Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования'

Педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭТАПЫ И СТАДИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михальцова Любовь Филипповна

В статье представлена педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования, цель, содержание, организация деятельности, экспертная оценка результатов; ее процессуальная часть представлена дополнительно-допрофессиональным, дополнительно-профессиональным и послевузовским этапами, включающими следующие стадии: диагностико-герменевтическую, эмоционально-смысловую, деятельностно-творческую и инновационно-рефлексивную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михальцова Любовь Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования»

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК: 377:327.2

Михальцова Любовь Филипповна

Член-корреспондент МАНПО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, заведующая Российско-американской научно-исследовательской лабораторией, mihal_lf@mail.ru, Новокузнецк

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Mikhaltsova Liubov Filippovna

corresponding member of the International Teachers Training Academy of Science, Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department ofPedagogy at the Kuzbass State Pedagogical Academy, Managing the Russian-American research laboratory, mihal_lf@mail. ru, Novokuznetsk

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF VALUE AND MEANING ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS TO CREATIVE SELF-DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS EDUCATION

В условиях интернационализации и глобализации образования от творческого саморазвития будущих педагогов зависит возможность сохранения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Творческое саморазвитие будущих педагогов, способных принимать инновационные решения, преобразовывать педагогическую действительность в реалиях педагогической деятельности становится доминантой и определяет содержание высшего профессионального образования на современном этапе развития [1; 3].

Проведенный анализ различных подходов к дефиниции «творческое саморазвитие» (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко,

А. В. Кирьякова, Т. А. Костюкова, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин и др.) позволил определить, что это сложный и динамичный процесс изменения самости, количественных и качественных новообразований, обусловленных личностно значимыми ценностями и педагогической рефлексией, возникающие на более высоком уровне развития креативной разносторонней деятельности будущих педагогов с приоритетом творческой активности, восприимчивости к новому, способствующие поиску оригинальных решений

по преобразованию «Я-концепции творческого саморазвития», осмыслению процесса и результата творческой педагогической деятельности в условиях непрерывного образования.

Сущностными характеристиками творческого саморазвития будущих педагогов являются: смысложизненные ориентиры и ценности, которые направлены на формирование потребности в профессиональном саморазвитии; специфика учительской профессии - творить себя и своих воспитанников; рефлексия позитивного опыта жизнетворчества и осознанного развития личностных качеств и профессиональной компетентности.

Совершенствование подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов, готовых к формированию ценностно-смысловых ориентаций в педагогической профессии должно быть реализовано в процессе творческого саморазвития, который характеризуется логикой, взаимосвязью и целостностью его компонентов. При этом, важна ни полная его алгоритмизация, а педагогическое проектирование индивидуальной траектории творческого развития, системы и действий будущих педагогов для реализации конкретной педагогической задачи, решение которой позволит им реализовать профессиональный выбор как стратегию процессов самости (самопознания, самопрограммирования, самовоспитания, самообучения, самосовершенствования, самоанализа, самокоррекции и самопозициониро-вания) в условиях непрерывного образования.

В соответствии с опытно-экспериментальной деятельностью в условиях непрерывного образования (2003-2011 гг.) была разработана Комплексная программа экспериментального исследования, обеспечивающая преемственность ее этапов; определены цели, задачи, участники, функции, сроки; прогнозирование результатов и их экспертная оценка; заключены договора с участниками эксперимента; разработан пакет документов для образовательных учреждений разного типа, содержание которых обеспечивает преемственность образования и возможность творческого саморазвития; подготовлено дидактическое обеспечение, дополненное ценностно-смысловыми и творческими заданиями для их реализации на трех уровнях подготовки будущих педагогов: дополнительно-допрофессиональном, дополнительнопрофессиональном и послевузовском.

Процесс творческого саморазвития представлен структурнофункциональной моделью формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов в условиях непрерывного образования. Непрерывное образование в нашем исследовании как базовое условие формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие отличается от традиционного институционального понимания -это дополнительное (допрофессиональное и профессиональное), допрофес-сиональное, профессиональное, послевузовское образование в целостном и непрерывном педагогическом процессе, создающем условия перехода от развития обучающихся к высшей и осмысленной, значимой форме - саморазвитию, от информационного к продуктивному обучению, от школы па-

мяти к школе мысли, чувства и активным творческим действиям, детерминированным внутренними механизмами самости [2].

