Научная статья на тему 'Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области правового регулирования местного самоуправления: опыт Саратовской области'

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области правового регулирования местного самоуправления: опыт Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
265
23
Поделиться
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / MUNICIPAL MANAGEMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / PROXIES / REGIONAL PUBLIC ESTABLISHMENTS / MUNICIPAL ESTABLISHMENTS / LEGAL REGULATION / MUNICIPAL AFFAIRS / COUNTRY SETTLEMENT / REPRESENTATIVE ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Крахмалов Алексей Николаевич

Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации и анализу трансформации норм федерального законодательства в области местного самоуправления. Автор акцентирует внимание на том, что в правовом регулировании местного самоуправления наблюдается расширение полномочий субъектов Российской Федерации, что приводит к изменению базовой сути федерального законодательства. Рассматриваются новые полномочия субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Анализ законодательства свидетельствует о том, что трансформация нормативной базы о местном самоуправлении приводит к изменениям в правовой системе и судебной практике по определению роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Особое внимание уделяется анализу опыта Саратовской области при реализации полномочий, касающихся принятия решения о создании в городском округе внутригородских районов, участия в формировании перечня вопросов местного значения сельского поселения, определения способа формирования представительного органа муниципального района, определения способа замещения должности главы муниципального образования. В заключение автор указывает на снижение роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в определении объема своей компетенции, на то, что создание новых типов местных конструкций и изменение принципов формирования органов местного самоуправления было отдано на усмотрение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор обосновывает тенденции и изменения в законодательстве о местном самоуправлении Саратовской области тем, что они отражают социально-политические особенности области и призваны обеспечить формирование сбалансированной модели местного самоуправления

PROXIES OF THE REGIONAL PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF LEGAL REGULATION OF MUNICIPAL MANAGEMENT: EXPERIENCE OF SARATOV REGION

The article is devoted to the actual aspects of legal regulation of municipal management in the Russian Federation and analysis of the federal legislation principals' in municipal management. The author focuses on the expanding of proxies of the Russian Federation regional public establishments' in municipal management and as the result it makes changes of the main principals of the municipal management in the Russian Federation. New proxies of the Russian Federation regional public establishments in municipal management are considered in the article. The analysis of legislation proves that transformation of municipal management juridical base changes into a low system and court practice of the Russian Federation public establishments' determination position in municipal management. Special attention is taken into consideration to the analysis of the experience of Saratov region in realization of proxies, concerning making decisions of intra-urban zones formation in urban districts, taking participation in forming of municipal affairs' list of country settlements' interests, determination of the method of municipal district representative establishment formation, determination of the method of taking the place of the head of municipal district position. In conclusion, the author indicates to the municipal districts and the representative establishments' position reduction in competence quantity definition and also the author indicates the creation of new types of municipal constructions and change of forming the municipal establishments' principles which were given to the Russian Federation public establishments. The author substantiates prospects and changes of Saratov region municipal management law and points out that they reflect social and political features of the region and provide the municipal management balanced model formation

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Крахмалов Алексей Николаевич,

Текст научной работы на тему «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области правового регулирования местного самоуправления: опыт Саратовской области»

УДК 353.2

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-53-61

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОПЫТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

PROXIES OF THE REGIONAL PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF LEGAL REGULATION OF MUNICIPAL MANAGEMENT: EXPERIENCE OF SARATOV REGION

Л. H. Крахмалов, Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации, г. Балаково Krahmalov-honour@mail.ru

A. Krahmalov, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration, Balakovo

Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации и анализу трансформации норм федерального законодательства в области местного самоуправления. Автор акцентирует внимание на том, что в правовом регулировании местного самоуправления наблюдается расширение полномочий субъектов Российской Федерации, что приводит к изменению базовой сути федерального законодательства. Рассматриваются новые полномочия субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Анализ законодательства свидетельствует о том, что трансформация нормативной базы о местном самоуправлении приводит к изменениям в правовой системе и судебной практике по определению роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Особое внимание уделяется анализу опыта Саратовской области при реализации полномочий, касающихся принятия решения о создании в городском округе внутригородских районов, участия в формировании перечня вопросов местного значения сельского поселения, определения способа формирования представительного органа муниципального района, определения способа замещения должности главы муниципального образования. В заключение автор указывает на снижение роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в определении объема своей компетенции, на то, что создание новых типов местных конструкций и изменение принципов формирования органов местного самоуправления было отдано на усмотрение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор обосновывает тенденции и изменения в законодательстве о местном самоуправлении Саратовской области тем, что они отражают социально-политические особенности области и призваны обеспечить формирование сбалансированной модели местного самоуправления

