УДК 378.147:372
DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-5-87-94
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТВОРЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. Н. Куровский1, Л. Ф. Михальцова1, Б. С. Воронин2
1 Томский государственный педагогический университет, Томск
2 Кемеровский государственный университет, Кемерово
Актуализируется проблема реализации инновационной стратегии по творческому саморазвитию российских и зарубежных студентов в профессиональном образовании, представлено содержательное наполнение феноменов «инновационная стратегия», «творческое саморазвитие», «профессиональное образование», выявлены современные тренды российского профессионального образования, определена значимость и востребованность инновационной стратегии в процессе модернизации российского образования с опорой на приоритетные документы развития российского образования. Рассмотрены составляющие инновационной стратегии: реализация концепции и педагогической технологии формирования ценностных ориентаций для творческого саморазвития личности, расширение образовательного пространства, реализация разных направлений и форм сотрудничества. Представлены результаты реализации инновационной стратегии деятельности российских и зарубежных участников по творческому саморазвитию личности.
Ключевые слова: инновационная стратегия, составляющие инновационной стратегии, творческое саморазвитие, профессиональное образование.
Актуальность обращения к проблематике выявления новых условий экспериментальной деятельности в расширенном образовательном пространстве по развитию креативности личности связана с тем, что в условиях современного общества творческое саморазвитие невозможно без учета мировых тенденций в образовании. Наиболее ярко эти направления проявляются с начала XXI в. в профессиональной школе в связи с подписанием Болонской декларации, открывающей возможности глобализации образования для творческого саморазвития и активного сближения молодежи разных цивилизаций.
На авторский взгляд, современный мировой экономический кризис детерминировал обострение множества глобальных проблем, порожденных реформированием социально-экономической сферы, изменением мировой системы ценностей, обусловил глобальные изменения в качестве жизни, качестве образования и личностном саморазвитии.
Единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., это модернизация и инновационное развитие, позволяющие обеспечить достойную жизнь всем российским гражданам. Решая эти стратегические задачи, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни [1, с. 1].
В условиях развития общества проблема инновационной стратегии и творческого саморазвития личности рассматривается не только как государ-
ственное направление российского образования, но и как вектор реализации стратегических целей в решении актуальных социально-экономических проблем во всем мире.
Современные тенденции развития образования актуализируют подготовку профессионала, конкурентоспособного в быстроизменяющихся рыночных условиях, творческого, способного к активному самосовершенствованию и саморазвитию, стремящегося к обучению и повышению квалификации, обновлению знаний и компетенций на протяжении всей жизни [2, с. 17].
Значимость инновационной стратегии по творческому саморазвитию личности определяется необходимостью формирования самостоятельных, мобильных, креативных и уверенных в себе личностей, что соответствует целям и задачам, представленным в приоритетных документах развития российского образования. Это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 г., «Федеральная целевая программа развития образования до 2015 г.», «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.», «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.», «Российское образование -2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.» и другие документы, востребованные при вхождении России в единое образовательное пространство [3-5].
Стратегическая цель государственной политики в области развития науки и технологий определена
в государственном документе 2015 г. как выход РФ к 2020 году на мировой уровень исследований. Также представлены основные направления деятельности государства по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему образования [4, с. 4].
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на этот же период, представлена стратегия субъектов образовательной деятельности. Одной из основных задач инновационного развития в сфере образования является создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, без которых затруднена реализация инновационной стратегии:
- способность и готовность обучающихся к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность обучающихся к критическому мышлению;
- способность и готовность обучающихся к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде в высококонкурентной среде;
- владение обучающимися иностранными языками для свободного бытового, делового и профессионального общения [5, с. 7].
Формирование представленных компетенций предполагает создание условий для свободы творчества и самовыражения, поощрение обучающихся, обладающих соответствующими личностными качествами и компетенциями.
