Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы интернационализации российского образования'

Проблемы и перспективы интернационализации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна, Михальцова Любовь Филипповна

Статья посвящена исследованию проблем и перспектив интернационализации российского образования в условиях обновленного общества, возможностей реализации инновационного опыта образования зарубежных стран и межгосударственного сотрудничества в области развития культуры и цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милинис Ольга Артуровна, Михальцова Любовь Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы интернационализации российского образования»

УДК 37.048.45:37.035.6

Милинис Ольга Артуровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, milinisoa@mail.ni, Новокузнецк

Михальцова Любовь Филипповна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, mihal_lf@mail.ru, Новокузнецк

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Milinis Olga Arturovna

K.p.n., an associate professor is the Kuzbass State Pedagogical Academy, milinisoa@mail.ru, Novokuznetsk

Mikhaltsova Lubov Filipovna

K.p.n., an associate professor is the Kuzbass State Pedagogical Academy, mihal_lf@mail.ru, Novokuznetsk

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTERNATIONALIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATION

Глобальные политические и социально-экономические изменения последних десятилетий, происходящие в России, подтверждают необходимость смены образовательного приоритета. Возросший интерес к исследованиям в области международного образования, характерный для большинства стран мира, во многом объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния наций и государств в процессе глобализации и интеграции общественной жизни и сферы образования разных народов [7; 10].

Сегодня в сфере образования для многих стран мира актуальной остается проблема интернационализации образовательного пространства, решением которой занимаются такие международные организации как Комитет по образованию ЕЭС, ЮНЕСКО, Интернациональное бюро воспитания (Швейцария), Международный институт педагогических исследований (Германия), Международный педагогический центр (Франция), Международный институт образования (США) и др. Россия сотрудничает с ведущими международными организациями по вопросам профессионального образования. Это Институт планирования образования ЮНЕСКО (профессор Марк Брэй), Институт образования Лондонского университета (профессор Энди Грин), Европейская организация развития проблем профессионального образования - СЕДЕФОП - (Италия), Западный Мичиганский университет по реализации современных образовательных технологий в профессиональном образовании, по решению проблем развития цивилизаций

и анализа культур, влияющих на формирование ценностных ориентаций обучающихся (профессор Эндрю Тарговски) и др. [4; 10].

Усиливающиеся интеграционные процессы в образовании актуализируют проблему сохранения уникальных, исторически обусловленных особенностей образовательных систем, «омоложения» профессионального образования и международного признания сертификата качества знаний обучающихся с приоритетом гуманистических ценностных ориентаций [9].

Многолетние исследования авторов статьи проблем самореализации обучающихся, формирования и взаимовлияния ценностных ориентаций молодежи разных стран в процессе профессионального образования, активное участие в региональных, Всероссийских и Международных конференциях (Новокузнецк, Кемерово, Пенза, Киров, Бийск, Курган, Уфа, Красноярск, Екатеринбург, Магнитогорск, Томск, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Киев, Харьков, Винница (Украина), Каламазу (США, штат Мичиган), Римини (Италия) и др., позволили обменяться имеющимся опытом и выявить новые проблемы и перспективы в образовании России и зарубежных стран [3; 6]. Состоявшаяся, в прошлом году конференция в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования в городе Кемерово по проблеме стратегии образования международного сотрудничества в области сравнительной педагогики и выявление особенностей образовательных систем России и стран Европы в области профессионального образования, подтверждает важность, своевременность и актуальность ее для обновленного общества. Председатель конференции - д. п. н., профессор, ректор ГОУ «КРИРПО» Т. С. Панина пригласила к дискуссии за «круглым столом» ученых из Кемеровской области, из столицы России и из-за рубежа.

