РАЗДЕЛ IV
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 37.048.45:37.035,6
Михалъцова Любовь Филипповна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, mihal_lf@mail.ru, Новокузнег/к
Мплинис Ольга Артуровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, milinisoa@mail.ru, Новокузнецк
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Milinis Olga Arturovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer of the chair of pedagogics of the Kuzbass state pedagogical academy, milimsoa@mail.ru, Novokuznetsk
Vikhaltsova Lyubov Filippovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of pedagogics of the Kuzbass state pedagogical academy, mihal_lf@mail.ru, Novokuznetsk
AXIOLOGICAL ASPECTS OF INTERNATIONALIZATION IN VOCATIONAL TRAINING
Сегодня Россия это глобальное образовательное сообщество, для которого особенно актуальна проблема профильного обучения, содействия интернационализации образования, установления мира и понимания между великими державами [6]. Важная роль в этом процессе отводится формированию ценностных ориентаций обучающихся и успешной их самореализации.
Проблеме изучения ценностей уделялось внимание в педагогических исследованиях (Ш, А. Амонашвили, Е. И. Артамонова, Е. В. Бондаревская, В. А, Караковский, А. С. Макаренко, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик,
Н. Д. Никаидров, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сластенин,
B. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.), в психологии (А. Адлер, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. В. Петровский, К, Роджерс, М. Рокич,
C. Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.), в философии (О. Г. Дробницкий,
A. Г. Здравомыслов, В. Н. Сагатовский, В. 11. Тугаринов и др.), в социологии (И. Г, Афанасьева, В. Л. Оссовский, П. А. Сорокин, Я. Щепаньский,
B, А, Ядови др.), а также в нормативных документах правительства РФ [6; 16].
Первым президентом Общества сравнительного анализа культуры и цивилизаций (США) был наш соотечественник Питирим Александрович Сорокин, который посвятил свою жизнь теоретической социологии. Для исследования авторов была важна разработанная ученым концепция всемирно-исторического развития человеческой культуры, способы и формы поведения человека, проявление любви, альтруизма и толерантности, воз* можности их формирования и, конечно, социальное проявление этих и других ценностей. Как профессор социологии он исследовал также социальную мобильность человека, возможности самореализации личности, что сегодня особенно актуально. Вклад П. А. Сорокина в науку оценивается в мировом научном сообществе как «коперниковская революция в социологии».
Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы показал, что понятие «ценность» имеет сотни разных определений. Впервые оно было введено в философскую лексику в 60-е годы XIX в. и соответствовало смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта и его качественных характеристик. Немецкий философ и физиолог Р. Г. Лотце теоретически обособил ценностную сферу от явлений действительности [16]. Концепция ценности впервые упоминается в теории труда, разработанной английскими экономистами А. Смитом и Д. Риккардо [15]. Мы приходим к выводу, что к настоящему времени сложились различные аксиологические направления, по-разному трактующие природу ценности. В педагогике ценности выступают как нравственный принцип воспитания, как условия для формирования нравственных отношений с окружающими людьми и как средство развития интеллектуальной культуры - мыслей, чувств и переживаний. Для философской науки ценности - это объекты интересов личности, позволяющие осознать подросткам значимость в повседневной жизни роли предметных и социальных ориентиров. В системе психологического знания ценности рассматриваются как центр нравственного развития личности, сознательного отношения к себе, обществу, труду, природе, Отечеству и выступают одним из главных мотивов поведения личности. В социологии в рамках ценностной проблематики приоритет отдается основе социализации личности, поддержанию нормативного порядка в обществе, идеалам как главным двигателям жизнедеятельности личности [12].
