УДК 100.42 С.В. Тимофеева
К ВОПРОСУ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛА
В статье рассматривается актуальная ценностная проблематика, которая традиционно сопряжена с проблемой идеала, поиском личностью идеального, выступая явлением ее духовной жизни. Идеал характеризуется как ключевая ценность, подчеркивается роль ценностей в качестве базового структурного компонента личности. Содержание идеала связано с жизненным и культурным опытом личности, дается краткий исторический экскурс в понятие «ценности», классификация и типология ценностей в науке. Обозначается необходимость формирования в развивающейся личности культурных идеалов, облагораживания социума ценностями культуры.
Ключевые слова: ценности, идеал, ключевая ценность, классификация ценностей, типология ценностей, культурный идеал, духовно-творческие ценности.
S.V. Timofeeva
TO THE QUESTION OF VALUES AND IDEAL INTERCONNECTION
The article analyses the actual value problems, which are traditionally connected with the problems of the ideals, the search by the person of the ideal things being the phenomena of the person's spiritual life. The ideal is characterized as the key value. The role of the value as the person's basic structural component is emphasized. The content of the ideal is connected with vital and cultural experience of the person. Short historical digression in the concept «value», classification and typology of the value in science are given. The necessity of the cultural ideal formation in the developing person, social man ennoblement by means of culture value is emphasized.
Keywords: value, ideal, key value, value classification, value typology, cultural ideal, spiritual-creative value.
«Мы знаем, что идеалы не могут существовать в действительном мире; мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности...»
И. Фихте
Система образования, культура кардинально влияют на ценностную составляющую развивающейся личности, ее приоритеты и идеалы. Образованный человек - сегодня это не столько «человек знающий» (даже со сформировавшимся мировоззрением), сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в социуме, сложных проблемах современной культуры, духовно готовый к встрече с ее ценностями, способный грамотно выбирать ценности, нацеленный на творческую мыследеятельность, отстаивающий свои ценностные позиции, имеющий Идеал, осмысливающий свое место в Школе жизни, свое эволюционное предназначение.
Образованный человек является и культурным: понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на диалог, понимает ценность не только собственной независимости, но и чужой, терпим и толерантен к Другому. Образованный человек должен быть человеком высокой, даже элитарной культуры (способный на возделывание себя, на нелегкий постоянный труд души). Образование формирует ценностные ориентации личности и идеалы, которые с развитием культуры видоизменялись. Ш.А. Амона-швили обозначает смысл идеала предельно кратко - «Способствовать становлению, развитию, воспитанию Благородного Человека» [1], что достигается в процессе ориентирования личности на лучшие ценности, обогащения ее высокими образцами культуры.
Учеными подчеркивается социальная природа ценностей, именно ценности выделяются в качестве базового структурного компонента личности. Педагогическая аксиология (Сластенин В.А., Чижакова Г.И.) разработала теоретические положения [15; 19], где важным обозначена последовательность формирования ценностной триады в ее диалектическом единстве: ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение. Ученые подчеркивают ценность рефлексии смысложизненных вопросов с позиций позитивно-созидательных ценностей, влияние качественного выбора ценностей на формирование ценностных ориентаций личности, на уровень ее образованности, развитие духовного, нравственного и творческого начал, влияние на ценностные результаты деятельности.
Ценности выступают смыслообразующим моментом жизни людей (Анисимов С.Ф.); именно ценности задают ориентацию на будущее, являясь базовым структурным компонентом личности (Гинзбург М.Г.); содержание ценности обусловлено культурными достижениями общества, в ценностях выражается мера и качество духовного богатства личности (Здравомыслов А.Г.); ценности в психологии выступают центром духовного развития личности (Ананьев Б.Г.). Подчеркнем одно важное утверждение о том, что ценности, декларируемые образовательной сферой, должны презентования и поддерживаться социальным окружением, обществом, в противном случае ценности утрачивают для личности свою значимость (Никандров Н.Д.), постепенно исчезая (размываясь) из поля ее сознания как невостребованные, не актуальные для личности. Ясным в этом случае становятся целостное соотнесение, взаимосвязь теоретических положений об образованности личности, ее ценностных приоритетах, практическом воплощении их в реальной жизни, необходимость облагораживания и окультуривания социума ценностями культурными, позитивно-созидательными.
Анализ философской категории «ценность» показывает, что данное понятие выступает в качестве общенаучной категории: как родовое используется в философии, этике, социологии, психологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы, выступающих эталоном должного, целевого. Ценность является одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, выступая культурным образцом, условием полноценного бытия личности; то, к чему личность стремится, относится с уважением, признанием; то, что предпочитает; то, что отвечает ее потребностям, интересам, намерениям, целям, планам (или группы людей). Ценности - обобщенные и устойчивые представления о предпочитаемом, о благе. Термин «ценность» употребляется в двух смыслах: предметном (результат человеческой деятельности, здания, книги, музеи и т.д.) и субъектном (форма внутренней жизни человека, его определенное психологическое состояние).
