ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 4
М. Е. липатова, младший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*
реализация концепции непрерывного образования на юридическом факультете мгу
В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности и роли непрерывного образования. Проанализированы основные виды мероприятий по реализации концепции непрерывного образования в подготовке специалистов на юридическом факультете МГУ. Представлены результаты исследований деятельности по привлечению талантливых абитуриентов на юридический факультет МГУ, данные мониторинга профессиональных планов студентов-бакалавров 4 курса.
Ключевые слова: бакалавриат, жизненные цели и приоритеты, концепция непрерывного образования, магистратура, молодежь, подготовительные курсы, ценности.
The article deals with the approaches to understanding the nature and the role of lifelong education. There have been analyzed the main types of measures for implementation of the concept of lifelong education in the training at the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University. Presented results of researches of activities for attraction of entrants to the Law faculty and of monitoring of professional plans of undergraduate students 4th year.
Keywords: baccalaureate, life goals and priorities, concept of lifelong education, masters, youth, training courses, values.
За последние годы Россия смогла сохранить одно из важнейших конкурентных преимуществ с точки зрения инновационного развития — это человеческий капитал. Так, к концу первого десятилетия XXI в. доля населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием составила 22,8% численности населения в возрасте от 25 до 64 лет. Данный показатель позволяет говорить о том, что Россия находится на уровне ведущих стран мира (Великобритания, Швеция, Япония) и опережает ряд европейских стран (такие как Германия, Италия, Франция)1. Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за этот период участие населе-
* lme-tatarintseva@mail.ru
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. С. 7.
ния в возрасте от 25 до 64 лет в непрерывном образовании составило 24,8% от общего населения. Для сравнения в Великобритании эта доля составила 37,6, в Германии — 41,9, в Финляндии — 77,3%. Исправлением данной ситуации в нашей стране активно занялись только в последние годы.
Подготовка кадров является одной из основных задач, способствующих переходу России на путь инновационного развития. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» был предусмотрен ряд шагов, направленных на повышение эффективности работы и слаженности работы составляющих элементов инновационной системы, в частности системы образования и науки Российской Федерации. Особое внимание должно уделяться, по мнению разработчиков стратегии, вопросам координации фундаментальных исследований в рамках различных программ, независимой оценке исследований с привлечением зарубежных и отечественных экспертов из вузовского и отраслевого секторов науки, постоянному мониторингу продуктивности научных коллективов. Значимым также является координация деятельности по подготовке кадров для проведения инновационной политики и мероприятий, направленных на реализацию реформы профессионального образования и развитие системы непрерывного образования, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"»2. При этом должна быть решена такая задача, как создание в России единого научного и образовательного пространства, стимулирование междисциплинарной и межотраслевой кооперации.
Реализация инновационного подхода в экономике и других сферах жизни общества, становление общества, основанного на знаниях, связано с изменением отношения к знаниям и науке в целом, а также сокращением периода обновления технологий, техники и требований к человеку-профессионалу. Получаемые в рамках традиционного классического образования знания сегодня быстро устаревают, что обусловлено увеличением потока информации и расширением информационного поля. Это вызывает разрыв между традиционной системой образования и теми процессами, которые происходят «вовне». Устранение данного разрыва возможно при условии реализации непрерывной образовательной деятельности в течение всей жизни человека.
По мнению Я. А. Ильинской, важно сформировать у человека личностную потребность, мотивацию «к поддержанию определенного уровня профессионализма на протяжении всей его жизни»3. В но-
2 Там же. С. 32-33.
3 Ильинская Я. А. История формирования концепции дополнительного непрерывного образования // Вестн. Челябинского гос. педагогического ун-та. 2013. № 4. С. 111.
вых социально-экономических условиях недостаточно периодически повышать свою квалификацию. Одним из основных требований работодателя к работнику сегодня является постоянная готовность к повышению своего образовательного уровня, усвоение новых и актуальных знаний, совершенствование своих профессиональных компетенций.
