УДК 37.047 ЦЕННОСТЬ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ДОМИНАНТА ОРИЕНТАЦИИ
Скрипова Н.Е.
В статье определены существующие подходы к трактовке понятий «ценность». На их основе выработана собственная позиция по поводу понимания данного термина. Рассмотрены классификации ценностей, на этом основании установлено, что рабочие профессии как ценность является одним из структурных компонентов базовой национальной ценности «труд», которые определены Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ключевые слова: ценность; классификация ценностей; ценность рабочей профессии; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; федеральные образовательные стандарты общего образования.
VALUE OF WORKING TRADES AS THE SOCIAL DOMINANT OF ORIENTATION
Skripova N.E.
In article existing approaches to treatment of concepts "value" are defined. On their basis own position concerning understanding of the given terms is developed. Classifications-bases of values are considered, on this basis is established that value of working trades is one of structural components of base national value «work and creativity».
Keywords: value; classification of values; value of a working trade; the Concept of spiritually-moral development and education of the citizen of Russia; federal educational standards of the general education.
Отличительной особенностью современных социокультурных процессов, происходящих как в обществе, так и в образовании обозначается как время смены ценностных ориентиров. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо подвергается сомнению [3]. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определены основные задачи, направления и базовые ориентиры развития системы образования, на основании которых сформулированы «ценностные ориентиры общего образования», конкретизирующие общие образовательные установки.
Ценности играют важную роль в жизни человека и общества и их развитие, на наш взгляд, главная задача направленной социализации или по большому счёту главная цель образования.
Учитывая контекст нашего исследования, считаем необходимым конкретизировать определение понятия «ценность»:
- ценности - это органическое единство существования и смысла, определяющее наше отношение к абсолютной полноте жизни [7, с. 7];
- ценность - это некий личностный смысл, структурный элемент процессов сознания и деятельности человека [2];
- ценности, или жизненные смыслы, выражают ценностное отношение человека к миру, его сущностные силы [8];
- ценность - категория, возникающая в результате «внутреннего оценивания» и способствующая мотивации поступков и действий человека [9].
Для нашего исследования по развитию у обучающихся ценностной ориентации на рабочие профессии в большей степени подходит понимание ценности как смысла, так как связь ценности со смысловой сферой личности
не противоречит современной парадигме образования.
В соответствии с этим в нашем исследовании за основу примем позицию В. П. Плотникова и вслед за ней под ценностью будем понимать категорию, возникающую в результате внутреннего оценивания и способствующую мотивации поступков и действий человека, объединяющим началом которых является смысл.
Важный вопрос нашего исследования - классификация ценностей, так как данное рассмотрение позволит нам очертить границы ценностей, определить их иерархию, выделить наиболее значимые.
Подчеркнем, что невозможно расположить ценности в порядке их важности, потому что любая такая попытка включает элемент субъективного характера и в какой-то мере относительна. При этом классификация ценностей может проводиться по разным основаниям: по формам общественной жизни и её потребностям; направленности и содержанию ценностей; удовлетворению потребностей субъекта.
Разумеется, ни одна классификация ценностей образования не может быть единственно возможной, но значимость ее состоит в том, что предлагается альтернатива для возможных выборов аксиологических ориентиров в педагогике. Поэтому приступим к их рассмотрению и осмыслению.
При рассмотрении данного аспекта проблемы обратимся к некоторым позициям философов. О. Г. Дробницкий выделяет материальные и духовные, производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические и религиозные ценности [4, с. 462], В. П. Тугаринов классифицирует ценности жизни и ценности культуры [15, с. 23]. Общечеловеческие, непреходящие, высшие ценности, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей и небольшую группу их антиподов (антиценностей) систематизирует С. Ф. Анисимов [1, с. 43-44].
Кроме того, в современной научной мысли мы находим ценности: земля,
отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек (В. А. Караковский) [5]; истина, жизнь, мировая культура, свобода и права личности, обучение и сотрудничество (Н. С. Розов) [14]; Человек, Жизнь, Познание, Красота, Труд, Отечество (А. В. Кирьякова) [6]; малой родины, отечественные, родного очага, сугубо личностные (В. Т. Фоменко, И. Ю. Кулагина) [16, с 45-46]; базовые национальные ценности [3, с. 18] и др.
