Научная статья на тему 'Оптимизация воспитательного пространства в высшей школе'

Оптимизация воспитательного пространства в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / OPTIMIZATION / EDUCATIONAL SPACE / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахчиева О. А.

В статье рассматривается система духовно-нравственных ценностей, норм и правил поведения обучающихся, в контексте воспитательного процесса высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL SPACE AT THE HIGHER SCHOOL

The paper considers the system of spiritual and moral values, norms and behavior rules of the students in the process of educational space of the higher school

Текст научной работы на тему «Оптимизация воспитательного пространства в высшей школе»

УДК 37.013.2

ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

О.А. Бахчиева

В статье рассматривается система духовно-нравственных ценностей, норм и правил поведения обучающихся, в контексте воспитательного процесса высшей школы

Ключевые слова: оптимизация, воспитательное пространство, духовно-нравственные ценности, высшая школа

Современная экономическая и социальнокультурная ситуация, в Российском обществе, ставит перед наукой и образованием большое количество сложных проблем, среди которых одной из актуальнейших выступает духовное возрождение России. Изменения в обществе породили существенные трудности для процесса социализации личности, одним из важнейших аспектов которого является усвоение системы духовно-нравственных ценностей, норм и правил поведения, что чрезвычайно актуализировало необходимость оптимизации воспитательного пространства высшей школы.

В последние годы категория «воспитание» все чаще рассматривается учеными во взаимосвязи с категорией «ценность» (Е.Н. Шиянов, Е.В.

Бондаревская, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.). Т ак, в педагогическую науку вошло понятие «ценностное воспитание».

В Российской педагогической энциклопедии понятие «ценностное воспитание» трактуется как одно из направлений в педагогической теории и практике, имеющее целью не прямую передачу воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание у нее нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах [28, с. 554].

В настоящее время перед профессиональнопедагогическим образованием стоит проблема подготовки профессионально-компетентных,

культурных учителей, обладающих развитым духовно-нравственным потенциалом,

принимающих духовно-нравственные ценности как ориентир профессионально-педагогической

деятельности.

По мнению Л.А.Вербицкой, человечество спасут ценностные установки, «которые определяют направление применения знаний» [8], ибо знания усваиваются умом, силой интеллекта, а ценности -силой переживания, духовного чувства, которым человек не наделен от природы, а воспитывается, как все другие духовные чувства человека, в процессе вхождения в культуру» [Цит. по 8, с. 137].

Духовность - это личностное качество, которое не дается изначально, а формируется в ходе освоения общечеловеческих ценностей. От того, какими ценностями человек руководствуются в жизни, зависит его духовно-нравственная самореализация в будущей профессиональной

Бахчиева Ольга Александровна - МПГУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected], тел. 8-(495)-607-41-86

деятельности и социуме.

Проблемы ценностных основ современной системы образования, стали предметом

исследования В. И. Андреева, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Н.М. Воскресенской, В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, А.В. Кирьяковой, В.В. Краевского, С.И.Маслова, Б.М.Неменского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А.Сластенина и других исследователей. Отдельные аспекты

профессионального и ценностно-смыслового измерения в плане личностного развития будущего профессионала были проанализированы в исследованиях В.Д. Брагиной, Ю.В. Варданян, Л.В. Вершининой, Г.А.Гусевой, В.Н.Карандышева, Л.В. Карпушиной, И. А. Макаровой, З. А. Мальковой, Г. А. Мелекесова, А. А. Поляковой, Ю. А. Райсвих, Н.С.Розова, И.Г.Сенина, И.И. Шашлова,

Е. Н. Шиянова и др.

Опираясь на анализ данных исследований, полагаем необходимым остановиться на определении специфических человеческих ценностей, которые должны быть присущи педагогу и присвоены им в процессе профессиональной деятельности.

