Любовь У.Б. Йейтса к ирландскому фольклору вдохновила его на создание сборников «Волшебные народ -ные сказки ирландского крестьянства», «Кельтские су -мерки» и «Тайная роза», а также поэтических сборников «Скитания Ойсина и другие стихотворения», «Страна сердечного желания», «Ветер в камышах» и «Затененные воды». В 1923 г. писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. C 1922 по 1928 гг. У.Б. Йейтс занимал пост губернатора Ирландии.
В работе над новыми постановками леди Грегори проявила себя талантливым драматургом. Ее первая пьеса - «Слухи» - была поставлена в 1904 г. Любовь И. А. Грегори к ирландскому языку и фольклору способствовала возрождению и продвижению ирландской культуры. При постановке ирландских пьес У.Б. Йейтс консультировался с леди Грегори по вопросам речи персонажей-ирландцев. Не вызывает сомнений тот факт, что именно благодаря леди Грегори черты ирландских диалектов английского языка начали входить в художественную литературу как новое средство выразительности, часть ирландской культуры.
Большинство пьес леди Грегори посвящены проблемам простых ирландских крестьян, а также борьбе ирландцев за независимость. Самая популярная пьеса И. А. Грегори «Восход Луны», будучи бытовой зарисовкой, содержит в себе намек на политическое движение ирландских революционеров. В народно-исторической пьесе «Кинкора» повествуется о борьбе ирландцев с датскими завоевателями XII в. В пьесе «Белая кокарда» рассказывается о борьбе с английскими завоевателями. Сюжет пьесы «Граниа» основан на древнеир-ландском эпосе.
Крупным оплотом ирландской национальной литературы стал журнал «The Bell», где печатались работы многих ирландских поэтов и прозаиков. Что характерно, примеры ирландизмов встречаются преимущественно в произведениях тех писателей, которые были непосредственно знакомы с сельской жизнью или собирали ирландский фольклор. К их числу можно отнести С .Х. Белла, Э. Кросса, М .Дж. Мерфи, Дж. Планкета.
Как мы видим, литература Ирландии отражала события, происходившие в стране. Именно литературные произведения дают точную картину, показывающую ста-
тус ирландского и английского языков в диахроническом аспекте. Создание первых литературных памятников на английском языке свидетельствует о подавлении ирландского языка намного яснее, чем еще какие-либо факты. Ирландское возрождение, создание Ир -ландского литературного театра положили начало воссозданию национального самосознания; возникновение произведений, основанных на сюжетах ирландского фольклора, способствовало возрождению патри-отизма, вдохновляло на борьбу за независимость. Многие поэты, писатели и драматурги являлись общественными и политическими деятелями (У Б. Йейтс, Д. Хайд). Любовь к своей стране вдохновляла их не только на создание великих литературных произведений, но и на политическую активность, способствовавшую в 1937 г. провозглашению Ирландской Республики.
Итак, попытка английских завоевателей уничтожить культуру Ирландии, ее традиции и литературу, по мнению многих исследователей, не только не увенчалась успехом, но и, напротив, дала толчок новому этапу развития творчества народа. Несмотря на то что литература на ирландском языке практически перестала существовать, литература Ирландии, созданная на английском языке, имеет такое же право называться ирландской литературой, благодаря не только национальной идее, заключенной в произведениях, но и особым тенденциям развития ирландской англоязычной литературы.
1 O'Кейси Ш. За театральным занавесом: Сб. ст. / Пер. с англ. М. Богословской и др. Сост., автор пред. и комм. Г. Зло-бин. М., 1971. С. 131 - 132.
2 См.: Hyde D. The Literary History of Ireland / With introd. by B.O Cuiv. L., 1967. P. 606.
3 См.: Fallon P. The Native Roots // The Dublin Magazine. 1944. Vol. XIX. № 3. July - September. P. 38; Саруханян А. П. Современная ирландская литература / Отв. ред. И. С. Балашов. М., 1973. С. 13.
