Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции и учёба в вузе как жизненные ценности в обыденном сознании уральских студентов'

Профессиональные компетенции и учёба в вузе как жизненные ценности в обыденном сознании уральских студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / профессиональная социализация / ценностные ориентации / компетенции / гражданское самосознание / students / professional social engagement / value commitment / terms of reference / civil self-consciousness
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова В. И., Павлов Б. С., Бондарева Л. Н., Сарайкин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции и учёба в вузе как жизненные ценности в обыденном сознании уральских студентов»

Павлова В.И.

д.б.н., профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск Павлов Б. С.

д.филос.н., профессор, в.н.с. Института экономики УрО РАН, Екатеринбург pavlov_boris@mail. ru Бондарева Л.Н.

к.э.н., доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

[email protected]

Сарайкин Д.А.

к.б.н., доцент ЮрГГПУ, Челябинск [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И УЧЁБА В ВУЗЕ КАК ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ УРАЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: студенты, профессиональная социализация; ценностные ориентации, компетенции, гражданское самосознание.

Keywords: students, professional social engagement, value commitment, terms of reference, civil self-consciousness.

Выбор молодым человеком своего социального статуса и профессии не исчерпывает всей сложности процесса социально-профессионального и тем более жизненного самоопределения. Этим определяется необходимость целостного подхода к изучению этого процесса, охват различных срезов социальной структуры общества, компоненты которых являются непосредственными объектами жизненного самоопределения молодежи.

Следует подчеркнуть, что проблема профессиональных ориентации и жизненных планов молодежи, её ценностных ориентаций и устремлений в сфере своей профессиональной деятельности, отнюдь не принадлежит к числу «белых пятен» в советской психологической и социологической литературе. Достаточно вспомнить известные работы Е.А. Климова, И.С. Кона, В.Л. Оссовского, М.Х. Титмы, В.Ф. Черноволенко, В. А. Шубкина и др. Причём если раньше лейтмотивом исследований и самой практики профориентации молодежи была задача «приспособить планы молодых людей к сложившейся системе производственной деятельности, требовавшая как бы перевернуть пирамиду престижа профессий сообразно потребностям общества, то теперь задача ставится иначе: понять и организовать процесс профессионального самоопределения молодежи как событие не только общественной, но и личной жизни, как важнейший этап самореализации внутренних потенциалов личности»1.

Сегодня наглядно проявляется противоречие между общественными потребностями в создании условий для реализации призвания, назначения, задачи «всякого человека - всесторонне развивать все свои способности» (К. Маркс), с одной стороны, и, с другой - ценностно-утилитарным подходом значительной части детей (молодых людей) и их

родителей к содержанию и форме предлагаемой им в образовательном учреждении учебно-воспитательной програм-мы2.

Можно утверждать, что ведущим и судьбообразующим звеном успешной профессиональной социализации наших молодых российских современников является их отношение к профессиональной учёбе, их стремление к познанию и знаниям. Анализу этого феномена и посвящена главным образом наша статья. Комплекс исследований, проведённых в 2009-2018 гг. её авторами, позволяет предметно и доказательно анализировать качественную составляющую процесса профессиональной социализации студенческой молодёжи на Урале, в частности, ценностно-мотивационные аспекты учебной деятельности будущих специалистов производственной и социальной сферах воспроизводства общественной жизни. В числе социологических проектов были следующие четыре:

- 2012 г. - в процессе работы над проблемой анализа ресурсов инновационного развития высшего профессионального образования территории было проведено комплексное социологическое исследование, включавшее анкетные опросы по квотно-репрезентативной выборке представителей 4-х групп респондентов - субъектов процесса воспроизводства кадров специалистов с высшим образованием: 1000 студентов IV-V курсов 7-ми уральских вузов3;

1 Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива. - http://www.voppsy.ru/issues/1990/902/902169.htm

2 Павлов Б.С., Анисимов С.А. Экономическое поведение молодёжи на Урале: социально-психологический анализ / Институт экономики УрО РАН. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. - 604 с.

3 В выборку вузов были включены: Уральский федеральный университет (УрФУ), Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС); Нижневартовский государственный гуманитарный университет (НГГУ), Челябинский государственный университет (ЧГПУ), Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) и др.

