Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2013, № 1 (29), с. 17-21 17
УДК 316.452(470.41)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
© 2013 г. Э.Н. Габдуллина
Казанский государственный энергетический университет
Поступила в редакцию 10.11.2012
Анализируются процесс профессиональной социализации в условиях научно -образовательного энергетического кластера Республики Татарстан, а также объективные и субъективные факторы, влияющие на результативность этого процесса.
Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональное самоопределение, непрерывное профессиональное образование, научно-образовательный энергетический кластер, молодежь.
Одним из главных препятствий для развития экономики страны сегодня является нехватка квалифицированных кадров, обладающих необходимым уровнем современных профессиональных знаний и навыков. В современных социально-экономических условиях функционирования общества процесс самоопределения и профессиональной социализации молодежи приобрел качественно новые характеристики. В данной ситуации вопросы о профессиональной социализации молодежи, а также о возможностях повышения эффективности данного процесса являются особенно актуальными.
На наш взгляд, одним из важнейших условий успешной социализации личности становится непрерывное образование, которое направлено на достижение гармоничного развития потенциальных способностей личности.
Профессиональная социализация понимается как двусторонний процесс: с одной стороны, вхождение индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой - активная реализация индивидом накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы его адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие [1, с. 22].
Мы рассматриваем социализацию как сложный комплексный процесс, осуществляющийся в ходе обучения. Ключевыми компонентами процесса социализации на разных возрастных этапах можно считать процессы
самопознания и самоопределения. Они связаны со стремлением занять свою социальную нишу, реализовать себя в деятельности, получить подтверждение личной состоятельности в процессе социализации. Образование в данном случае играет роль «социального лифта» для молодого человека.
Современному социуму нужны социально зрелые люди. В детстве человек в основных чертах получает свое первое представление об обществе. Эстафету же социализации в системе непрерывного образования личности принимает школа - первый институт социального становления личности. По мере взросления человека и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых им знаний усложняется. Суть взаимоотношений учителя и ученика в данной ситуации заключается в том, чтобы первый помог второму в преодолении трудностей и проблем на начальных стадиях социализации.
К моменту выпуска из школы каждому необходимо приобрести не только знания, но и социальный опыт, которые помогут адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать семью.
Границы социализации постоянно расширяются, включая сегменты профессионального образования (начального, среднего, высшего).
Как отмечают Ю.Р. Хайруллина и Р.Р. Хиз-буллина, наличие профессионального образования - гарантированное государством социально-статусное выражение уровня положения индивида в социальном пространстве, ибо образование всегда было и остается неотъемлемой и
важной сферой человеческой деятельности [2, с. 149-150].
Говоря об энергетической отрасли, следует подчеркнуть, что энергетика была, есть и будет оставаться фундаментом экономики, без которого невозможно представить динамичное развитие промышленности, транспорта, сферы услуг; а главное - мощная и развитая энергетическая отрасль экономики страны является залогом и гарантом достойного уровня жизни ее граждан, и требования к подготовке специалистов энергетического профиля достаточно высоки.
Поскольку профессиональное образование включает в себя ряд уровней, следует учитывать, что каждому из них соответствует свой особый образовательный институт с системой присущих только ему учебных заведений. Т ак, в рамках научно-образовательного энергетического кластера решаются задачи последовательного получения нескольких уровней профессионального образования.
Возникают новые возможности прохождения ряда образовательных ступеней в одном профессиональном учебном заведении. С точки зрения социализации личности, ее развития, более быстрой адаптации и интеграции в образовательных учреждениях появление таких возможностей следует рассматривать как чрезвычайно благоприятное обстоятельство для успешного преодоления противоречий, связанных с вхождением обучающегося в новую социальную среду, с освоением им нового социально-образовательного пространства. Более того, при создании таких типов учебных заведений возникают предпосылки для успешной реализации идеи непрерывного профессионального образования [3, с. 271-272].
С целью изучения проблем профессиональной социализации в рамках научно-образовательного энергетического кластера региона в октябре-декабре 2011 г. нами были проведены социологические исследования среди старшеклассников средних общеобразовательных школ Республики Татарстан, студентов Центра начального и среднего профессионального образования (ЦНСПО), Казанского энергетического техникума (КЭТ), Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ), рабочих и специалистов энергетических предприятий, входящих в состав энергетического кластера. Выборочная совокупность составила 2000 человек.
С целью помочь выпускникам школ в профессиональном самоопределении в рамках научно-образовательного энергетического кластера проводится профориентационная работа,
которая является начальным этапом профессионального самоопределения. Целью профориентации является оказание помощи молодым людям, в основном учащимся общеобразовательных школ, в выборе профессии, направления и профиля подготовки с учетом их склонностей и интересов, а также с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке труда.
