Научная статья на тему 'Студенты-медики: социологический портрет'

Студенты-медики: социологический портрет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
519
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIOLOGICAL STUDY / MONITORING / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дрегало А. А., Ульяновский Виктор Иванович

На основе мониторинговых социологических опросов студентов-медиков, проведенных с интервалом в двадцать лет, представлена сравнительная характеристика ценностных ориентаций студентов разных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL STUDENTS: SOCIOLOGICAL PORTRAIT

On the basis of monitoring sociological questionings of medical students carried out with the interval of twenty years, a comparative description of value orientations of students of different generations has been presented.

Текст научной работы на тему «Студенты-медики: социологический портрет»

УДК [378.661:316.35]-057.875(470.11)

СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ*

© 2007 г. А. А. Дрегало, В. И. Ульяновский

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Данное исследование представляет особую ценность, так как подобных исследований, проведенных в режиме мониторинга с интервалом в 20 лет, в регионе не выполнялось.

В 1984 году кафедра философии и научного коммунизма Архангельского государственного медицинского института провела социологический опрос студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов. Целью исследования было выяснение особенностей различных сторон жизни студенческой молодежи, ее ценностных ориентаций. В социологическом опросе приняли участие 509 студентов (44 % юношей и 56 % девушек). Если представить социологический портрет студента-медика того времени, то основной контингент составила молодежь в возрасте 18—25 лет (78 %). Абсолютное большинство студентов были из благополучных семей, лишь 2 % опрошенных провели детство у родственников, в детском доме, интернате. Более половины (54 %) были иногородними, проживали в общежитии или у родственников, снимали жилье всего несколько человек. Большинство студентов были членами ВЛКСМ, 1,4 % — членами или кандидатами в члены КПСС. Основная часть опрошенных (87 %) поступили в институт после 10 класса, 13 % прошли период начальной адаптации и поступили в институт после окончания медицинского училища.

Через 20 лет, анализируя архивные данные, авторы решили провести подобное исследование среди нового поколения молодежи. Двадцать лет — это целая эпоха, Архангельский государственный медицинский институт сегодня стал Северным государственным медицинским университетом, в котором студенты обучаются на 16 факультетах. Иным стало и общество, избрав новые ориентиры социально-экономического и политического развития. А какие изменения произошли в студенческой среде, в какой степени изменился ее духовный мир?

Как и 20 лет назад, авторы объектом исследования избрали студентов 1—6 курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

Динамику жизненных ценностей молодежи представляется оптимальным исследовать, во-первых, сохраняя объект и предмет изучения, во-вторых, применяя одинаковые методики исследования. Только в этом случае можно предполагать, что изначальные условия будут способствовать углубленному познанию.

*Исследование в 1984 г. (выборочная совокупность 509 человек) проводилось под руководством О. В. Овчинникова и А. А. Дрегало, в 2005-м (выборочная совокупность 432 человека) — под руководством А. А. Дрегало и В. И. Ульяновского при участии К. В. Ульяновского. Статистическая погрешность в обоих исследованиях не превышает 5 %.

На основе мониторинговых социологических опросов студентов-ме-диков, проведенных с интервалом в двадцать лет, представлена сравнительная характеристика ценностных ориентаций студентов разных поколений.

Ключевые слова: социологическое исследование, мониторинг, ценностные ориентации.

Профессиональные ориентации студентов-медиков

Весьма важно было понять, в какой мере изменились факторы, влияющие на выбор профессии. Опрос показал, что, как и прежде, абсолютное большинство студентов выбирают профессию по собственной инициативе: в 1984 году таких студентов было 82 %, в 2005-м — 90 %. В то же время на выбор профессии существенное влияние стали оказывать внешние факторы: многие были вынуждены прислушаться к советам родителей и родственников. За 20 лет доля таких студентов увеличилась (с 15 до 30 %). Это обусловлено как повышением роли семьи в формировании жизненной стратегии детей, так и необходимостью существенной материальной поддержки в период обучения со стороны родителей. Советы друзей и учителей практического значения при выборе профессии не имели.