Первые идеи о непрерывности образования появляются в середине ХХ в. В ходе формирования концепции различные ученые выделяют несколько этапов в ее становлении, отражающих трансформацию взглядов исследователей на понимание сущности и роли непрерывного образования (Я. А. Ильинская, В. Г. Онушкин, В. Г. Осипов, Ю. А. Черникова4). В ходе осмысления, анализа и внедрения концепции непрерывного образования произошел отход от узкого понимания данного процесса и поворот к плюралистическому. Так, Я. А. Ильинская, обобщая опыт отечественных и зарубежных исследователей, выделяет пять стадий в развитии концепции непрерывного образования.
Возникновение идеи о продолжении образования после окончания профессионального учебного заведения (конец 50-х — середина 60-х гг. ХХ в.) было связано с неудовлетворенностью общества существующей системой образования. Отражением этого было стремление устранить пробелы в базовом образовании взрослых и в качестве основного инструмента исправления служила система дополнительного профессионального образования, частью которого были повышение квалификации и профессиональная переподготовка. В дальнейшем (вторая половина 60-х — начало 70-х гг.) происходит пересмотр роли и места образования в обществе и жизни индивида. Ученые отмечают, что получение образования не должно ограничиваться одной возрастной группой, так как полученных в образовательном учреждении знаний не хватает на всю жизнь для качественного выполнения профессиональных обязанностей и требуется их обновление или пополнение новой информацией. На этой стадии, как отмечает Я. А. Ильинская, происходит в полной мере проявление феномена непрерывного образования, а на теоретическом и практическом уровне анализируются и формулируются основные идеи непрерывного образования, оказавшие большое влияние в дальнейшем на развитие концепции непрерывного образования5.
4 См.: Ильинская Я. А. Указ. соч.; Онушкин В. Г. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб.; Воронеж, 1995; Осипов В. Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989; Черникова Ю. А. Непрерывное образование как социокультурный феномен (Текст): Ав-тореф. дис. ...канд. филосф. наук. Волгоград, 2012.
5 Ильинская Я. А. Указ. соч. С. 114-115.
В 1965 г. концепция непрерывного образования была представлена П. Ленграндом на форуме ЮНЕСКО. В ее основе лежала идея о центральной роли человека, для которого необходимо создать оптимальные условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни6. Именно П. Ленгранд предложил пересмотреть деление жизни индивида на периоды учебы, труда и профессиональной дезактуализации. При этом само непрерывное образование должно стать нормой активного образования и основываться не просто на передаче знаний, а на опыте учащихся. Обучение должно чередоваться с периодами работы, и полученные знания и умения, таким образом, приобретают большую ценность.
В 70-е гг. (1972—1980) рассматриваются основные методологические проблемы непрерывного образования и разрабатываются теоретические и практические рекомендации для реформирования образовательной системы. В конце 70-х предлагаются новые методики и учебные программы, отвечающие основной идее непрерывного образования. Начиная с 80-х и до сегодняшнего дня можно говорить о принятии идеи непрерывного образования и активного ее внедрения в жизнь7. Образование становится не просто средством передачи знаний и формирования специалистов, а ставит целью развитие человека на протяжении всей жизни и затрагивает все аспекты его деятельности.
В современном обществе с его динамикой развития, высоким уровнем неопределенности и риска работодатели отдают предпочтение работникам, которые готовы ставить цели и решать задачи в условиях сложной деятельности с опорой на личный опыт, умение анализировать проблему и предлагать ее оптимальное решение. Одним из ведущих параметров оценки будущего сотрудника является его профессионально-образовательный опыт, оконченное учебное заведение, участие в проектах, активная жизненная позиция.
Реализация концепции непрерывности образования предполагает корректировку не только жизненных установок индивида, отношения к жизни, но и изменения системы ценностей, формирования мотивации и т. д. Россияне признают важность образования в современном мире и соглашаются с тем, что без соответствующего диплома практически невозможно построить успешную карьеру и достичь жизненно важных целей. По данным общероссийского исследования8, более 70% респондентов уверены в необходимости получения
6 Бирюкова Н. А. Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 346.
7 См.: Ильинская Я. А. Указ. соч. С. 117.