250 преподавателей этих вузов; 600 молодых специалистов (выпускников вузов)1 с предприятий реальной экономики Урала; 150 руководителей2 этих же предприятий (подразделений) - «Урал-ВУЗ-2012».

- 2013 г. - был проведен социологический опрос 510 учащихся средних и старших классов 15 общеобразовательных школ Кировского района г. Екатеринбурга и 300 учащихся 9 школ ЗАТО «Лесной» Свердловской области, связанный с анализом процессов социализации и подготовки молодых горожан к будущей взрослой жизни (юноши -46%, девушки - 54%) - «Урал-Школа-2013» .

- 2016 г. в шести вузах Урала (гг. Екатеринбург, Тобольск, Челябинск) опрошены 1500 студентов. Основной лейтмотив проекта: а) выявление жизненных планов выпускников уральских вузов с технической и гуманитарной направленностью обучения; б) определение роли родительских семей в профессиональной социализации своих детей -«Урал-ВУЗ-2016».

- 2017 г. было реализовано межрегиональное исследование по проблемам профессиональной социализации инженерных кадров в уральском регионе, включавшее, в частности, опрос 1000 студентов первых и четвёртых курсов четырёх уральских вузов на факультетах инженерно-технической направленности, в частности: а) в Южноуральском государственном университете (ЮУрГУ - г. Челябинск) - 100 чел.; б) в Уральском государственном аграрном университете (УрГАУ - г. Екатеринбург) - 100 чел.; в) в Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС, г. Екатеринбург) - 100 чел.; г) в трёх институтах Уральского федерального университета (УрФУ, г. Екатеринбург) - 300 чел.; д) в Астраханском государственном архитектурно-строительном университете (АГАСУ, г. Астрахань) - 400 чел - «Урал-ВУЗ-2017».

* * *

«Образование, - подчеркнул Президент РФ в своем выступлении на VIII съезде Российского союза ректоров, -это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, и от его успешного развития зависит само будущее - и нашей страны в целом, и наших детей»3. Эта взаимозависимость значительной частью вузовской общественности, к сожалению, сегодня не осознается и зачастую игнорируется.

К числу выраженных особенностей массового социального поведения россиян в сфере профессионального образования, накладывающих заметный отпечаток и на их социально-экономическое поведение, социологи относят высокий уровень спонтанности, незначительную роль правовых регуляторов поведения, радикализм и трудности нахождения «золотой середины», низкий уровень организации и самоорганизации социального действия и др. Стратегии социального поведения могут быть либо преимущественно рецептивными, достижительными, либо творческими (нацеленными на самореализацию), чему соответствуют различные типы и модели социально-экономического поведения. В свою очередь, проблема институциональной неопределённости в основной сфере жизнедеятельности - трудовой, -ведёт во многом к социальной дезорганизации, поиску альтернативных форм трудозанятости и жизнеобеспечения. Обратимся к конкретным цифрам.

Ценностные и, в целом, жизненные ориентации и планы молодых людей проявляются в мотивах выбора ими высшего учебного заведения для своей профессиональной учёбы. В исследовании «Урал-ВУЗ-2017» ответы на вопрос: «Чем Вас привлекает вуз, в котором Вы учитесь сейчас?» были получены ответы, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Причины и мотивы выбора выпускниками школ конкретного вуза для продолжения образования

(% от общего числа опрошенных по каждому вузу)

Варианты ответов на вопрос: ЮУрГУ УрГУПС УрГАУ УрФУ

Мне нравятся специальность, на которой я учусь 62 48 51 28

В этом вузе можно получить профессию, необходимую в новых «рыночных» условиях 39 54 35 50

Близость учебного заведения к дому, к семье родителей 23 11 5 15

Просто так сложились обстоятельства 22 25 22 15

Возможность учиться вместе со своими друзьями 13 21 9 22

Здесь проще получить диплом 8 8 57 14

Высокая стипендия, бесплатное питание и т.д. 6 2 0 4

Возможность «осмотреться», пока не определится настоящее профессиональное призвание 5 17 6 17

Здесь легче учиться, проще программа обучения 3 10 29 15

Опрос показал, что большая часть выпускников школ на Урале стремится поступить в вузы, исходя из их профессиональной привлекательности. Вместе, с тем, 30-40% абитуриентов подают заявления в уральские (скорее всего, и не только уральские) вузы в силу условий и обстоятельств, весьма опосредованно связанных с профессиональным самоопределением и предпочтениями («за компанию» с друзьями, в связи с удобством решения жилищно-бытовых вопросов, использованием факта учёбы в вузе для отсрочки от армии, пролонгацией бездеятельного жизненного времяпрепровождения). Нельзя не видеть здесь и существенные различия ценностно-мотивационных установок у студентов разных вузов. Общий вывод здесь однозначен. В настоящее время техническим вузам (да, и не только им) нужны

1 Опрашивались молодые специалисты в возрасте до 30 лет, со стажем работы на данном предприятии не менее 3-х лет.

