Научная статья на тему 'Комплексный подход к решению проблемы ценностей'

Комплексный подход к решению проблемы ценностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
816
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова Т. А.

В статье интегрируются философские, психологические и педагогические подходы к рассмотрению проблемы ценностей. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу, что формирование ценностного отношения к окружающей действительности должно осуществляться уже на начальных этапах развития личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex Approach to Solution of Value Problem

The article integrates philosophical, psychological and pedagogical approaches to consideration of the value problem. On the basis of the conducted research the author comes to the conclusion that the formation of value attitude to surrounding reality must begin at early stages of personality development

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к решению проблемы ценностей»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

Т. А. Серебрякова, доцент кафедры психологии Волжского государственного инженерно-педагогического университета

В статье интегрируются философские, психологические и педагогические подходы к рассмотрению проблемы ценностей. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу, что формирование ценностного отношения к окружающей действительности должно осуществляться уже на начальных этапах развития личности.

Коренные преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, привели к изменению не только экономических и политических условий жизнедеятельности общества, но и социокультурной ситуации в целом. Многое подверглось переоценке. По мнению В. А. Кутырева, между естественным и искусственным миром все сильнее обостряется противоречие, результатом которого являются «экспансия искусственного и вытеснение им естественных форм бытия»1. В итоге многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными. Не случайно в основополагающих государственных документах,, касающихся сферы образования, — Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Законе Российской Федерации «Об образовании» — одним из приоритетов образования называются общечеловеческие ценности.

Необходимо отметить, что проблема становления ценностных аспектов личности является проблемой междисциплинарной.

Методологической основой построения системы работы по формированию ценностей личности по праву считается тот опыт, который накоплен философией.

Проблема духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров — одна из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации. Еще древнегреческие мыслители, философы поднимали вопросы о воспитании духовного начала в каждом человеке. Основополагающими для многих наук стали сократовские рассуждения о смысле жизни, добре, красоте, истине; высказывания Платона о духовном как наивысшем в человеке; мысли Аристотеля о том, что духовное, а не материальное является истинным содержанием жизни человека; размышления Демокрита о ценности природы и жизни в целом. Идеи самоутверждения жизни и ответственности личности высказывались выдающимися мыслителями эпохи Возрождения (В. де Фельтре, Ф. Рабле, Т. Мором и пр.). Большое внимание проблеме ценностей уделяли и мыслители эпохи Просвещения. Центральную позицию в их учении о ценностях занимают идеи свободы личности, которая обусловливается моралью и разумом. И не случайно именно разум рассматривается базовой, отправной точкой этики, морали и ценностей.

Во второй половине XIX в. появляется особый раздел философии — аксиология. Учение о ценностях становится центральным учением философии как науки. В основе ценностного отношения к окружающему миру, по мнению одного из ярчайших представителей философии того времени — В. Виндельбанда, лежит «идеальное долженствование», под которым мыслитель понимает специфическое

© Т. А. Серебрякова, 2006

идеальное нормативное сознание. По убеждению ученого, всю деятельность человека обусловливают определенные обществом нормативы.

Дальнейшую разработку теория ценностей находит в работах современных философов (В. А. Василенко, П. С. Гуревич, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган,

В. П. Тугаринов, В. Н. Шилов и др.). Обращаясь к понятию «ценности», они в первую очередь пытаются определить его сущность и содержание. Так, О. Г. Дробницкий вслед за немецким философом Г. Лотце под ценностью понимает значимость чего-либо. С. Ф. Анисимов, П. С. Гуревич, А. Г, Здравомы-слов и др. ценностями называют явления природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически. Ученые рассматривают ценности как компонент культуры, всеобщую категорию, представляющую собой единство, синтез объективного и субъективного.

Раскрывая сущностные особенности, характеристики понятия «ценности», философы прослеживают его связь с понятием «оценка». В процессе установления значимости предметов, явлений окружающей действительности человек саму ценность подвергает оценке, т. е. он осознает степень соответствия данного предмета в первую очередь своим потребностям и определяет возможность их удовлетворения в конкретной ситуации. Эта оценка может меняться в связи с теми изменениями, которые происходят в потребностной сфере человека. Следовательно, возможна переоценка ценностей человеком, в ходе которой и устанавливается их истинность. В результате многократных, многоразовых оценок складываются нормы и принципы жизнедеятельности определенной социальной группы или даже всего общества.

Ценность и оценка как две категории, выражающие практическое взаимодействие субъекта и объекта, взаимообу-словливают, взаимоопределяют друг друга. В их взаимодействии и рождается оценочное суждение как установление

ценности. Приобщившись к культурноисторическому наследию, культурноисторическому опыту, человек может найти уже готовую, исторически сложившуюся систему ценностей и, оценив ее, принять как данное. Однако в процессе активной жизнедеятельности происходят переосмысление этой системы, ее трансформация.