В оценке правильности выбора профессии за два десятилетия изменений не произошло. В 1984 году «очень удачным» посчитали выбор 52 % респондентов, спустя 20 лет — 52,5 %. Почти в два раза снизилась (с 15 до 8,6 %) доля тех, кому «профессия нравится, но не очень». Возросла доля студентов, сделавших необоснованный выбор профессии. Затруднились оценить правильность ее выбора в 1984 году 33 % студентов, а в 2005-м уже 38,7 %.

Два десятилетия не изменили привлекательности (табл. 1) профессии врача для студентов. Они по-прежнему очень высоко оценивают ее как творческую, интересную (57—58 %) и считают важной для страны и людей (49—60 %).

Таблица 1

Характеристики привлекательности профессии врача в оценке студентов медиков (ранг значимости определялся по количеству ответов)

Ответ на вопрос: «Чем привлекает будущая 1984 г. п = 509 2005 г. п = 432

профессия?» % Ранг % Ранг

Работа творческая, интересная 57 1 58 2

Важная для страны, для людей 49 2 60 1

Нравится другим людям 10 5 8 5

Эту профессию имеют уважаемые мною люди 12 3 - -

Хочу получить высшее образование 11 4 38 3

Высокой оплатой труда - - 23 4

Возможностью быстро получить жилье - - 0 -

Более чем в три раза выросла при выборе профессии мотивация «хочу получить высшее образование», что свидетельствует о резком росте значимости высшего образования как ценности в условиях становления рыночных отношений. Любопытно, что,

несмотря на катастрофическое снижение в 90-е годы материального статуса врача, низкий уровень заработной платы в современных условиях, эта профессия остается привлекательной. В профессиональном выборе студенты руководствуются не столько временными ситуационными показателями условий жизни врача, сколько историческими представлениями о его общественном статусе.

Видимо, современный молодой человек как всякая личность, находясь в плену внешнего противоречивого мира, аналогично формирует свой внутренний мир. Можно предположить, что профессия врача — одна из немногих сегодняшних профессий — относится к особому типу духовности, культуры, которую мы понимаем как меру использования интеллекта для самоорганизации своей жизни.

Выбор профессии для большинства студентов-медиков стабильно остается глубоко осознанным. В 1984 году на вопрос «Если бы Вы снова стали выбирать профессию, то поступили бы также?» ответили «да» 74 % респондентов, в 2005 г. — 73,6 %, «нет» — 6 и 6,3 % соответственно. Затруднились с ответом 20 и 20,1 %. Как видим, каждый пятый студент неуверен в правильности сделанного выбора, что в конечном счете проявится в его профессиональной деятельности.

В 1984 году были уверены в правильности своего профессионального выбора 67 % респондентов, а в 2005-м — 76,6 %. Соответственно уменьшилась с 33 до 23,4 % доля тех, кто не представляет сути своей будущей профессии.

Учебный процесс в оценке студентов-медиков

Прошедшие два десятилетия для системы образования страны, в том числе для высшей школы, были периодом серьезных испытаний. Пока россияне пытались просто выжить, мир устремился в новую эпоху инновационного образовательного процесса, ибо осознал, что сегодня именно образование — главный ресурс прогресса и человека, и общества. В «Книге века» (Драйзен Г. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому / Г. Драйзен, Дж. Вое. — М. : Парвинэ, 2003), как ее назвали виднейшие специалисты, очерчена концепция образования будущего. В России мы пока продолжаем преодолевать издержки реформ и делаем лишь первые шаги для вступления в инновационный процесс образования нового века.

В этом диссонансе мировых и отечественных устремлений представляют интерес изменения в сознании студентов, связанные с учебным процессом (табл. 2). Анализ показывает, что студенты-медики, как и два десятилетия назад, сталкиваются с большим объемом самостоятельной работы, необычной после школы организацией обучения.