Так, среди опрошенных нами учащихся выпускных классов средних общеобразовательных школ 74.3% связывают ценность получения образования с возможностью карьерного роста, 59.3% - со стремлением к высокому социальному статусу, 27.9% респондентов считают, что полученное образование позволит приобрести машину, дачу, модные вещи.
Отвечая на вопрос «Что для Вас наиболее значимо при выборе будущей профессии?», на первое место респонденты ставят возможность получать высокие доходы (55.9%), на второе -соответствие будущей профессии своим способностям и умениям (44.8%), на третье - возможность полнее реализовать свой потенциал (23.6%). По мнению учащихся, высшее образование дает человеку хорошую профессию (66.9%), успех в жизни (54.5%), материальное благополучие (34.1%).
Среди респондентов, планирующих связать свое будущее с энергетикой, было отмечено, что в энергетической отрасли их привлекают прежде всего перспектива трудоустройства (60%), а также достойный заработок (40.8%); 16.8% опрошенных отметили престижность образования.
Положительным моментом, влияющим на профессиональную социализацию будущих специалистов, стало то обстоятельство, что значительная часть студентов выбирает профессию не случайно. 63.2% студентов ЦНСПО и КЭТ сообщили, что выбрали соответствующие учебные заведения, так как по их окончании их есть возможность поступить в КГЭУ на сокращенную форму. 41.2% респондентов указали, что именно из-за энергетического профиля выбрали данное учебное заведение диплом государственного образца повлиял на 36.4% опрашиваемых; 26.6% считают, что после окончания можно получить высокооплачиваемую профессию.
Процесс профессионального самоопределения студенческой молодежи включает в себя несколько стадий, на которых проблема выбора актуализируется в том или ином аспекте. Для первокурсников основная проблема заключается в адаптации к новым условиям обучения, определенных сомнениях в правильности сделанного выбора.
Так, 87.6% студентов ЦНСПО и КЭТ считают, что поступили правильно, выбрав профессию энергетика, среди студентов энергетического вуза 79.4% выразили такое же мнение.
На 2-3 курсах в связи с началом специализации возникает особая проблемная ситуация: адаптационный период завершен и актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы, в первую очередь - необходимость реального жизненного самоопределения. Старшекурсники решают вопрос о конкретном месте работы и осмысливают выбор специальности уже не только с точки зрения соответствия своим личным интересам и склонностям, но и с точки зрения востребованности на рынке труда.
Создание научно-образовательного энергетического кластера позволяет усилить влияние предприятий и производственных объединений на образовательный процесс. Такое партнерство дает возможность повысить конкурентоспособность и востребованность не только отдельно взятого Казанского государственного энергетического университета, техникума или лицея, а всех структур, входящих в кластер. Он является эффективной формой организации профессиональной подготовки компетентных специалистов.
Важным критерием, влияющим на результативность профессиональной социализации будущих специалистов, является установка на работу по выбранной специальности.
Согласно полученным результатам, планируют трудоустроиться по профессии 52.6% студентов начального и среднего профессионального образования; 15.8% отметили вариант ответа «скорее да, чем нет». Среди опрошенных студентов КГЭУ 45.3% выбрали ответ «да», 31.8% ответили, что «скорее да, чем нет».
Оценка качества полученных знаний и удовлетворенность профессиональной деятельностью являются важными показателями результативности профессиональной социализации. 26.8% студентов КГЭУ считают, что подготовка выпускников полностью соответствует требованиям современного рынка труда, а 38% респондентов ответили, что скорее соответствует, чем нет. Этот же вопрос мы задали студентам ЦНСПО и КЭТ. Полное соответствие выпускников требованиям рынка труда отмечают 35.8%, ответ «скорее соответствует, чем не соответствует» выбрали 33.6% опрашиваемых.
В среднем свои шансы сразу после окончания учебного заведения получить интересующую работу студенты вуза и студенты начального и среднего профессионального учебного
заведения оценивают по пяти балльной шкале на 3.4 и 3.2 балла соответственно.
Процесс профессиональной социализации студента характеризуется индивидуальной со-циализационной траекторией, которая при попадании индивида в сложные жизненные ситуации (поступление в данное учреждение, первая сессия, практика на производстве, вынужденный уход из учебного заведения, трудоустройство и т.д.) изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам можно отнести политическую и социальноэкономическую обстановку в стране и регионе, общественное мнение о данном учебном заведении. К внутренним же относятся преподавательский состав, студенческий контингент, социально-психологический климат в коллективе.
Мы хотели выяснить, изменилось ли отношение студентов к выбранной профессии в процессе обучения. Наш опрос показал, что динамика изменения отношения в лучшую сторону происходит по мере продвижения к старшему курсу. Если на первом курсе отношение к выбранной профессии улучшилось у 51% студентов, то к выпуску - у 61.1%. Мнение о том, что их отношение к профессии не изменилось в процессе обучения, выразили 32.2% опрашиваемых. Причем больший интерес студенты проявили к специальным дисциплинам (46.2%) по сравнению с общеобразовательными дисциплинами, интерес к производственному обучению отметили 25.2%.