Можно констатировать, что на основании Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., разработки новых целей, задач и содержания образования в современном обществе определяются тренды профессионального образования, позволяющие обновить и успешно реализовывать российские и зарубежные изыскания по творческому саморазвитию личности на ближайшее десятилетие:
- массовое обновление людей, деятельность которых осуществляется в высшем образовании (требуются преподаватели с успешным опытом работы, коммуникативные, реализующие проектные работы, привлекающие зарубежных преподавателей);
- изменение технологий обучения в соответствии с современными и социогуманитарными достижениями (предполагаются изменения в лекци-онно-семинарской модели обучения, приветствуется проведение в режиме опНпе-курсов, разработанных учеными университетов мира, востребована
реализация преподавателями активных методов и инновационных технологий обучения);
- обновление университетской инфраструктуры (планируется создание университетских кампусов для привлечения в российские вузы талантливых студентов и зарубежных профессоров);
- возникновение новой системы центров профессионального развития (подготовка высококвалифицированных специалистов в короткие сроки в условиях новой системы центров вместо традиционных образовательных учреждений) [5, с. 9].
Стратегия модернизации высшего образования и перечисленные тренды развития профессионального образования демонстрируют общность проблем и приоритетов развития образования в мире. Поэтому необходимо определить ключевые, на взгляд авторов, инновационные стратегии развития профессионального образования в России, которые, безусловно, вносят позитивные изменения в качество обучения и творческое саморазвитие личности:
- создание федеральных и национальных исследовательских университетов;
- расширение исследовательской работы в вузах;
- изменение отношения к человеческому ресурсу как основе реальных преобразований в инновационной деятельности вузов, связанных с обновлением содержания и технологий обучения;
- обновление университетской инфраструктуры;
- организация центров профессионального развития;
- использование механизмов оценки преподавателей с привлечением международного научного сообщества и ориентацией на показатели публикационной активности;
- международная интеграция и совершенствование измерительных материалов по оценке деятельности образовательных учреждений;
- эффективное стимулирование академической мобильности студентов и преподавателей, в том числе международной;
- включение характеристики международной академической мобильности в рейтинги образовательных учреждений;
- участие в фундаментальных исследованиях Российской Федерации, предусматривающее конкурсные механизмы и средства на институциональное развитие и др. [6, с. 90].
В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию РФ (2016 г.) В. В. Путин отмечает, что люди могут рассчитывать на обеспечение широких и равных возможностей для самореализации, воплощения в жизнь предпринимательских, творческих, гражданских инициатив, на уважение к себе, к своим правам, свободам, к своему труду;
будут твердо отстаиваться универсальные принципы как внутри страны, так и на мировой арене. Это принципы справедливости, уважения и доверия, свободы мысли и возможности открыто высказывать свою позицию [7, с. 90]. Безусловно, эти принципы, как подтверждают результаты нашей экспериментальной деятельности, будут продолжать успешно работать при реализации инновационной стратегии российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию личности [8-11].
Стратегическая ориентация общества на качественное изменение целей, содержания, результатов обучения и непрерывно обновляемый процесс образования обозначаются в России и за рубежом как инновационная стратегия.
В условиях реализации инновационной стратегии российскими и зарубежными участниками экспериментальной деятельности от творческого саморазвития личности зависит возможность сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны.
Творческое саморазвитие личности, способной принимать инновационные решения, преобразовывать современную действительность в реалиях профессиональной деятельности, становится доминантой и определяет содержание профессионального образования на современном этапе развития. Образование выступает как важнейший социальный институт, ответственный за процесс социализации и творческое саморазвитие личности, преемственность в обновленном мире, формирование условий для академической мобильности молодежи. Главной направленностью такого образования становится расширение образовательного пространства, формирование инновационного мышления, развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала студенчества, поиск новых подходов в решении современных проблем.
Сущностными характеристиками творческого саморазвития личности являются ценности, которые направлены на формирование потребности в профессиональном саморазвитии; специфика профессии творить себя; осознанное развитие личностных качеств и профессиональной компетентности; рефлексия опыта жизнетворчества. Творческое саморазвитие - это постепенное качественное изменение самосознания личности, формирование внутренней готовности к многократному раскрытию своей индивидуальности в разных видах образовательной деятельности.
Как известно, в настоящее время проблема творческого саморазвития личности, реализации инновационной стратегии по достижению этой цели является одной из важнейших в образовании. Возникает необходимость комплексно исследовать
составляющие, отражающие готовность и способность образовательной системы к реализации этой стратегии в современном образовании.
Это обусловило необходимость целостного осмысления педагогического инструментария ориентации российских и зарубежных вузов на инновационную стратегию по творческой активности обучающихся, развитие творческого мышления и, как результат, расширение образовательного пространства и создание образовательного продукта деятельности.
Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования предложены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12. 2012 г., глава 14, статья 105. Каковы же составляющие инновационной стратегии, которые мы реализовывали в сотрудничестве с зарубежными участниками экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию личности? Они совпадают с направлениями Федерального закона:
- развитие сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций;
- развитие международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования;
- привлечение иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- обеспечение взаимного признания и (или) квалификации;
- участие в соответствии с международными договорами в деятельности различных международных организаций в сфере образования;
- проведение совместных фундаментальных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
- проведение международных образовательных научно-исследовательских конференций, семинаров;
- обмен учебной, методической и научной литературой на двусторонней и многосторонней основе [3, с. 8].
Учитывая важность содержательного наполнения рассмотренных выше приоритетных документов развития российского образования, приведем примеры некоторых из обозначенных направлений и форм экспериментальной деятельности российских и зарубежных участников по творческому саморазвитию личности, которые являются составляющими инновационной стратегии.
Это прежде всего реализация концепции и педагогической технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие личности, использование инновационного потенциала расширенного образовательного пространства [10, с. 86]. В соответствии с реализацией
в образовательном процессе компетентностного подхода содержание будущей профессиональной направленности последовательно моделируется в разных формах учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности российских и зарубежных студентов. Важным является своевременная разработка и обновление учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, что обусловливает развитие личностных качеств и компетенций, активную включенность в разные виды образовательной деятельности, обеспечивая качественное обучение и конкурентоспособность на рынке труда в соответствии с ведущей идеей инновационного развития Российской Федерации.
Сотрудничество с российскими и зарубежными вузами, расширение образовательного пространства позволяют студентам, находясь в условиях состязательности, творчества и проблемной ситуации, выработать нестандартный подход к решению задач по достижению поставленных целей.
Проблемная ситуация выступает основной единицей содержания контекстного обучения во всей своей предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Примерами являются решаемые проблемные ситуации со студентами гуманитарных и технических направлений на факультетах психологии образования, технолого-экономиче-ском, физико-математическом, государственного и муниципального управления, истории и международных отношений [2, 10, 11].
Овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений в ходе индивидуального, совместного анализа разрешения проблемных ситуаций, студенты успешно развиваются как будущие творческие специалисты и как члены обновленного общества. Восполнение преподавателями вузов учебных дисциплин творческими заданиями для студентов позволяло наблюдать смену парадигмы «образование - преподавание» на «образование - творческое созидание» и подготовку человека-профессионала - творца [2, с. 109].
Следующей составляющей инновационной стратегии по творческому саморазвитию личности является реализация разных форм сотрудничества в условиях расширенного образовательного пространства. С целью проведения сравнительных исследований в области цивилизаций, культуры и образования России и США, востребованности в российском образовании исследовательских центров (лабораторий) в рамках различных организационных моделей, в Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) была создана российско-американская научно-исследовательская лаборатория «Цивилизация. Культура. Образование» (лаборатория), ученые которой успешно сотрудничают с преподавателями и студентами российских и зарубежных вузов.
Расширению международного научного сотрудничества в рамках лаборатории как одному из направлений инновационной стратегии по творческому саморазвитию личности способствовала разработка и реализация группой российских и американских ученых совместного инновационного проекта «Цивилизация и культура, сравнительный анализ развития ценностных ориентаций будущих педагогов». Направления совместного сотрудничества: научно-исследовательское, коммуникативно-информационное, учебно-экспериментальное, духовно-нравственное, здоровьесберегающее и изда-тельско-просветительское [10, с. 191].
В рамках проекта проводится диагностика обучающихся с целью выявления их ценностно-смысловых ориентаций, определения ценностей, которые успешно влияют на творческое саморазвитие, способствуют сближению интересов молодежи разных стран. Мы получили возможность личного участия в сравнении ценностно-смысловых ориен-таций для успешного творческого саморазвития у молодежи из вузов разных стран: Западный Мичиганский Университет (штат Мичиган); Университет Я. Бриггама и Университет Долина Юта (штат Юта); Университет ДеВрай (Округ Колумбия, г. Вашингтон); Кузбасская государственная педагогическая академия, Кемеровский государственный университет, Томский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Были выявлены и изучены ценности и потребности студентов в успехе в разных видах творческой деятельности, самооценка и взаимооценка ценности творческого саморазвития, мотивация к сотрудничеству с другими, «не такими, как «Я», проанализированы результаты реализации «Я-кон-цепции творческого саморазвития», что позволило определить возможность регулирования и коррекции поведения обучающихся. На основе теоретического анализа и ранжирования результатов для осмысленного самоизменения деятельности на созидание и творчество, расширения позитивного общения с целью коррекции ранговых предпочтений ценностей была выявлена динамичная система ценностно-смысловых ориентаций, возможность их формирования для успешного творческого саморазвития и активного сближения молодежи разных цивилизаций с учетом опыта российских и зарубежных исследований.