На основе концепции создается структурно-функциональная модель, которая является основанием для проектирования содержания и педагогической технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования, предполагает полифункциональность и включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-рефлексивный и результативный, которые раскрывают организацию этого процесса и отвечают за непрерывность взаимодействия его элементов (рисунок 1).

Сконструированная структурно-функциональная модель представляет собой единство инвариантной и вариативной частей, включает: социальный заказ, определяющий основную цель непрерывного образования: творческое саморазвитие будущих педагогов, которое осуществляется через процессы самости (в статусе: школьник-студент-учитель).

В соответствии с целью определены задачи, решение которых осуществляется в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях дополнительно-допрофессионального, дополнительно-профессионального и послевузовского образования. Выделенные три этапы педагогической технологии взаимосвязаны и являются сменяющими друг друга на пути к достижению основной цели.

Особенностями структурно-функциональной модели является реализация следующих функций: ценностно-ориентационной, развивающей, организационной, оценочно-корректирующей, которые находятся в тесной интеграции друг с другом и не могут быть представлены ни параллельно существующими, ни следующими друг за другом. Содержательный блок в структурно-функциональной модели является следующим ее компонентом, определяет комплекс программ дополнительного образования; образовательных программ, элективных курсов, которые предлагаются в урочное и внеурочное время; программ повышения квалификации будущих педагогов, реализуемых в Институте повышения квалификации г. Новокузнецка [1]. С будущими педагогами - старшеклассниками образовательных учреждений разного типа в условиях непрерывного образования реализуются сквозные программы, продолжение изучения которых осуществляется и на следующем этапе в вузе: «Этика», модули курса по выбору «Основы профориентации»: «Юный учитель», «Педагогическая аксиология», «Коммуникативная культура», «Творческое саморазвитие» (9-11 классы), а также разные формы и технологии творческого саморазвития: мнемосхемы, доклады, рефераты, электронные портфолио, творческие проекты, «Я-концепции творческого саморазвития», словесная вербализация и презентация которых способствует осмыслению и выявлению личностно значимых ценностно-смысловых ориентаций для творческое саморазвития.

Социальный заказ: потребность общества в специалистах, обладающих высоким уровнем творческого саморазвития

Функции

Целевой Основная цель: творческое саморазвитие Ценностно-

блок будущих педагогов (школьник-студент-учитель) ориентационная

Педагогический процесс творческого саморазвития будущих педагогов (самости)

Содержательный

блок

самопознание, самопрограммирование, самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самоанализ, самокоррекция, самопозиционирование

Развивающая

Организационно-п - непрерывное - дидактическая - интенсификац едагогические условия: юразование система обучения ия процессов самости

' Г

Организационно-

деятельностный

блок

Этапы

формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие

Организационная

Дополнительно-

допрофессиональный

Дополнительно-

профессиональный

Послевузовский

Стадии: диагностико-герменевтическая, эмоционально-смысловая, деятельностно-творческая, инновационно-рефлексивная

— I

Показатели (мотивационно-ценностный, когнитивно-смысловой, деятельностно-творческий, социально-средовой) и критерии

Оценочно-

рефлексивный

блок

Уровни

Творческий (высокий) Репродуктивно-поисковый (средний) Адаптивно-репродуктивный (низкий)

Оценочно-

корректирующая

Результативный блок: изменение системы ценностно-смысловых ориентаций с учетом ранга их личностной значимости, повышение уровня творческого саморазвития и успешная самореализация в условиях непрерывного образования

Рисунок 1. - Структурно-функциональная модель формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования

С будущими педагогами - студентами 1-5 курсов Кузбасской государственной педагогической академии (факультеты физико-математический, технолого-экономический, педагогики и психологии) изучаются обще-

профессиональные дисциплины и дисциплины предметной подготовки, программы курсов по выбору и педагогической практики, дополненные ценностно-смысловыми и творческими заданиями: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Психологопедагогическая антропология», «История педагогики и образования» — 1 курс, «Теория обучения», «Психолого-педагогический практикум» - 2 курс, «Теория обучения» (продолжение), «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» - 3 курс, «Теория и методика воспитания», «Управление образовательными системами» - 4 курс, «Социальная педагогика», «Основы профориентологии», курс по выбору студентов: «Основы профориентации» - 5 курс, а также мнемосхемы, электронные творческие проекты, «Я-концепции творческого саморазвития», курсовые и выпускные квалификационные работы.