Анализ зарубежных и отечественных теорий позволил выделить ряд методологических подходов к профессиональному образованию будущих педагогов, значимыми их которых для нас являются: гуманистический - подразумевает развитие и становление отношений взаимного уважения, культуры и духовности в процессе профессионального образования (Е. И. Артамонова, С. Я. Батышев, В. И. Жернов, А. М. Новиков, В. А. Слас-тенин,Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров идр.);личностный-реализациясубьекгной позиции обучающихся и развитие профессионально-педагогической культуры (В. Л. Бенин, И. Ф. Исаев, Н, В. Кузьмина, Л. Б. Соколова и др.) и создание условий для проявления личностных способностей (М. Е. Кузнецов,
В. В. Сериков и др.); деятельностный - включение студентов в активную учебно-воспитательную и научную деятельность (Л. С. Выготский,
A. Н. Леонтьев, Н. Е. Щуркова и др.); индивидуальный и дифференцированный - отношение к студенту как к индивиду с его способностями и особенностями (И. Унт и др.); инициирующий подход - побуждает обучающихся к самостоятельному построению успешного жизненного пути, формирует стремление к успеху и субъектную позицию (В. А. Кульневич, О. Н. Финоге-пова и др.); культурологический подход предполагает связь обучающихся с культурой как системой ценностей, закладывающей свободу выбора профессии и способствующей воспитанию творческой личности, способной к применению своих творческих сил в трудовой деятельности (Е. В. Бондаревская, Е. А. Климов и др.); комплексный подход — проявление профессиональной направленности студентов в учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности, представляющей целостное и неделимое единство (П. Вити, Дж. Рензулли и др.) [2; 7; 8; 14; 17].
Исследование психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального образования позволило выявить сущность понятия «ценностные ориентации» и их значение в профессиональном образовании будущих педагогов. В современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей в профессиональном образовании, проблема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость. Ряд ученых относят ценностные ориентации к социальной установке (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов), к направленности (Б, Г. Ананьев), к нравственным позициям и мотивам поведения (Л. И. Божович), к взаимопроникновению смысла и значения (А. Н. Леонтьев), к фактору нравственного самоопределения и взросления (С. Л. Рубинштейн,
B. Ф. Сафин, Д. И. Фельдштейн), объяснению педагогических явлений, ценностных качеств (Н. А. Асташова, Е. В. Бондаревская, В. А. Караков-ский, Л. И. Новикова) и др. [1; 2; 19]. В педагогике понятие «ценностные ориентации», широко используется для объяснения тех или иных специфических педагогических явлений, нравственных качеств (М. Г. Казакина,
В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова). В результате анализа этой категории мы сформулировали следующее определение: ценностные ориентации — это система устойчивых положительных, отношений к себе, окружающему миру в форме фиксированной установки будущих педагогов с овладения специальностью на выращивание личностного потенциала специалиста [10],
Практика работы в вузе позволяет утверждать, что в процессе профессионального становления студентов, важнейшей ценностной ориентацией для будущих учителей является обучение как ведущая деятельность. В обучении активность личности способствует достижению цели образования и профессионального развития личности специалиста. Профессиональная активность и самостоятельность рассматриваются нами как интегральные качества, которые способствуют осознанному приобретению гхрофесси-
онально значимых умений и навыков, в стремлении к наиболее полному овладению способами будущей профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию и достижению высокого профессионализма. Обучающиеся становятся активными субъектами образовательной деятельности, сознательно желают получить образование и делают свободный выбор своей будущей жизненной траектории («студенты» от лат. - усердно работающие и жаждущие знаний) [18].
Результатами профессионального развития является формирование следующих ключевых компетенций: социальная компетенция - толерантность, социальная мобильность, способность взять на себя ответственность; коммуникативная компетенция - владение технологиями учебного и письменного общения на разных языках, включая общение через Интернет; соци-алыю-информационная компетенция - владение информационными технологиями. критическое отношение к поучаемой информации; когнитивная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, саморазвитие; специальная профессиональная компетенция - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценка результатов своего труда.