2 На предприятиях (производствах, подразделениях) опрашивались руководители, в чьём непосредственном подчинении трудились опрашиваемые нами выпускники уральских вузов.

3 Путин. В.В. Выступление на VIII съезде Российского союза ректоров. - http://vovr.ru/upload/7-06.pdf

более эффективные подходы по обеспечению притока хорошо подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов1.

Вполне понятно, что наиболее существенные коррективы в формирование жизненных планов школьной молодёжи вносят их родители, родственники и гораздо реже учителя, преподаватели учебных заведений. Так в исследовании «Урал-ВУЗ-2016» на вопрос анкеты: «Кто, на Ваш взгляд, в наибольшей мере повлиял на формирование серьезного отношения к учебе в школе, вузе на Вас лично?» из 13-ти субъектов влияния подавляющее большинство респондентов из 7-ми уральских вузов выбрали пять (% от общего числа опрошенных - 1500 чел.):

Субъект влияния % «Разброс» ответов по вузам, %

Мама 61 от 55 (УрФУ) до 73 (ЧГПУ)

Отец 45 от 43 (ТюмГУ) до 52 (ЧГПУ)

Бабушка, дедушка 13 от 11 (ЮУрГУ) до 19 УрГПУ

Учитель, учителя в школе 17 от 13 (УрГУПС) до 26 УрГПУ

Преподаватели в вузе 7 от 2 (ТюмГУ) до 10 (ЧелГУ)

Никто не влияет, каждый выбирает по себе 19 от 14 (ЧГПУ) до 26 (УрГПУ)

Появление платного высшего образования существенно деформировало совокупность тех факторов, которые определяют поступление выпускников городских (и, не только городских) школ в вузы. При этом «родительские деньги» решают и проблему преодоления конкурсного барьера, и оплату за обучение, содержание и досужие занятия детей-студентов. «Преодолевают» нередко и прожективные планы своих сыновей и дочерей при выборе будущей профессии и вуза, в котором её можно получить, и будущего места трудоустройства. Согласно этому же опросу, на выбор профессии, по которой учатся сегодня уральские студенты, повлияла мама (54%) и папа (39%). При этом 29% опрошенных подчеркнули вариант ответа «Никто не влияет, каждый выбирает по себе» (мужчины - 24 %, женщины -33%)2.

Немаловажным представляется соотношение позиций «отцов и детей» относительно тех или иных профессий (занятий), которым отдаётся предпочтение представителями этих двух поколений в семье старшеклассников. В исследование «Урал-Школа-2013» юным респондентам предлагалось ответить на два взаимосвязанных вопроса. Первый из них «На кого ты хотел бы учиться после школы?» Из 41 профессии респонденту «разрешалось» выбрать не более пяти вариантов ответов. Следующий вопрос формулировался так: «Какую профессию тебе советуют выбрать родители? Выбери несколько профессий из того же списка». Наше исследование позволяет выделить три основные бинарные ситуации, предваряющие судьбоносный профессиональный выбор уральских подростков и их родителей (% от общего числа ответивших юношей и девушек: в числителе - собственный выбор, в знаменателе - советы родителей).

А. «Родительское одобрение»

Профессия - прожект для юноши 142 чел., % Профессия - прожект для девушки 158 чел., %

- инженер - 16 / 20 - врач - 18 / 26

- врач - 12 / 19 - «профи» спортсмен - 9 / 11

- военный - 12 / 17 - художник - 3 / 9

Б. «Родительский нейтралитет»

- юрист, адвокат, судья - 16 / 16 - юрист, адвокат, судья - 16 / 15

- учитель - 10 / 13 - учитель - 16 / 13

- космонавт - 5 / 5 - экономист - 15 / 13

В. «Родительское сопротивление»

спортсмен-профи - 23 / 11 Артист - 19 / 11

артист - 8 / 4 Инженер - 11 / 8

преподаватель ВУЗа, колледжа - 8 / 1 депутат, политик - 8 / 3

Компетентному читателю приведённые данные могут дать (при желании) богатую пищу для размышлений. Нам бы здесь хотелось обратить внимание лишь на одно «гендерное обстоятельство»: в родительских семьях юношей выбор ими профессии «инженер» находит гораздо большее понимание и поддержку отцов (в первую очередь) и матерей, чем в семьях одноклассниц.