Важным вектором нашего исследования в связи с рассматриваемой проблемой духовнонравственного воспитания учителя является категория «ценность», широко используемая в философии, психологии и педагогике как аксиологический фундамент потребностной сферы личности, ее интересов, специфики деятельности и условий, в которых эта деятельность, в том числе профессиональная, протекает.

Анализ научной литературы показывает, что категория «ценность» является общенаучной категорией, используемой в философии, этике, социологии, психологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы, выступающих эталоном должного, целевого. Различные авторы вкладывают в понятие «ценность» свои представления, что, приводит к разности содержания и объёма таких понятий, как «ценности», «ценностные ориентации»,

«ценностное отношение», «духовные ценности» и

другие.

Ценность является одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, выступает как культурный образец, условие полноценного бытия. Ценность есть «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» [37].

Философский энциклопедический словарь определяет «ценность» как «термин, широко

используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности». Все многообразие предметов человеческой деятельности,

общественных отношений может оцениваться в плане добра и зла, истины и неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого и т. д. [36, с. 765]

По мнению Б. Г. Ананьева, ценности в психологии выступают как центр духовного развития личности [1]. Ценности, по мнению С.Ф. Анисимова, являются смыслообразующим

моментом жизни людей [2]. А.Г. Здравомыслов полагает, что содержание ценности обусловлено культурными достижениями общества, в ценностях выражается мера духовного богатства личности [14]. Ценности являются базовым структурным компонентом личности, задают ориентацию на будущее, считает М.Г. Гинзбург [10]. Н.Д. Никандров утверждает, что ценности,

декларируемые образованием, должны

поддерживаться обществом, в противном случае ценности утрачивают свою значимость [26]. Убедительно доказал актуальность ценностной проблематики в этике и эстетике В.П.Тугаринов [33]. Таким образом, проблема формирования ценностей личности находится в поле зрения ученых - представителей разных областей знаний.

Начало философского осмысления

ценностного отношения к действительности положено в античной философии. Одним из первых античных мыслителей, начавших изучение внутреннего мира личности, был Демокрит, учение которого о ценностях стало обобщением практики нравственных отношений того времени. Нравственной позиции Демокрита характерны рационализм (мудрость - высшая добродетель, разум - критерий морального поведения) и утилитаризм (добро - то, что полезно, зло - то, что вредно).

Пытаясь объяснить ценности, исходя из естественной природы человека и в то же время не доверяя ей, Демокрит говорит о внеприродных основаниях для ценностей, о сверхъестественном, в котором он именно и видит гарантию для добродетели. Объясняя природу ценностей, он не видит гармонии духовного и телесного, принимая непосредственные побуждения человека порочными в своей основе, утратив веру в естественное совершенство человека.

Демокрит делает попытки проникнуть в сферу нравственного самосознания человека. У философа мы находим и элементы стихийной диалектики: «От чего мы получаем добро, от того самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла» [30, с. 12].

Платон и Аристотель за основу ценностей принимают Божественный авторитет. Аристотель в учении о благах рассуждает о том, что «к одним вещам люди стремятся ради них самих, к другим же

- как к средствам для первых» [3]. Аристотель

вводит понятие «высшее благо», называя высшим благом «разумную деятельность души»,

отвечающую предназначению человека [3]. Все остальное имеет смысл и ценность только относительно такого понимания.

Интерес к ценностному отношению к себе, своей жизненной среде одними из первых проявили софисты (Антидюнт, Гиппий, Горгий, Продик, Протагор). Протагор с его знаменитым тезисом «Мера всех вещей - человек» отступил от материализма Демокрита в сторону субъективизма. Знаменитый афоризм Протагора «Человек есть критерий всех дел» на много сотен лет вперед предвосхищает этические учения о ценности человека эпохи Возрождения, формулы Канта «человека как самоцели общественного развития», марксистского учения о человеке как объективной цели развития общества, как его высшей ценности и его главного богатства.

Одной из главных заслуг Протагора в истории античной философии стало то, что он считал человека и его трудовую деятельность важнейшими ценностями, преобразующими природное и социальное бытие людей. В историко-философской мысли проблема ценностей духовной культуры становится традиционной: развиваясь, она

наполняется новым нравственным и гуманистическим содержанием.