4 Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты . Л ., 1936. С. 6.
5 См.: Kiely B. Dialect and Literature // The English Language in Ireland / Ed. by D.O Muirithe. Dublin, 1978. P. 88 - 99.
6 The Genius of the Irish Theatre / Ed. by S. Barnet, M. Berman, W. Burto. N. Y., 1960. P. 108.
УДК 351/352
ОПТИМИЗАЦИЯ* ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
С.А. Овсянников,
министр Саратовской области
ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)
Оптимизация предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления - важнейшая составляющая и наиболее приоритетное направление совершенствования правовых основ публичной власти в Российской Федерации.
* Оптимизация - это отражение в нормах действующего законодательства фактического соотношения государственной и муниципальной власти; процесс движения средствами права (правового регулирования) рационального согласования предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в интересах населения муниципальных образований .
Одними из стратегических задач центральной власти являются установление оптимальной системы распределения полномочий по уровням власти, определение механизмов ее коррекции и совершенствования в соответствии с реальными возможностями конкретных типов муниципальных образований.
Закрепление местного самоуправления в Российской Федерации в качестве особого уровня публичной власти неизбежно предполагает ее определенные цели, задачи, функции и компетенцию. Иными словами, законодательно должно определить, какие именно вопросы публичного характера должны решаться на соответствующем уровне местного самоуправления, какими полномочиями наделяются его органы.
Для формирования законодательства о местном самоуправлении этот вопрос является главным, поскольку, не определив компетенции местного самоуправления, невозможно ответить на другие насущные в опросы:
- какой вариант организационной структуры местного самоуправления в том или ином муниципальном образовании наиболее оптимален и может эффективно справиться с установленными для него полномочиями;
- какой объем материальных и финансовых ресурсов необходим для их реализации;
- в чем может и должна состоять поддержка местного самоуправления со стороны государства и т.д.
В литературе однозначное определения понятия «компетенция» отсутствует. Одни ученые утверждают, что компетенция - это совокупность полномочий и прав, другие, что компетенция - это совокупность прав и обязанностей. Третьи заявляют, что компетенция - это совокупность функций органов власти, основных форм и методов работы, его права, обязанности. Правоведы О. Е. Кутафин и К.Ф. Шеремет определяют компетенцию как правовую категорию, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей, правовое средство (форму) общественного разделения труда по управлению государством и обществом1.
В словаре С .И. Ожегова компетенция определяется как круг полномочий2.
По нашему мнению, понятие «компетенция» можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле этого слова под компетенцией понимаются предметы ведения и полномочия, закрепленные законом или иными нормативно-правовыми актами за субъектом муниципальных правоотношений. В узком смысле под компетенцией понимаются лишь те, предусмотренные законом, иными нормативно-правовыми актами, предметы ведения и полномочия, которые осуществляются на территории муниципального образования и реально обеспечены организационными, экономическими и финансовыми ресурсами.
Федеральный закон от 6 октября 200 3 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет (в отличие от пре -дыдущего Федерального закона от 28 августа 1995 г.) не предметы ведения, а вопросы местного значения муниципальных образований.
Содержание понятия «предметы ведения» шире, чем содержание понятия «вопросы местного значе-ни я», при этом структура понятия компетенции не меняется.
1
Предмет ведения местного самоуправления охватывает ту область общественных отношений, которая связана с их внутренни ми задачами. Реализуемая в этих целях компетенция осуществляется органами местного самоуправления и базируется на их собственных финансовых и материальных ресурсах. Под предметом ведения понимаются общественные отношения, в которых органы государства юридически компетентны.
В Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения муниципального образования. Закон детально разграничивает вопросы местного значения по каждому уровню территориальной организации местного самоуправления (такому как поселение, муниципальный район, городской округ), а также устанавливает полномочия органов местного самоуправления по их решению.
Закрепленные в законе вопросы местного значения можно сгруппировать по двум направлениям деятельности.
1. Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
2. Организация, содержание и развитие муниципальных служб - предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни; создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах3.
Для того чтобы в полной мере можно было реализовать потенциал местного самоуправления, использовать в интересах общественного развития способность людей самостоятельно решать свои проблемы, необходимо освободить муниципальные власти от слишком сложных задач.
Правительство Саратовской области исходи ло из того, что важно изменить подход к наделению полномочиями органов местного самоуправления. Не финансовые ресурсы нужно подгонять под установленный перечень полномочий, а полномочия должны передаваться с учетом финансовых возможностей для их реализации. Объем собственных полномочий должен зависеть от финансовых возможностей муниципального образования. «Много денег - много полномочий» - это положение должно стать основным при перераспределении полномочий.
Основная группа рисков, возникающих при проведении реформы местного самоуправления, связана с хроническим недофинансированием полномочий местного самоуправления, накапливающимся как минимум 10 лет. Оно проявляется во всех сферах муниципальной деятельности - жилищно -коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, благоустройстве, обустройстве дорог, культуре. Особенно остро - в городских и сельских поселениях в ходе решения вопросов местного значения.
Поэтому совершенно правильно, на наш взгляд, Го -сударственной Думой принято решение о предоставлении субъектам Федерации права на их поэтапное введение, по мере готовности - на передачу законами субъектов вопросов местного значения вновь образованным поселениям.
В настоящий момент одна из составляющих «саратовской модели местного самоуправления» - поэтапная передача вопросов местного значения органам местного самоуправления поселений. Учитывая, что в поселениях местное самоуправление приходится налаживать с нуля, с 1 января 2006 г. законом Саратовской области органам местного самоуправления поселений переданы 10 вопросов, предусмотренных ст. 14 ФЗ-131, таких как:
а) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
б) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
в) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
г) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
д) оказание содействия в установлении в соответ -ствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
е) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
ж) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городс-ких лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
з) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
и) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
к) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.
Эти вопросы местного значения, требующие не финансовых затрат, а решения организационных вопро-сов, в настоящее время решаются на месте без привлечения бюджетных средств (для их решения в большинстве поселений уже имеются материальные и кадро -вые ресурсы).
В настоящее время остро стоят вопросы, связанные с передачей государственных полномочий местному уровню. Так, еще не до конца решены проблемы, связанные с организацией первичного воинского учета, регистрацией граждан по местожительству, совершением администрациями муниципальных образований нотариальных действий, основания для которых не определены законодательством.
Кроме того, не решен ряд проблем, которые значительно отдаляют перспективы построения реального местного самоуправления.
1. Усложненность процедуры, длительность сроков и значительная стоимость оформления земельно-имущественных отношений, что приводит к тому, что значительная часть имущества как муниципальных образо -ваний, так и организаций и физических лиц не оформлена в полной мере. Это осложняет передачу имущества между уровнями власти.
В настоящее время принимаются кардинальные меры по ускорению процедуры оформления имущества (это принцип «одного окна», увеличение времени ра-
боты соответствующих организаций и т.д.), однако и они могут оказаться недостаточными. Возможно, в этом случае имеет смысл применить «нулевой вариант», установив самый упрощенный порядок оформления для имущества, приобретенного на определенную дату.
2. Проблемы формирования налогооблагаемой базы. Основой местных бюджетов являются земельный налог и налог на имущество физических лиц, информация об объектах налогообложения по которым чрезвычайно мала. Необходимо обеспечить тесное взаимодействие между налоговыми органами и органами местного самоуправления в процессе формирования и исполнения бюджетов.
Уже сейчас положительно решается вопрос увеличения штатной численности налоговых органов в районах Саратовской области (созданы налоговые службы во всех районах, увеличен штат налоговых инспекторов более чем на 200 человек), представители налоговых служб регулярно приглашаются на заседания рабочих органов Правительства области по реализации ФЗ-131, принимаются другие меры по исправлению ситуации.
