Научная статья на тему 'Профессиональные ценности и ориентации молодежи в системе непрерывного образования (на материалах социологических исследований энергетической отрасли Республики Татарстан)'

Профессиональные ценности и ориентации молодежи в системе непрерывного образования (на материалах социологических исследований энергетической отрасли Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL TRAJECTORY / MOTIVATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдуллина Эльвира Натфулловна

В данной статье на основе социологических опросов анализируются образовательные траектории молодежи в условиях научно-образовательного энергетического кластера Республики Татарстан. Определяется влияние социокультурных факторов на формирование ценностного мира человека и его представлений о профессии как ценности. Особое внимание уделено изучению содержания ценностей профессии и профессиональной мотивации в сознании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдуллина Эльвира Натфулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Values and Orientations of Young People in the System of Continuing Education (based on a sociological research of the energy sector of the Republic of Tatarstan)

In this article based on sociological surveys, the educational trajectory of youth is analysed within the framework of scientific-educational energy cluster of the Republic of Tatarstan. The author determines the influence of sociocultural factors on forming the personal value sphere and the attitude to profession as a value. Particular attention is paid to the study of values and professional motivation in the young people’s consciousness.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценности и ориентации молодежи в системе непрерывного образования (на материалах социологических исследований энергетической отрасли Республики Татарстан)»

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316

Э. Н. Габдуллина

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В данной статье на основе социологических опросов анализируются образовательные траектории молодежи в условиях научно-образовательного энергетического кластера Республики Татарстан. Определяется влияние социокультурных факторов на формирование ценностного мира человека и его представлений о профессии как ценности. Особое внимание уделено изучению содержания ценностей профессии и профессиональной мотивации в сознании молодежи.

In this article based on sociological surveys, the educational trajectory of youth is analysed within the framework of scientific-educational energy cluster of the Republic of Tatarstan. The author determines the influence of sociocultural factors on forming the personal value sphere and the attitude to profession as a value. Particular attention is paid to the study of values and professional motivation in the young people's consciousness.

Ключевые слова: образовательная траектория, мотивация, профессиональная ориентация, непрерывное образование, профессиональное образование.

Keywords: educational trajectory, motivation, professional orientation, continuing education, professional education.

Традиционная модель «учеба - работа», предполагающая для большинства людей последовательную смену учебной деятельности на трудовую, все более уходит в прошлое. За последнее время сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи в период самостоятельной жизни. Складывается ситуация, когда после окончания общего образования определенный и часто достаточно большой промежуток времени молодости посвящается не только первичному профессиональному образованию, но и дополнительным формам обучения в структурах как формального, так и не-

© Габдуллина Э. Н., 2012

формального и информального образования. Этапы обучения и трудовой деятельности теперь стали попеременно сменять друг друга или протекать параллельно.

В методологическом плане подобная постановка проблематики исследования выводит на использование парадигмы непрерывного образования, в рамках которой в качестве распространенной операционной модели анализа выделяется модель «образование в течение жизни» [1].

В социуме в недостаточной степени акценту-ализированы факторы профессиональных ценностей и ориентаций молодежи.

Образование для современного человека превращается в образ жизни, становится постоянным процессом. Поэтому становится актуальным изучение жизненных планов выпускников школ, ссузов и вузов и их профессиональной ориентации, ибо без их осмысления и определения меры соответствия реальной динамике профессиональной и социальной структуры территориальной общности невозможно целенаправленно развивать среднее и высшее образование.

На разных жизненных этапах человеком востребованы те образовательные услуги, которые будут способствовать обретению нового качества жизни. Способность быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию, в случае необходимости - с использованием необходимого спектра услуг, есть путь достижения профессиональной гибкости и мобильности. Обеспечить индивидуальную образовательную траекторию каждого конкретного человека призвана инфраструктура непрерывного профессионального образования.

На сегодняшний день в научно-образовательном энергетическом кластере Республики Татарстан в условиях интеграции всех подсистем и процессов профессионального образования существует возможность выстраивания различных непрерывных образовательных цепочек от начального профессионального до вузовского и поствузовского образования. Это дает возможность выбора конкретной образовательной траектории в соответствии с жизненными установками, способностями и возможностями.