В педагогическую модель профессионализма личности будущего специалиста А. М, Столяренко включает образованность (общую и профессиональную); обученность (профессиональные знания, умения и навыки); воспитанность (общую и профессиональную); развитость способностей выпускника, интеллекта и профессиональных качеств 117]. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отражен эталон личности будущего специалиста, который включает в себя чувство собственного достоинства, высокую гражданственность, толерантность, ориентацию на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В нашем исследовании в модель выпускника-пе-дагога (специалиста) мы включаем гуманистические личностные качества, профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для решения задач в области профессионально-педагогической деятельности после окончания высшего учебного заведения. В ходе исследования мы выявили также, что организация образовательного процесса в вузе должна быть тесно связана с оказанием помощи студентам в учении, при этом, не подменяя их собственных усилий. Учеба в высшем профессиональном учреждении - это первая профессиональная проба и, как правило, жизнь подтверждает, каков студент в учебе, таким, скорее всего, он будет и профессионалом.
Разные методы исследования - включенное и не включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, оценка и самооценка, ранжирование, анализ продуктов деятельности обучающихся и методики диагностики -адаптированный опросный лист «Знание и понимание роли учителя в жиз-
ни» (Р. С. Немов), тест на самооценку (Т.В. Тутушкина), «Рефлексия прошлого опыта» (Н. А. Литвинцева); «Оценка способности педагога к эмпатии» (Б. М. Юсупов), «Карта педагогической готовности к самообразовательной деятельности (Г. М. Коджаспирова), методика «Степень удовлетворенности основных потребностей» (Л. Д. Столяренко), контент-анализ «Мои успехи» (Л. М. Фридман) и др. позволили выявить динамику ценностных ориентаций обучающихся, влияние их на профессиональное образование и необходимость активной помощи будущим учителям с первого по пятый курсы обучения на факультетах: физико-математическом, технолого-экономичес-ком, педагогики и психологии [9].
В настоящее время перед педагогической наукой стоит проблема разработки и внедрения в практику образовательных учреждений разного типа процесса ориентации обучающихся, опираясь на аксиологию - науку о ценностях. Для нашего исследования важным является положение концепции процесса ориентации личности в мире ценностей А, В. Кирьяковой, которая процесс ориентации обучающихся представляет как следующие стадии: понимание мира ценностей общества; осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей; построение своей жизненной перспективы в освоенной системе ценностей [5]. Ориентация подразумевает планирование обучающимися будущего и необходима для постановки цели и определения возможностей ее достижения. По мнению ученой, процесс ориентации предполагает наличие трёх взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие личности на основе всеобщего диалектического закона возвышения потребностей. Первая фаза процесса ориентации — присвоение личностью ценностей по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение, ценностные ориентации, иерархическую систему ценностных ориентаций, продукт этой фазы - образ мира. Вторая фаза - преобразование личности на основе ценностей, базируясь на присвоенных личностью ценностях, она обеспечивает преобразование образа «Л», которое развивается во взаимодействии «Л реальное» - «Я-идеальное» — «жизненный идеал». Эта фаза является центральным компонентом ориентации. Третья фаза ~ прогнозирование -завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации. Эта фаза проектирования, поскольку результатом здесь является «образ будущего» [5].