8 Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 31 августа — 1 сентября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
высшего образования для самореализации в профессиональной сфере. Образование является одной из важнейших ценностей в системе ценностей молодежи, которая связана с формированием жизненных стратегий и выбором образовательной и профессиональной траектории развития. Опрос молодых людей (2014-2015) показал, что наряду с семейными ценностями (86,3%), здоровьем (80,4%), профессионализмом (70,3%) и стремлением к самореализации (74,7%) образование (63,3%) остается значимым для молодежи. Получение высшего образования подавляющее большинство респондентов (63,1%) рассматривает как достаточное для достижения жизненных целей, поступление в магистратуру и аспирантуру отметили 28,7%. Таким образом, среди планов на ближайшие три года молодые люди отметили в первую очередь готовность продолжить свое образование (52,1 %)9.
Государство ведет целенаправленную деятельность по созданию условий в сфере образования для формирования компетенций инновационной деятельности, среди которых можно выделить следу-ющие10:
— способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
— способность к критическому мышлению;
— способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и высококонкурентной среде;
— владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению.
Для реализации концепции непрерывного образования важно сохранение на всех этапах или уровнях образования ориентацию на формирование навыков, необходимых для инновационной деятельности, — критическое восприятие информации, способность к нестандартным решениям, креативность, способность работать в команде и др. Последовательное осуществление концепции начинается с дошкольных образовательных учреждений. На уровне школ и образовательных центров сегодня реализуются индивидуальные образовательные программы, углубленное и профильное обучение по программам общего и дополнительного образования. В рамках системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени предоставляется
9 Авторское исследование «Жизненные стратегии молодежи в современной России» (2014-2015). Опрошено 764 человека.
10 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. С. 36.
возможность профессиональной подготовки для учащихся. Не менее значимым аспектом обеспечения непрерывности образовательного пространства являются школы для одаренных учащихся при вузах.
В рамках системы профессионального образования особое внимание сегодня уделяется внедрению современных методов и технологий обучения, способствующих сохранению непрерывности в развитии будущих специалистов и совершенствованию творческого мышления, навыков и мотивации учащихся. Также предусматривается развитие механизмов непрерывного образования на базе интернета, среди которых можно выделить создание общедоступных информационных ресурсов в интернете, развитие систем дистанционного обучения, а также размещение в интернете видеозаписи лекций в ведущих российских вузах на условиях свободного доступа к ним всех желающих.
В Программе развития ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» до 2020 г. подчеркивается, что современная высшая школа «несет на себе основную ответственность за формирование соответствующего современным интеллектуальным требованиям кадрового ресурса страны, необходимого для реализации стратегии развития России»11. Основной миссией современного университета является формирование эталонной модели профессионального, социального и культурно-мировоззренческого становления новых поколений граждан России. Для ее реализации необходимо гармонично сочетать новейшие достижения в сфере образования и науки с учетом национальной образовательной идентичности и развитием традиций МГУ.
Программа развития предполагает тесное взаимодействие университета с общеобразовательными учреждениями в рамках программы «МГУ — школе» (регулярные съезды и летние школы для учителей, повышение квалификации работников школы, разработка учебников и учебных пособий). Как отметил В. А. Садовничий на заседании Совета по науке и образованию: «Что бы мы ни придумали, но все-таки будущее будут делать талантливые ребята... их надо найти, удержать и направить.»12. Поэтому особое внимание должно уделяться интеграции в единую систему всего спектра творческих объединений, направленных на поиск и развитие талантов, — от кружков для школьников, творческих лабораторий, олимпиад, конкурсов, викторин и других видов интеллектуальных соревнований до центров
11 Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» до 2020 года. С. 1.
12 Заседание Совета по науке и образованию. 24 июня 2015 г. (электронный ресурс): URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49755
инновационного творчества и фестивалей науки. Новые образовательные стандарты ориентированы на построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся — от общеобразовательного учреждения до начала профессиональной деятельности.
Следующим этапом в реализации концепции непрерывного образования является создание и внедрение магистратуры нового типа по междисциплинарным магистерским программам всего спектра научных дисциплин, открытой для всех выпускников российских и иностранных образовательных учреждений. Успешность реализации образовательных программ и формирование профессиональных навыков будущих специалистов невозможна без опоры на современные требования отраслей народного хозяйства. Для этого «Московский университет устанавливает прочные связи с работодателями и деловым сообществом, инициируя реализацию совместных образовательных программ, стажировок и производственной практики. Развиваются связи с активными участниками инновационной экономики: создаются совместные научно-исследовательские и образовательные программы, корпоративные институты, сформирована специализированная организация управления целевым капиталом «Фонд развития МГУ»13.
