письменной речи, а также аналитический и критический разбор текста. Данный факт можно объяснить подготовкой учащихся к выполнению тестовых заданий, не
требующих навыков систематизации и анализа информации, логического структурирования большого объема данных, развития речи, риторических способностей. Вследствие этого у многих появляются затруднения при решении нестандартных задач. Другого результата переориентации образовательного процесса на подготовку к решению типовых заданий по системе ЕГЭ ожидать было бы сложно.
Уже доказан факт, что качество школьной подготовки в связи с переходом на новые образовательные стандарты и введением ЕГЭ снижается. У детей формируются отрывочные фрагментарные знания, необходимые лишь для успешного прохождения тестовых заданий, но не дающие возможность мыслить системно. Результаты ЕГЭ не всегда объективно отражают уровень образования потенциального абитуриента. По этой причине учебные заведения высшей школы, пытающиеся сохранить научные традиции и качество подготовки выпускников, отстаивают свое право на дополнительные вступительные испытания в традиционной форме (эссе, сочинение, устный экзамен) с целью дополнительного контроля над уровнем знаний абитуриентов.
Экспертный опрос ЦНПМИ позволил получить оценки качества образования в целом до присоединения к Болонской системе. Качество советской системы образования эксперты в среднем оценивали на 9 баллов из десяти возможных, на сегодняшний день ситуация стала существенно хуже. Вычисление для каждого показателя среднего по оценкам экспертов балла показало, что как качество подготовки школьников и абитуриентов, так и эффективность системы образования ухудшились более чем в два раза. Если качество системы образования до реформы оценивалось более чем на семь баллов, то после — уже на 3,5 балла. Оценка качества подготовки абитуриента вуза и выпускника школы также снизилась соответствующим образом.
Сопроводим оценки экспертов некоторыми статистическими и социологическими данными, отражающими состояние системы образования на разных ее уровнях.
Очевидно, что проблемы начинаются еще на уровне общего образования. За двадцать пять лет по стране почти в два раза сократилось число школ, в первую очередь за счет учебных заведений общеобразовательного уровня, расположенных в сельской местности (рис. 5).
Сокращение школ коррелирует с проблемами депопуляции и внутренней миграции и в определенной мере обусловлено именно этими процессами. Например, численность детей, достигающих возраста начальных классов и нуждающихся в учебных местах, в связи со снижением рождаемости в постсоветской России уменьшилась почти в полтора раза (рис. 6).
Рис
Д rtN ^О rxN .(К г(Ь г» Л, >Л
^ rjO- фЗ~ фГ фЗ' фЗ" фЗ ф> фЗ фЗ ф>
5. Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в РФ (построено авторами по данным Росстата)
1979 1989 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Рис. 6. Доля населения в возрасте от 5 до 9 лет в России (построено авторами по данным Росстата)
В таких условиях вузам приходится проводить тщательную работу по расширению своего регионального представительства и обеспечению необходимого отбора талантливой молодежи в регионах.
Качество образовательного процесса во многом зависит от уровня подготовки поступающих абитуриентов. В связи с этим интерес представляет оценка профессорами и доцентами юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова образовательного уровня первокурсников5. Лишь треть опрошенных отметили достаточность уровня подготовки первокурсников, при этом ни один из преподавателей не охарактеризовал его как высокий. По мнению большинства представителей профессорско-преподавательского состава юридиче-
5 Васенина И.В., Клочкова А.В. Вопросы повышения качества образования // Вестн. Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2009. № 5. С. 63.
ского факультета МГУ, причина создавшейся ситуации заключается прежде всего в снижении общего уровня образования в целом по стране, в глубоком кризисе всей системы.
Среди основных проблем в сфере российского школьного образования учителя, оценивающие ситуацию исходя из собственного профессионального опыта, в первую очередь выделяют факторы, касающиеся организационных вопросов в рамках проводимых реформ образовательного процесса. Более половины респондентов полагает, что реорганизация школ, их объединение ведет к утрате традиций, потере уникальности многих эффективных образовательных учреждений, уходу опытных преподавателей.