Применительно к нашему исследованию, мы в первую фазу процесса ориентации включаем расширение знаний обучающихся о ценностях — когнитивный компонент. Затем у нас продуктом второй фазы процесса ориентации обучающихся - присвоения личностью ценностей - является мир ценностей обучающихся и выбор профессии. Продуктом данной фазы можно считать «образ педагогического мира» — целостный и ценностный мир педагогической науки и реальной практики во взаимосвязи педагогической аксиологии и инноватики. В этой фазе процесса ориентации обучающихся осуществляется формирование образа «Я». В контексте нашего исследова-
ния мы имеем в виду становление, развитие, преобразование личности на основе принятия ценностей и выбора профессии. Для нашего исследования важно и взаимовлияние ценностей педагога на формирование аксиологической ориентации обучающихся с учетом регионального компонента. Здесь происходит идентификация и самоидентификация личности как субъекта педагогической деятельности определенного региона. В качестве образа будущего в третьей фазе процесса ориентации личности в мире ценностей выступают цели дальнейшей деятельности и нормы поведения (перспектива жизненного выбора. Каждая из фаз ориентации личности в мире ценностей является важной в процессе самоопределения обучающихся в мире общечеловеческих ценностей и выбора профессии. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме процесса ориентации личности, мы придерживаемся «цепочки ценностных механизмов», выявленных А. В. Кирьяковой (поиск — оценка - выбор - проекция), адаптируя ее к нашему исследованию. Это следующий цикл процесса аксиологической ориентации обучающихся: ознакомление — восприятие - осмысление -принятие - оценка — выбор - проекция - закрепление - коррекция - реализация - ознакомление [11; 13]. Действительно ориентация - это процесс и результат поиска обучающимися социального, профессионального, личностного статуса в жизни и выбор будущих учителей является одним из ведущих звеньев этого процесса. Ориентация - это действие, которое имеет особенность, неоднократно повторяясь, влиять на возможность формирования обучающимися способности самостоятельно принимать решения. Каждый студент, как действующий и творческий субъект, как самоопределяющийся и самореализующийся индивид, обладает полной свободой выбора, но, как член конкретного сообщества, включенного в социум, он ограничен в своем выборе потребностями и интересами других людей и сообществ [20; 21]. Такова противоречивая сущность выбора, поэтому, всегда процесс выбора включает множество условий по их выполнению. Это понимание свободы воли и действия как ответственности, альтернативность решений и реализации множества подходов, видение вариативности методов деятельности и мотивирование ценностного основания выбора, знание ситуации выбора и прогнозирование результатов, готовность к самоконтролю и самоограничению. Личностная и профессиональная ориентация будущих учителей определяется системой их ценностей, взаимовлиянием ценностей, социальной позицией, чувством ответственности, альтруизма, толерантности и осознанием долга, характером эмоций и проявлением воли. Аксиологические аспекты процесса ориентации будущих учителей, по-прежнему, остаются приоритетным направлением деятельности педагогов вуза.
Таким образом, в процессе профессионального образования будущие учителя в условиях педагогического вуза сначала открывают для себя значимость ценностных ориентаций и образования, а затем - своей профессии педагога и жизненного призвания как ценностей. Профессия становится для них реальным условием, активизирующим потребность в реализации
признания. Необходимо отметить, что студенты именно, завершая обучение в вузе, достигают акмеологической зрелости, продолжают успешно формировать нравственные, социальные и профессиональные ценностные ориентации, способствующие их личностному и профессиональному становлению.
Сегодня актуальны исследования одной из составляющих модернизации образования - интернационализация и дальнейшая интеграция систем общего и профессионального образования в мировое образовательное пространство. Для обучающихся России важно международное признание сертификата качества знаний обучающихся с приоритетом гуманистических ценностных ориентаций.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют готовность к совершению общественно-полезной и благотворительной деятельности, указывают на нравственную направленность ее поведения.
Система ценностных ориентаций учителя в процессе его взаимовлияния на школьников влияет на общую атмосферу образовательного процесса, на систему взаимоотношений «учитель - ученик», «учитель— учитель», «учитель - родители» и т. д., па качество учебно-воспитательной работы и развитие духовного потенциала подрастающего поколения.
Обретение личностью ценностных ориентаций, поможет становлению внутренней регуляции человека, пониманию действующих на него внешних и внутренних сил, определению логики своих действий. Поэтому формирование ценностных ориентаций личности является предметом пристального внимания и разнопланового изучения.