Философские воззрения Сократа

сосредоточены на «малом диакосмосе», то есть на человеке. Он считает, что предметом исследования должен быть сам человек: «Познай себя, чтобы переделать себя» [15, с. 143]. Философские

воззрения Сократа ставят главной целью помочь личности стать на путь добродетели. «Ценность человека не в силе и способности к насилию во имя власти, но и в его разуме, в его понимании блага полиса и владении политической добродетелью. А это требует соответствующего воспитания и учения» [15, с. 148].

Интерес для нашего исследования представляют и воззрения Эпикура, который, рассматривая учение о благе, впервые в античной философии ставит благо в зависимость от критерия и источника нравственности, выводя социальные ценности из реальной жизни людей, видя путь к их совершенствованию и преобразованию в свободе воли, в мудрости.

Можно сказать, в древнегреческой философии придается особое значение проблеме духовных ценностей, их существования и познания. Античные мыслители уделяют большое внимание исследованию нравственности, поступков, мотивов поведения личности, ее возможностей стремления к счастью, степени ее свободы самостоятельного выбора в жизни, ее воспитания, ее связи с народом, государством, обществом.

Гносеологическая направленность философии в XVII веке провела духовно-ценностные начала человеческой жизни с общекосмических божественных высот (Ф.Аквинский) на уровень неадекватных неясных форм познания и свойств

человеческого воображения. Оказались

отброшенными из сфер природы и Духа на уровень социума суждения о том, что духовные и общечеловеческие ценности, делающие человека человеком, низведены до иллюзии или несчастье людей зависит только от степени развития их наук и форм государственного устройства.

К концу второго этапа XVIII и XIX веков философия с большим вниманием отнеслась к ценностному аспекту. К концу XIX века возникли различные течения - смысложизненные, экзистенциональные, феноменологические,

антропологические и религиозные - которые были по своему содержанию ценностными, но, как правило, они не занимались специальным анализом ценностных категорий.

Аксиология рассматривает вопрос ценностей как применительно к этике, так и к психологии. Экзистенциальная психология (Е. Джендлин вслед за М. Хайдеггером) объясняет «ценность» как целостность жизни, придающей ей направление, связывая ценность с переживанием, чувствованием. Гуманистическая психология (А. Маслоу) выделяет бытийные ценности как ценности полноты бытия -добро, красота, справедливость, правдивость, самодостаточность, подчеркивая, при этом, необходимость личности отдавать, дарить ценности миру [25, с. 132-151].

Настоящим открытием ценностного видения мира стала философия русского религиозного ренессанса. Она раскрывала в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Русские философы (от В.С.Соловьева до Н.О.Лосского) увидели ценностные начала человеческого бытия не в познающем разуме, даже и мировом, а в божественной духовности и показали глубинную взаимосвязь и органическое единство великой триады XX века: Дух - Свобода - Личность. Н.А. Бердяев писал: «Духовность несет с собой

освобождение, она несет с собой человечность», поэтому «дух, свобода, личность имеют номинальное значение... Возможен прорыв духовности в социальную жизнь, и все лучшее в социальной жизни исходит из этого источника. Нужно оставить совершенно ложную идею второй половины XIX века, что человек есть создание социальной сферы. Наоборот, социальная среда есть создание человека» [4, с.3].

Этот преобразующий человека прорыв божественной духовности в социуме и реализуется в виде общечеловеческих и духовных ценностей. Поэтому, по словам Н. О. Лосского, «вся жизнь движется любовью к ценностям». Русская философия нашла и показала человечеству в целом и каждому человеку в отдельности путь духовного возрождения в его земной жизни.

Вторая половина XIX века предложила три подхода к определению исходных аксиологических категорий [5, с.26].