Таблица 2

Восприятие студентами учебного процесса в вузе, %

Ответ на вопрос: «Что непривычного Вы встретили в учебном процессе в вузе?» 1984 г. 2005 г.

Необычная после школы организация обучения 37 28,5

Большой объем самостоятельной работы 45 43,6

Материальные трудности 7 12,9

Отрыв от семьи 6 9,6

Непривычный стиль студенческой жизни 5 5,4

Почти в два раза возросла доля студентов, испытывающих материальные трудности, и доля студентов, для которых существенной трудностью в учебе стал отрыв от семьи.

За истекшие годы почти не изменилась успеваемость студентов. Как и прежде, в 2005 году отличными посчитали свои успехи 6 % респондентов, хорошими — соответственно 43 и 44,4 %, средними — 32 и 27,2 %. Несколько возросла доля студентов с неустойчивыми знаниями, которые отражает вариант ответа «всякое бывает», — соответственно 17 и 21,9 %.

Наблюдается рост удовлетворенности учебой. «Нравится учеба», этот вариант ответа в 1984 году отметили 71 % студентов, в 2005-м — 80 %. Соответственно снизилось число тех, кому учеба не нравится — с 28 до 18,6 %. Одному проценту опрошенных учеба очень не нравилась как в 1984, так и в 2005 году.

Учеба не нравится студентам по разным причинам (табл. 3). Одна из них — большие нагрузки в учебном процессе.

Таблица 3

Факторы, влияющие на интерес студентов к учебе, %

Ответ на вопрос: «Почему Вам не нравится учеба в вузе?» 1984 г. 2005 г.

Большие нагрузки в учебном процессе 37 61,4

Плохой режим рабочего дня, недели, семестра 48 39,1

Обучение носит назидательный характер 21 10,9

Нет условий и времени для самостоятельной работы 15 14,9

Учебный процесс рассчитан на «среднего» студента 17 5,4

За два десятилетия нагрузка в учебном процессе как фактор снижения интереса к учебе возросла почти вдвое. Ее влияние усугубляется еще и тем, что увеличилась доля студентов, сочетающих учебу с работой. Изменились методы обучения: втрое уменьшилось число респондентов, указавших на то, что учебный процесс рассчитан на «среднего студента» (соответственно 17 и 5,4 %). Почти вдвое уменьшилось число тех, кто отметил, что обучение носит назидательный характер. В 2005 году, как и в 1984-м, 15 % сту-

дентов отметили, что нет достаточных условий для самостоятельной работы.

В сознании студентов произошли существенные изменения, связанные с интересом к дисциплинам различного профиля (табл. 4).

Таблица 4

Отношение студентов к дисциплинам различного профиля, %

Ответ на вопрос: «Какие лекции на Вашем курсе кажутся Вам наиболее интересными?» 1984 г. 2005 г.

По общественным наукам 18 8,7

По теоретическим дисциплинам 13 8,4

По специальности 69 82,9

Деидеологизация общественной жизни сказалась на снижении интереса студентов к общественным наукам, хотя в 1990—2005 годах в учебных планах студентов-медиков появились новые дисциплины: история религии, этика, эстетика, культурология, социология, политология.

Падает интерес студентов и к теоретическим дисциплинам. За два десятилетия почти на треть (с 13 до 8,4 %) снизилась доля отметивших теоретические дисциплины как наиболее интересные.

Возросла (с 69 до 82,9 %) доля студентов, указавших в числе наиболее интересных лекции по специальности. Очевидно, рыночные требования профессионализма часто трактуются как знания, навыки, умения в пределах специальности в ущерб личностным качествам, что сказывается на селективном интересе студентов.

За чередой учебных будней, загруженностью учебой также снизился интерес к общественной работе. Если в 1984 году 71 % студентов имели постоянные комсомольские или иные общественные поручения, то в 2005-м лишь 13 %. Если в 1984 году совсем не имели общественных поручений 6 % студентов, то в 2005-м — 54.