Ученые отмечают взаимосвязь ценностей с мировоззрением, жизненной позицией личности, задающих систему приоритетов, играющих главную роль при анализе механизмов целеполагания и долженствования (Каган М.С., Лэнгле А., Равкин З.И., Розов Н.С., Тугаринов В.П.), в них отражается отношение человека к чему-либо, к кому-либо. Ценности произведены от соотношения мира и человека (Рубинштейн С.Л.), выражая то, что создает человек в процессе истории, в процессе «культурно-исторического творчества» (Лукин
Н.Н.), то, что значимо для человека. Ценности реализуются, воплощаются в воспитании и связываются с педагогической деятельностью, выступают вектором развития человека, его стремлением к миру совершенного, идеального, возвышенного. Целенаправленно изучением ценностей занимается философская наука аксиология (от греческого «ах1а» - ценность), которая не дает однозначной трактовки понятия «ценность». Только сам Человек несет ответственность за сделанный им выбор ценностей.
Краткий исторический экскурс показывает, что понятие «ценности» становится центральным понятием различных философских теорий и концепций, претерпевая различные толкования: Платон за основу ценностей принимает Божественный авторитет; Аристотель вводит понятие «высшее благо», называя высшим благом «разумную деятельность души», отвечающую предназначению человека. Все остальное, по мнению философа, имеет смысл и ценность для человека только относительно такого высокого понимания. Г. Лотце рассматривает ценность как основание нравственности, Ф. Брентано и Э. Гуссерль развивают эту традицию, подчеркивая, что обязанность человека разумного, мыслящего, нравственного заключается в необходимости завершать реальный мир надстраиванием должного, целевого, совершенного, идеального. По Им. Канту, ценность есть жесткое предписание, закон, повеление (императив) в противоположность личному принципу (максиме), выражает безусловное, неуклонное долженствование. В современной аксиологии и этике высшее благо называют идеалом, и традиционно ценностная проблематика связывается с проблемой идеала, поиском личностью идеального. Учеными также отмечается, что система ценностей и идеалов есть явление духовной жизни личности. Н. Гартман вопрос о сущности ценности относит к метафизическим, иррациональным, никогда неразрешимым проблемам. Постепенно императив действий (категоричность, жесткость, некая авторитарность) сменяется личностным выбором ценностей, акцент переносится на личность, дополняется рефлексивным компонентом: ценности получают многообразную, более гибкую трактовку, и на каждого че-
ловека как субъекта собственной жизнедеятельности возлагается серьезная ответственность за выбор ценностей. Направленность личности на более высокие по качеству ценности характеризует ее моральный, нравственный выбор, моральный характер действий, выступая критерием общего уровня развития культуры личности.
Классификация и типология ценностей в науке различна. Гуманистическая психология (Маслоу А.) выделяет экзистенциально-бытийные ценности как ценности полноты бытия - добро, красота, справедливость, правдивость, самодостаточность, подчеркивая при этом умение личности отдавать, дарить ценности миру, окружающим людям, связывая ценности с переживанием, чувствованием их. В. Франклом выделяются три категории ценностей: ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях («созидательные»); ценности, реализуемые в переживаниях («ценности переживания»), проявляющиеся в благоговении перед произведениями искусства, природой, в чувстве любви; «ценности отношения», которые человек обязан реализовывать при любых (даже сложных) жизненных условиях и обстоятельствах.
Ценности имеют видовую специфику, классификация и типология их различна: общечеловеческие, гуманистические, национальные, нравственные, этнические, духовно-значимые, эстетические, этические и другие ценности; индивидуальные, групповые, корпоративные и другие. Среди значимых ценностей ученые выделяют базовые человеческие ценности: ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, целеустремленности и так называемые добродетели - «кардинальные добродетели», из которых, по Платону, вытекают все остальные (мужество, благоразумие, справедливость, мудрость). Отечественные ученые подчеркивают социальную природу ценности, характеризуя ценность как важнейший фактор, регулирующий мотивационно-потребностную сферу личности, ее поведение, деятельность; фактор, выступающий детерминантой принятия личного решения. Педагоги определяют ценности как социальные и культурные доминанты, ориентация на которые формирует в личности высоконравственные потребности и осмысленные («философские» по Бахтину М.М.) поступки, отмечается также важность ценностей для понимания ключевых механизмов социализации личности. Следует отметить, что система ценностей подвержена постоянным изменениям, обусловлена эволюцией ценностей, содержащихся в общечеловеческой культуре, посредством ценностей связываются и различные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее). В «пирамиде ценностей» (Маслоу А.) базис образуют бессознательно осуществляемые витальные ценности: воля к жизни, потребность в пище и другие. На вершине располагаются значимые, универсальные ценности - святыни убеждения, мировоззрения, деятельности, поведения. Теоретико-методологическое значение категории «ценность» особенно значимо для психо-лого-педагогической науки, педагогической деятельности, практики, поскольку именно педагогика целенаправленно, системно занимается воспитанием и формированием личности, ее приоритетов и идеалов.