Наш эксперимент направлен на создание благоприятных условий для формирования определенных ценностных ориентаций школьников, которые будут способствовать успешной самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов в условиях многонационального региона, успешная профессиональная самореализация, это одна из основных задач педагогической академии, решение которой способствует развитию межкультурных коммуникаций. Основой содержания формирования ценностных ориентаций обучающейся молодежи являются ценности, воплощенные в общечеловеческой морали. К таким ценностям мы относим справедливость, гуманизм, патриотизм, толерантность, доброту', трудолюбие и др., которые дополняются национальными ценностями, отражающими географические и социокультурные особенности, историю, традиции и обычаи, язык, духовное и культурное достояние данного парода, к национальности которого относятся студенты (русские, шорцы, азербайджанцы, узбеки, таджики, армяне, китайцы, немцы и др.).
В условиях многонационального региона, каким является Кемеровская область, от уровня сформированности у студентов гуманистических ценностных ориентаций во многом зависит сохранение мира и стабильности в регионе как необходимого условия полноценного развития личности и общества. Среди важнейших ценностных качеств в вузе мы отдаем приоритет вслед за многими учеными категории толерантности как форме существования и сосуществования людей (Д, С. Лихачев, А. В. Петровский, А. П. Садохин, Л. Л. Супрунов, Н. Е. Щуркова и др.). Это такое качество личности, которое проявляется в представлениях о других людях как носителях различных, в том числе, этнических и религиозных ценностей, в осознании ценности культурного многообразия для каждого человека и общества в {делом. Толерантность также означает готовность признать права другого человека как равного среди других, предполагает доброжелательное, уважительное отношение к другим культурам и их носителям, стремление строить взаимодействие с людьми на основе равноправия и сотрудничества.
В ходе лекционных и семинарских занятий по разделам педагогики, студенты убеждаются, что толерантность предполагает умение конструктивно сотрудничать с людьми, представляющими различные религиозные, этнические и социальные общности, а также разрешать возникающие конфликты ненасильственными способами. Обучающиеся формируют такие качества как выдержка, самообладание, милосердие, уважительность и др. Студенты расширяют знание о границах толерантности, которая определяется гуманистическими ценностями, воплощенными в этнической, российской и мировой культурах.
Более точное понимание толерантности, соответствующее современным его представлениям в зарубежной педагогике, они находят в материалах ЮНЕСКО. Так, в декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., отмечено, что толерантность подразумевает уважение прав человека, взаимотерпимость, взаимопонимание и доверие людей друг к другу. Студенты приходят к выводу, что толерантность предполагает признание того, что люди отличаются между собой по внешнему виду, социальному положению, языку, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Изучение психолого-недагогической литературы и практическая деятельность позволили нам выявить основные направления формирования толерантности у студентов, которые влияют на формирование гуманистических ценностных ориентаций в условиях многонационального региона: представление о толерантности как свойстве личности, проявляющемся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, социальным группам, их культурам, образу жизни; понимание обусловленности самосознания чувств, поведения человека общечеловеческими и национальными ценностями, культурными традициями; знание способов разрешения конфликтов и умение их конструктивно разрешать; признание права другого человека
на свободное выражение своих взглядов, убеждений при условии, что они не противоречат общечеловеческим ценностям; уважительное отношение к мнениям других людей, несовпадающим с собственной позицией; готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами, имеющими различные убеждения; нетерпимое отношение к жестокости и насилию, способность видеть положительные и отрицательные черты в людях, явлениях, событиях; умение непредвзято оценивать свое поведение, проблемную ситуацию; способность найти оптимальный выход из проблемной ситуации и др.
Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов мы рассматриваем в контексте того, в какоймере можно развить их субъективный потенциал и обеспечить условия позитивного личностного роста и успешной профессиональной самореализации (Е, В. Вондаревская, В. В. Давыдов,
А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, И'. С. Якиманская и др.), Практика показывает, что личностное развитие студента входит в систему профессиональных ценностных ориентаций педагогов вуза и способствует толерантному отношению к окружающим, активной включенности в социально-значимую деятельность [3; 15; 17].