Также в ходе опроса нами была предпринята попытка выяснить, что для студентов является более важным в процессе обучения. Для студентов ЦНСПО, КЭТ и КГЭУ скорее важно получить высокий уровень знаний, чем просто получить диплом об окончании. Из двух утверждений: «скорее важно окончить престижное учебное заведение» и «скорее важно получить диплом, престиж учебного заведения не имеет значения» - студенты придерживаются первого утверждения. Мнения респондентов относительно важности получения высокооплачиваемой профессии или профессии, которая интересна и соответствует способностям, разделились поровну.
Успешная социализация в учреждении профессионального образования является первым шагом в профессиональной деятельности и построении дальнейшей карьеры.
В процессе профессиональной социализации будущему специалисту приходится взаимодействовать с различными агентами социализации (семья, государство, средства массовой информации), оказывающими длительное воздействие
на личность, изменение ее структуры. К непосредственным агентам профессиональной социализации относятся работодатели и различные специалисты, составляющие профессиональное сообщество и тесно взаимодействующие с рынком труда. Отсюда все возрастающая роль взаимодействия учебного заведения с производством, с наукой, с рынком труда. Именно тесная интеграция обеспечивает быструю профессиональную адаптацию будущего специалиста на производстве.
Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социально-производственному коллективу.
Согласно мнению экспертов относительно качеств и характеристик выпускников, наиболее важными для работодателей являются умение работать в команде (76.9%), умение творчески, нестандартно подходить к решению профессиональных задач (69.2%), профессиональная компетентность (61.5%).
Преподаватели энергетического университета и работодатели энергопредприятий считают, что успешной адаптации молодых специалистов будет способствовать ряд условий, а именно: заключение договоров о совместной подготовке студентов (50%), выполнение дипломной работы на предприятиях (38.5%), прохождение производственной практики на предприятиях (26.7%).
Профессиональная успешность будущего специалиста зависит не только от его способностей, личностных качеств, мотиваций и ценностей, но и от их соответствия выбранной специальности, от сформированной уже в учебном заведении способности выстраивать стратегии и тактики гибкой ориентации в профессиональной среде.
Среди работников энергоотрасли только 4.2% полностью неудовлетворены своим местом работы; остальные (95.8%) отметили степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью следующим образом: 26% -полностью удовлетворены; 37% - в основном удовлетворены; 30.2% - частично удовлетворены; 2.6% - затруднились с ответом.
В качестве показателей неудовлетворенности отмечаются прежде всего размер зарплаты, характер и содержание выполняемой работы, график работы и взаимоотношение с руководителем.
22.4% респондентов выразили полную уверенность в завтрашнем дне, 48.4% опрашиваемых ответили, что в основном уверены, 13.2% отметили свою частичную уверенность, а полную неуверенность выразили 8%. Столько же опрашиваемых затруднились с ответом.
В целом определяя мнение о качестве своей жизни, работники энергопредприятий ответили следующим образом: 8.4% оценивают его как отличное, 49.2% считают качество своей жизни хорошим, 40% респондентов охарактеризовали его как удовлетворительное.
Таким образом, характер самоопределения студенческой молодёжи в трудовой сфере можно обозначить как прагматически-личностно ориентированный, что отражает доминирование материальных ценностей в современном российском обществе в целом. Ценностные ориентации студенчества определяются современной системой социальных, политических, экономических отношений, непосредственными социально-экономическими условиями жизни населения.
Успешность профессиональной социализации достигается путем формирования профессионального сообщества, повышения престижа и социальной значимости профессии, высокой оплатой труда.
В период обучения в учреждениях профессионального образования студенты адаптируются к новым условиям учебы и проходят вторичную социализацию, частью которой является профессиональная социализация. Она предполагает приобретение профессионального опыта, принятие решения о правильности выбора профессии, овладение ценностями профессионального сообщества.
Следовательно, непрерывное профессиональное образование способствует социализации подрастающего поколения, приобщению к профессии, расширению профессиональных навыков и знаний, достижению определенного социального статуса и общему развитию личности.
Список литературы
1. Митина Л.М., Кричевский Р.Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. С. 7-22.
2. Хайруллина Ю.Р., Хизбуллина Р.Р. Социализация личности молодого специалиста в современном образовательном пространстве // Регионология. 2010. № 1. С. 149-150.
4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 383 с.
PROFESSIONAL SOCIALIZATION YOUNG PEOPLE WITHIN THE ENERGY SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
E.N. Gabdullina
In this article analyzes the process of professional socialization in scientific and educational energy cluster of the Republic of Tatarstan, as well as objective and subjective factors influencing the effectiveness of the process.
Keywords: professional socialization, professional self, continuing professional education, scientific and education energy cluster, young people.