3. Привлечение на муниципальную службу молодых специалистов, создание для этого системы мотивации на уровне поселений. Необходимо сделать так, чтобы пришедшая на муниципальную службу молодежь сразу получала жилье, дополнительную материальную помощь, беспроцентные ссуды на обзаведение хозяйством и т.д.
Полный перечень полномочий, передаваемых на уровень поселений в 2006 г., был заранее обсужден с депутатами вновь образованных муниципальных образований области. В рамках курсов повышения квалификации муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления прошло анкетирование, которое позволило слушателям, пред -ставлявшим все муниципальные образования области, высказать свое мнение о передаче полномочий каждому конкретному муниципальному образованию и принципах финансовых взаимоотношений.
Принятие законодательных и административно -правовых актов по обеспечению имущественных и бюд -жетно -финансовых основ местного самоуправления является одной из форм обеспечивающего направления совместной деятельности органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления.
В связи с реформой местного самоуправления и в соответствии с Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2006 г.» с 2006 г. в субъекте Федерации меняется система внутрирегионального меж -бюджетного регулирования. Во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ был принят закон Саратовской области от 20 декабря 2005 г. № 137-ЗСО «О межбюд -жетных отношениях в Саратовской области».
Особенности применения предложенной законом схемы в 20 06 г. обусловлены принятием закона о поэтапном введении отдельных норм (полномочий) Федерального закона 131-ФЗ.
В связи с решением в этот период органами местного самоуправления вновь образованных поселений вопросов местного значения по ограниченному перечню доходы и расходы указанных поселений будут отражаться в качестве составной части бюджетов муници-
пальных районов (т.е. без формирования бюджетов поселений).
При этом все налоговые и неналоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты поселений, будут поступать в бюджет муниципального района, в состав которого входят соответствующие поселения. Туда же будут попадать и средства финансовой помощи из областного бюджета, предназначенные для поселенческого уровня. Соответственно, в 2006 г. не вводятся в действие положения законопроекта о наделении муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям.
На 2006 г. дотации из областного фонда финансовой поддержки поселений в общей сумме 50,0 млн руб. пре -дусматриваются в доходной части соответствующих муниципальных районов4.
Субвенции из областного бюджета на исполнение восьми государственных полномочий составят 3702,0 млн руб., или 33,4% от общего объема расходов местных бюджетов.
В порядке межбюджетного регулирования местным бюджетам также передаются по дифференцированным нормативам отчисления от налога на доходы физических лиц в сумме, эквивалентной 10% от поступлений данного налога в консолидированный бюджет области (810,7 млн руб.).
В качестве обязательного условия передачи полномочий устанавливается наличие соответствующего решения органа местного самоуправления или населения непосредственно.
Компетенция местной власти, сочетание в ее деятельности местных и государственных интересов, исполнение полномочий по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий тесно связаны с характером взаимоотношений между уровнями власти. Необходимо заметить, что отсутствие четких правовых критериев в определении механизма, порядка этих взаимоотношений привело к напряженности во взаимодействии между органами государственной власти регионов и местного самоуправления в ряде субъектов Федерации. Причина такого положения обусловлена тем, что отсутствует единое, правильное, соответствующее закону видение соотношения сфер публичной власти, в том числе обусловленное неясностью политико-правового статуса местного самоуправления и несовершенством правовых основ его закрепления.
Практическая деятельность Правительства Саратовской области и анализ региональных норм, и местного самоуправления позволяет выделить ряд форм взаимодействия между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуп -равления, направленных на обеспечение правовой фиксации передаваемых полномочий:
- наделение органов местного самоуправления полномочиями по вопросам местного значения и отдель-ными государственными полномочиями;
- заключение договоров о сотрудничестве (соглашений) на выполнение определенных функций, услуг, работ;
- направление взаимных предложений, обращений органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления;
3
- разработка и принятие программ совместной деятельности по конкретным направлениям обеспечения жизнедеятельности местного населения.