Попытаемся выяснить: насколько обоснованы стремления школьной молодёжи к той или иной профессиональной занятости? Какие знания, умения, навыки и пристрастия предпосылаются тому или иному выбору? В опросе «Урал-ВУЗ-2016» студентам семи уральских вузов задавался вопрос: «Занимались ли Вы в каких-либо кружках, сек-

1 Павлов Б.С., Сиражетдинова А.А. Формирование кадрового корпуса инженеров на Урале: социологический аспект // Экономика региона. 2012. - № 1. - С. 62-75.

2 Павлов Б.С., Разикова Н.И. «Отцы и дети» в городской семье: общение или отчуждение // Дискуссия. 2012. - № 10. -С. 110-119.

циях, объединениях (в школе, клубах, Дворцах спорта и т.д.)?». При этом мы просили ответить респондентов по факту их участия отдельно в младших и отдельно - в старших классах. Данные опроса представлены в табл. 2.

Таблица 2

Занятия школьной молодёжи на Урале во внеучебное время в кружках, секциях, объединениях по интересам (% от общего числа опрошенных в каждом вузе; в числителе - «занимались» в младших классах; в знаменателе - в старших)

В школе дополнительно занимались в: Профессиональная направленность уральских ВУЗов

«технари» «гуманитарии» «педагоги»

УрФУ УрГУПС ЮУрГУ ЧелГУ ТюмГУ УрГПУ ЧГПУ

Спортивном кружке, секции 42 / 45 48 / 57 55 /58 62 / 61 45 / 49 46 / 54 59 / 67

Художественном кружке 31 / 21 35 / 16 35 / 23 34 / 20 25 / 15 33 / 32 43 / 23

Детских (юношеских) конкурсах, олимпиадах 28 / 24 27 / 28 19 / 30 25 / 35 15 / 20 27 / 30 34 / 35

Детском (юношеском) объединении, клубе 16 / 11 15 / 14 6 / 9 8 / 6 3 / 5 13 / 12 18 / 20

Техническом кружке, объединении 8 / 6 11 / 6 8 / 6 6 / 4 2 / 4 6 / 10 13 / 10

Иные кружки творчества, самодеятельности 4 / 5 6 / 14 6 / 18 11 / 13 3 / 4 11 / 5 15 / 8

В кружках и секциях в школе не занимались 27 17 14 10 32 15 6

Углублённый анализ показывает, что в настоящее время в российских школах в системе профессиональной ориентации нет, как правило, взаимосвязи между видами занятий и содержанием познавательной деятельности на дошкольном, школьном и вузовском этапах взросления молодых людей. Отсюда одна из задач, которую волей-неволей приходится решать выпускникам школ и их родителям - это наиболее разумный подход в проектировании и реализации жизненной профессионально-трудовой программы детей (тинэйджеров, юношей, девушек, молодых людей), ориентированной, с одной стороны, на реальные объективные потребности окружающей их жизненной среды (семья, город, регион, край, страна) и, с другой, на реальные объективные возможности субъектов такого планирования и строительства (здоровье, задатки, способности, интересы, возможности личности, семьи, школы...)1.