Согласно первому подходу, самым

распространенным является понимание ценности

как значимости предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности. Наиболее последовательно эта концепция представлена в работах В. А. Василенко и его сторонников. Главным ее недостатком является сведение ценности к средству удовлетворения потребностей, то есть фактически к полезности как положительной значимости, по сути дела, становятся неразличимыми и сама ценность как значимость, и ее объект - носитель, из-за чего при конкретном анализе понятие ценности переносится на этот природный или социальный объект [7].

Представители второго подхода относят к ценностям только высшие общественные идеалы, наиболее последовательно изложил этот вариант И. С. Нарский. С этих позиций, ценности являются уже не средством, а целью, не сущим, а должным. Поэтому наиболее популярной эта концепция оказалась в этике. С человеческими же потребностями ценности - идеалы связаны лишь генетически, но, как и в первой концепции, имеют субъект-объектную основу.

Третий подход объединяет исходные основания первых двух. В нем ценность определяется как значимость и идеал одновременно. Эта концепция представлена в работах В. П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого и также в рамках субъект - объектных отношений [34, с. 53].

Современная социокультурная ситуация поставила будущего педагога перед

необходимостью самореализации и саморазвития в профессиональной деятельности путем не только приращения знаний, умений, навыков, но и формирования ценностей и норм поведения.

Понятие «ценность» стало предметом исследования отечественных ученых-философов (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Е.В. Беляева, Л.П. Буева, Г.Н. Гусейнов, В.М. Видгоф, Б.И. Додонов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.Л.Зеленкова, М.С. Каган, Н.Н. Лукин, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов, Э.Г. Юдин и другие), подчеркивающих социальную природу ценности.

Весомый вклад в развитие психологии ценностей внесли отечественные и зарубежные психологи и социологи (Б.Г. Ананьев, Я. Гудечек,

А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, А.Ф.Лазурский, А.Д. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, М. Рокич, С.Л.Рубинштейн, В.А. Ядов и другие ученые), характеризующие ценность как важнейший фактор, регулирующий мотивацию, поведение человека, выступающий детерминантой принятия решения.

В отечественной психологии за последние десятилетия разработан понятийный аппарат, опирающийся на понятие смысла, - из понятия смысла как элемента сознания Л. С.Выготского [9] и личностного смысла А. Н. Леонтьева выросло целое направление исследования смысловой сферы личности (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь и др.) [18].

Д. А. Леонтьев считает, что ценности - это «такие духовные и эмоциональные содержания и материальные объекты, которые удовлетворяют или

содействуют удовлетворению потребностей» [20, с.22].

Н. Л. Худякова определяет ценности как

мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к форме отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая направлена на удовлетворения его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий [39, с.68].

В педагогической науке сложилось целое направление - педагогическая аксиология - наука о ценностях образования (в системе значений, норм, канонов, идеалов, регулирующих взаимодействие в образовательной сфере и формирующих соответствующий компонент в структуре личности), их природе, функциях, взаимосвязях [29, с.223].

Задача педагогической аксиологии -осмысление феноменов ценностей как специфических векторов культуры.

В исследованиях педагогов (В. А. Караковский,

A.В. Кирьякова, Т.И. Петракова, Н.А. Попованова, З.И. Равкин, И.М. Реморенко, О.А. Сидоренко,

B.А. Сластенин, А.Д. Солдатенков, Г.И. Чижакова и другие,) ценности определены как социальные и культурные доминанты, ориентация на которые формирует в личности высоконравственные потребности и осмысленные поступки. Данными учеными подчеркивается важность ценностей для понимания механизмов социализации личности.

П.С. Гуревич определяет ценность как «представление о том, что свято для человека, его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении», выделяя субъективно-деятельностный аспект ценности в структуре личности. [11, с.184]

С.А.Богомаз [6] посвятил исследование изучению ценностей в соотнесении их к прошлому, настоящему, будущему, вечности, считая, что сложившаяся структура ценностей у человека — это своеобразная модель идеального будущего, к которой он устремляется. С.А.Богомаз предлагает список из девятнадцати «общечеловеческих ценностей», часть которых относится к категории конкретных (быть материально обеспеченным, иметь хорошую работу, быть здоровым), а часть - к категории абстрактных (найти смысл своей жизни, быть справедливым).