Значимым для присутствующих было выступление доктора химических наук, профессор, академика РАО, члена Президиума Российской академии образования, лауреата премии Президента РФ в области образования - Ткаченко Евгения Викторовича, который отметил, что имеется позитивный опыт сотрудничества по проблеме профильного обучения молодежи нашей страны и Германии, где система профильного обучения школьников осуществляется с 5 класса. Завершая школу, подчеркнул ученый, выпускники уже имеют профессию, также как и американские школьники, в отличие от обучающихся России, которым возможность профессионального обучения предлагается с 9 класса. На сегодняшний день это одна из нерешенных государственных проблем, отметил бывший министр образования России. По его мнению, «.. .новой парадигмой совместного международного сотрудничества ученых стран России и Китая является транслирование опыта бинарного сравнительного анализа образовательных реформ». Организация международного сотрудничества в области профессионального образования сегодня особенно актуальна. Ученые этих стран объединили усилия по исследованию профильного обучения, и в России была проведена международная научно-практическая конференция «Год Китая в России», а на следующий год в Китае «Год России в Китае». В результате этого, считает

Е. В. Ткаченко, приобретен уникальный инновационный опыт начального и среднего образования двух стран по проблеме профильного обучения, представлен взгляд на китайскую систему образования, суть которой отражена в монографии «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: сравнительный анализ», что способствовало взаимному обогащению опыта профессионального образования и организации международного сотрудничества обеих стран. Автор этой монографии Марк Брэй

- президент Всемирного Совета общественного сравнительного изучения образования, директор международного института планирования образования ЮНЕСКО. Это публикация издается на двух языках - русском и китайском, с комментариями на английском языке, что значимо для Сибири, ведь именно здесь впервые реализуется опыт по проблеме международного сотрудничества в профессиональном образовании.

В своем выступлении доктор наук, профессор, председатель общества «Знание» Хаш-Эрдэнэ Самбалхундэв (Монголия, Улан-Батор) отметил, что развитие профессионального образования в Монголии приходится на 1937 г. Сейчас эта проблема актуальна в стране, также изучение опыта других стран в этом направлении, чему способствует реализация сравнительного анализа образовательных систем разных стран. Хаш-Эрдэнэ Самбалхундэв пояснил, что материал об исследованиях образовательных реформ в странах России и Китая уже вышел отдельным изданием, с содержанием которого можно ознакомиться. «Сегодня ученым разных стран», подчеркнул председатель общества «Знание» Монголии, «предоставляется возможность публикации материалов своих исследований по проблеме профильного обучения, что будет способствовать обсуждению и обмену опытом, интернационализации образования в странах России и Китая».

Актуальность и востребованность новой парадигмы в стратегии образования России отметил в своем выступлении д. п. п., профессор М. П. Пальянов (Томск, Институт развития образовательных систем РАО). Сегодня Россия

- это глобальное образовательное сообщество, для которого особенно актуальна проблема профильного обучения, содействия интернационализации образования, установления мира и понимания между великими державами. Международное сотрудничество - это научный опыт в рамках Болонского образовательного процесса. В готовящемся к изданию журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом», пояснил ученый, в сотрудничестве с университетами Европы предполагается специальная рубрика для представления опыта исследования по организации международного опыта в области профессионального образования и сравнительного анализа. Это будет первый российско-зарубежный журнал по проблеме профессионального обучения. С другой стороны, публикация журнала позволит размещать материалы исследований ученым в зарубежных изданиях и предоставит возможность бесплатно два раза в год публиковать статьи на его страницах.

Доктор педагогических наук, профессор Панина Татьяна Семеновна отметила: «Время закрытых образовательных учреждений прошло, это

вчерашний день, сегодня имеется значительный опыт выхода научных исследований на более высокий качественный уровень, а также возможности сравнительного анализа содержания эксперимента с субъектами других стран» [2].