Соискатель реализует с дипломированными учителями для повышения квалификации педагогов программу «Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие» в Институте повышения квалификации работников образования. Цели и содержание образования изменяются и обогащаются при переходе респондентов на последующие ступени образования, обеспечивая его преемственность.

Инструментальная оснащенность технологии в методическом аспекте представлена учебно-научно-методическими рекомендациями, учебнометодическими комплексами по разным дисциплинам педагогики, контрольно-измерительными материалами, пособиями и программами в условиях непрерывного образования, содержание которых обогащено ценностно-смысловыми и творческими заданиями: «Программа формирования ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде учреждения», программы дополнительного образования в учреждениях разного типа, а также в системе дополнительного образования; «Учебнопедагогическая практика как средство творческого саморазвития студентов» (2010 г.), «Контрольно-измерительные материалы по разделу педагогики «Дидактика и педагогические технологии», «Воспитание любви к Родине» (2003 г.), «Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов разных специальностей» (2008 г.), «Социально-культурная адаптация воспитанниц женской гимназии-интерната» (2007 г.), «Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике» (2009 г.), «Методические рекомендации по изучению дисциплины «История педагогики и образования» (специальности 050706 - «педагогика и психология», 032600 - «история») (2011 г.), а также Учебно-методические комплексы по разным дисциплинам педагогики (11 программ).

Технология формирования ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие включат методы (проблемного обучения, педагогического проектирования, концептуализации, эвристической беседы, тренинга, дискуссии, «мозгового штурма», «круглого стола», деловой игры); средства и формы обучения (аудио и видеоаппаратура, интернет, проблемные и бинар-

ные лекции, лекции с запланированными ошибками, лекции-погружения, семинары-дискуссии, межгрупповые практические семинары, телемосты), конференции по обмену педагогическим опытом, аналитические обзоры современных педагогических технологий, семинары-практикумы по организации и открытию экспериментальных площадок, центров развития личности, а также реализуются такие способы как обучение действием; сквозное, выборочное, контекстное и проектное обучение, обучение, основанное на опыте; интеграция которых соответствует модели динамической деятельности в условиях непрерывного образования: от учебной деятельности к квазипро-фессиональной, профессиональной и послевузовской.

В целях расширения образовательной среды формирования ценностносмысловых ориентаций на творческое саморазвитие, апробации материалов исследования в условиях Кузбасской государственной педагогической академии создана российско-американская научно-исследовательская лаборатория «Цивилизация. Культура. Образование». Совместно с учеными академии и американскими преподавателями разработан и реализуется инновационный российско-американский проект «Цивилизация и культура, сравнительный анализ развития ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе профессионального образования, творческого саморазвития, самоактуализации и здоровьесбережения» по следующим направлениям деятельности: научно-исследовательское, коммуникативно -информационное, учебно-экспериментальное, духовно-нравственное, здоровьесберегающее, издательско-просветительское; продолжается сотрудничество профессорско-преподавательского состава и будущих педагогов в режиме on-line с Русским клубом в Университете Долины Юта и Американско-российским центром в Западном Мичиганском Университете, США (лекции, дискуссии, презентации образовательных продуктов творческой деятельности и др.).

Организационно-деятельностный блок модели имеет теоретическое и прикладное значение, определяет порядок, организованность, направленность и включенность будущих педагогов в процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования. Педагогические формы и средства формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие, предусмотренные в структурнофункциональной модели включают в себя согласованную деятельность респондентов в процессе творческого саморазвития и представлены в дидактическом системе в соответствии с этапами подготовки.

В педагогическом процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие выявлен и реализован комплекс взаимообусловленных организационно-педагогических условий: а) непрерывное образование будущих педагогов как переход от развития к целенаправленному творческому саморазвитию и формированию ключевых компетенций; от информационного к продуктивному обучению и непрерывному

образованию; б) дидактическая система обучения, обогащенная ценностносмысловыми и творческими заданиями при переходе от учебной деятельности к квазипрофессиональной и профессиональной; в) интенсификация процессов самости, которая обусловлена активной и осмысленной включенностью будущих педагогов в творческую деятельность по решению эвристических педагогических задач, свободной интерпретацией и генерированием новых идей в расширенном образовательном пространстве, реализацией инновационных образовательных и социально значимых проектов с другими образовательными учреждениями разного типа, в том числе, с зарубежными.