В. М. Ларионов определяет общечеловеческие ценности как пересечение различных нравственных учений. Для них характерна:

- неполнота полученного множества моральных ценностей; неопределенность в отношении иерархии ценностей;

- инверсия смыслов, которая состоит в том, что каждый элемент, входящий в общечеловеческие ценности, если смотреть на него с точки зрения определенной морали, понимается по-разному, а воспитатель будет вкладывать в него именно тот смысл, который исходит из морали, на позициях которой он стоит;

- невозможность использовать воспитателем единых для всех воспитуемых мировоззренческих

системообразующих для морали факторов [17, с. 126-127].

Общечеловеческие ценности, по мнению Н.П. Шитяковой, по существу, отражают объективную целостность человеческой культуры и тенденции к интеграции различных социумов, активному диалогу культур [40, с.90].

В работах американского философа Р. Б. Перри звучит призыв к созданию такой цивилизации, в которой будет достигнута гармония интересов всех народов, всех наций, что базируется на общечеловеческих духовных ценностях. У этого философа мы находим классификацию ценностей в зависимости от характера интереса и качества ориентирующего знания. Он называет такие ценности, как истинные и ложные, развитые и неразвитые, сложные и простые, позитивные и негативные, скрытые и активные [5, с.28].

Н. Д. Никандров ставит под сомнение правомерность термина «общечеловеческие ценности» (есть ли ценности, которые принимают все люди, весь род человеческий?) и делает обзор существующих систем ценностей [26]. Так, В.А. Караковский предлагает довольно обобщенный комплекс общечеловеческих ценностей: человек, семья, труд, знания, культура, земля, мир [16]. Б.Т. Лихачев - Вера, Надежда, Любовь, Совесть, Истина [22]. Таким образом, даже эти примеры подтверждают мысль о неоднозначности понятия «общечеловеческие ценности».

Подчеркивает ориентирующую функцию ценностей, А.Д. Солдатенков отмечает, что «...педагогическая функция ценности реализуется в её ориентирующей, направляющей роли в жизнедеятельности человека, которая выступает в качестве «оси сознания», саморегуляции его поведения в настоящем и будущем» [32]. Б.Т. Лихачев считает, что ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяют сущность ее внутреннего мира [21].

Общепринятым является деление ценностей на предметные (объективные): социальное добро и зло, культурное наследие прошлого (сокровища науки и культуры), моральное добро и зло в человеческих отношениях, в поведении, в поступках и т. д. и ценности сознания (субъективные): общественные установки, оценки, идеи, нормы, потребности, интересы, выражающиеся в форме мыслей, чувств, понятий, представлений, суждений. О.Г.

Дробницкий предметные ценности рассматривает как объекты наших оценок, а ценности сознания как критерии этих оценок [13]. С.Ф.Анисимов выделяет абсолютные ценности и относительные ценности [2].

Н.О. Лосский признавал объективность ценностей, их всеобщность: «Важнейшая

задача аксиологии состоит в установлении существования абсолютных ценностей и преодолении аксиологического релятивизма, то есть учения, утверждающего, что все ценности относительны и субъективны» [23]. Среди разных

ценностей Н.О. Лосский выделяет следующие типы:

1)первичные и производные; 2)абсолютные и

относительные; 3)положительные и отрицательные; 4)основные и служебные (вспомогательные). В то же время ценности могут быт классифицированы и иначе, ученый делит ценности на самостоятельные (самоценности) и служебные (вспомогательные. Все эти типы ценностей ученый считает диалектически связанными и, что очень важно, активными, помогающими осмыслить мир в его различных оттенках.