Одним из важнейших условий реализации стратегии инновационного развития российского общества является наличие общей системы нравственных ориентиров, закрепленных в различных законах, принципах, концепциях, стратегиях. В развитии и функционировании любой страны особую роль играет правовая сфера и страта профессиональных юристов. Эффективность функционирования любой сферы общественной жизни напрямую зависит от тех конкретных людей, которые ее профессионально осуществляют, поэтому необходимо на начальном пути профессионального образования привлекать наиболее талантливую и мотивированную молодежь. Именно молодым специалистам предстоит совершенствовать общественную систему, строить правовое государство, а также осуществлять дальнейшее развитие законодательства, совершенствование организационных структур, осуществляющих правоприменительную деятельность, и т. п. От их профессионализма зависит решение проблем в развитии российского общества на современном этапе, его правовой системы, которой присущие определенные противоречия и недостатки. Можно сказать, что насколько профессионален юрист, настолько и работоспособна правовая система общества.
13 Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» до 2020 года. С. 5.
В современном обществе юридический факультет МГУ сохраняет традиции и преемственность в сфере образования и своей социальной миссией видит служение российском обществу, участие в реализации современных задач и программ инновационного развития Российской Федерации. Поэтому особое внимание уделяется качеству образования, подготовке высококвалифицированных и высококонкурентных специалистов, созданию эффективной и комфортной образовательной и научной среды для студентов, аспирантов и преподавателей. На факультете реализуется целый ряд мероприятий, обеспечивающих преемственность, последовательность в реализации образовательных программ, а также ориентирование в профессии и построение успешной профессиональной карьеры. В качестве примера можно привести проект «Студенческие консультации юридического факультета МГУ», а также успешную реализацию программы дополнительного профессионального образования (профессиональной ориентации) студентов и работу Центра занятости и трудоустройства студентов и выпускников юридического факультета МГУ (Центр карьеры).
Для достижения поставленных целей особое внимание уделяется усилению взаимосвязи юридического образования и практики за счет расширения сотрудничества с работодателями, увеличения количества баз практик и взаимодействия с вузами-партнерами. Появляются и новые формы интеграции юридического образования и практики. Для осуществления данного направления подготовки специалистов впервые был образован Ситуационный центр правовых инициатив для привлечения научного и профессионального потенциала высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации. В ходе такого сотрудничества оказывается содействие гражданам в выдвижении инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций14.
Развитие интеграции национального и мирового, европейского юридического образования с 2003 г. осуществляется посредством Международно-правовой совместной образовательной программы (г. Женева (Швейцария)) на базе и при поддержке Международного центра Ломоносова. Программа дает участникам возможность получить классическое юридическое университетское образование и углубленное изучение иностранных языков. В ходе обучения студенты могут осваивать учебные курсы профессоров швейцарских, европейских, американских и других университетов, специализироваться в
14 Программа развития юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на 2013-2018 годы. С. 7-8.
интересующих их направлениях юриспруденции, а также проходить стажировки в международных организациях и крупных корпорациях. Наряду с этим, обеспечению мобильности студентов и повышению их вовлеченности в международную образовательную систему способствует взаимодействие с целым рядом ведущих зарубежных вузов, таких, как университет г. Зальцбург, университет П. Лодрона (Австрия), университет г. Регенсбург (Германия), университеты США и др.15 После окончания основной образовательной программы на юридическом факультете МГУ выпускники могут продолжить свое профессиональное развитие в рамках аспирантуры, где представлены все специальности номенклатуры ВАК.
В целях реализации концепции непрерывного образования факультет осуществляет тесное сотрудничество с некоторыми московскими школами16. Совместно с общеобразовательными учреждениями юридический факультет ведет целенаправленный поиск талантливой и высокомотивированной молодежи среди учащихся, обеспечивает реализацию совместной образовательной программы17. Для этого в школах были созданы юридические классы, регулярно проводятся презентации факультета, школьники приглашаются на совместные мероприятия, а сотрудники факультета участвуют в дополнительном образовании детей учебных заведений-партнеров и т. д.