Эта система базовых ценностно-смысловых ориентаций включает: гуманно-нравственные ценности (внутренняя гармония, альтруизм, толерантность, мудрость, эмоционально позитивное отношение к себе, людям, миру), ценности сотрудничества (стремление к личностному и профессио-
нальному саморазвитию, способность к созданию научного проекта, обучению новым стратегиям поведения, стремление к максимальной творческой реализации в учебной и внеурочной деятельности, импровизация, интуиция и открытость к общению), ценности ориентации на творчество (стратегия творческого саморазвития, способность генерировать новые идеи, ценность творческого саморазвития, внутренняя мотивация на творческое саморазвитие, креативность, целеустремленность, автономность мышления, поведения и деятельности, высокий интеллектуальный уровень, наличие опыта решения творческих и исследовательских задач), социальные ценности (здоровье, свобода как возможность выбора, стремление к саморазвитию, стремление к самоопределению, умение преодолевать трудности, лидерство) [10, с. 78].
Масштабность исследования и количество российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию российских и зарубежных студентов (2 510 участников), умение творчески использовать полученные знания позволили открыть новые возможности обучающихся, констатировать рост их личностного потенциала. В контексте компетентност-ного подхода не столько знания, сколько осмысление и оценка опыта, умения творчески решать образовательные и жизненные задачи, способность применять полученные знания в различных ситуациях, осмысленный опыт творческой деятельности стали регулятором творческого саморазвития. Реализуемая инновационная стратегия в рамках лаборатории способствовала присвоению КузГПА статуса экспериментальной площадки Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» РАО, г. Москва, по теме «Инновационный потенциал образовательного пространства на творческое саморазвитие обучающихся в системе непрерывного образования» (Выписка из протокола Бюро Президиума РАО № 6 от 10.10.2012 г. по I направлению Плана фундаментальных исследований РАО; свидетельство о получении общественной аккредитации в РАО, рег. № А-18-17/133 от 11.10.2012 г., действительно до 31.12.2016 г.). Исследования продолжены в рамках вуза-правопреемника КузГПА - в НФИ КемГУ (приказ Минобразования России от 28.08.2013 № 999) [10, с. 91].
По результатам учебной и научно-исследовательской деятельности лаборатории, направленной на творческое саморазвитие обучающихся в поликультурной среде, были получены гранты: «Интертекстуальность текстов различных функциональных стилей в сравнительно-переводческом аспекте» / Грант ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-
2013 годы, Соглашение № 14.В37.21.0094); «Документация языка бачатских телеутов» / Грант общества SOAS ELPD, Университет Лондона; Фулбрай-та для сотрудников международных отделов вузов Fulbright-RIEA-2013 / Стажировка в университетах Индианы (штат Индиана) и Вайоминга (штат Вайоминг) по направлению «Международное образование», 2013 г. (Д. М. Токмашев) [12, с. 48].
Ежегодные научно-методические семинары российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности, международные и всероссийские научно-практические конференции, мастер-классы, дни науки, дни российской культуры, недели глобального образования, публикации монографий, учебно-методических пособий, научных статей, тезисов, защиты социально значимых проектов в режиме online являются составляющими инновационной стратегии по творческому саморазвитию. Например, научными изысканиями в области проектной деятельности для творческого саморазвития личности стал обмен опытом российских и зарубежных ученых и студентов в ходе следующих мероприятий:
- видеодискуссия с участием КузГПА, КемГУ, ТГПУ, ИРО РАО, КФУ, СибГИУ, ЮТИ ТПУ (Российская Федерация), Западного Мичиганского университета, Международного общества сравнительного исследования цивилизаций (США), тема «Современные требования к личностным качествам и профессиональным компетенциям обучающихся для творческого саморазвития личности»;
- научно-методический семинар с участием ТГПУ, КемГУ, СибГИУ, модератор из г. Неаполь, Республика Италия - Л. Сантопаоло, доктор филологии, профессор, г. Неаполь, по теме «Филология спасет мир: вклад филологических наук в управление международными конфликтами и улучшение межличностных отношений в обществе»;
- Международная научно-практическая конференция «Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса» с участием КемГУ, ТГПУ, ИРО РАО, СибГИУ;
- Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов, ученых «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения» с участием ТГПУ, Кем-ГУ, СибГИУ и др.