Руководствуясь принципами наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и формами взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации, с органами местного самоуправления в решении вопросов передачи полномочий муниципальным образованиям на 2007 г. заинтересованные ведомства высказали свои предложения. Для подготовки предложений на 20 07 год были изучены мнения органов исполнительной власти области, проведен опрос глав администраций поселений.
Считаем, что необходимо максимально расширить перечень переданных поселениям полномочий, при этом в каждом муниципальном образовании появится возможность оценивать свою готовность к их реализации. Если депутатами соответствующего представительного органа будет решено, что у поселения не хватит возможностей для решения вопросов местного значения и переданных полномочий, всегда можно по соглашению передать наиболее сложные и трудно выполнимые вопросы на уровень муниципального района. Такой подход, полагаем, наиболее рационален и приемлем для нашего региона.
Взаимодействие между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления является также определяющим путем, главным условием и основным фактором реализации полномочий муниципального образования.
Опыт практической деятельности правительства Саратовской области показал, что с целью совершенствования взаимоотношений между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления необходимо юридически закрепить и использовать в практической деятельности такие формы взаимодействия, как:
- включение в состав комитетов и комиссий законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации - глав муниципальных образований с правом совещательного голоса;
- правовое закрепление порядка проведения согласительных процедур при возникновении конфликтных ситуаций между органами местного самоуправления, государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления;
- совместная выработка критериев государственных минимальных социальных стандартов, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, социальных норм;
- введение в практику официальных ответов глав субъектов РФ и руководителей законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ через СМИ на вопросы выборных и иных должностных лиц местного самоуправления;
- более широкое и целенаправленное использование различных организационно-методических мероприятий, таких как учеба, курсы повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих, депутатов, руководителей ТОСов, глав муниципальных образований;
- обобщение и распространение положительного опыта деятельности отдельных муниципальных образований на региональном и федеральном уровнях5.
В масштабах Саратовского региона получили свое практическое претворение и такие специфические формы взаимодействия, направленные на оптимизацию предмета ведения и полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления, как:
- система подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
- право нормотворческой инициативы для глав му -ниципальных образований субъекта Федерации;
- выездные заседания комитетов Саратовской областной думы в муниципальные образования, на которых обсуждаются законопроекты по вопросам местного самоуправления;
- участие представительных органов местного самоуправления в подготовке депутатских (публичных) слушаний, проводимым законодательным органом Саратовской области;
- формальные и неформальные контакты областной думы с представительными органами местного самоуправления;
- издание модельных (типовых) актов и «образцов» учредительных документов для муниципальных обра-зовани й;
- направление проектов нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления, на правовую экспертизу в органы государственной власти.
Резюмируя рассмотренную проблему оптимизации компетенционных возможностей местного самоуправления, видим, что взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления является определяющим фактором эффективного функционирования местного самоуправления.
Так, в ходе взаимодействия правительства Саратовской области и органов местного самоуправления Саратовской областной думой разработана и утверждена областная целевая программа «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2 006 - 2008 гг.». Разработка региональных программ помощи и разви-тия местного самоуправления является одной из форм обеспечивающего направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправ-лен ия.
Программа предусматривает следующие направления государственной поддержки местного самоуправ-лен ия.
1. Мероприятия по укреплению материально-технической базы муниципальных образований для повышения качества и доступности муниципальных услуг.
В настоящее время практически во всех сельских поселениях области вычислительная техника и оргтехника отсутствуют, имеющаяся в городских и отдельных сельских поселениях - морально и физически устаре -ла. Нет единой информационно-коммуникационной системы области, что ограничивает возможности органов местного самоуправления по взаимодействию с органами государственной власти. Предлагается за годы действия программы оснастить все вновь образованные муниципальные образования вычислительной техникой .
Транспортная мобильность руководителей местного самоуправления является одним из условий эффективности органов местного самоуправления.