Для учащихся 8-10 классов в 2014 г. на юридическом факультете была создана Школа права, ориентированная на привлечение молодых людей, интересующихся правом и обществознанием. Среди основных задач деятельности следует отметить не только развитие правосознания учащихся, предоставления углубленных теоретических и практических навыков и знаний, но и создание условий и возможностей для успешной профориентации и самореализации. Ежегодно (с 2005 г.) организуются и проводятся олимпиады школьников по праву. Следует отметить активное развитие таких направлений работы с учащимися, как подготовительные курсы, в том числе дистанционные курсы.
Основные результаты деятельности по привлечению талантливых молодых людей из числа учащихся общеобразовательных школ на юридический факультет МГУ представлены в исследовании 2015 г., проведенном лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ. Так,
15 Программа развития юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на 2013-2018 годы. С. 9, 23.
16 Школа № 171, гимназия № 1520, гимназия № 1529 имени А. С. Грибоедова, лицей № 1535.
17 Пилотный проект совместной образовательной программы был осуществлен с гимназией № 5129 имени А. С. Грибоедова.
большинство слушателей подготовительных курсов18 отметили, что получают высшее образование не только для того, чтобы иметь диплом, но и стать профессионалом, быть востребованным и успешным на рынке труда (таблица). Сегодня, по мнению респондентов, очень важно не только иметь в будущем высокую зарплату, но и возможность реализовать цели личностного роста и саморазвития. Выбор будущей профессии связан не только с уверенностью в будущем, гарантией трудоустройства, но и стремлением найти дело по душе, соответствующее интересам и склонностям индивида. При этом для примерно двух трети опрошенных образование должно способствовать достижению более высокого статуса в обществе. Однако следует отметить, что профессиональное развитие в сфере научной деятельности не рассматривается подавляющим большинством респондентов как возможный вектор построения карьеры.
Мотивы продолжения обучения в вузе для слушателей подготовительных курсов (%)
№ Варианты ответов Важно Менее важно совсем не важно
01. Получить диплом о высшем образовании 98,2 1,8
02. Стать профессионалом 90,1 9,9
03. Гарантия трудоустройства 84,5 14,5 0,9
04. Приобрести профессию, соответствующую интересам и склонностям 81,8 17,3 0,9
05. Иметь высокий доход 77,5 21,6 0,9
06. Нравится учиться 71,7 25,7 2,7
07. Приобрести полезные связи 71,2 22,5 6,3
08. Приобрести высокий статус в обществе 64,9 29,7 5,4
09. Интересное общение со сверстниками в студенческой среде 59,6 32,1 8,3
10. Иметь возможность работать за границей 41,4 37,8 20,7
11. Продолжить семейную традицию 18,3 25,7 56
12. Найти спутника жизни 18,3 38,5 43,1
13. Получить отсрочку от службы в армии 14 14 72
14. Желание родителей 9,3 45,4 45,4
15. Планирую заниматься научной деятельностью 9 52,3 38,7
18 Слушатели подготовительного отделения юридического факультета, обучающиеся по Интенсивной программе подготовки к поступлению в вуз для учащихся 11 классов, по Базовой программе подготовки к поступлению в вуз для учащихся 10 классов. Опрошено 114 человек, из них — 61% юношей и 39% девушек.
В целом образовательные стратегии трети респондентов связаны с получением нескольких высших образований. Примерно двое из пяти опрошенных планируют поступать в магистратуру, каждый десятый считает достаточным получение степени бакалавра (рис. 1).
I Аспирантура и научная степень
ЕЭ Бакалавриат (4года обучения в вузе)
ВЭ Затрудняюсь ответить
П Два и более высших образования
СИ Бакалавриат + магистратура \У/" .'.".■.'.'
(6 лет обучения в вузе) • • ^^
Рис. 1. Максимальный уровень планируемого образования
Интересно отметить, что среди школьников, желающих поступить на юридический факультет МГУ, два респондента из пяти стремятся к получению степени интегрированного магистра, а треть — дополнительно получить другую специальность.