Социологический подход позволяет анализировать степень удовлетворенности образовательным процессом различных социальных общностей, как непосредственно включенных в его сис-

тему, так и косвенно связанных с ней. В его рамках существует возможность выявить готовность людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгое время.

Чтобы непрерывно учиться в течение всей жизни, каждому человеку, в первую очередь, необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, во-вторых, сильные моральные или материальные стимулы, а также практические возможности для учебы - свободное время, деньги и учреждения, в которых предоставляют образовательные услуги. Следовательно, личная мотивация к учению выступает ключевым фактором непрерывного образования.

Особенность системы непрерывного профессионального образования состоит в том, что эта система призвана предоставить каждому человеку институциональную возможность наметить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию. В результате каждый, вне зависимости от его статуса и уровня полученного ранее образования, получает ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста [2].

Образовательная траектория может быть определена как получение ее субъектом формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций, информально приобретенного опыта в виде знаний и навыков. При таком подходе она представлена как движение прежде всего от одного «уровня» образования к новому «уровню» образования, от диплома к диплому, от квалификации к квалификации, а также как формально не фокусируемое приращение и приумножение знаний и навыков [3].

Наличие профессионального образования -гарантированное государством социально-статусное выражение уровня положения индивида в социальном пространстве, ибо образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности [4].

Сегодня рынок труда изменился. Работодателям требуются специалисты с глубокими знаниями в различных сферах, что актуализирует необходимость понимания студентами важности получения качественного и полного высшего образования. Следовательно, формируется процесс изменения мотивов получения высшего образования, предпочтений, интересов студентов, что отражается в результатах ряда опросов студенческой молодежи. Особенно актуальной сегодня является проблема профессионального самоопределения студентов. К показателям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном ста-

тусе, связанном с выбором профессии, а также возможностях трудоустройства после окончания вуза непосредственно по выбранной специальности.

Согласно Н. Д. Сорокиной успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30% [5]. Это означает, что именно комплекс мотивов побуждает студентов успешно учиться.

Переходя к энергетической отрасли как предмету социологического анализа, следует подчеркнуть, что отрасль является сложнейшим технологическим комплексом. Чтобы успешно работать в этой отрасли, необходимы фундаментальные знания и высокий профессионализм.

Главенствующая роль в подготовке кадров для энергетики отводится Казанскому государственному энергетическому университету (КГЭУ). Успешно работающий университет должен быть в курсе постоянно меняющихся потребностей промышленности.

Нами была предпринята попытка выявления профессиональной ориентации и ценностей в выбранной профессии, а также планы на долгосрочную образовательную стратегию молодежи. Рассмотрим результаты авторского эмпирического исследования, проведенного в октябре -декабре 2011 г. среди учащихся старших классов общеобразовательных школ Республики Татарстан, студентов Центра начального и среднего профессионального образования, Казанского энергетического техникума, студентов Казанского государственного энергетического университета и молодых специалистов и рабочих энергоотрасли. Выборочная совокупность составила 2000 человек.

Относительно жизненных планов выпускников школ можно отметить следующее: желание продолжить обучение выявлено у 93,6% опрашиваемых, из них 59,5% планируют совмещать обучение с работой, процент желающих выйти из системы образования и начать работать, прервав свою образовательную траекторию, низок - 0,8%, пойдут в армию 5,9%, а 3,2% не определились с планами на будущее.

Так, среди опрошенных нами учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ 74,3% связывают ценность получения образования с возможностью карьерного роста, 59,3% - со стремлением к высокому социальному статусу, 27,9% респондентов считают, что полученное образование позволит приобрести машину, дачу, модные вещи.

Причиной продолжать образование, совмещая его с работой, является желание ни от кого не зависеть (60,5%), следующей причиной выступает мнение учащихся о том, что с опытом работы

и образования им будет легче устроиться в жизни (53,5%), 15,9% хотят совмещать работу и учебу, так как нужно платить за учебу.

Те, кто не будет продолжать образование, в качестве основных причин выделили нежелание учиться (50%) и по 25% указали на отсутствие средств для оплаты обучения и на большой конкурс.