В философском энциклопедическом словаре приведена иерархия ценностей: «с формальной

точки зрения ценности различаются по знаку: положительные (позитивные) и отрицательные

(негативные); делятся на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное» [35, с.507].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Франкл выделяет три категории ценностей: ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях («созидательные»); ценности, реализуемые в переживаниях («ценности

переживания»), проявляющиеся в благоговении

перед произведениями искусства, природой, в любви; «ценности отношения» [38, с.5], которые человек обязан реализовывать при любых

жизненных условиях. В.П. Тугаринов выделяет несколько групп ценностей: ценности жизни,

ценности культуры, которые подразделяются на материальные и духовные, и социально-

политические ценности [34].

Попытка рассмотреть ценности с позиции системного подхода была сделана В. Н. Сагатовским, который за основу классификации ценностей берет потребности как внутреннее

состояние субъекта и деятельность с ее различными видами и аспектами [31].

А. Лэнгле (экзистенциально-аналитическая теория эмоций) считает, что «... жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей... ценности не производятся субъектом, они сами производят нечто в субъекте» [24, с. 3]. Ученым выделяются три категории ценностей: ценности переживания, творчества и личных жизненных установок, подчеркивается необходимость развития у человека способности чувствовать ценности, открываться новым ценностям, расширять ценностные горизонты, жизненное пространство [24, с. 5].

Методологически оправданным

представляется разграничить фактические и признаваемые ценности. «Только признаваемая

ценность, -утверждает Б. И. Додонов, - способна выполнять важнейшую ценностную функцию, функцию ориентира (выделено нами) при формировании человеком решения о том или ином поведении... Признаваемые ценности могут быть истинными и ложными» [12, с.21].

Наиболее конкретной представляется характеристика ценностей Д. А. Леонтьевым [19, с.4] как попытка развести представления о ценности по основаниям, представляющим собой различные стороны данного многомерного явления. Ценность видится Д. А. Леонтьевым как конкретные, значимые для данного субъекта и/или удовлетворяющие его потребности предметы, его окружающие, либо ценность как особая, абстрактная сущность. Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования они «подключают»

индивидуальную жизнедеятельность к

жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных

преобразований действительности» [19]. Д.А.

Леонтьев приписывает ценностям

трансситуативный и наддеятельностный характер. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей:

1) Общественные идеалы - выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

2) предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

3) мотивационные структуры личности ("модели должного"), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов

[19].

Предметное воплощение идеальных ценностей осуществляется только посредством

целенаправленной деятельности людей,

ориентированных на эти ценности, причём мотивация деятельности исходит не от абстрактных социальных ценностей, а от личностных ценностей индивидов [19, с. 22-24].

Эволюция ценностей общества происходит постоянно. Система ценностей общества обусловливает процесс становления ценностных ориентиров отдельных личностей, проецируется в их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей поколения, представляет результат духовной работы личности.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г.Ананьев. - М., 1977. - 165с.

2. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление /С.Ф.Анисимов. - М., 1988. -240 с.

3. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. / Ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - 550. - С. 15.

4. Бердяев, Н.А. Дух и реальность. Признаки духа /Н.А.Бердяев // Философия свободного духа. - М., 1994. -345 с.

5. Боброва, М.С. Духовно-нравственное

становление студента в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук /Марина Сергеевна Боброва. -СПб, 2005. - 180с.

6. Богомаз, С.А Различия в структуре ценностей,

смыслов и личностных особенностей представителей трех городов Сибири /С.А.Богомаз // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв.ред.

В.В.Знаков, Г.В.Залевский. М.: Изд-во «Институт

психологии РАН», 2008. - С.83-93.

7. Василенко, В.А. Ценность и оценка. Автореф. ... канд. философ. наук / В.А.Василенко. - Киев, 1964. - 21 с.

8. Вербицкая, Л.А. Проблемы гуманизации современного образования / Л.А.Вербицкая // Возрождение культуры России: Гуманитарные знания и образование сегодня. - СПб., 1994. - Вып. 2. - С. 37 - 41.

9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский // Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.