Опрос школьников, обучающихся по правовому профилю в общеобразовательных школах и гимназиях г. Москвы, в декабре 2015 г.19 показал, что основные мотивы, которыми руководствуются школьники при принятии решения о продолжении учебы в вузе, — это желание стать профессионалом (94,5%), получить диплом о высшем образовании (94%), гарантия трудоустройства и высокий доход (82,3%) и приобретение профессии, отвечающей их интересам и склонностям (87,9%). Однако среди ответов следует выделить один, который говорит о важности привлечения именно этих ребят на факультет, поскольку они уже мотивированы на получение не только степени бакалавра. В их планах учеба и в магистратуре, и, возможно, в аспирантуре. Это те школьники, которые отметили, что планируют в будущем заниматься научной деятельностью (рис. 2). Так ответили 10,9% школьников.
19 Опрошены учащиеся 10-11 классов с правовым профилем обучения — 167 человек, и них 44,1% — девушки и 55,9% — юноши.
Продолжить семейную традицию
Планируют заниматься научной деятельностью
Получить отсрочку от армии
По желанию родителей
Найти спутника жизни
10,9
12,1
11,9
19,2
Рис. 2. Мотивы решения о продолжении обучения в вузе, которые отметили менее четверти опрошенных школьников (%)
В целом практически каждый второй школьник планирует продолжить свое обучение в магистратуре (48,8%), а около трети (29,6%) хотели ли бы получить два и более высших образования. Серьезность намерений учащихся получить образование и нацеленность именно на юридический факультет МГУ подтверждаются готовностью участвовать в летней правовой школе, конкурсе исследовательских и проектных работ, проводимых юридическим факультетом МГУ (каждый второй опрошенный), а также посещать подготовительные курсы на юридическом факультете МГУ по субботам и воскресеньям в интенсивном режиме.
Для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений города Москвы, обучающихся по универсальному профилю20, так же как и для школьников, обучающихся по правовому профилю, в качестве максимального уровня образования рассматривается бакалавриат и магистратура. Около трети опрошенных хотели бы в будущем иметь два и более высших образования. Наиболее важными мотивами для школьников при принятии решения об образовательной траектории, выборе места учебы являются получение диплома о высшем образовании (82,4%), приобретение профессии, соответствующей интересам и склонностям (88,1%), профессионализм (83%), саморазвитие (75,4%), гарантия трудоустройства (73,1%). От выбора будущего места учебы, по мнению респондентов, зависит перспектива личностного роста, востребованность на рынке труда, высокая заработная плата. Поэтому особое значение имеют не только рейтинг вуза, но и качество образования, преемственность традиций, разнообразие образовательных программ и возможность обучаться по международным программам.
20 Опрошены учащиеся 10—11 классов, обучающиеся по универсальному профилю — 233 человека, из них 35,3% — девушки и 64,8% — юноши.
Переход к системе двухуровневого высшего образования предполагает реализацию концепции непрерывного образования в течение жизни человека. Эту установку подтверждают последние исследования, согласно которым на продолжение образования в магистратуре, аспирантуре или получение второго высшего образования ориентированы 37,4% студентов. Отмечается значительный рост интереса к образованию как инструменту повышения своей конкурентоспособности на рынке труда21. Так, можно проследить этапы становления специалиста через систему профильного обучения в школе, подготовительные курсы факультета, переход от ступени бакалавра к магистру. В дальнейшем возможно повышение своей квалификации через систему второго высшего образования, аспирантуру, докторантуру.
Да, на юридическом факультете МГУ
Еще не определился
Собираюсь поступать в магистратуру на юридический факультет, но не в МГУ
Нет, не собираюсь в магистратуру
Собираюсь поступать в магистратуру по другой специальности в другом вузе
Собираюсь поступать в магистратуру МГУ, но не на юридический факультет
Рис. 3. Планы студентов дневного отделения относительно продолжения обучения после окончания бакалавриата (%)
На юридическом факультете МГУ осуществляется ежегодный мониторинг профессиональных планов студентов-бакалавров 4 кур-
21 Мониторинг трудоустройства выпускников. Лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения совместно с Центром карьеры юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (Клочкова А., Шаронова А. Трудоустройство выпускников // Новая адвокатская газета. 2015. № 24).
са. Так, опрос студентов 4 курса в 2014 и 2015 гг.22 показал, что подавляющее большинство респондентов планируют продолжить свое обучение в магистратуре и только 8% опрошенных заявили, что еще не определились с планами или не собираются поступать в магистратуру. Для большей части студентов дальнейшее обучение связано с магистратурой юридического факультета МГУ. Однако есть и те, кто хочет сменить место учебы, сохранив специальность или же отдав предпочтение другому направлению.