Выявленные и реализованные на практике педагогические условия повлияли на систему знаний и представлений студентов о ценностях, способствовали познанию внутреннего мира, формированию адекватной самооценки, успешной адаптации в социуме. Значительно повысилась их мотивация, изменились субъект-субъектные отношения, обучающиеся стали доброжелательнее, внимательнее, терпимее и эмоциональнее. Положительным является уменьшение количества студентов, осуждающих обучающихся за внешние данные и другую национальность, сокращение количества конфликтов между учащейся молодежью и случаев нежелания принимать участие в общественной и студенческой жизнедеятельности, а также снижение количества студентов ориентированных на контроль со стороны педагогов.
Участие в работе конференции, секция «Модернизация образования в России» позволило нам провести сравнительный анализ систем профессионального обучения в нашей стране и за рубежом. Выступление по проблемам «Формирование православных ценностей у будущих учителей в образовательном процессе вуза» и «Самореализация студентов педагогического вуза на основах православной культуры и нравственного бытия», вызвали интерес у присутствующих ученых [20; 21]. Десятки заданных вопросов, среди которых — национальная система образования в России и уровни ее реализации, проведение курсов по выбору, общее и профессиональное образование и перспективы развития, существование и сосуществование обучающихся разных религий, толерантность, эмпатия, культура в макро и микросреде, ценностные ориентации и самореализация молодежи и др.
Зарубежные ученые выразили желание участия в совместных публикациях, в создании на основе имеющейся российской и американской продукции аудио-визуально-компьютерных комплексов и издании их как в России,
так и в США, что, несомненно, повысит учебный, познавательный, туристический и личностный интерес обучающихся обеих стран. Результатом участия авторов статьи в работе конференции стало также получение сертификатов, подготовка сборника выступлений ученых разных стран мира по проблеме цивилизации и культуры, по формированию альтруизма и толерантности как составляющих процесса профессионального образования и мирного сосуществования людей.
Активная гуманистическая позиция ученого, президента Международного Общества Сравнительного Исследования Цивилизаций Andrew Targowski доктора, профессора, директора Центра жизнеспособной практики деловых отношений (President of the International Society for the Comparative Study of Civilizations (ISCSC) Director of the Center for Sustainable Business Practices WESTERN MICHIGAN UNIVERSITY Kalamazoo, Michigan, USA) в Западном Мичиганском Университете, позволила открыть инновационные перспективы межгосударственного сотрудничества: желание о вхождении в Сибирское отделение Российского Совета по сравнительной педагогике; предоставление студентам России и Америки возможности прохождения языковой лингвистической практики; стажировки за рубежом перспективных молодых ученых и другие договоренности. В результате изучения российского и зарубежного опыта предоставляется возможность приобретения уникального инновационного опыта по проблеме профессионального обучения, что будет способствовать взаимному обогащению и интернационализации образования, успешной возможности формирования ценностных ориентаций обучающейся молодежи в процессе профессиональной самореализации.
Таким образом, аксиологические аспекты интернационализации в кон-тесте профессионального образования, по нашему мнению, являются средством гармоничного развития обучающейся молодежи, так как в процессе диалогового и межкультурного общения педагоги и студенты, не только расширяют когнитивные способности, повышают свой профессиональный уровень, совершенствуют нравственные качества, но и обогащаются духовно. Ключевыми позициями обновления профессионального образования для нашего исследования являются гуманизация обучения, воспитания и развития, самореализация, усиление профориентационной образовательной направленности, формирование ценностных ориентаций молодежи и успешная их включенность в социокультурный контекст саморазвития и самореализации.
Библиографический список
1. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [Текст] / Н. А. Асташова. — М.: Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 271 с.
2. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека, Культуры и Нравственности: Исходные посылки поиска подхода к воспитанию [Текст] / Е. В. Бондаревская. — Ростов - н/Д.: 1993. — С. 17-24.
3. Боидаревская, Е. В. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека, Культуры и Нравственности: Исходные посылки поиска подхода к воспитанию [Текст] / Е. В. Боидаревская. — Ростов - н/Д.: 1993. — С. 17-24.