На вопрос «Где вы планируете учиться?» 94,5% респондентов ответили, что в вузе, в среднем профессиональном учебном заведении - 1,9%, а в начальном профессиональном - 1,3% респондентов, 2,1% не определились с планами на будущее. Относительно критерия в выборе вуза 61,6% учащихся в первую очередь отметили качество подготовки и возможность трудоустройства, 43,8% указали на важность такого критерия, как высокий уровень преподавания, 32,8% -на престижность вуза.

Отвечая на вопрос «Что для вас наиболее значимо при выборе будущей профессии?» на первое место респонденты ставят возможность получать высокие доходы (55,9%), на второе - соответствие будущей профессии своим способностям и умениям (44,8%), на третье место - возможность полнее реализовать свой потенциал (23,6%). По мнению учащихся, высшее образование дает человеку хорошую профессию (66,9%), успех в жизни (54,5%), материальное благополучие (34,1%).

Среди респондентов, планирующих связать свое будущее с энергетикой, было отмечено, что в первую очередь в энергетической отрасли их привлекает перспектива трудоустройства (60%), во-вторых, достойный заработок (40,8%), 16,8% опрошенных отметили престижность образования.

Ориентации на долгосрочные образовательные стратегии можно увидеть в ответах на вопрос «Какой уровень образования вы считаете необходимым в жизни?». Так, 36,3% учащихся считают - «два высших образования», получение диплома бакалавра необходимо для 20,2%, 16,6% хотят продолжить обучение в магистратуре, среднее профессиональное образование считают достаточным 4,8%, начальное профессиональное - 0,4% респондентов.

Анализ потребностно-мотивационных характеристик учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования показал, что основная причина, по которой они выбрали это учебное заведение, состоит в возможности поступить в КГЭУ по сокращенной форме обучения (63,2%), другой мотивацион-ной причиной выступил энергетический профиль подготовки (41,2%), диплом государственного образца (36,4%), а также возможность получить высокооплачиваемую профессию (26,6%).

Как выяснилось в процессе опроса, на выбор данного учебного заведения повлияли родственники и друзья (59,8%), консультация учителей повлияла на 15,8% респондентов, а на 14,6% опрашиваемых - сайт учреждения.

Степень удовлетворенности учащихся профессиональным выбором достаточно высока (87,6%), затруднились с ответом 10,6% респондентов. При этом в среднем свои шансы сразу после окончания данного учреждения поступить в КГЭУ студенты оценивают на 3,7 балла. Основными мотивациями на продолжение образовательной траектории выступили карьерный рост (37,5%), приобретение знаний, необходимых для успеха в профессии (29,2%), повышение шансов на рынке труда (17,5%), развитие способностей и самосовершенствование (15,1%), а 1,6% затруднились с ответом.

Вместе с тем наши исследования показывают, что сделанный молодыми людьми выбор в пользу учреждения начального и среднего профессионального образования является не конечным выбором. 89% опрашиваемых отметили желание после окончания данного учебного заведения продолжить обучение в КГЭУ, из них 47,8% планируют совмещать учебу с работой, 3,8% планируют только работать, затруднились с ответом также 3,8%.

На вопрос: «Собираетесь ли вы в дальнейшем работать по выбранной специальности?» 52,6% респондентов дали положительный ответ, 15,8% ответили «скорее да, чем нет».

На наш взгляд, перспективное будущее у начальных и средних профессиональных учебных заведений возникнет, если они предоставят возможности, связанные с получением высшего образования и престижной профессии. Это может быть возможность поступления на укороченный срок обучения в родственные вузы. В данном случае начальные и средние профессиональные учебные заведения могут даже превратиться в колледжи при соответствующих вузах. Таким примером является Центр начального и среднего профессионального образования, который как структурное звено Казанского государственного энергетического университета дает студентам конкурентные преимущества: дальнейшее поступление в вуз без сдачи ЕГЭ, возможность получения высшего образования в КГЭУ в сокращенные сроки. Такие же условия предоставляются выпускникам Казанского энергетического техникума, входящего в состав научно-образовательного энергетического кластера. Таким образом, выход начальных и средних профессиональных учебных заведений на уровень элементов структуры высших учебных заведений повышает престиж первых и возможности вузов влиять на общий уровень профессионального образования и производственной подготовки.