Высокий уровень знаний, качественное образование и подготовка
Положительная репутация вуза у работодателей
Хорошие перспективы трудоустройства (работа, карьера)
Общие характеристики вуза (престижность диплома, авторитет вуза)
Высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава
Наличие бюджетных мест
Личные мотивы (интерес к предлагаемым образовательным программам)
Возможность совмещать работу и учебу
Возможность начать академическую карьеру
Возможность международного обмена и стажировок
Иное
Рис. 4. Мотивация выбора магистратуры (вопрос задавался только тем студентам, которые собираются поступать в магистратуру юридического факультета МГУ)
Студенты, в чьих планах зафиксировано намерение поступать в магистратуру юридического факультета, отметили в качестве основного мотива принятия такого решения уверенность в высоком каче-
22 1) Опрос проводился в октябре 2014 г. методом анкетирования. Выборка составила 346 человек из числа студентов 4 курса дневного отделения. В опросе участвовало 57,3% девушек и 42,4% юношей. 2) Опрос «Перспективы поступления в магистратуру юридического факультета МГУ» проводился в ноябре 2015 г. методом анкетного опроса среди студентов-бакалавров 4 курса (было опрошено 75% выпускников). В опросе участвовало 65% девушек и 35% юношей.
стве образования на факультете и в том, что получаемые при обучении знания являются необходимыми для трудовой деятельности. Репутация учебного заведения, его престиж и авторитет также важны с точки зрения продолжения образовательной траектории. По мнению респондентов, магистратура юридического факультета МГУ открывает перед ними хорошие перспективы последующего трудоустройства и выстраивания карьеры.
Последующий выбор направления подготовки, кафедры в значительной степени зависит от представления студентов о востребованности соответствующего направления на рынке труда и их собственные научные интересы. Именно нацеленность на повышение своего профессионального уровня, самосовершенствование и стремление быть конкурентоспособным на современном рынке труда являются определяющими для продолжения образования. Качество образовательных услуг, преподавательский состав также являются существенным фактором, оказывающим влияние на принятие решения о поступлении в магистратуру и выбор магистерской программы. В большинстве своем этот выбор, в том числе относительно места и направления специализации, делается осознанно.
Рис. 5. Критерии выбора студентами кафедры при поступлении в магистратуру
Сама концепция непрерывного образования опирается на идею самосовершенствования человека на протяжении всей жизни. Это предполагает не только последовательное формирование человека, но также наличие необходимых условий для самореализации личности, осуществления ее потребности в развитии с учетом изменения жизненных приоритетов и интересов. Одной из основных задач непрерывного образования является формирование и воспитание человека нового типа, ориентированного на активное отношение к жизни и культуре, готового к самосовершенствованию.
Начиная со школы учащиеся имеют возможность посредством реализуемых совместно с Московским университетом образовательных программ не только познакомиться с профессией юриста, но и принять решение относительно своей будущей профессии. Университет также заинтересован в привлечении талантливых и высокомотивированных абитуриентов, которые впоследствии будут ориентированы стать профессионалами, стремиться к личностному росту и саморазвитию. Таким образом, еще на начальных стадиях получения образования формируется установка на непрерывность образовательного процесса в течение жизни.
Не меньшее значение имеет изменение ситуации на рынке труда, что порождает необходимость соответствовать новым представлениям о непрерывно развивающихся профессиональных навыках, готовность учиться всю последующую жизнь. Студенту важно почувствовать себя агентом саморазвития, критически анализировать объем и содержание полученных знаний, а также стремиться постоянно их пополнять и поддерживать в конкурентном состоянии. Это подтверждают и исследования, отражающие ориентацию молодых специалистов на продолжение обучение в магистратуре. Практически две трети студентов-бакалавров 4 курса ориентированы на продолжение обучения в магистратуре, получение качественных знаний, общение с профессионалами. Сами процессы, происходящие в современном российском обществе, предполагают поддержание стремления к постоянному приобретению новых знаний, расширению своей профессиональной компетенции.
Список литературы
1. Бирюкова Н. А. Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4.
2. Ильинская Я. А. История формирования концепции дополнительного непрерывного образования // Вестн. Челябинского гос. педагогического унта. 2013. № 4.