Обращение к зарубежному опыту способствует формированию инновационного мышления студентов, развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала, поиску новых подходов в решении современных проблем, стимулированию и позитивному изменению процессов взаимообогащения ценностей обучающихся из разных стран, которые при всех своих различиях оказывают огромное влияние на творческое саморазвитие личности и развитие цивилизации в целом [11, 13-16].
Таким образом, можно констатировать многообразие значимых приоритетов для российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию, отличающихся разнообразием ценностей и глубиной их понимания в зависимости от личностной значимости, смысла, который они вкладывают в личный опыт успешной творческой деятельности.
Содержательным наполнением инновационной стратегии российских и зарубежных участников экспериментальной деятельности по творческому саморазвитию личности является реализация современных трендов в профессиональном образовании.
Образовательная система каждой страны, опираясь на исторический опыт своего народа, в то же время позволяет изучить и творчески использовать инновационный потенциал и содержание образования зарубежных стран.
Это создает, с одной стороны, возможность повышения качества образования, формирования личностных качеств и компетенций, субъектной позиции личности через поиск общих эффективных путей сотрудничества, а с другой стороны, способствует укреплению национальной позиции на международном рынке образовательных услуг, удовлетворяя интересы современной молодежи разных стран в творческом саморазвитии личности.
Содержательным наполнением инновационной стратегии являются: концепция и педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие личности, расширенное образовательное пространство, обновление целей, задач и содержания современного образования в дидактическом обеспечении, разные формы организации межкультурного взаимообогащения: лаборатория, экспериментальная площадка, международные видеодискуссии, научно-методические семинары, инновационные проекты, международные научно-практические семинары, ма-
стер-классы и научные конференции, бинарные семинары российских и зарубежных ученых, подготовка совместных печатных научных трудов, стажировка за рубежом, защита диссертаций, дипломных и курсовых работ, творческих проектов.
Среди значимых результатов реализации инновационной стратегии деятельности российских и зарубежных участников по творческому саморазвитию личности можно также назвать получение грантов, дипломов, сертификатов, грамот по исследуемой проблеме, что, безусловно, способствует повышению мобильности, креативности и самостоятельности участников экспериментальной деятельности, формированию личностных качеств и профессиональных компетенций, распространению опыта сотрудничества ученых и презентации достигнутых результатов на международных мероприятиях, в печатных и электронных научных сборниках статей, учебно-методических рекомендациях и методических указаниях, монографиях.
Многолетняя педагогическая и научная деятельность позволяет констатировать, что российские ученые, имеющие значительный опыт и инновационный потенциал, могут и должны активно сотрудничать и презентовать успешный инновационный опыт образования, креативно используя прогрессивные идеи зарубежных ученых и педагогов-практиков с учетом национальных особенностей.
В этом и заключается основной смысл российского сотрудничества при реализации инновационной стратегии по творческому саморазвитию в контексте глобального образования. От уровня творческого саморазвития, приоритета личностных качеств и компетенций во многом будет зависеть качество обучения, конкурентоспособность обучающихся на рынке труда, успешная самореализация молодежи на всей планете, что соответствует ведущей идее инновационного развития Российской Федерации.
Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://base.garant.rU/6744437/#ixzz4W7GDthsh (дата обращения: 13.01.2017).
2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.
3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.zakonf.info/Zakon-on-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 16.01.2017).
4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. URL: http://base/ consultant.ru (дата обращения: 12.01.2017).
5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. URL: http:// www.rtpC.ru./node/506 (дата обращения: 12.01.2017).
6. Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф. Современная проблема профессионального образования: теория и практика // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Томск, 2013. С. 89-96.