На негативные последствия объединения школ указывают результаты исследований эффективности образовательной реформы. Согласно данным эмпирического исследования (экспертные интервью с участниками образовательных отношений), одним из следствий реформы школ стал «информационный коллапс, рассогласованность в действиях присоединяемого коллектива, страх неизвестности, что, с одной стороны, вызывает у учителей стремление уйти из школы, а с другой стороны, катализирует процесс сплочения коллектива присоединяемой школы вокруг своих неформальных лидеров»6. Фактически имели место психологическая дестабилизация учительских коллективов и возникновение «локальных многосубъектных конфликтов, которые заканчиваются увольнением учителя и уходом учащихся в другие школы»7.
Руководитель московского Департамента образования, доказывая эффективность реформы школ, апеллирует к следующим данным. В 2013 г. команда школьников из Москвы заняла первое место на Всероссийской Олимпиаде и показала существенный отрыв от регионов по числу победителей. Кроме того, если в 2010 г. количество московских школьников, набравших 220 баллов по ЕГЭ, составляло 6946 человек, то в 2013 г.— 188938. Однако между реализованным управленческим решением (в данном случае инициирования процесса слияния школ) и его результатом, как правило, есть некий временной люфт, и существенно улучшить за один год качество подготовки учеников вряд ли возможно. А успешность москвичей относительно достижений учеников из других городов могут быть связаны, например, с тем, что уровень образования в регионах постепенно снижается. Результаты проведенной реформы можно будет оценить только спустя несколько лет.
6 Карнозова Л.М., Чиркина Р.В., Аруин С.Е. Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации // Психология и право. 2014. № 3. С. 19.
7 Там же. С. 19.
8 URL: http://ria.ru/society/20130828/959349461.html
По данным проведенного на юридическом факультете МГУ исследования, более половины учителей (56,5%) и около трети родителей (30,0%) единодушны в том, что объединение школ в рамках реформы российского образования, ведет к потере традиций классического школьного образования. По мнению родителей, данное нововведение создает серьезные сложности школьникам на пути поступления в вузы вследствие частой смены преподавателей и возникновения психологических проблем на межличностном уровне при объединении классов из разных школ.
В качестве негативных последствий структурных и качественных изменений образовательного процесса, сказывающихся на учениках, учителя отмечают рост формальной отчетности, спорное содержание учебных программ и учебников, стимулирование конкуренции в учебных коллективах (рис. 7).
Рис. 7. Факторы, отрицательно влияющие на уровень подготовки выпускников школ (%)
Еще одна проблема — чрезмерная учебная нагрузка современных школьников. На нее сетует половина родителей, и она может быть напрямую связана с неэффективностью методик преподавания (учителя указывают на нее в каждом четвертом случае), значительная доля из них сильно устарела, а новые часто являются псевдо-инновационны-ми, т.е., по сути, не оказывающими положительного влияния на усвоение учебного материала. Надо отметить, что, по мнению родителей выпускников, преподаватели средних образовательных учреждений Москвы все-таки стремятся сохранить качество образования на высоком уровне несмотря на негативные тенденции, связанные с несоответствующими традициям российского образования нововведениями и реструктуризацией образовательного пространства. Трансформационные процессы в педагогической деятельности далеко не всегда идут на пользу российскому образованию и, соответственно, мало отвечают интересам развития общества и страны в целом.
Состояние науки в стране, работу научных школ, качество подготовки учеников в школах отражают результаты международных олимпиад. СССР был безусловным лидером на мероприятиях такого рода на протяжении десятилетий. Заслуги российской команды стали куда более скромными. Сегодня в СМИ периодически анонсируются успехи отечественных школьников-участников олимпиад — сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей привезли из-за рубежа участники команды.