Ключевые слова: местное самоуправление; публичная власть; полномочия; органы государственной власти; органы местного самоуправления; законодательство; правовое регулирование; вопросы1 местного значения; сельское поселение; представительный орган

The article is devoted to the actual aspects of legal regulation of municipal management in the Russian Federation and analysis of the federal legislation principals' in municipal management. The author focuses on the expanding of proxies of the Russian Federation regional public establishments' in municipal management and as the result it makes changes of the main principals of the municipal management in the Russian Federation. New proxies of the Russian Federation regional public establishments in municipal management are considered in the article. The analysis of legislation proves that transformation of municipal management juridical base changes into a low system and court practice of the Russian Federation public establishments' determination position in municipal management. Special attention is taken into consideration to the analysis of the experience of Saratov region in realization of proxies, concerning making decisions of intra-urban zones formation in urban districts, taking participation in forming of municipal affairs' list of country settlements' interests, determination of the method

53

© Л. H. Крахмалов, 2017

of municipal district representative establishment formation, determination of the method of taking the place of the head of municipal district position. In conclusion, the author indicates to the municipal districts and the representative establishments' position reduction in competence quantity definition and also the author indicates the creation of new types of municipal constructions and change of forming the municipal establishments' principles which were given to the Russian Federation public establishments. The author substantiates prospects and changes of Saratov region municipal management law and points out that they reflect social and political features of the region and provide the municipal management balanced model formation

Key words: municipal management; public administration; proxies; regional public establishments; municipal establishments; legal regulation; municipal affairs; country settlement; representative establishment

ведение. В системе публичной власти России особое место занимает местное самоуправление, основным предназначением которого является решение населением вопросов местного значения [5. С. 225]. Реформа местного самоуправления обеспечивает формирование и, вместе с тем, поиск форм, методов и механизмов сочетания интересов государства и муниципальные образований, государственных и муниципальных полномочий в области местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом [6. С. 41] и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако данная конституционная формула не отрицает возможность взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления. Конституция Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень органов, через которые народ осуществляет свою власть. К таковым относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никакие другие органы не вправе наделяться властными полномочиями.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, из этого не следует, что они не относятся к органам публичной власти. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 января 1998 г. № 3-П отметил, что вне зависимости от того, что органы местного самоуправления являются органами власти, сам по себе данный факт

не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной.

Методология и методика исследования. Одним из ключевых для понимания местного самоуправления как конституционной ценности является Постановление Конституционного Суда от 30 ноября 2000 г. № 15-П по так называемому «Курскому делу». В этом решении подчеркивалось, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основании Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Это, в частности, означает невозможность отказа от местного самоуправления, поскольку местное самоуправление является одной из основ конституционного строя [11. С. 34].

Согласно тому же Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 15-П ст. 72 Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет субъекту Российской Федерации в пределах своих полномочий конкретизировать федеральное регулирование в данной области.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. Недопустимость же ограничения прав местно-

го самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления [10. С. 75].

В свою очередь, изменение норм федерального законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации и принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» привело к изменению и расширению полномочий субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. У субъектов Российской Федерации изъяты такие ранее предоставленные им полномочия Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заложившем правовые основы местного самоуправления в России [4. С. 27], как регулирование порядка установления и изменения границ муниципальных образований, определение порядка регистрации уставов муниципальных образований, установление статуса выборных лиц местного самоуправления и др. При этом у субъектов Российской Федерации остались традиционные для них полномочия по утверждению границ муниципальных образований, регулированию в рамках федерального законодательства муниципальной службы, порядка проведения муниципальные выборов и местных референдумов, по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектами Российской Федерации.

В частности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 предусмотрел другие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: отмена и приостановление действия муниципальных правовых актов, регулирующих осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; инициирование и участие в процедурах удаления главы муниципального образования в отставку и др.

При этом принципиально новым этапом в реформировании российского местного самоуправления являются изменения, внесенные Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которых предпринята попытка реформирования местного самоуправления на принципиально иных основах [8. С. 17]. Необходимо указать на то, что, на взгляд ряда ученых [2; 7], некоторые положения данного Федерального закона концептуально напоминают возвращение к истокам советской модели организации местной власти [9. С. 25].