Анализ литературы даёт нам основание определить общечеловеческие ценности как нравственные идеалы, выработанные человечеством в ходе исторического развития всех народов, соответствующие интересам народов и одновременно предполагающие сохранение возможностей полноценного развития каждой человеческой личности. Далее анализ литературы показывает, что национальные ценности можно определить как нравственные категории, признанные данной этнической общностью, которые носят относительно самостоятельный характер, выражают духовный склад предков, проявляются во всех сферах общественной жизни, передаются от поколения к поколению в процессе обучения и воспитания. Исходя из изложенного выше видно, что проблема сочетания общечеловеческого и национального в вопросе о ценностях является важной для педагогики, а в настоящее время в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены только базовые национальные ценности.
Анализ классификаций показал, что никто из авторов не выделяет рабочие профессии как ценность. При этом изучение указанных выше работ показывает, что труд и творчество как основа человеческого бытия указываются исследователями в ряде классификаций. Но мы утверждаем, что с точки зрения принятого в качестве рабочего определения ценности, такой объект как рабочие профессии полноправно можно отнести к категории ценностей. Попытаемся это обосновать. Действительно, рабочие профессии представляют собой некие явления, имеющие то или иное смысловое значение категории «труд» как «вечное естественное условие человеческой жизни». «Рабочие
профессии» как понятие включает в себя, по нашему мнению, три основные стороны - отношение к труду рабочего, жизненная необходимость и внутренняя сторона взаимосвязи личности и общества. Следовательно, рабочие профессии важны с точки зрения полноценного и всестороннего развития социально ответственной личности.
Иными словами, рабочие профессии имеют вполне определенную значимость, важность для любого человека. Легко заметить, что здесь в явном виде проявляются основные признаки категории «ценность». Уже на этом основании можно утверждать, что рабочие профессии являются ценностями. Кроме того, рабочие профессии представляют собой вполне определенную ценность как смысл, которая способна регулировать деятельность человека.
Далее в качестве приемлемых ориентиров, позволяющих говорить о возможности сущностного определения нового вида ценности - ценность рабочих профессий, значительный интерес представляют базовые национальные ценности, декларируемые Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, которая в свою очередь является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [3, с. 18].
Анализ документов и материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования показал, что критерием систематизации базовых национальных ценностей выступили «источники нравственности и человечности», то есть те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений» [17, с. 18]. Так, в Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России, выделяются базовые национальные ценности [17, с. 18], которые «не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание, весь уклад школьной жизни, всю
многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина» [17, с. 22]. На наш взгляд, базовые национальные ценности во многом созвучны с общечеловеческими ценностями. Также мы находим, что в представленной классификации ценностных категорий, смешивающей различные виды ценностей (гражданские, гуманистические, демократические, общекультурные, интеллектуальные, личностные, нравственные общечеловеческие, социальные, эстетические ценности) была выстроена социализация обучающихся в результате попытки их согласования, а также совмещения сфер самоопределения и самореализации личности. В этом плане целесообразно обратиться к Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования; Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Особый интерес для нашего исследования имеет такой аспект, что Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В основу данной программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Она должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и должна содержать перечень планируемых результатов воспитания [10, с. 27]. Ключевое место в документе занимают пять направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,
одним из которых является «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни» и определены основные виды ценностей [13, с. 6].
Далее в Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования и Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования представлены такие направления как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [11, с. 14; 12, с. 26]. Для нашего исследования актуально то, что обе программы должны быть построены на основе базовых национальных ценностей российского общества и обеспечивать достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы; формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательная организация, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений [11, с. 17; 12, с. 30].
Следовательно, возможно, на наш взгляд, при конкретизации базовой национальной ценности «труд и творчество» учитывать ценность рабочих профессий, способствующей развертыванию внутреннего богатства каждого человека и социальному прогрессу человечества, являясь основой равноценности, основой социально ответственной личности, то есть социальной доминанты, которая не противоречит позиции национального воспитательного идеала как «высшей цели образования» и будет способствовать созданию «продуктивного истеблишмента», или экономической системы, обеспечивающей эффективное функционирование всех экономических механизмов в «мировой общности».