Планируются приобретение 100 автомобилей и оснащение в течение 2007 - 2008 гг. автотранспортом всех администраций городских и сельских поселений области.
Необходима государственная поддержка муници -пальных образований и в сфере градостроительства -нужны подготовка и утверждение схем территориального планирования, правил землепользования и застройки всех поселений, генеральных планов всех поселений. Предлагается выделение денежных средств на реализацию данных задач в 2007 - 2008 гг.
2. Мероприятия по совершенствованию норматив -ной правовой базы местного самоуправления, органи-заци онно-методическому, научному обеспечению местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством в каждом из 439 муниципальных образований должна быть сформирована правовая база по значительному числу вопросов. Будут подготовлены рекомендации, разработаны пакеты типовых документов, будет обеспечено регулярное издание информационно-методи-ческого бюллетеня.
Учитывая происходящие изменения в федеральном законодательстве и необходимость повышения качества принимаемых правовых актов, целесообразно использовать имеющийся в Саратовской области опыт высших учебных заведений в форме подготовки рекомендаций, регулярного издания информационно-методического бюллетеня. Одной из форм такой работы должна быть деятельность методических центров при высших учебных заведениях, таких как СГАП, ПАГС, СГСЭХ по основным направлениям деятельности органов местного самоуправления.
Предусматривается реализация на базе трех районов области пилотных проектов по формированию и кассовому исполнению бюджетов для отработки возможных вариантов организации данных процессов с оснащением муниципальных образований техникой и специализированным программным обеспечением.
3. Мероприятия по информационной поддержке и информационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления Саратовской области.
Данные мероприятия направлены на обеспечение органов местного самоуправления и жителей муниципальных образований области доступом к нормативным правовым и социально -экономическим информационным ресурсам по вопросам организации местного самоуправления, разработки методик оценки результативности работы муниципальных образований, про -ведения мониторинга качества жизни в муниципальных образованиях.
Будут созданы интернет-представительства каждого муниципального образования области, объединенные под одним доменом - saratov.gov.ru, будет доступна информация о регионе и муниципальных образованиях. Создание официальных сайтов для всех муниципальных образований необходимо и для размещения информации о заказах для муниципальных нужд в соответстви и с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
4. Мероприятия в сфере кадрового обеспечения муниципальных образований Саратовской области.
С июля 2005 г. начато обучение специалистов и депутатов муниципальных образований области по программам, связанным с реализацией федерального закона, на базе ПАГСа, СГСЭУ СГАПа. Необходимо продолжение данной работы в течение всего периода реализации программы. Учитывая, что в 20 07 г. предполагается передать вновь созданным муниципальным образованиям ряд полномочий, необходимо подготовить специалистов по соответствующим направлениям деятельности - для муниципального нормотворчества, кадрового обеспечения вопросов формирования и исполнения бюджетов. Нужна подготовка кадров и в такой специфической сфере, как вопросы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
С 2006 г. Саратовская область развивается в условиях, когда властные функции и полномочия каждого из
уровней властей должны обеспечивать эффективное управление регионом. 2006 - 2007 гг. реально покажут перспективы развити я местного самоуправлени я.
1 См.: Кутафин О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов. М., 1986. С. 22.
2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1 968. С. 281.
3 См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. В.В. Володина. Саратов, 2005. С. 53 - 55.
4 См.: Бюджет Саратовской области на 2006 г. в кратком изложении. С. 21 - 22.
5 См.: Кочеткова Н.В. Законодательное регулирование предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: Проблемы оптимизации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 137 - 138.
■8 «Вестнике СГСЭУ» публликуются материалы по вопросами
: экономики и управления, истории и политологии, |
I социологии и философии, психологии и права, й
г образования и педагогики. 5
" Журнал включен в каталог агентства «Роспечать». =
I Индекс издания: I
■ 82012-для индивидуальных подписчиков, ■
| 82013- для предприятий и организаций. |
= ТелУфакс (845-2) 33-33-24/33-22-12 =