Дополнительно-допрофессиональное образование в процессе непрерывного образования - будущие педагоги - старшеклассники 9-11 классов, сориентированные на профессию педагога, основной целью предполагает

- осуществление широкой и целенаправленной ориентации с приоритетом смыслов и личностно значимых для них ценностей, осознанного выбора профиля обучения и будущей профессии. Основные задачи - расширять когнитивные и мотивационные потребности, интересы будущих педагогов по осмысленной включенности в разные виды творческой деятельности; формировать базовую систему ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие через проектирование «Я-концепции творческого саморазвития»; способствовать сотворчеству как основе ценностно-смысловой деятельности в условиях расширенной образовательной среды с обучающимися образовательных учреждений разного типа, в том числе, с зарубежными, для себя, окружающих и общества [3].

Дополнительно-профессиональное образование в процессе непрерывного образования - будущие педагоги - студенты, изучающие психологопедагогические дисциплины, целью является актуализация педагогической составляющей профессиональной ориентации, создание условия для выбора и предпочтения в будущем профессии, по которой обучаются будущие педагоги, фокусирование их деятельность на осмысленное творческое саморазвитие. Основные задачи - развивать интеллектуальные и творческие способности будущих педагогов, направленные на закрепление и осмысление выбранной профессии; определяться с базовой системой ценностносмысловых ориентаций на творческое саморазвитие в соответствии с «Я-концепцией творческого саморазвития»; способствовать осознанию ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие и выбору востребованной обществом профессии, себя в этой профессии как будущего педагога, сотворчества как основы ценностно-смысловой деятельности в условиях расширенной образовательной среды с будущими педагогами отечественных и зарубежных вузов.

Послевузовское образование - дипломированные педагоги, имеющие мотивацию на расширение границ творческого саморазвития, целью которого является дальнейшее развитие процессов изменения самости в соответствии с индивидуальной жизненной траекторией и определением личностно значимых ценностей педагогической деятельности. Основные

задачи - способствовать максимальной реализации приобретенных умений по формированию ценностно-смысловых ориентаций в педагогической деятельности, создавать и разрабатывать новые проекты по развитию «Я-концепции творческого саморазвития» в условиях непрерывного образования, как с отечественными будущими педагогами, так и с зарубежными.

Процессуальная часть педагогической технологии на каждом из трех этапов (дополнительно-допрофессиональный, дополнительнопрофессиональный и послевузовский) включает следующие стадии: диагностико-герменевтическую, целью которой является понимание ценности себя как личности и ценности своей будущей профессии, диагностика системы ценностей и творческого саморазвития в условиях микросоциума; эмоционально-смысловую - создание на основе понимания смысла значимости профессии педагога, системы ценностей, осознание ее необходимости для творческого саморазвития, внутренней расположенности к выбранной педагогической профессии; деятельностно-творческую

- реализация своей самости через разные виды деятельности с приоритетом креативных компонентов творчества: фантазия, любознательность, оригинальность, новизна и организация сотрудничества с «не такими как я»; инновационно-рефлексивную - оценка творческой деятельности будущих педагогов, всестороннее обогащение профессиональных компетенций на основе вновь осмысленных ценностей и их коррекция в условиях непрерывного образования.

Будущие педагоги активно включаются в педагогический процесс, начиная с первого курса обучения (личное желание и интерес вернуться в свои учреждения в новом качестве - студента), мотивируют старшеклассников на выбор профессии учителя, актуализируют ее ценность и значимость, в том числе, и для себя, необходимость формирования соответствующих личностных и профессиональных качеств для творческого саморазвития, являются нравственными образцами для учеников, инициируют сотворчество и их включенность в разные виды творческой деятельности, учат преодолевать конфликты и неудачи. Они накапливают аналитические материалы для курсовых и дипломных работ, реализуя субъектную и фасилитирующую позицию, как в период прохождения педагогической практики, так и в течение учебного процесса, согласно индивидуальным учебным планам дисциплин, по которым обучает их соискатель. Это способствует осмыслению личной значимости, выбору ценностей, которые необходимы для творческой деятельности, успешности в жизни класса, школы, вуза и в обществе, формированию самости через образовательные продукты, как старшеклассников и студентов - будущих педагогов, получающих педагогическую специальность, так и уже дипломированных учителей.