Следовательно, в качестве вывода можно заключить, что осознание
обучающимися ценности рабочих профессий как социальной доминанты не противоречит позиции национального воспитательного идеала и может являться структурным компонентом базовой национальной ценности «труд».
Список литературы
1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
2. Вязников Л. Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 88-98.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
4. Дробницкий О. Г. Ценность // Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970. Т. 5.
5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: НМО «Творческая педагогика»: «Новая школа», 1993. 80 с.
6. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: [б. и.], 1996. 188 с.
7. Лосский Н. О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. 864 с.
8. Настольный энциклопедический словарь: в VIII т. / Четвёртое перераб. издание товарищества А. Гранат и К°, бывшее Т-ва А. Гарбель и К°. М., 19001901.
9. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Изд-во Уральской государственной юридической академии. 1996. С. 193-224.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2007. № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010. № 1S97 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012. № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2010. 191 с.
14. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования (Основания реформы гуманит. образования в высш. шк.): тр. исслед. центра. М.: Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов, 1992. 154 с.
15. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленинград. Гос. Ун-та, 196S. 124 с.
16. Фоменко В. Т., Кулагина И. Ю. Система ценностей современного школьника // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 1997.
17. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 142 с.
References
1. Anisimov S. F. Duhovnye cennosti: proizvodstvo i potreblenie [Cultural wealth: manufacture and consumption]. Moscow, 19SS. pp. 253.
2. Vjaznikov L. F. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, no. 4 (2002): SS-
9S.
3. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia]. Moscow, 2009. pp. 24.
4. Drobnickij O. G. Cennost' [Value]. Moscow, 1960-1970.
5. Karakovskij V. A. Stat' chelovekom. Obwechelovecheskie cennosti -osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa [To become the person. Universal values - a basis of complete teaching and educational process]. Moscow, 1993. pp. 80.
6. Kir'jakova A. V. Teorija orientacii lichnosti v mire cennostej [The theory of orientation of the person in the world of values]. Orenburg, 1996. pp. 188.
7. Losskij N. O. Cennost' i Bytie [Value and Life]. Kharkov, 2000. pp. 864.
8. Nastol'nyj jenciklopedicheskij slovar' [The desktop encyclopedic dictionary]. Moscow, 1900-1901.
9. Plotnikov V. I. Cennostnyj mir cheloveka i ego sud'ba [The valuable world of the person and its destiny]. Ekaterinburg, 1996. pp. 193-224.
10. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot
06.10.2007. № 376 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obwego obrazovanija [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 10/6/2007. № 376 «About the statement and introduction in action of the federal state educational standard of the initial general education].
11. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot
17.12.2010. № 1897 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo
gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obwego obrazovanija [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12/17/2010. № 1897 «About the statement and introduction in action of the federal state educational standard of the basic general education].
12. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot
17.05.2012. № 376 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obwego obrazovanija [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 5/17/2012. № 376 «About the statement and introduction in action of the federal state educational standard of the average (full) general education].
13. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Nachal'naja shkola [An approximate basic educational program of educational institution. Elementary school]. Moscow, 2010. pp. 191.
14. Rozov N. S. Kul'tura, cennosti i razvitie obrazovanija (Osnovanija reformy gumanit. obrazovanija v vyssh. shk.) [Culture, values and a development of education (the Bases of reform of arts education at the higher school)]. Moscow, 1992. pp. 154.
15. Tugarinov V. P. Teorija cennostej v marksizme [The theory of values in Marxism]. Leningrad, 196S. pp. 124.
16. Fomenko V. T., Kulagina I. Ju. Sistema cennostej sovremennogo shkol'nika [System of values of the modern schoolboy]. Rostov on Don, 1997.
17. Fundamental'noe jadro soderzhanija obwego obrazovanija (proekt) [A fundamental kernel of the maintenance of the general education (project)]. Moscow, 2009. pp. 142.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Скрипова Надежда Евгеньевна, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
ул. Красноармейская, д. 88, г. Челябинск, 454091, Россия nscripova@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Skripova Nadezhda Evgenevna, deserved teacher of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences, managing chair of elementary education
Chelyabinsk institute of retraining and improvement ofprofessional skill of educators 88, Krasnoarmejsky street, Chelyabinsk, 454091, Russia nscripova@mail. ru
Рецензент:
Ильясов Д.Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»