Понятие «ценности» философы связывают и с понятием «ценностные ориентации», под которыми понимается перспективное отражение в психике и сознании человека социальных потребностей общества на конкретном этапе его развития. Именно ценностные ориентации, представленные в сознании человека идеалами, целями, интересами, потребностями, убеждениями, находят воплощение в поступках, определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее поведения

В исследованиях философов также раскрывается и вопрос о классификации ценностей. Так, О. Г. Дробницкий выделяет две основные категории ценностей: материальные и духовные2.

С. Ф. Анисимов предлагает следующую классификацию ценностей3:

1) человечество и человек;

2) природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства, — ценности материальной жизни;

3) различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство), — ценности социальной жизни;

4) научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы и идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей, — ценности духовной жизни и культуры.

При исследовании базовых основ ценностного отношения человека к окружающей действительности ряд философов (М. С. Каган, Т. В. Сохраняева, С. Г, Спа-сибенко и др.) обращаются к проблеме эмоционального и рационального компонентов ценностей. Так, М. С. Каган рассматривает вопрос о взаимосвязи ценностного отношения к окружающей действительности и знаний человека о мире. Ссылаясь на аксиологию, которая теоретически исследовала качественное отличие ценностного отношения к миру от отношения познавательного, автор отмечает: «...от знания нет практического пути к действию. Мотивационную роль в практическом поведении индивида могут играть только переживание, эмоциональное влечение, чувство»4.

Таким образом, исследования философов представляют собой не что иное, как методологическую основу последующего изучения данной проблемы, в частности психологами и педагогами.

Психологические аспекты вопроса о необходимости и возможностях формирования ценностных ориентиров личности находят отражение в работах таких известных западных ученых, как А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс,

В. Франкл, Э. Фромм и др. В их исследованиях ценности рассматриваются как необходимое условие самоактуализации личности, оптимизации межличностных отношений и, как следствие, гуманизации образования в целом.

Отечественные психологи (А. М. Архангельский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) раскрепощение духовных сил человека, воспитание личности, ценящей любое проявление жизни и активно участвующей в ее переустройстве, выделяли как центральную задачу работы с подрастающим поколением. По мнению С. Л. Рубинштейна, ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека»5. Ценности — это не то, за что платим, а то, ради чего живем.

Подобной точки зрения придерживается и А. М. Архангельский. Он отмечает, что люди ценят в предметах природы и культуры то, чем они служат человеку. Следовательно, в основе ценностного отношения лежит значимость объекта для субъекта. Субъективное отражение значимости фиксируется как польза, удовольствие, наслаждение, восхищение. Все это формы эмоционально-чувственной или рациональной оценки субъектом объекта удовлетворения потребностей, которая при всей ее объективности имеет и субъективный момент6.

Ценность есть материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека, объект или предмет, способный удовлетворять потребности личности, отвечать ее интересам. Ценности непосредственно включаются в жизнедеятельность человека, становятся частью его внутреннего мира. Не случайно категорию «ценности» ученые тесно связывают с категорией «отношение», употребляя понятие «ценностное отношение» (Б. Г. Ананьев,

B. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов и др.). Ценностное отношение рассматривается ими как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. В свою очередь, отношение к миру является важным компонентом сознания, оно взаимодействует со знаниями и деятельностью человека, в которых сознание формируется и находит непосредственное отражение.

Специфической особенностью ценностных проявлений отношения человека к миру ученые рассматривают его направленность на окружающий мир. Так,

C. Л. Рубинштейн центральной проблемой считал проблему бытия, сущего и места в нем человека. По мнению ученого, необходимо с первых лет жизни учить человека жить «в ладу» с окружающим миром, как жили наши предки, которые живо воспринимали и переносили его красоту в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд.

Исследователями также доказывается, что система отношений человека

к окружающему миру характеризует внутренний мир личности и является интегративным, комплексным, образованием. Отношение ученые определяют как сплав аффекта и интеллекта, подчеркивая, что процесс познания невозможен без связи с эмоциями и чувствами. От знания нет прямого пути к действию. Мотивационную роль в практическом поведении индивида могут играть только переживание, эмоциональное влечение, чувство.

Как полагают современные ученые, эмоции и чувства выполняют функцию специфических регуляторов поведения и деятельности, а способность человека управлять своим поведением, своим взаимодействием с окружающим миром служит основой его ценностного отношения к действительности.

Установлена связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений.

В психологических исследованиях становление ценностных компонентов личности рассматривается как процесс, непрерывно происходящий на протяжении всей жизни человека. «Постоянная в ходе жизни переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, изменения, перестройки его взаимоотношений с миром, прежде всего с другими людьми, с обществом», — отмечает С. Л. Рубинштейн7. При этом основы ценностного отношения к миру необходимо формировать уже на начальных этапах жизни человека.