Подтверждением актуальности интернационализации образования в процессе профессионального обучения, значимой для ученых Сибири, необходимостью выхода с диссертационными исследованиями на международный уровень, стало также очное участие авторов (J1. Ф. Михаль-цова, О. А. Милинис) в этом году в 39-ой Международной конференции «Цивилизация и культура: сравнительный анализ» (США, штат Мичиган, г. Каламазу, Западный Мичиганский Университет), которую проводило Международное Общество Сравнительного Исследования Цивилизаций (ISCSC). Это позволило расширить знание в области системы образования, культуры, ценностных ориентаций обучающейся молодежи США и России, обменяться опытом работы по проблемам обучения и профессионального образования и самореализации школьников и студентов. Международное Общество Сравнительного Исследования Цивилизаций было создано в 1961 году на базе Западного Мичиганского Университета и сегодня включает ученых 30 стран мира, среди участников конференции социологи, педагоги, психологи, философы, писатели, общественные деятели и др. (Oleg Benesch - Vancouver, Canada; Kristofer Allerfeld - Cornvwal, Great Britain; Pedro P Geiger - Rio de Janeiro, JR, Brazil; Chin Ok Kim - Busan City, S. Korea; Kaja Michalec - Kracow, Poland; Andrey Daragensky - Minsk, Byelorussia; William McGaughy - Minneapolis, USA; Ashok Kumar Malhotra - New York, USA; Vladimir Alalykin-Izvekov - Washington, D. C. USA. и др.) [13; 14].

Первым президентом этого общества был наш соотечественник Пити-рим Александрович Сорокин, который посвятил свою жизнь теоретической социологии. Для исследования автора была важна разработанная ученым концепция всемирно-исторического развития человеческой культуры, способы и формы поведения человека, проявление любви, альтруизма и толерантности, возможности их формирования и, конечно, социальное проявление этих и других ценностей. Как профессор социологии, он исследовал также социальную мобильность человека, возможности самореализации личности, что сегодня особенно актуально. Вклад Питирима Александровича Сорокина в науку оценивается в мировом научном сообществе как «коперниковская революция в социологии» [5].

Нам была предоставлена возможность познакомиться с Западным Мичиганским Университетом, с педагогами, студентами и обслуживающим персоналом. Проректор по учебно-воспитательной работе, координатор, ответственный за реализацию педагогических технологий и медиа-устано-вок Дэвид Вит (David A. Witt) любезно продемонстрировал возможности реализации современных образовательных технологий, аудио- и видеоаппаратуру, показал учебные аудитории, пригласил на занятия студентов, как в аудитории, так и в информационный компьютерный центр, рассказал о

библиотеке, фонд которой составляет 5 млн. книг и др. Ученый показал также, насколько разнообразны возможности у студентов Америки для проведения досуга, поддержания здорового образа жизни и для занятий научно-исследовательской деятельностью (Фатцер-центр, площадки для гольфа, залы для занятия разными видами спорта, бассейны, ИНТЕРНЕТ-центры и др.). Нужно отметить, что практически такие же условия имеют и наши студенты, за небольшим исключением. Появилась возможность сравнить, сложившиеся к настоящему времени образовательные модели нашей страны и США. Российская модель: общеобразовательная школа - полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж - институт, академия и университет - аспирантура-докторантура. Американская модель: младшая средняя школа -средняя школа - старшая средняя школа - колледж двухгодичный - колледж четырехгодичный в структуре университета - магистратура - аспирантура. Были выявлены отличия в реализации целевых установок профильного обучения; в развитии содержания и методики реализации профильной подготовки обучающихся средних школ России и США; ранняя профили-зация средней ступени общего образования школ США; соответствие профильного обучения требованиям современного общества, рынка труда и учреждениям профессионального, а не высшего образования, как в России; внедрение в учебные планы интегрированных учебных курсов с усилением практико-ориентированного содержания. Исследования позволили выявить образовательный потенциал для развития профессионального образования в школах России: более раннее предпрофильное обучение (5-7 кл.); ориентация на получение начального и среднего профессионального образования; реализация интегрированных и практико-ориентированных элективных курсов; целенаправленная подготовка педагогических кадров для реализации профильного обучения; дальнейшее изучение социально-педа-гогических условий использования опыта зарубежных стран в организации предпрофильной подготовки учеников.