Ценностная проблематика традиционно сопряжена с проблемой Идеала, поиском личностью идеального (Тугаринов В.П.). Понятие «идеал» (нравственный идеал) приобретает важное значение в христианской морали, когда человек постепенно начинает осознавать глубокое противоречие-дисгармонию между должным и действительностью, и высокий образ морально совершенной личности - Иисус Христос - противопоставляется несовершенству простых смертных. Концепцию идеальной личности разрабатывают Ж. Мелье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье. Идеалом признается высший образец духовной и физической красоты, истины, добра, реальностью идеала выступает Прекрасное.
По мнению В.Н. Сагатовского, «система ценностей и идеалов есть явление духовной жизни» личности. По определению В. Даля, идеал является началообразом, первообразом. Идеал в аксиологии и этике называют «высшим благом». Философский энциклопедический словарь объясняет понятие «идеал» (от греческого - идея, прообраз) как «лучший образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель деятельности, стремлений. Э.В. Ильенков (ему в российской философии принадлежит бесспорная заслуга в возрождении проблемы идеального) пишет, что «идеал - представление о совершенстве, идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления». Идеалы, живые и действенные высокие представления и цели, могут приобретать для человека большую практическую силу; по Канту, они, хотя и «недостижимый первообраз», все же дают необходимую образцовую правильную меру разуму. Идеал - это есть некая совершенная модель действительности, где на первый план выдвигаются универсальные основания человеческих суждений, решений, поступков, указывается конечная цель воспитания и самовоспитания личности. Идеал есть «моральное высшее» (Ленин В.И.), «образ нравственно совершенной личности» (Дробницкий О.Г.) [7]. Это представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие нравственные качества (добродетели) (Гусейнов А.А.). Им. Кант впервые вводит в теорию понятие идеала, справедливо считая, что вне целеполагания идеал не может быть сформирован.
Идеал способен выполнять роль ключевой ценности - считает В.М. Видгоф [5, 100], он дает возможность человеку утвердить свою человеческую меру, выразить свою человеческую сущность [там же]; именно диалектическое «соотнесение реальности с идеалом ... лежит в основе эстетического освоения действительности» человеком - считает М.С. Каган. По Им. Канту, идеал есть «регулятивный принцип разума», и связан с развитым рефлексивным сознанием (равно индивидуальным, так и общественным), сознанием как проявлением человеческого отношения к миру. Категория «идеал» для деятельности человека выступает основной детерминантой его потребностей, целей и смыслов [3; 7; 13], «.в зависимости от ценностных ориентиров выстраивается вся жизненная позиция субъекта, как в стратегическом, так и в практическом отношении. Осознание ключевых ценностей создает возможность для оценки, то есть соотнесения реального с должным». «В идеале, с точки зрения субъекта, всегда выражена мера человеческих мироотношений. Идеал, снимая в себе противоречия сущего, желаемого и должного, выступает для человека высшим образцом (ценностью), высшим критерием (мерой) и высшей целью» - утверждает В.М. Видгоф [5].
Основная форма существования идеала - конкретно-чувственный образ, вырастающий из «живого созерцания»: «Идеал - наглядно созерцаемый образ цели» (Гегель). Образ этот часто неопределенен -идеал есть обобщение человеком увиденного, пережитого, он подлежит опредмечиванию или духовной объективации. Процесс обобщения человеком увиденных явлений, суммирование их происходит на бессознательном уровне. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К.). Преобразование, осмысление увиденного совершается человеком в процессе культурной деятельности, детерминированной потребностно-мотивационной сферой, умственными образами, признаваемыми ценностями. Только в процессе человеческой деятельности мозг человека становится субстратом (носителем) Идеального (идей, идеалов). Идеал - форма, существующая лишь в индивидуальном сознании человека, вне человека и помимо человека идеала и идеального нет (Ильенков Э.В.). Идеальное охватывает весь круг явлений субъективной реальности, это всякое знание, существующее в форме субъективной реальности., которое стремится преодолеть наличное бытие. Идеальное заключает в себе импульс движения и разви-тия.соотнесено с будущим результатом деятельности» (Алексеев П.В., Панин А.В.). Им. Кант считает идею необходимой целью, которую следует ставить себе как прообраз для некоего максимума, стремясь как можно больше приблизить к ней состояние действительности. «Человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе» - утверждает и Ф.М. Достоевский - глубокий писатель-аналитик, исследователь самых сложных экзистенциально-психологических состояний человека.