Стержнем указанного закона является введенный в муниципальное законодательство правовой институт перераспределения полномочий [1. С. 14], а также существенное расширение полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

К таковым полномочиям следует отнести принятие решения о создании в городском округе внутригородских районов; участие в формировании перечня вопросов местного значения сельского поселения, дополнение перечня вопросов местного значения городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, разграничение полномочий по решению указанных вопросов местного значения; перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации; определение способа формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением; определение способа замещения должности главы муниципального образования и места данного лица в структуре органов местного самоуправления и др.

Наиболее существенные изменения произошли на уровне сельских поселений. Перечень решаемых ими вопросов местного значения сокращен до 13 вопросов. Законами субъекта Российской Федерации за

сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных вопросов местного значения городских поселений.

Между тем, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 15-П указано, что из прямого предписания ст.ст. 130, 131 Конституции Российской Федерации следует, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Таким образом, из рассматриваемого решения следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти.

В свою очередь, трансформация законодательства о местном самоуправлении приводит к изменениям в правовой системе и судебной практике по определению роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Примером подтверждения данной позиции служит Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 30-П, согласно которому конституционно-правовым статусом и предназначением местного самоуправления обусловливается необходимость сбалансированного сочетания в его организации и деятельности общегосударственных, региональных и местных интересов. Кроме того, предопределяется необходимость согласованной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основе сотрудничества, координации, взаимного учета интересов, гарантирующих стабильное и эффективное осуществление функций публичной власти по созданию на соответствующей территории достой-

ных условий жизни и свободного развития человека. Следовательно, новая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сводится к тому, что вопросы местного значения теперь могут решать не только органы местного самоуправления или население непосредственно, но и органы государственной власти.

Анализируя подобное решение, возникает вопрос о снижении роли самих муниципальных образований и органов местного самоуправления в определении объема своей компетенции. Данное решение имеет не только юридическое, но и политическое значение [3. С. 7].

Обосновав конституционно-правовой статус местного самоуправления и проанализировав трансформацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, можно перейти к изучению опыта правового регулирования местного самоуправления и проанализировать особенности формирования нормативной основы системы местного самоуправления в Саратовской области.

Результаты исследования и область их применения. Функционирование местного самоуправления в Саратовской области в полном объёме началось с 2009 г., когда на территории области закончился переходный период вступления в силу Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в соответствии с позицией областных органов государственной власти единый региональный закон о местном самоуправлении в Саратовской области отсутствует. Вопросы правовой регламентации формирования и функционирования местного самоуправления в области решаются на основе норм соответствующего Федерального закона № 131-Ф3, положений Устава Саратовской области и специальных областных законов о различных аспектах обеспечения деятельности местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Саратовской области изменялись парал-

лельно с трансформацией федерального законодательства о местном самоуправлении. Подтверждением данного факта является то, что за последнее время основной опыт Саратовской области при реализации полномочий органами государственной власти области в вопросах местного самоуправления сводился к обеспечению реализации норм Федерального закона № 136-ФЗ, который существенно расширил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. В связи с этим, видится целесообразным остановиться на анализе опыта реализации тех государственных полномочий органов государственной власти Саратовской области в области местного самоуправления, которые введены нормами Федерального закона № 136-ФЗ.

Так, в Саратовской области принят Закон Саратовской области от 23 декабря 2004 г. № 79-ЗСО «О городских округах», согласно нормам которого муниципальное образование г. Саратов наделяется статусом городского округа. Данное обстоятельство может быть объяснимо тем, что в Саратовской области в принципе отдано предпочтение муниципальным районам, а не городским округам, но в силу того, что г. Саратов имеет развитую инфраструктуру и высокий уровень урбанизированное™, то он является единственным в области муниципальным образованием, которое наделено статусом городского округа. В связи с тем, что публично правовой статус г. Саратов как типа муниципального образования не изменен, то в Саратовской области городских округов с внутригородским делением в настоящий момент до сих пор нет. Кроме того, предпочтение сохранения статуса городского округа обусловлено рядом обстоятельств: возникающие сложности при разграничении имущества между городским округом и внутригородскими муниципальными районами, децентрализация системы управления, перераспределение финансовых ресурсов и др. Таким образом, решение о создании в городском округе Саратове внутригородских районов

не принято и возможность реализации рассматриваемого государственного полномочия не использована.

Активно в области происходило участие органов государственной власти в формировании перечня вопросов местного значения сельских поселений. Областной законодатель сократил число вопросов местного значения сельских поселений до 13 вопросов. Федеральным законом № 136-ФЗ за сельскими поселениями сохранены только те вопросы местного значения, которые, с одной стороны, наиболее значимы для них, с другой — соизмеримы с их организационными и финансово-экономическими возможностями.