Участие в работе секции «Модернизация образования в России» позволило нам провести сравнительный анализ систем обучения в нашей стране и за рубежом. Наши выступления вызвали неподдельный интерес у присутствующих ученых, десятки заданных вопросов, среди которых - национальная система образования в России и уровни ее реализации, проведение курсов по выбору, общее и профессиональное образование и перспективы развития, существование и сосуществование обучающихся разных религий, толерантность, эмпатия, культура в макро и микросреде, ценностные ориентации и самореализация молодежи и др.

Ученые разных стран проявили интерес к процессу модернизации в России, выразили желание участия в совместных публикациях, в создании на основе имеющейся российской и американской продукции аудио-визуаль-но-компьютерных комплексов и издании их в России и США, что, несомненно, повысит учебный, познавательный, туристический и личностный интерес обучающихся обеих стран. Результатом участия авторов в работе

конференции стало также получение сертификата и сборника содержания выступлений ученых разных стран мира по проблеме цивилизации и культуры, по формированию альтруизма и толерантности как составляющих процесса профессионального образования и мирного сосуществования людей. Активная гуманистическая позиция президента Международного Общества Сравнительного Исследования Цивилизаций Andrew Targowski доктора, профессора, директора Центра жизнеспособной практики деловых отношений (President of the International Society for the Comparative Study of Civilizations (ISCSC) Director of the Center for Sustainable Business Practices Western Michigan University Kalamazoo, Michigan, USA) в Западном Мичиганском Университете, позволила открыть инновационные перспективы межгосударственного сотрудничества: желание о вхождении в Сибирское отделение Российского Совета по сравнительной педагогике; участие с материалами публикаций на страницах будущего журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом»; участие в конференции в г. Кемерово в ноябре месяце 2009 года и другие договоренности.

По истечении пяти месяцев в этом же году зарубежные гости: доктор, профессор Andrew Targowski, его ассистент mr. Stanislaw Dronics (Warsaw, Poland) и доктор, профессор Richard W. Zinser (Associate Professor in Career and Technical Education at Western Michigan University, College of Education. Kalamazoo, Michigan, USA) прибыли в Россию (г. Новокузнецк) для подписания договора международного сотрудничества и разработки инновационного проекта, цель которых межгосударственные сравнительные исследования в области педагогики, цивилизаций и культур стран России и США. Этот договор определил отношения учреждения ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк и Западного Мичиганского Университета, Общества сравнительного анализа цивилизаций и культур (International Society for the Comparative Study of Civilizations (ISCSC), США, штат Мичиган, г. Каламазу на проведение научно-исследовательской и научно-методической работы по проблеме цивилизаций и культур стран, сравнительного анализа формирования ценностных ориентаций обучающейся молодежи в процессе профессионального образования, самоактуализации и здоровьесбережения.

В обсуждении договора международного сотрудничества и разработки инновационного проекта приняли участие ректор Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк), доктор педагогических наук, профессор Сергей Михайлович Редлих; проректор по научной работе, доктор медицинских наук Нина Геннадьевна Коновалова; заведующий лабораторией сравнительного анализа РАО Института развития образовательных систем (г. Томск), доктор педагогических наук, профессор Михаил Павлович Пальянов; декан факультета иностранных языков КузГПА, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Дмитриевна Лаптева; доцент кафедры педагогики КузГПА, кандидат педагогических наук, доцент Любовь Филипповна Михальцова; доцент

кафедры педагогики КузГПА, кандидат педагогических наук Ольга Артуровна Милинис и зарубежные гости: доктор, профессор Andrew Targowski, его ассистент mr. Stanislaw Dronics (Warsaw, Poland) и доктор профессор Richard W. Zinser (Associate Professor in Career and Technical Education at Western Michigan University, Kalamazoo, Michigan, USA).

В ходе дружеской встречи студенты факультета иностранных языков представили фильм-презентацию на английском языке о родном городе, Кузбасской государственной педагогической академии, которая в эти дни отмечала 70-летний юбилей, а также ее факультетов. Продолжением визита зарубежных гостей была организация и проведение ими мастер-класса для присутствующих преподавателей, студентов и гостей по проблемам «Профессиональная подготовка педагогов в США» и «Цивилизационный подход к образованию в XXI веке».