10. Гинзбург, М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения /М.Г.Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 39-43.

11. Гуревич, П.С. Человек и общество: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений /П.С.Гуревич. - М.: Дрофа, 1995. - 333с.

12. Додонов, В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX вв. /В.И.Додонов. - М.: ИТП МИО РАО, 1994. - 140с.

13. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия /О.Г.Дробницкий. - М., 1967. - 351 с.

14. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /А.Г.Здравомыслов. -М.: Наука, 1986. - 223 с.

15. Иванов, В.Г. История этики Древнего мира /В.Г.Иванов. - Л., 1980. - 320с.

16. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! /В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

17. Ларионов, В.М. К проблеме целеполагания нравственного воспитания /В.М.Ларионов //Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез. докл. респ. науч.- практ. конф. 15-17 мая 2000 г. Ч. 1. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 219 с.

18. Леванова Е.А. Профессиональная готовность

педагога начинается в вузе. Информация и образование: границы коммунокаций ЮТО*11: сборник научных

трудов / Сост. Темербекова А.А., Чугунова И.В. - № 3 (11). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - С.133-135

19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1983.

20. Леонтьев, Д. А. Ценность как

междисциплинарное понятие: опыт многомерной

конструкции /Д.А.Леонтьев //Вопросы философии. -

1996. - №4.-С. 4-36.

21. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX - XX веках) /Б.Т.Лихачев. - Самара, 1997. - 84 с.

22. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов ВУЗ /Б.Т.Лихачев. - М., 1995. - 282 с.

23. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло /Н.О.Лосский. -М.: Республика, 1994. - 431 с.

24. Лэнгле, А. Введение в экзистенциальноаналитическую теорию эмоций: прикосновение к

ценности /А.Лэнгле // Вопросы психологии. - 2004. - № 4.

25. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ /А.Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - С. 132-151.

26. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и

воспитание человека /Н.Д.Никандров //Педагогика. -

1998. - № 9 - 10. - С. 3 - 8.

27. Никандров, Н.Д. Ценности как основа воспитания /Н.Д.Никандров //Педагогика. - 1998. - № 3. -

С. 3 - 10.

28. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Гл. ред. И.А. Каиров; Ф.Н. Петров. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с.

29. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт.

/Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая российская

энциклопедия, 1993. - Т.1 - 608с., Т2. - 672с.

30. Русскина, Г.И. Приобщение студентов к духовным ценностям в процессе обучения иностранному языку. Дисс... канд. пед. наук /Г.И.Русскина. - СПб., 2003. 181с.

31. Сагатовский, В.Н. Нравственная жизнь человека /В.Н.Сагатовский. - М.: Мысль, 1982. - 295с.

32. Солдатенков, А.Д. Теория и практика духовнонравственного воспитания школьников: Автореф. ... д-ра пед. наук /А.Д.Солдатенков. - М., 1998.

33. Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблема ценности / В.П.Тугаринов // Проблема ценности в философии. - М., Л.: Наука, 1966. -223 с.

34. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П.Тугаринов . - Л., 1960. - 157 с.

35. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2003. - 576 с.

36. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ. Ковалев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

37. Философия как учение о человека / под ред. Петрова Ю.В. — Томск. - 1995. - 208с.

38. Франкл, В. Воля к смыслу. Пер.с англ. /В.Франкл. - М.: Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, Серия «Психологическая коллекция», 1999. — 205 с.

39. Худякова, Н.Л. Развитие человека и

воспитывающая функция образования /Н.Л.Худякова. -

Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - 134с.

40. Шитякова, Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: Дис. . д-ра пед. наук /Наталья Павловна Шитякова. - Уфа, 2007. - 342с.

Московский педагогический государственный университет

OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL SPACE AT THE HIGHER SCHOOL

O.A. Bakhchiyeva

The paper considers the system of spiritual and moral values, norms and behavior rules of the students in the process of educational space of the higher school

Key words: optimization, educational space, spiritual and moral values, higher school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.