Поэтому с целью реализации положений Федерального закона № 136-ФЗ приняты изменения в закон Саратовской области от 30 сентября 2014 г. № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области». В соответствии с принятыми изменениями с 1 января 2015 г. сельские поселения на территории Саратовской области дополнительно решали 8 вопросов местного значения: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленные законодатель -ством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация сбора и вывоза бытовых отходов

и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

Однако в связи с изменением норм федерального законодательства законом Саратовской области от 25 ноября 2015 г. № 148-ЗСО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области» из перечня дополнительных вопросов местного значения сельских поселений с 1 января 2016 г. исключен вопрос дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Существенные изменения в Саратовской области коснулись вопроса определения способа формирования представительных органов муниципальных районов области. Согласно нормам Закона Саратовской области от 29 октября 2014 г. № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области», представительный орган муниципального района в соответствии с уставом муниципального района формируется путем избрания на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.

В сентябре 2015 г. вследствие произошедшего преобразования поселений на территории Балаковского муниципального района внесены изменения в Закон Саратовской области от 29 октября 2014 г. № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» в части изменения порядка формирования представительного органа указанного муниципального района.

Так, согласно нормам областного закона, если в уставе муниципального района, на территории которого образовано четыре и более поселения, предусмотрено, что представительный орган муниципального района формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, устанавливается уставами муниципального района и поселений исходя из численности населения поселения: 2 человека — при численности населения до 10000 человек включительно; 3 человека — при численности населения более 10000 до 30000 человек включительно; 4 человека — при численности населения более 30000 до 100000 человек включительно; 5 человек — при численности населения более 100000 человек.

Закон Саратовской области от 29 октября 2014 г. № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» осуществил дифференцированный подход в формировании представительных органов муниципальные районов. Так, для 8 муниципальных районов предусмотрено формирование представительного органа путем муниципальных выборов. Для 30 районов — из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Из них для 2 районов установлена равная норма представительства. Для остальных 28 муниципальных районов в законе установлена норма представительства, исходя из численности населения поселения.

В связи с изменениями в федеральном законодательстве 30 сентября 2014 г. принят Закон Саратовской области № 109-ЗСО «О порядке избрания и сроке полномочий глав полномочий муниципальных образований в Саратовской области». Далее Законом Саратовской области

от 28 марта 2016 г. № 38-ЗСО «О внесении изменений в ст. 1 Закона Саратовской области «О порядке избрания и сроке полномочий глав полномочий муниципальных образований в Саратовской области» уточнен порядок замещения должности главы муниципального образования и места данного лица в структуре органов местного самоуправления.

Так, в соответствии с указанными изменениями на территории области главы муниципальных районов, глава городского округа избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом избранные таким образом главы муниципальных образований возглавляют местные администрации.

В случае, если уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения, и в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава указанного поселения избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.

Следует указать, что глава муниципального образования в поселениях избирается представительным органом муниципального образования из своего состава или на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя представитель -ного органа муниципального образования с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию.

Однако, если глава муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального

образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, избирается представительным органом муниципального образования из своего состава или на муниципальных выборах, исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и возглавляет местную администрацию.

В случае, если глава муниципального образования в сельских поселениях, в которых в соответствии с уставом данного сельского поселения предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса и возглавляет местную администрацию.

Законом Саратовской области от 5 августа 2015 г. № 95-ЗСО «О внесении изменений в ст. 1 Закона Саратовской области «О порядке избрания и сроке полномочий глав полномочий муниципальных образований в Саратовской области» уточнен порядок избрания глав муниципальных образований, имеющих статус городского округа и являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями. Указанным Законом области установлено, что глава городского округа закрытого административно-территориального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняя полномочия его председателя с правом решающего голоса.

Выводы. На основе проведенного анализа норм федерального и регионального законодательства (на примере опыта Саратовской области), регламентирующих содержание, место и роль полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления, в заключение данного исследования представляется целесообразным сделать следующие выводы:

— местное самоуправление представляет собой одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления в Российской Федерации;

— в правовом регулировании местного самоуправления наблюдается расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, что, по мнению автора настоящего исследования, приводит к изменению базовой сути Федерального закона № 131-ФЗ;

— на усмотрение органов государственной власти субъектов Российской Федерации отдана необходимость создания новых типов местных конструкций, предполагающая принятие решения о возможности создания в городском округе внутригородских районов;