Многообразие форм активности человека и его жизнедеятельности предполагает, что индивид может иметь несколько идеалов, которые отражают основной круг его интересов: общественный, эстетический, религиозный, научный и другие. Человек в процессе рефлексии обдумывает тот культурный образ-идеал, культурный образец, которому хочет соответствовать в жизни и деятельности: «...предстояние идеалу необходимо человеку» (Фельдштейн Д.И.). Идеал близок той личности, у которой развита эмоциональночувственная сфера, привиты избирательность и чувство вкуса к добродетелям, воспитана сердечность, утонченность. Идеал учит подражать избравшим в качестве ориентиров ценности добра, справедливости, красоты, чести. Идеал лежит в основе формирования мировоззрения личности.
Различают личные и общественные идеалы, которые на протяжении развития культуры, смены общественных формаций усложняются или наоборот - упрощаются. Содержание идеалов связано с образом жизни людей, с их жизненным и культурным опытом, идеал может выступать призывом к моральному совершенствованию человека вообще, воплощая в себе определенные исторические устремления людей. Каждая эпоха формирует свои представления об идеале человека, однако это представление не является абсолютом, поскольку разные общности культивируют свои представления об идеале. Но одно несомненно: «Идеал культуры должен быть высок, труден, чтобы разбудить и напрячь все духовные силы» человека (Федотов Г.). Идеал может представляться результатом обобщения норм и правил. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом и целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут выступать значимыми ценностями для человека, а связанные с ними взгляды, убеждения - ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.
В качестве идеала может выступать подлинный или литературный герой, моральный авторитет, конкретная историческая личность, в которой наиболее полно воплощены ценные черты и качества. Идеалы молодых и старшего поколения могут совпадать, но чаще отличаются. Идеал играет важную роль в формировании самосознания личности, выступает в качестве мотивов самовоспитания, самоизменения, способствует формированию ее лучших духовных качеств - в этом случае идеал содержит программу работы по са-
мопознанию, способствующей достижению соответствия человека идеальному образу. Уровень нравственного, духовного состояния общества диктует человеку выбор идеала: кризис ценностей сказывается и на выборе идеала. В то время, когда большинством молодых потеряны позитивные ценностные ориентиры, понимание и выбор высшего Идеала представляется особенно важным: «Святые истины - святые имена» (Сухомлинский В.А.) помогают человеку устоять среди всех внешних (порой разрушительных) перемен.
Исходя из всего вышеизложенного, становится ясно, насколько важно именно образованию формировать в развивающейся личности культурные идеалы, ориентировать на ценности возвышенные, способствующие развертыванию богатейшего ресурса-потенциала («духовно-творческого» по Игнатовой В.В.) [9]; все это в комплексе через время даст позитивные нравственные всходы в социокультурном пространстве жизни.
Литература
1. Амонашвили, ША Школа Жизни / ША Амонашвили. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 144 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2000. - 351 с. (Серия «Памятники психологической мысли»).
3. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1988. -178 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.
5. Видгоф, В.М. Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики) / В.М. Видгоф. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2005. - 252 с.
6. Гинзбург, М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Г. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 44-53.
7. Дробницкий, О.Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий. - М.: Мысль. - 1985. - 235 с.
8. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. -223 с.
9. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во Сиб-ГТУ, 2007. - 272 с.
10. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.
11. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - С. 132-151.
12. Парошина, Р.А. Человек в контексте антропологических идей Учения Жизни / Р.А. Парошина // Вестн. КрасГАУ. - 2006. - № 14. - С. 243-249.
13. Равкин, З.И. Национальные ценности образования. История и современность: Материалы XVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / З.И. Равкин. - М.: ИТП и О РАО, 1996. - 295 с.
14. Сагатовский, В.Н. Философские основания педагогической деятельности / В.Н. Сагатовский // Вестн. высшей шк. 1987. - № 1. - С. 22-23.
15. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
16. Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблема ценности / В.П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. - М., Л.: Наука, 1966. - 223 с.
17. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн.- М.: Москов. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 672с.
18. Франкл, В. Воля к смыслу: пер. с англ. / В. Франкл. - М.: Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, 1999. - 205 с.
19. Чижакова, Г.И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Чижакова. - М., 1999. - 34 с.
'--------♦-----------