Безусловно, призеры достойны уважения, но наличие нескольких медалей совсем не гарантирует общекомандного успеха, и за объявленными двумя-тремя золотыми умалчивается то, что команды страны в общем зачете все чаще терпят поражение. Данные в динамике позволяют видеть многолетний тренд «успехов» нашей страны, который очевиден, — снижение уровня знаний учеников школ. В международных олимпиадах по математике и физике мы традиционно занимали первые места, теперь ситуация в корне изменилась (рис. 8, 9).
В общемировых состязаниях по физике россияне до 2002 г. в течение десяти лет восемь раз становились победителями и дважды занимали второе место. В XXI в. наши школьники в общем зачете два раза поднимались лишь на третье место, а кроме этого, оставались на пятой, шестой и даже восьмой позиции.
Безусловно, есть и примеры успешного участия в международных мероприятиях. Например, российская команда заняла первое место на Европейской математической олимпиаде для девушек, проведенной в 2016 г. в Румынии. Ранее студенты юридического факультета МГУ выиграли престижный конкурс по международному праву имени Филипа Джессопа (Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition), состоявшийся в 2012 г. в Вашингтоне. В том же
Рис. 8. Россия в неофициальном командном зачете на международных олимпиадах
по математике9
году на II международной студенческой олимпиаде по национальному и сравнительному конституционному праву победителем стал студент юридического факультета МГУ.
Но в целом сопоставительный мировой уровень подготовки российских школьников снизился. Бисмарк говорил, что войны выигрывает школьный учитель. В таком контексте состояние национальной безопасности России вызывает опасения.
Все описанные процессы не могут не отражаться на высшей школе. Образование по-прежнему имеет высокую ценность в глазах населения. Россияне признают его важность в современном мире и соглашаются с тем, что без соответствующего диплома сложно построить успешную карьеру и достичь многих жизненных целей. По данным общероссийского исследования10, более 70% респондентов уверены в необходимости получения высшего образования для самореализации в профессиональной сфере.
Но отечественное высшее образование испытывает явные трудности. Число организаций высшего образования сегодня по сравнению с советским периодом увеличилось более чем в два раза. В 1960 г. на территории РСФСР располагалось 430 вузов, сейчас мы имеем более 900, а два года назад — больше тысячи, не считая региональных филиалов. Численность студентов выросла пятикратно. Вроде бы охват населения высшим образованием должен приносить только позитивные результаты, повышать грамотность, образованность, профессиональность. По факту наблюдается обратное — качество образования стремительно падает, культурная деградация населения, в первую очередь молодежи, усиливается.
9 Построено по данным международных олимпиад (электронный ресурс): URL: www.imo-official.org/country_team_r.aspx?code=USS
10 Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 31 августа— 1 сентября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Получается, большая часть работы вузов происходит «вхолостую», не принося позитивных результатов ни государству, ни обществу. Причины этому различны: от недостаточно продуманных реформистских преобразований системы образования — до ценностной дезориентации молодого поколения.
В такой ситуации для высшего учебного заведения, дорожащего своей репутацией и качеством образовательного процесса, вопрос поиска и привлечения мотивированных и талантливых молодых людей становится приоритетным.
Образование, в том числе и высшее, превратилось в услугу: на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания, а прибыль. Одним из характерных признаков устройства гуманитарной сферы современной России является коммерциализация ее важнейших систем — здравоохранения, образования, науки, культуры. Коммерческий сектор разрастается, в итоге деградационные процессы в гуманитарной сфере нарастают. В частности, увеличение доли коммерческих вузов приводит к тому, что количество студентов резко растет, но при этом качество подготовки ухудшается и формируется явный переизбыток невостребованных на рынке труда специалистов. По данным Рос-стата и Министерства образования и науки, 50% из примерно 750000 дипломированных юристов не работают по своей специальности. На сегодняшний день количество юристов как минимум вдвое превышает общую потребность в юридических кадрах. В то же время высококвалифицированные специалисты всегда востребованы, о чем свидетельствует успешная практика трудоустройства выпускников ведущих юридических вузов.