Студенческий социум

В неформальных студенческих структурах наблюдается укрепление межличностных связей. Возросла с 69 % в 1984 году до 75,1 в 2005-м доля респондентов, которые оценили свои отношения с товарищами по учебе в группе как хорошие, основанные на взаимном уважении, несколько снизилась (с 28 % до 24) доля студентов, оценивших эти отношения как «средние». Незначительной оказалась доля студентов, не принятых в социальную группу («меня часто не понимают и унижают»), — соответственно 3 и 0,9 %.

Студенты-медики достаточно высоко оценивают свои отношения с преподавателями. Хорошими, основанными на уважении, определили эти отношения прежде 54 %, сегодня — 64,9. Соответственно уменьшилась доля тех, кто считает эти отношения «средними» (с 44 % до 34,2) и тех, кого «часто не понимают и унижают» (с 2 % до 0,9).

В преподавателях респонденты больше всего ценят высокие профессиональные знания, и сегодня эти требования к преподавателям возрастают (табл. 5).

Таблица 5

Оценка основных качеств преподавателя студентами-медиками, %

Ответ на вопрос: «Какие качества в преподавателях Вы цените более всего?» 1984 г. 2005 г.

Высокие профессиональные знания 78 89,7

Высокая требовательность 23 27,4

Искренность, честность 62 49,2

Примечание. В сумме больше 100 %, т. к. допускался выбор нескольких вариантов ответа.

Вместе с тем студенты с большим пониманием стали относиться к высокой требовательности преподавателей. Однако такие традиционные высоко ценимые личностные качества преподавателя, как искренность и честность, стали несколько менее привлекательными. Возможно, снижение уровня морали в обществе за годы реформ отразилось на ценностях молодых людей.

Для студента-медика основной социальной опорой была и остается семья. Причем за два десятилетия доля респондентов, указавших на ее высокую социальную роль, не изменилась: 94 % студентов в 1984 году и 94,5 % в 2005-м отмечают, что семья оказывает им помощь в трудную минуту, и соответственно 81 и 85 % придают значение тому, что думают о них

члены семьи. Здесь еще раз находит подтверждение концепция социального контроля американского социолога Питера Бергера, признающего, что человек испытывает в своем поведении давление различных социальных институтов, при этом максимальное влияние на поведение индивида оказывает семья. Лучше других понимают студентов, смотрят на жизнь одинаково с ними члены семьи — соответственно 66 и 58 %.

Студенческое сообщество как референтная группа сохраняет свое значение. Во-первых, студенты по-прежнему придают большое значение тому, что думают о них товарищи по учебе, работе — в 1984 году этот показатель составлял 77, в 2005-м — 59 %. Во-вторых, 57 и 40 % считают, что товарищи по группе лучше других понимают их, смотрят на жизнь одинаково. В-третьих, как и раньше, большинство студентов отмечают, что в трудную минуту им оказывают помощь товарищи по учебе, работе (соответственно 62 и 63,5 %).

Консерватизм системы образования, по-видимому, способствует сохранению традиций студенческого социума.

Духовный мир студента-медика

В духовном мире студентов-медиков за годы перестройки и реформ произошли существенные изменения (табл. 6).

Изменения в инструментальных ценностях сту-дентов-медиков можно распределить по 2 группам: ценности, значимость которых для респондентов за

Таблица 6

Инструментальные ценности студентов, %

Ответ на вопрос: «Что из перечисленного, 1984 г. 2005 г.