Сегодня молодежь все больше начинает осознавать, что образование, специальность, квалификация - это капитал для инвестирования. Количество поступающих в вузы сравнялось и даже превысило количество выпускников средних школ. Обучение в вузах по-прежнему обеспечивает прибавку к заработной плате: обладатели вузовских дипломов получают в среднем на 6070% больше, чем те, кто высшего образования не имеет [6].

Из ответов студентов энергоуниверситета видно, что весьма важной мотивационной причиной, повлиявшей на выбор данного университета, явился энергетический профиль подготовки (38,8%), 33,2% студентов выбрали энергетический вуз, так как считают, что после его окончания можно получить высокооплачиваемую работу, диплом государственного образца стал причиной выбора образовательного учреждения для 31,4% респондентов, а 21,8% опрашиваемых в качестве причины выбора данного университета указали на высокую репутацию и престиж.

Определяя значимость в выборе профессии, ответы студентов распределились следующим образом: 52,2% респондентов считают наиболее значимым возможность получать высокие доходы, 24,4% студентов отметили соответствие будущей профессии своим потребностям и умениям, возможность полнее реализовать свой потенциал считают значимым 19,8% студентов, а для 16,8% важно занять высокий пост.

Мы хотели выяснить, изменилось ли отношение студентов к выбранной профессии в процессе обучения. Так, 52,2% респондентов указали, что их отношение изменилось в лучшую сторону, у 32,2% опрашиваемых отношение не изменилось, 5,6% поменяли свое отношение в худшую сторону, а 10% студентов затруднились с ответом. В целом, 79,4% студентов считают, что поступили правильно, выбрав этот вуз.

Анализ ответов на вопрос о планах на будущее показал, что 53,6% планируют только работать, 34,8% хотят продолжить обучение, из них 28,4% планируют совмещать работу с учебой.

Основными причинами, по которым респонденты не собираются продолжать образование, являются необходимость зарабатывать на жизнь (53%), 37,7% опрашиваемых считают, что их образования вполне достаточно, 36,6% отметили, что у них есть знания, необходимые для работы по профессии, у 14,2% студентов просто нет желания учиться, а на отсутствие материальных средств для дальнейшего образования указали 6,3% респондентов.

В ходе опроса было выявлено, что процент опрашиваемых студентов, собирающихся в дальнейшем работать по специальности, достаточно велик - 77,1%.

Те, кто планирует продолжить образование, основными причинами этого указали желание карьерного роста (35,6%), повышение шансов на рынке труда отметили 32,2%, для удовлетворения интереса и развития способностей - 30,5%.

Данные исследования показывают осознанность студентов в том, что от уровня образования зависит их будущее: заработок, образ жизни, социальный статус и т. д. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от уровня его образования.

Ценностная ориентация взрослого на образование зависит, прежде всего, от его общей жизненной позиции, в особенности от его отношения к своей профессиональной деятельности. Проводя опрос среди молодых специалистов и рабочих энергоотрасли относительно значимости при выборе профессии, 38,2% респондентов отметили соответствие будущей профессии своим потребностям и умениям, 31% опрашиваемых считают возможность получать высокие доходы, для 22% - это возможность полнее реализовать свой потенциал, а 9,6% отметили возможность занять высокий пост.

Определяя в целом желание относительно повышения своей квалификации, 80,4% работников энергоотрасли хотели бы в дальнейшем повысить свою квалификацию, отрицательное отношение проявили 7,6 и 12% затруднились с ответом. При этом что касается формы повышения квалификации, ответы респондентов распределились следующим образом: 37% опрашиваемых хотели бы пройти обучение на рабочем месте, 34,6% предпочли бы учиться на спецкурсах внутри предприятия, 33,3% - обучаясь в учебно-курсовом комбинате, 32,9% респондентов проявили желание повысить квалификацию, обучаясь в вузе.

Что касается оценки необходимости повышения квалификации, 44,2% опрашиваемых отмечают, что такая необходимость существует, 48,8% считают необходимым ежегодно повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать требованиям рынка труда, и лишь 4,2% респондентов не видят необходимости в повышении своей квалификации.