В условиях недостатка финансирования образования государство тратит огромные материальные ресурсы на внедрение в российскую практику худших западных образцов. Например, отказ от подготовки специалистов в образовании и переход к двухуровневой системе подготовки потребовал колоссальных трудозатрат и материальных ресурсов на изменение учебных планов, образовательных стандартов и программ и т.д., но ситуацию с качеством образования не исправил. Переход к ЕГЭ критикуется подавляющим большинством специалистов и рассматривается в качестве одной из ключевых предпосылок снижения уровня подготовки учащихся. Однако пересматривать присоединение к Болонской системе и переход на ЕГЭ чиновники не собираются, как и нести ответственность за очевидные неудачи проведенной модернизации. Страна нуждается в грамотных специалистах, а вместо них все чаще она получает суррогат.
Даже обыватели понимают, что с системой образования происходят негативные изменения: согласно данным всероссийского
опроса, право на бесплатное образование отмечается россиянами как второе по степени ущемления в России11.
Существует комбинированный показатель Программы развития ООН — Индекс уровня образования в странах мира (Education Index12), который является одним из ключевых для определения уровня социального развития (Human Development Index) и строится на основе данных о грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование. Россия по данному показателю в 2013 г. находилась на 36 месте из 187 возможных, соседствуя с Аргентиной, Кипром и Палау. В пятерке лучших такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, Нидерланды и США.
В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование (Expenditure on Education13), рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, наша страна занимает 98 место из 153 возможных. В России на образовательные нужды тратится 4,1% от ВВП (по данным на 2014 г.), и это неприемлемо низкий показатель. Стоит отметить, что из стран, находящихся на постсоветском пространстве, нас обгоняют Белоруссия (4,5%) и Украина (5,3%), совсем немного уступает Таджикистан (4%). Многие европейские страны также тратят на образование заметно больше — Франция (5,9%), Бельгия (6,4%), Финляндия (6,8%), Швеция и Норвегия (7,3%), Дания (8,7%).
Вызывают беспокойство прогнозы развития образования, которые делаются на самом высоком уровне пока в качестве неких «форсайтов». Но известно, что футурологическое проектирование приводит и к ускорению системных инноваций в заданном направлении, и к лоббированию соответствующих государственных проектов и программ, т.е. любой прогноз вносит резонанс в информационное поле и в определенной мере действительно влияет на вектор развития. Тем более, что проект объединяет влиятельных и активных граждан именно с целью преобразования традиционной системы образования. В Москве 29 февраля-3 марта 2016 г. состоялся Форум Школы управления Скол-ково и Агентства стратегических инициатив (АСИ) под названием «Маршруты и стратегии движения в новые модели образования». На мероприятии прошло обсуждение стратегии развития отрасли, а результатом форсайта стала карта «Глобальное образование 2015-2030»14.
11 Опрос проведен в 2015 г. Центром Юрия Левады по всероссийской выборке: URL: http://www.levada.ru/30-01-2015/rossiyane-nazvali-sebya-naibolee-ushchemlenny-mi-v-medpomoshchi
12 URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
13 URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
14 URL: http://map.edu2035.org/futuremap7force
Карта разбита на несколько разделов, обозначающих основные тренды в образовании. Например, тренд на распространение системы ценностей сетевой культуры в ближайшие год-два сделает возможным массовые зачеты прохождения компьютерных игр в качестве обязательных общих курсов, а в итоге приведет к тотальному внедрению игр как основного формата существования людей. Игры в учебу, отдых, в родителей и детей, в добро и зло, в жизнь, наконец, — такое вот непрекращающееся тотальное развлечение. Футурологи пророчат развитие индустрии улучшения когнитивных способностей — по их мнению, будут разработаны линейки фармацевтических препаратов, улучшающих мыслительные процессы детей и обеспечивающих невиданные ранее перспективы обучения. Или повсеместное распространение моделирующих работу нервной системы веществ, которые можно будет синтезировать самому в домашних условиях. Из этого продукта творческой мысли можно узнать о появлении виртуальных тюрем, лидерстве Китая и Индии в сфере науки (видимо, эти страны будут способны устойчиво сопротивляться подобным нововведениям), об отмирании письменной речи, о приобретении знаний в утробе и продаже генных наборов для детей. На карте обозначены также и «угрозы», к которым ее создатели относят, в частности, «европейскую ригидность», т.е. сопротивление традиционной школы классического образования модернизации образовательной системы.