7. Ежегодное послание Президента Федеральному Собранию РФ. URL: https://rg.ru/2016/12/01/poslanie-stenogramma. html (дата обращения: 12.01.2017).
8. Тарговски Э., Михальцова Л. Ф. Новые подходы к профессиональному образованию в США // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век: Всерос. науч.-практ. конф. Кемерово, 2014. С. 63-66.
9. Зинсер Р. Педагогика профессионально-педагогической подготовки в США // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 86-91.
10. Михальцова Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2011. 360 с.
11. Лощилова М. А. Организационно-педагогические условия непрерывной профессиональной подготовки будущих инженеров на основе сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=14815 (дата обращения: 17.01. 2017).
12. Токмашев Д. М. Категория пространства в шорском героическом эпосе: лингвокультурологический аспект // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. № 3. С. 40-58.
13. Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф., Даничкина Н. А. Профессиональное развитие студентов: теория и практика // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы IV Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. Томск, 2014. С. 53-57.
14. Воронин Б. С., Михальцова Л. Ф. Генезис феномена «ценность» в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке: II Междунар. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 2016. С. 365-371.
15. Воронин Б. С., Ляхер Л. А. Проектная деятельность как средство творческого саморазвития студентов вуза // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения: Всерос. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 2016. С. 391-396.
16. Куровский В. Н., Михальцова Л. Ф. Профессиональное образование: развитие ценностных ориентаций студентов в условиях глобализации и интернационализации образования // Профессиональное образование: проблемы и достижения: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2015. С. 85-90.
Куровский Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Михальцова Любовь Филипповна, доктор педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Воронин Богдан Сергеевич, студент, Кемеровский государственный университет (ул. Красная, 6, Кемерово, Россия, 650043). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.01.2017.
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-87-94
INNOVATION STRATEGY OF RUSSIAN AND FOREIGN PARTICIPANTS OF THE PILOT ACTIVITIES FOR CREATIVE SELF-DEVELOPMENT AS A MODERN TREND OF PROFESSIONAL EDUCATION
V. N. Kurovskiy1, L. F. Mikhal'tsova1, B. S. Voronin2
1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
2 Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation
The article actualizes the problem of implementation of innovative strategies for creative self-development of Russian and foreign students in vocational education, presents the content of the phenomena of «innovation strategy», «creative self-development», «vocational education», reveales modern trends of the Russian professional education, the importance and relevance of the innovation strategy in the process of modernization of Russian education based on priority documents of Russian education development. Considers the components of the innovation strategy: the implementation of the concepts and pedagogical technology of the formation of value orientations for creative self-development, expanding educational space, implementing different areas and forms of cooperation. The authors reveal the system of valuable and semantic orientations which includes: humane and moral values (internal harmony, altruism, tolerance, wisdom, emotionally positive attitude towards people and the world), cooperation values (aspiration to personal and professional self-development, ability of creation of a scientific project, training in the new strategy of behavior, aspiration to the maximum creative realization in educational and extracurricular activities, improvisation, intuition and openness to communication), values of orientation to creativity (the strategy of creative self-development, ability to generate the new ideas, the value for creative self-development, internal motivation on creative self-development, creativity, commitment, autonomy of thinking, behavior and activity, high intellectual level, experience of the solution of creative and research tasks), social values (health, freedom as a possibility of choice, aspiration to self-development, aspiration to self-determination, ability to overcome difficulties, leadership). The results of implementation of innovation strategies of Russian and foreign participants on creative self-development are provided.
Key words: innovation strategy, innovative strategy, creative self-development, professional education.
References
1. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola» [National educational initiative «Our new school»]. URL: http://base.garant. ru/ 6744437/#ixzz4W7GDthsh (accessed 13.01.2017). (in Russian).
2. Andreev V. I. Pedagogika vysshey shkoly [Pedagogy of higher education]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2005. 500 p. (in Russian).
3. Federal'nyy zakon RF «Ob obrazovanii vRossiyskoy Federatsii» [Federal law of the RF "On education in Russian Federation"]. URL: http://www. zakonf.info/zakon-on-obrazovanii-v-rf/ (accessed 16.01.2017) (in Russian).