Результатом посещения американских ученых Кузбасской государственной педагогической академии стала договоренность, которая предполагает возможность для стран-участниц форума следующее: посещать образовательные учреждения с целью обмена опытом по исследуемой проблеме; изучать, обобщать и распространять опыт реализации инновационного проекта образовательных учреждений; содействовать публикации научных, научно-методических и учебно-методических монографий и пособий, а также материалов, отражающих инновационную деятельность и опыт образовательных учреждений в рамках реализации инновационного проекта; организовывать стажировки педагогов по проблеме профессионального образования, самоактуализации и здоровьесбережения в соответствии с заявками администрации образовательных учреждений и др.

Следующим этапом совместной деятельности было посещение Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования» в столице Кемеровской области -г. Кемерово, которая проходила 18-19 ноября 2009 г. при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 09-06-14082г и Департамента образования и науки Кемеровской области.

В работе конференции приняли участие более трехсот представителей из 51 региона России (7 Федеральных округов), из 11 стран ближнего (Азербайджана, Армении, Узбекистана, Кыргызстана, Украины, Казахстана) и дальнего зарубежья (Соединенные Штаты Америки, Франция, Болгария, Польша, Монголия).

Пленарное заседание конференции открыл заместитель Губернатора Кемеровской области, кандидат технических наук, доцент Сергей Александрович Муравьев, который отметил, что приоритеты развития образования определены в послании Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию, то есть всей России. Главной целью, проводимых преобразований «... был и остается человек, поэтому необходимо поощрять и максимально развивать интеллектуальный потенциал нации, создавать в

стране мощные центры исследования и оказывать финансовую поддержку инициативам «новой школы».

Ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Семеновна Панина акцентировала внимание присутствующих на 70-летнем юбилее Кузбасской государственной педагогической академии и активном участии ректора этого учреждения, доктора педагогических наук, профессора Сергея Михайловича Редлиха, теперь уже, в выпуске научнообразовательного журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом», аналогов которому в России пока не было. Появление этого журнала был востребовано педагогической общественностью, когда на фоне масштабных процессов глобализации, международной и межкультурной интеграции государств и наций, становится все более актуальной проблема эффективного и взаимовыгодного сотрудничества национальных педагогических систем. «Некоторая замкнутость и обособленность российской системы образования», отметила Т. С. Панина, «...становится источником дополнительного культурного барьера для россиян в процессе приобщения к международному образовательному пространству, ограничивает доступ к новейшим технологиям и снижает уровень академической и профессиональной мобильности на мировом рынке человеческих ресурсов» [8].

О трудностях модернизации системы образования России говорил доктор химических наук, профессор, академик РАО, член Президиума Российской академии образования, лауреат премии Президента РФ в области образования Евгений Викторович Ткаченко, который акцентировал внимание на проблемах и рисках реализации современной модели профессионального образования и обозначил возможные тенденции ее успешного внедрения [12].

Продолжением пленарной части стали выступления американских ученых доктора, профессора Andrew Targowski и доктора профессора Richarda W. Zinsera (Associate Professor in Career and Technical Education at Western Michigan University, Kalamazoo, Michigan, USA), содержание которые вызвало неподдельный интерес у присутствующих коллег. Основными вопросами для дискуссии стали «Подход к образованию в XXI в.с точки зрения развития цивилизаций» и «Подготовка профессионально-педагогических работников в Америке». Основная идея выступающих была направлена на сотрудничество в области развития цивилизаций и культур разных стран мира, возможности интернационализации в контексте профессионального образования, что будет способствовать совершенствованию нравственных качеств, духовному обогащению и гармоничному развитию обучающейся молодежи в процессе диалогового и межкультурного общения [1; 11].