В модель также включены показатели и критерии оценки творческого саморазвития и ценностно-смысловых ориентаций респондентов (мотивационно-ценностный, когнитивно-смысловой, деятельностнотворческий, социально-средовой, которые определялись тремя уровнями: высокий (творческий), средний (репродуктивно-поисковый), низкий

(адаптивно-репродуктивный). Особенностью технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования, реализованной соискателем, является:

- непрерывность и интеграция обучения, интенсификация процессов самости, педагогическая рефлексия деятельности по достижению поставленной цели через мнемосхемы, системную вербализацию, презентацию и обсуждение электронных портфолио творческих проектов, «Я-концепции творческого саморазвития»; в результате «презентации» своего «Я» - реализации принципа «заговори, чтобы я «увидел» тебя, «раскрытия» внутреннего состояния, осуществляется обратный процесс оценки и коррекции своей деятельности при фасилитативной позиции педагогов и сверстников, что включает внутреннюю активность, осознание радостного успеха творческой деятельности, расширяет личный опыт, мотивирует на формирование ценностно-смысловых ориентаций для дальнейшего творческого саморазвития в разных видах образовательной деятельности;

- рефлексия педагогической практики как погружение в мир ученика, контекстное обучение, как отражение творчества ученика в творчестве учителя и творчества учителя в творчестве ученика, обеспечивающие взаимоо-богащение, интеграцию личностно значимых и профессиональных качеств, способностей, знаний и умений, создающие возможности приобретения успешного опыта активного качественного преобразования своего внутреннего мира; отношение будущих педагогов и преподавателей другу к другу как «сотворение», «сорадование», отношение к творчеству как составляющей культуры будущего педагога, персонифицированное в другом человеке; осмысление обучающимися ранга значимости ценностей для творческого саморазвития относительно системы личностных ценностей находится в постоянной динамике, является стимулом их апробации относительно системы базовых ценностно-смысловых ориентаций;

- компетенции, обозначенные в стандарте профессионального образования, их осмысление «перерастает» в процесс индивидуального «самопри-нятия» и способствует их осознанному пониманию через дидактическую систему обучения и реализуемые методики в процессе индивидуальной и коллективной проектной деятельности, реализация инновационных образовательных и социально значимых проектов;

- «педагогика в лицах» как «снятие» личностных и профессиональных качеств, опыта творческой деятельности и «примерка» их на свое «Я»; осмысление педагогических ситуаций через социально-культурные и личностно значимые ценности, ранжирование их для творческого саморазвития; моделирование понятий педагогики, развитие педагогического самосознания, осмысление содержания афоризмов, притч, рефератов, курсовых и дипломных работ как средства формирования ценностных ориентаций на творческое саморазвитие; обращение к успешному личному опыту для осмысления себя и ценностей для творческого саморазвития;

позиция фасилитатора как субъекта образовательного сотворчества в поддержке создания нового и оригинального образовательного продукта; совместное сотворчество как средство значимости субъектности, мотивации на творческую самореализацию и позиционирование себя в выбранной профессии; метод изучения конкретных случаев из школьной и студенческой практики, осознание принципа «если ни я, то кто же...», который мотивирует на осмысление своей значимости и успешно реализуется в условиях непрерывного образования.

Библиографический список

1. Михальцова, Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: Монография [Текст] / Л. Ф. Михальцова - Казань: Центр инновационных технологий, 2011. - 360 с.

2. Михальцова, Л. Ф. Аксиологические аспекты интернационализации в контексте профессионального образования [Текст] / Л. Ф. Михальцова, О. А. Милинис // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 13. - С. 168-179.

3. Михальцова, Л. Ф. Личностная парадигма развития ценностных ориентаций будущих педагогов [Текст] / О. А. Милинис, Л. Ф. Михальцова // Сибирский педагогический журнал. -2010. -№ 11. - С. 119-123.

УДК 377.5

Бутова Ирина Алексеевна

Аспирант Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского, irbytova@mail.ru, Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Butova Irina Alekseevna

Butova Irina Alekseevna, post-graduate student of South Ural state institute of arts of P. I. Chajkovsky, irbytova@mail.ru, Chelyabinsk

EDUCATIONAL CONDITIONS OF FORMING ACCOMPANIST’SPROFESSIONAL MOBILITY

На рубеже ХХ-ХХ1 веков мобильность становится ключевым понятием, отражающим новые требования, которые предъявляет к человеку современное общество. Динамизм, скорость и темп пронизывают все сферы жизни и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.