4. Strategiya razvitiya nauki i innovatsiy v Rossiyskoy Federatsii do 2015 g. [Development strategy of science and innovation in the Russian Federation up to 2015]. URL: http://base/ consultant.ru (accessed 12.01.2017) (in Russian).
5. Strategiya innovatsionnogo razvitiya RF na period do 2020 g. [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020]. URL: http:// www.rtpC.ru. /node/506 (accessed 12.01.2017) (in Russian).
6. Kurovskiy V. N., Mikhal'tsova L. F. Sovremennaya problema professional'nogo obrazovaniya: teoriya i praktika [The problem of modern professional education: theory and practice]. Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya: materialy III Vseross. nauch.-praktich. konf. s mezhdunar. uchastiyem [Professional education: problems and progress: materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Tomsk, 2013. Pp. 89-96 (in Russian).
7. Ezhegodnoye poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu RF [Annual address of the President to the Federal Assembly of the Russian Federation]. URL: https://rg.ru/2016/12/01/poslanie-stenogramma. html. (accessed: 12.01.2017) (in Russian).
8. Targovski E., Mikhal'tsova L. F. Novye podkhody k professional'nomu obrazovaniyu v SShA[New approaches to vocational education in the USA] Professional'noye obrazovaniye i zanyatost' molodezhi: XXI vek: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Professional education and youth employment: the XXI century: All-Russian scientific and practical conference]. Kemerovo, 2014. Pp. 63-66 (in Russian).
9. Zinser R. Pedagogika professional'no-pedagogicheskoy podgotovki v SShA [Pedagogy of vocational teacher training in the USA]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom - Professional education in Russia and abroad, 2009, no. 1, pp. 86-91 (In Russian).
10. Mikhal'tsova L. F. Formirovaniye tsennostno-smyslovykh orientatsiy budushchikh pedagogov na tvorcheskoye samorazvitiye v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of value-semantic orientations of future teachers on creative selfdevelopment in conditions of continuous education]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2011. 360 p. (in Russian).
11. Loshchilova M. A. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya nepriryvnoy professional'noy podgotovki budushchikh inzhenerov na osnove setevogo vzaimodeystviya [Organizational-pedagogical conditions of continuous professional training of future engineers on the basis of network interaction]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 5 (in Russian). URL: http:// www.science-education.EN/EN/article/view?id=14815 (accessed: 17 January 2017).
12. Tokmashev D. M. Kategoriya prostranstva v shorskom geroicheskom epose: lingvokul'turologicheskiy aspekt [The category of space in Shor heroic epos: linguistic and cultural aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 3, pp. 40-58 (in Russian).
13. Kurovskiy V. N., Mikhal'tsova L. F., Danichkina N. A. Professional'noye razvitiye studentov: teoriya i praktika [Professional development of students: theory and practice]. Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya: materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Professional education: problems and achievements: materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Tomsk, 2014. pp. 53-57 (in Russian).
14. Voronin B. S., Mikhal'tsova L. F. Genezis fenomena «tsennost'» v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [The genesis of the phenomenon of "value" in the psycho-pedagogical research]. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya v XXI veke: II Mezhdunarodnaya nauchno-praktichekayakonferentsiya [Actual problems of economy and management in the XXI century: II International scientific and practical conference]. Novokuznetsk, 2016. Pp. 365-371 (in Russian).
15. Voronin B. S., Lyakher L. A. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo tvorcheskogo samorazvitiya studentov vuza [Project activity as a means of creative self-development of University students]. Nauka i molodezh': problemy, poiski, resheniya: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Science and youth: problems, searches, decisions. All-Russian scientific and practical conference]. Novokuznetsk, 2016. Pp. 391396 (in Russian).
16. Kurovskiy V. N., Mikhal'tsova L. F. Professional'noye obrazovaniye: razvitiye tsennostnykh orientatsiy studentov v usloviyakh globalizatsii i internatsionalizatsii obrazovaniya [Vocational education: the development of value orientations of students in the conditions of globalization and internationalization of education]. Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya: materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professional education: problems and achievements: materials of the V International scientific and practical conference]. Tomsk, 2015. Pp. 85-90 (in Russian).
Kurovskiy V. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Mikhal'tsova L. F., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Voronin B. S., Kemerovo State University (ul. Krasnaya, 6, Kemerovo, Russian Federation, 650043). E-mail: [email protected]