В ходе работы конференции были организованы секции «Круглый стол «Цивилизационный подход в образовании» и «Зарубежный опыт развития профессионального образования», где состоялось более углубленное обсуждение проблем, обозначенных на пленарной части форума. Была определена роль образования в развитии цивилизаций, которая охватывает нрак-

тически все образование и рекомендуется к применению при подготовке специалистов в области лидерства в социуме и мире, представлен синтез обучения для работы, жизни и лидерства в обществе. В заключении авторами было предложено содержание программы по развитию цивилизаций, а также сформулирована «всепронизывающая» стратегия ее реализации [11].

Результатом работы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования» явилось обсуждение, анализ и возможность реализации программы межгосударственного сотрудничества в области образования, культуры и развития цивилизаций; предоставление студентам России и Америки возможности прохождения языковой лингвистической практики; стажировки за рубежом перспективных молодых ученых; подписание американскими коллегами договора международного сотрудничества с несколькими учреждениями: ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» г. Новокузнецк, РАО «Институт развития образовательных систем» г. Томск и ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» г. Кемерово. Таким образом, интернационализация российского образования от зарождения идеи получила реальную возможность ее практической реализации в рамках межгосударственного сотрудничества стран России и США.

Библиографический список

1. Зинсер, Р. Подготовка профессионально-педагогических работник в США [Текст]/ Р. Зинсер // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 86-91.

2. Интеграция учреждений профессионального образования в образовательные учреждения и комплексы непрерывного многоуровнего профессионального образования [Текст]: монография /Авт. кол.: Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева, С. А. Дочкин, А. Ю. Казаков, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин; под ред. Т. С. Паниной - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. - 180 с.

3. Милинис, О. А. Современные тенденции непрерывного образования в России [Текст]/ О. А. Милинис // Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практичес-кой конференции (Кемерово 18-19 ноября 2009 г.): в 3 ч. Ч. 3 / сост.: Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. - С. 22-29.

4. Михальцова, Л. Ф. Профессионально-педагогическая ориентация студентов [Текст]/ Л. Ф. Михальцова. // Профессиональная ориентация молодежи: вчера, сегодня, завтра: материалы Международной науч.- практ. конференции, посвященной памяти профессора Н. Н. Чистякова. - Новокузнецк: РИО КуЗГПА, 2006. -С. 176-179

5. Михальцова, Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психо-лого-педагогических исследованиях [Текст]/ Л. Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 5. - С. 30-37.

6. Михальцова, Л. Ф. Формирование ценностных ориентаций у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки [Текст]/ Л. Ф. Михальцова, П. В. Бурдуковская // Актуальные проблемы реализации современной модели про-

фессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово 18-19 ноября 2009 г.): в 3 ч. Ч. 3 / сост.: Т. С. Панина, J1. П. Вашлаева. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. - С. 56-60.

7. Никандров, Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века [Текст]/ Н. Д. Никандров. - М., 2008. - 144 с.

8. Панина, Т. С. Институт регионального образовательного заказа в Кемеровской области: современное состояние и развитие [Текст]/ Т. С. Панина, Ю. В. Клецов, Н. В. Костюк, А. В. Фаломкин // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - №1. - С. 67-71.

9. Сластенин, В. А. Аксиологические основания общего и профессионального образования // Качество жизни: проблемы системно научного обоснования: Материалы международной научно-практической конференции / В. А. Сластенин. -Липецк, 2000.-С. 15-25.

10. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы [Текст]/ Под ред. Проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Издательский сервис, 2004. - 480 с.

11. Тарговски, Э. Цивилизационный подход в образовании XXI века [Текст]/

Э. Тарговски // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009.

- № 1.-С. 13-18.

12.Ткаченко, Е. В. Проблемные вопросы развития профессионального образования в России [Текст]/ Е. В. Ткаченко // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 1.

13. Milinis, О. Self-realization of the students in pedagogical high school on bases of orthodox culture and moral life / O. Milinis // Civilizations in Crisis. ISCSC, Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, Kalamazoo, Michigan, USA - 2009. - P. 336 - 338.

14. Mikhaltsova, L. The future teachers and formation of orthodox values in the educational process in teachers high school / L. Mikhaltsova // Civilizations in Crisis. ISCSC, Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, Kalamazoo, Michigan, USA - 2009. - P. 310 - 314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.