Опираясь на выделенные выше философские и психологические позиции, педагогическая наука определяет технологические подходы к организации работы по формированию ценностей на разных этапах жизни человека.

Вопрос о сущностных характеристиках ценностей поднимался в трудах та-

ких классиков педагогической мысли, как В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, К. Д. Ушинский и пр. Последний в основе становления системы ценностей человека видел нравственные ценности и духовное воспитание. В его трудах именно нравственное воспитание рассматривается как база, основа развития личности. По мнению К. Д. Ушинского, воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к окружающей действительности должно опираться на историю народа, его традиции, национальный характер, язык и культуру.

Если в работах философов определены методологические подходы к рассмотрению обозначенной проблемы, а в исследованиях психологов раскрыты психологические механизмы формирования ценностного отношения как качества личности, то с педагогических позиций значимым аспектом исследуемой проблемы является разработка технологии формирования ценностей.

Вариативность образования, законодательно зафиксированная в Законе Российской Федерации «Об образовании» и положенная в основу модернизации всей системы образования, обеспечивает интенсификацию процесса технологического обновления этой системы. Максимально приближенными к задаче формирования ценностного отношения человека к миру выступают личностно ориентированный и гуманно-личностный подходы, а также технология сотрудничества. Ориентация в данных технологиях на ребенка как субъекта развития позволяет обеспечить условия для формирования у него социально значимых потребностей, интересов, взглядов и убеждений, социальных установок и мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций личности. Данные идеи нашли отражение в гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили, технологии авторской школы самоопределения

A. Н. Тубельского, авторской школе

B. А. Караковского и школе воспитания духовности Т. И. Власовой. Определен-

ное значение для формирования ценностных ориентаций личности имеют и педагогические технологии, базирующиеся на активизации и интенсификации деятельности учащихся, а также некоторые технологии развивающего обучения (В. Ф. Шаталова, Н. А. Зайцева, К. В. Маховой, Л. В. Занкова).

В педагогических исследованиях наблюдается тенденция синтеза понятий «ценности», «ценностное отношение» и «ценностные ориентации». Так, В. И. Кор-сунов отмечает: «Ценностная ориентация — это установка личности на социальные ценности, достижение которых невозможно без плана действий на будущее, без целеполагания... Благодаря ценностной ориентации человек имеет программу на будущее, личностный, социально обусловленный, осознанный план действий... Ценностная ориентация личности, вбирая в себя лишь предпочтительные отношения личности, оказывает влияние на формирование отношения к тем или иным ценностям»8.

Учеными также разрабатывался вопрос генезиса ценностного отношения личности к окружающему миру (работы Г. Н. Авхач, В. Я. Кисленко, Е. В. Суб-ботского и др.). Результатом таких исследований явилась идея о том, что становление духовно-нравственного потенциала личности, развитие ценностных ориентаций осуществляются на протяжении всей жизни человека. Вместе с тем основы ценностного отношения личности

к окружающей действительности должны формироваться уже на начальных этапах жизни, когда происходит становление нравственных, этических, эстетических качеств личности, ее ценностных ориентиров и смыслов жизни, развиваются эмоции и чувства человека.

Таким образом, теоретический анализ философских и психолого-педагоги-ческих исследований позволяет отметить, что учеными рассматриваются различные аспекты проблемы ценностей. Вместе с тем лишь комплексный подход к решению проблемы ценностей может обеспечить позитивные результаты ее решения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия / В. А. Кутырев Jf Вопр. философии..2001. № 8. С. 4.

* См.: Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблемы ценности и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. М., 1967.

* См.: Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Анисимов. М., 1970.

4 Каган М. С. Философия культуры / М. С, Каган. СПб., 1996. С. 236.

* Рубинштейн С. Л. Человек и мир: проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; под ред. Е. В. Шорохова. М., 1946, С, 359.

* См.: Архангельский Д. М. Социально-этиче-ские проблемы теории личности / JI. М. Архангельский. М., 1956.

''Рубинштейн С. Л. Указ. соч. С, 370.

8 Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности : сб. науч. тр. / под ред. В. С. Мухиной. М., 1981. С. 105.

Поступила 20.03.06.

ДЕВИАНТНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ

виктимности личности

//. Б. Назарова, доцент кафедры педагогики МГУ im. 77. 77. Огарева

В статье рассматриваются детерминанты девиантной виктимности современного подростка, причины конфликтов, возникающих в группах несовершеннолетних. Предпринята попытка интерпретации основных индикаторов виктимной личности.

Виктимология (от лат. victima — следующая феноменологию, закономер-

«жертва» и греч. logos — «понятие, уче- ности и механизмы деформирующего

ние») — новая отрасль психологии, ис- влияния на человека культурной среды,

6П. Б. Назарова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.