— произошло изменение принципов формирования органов местного самоуправления, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют способы формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, определяют способы замещения должности главы муниципального образования и места данного лица в структуре органов местного самоуправления;

Список литературы_

— пример опыгга Саратовской области показывает, что произошедшие изменения в правовом регулировании местного самоуправления в области сопряжены с необходимостью приведения норм региональных законов положениям федерального законодательства о местном самоуправлении. Подобного рода тенденции и изменения нацелены и в полной мере отражают социально-политические особенности области и призваны в максимальной степени обеспечить формирование сбалансированной модели местного самоуправления, отражающей интересы органов государственной власти и местных сообществ;

— в настоящий момент в Саратовской области одним из наиболее острых и актуальных вопросов является формирование нормативной правовой базы местного самоуправления, особенно на поселенческом уровне. Его эффективное решение зависит от изменяющегося федерального и как результат регионального законодательства. В связи с этим приведение положений уставов муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актов требованиям федеральных и областных законов остается перспективным направлением.

1. Бабун Р. В. 2014 год в истории местного самоуправления России: вперед или назад // Местное право. 2015. № 1. С. 14.

2. Бялкина Т. М. Новая муниципальная реформа: изменение подходов к правовому регулированию компетенции местного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8.

3. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. Е. С. Шугриной. М.: Проспект, 2016. 312 с.

4. Колодина Е. Современные тренды и проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Муниципальная власть. 2016. № 4. С. 27.

5. Остапец О. Г. Муниципальное образование как правовой феномен // Международный научный журнал Инновационная наука. 2015. № 3. С. 225—228.

6. Парахина В. Н., Галеев Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление. М.: КНОРУС, 2015. 469 с.

7. Пешин Н. Л. Новые тенденции муниципальной реформы: уровень городских округов и муниципальных районов // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 57—61.

8. Соловьев С. Г. Цели Российского местного самоуправления и правовой институт перераспределения муниципальных полномочий // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4. С. 17.

9. Чупилкина А. Ф. Местное самоуправление в России: исторические предпосылки развития и современное возвращение к концептуальным основам советской модели организации местной власти / / Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 25.

10. Шугрина Е. С. Кто осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, или Опять о перераспределении полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 75.

11. Шугрина Е. С. Понятие местного самоуправления // Муниципальная власть. 2016. № 1. С. 34.

References

1. Babun R.V. Mestnoe parvo (Municipal Law), 2015, no. 1, p. 14.

2. Byalkina T.M. Aktualnye problemy rossiyskogo prava (Actual problems of Russian law), 2014, no. 8.

3. Doklad o sostoyanii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (Report about condition of municipal management in the Russian Federation). Moscow, Prospect Publ., 2016. 312 p.

4. Kolodina E. Munitsipalnaya vlast (Municipal Power), 2016, no. 4, p. 27.

5. Ostapets O. G. Mezhdunarodny nauchny zhurnal Innovatsionnaya nauka (International Scientific Journal of Innovation Science), 2015, no. 3, pp. 225—228.

6. Parakhina V. N. Munitsipalnoe upravlenie [Municipal management]. Moscow: Knorus Publ., 2015. 469 p.

7. Peshin N. L. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo (Constitutional and Municipal Law), 2015, no. 1, pp. 57—61.

8. Soloviev S. G. Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie (Public Administration and Municipal Management), 2016, no. 4, p. 17.

9. Chupilkina A. F. Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie (Public Administration and Municipal Management), 2016, no. 9, p. 25.

10. Shugrina E. S. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo (Constitutional and Municipal Law), 2016, no. 11, p. 75.

11. Shugrina E. S. Munitsipalnaya vlast (Municipal Power), 2016, no. 1, p. 34.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Крахмалов Алексей Николаевич, канд. экон. наук, зав. кафедрой «Государственное управление и право», доцент, Ба-лаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Балаково, Россия. Область научных интересов: экономические науки, административное управление Krahmalov- honour@mail.ru

Alexey Krahmalov, candidate of economic sciences, head of the Legal Foundations of Public Administration department, associate professor, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Sphere of scientific interests: economic sciences, public administration

Образец цитирования_

Крахмалов A. H. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области правового регулирования местного самоуправления: опыт Саратовской области // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 4. С. 53-61. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-53-61.

Krakhmalov A. Proxies of the regional public authorities of the Russian Federation in the field of legal regulation of municipal management: experience of the Saratov region // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 4, pp. 53-61. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-53-61.

Дата поступления статьи: 13.02.2017 г. Дата опубликования статьи: 28.04.2017 г.