Формирование той или иной компетенции как определяющей профессионально-личностного качества специалиста предполагает актуализацию мотивации студента, его активную, целеустремлённую адаптацию к учебному процессу. О трансформации мотиваций в сфере профессиональной социализации молодых людей на Урале свидетельствуют данные нашего опроса - «Урал-ВУЗ-2012». «В чем вы видите основные причины практически «повального» безответственного отношения молодых людей к получению своего профессионального образования?» - на этот вопрос нам ответили руководители предприятий, производств, подразделений (% от общего числа опрошенных - 150 чел.):

- студенты особо не задумываются о своей дальнейшей трудовой деятельности, о своей конкурентоспособности на рынке труда - 52

- платное обучение диктует кафедрам и преподавателям снисходительно относиться к нерадивым студентам, дабы не потерять доходы - 46

- у работающих студентов существенно ограничены возможности для серьёзных занятий в вузе -33

- молодые люди поддаются общему настроению - учиться без особого «напряга» - 30

- низкая требовательность к студентам со стороны администрации вуза -28

- молодые люди не приучены к труду и трудностям - 29

- отсутствие потребности получить серьёзные профессиональные знания - 25

- виноваты преподаватели, которые не могут заинтересовать студентов серьёзно относиться к учёбе - 17

- студенты надеются и после окончания вуза «сидеть на шее» родителей - 10

- что-то другое - 7

Усвоение программ дисциплин, входящих в стандарт той или иной специальности, связано, прежде всего, с готовностью студента к нелёгкому (не побоимся этого слова) учебному познавательному труду. Известный немецкий педагог-мыслитель А. Дистервег (1790-1866 гг.) писал по поводу образования: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуж-дение»2.

Выше мы отмечали, что прожективный вариант дальнейшего жизнеобеспечения нерадивых студентов «продолжать использовать» всё ту же «шею родителей» набрал всего 10%. Заметим, кстати, что в режиме «сидя на шее родителей» высшее образование на Урале получают сегодня (и получили «вчера») более 50-70% студентов. По мнению экспертов, в жизненных планах предусматривается переориентации «с родительской шеи» на «шею государства», расчёт на благотворительность успешно работающей и «хорошо платящей деньги» трудовой ассоциации, на

1 Икингрин Е.Н., Павлов Б.С., Разикова Н.И. Профессиональное образование в регионе: традиции и новации (научно-

теоретические посылы) // Академический вестник ТГАМЭУП. 2013. - № 2 (24). - С. 156-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Дистервег А. Избр. педагог. сочинения. - М., 1956. - С. 118.

«доброхота-работодателя. Для молодых женщин с вузовским дипломом - это, помимо всего, стремление и возможность «занять вакансию» жены в семье успешно зарабатывающего деньги - мужа-предпринимателя1.

Вновь обратимся к результатам опроса «Урал-ВУЗ-2016. Вот данные о некоторых важных обстоятельствах текущей и планируемой жизни уральских студентов

- перед поступлением в вуз, в 9-11 классах занимались с репетиторами - 96% студентов ЮУрГУ, 90% - Ур-ГУПС, 98% - УрГАУ и 79% студентов УрФУ;

- считают, что занятия с репетиторами помогли им поступить - 83% студентов ЮУрГУ, 71% - УрГУПС, 69% -УрГАУ и 38% студентов УрФУ;

- по самооценкам студентов, им «не хватает денег на питание» - 10% студентов ЮУрГУ, 19% - УрГУПС, 26% - УрГАУ и 6% студентов УрФУ;

- за процесс обучения в вузе, по оценкам студентов «по преимуществу за всё ПЛАТЯТ (платили) мои РОДИТЕЛИ (родственники)» - 64% студентов ЮУрГУ, 70% - УрГУПС, 67% - УрГАУ и 56% студентов УрФУ;

- намерены (не против) совмещать учёбу в вузе и подрабатывать «По профессии (специальности), на которую учатся в вузе» и «На предприятии, в организации, где предполагают (хотят) работать после окончания вуза» - 58%

студентов ЮУрГУ, 50% - УрГУПС, 22% - УрГАУ и 21% студентов УрФУ.

* * *

Небезынтересно получить ответ и на такой вопрос: связывают ли студенты свою последующую жизнь с дальнейшей учёбой, обновлением полученных в молодости знаний, расширением, повышением объёма и качества своих профессиональных компетенций? Обратимся вновь к результатам опроса «Урал-ВУЗ-2016:

- в конце 2016 г. .после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских ВУЗов планировали «Материально «крепко встать на ноги» (купить квартиру, машину, хорошо зарабатывать и т.д.)», в том числе: 74% студентов ЮУрГУ, 78% - ЧелГУ, 71% - УрГГПУ, 71% - УрФУ, 85% - УрГУПС, 73% - СГПУ, 75% - ТюмГУ; и 75% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Обзавестись семьёй, детьми», в том числе: 52% студентов ЮУрГУ, 54% - ЧелГУ, % - УрГГПУ, 45% - УрФУ, 58% - Ур-ГУПС, 61% - СГПУ, 48% - ТюмГУ; и 52% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Постараться уехать работать и жить в другую страну», в том числе: 21% студентов ЮУрГУ, 18% - ЧелГУ, 20% - УрГГПУ, 20% - УрФУ, 17% - УрГУПС, 13% - СГПУ, 10% - ТюмГУ; и 27% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. .после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Серьёзно заняться своим здоровьем», в том числе: 17% студентов ЮУрГУ, 12% - ЧелГУ, 19% - УрГГПУ, 19% - УрФУ, 12% -УрГУПС, 13% - СГПУ, 12% - ТюмГУ; и 15% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Найти хорошее место работы, которое бы устраивало меня по всем позициям», в том числе: 87% студентов ЮУрГУ, 86% -ЧелГУ, 75% - УрГГПУ, 78% - УрФУ, 82% - УрГУПС, 78% - СГПУ, 81% - ТюмГУ; и 81% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Поездить, повидать разные страны», в том числе: 47% студентов ЮУрГУ, 49% - ЧелГУ, 46% - УрГГПУ, 47% - УрФУ, 43% - УрГУПС, 47% - СГПУ, 40% - ТюмГУ; и 46% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Уделять больше внимания своему культурному развитию (чаще ходить в театры, на выставки, читать книги и т.д.)», в том числе: 21% студентов ЮУрГУ, 28% - ЧелГУ, 25% - УрГГПУ, 27% - УрФУ, 20% - УрГУПС, 25% - СГПУ, 17% - ТюмГУ; и 24% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Сделать политическую (общественную) карьеру», в том числе: 10% студентов ЮУрГУ, 3% - ЧелГУ, 12% - УрГГПУ, 11% -УрФУ, 9% - УрГУПС, 10% - СГПУ, 7% - ТюмГУ; и 9% - в целом по семи вузам2.

И, наконец, о прожективных планах повышения своего интеллектуального и профессионального потенциала:

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Продолжить учиться, освоить другую профессию», в том числе: 11% студентов ЮУрГУ, 16% - ЧелГУ, 32% - УрГГПУ, 19% -УрФУ, 20% - УрГУПС, 35% - СГПУ, 21% - ТюмГУ; и 22% - в целом по семи вузам;

- в конце 2016 г. после окончания вуза в ближайшие пять лет студенты уральских вузов планировали «Уйти в науку, попытаться защитить диссертацию», в том числе: 6% студентов ЮУрГУ, 5% - ЧелГУ, 5% - УрГГПУ, 6% -

УрФУ, 4% - УрГУПС, 11% - СГПУ, 3% - ТюмГУ; и 5% - в целом по семи вузам.

* * *

И, в заключение. Российский экономический кризис, связанный с процессом становления рыночной системы, оказал и продолжает оказывать влияние на большую часть социализирующихся молодых россиян, в результате которого, в системе ценностно-профессиональных ориентаций и структуре мотиваций профессиональной деятельности

1 Павлов Б.С. Воспроизводство человеческого потенциала региона как предмет сотрудничества властных структур и семьи // Региональная экономика: теория и практика. 2012. - № 25. - С. 2-11; Павлов Б.С. Уральские студенты: к вопросу о мотивации профессионального обучения (по результатам социологических опросов) // Социология образования. 2015. - № 11. - С. 39-48.

2 Павлов Б.С., Лоншакова Н.А., Разикова Н.И., Сиражетдинова А.А. Регионализация профессионального образования: динамика предложения и спроса // Журнал экономической теории. 2012. - № 2. - С. 157-169.

закономерно происходит сдвиг в сторону экономической детерминанты. Но, как говорят, «не единым хлебом сыт человек».

Дальнейшее повышение дееспособности человека во всех сферах его жизнедеятельности продолжает оставаться одной из актуальнейших задач современного этапа развития человеческого сообщества, в том числе, естественно, российского общества. В реализации этой задачи общество имело в прошлом и будет иметь в будущем значительные резервы. Как отмечал в своё время академик Н.П. Дубинин, «люди еще не научились в полную меру использовать все возможности, которые заложены в биологии человека, для развития его интеллекта, способностей и склонностей»1.

1 Дубинин Н.П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983. - С. 135.

537

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.