на Ваш взгляд, важно, а что не важно для достижения успеха, благополучия в жизни?» Очень важно Важно Не очень важно Совсем не важно Очень важно Важно Не очень важно Совсем не важно

Способности, талант 35 51 12 1 53 43 4 -

Образование 33 45 16 2 63 34 3 -

Трудолюбие, добросовестность 86 28 3 - 59 38 4 -

Положение, помощь родителей, родственные связи 10 29 42 19 26 48 24 3

Удача, везение, случай 8 33 42 17 27 53 18 2

Связи с «нужными» людьми 6 23 39 32 29 49 19 3

Активное участие в общественной жизни 7 50 31 12 12 40 43 5

Заботиться, прежде всего, о себе 1 16 45 38 13 42 37 9

Быть находчивым, инициативным 27 63 8 2 39 54 8 -

Деньги 8 39 33 20 37 46 16 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отзывчивость, чуткость к людям 44 46 8 2 36 47 16 1

Иметь цель в жизни 72 26 2 - 78 20 2 -

Здоровье 76 21 2 1 65 31 5 -

Внешность, приятные манеры 13 44 34 9 25 57 18 1

Умение приспособиться 5 28 37 30 42 46 11 1

Честность, принципиальность 45 43 11 1 33 46 18 3

20 лет существенно возросла, и ценности, значимость которых для респондентов существенно снизилась. Как видим, иерархия инструментальных ценностей все в большей степени начинает соответствовать ценностям общества, основанного на рыночной экономике.

Смысл и главную цель своей жизни студенты видят в том, «чтобы была семья и хорошая работа» (в 1984 г. так считали 68 % опрошенных, в 2005-м — 70).

Как видим, инструментальные ценности у студентов претерпели существенные изменения. С одной стороны, возросла значимость личностных качеств, которые предопределяют успех в рыночном обществе, — способности, талант, образование, находчивость, инициатива, внешность, приятные манеры. Сформировались ситуативные ценности, отражающие во многом российскую специфику переходного времени: удача, везение, случай, связи с нужными людьми, умение приспособиться. Укрепилась семейная доминанта — положение, помощь родителей, родственные связи.

С другой стороны, динамичные социально-экономические реформы способствовали частичному разрушению таких общественных ценностей, как трудолюбие, добросовестность, отзывчивость, чуткость, честность, принципиальность.

В исследовании 2005 года в анкету был внесен ряд вопросов, которых не было в 1984-м, но которые позволяют глубже понять духовный мир нынешнего поколения молодых людей. Несмотря на трудности переходного периода, респонденты достаточно патриотичны (76 % гордятся своей страной).

У большинства сформирована установка на рыночные отношения (64 % хотели бы после окончания вуза открыть свое дело). Примечательно, что на открытие своего дела после окончания университета в большей степени ориентируются студенты стоматологического факультета (84 %), чем лечебного (59 %) и педиатрического (54 %). Следует отметить, что больше всего студентов на внебюджетной основе обучаются на стоматологическом факультете.

Многоцветная картина социума, складывающаяся в глазах респондентов, свидетельствует об аналитическом и аксиологическом подходах к окружающим их людям (табл. 7).

Респонденты, оценивая окружающих их людей, отмечают, что значительная часть из них по ряду показателей далеко не идеальны.

Досуг студентов-медиков

Как элемент образа жизни форма досуга во взаимодействии с социальными институтами, культурой, социальной структурой представляет собой значимую характеристику современной молодежи.

Сравнительный анализ различных видов досуговой деятельности с разрывом в 20 лет позволил установить значимые для понимания качества жизни студентов изменения.

Как показывает табл. 8, в досуговой деятельности студентов за 20 лет произошли значительные изменения. Во-первых, существенно возросло внимание к своему здоровью: увеличилась доля студентов, занимающихся физкультурой, спортом, туризмом, посещающих спортивные соревнования. Во-вторых, обрела популярность такая форма отдыха, как посе-

Таблица 7

Мнения студентов-медиков об окружающих их людях,

Вопрос: «Как Вы считаете, среди людей, которых Вы встречаете в своей жизни ...» Почти все Боль- шинство Мень- шинство Очень мало