Оценивая степень заинтересованности в повышении квалификации, 61,4% работников энергоотрасли ответили, что этот процесс необходим как для них, так и для предприятия, 25,2% относят необходимость в повышении квалификации в большей степени для себя, чем для предприятия, 9%, напротив, считают, что в этом процессе больше заинтересованы предприятия, чем они сами, и 2,2% расценивают данный процесс не столь важным.

Переобучение усиливает вероятность повышения у работников уровня оплаты труда - 69,8%. В ходе анализа было выявлено, что прохождение

В. А. Емельянов. Девиация молодежи как следствие «шоковых реформ» середины 90-х гг.

переобучения повышает уровень удовлетворенности ситуацией на работе - это относится к возможностям профессионального роста (42%) и к условиям труда (28%). Так, 46,2% респондентов указали, что пройдут переобучение в случае если новая работа будет интересной и содержательной.

Анализ мотивации на продолжение образования молодых специалистов и рабочих энергетической отрасли показывает, что они ориентированы скорее на карьеру внутри своей профессии и рабочего места и не нацелены на перемещения вне своей профессии.

Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования. То есть рост оплаты труда, продвижение в профессиональной карьере и удовлетворенность некоторыми сторонами трудовой ситуации оказались связанными с профессиональным переобучением.

Таким образом, приобщение к профессии начинается ещё в школе и захватывает сегменты дополнительного образования. Престиж высшего образования по-прежнему чрезвычайно высок. Даже те выпускники школ, которые планируют пойти в учреждения начального и среднего профессионального образования, в значительной степени ориентированы на последующее вузов-ское обучение в некоторой отдаленной перспективе. Желание совмещать учебу с работой продиктовано прежде всего стремлением к финансовой независимости и ценностью «опыта работы» для последующего трудоустройства, т. е. опыт работы становится необходимым приложением к диплому. У большинства опрошенных переход от образования к труду преображается в длительный взаимосвязанный процесс попеременного или параллельного получения и возобновления учебы и работы.

Социологические исследования позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии: в большей мере, чем профессию, люди выбирают своё будущее социальное положение.

Сознание молодых людей в силу различных обстоятельств подвержено влиянию настроений в обществе. Однако нельзя не учитывать тот факт, что подрастающее поколение - это будущее социума, а следовательно, необходимо более внимательно относиться к проблеме формирования ценностного сознания этой социальной группы.

Примечания

1. Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в европейском контексте и ее оценка // Непрерывное образование в политическом и

экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 16-37.

2. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование модернизации. М.: ИС РАН: ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 62.

3. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 122.

4. Хайруллина Ю. Р., Хизбуллина Р. Р. Социализация личности молодого специалиста в современном образовательном пространстве // Регионология. 2010. № 1. С. 149-150.

5. Сорокина Н. Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55-61.

6. Капелюшников Р. И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт // Экономическая политика. 2006. № 4. С. 192.

УДК 32

В. А. Емельянов

ДЕВИАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СЛЕДСТВИЕ «ШОКОВЫХ РЕФОРМ» СЕРЕДИНЫ 90-х гг.

В статье рассматриваются последствия социально губительных «шоковых» реформ российской экономики в середине 90-х гг., повлекших за собой критическое понижение уровня жизни всех слоев населения, особенно в такой незащищенной группе, как молодежь. Приведены примеры возрастающей девиации молодого поколения в данном периоде: рост уровня наркомании, алкоголизма и молодежной преступности.

The article is focused on the consequences of socially pernicious «shock» reforms of Russian economy in the mid-1990s which caused a critical fall of living standards of all segments of the population, especially in such unprotected group as youth. Examples of increasing deviation of young generation in this period are given: growth of drug addiction level, alcoholism and youth crime.

Ключевые слова: молодежные объединения, «шоковые» реформы, девиация, наркомания, алкоголизм, преступность.

Keywords: youth associations, «shock» reforms, deviation, drug addiction, alcoholism, crime.

В ходе проведенных социологических исследований в середине 90-х гг. фондом «Социальное аутсайдерство молодежи как источник опасностей и угроз в условиях пограничного региона» (Белгородская область, опрошены 499 респондентов, выборка квотная, критерии квотирования - возраст и район проживания, доли женщин и мужчин равны) было установлено, что 39,7% молодых людей были неудовлетворены сво-

© Емельянов В. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.