4. Караковский В, А, Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно - воспитательного процесса [Текст] / В.А. Караковский. - М., 1993.- 80 с.
5. Кирьякова, А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования [Текст] / А. В. Кирьякова // Оренбург: Вестник ОГУ. — 1999. -№ Г—
С. 13-19.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ№ 1756-рот29.12.2001 //Вопросы образования. -2004. -№2,- С. 46-68.
7. Кузьмина, Н. В Профессионализм учительской деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. - СПб., 1993.
8. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя [Текст] / А. К. Маркова// Педагогика. ■ 1995. — № 6.
9. Мехальцова, Л. Ф. Проблемы в образовании и выбор пути развития [Текст] / Л. Ф. Михальцова//Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: Материалы международной научно-методической конференции. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С.229 — 234.
10. Михальцова, Л. Ф. Профессионально-педагогическая ориентация студентов [Текст] / Л. Ф. Михальцова // Профессиональная ориентация молодежи: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессораН. Н. Чистякова.-Новокузнецк: РИО КуЗГПА,—2006.-С. 176-179.
11. Михальцова, Л. Ф. Развитие аксиосферы будущего учителя в контексте системного подхода [Текст] / Л. Ф. Михальцова //Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы IX всероссийской научно-практической конференции. - Бийск: Изд-во НИЦ БИТУ, 2004. - С. 264-266.
12. Михальцова, Л. Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде учреждения: Монография [Текст] / Л. Ф. Михальцова. - Новокузнецк: КузГПА, 2009. - 202 с.
13.Насырова, Г. П. Социально-культурная адаптация воспитанниц женской гимназии-интерната: научно-методические рекомендации [Текст]/Л. Ф. Михальцова, О. А. Милинис, Г. П. Насырова//Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. - 219 с.
14. Новиков, А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования //Педагогика. 1998. —№ 3.
15. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А, Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н, Шиянов. - М,: «Школа - Пресс», 2000.-512 с.
16. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] /
В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: «Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
17. Сластенин, В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст [Текст] / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4.
18. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е. С. Рапацевич - Мн.. «Современное слово», 2001. - 928 с.
19. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Моск.псих.-соц. инст: Флинта, 1999. — 672 с.
20. Milinis, О. Self-realization of the students in pedagogical high school on bases of orthodox culture and moral life / О. Milinis // Civilizations in Crisis. ISCSC, Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, Kalamazoo, Michigan, USA -2009. P. 336-338.
21, Mikhaltsova, L. The future teachers and formation of orthodox values in the educational process in teachers high school / L. Mikhaltsova // Civilizations in Crisis. ISCSC, Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, Kalamazoo, Michigan, USA - 2009. P. 310-314,
УДК 37.02:74
Калина Наталья Дмитриевна
Преподаватель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, sultanis@yandex.ru, Владивосток
Нургалеев Владимир Султанович
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» sultanis@yandex.ru, Красноярск
САМООРГАНИЗАЦИЯ В СТРУКТУРЕ КОНСТРУКТИВНОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ДИЗАЙНЕРА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Kalina Natalia Dmitrievna
Teacher the Vladivostok state university of economy and service, sultanis@yandex.ru, Vladivostok
Nurgaleev Vladimir Sultanovich
Doctor of Psychology, Head of Pedagogics and Professional Field Psychology Department of Federal Educational Establishment of Higher Education “Siberian State Technology University", sultanis@yandex.ru, Krasnoyarsk
SELF-ORGANIZING IN STRUCTURE OF IS CONSTRUCTIVE-GRAPHIC SKILLS OF THE PERSON OF THE FUTURE EXPERT OF THE DESIGNER AS THE CONDITION OF ITS CREATIVE
REALIZATION
Анализ взаимного влияния элементов культуры и художественного образования выявил разрыв между высоким уровнем социокультурного опыта в изобразительной области и недостаточным уровнем обучения рисунку, как структур-