Сделанный прогноз вполне соответствует сути происходящих после отказа от советского опыта реформ в системе образования России. Достаточно вспомнить скандальный, инициированный в 2008 г. форсайт-проект «Детство 2030», предлагающий чипизацию детей и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Из молодых людей планируется формировать программируемых гэм-блинг-зависимых субъектов (или правильнее — объектов) с заданным набором способностей и установкой на некие глобальные ценности, которым в проекте также уделено внимание— их предполагается моделировать с помощью виртуальных игр.
По какой-то причине в прогнозе проигнорированы вопросы патриотизма, воспитания моральных качеств личности, установок молодежи на труд, честность, гражданственность, любовь к Родине, духовность и т.д. По сути, был выдвинут императив: развитие образования пойдет по данной траектории. Понятно, что эта траектория существенно усугубит уже имеющиеся проблемы работы вузов по поиску и отбору талантливой молодежи.
Сегодня, как никогда в истории современной России, требуется системное формирование и накопление социального потенциала, способного оздоровить государство и общество, воспринять лучшие отечественные нравственные, научные и культурные традиции, со-
хранить их и приумножить. Существует правило: «Сегодня главное не хлеб, не сталь и не броня, сегодня главное дети, потому что завтра это — и хлеб, и сталь, и броня». Его игнорирование закономерно и неизбежно приведет к самым негативным последствиям. Неустойчивость, противоречивость и «турбулентность»15 ценностных ориента-ций современной молодежи призвана корректировать система образования, в том числе и высшего. Образование детей должно усиливать потенциал позитивного развития государства, а на сегодняшний день этого не происходит. Последствия очевидны:
— государство, выделяя бюджетные средства на подготовку студентов, которые в полной мере не реализуют затем свой профессиональный и образовательный потенциал, снижает свою жизнеспособность;
— утрачиваются культурные навыки, накапливаемые поколениями;
— система передачи накопленных поколениями опыта, знаний и умений свои функции на должном уровне не выполняет.
В текущих условиях конкуренция вузов и факультетов за мотивированных и талантливых школьников, потенциальных абитуриентов, увеличивается и приобретает все большее значение. Формирование качественного контингента поступающих является одним из важнейших направлений работы. В ходе формирования такой стратегии важно накопление и формирование базы эмпирических данных и экспертных оценок.
Вопросы обеспечения доступа лучшим ученикам к лучшим вузам страны; конкурентного отбора школьников, ориентированных на получение знаний и профессии; позиционирования вуза таким образом, чтобы в этой конкурентной борьбе выигрывать, — становятся крайне актуальными. Правильно выбранная стратегия работы по этим направлениям поддерживает позитивный имидж и репутацию учебного заведения и обеспечивает ему преимущества перед конкурентами, а также успешность и эффективность его деятельности.
Список литературы
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295).
15 Хвыля-Олинтер Н. А. Национально-культурная идентичность современной российской молодежи в условиях глобализации: методология социологического анализа: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2010. С. 13.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.).
4. Васенина И. В., Клочкова А. В. Вопросы повышения качества образования // Вестн. Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2009. № 5.
5. Карнозова Л. М., Чиркина Р. В., Аруин С. Е. Анализ ситуации в системе управления конфликтами и социальными рисками в образовательных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации // Психология и право. 2014. № 3.
6. Хвыля-Олинтер Н. А. Национально-культурная идентичность современной российской молодежи в условиях глобализации: методология социологического анализа: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2010.