Стремятся работать, учиться как можно лучше 6 64 27 3

Добросовестно выполнять общественные поручения 45 44 9 2

Проявляют инициативу в работе, учебе 48 43 4 5

Бережно относятся к общественной собственности 39 45 12 4

Отзывчивы, всегда готовы прийти на помощь другим 12 51 31 6

Честные 6 47 37 10

Скромные 2 26 62 10

Бережно относятся к природе 4 40 40 16

Не пройдут мимо нарушений общественного порядка 2 23 49 26

Думают в основном о развлечениях 12 44 35 9

Интересуются в основном приобретением вещей 8 41 40 11

Злоупотребляют спиртными напитками 8 25 40 27

Осуждают взятки, подношения 10 34 40 16

Заняты только собой, личным благополучием 9 34 41 16

Считают, что успехов в жизни можно добиться добросовестным трудом 11 45 37 7

Уверены в завтрашнем дне 9 40 38 13

Таблица 8

Изменения досуговой деятельности студентов-медиков

Ответ на вопрос: «Как Вы проводите свое свободное время?» 1984 г. (И) 2005 г. (И)

Занимаюсь физкультурой, спортом, туризмом — 0,04 0,14

Хожу на рыбалку, охоту, за грибами —0,43 —0,23

Посещаю спортивные соревнования —0,40 0,20

Хожу в кино 0,19 0,03

Хожу в театр, на концерты, выставки —0,01 —0,08

Хожу на дискотеку —0,21 —0,08

Совершаю прогулки 0,26 0,40

Читаю газеты, журналы 0,41 0,16

Слушаю радио 0,32 0,32

Смотрю телепередачи 0,36 0,26

Читаю художественную литературу 0,30 0,13

Занимаюсь коллекционированием —0,40 —0,60

Занимаюсь музыкой, рисую, читаю стихи —0,18 —0,38

Играю в карты, домино — 0,54 —0,47

Хожу с приятелями в пивной бар, кафе — 0,52 0,17

Хожу в гости —0,13 0,48

Выпиваю с друзьями, знакомыми —0,46 — 0,11

Помогаю дома 0,20 0,34

Просто отдыхаю, ничего не делаю —0,42 —0,04

Примечание. И — индекс значимости рассчитывается по формуле: А - Б

И = ——-——, где А — сумма положительных ответов, Б

А + Б + С

отрицательных ответов, С — сумма нейтральных ответов. величины распределения этого интереса — от 1 до -1.

сумма

Область

щение дискотек, пивных баров, кафе. Естественная потребность молодежи в общении удовлетворяется в приватной форме приема гостей и хождении в гости. Возросла доля лиц, помогающих дома в бытовых делах. В-третьих, сократилась доля студентов, посещающих кино, читающих газеты и журналы, смотрящих

Контактная информация:

Ульяновский Виктор Иванович — доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Тел. 8-91 1-550-65-12

телепередачи, занимающихся музыкой, рисованием, уменьшилось число студентов, выпивающих с друзьями, знакомыми. Сократилась доля молодых людей, предпочитающих пассивный отдых («просто отдыхаю, ничего не делаю»). Неизменно низкой остается доля респондентов, посещающих театр, концерты, выставки, увлекающихся коллекционированием.

В целом характер досуговой деятельности свидетельствует о среднем уровне корреляционных связей между ценностями студентов разных поколений. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена r = 0,58 при p < 0,01. Таким образом, исследование показало, что студенты весьма адаптивны к трудностям переходного периода общественного развития и сохраняют высокие чувства гражданственности и патриотизма. Социализация нового поколения студенчества происходит в условиях положительных установок на рыночные отношения. Современное поколение студентов-медиков располагает высоким образовательным, профессиональным, личностным потенциалом для активного участия в дальнейшем реформировании общества.

Описательный характер статьи дает возможность заинтересованному читателю самостоятельно творчески проанализировать данные социологических исследований и, возможно, еще через 20 лет повторить подобное исследование.

MEDICAL STUDENTS: SOCIOLOGICAL PORTRAIT

А. А. Dregalo, V. I. Ulyanovsky

Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

On the basis of monitoring sociological questionings of medical students carried out with the interval of twenty years, a comparative description of value orientations of students of different generations has been presented.

Key words: sociological study, monitoring, value orientations.

Статья поступила 04.04.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.