Научная статья на тему 'Определение платы за пастбищные угодья на примере Республики Калмыкия'

Определение платы за пастбищные угодья на примере Республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1002
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / АГАРНАЯ ЭКОНОМИКА / ПАСТБИЩА / АРЕНДНАЯ ПЛАТА / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / LIVESTOCK / AGRARIAN ECONOMY / PASTURES / RENT / COST PRICE / AGRICULTURAL LAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорджиева Баина

В статье рассматриваются вопросы определения платы за пастбищные угодья на примере Республики Калмыкия. Целью исследования, представленного в данной публикации, является определение базового размера арендной платы за использование земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения. В частности, арендная плата за использование пастбищ определена с учетом доходности от земельных ресурсов, экономической величины извлекаемой земельной ренты. Несопоставимая разница между двумя видами платежа (налог и арендная плата) за идентичный ресурс земельный участок, является свидетельством нарушения принципа экономической обоснованности платы за данный вид ресурса.This article considers the issues of the determination of fees for pasture on the example of the Republic of Kalmykia. The aim of the research presented in this publication is to define the base rent for the use of land among agricultural lands. In particular, the rent for the use of pastures is defined taking into account the profitability of the land, the economic value of extracted ground rent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение платы за пастбищные угодья на примере Республики Калмыкия»

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

УДК 332.63

Баина Дорджиева,

ведущий инженер научного отдела Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПАСТБИЩНЫЕ УГОДЬЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках реализации проекта № 15-32-01351/16 «Институциональные основы эффективного механизма управления земельными ресурсами

аридных территорий Юга России»

В статье рассматриваются вопросы определения платы за пастбищные угодья на примере Республики Калмыкия. Целью исследования, представленного в данной публикации, является определение базового размера арендной платы за использование земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения. В частности, арендная плата за использование пастбищ определена с учетом доходности от земельных ресурсов, экономической величины извлекаемой земельной ренты. Несопоставимая разница между двумя видами платежа (налог и арендная плата) за идентичный ресурс — земельный участок, является свидетельством нарушения принципа экономической обоснованности платы за данный вид ресурса.

S u m m a r y

This article considers the issues of the determination of fees for pasture on the example of the Republic of Kalmykia. The aim of the research presented in this publication is to define the base rent for the use of land among agricultural lands. In particular, the rent for the use of pastures is defined taking into account the profitability of the land, the economic value of extracted ground rent.

Ключевые слова: животноводство, агарная экономика, пастбища, арендная плата, себестоимость, земли сельскохозяйственного назначения. Keywords: livestock, agrarian economy, pastures, rent, cost price, agricultural land.

В Российской Федерации в настоящее время аренда земель сельскохозяйственного назначения играет важную роль в развитии сельского хозяйства. Земли сельскохозяйственного назначения являются основным средством производства продуктов питания, кормов для скота, сырья, они имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площадей, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв. Земли сельскохозяйственного назначения площадью 6898204 га занимают 92,3% от общей площади земель Республики Калмыкия. Из распределения земель по видам сельскохозяйственных угодий видно, что площадь пастбищ составляет 84%, пашни — 14,2% от всех сельскохозяйственных угодий, это свидетельствует о наличии развитого потенциала сельскохозяйственного производства, в первую очередь животноводства [6].

Арендные земельные отношения регулируются Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными правовыми актами. После принятия этих нормативных актов на практике и в законодательстве остается немало пробелов и противоречий. Поэтому необходимо совершенствовать нормативную базу в сфере регулирования аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Проблемы правового регулирования аренды земель сельскохозяйственного назначения являются актуальными, практически значимыми как для юридической науки и практики, так и для деятельности сельскохозяйственных организаций и граждан.

В собственности граждан находится 21,2% земель от обшей площади земель сельскохозяйственного назначения, в собственности Республики Калмыкия — 15,3%, Российской

Федерации — 16,0%, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена — 37,9%. Земли данной категории предоставляются на праве аренды сельскохозяйственным предприятиям, организациям для сельскохозяйственного производства, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

По данным Управления Росреестра по Республике Калмыкия, по состоянию на 01.01.2014 г. в республике насчитывается 2770 крестьянских (фермерских) хозяйств, которым было предоставлено в аренду земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2526,5 тыс. га [6].

О противоречивых данных различных информационных ресурсов по количеству К(Ф) Х свидетельствуют неоднократно проводимые исследования. Данный вывод присутствует и в заключение Комиссии по инвентаризации земельных участков Республики Калмыкия, проводимых в 2010-2014 гг. Сведения Инспекции Федеральной налоговой службы по РК, Управления Росреестра по РК и администраций РМО РК (земельные комитеты) разнятся. Так, например, по состоянию на 01.01.2014 г., согласно данным ИФНС по РК (службой, осуществляющей регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства и постановку на учет в налоговом органе), следует, что на территории Яшкульского РМО зарегистрировано 373 К(Ф)Х. По данным годового отчета Управления Росреестра по РК «Сведения о наличии земель у граждан (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции», в Яшкуль-ском районе действуют 361 К(Ф)Х на площади 468891 га, а по предоставленным данным Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Яшкульского РМО РК—444 крестьянских (фермерских) хозяйств на арендуемой у района площади в размере 389505 га [5].

В ходе проведенной инвентаризации следует, что на территории Республики Калмыкия находится 2678 животноводческих стоянок, из них зарегистрировано в собственность — 1074, что составляет всего 40,1% от общего количества животноводческих стоянок.

Преобладающее большинство животноводческих стоянок должным образом не оформлены (объекты недвижимого имущества используются без правоустанавливающих документов), таким образом, отсутствие оформленных документов на животноводческие стоянки и не принятие мер по оформлению документов на объекты недвижимого имущества указывают на то, что органы местного самоуправления не достаточно проявляют заинтересованность в получении дополнительных доходов в виде налога на имущество.

Необходимо отметить, что животноводческие стоянки используются без оформления прав на землю, таким образом, земельные участки под постройками (2 га), не поставлены на кадастровый учет, договора аренды не заключены.

Для приведения в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации необходимо оформить земельные участки площадью 2 га в аренду. Оформление договоров аренды на земельные участки под животноводческими стоянками привлечет дополнительные денежные поступления в бюджет района от арендной платы.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», органы государственной субъектов были наделены правом по установлению порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков. В соответствии с этим правом Правительством

МСХЖ — 60 лет!

- 39

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 / 2016

LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT

Республики Калмыкия принят Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 г. № 329. В соответствии с методикой, утвержденной Постановлением, расчет арендной платы производился по категориям, видам угодий, разрешенного (функционального) использования [4].

Интересен региональный опыт в этой части проведения инвентаризации земельных участков на территории Республики Калмыкия. Целью проводимой инвентаризации являлось установление соответствия фактического использования земель его целевому назначению, правомерность предоставления земельных участков, законности использования земель (отсутствия нарушений земельного и природоохранного законодательства землепользователями всех форм собственности: частной, федеральной, республиканской, муниципальной и государственная собственность на которые не разграничена; а также по категориям земель), достоверности и полноты данных, используемых при начислении налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты.

По результатам инвентаризации 13 районных муниципальных образований Республики Калмыкия за период с 2010 по 2014 гг., в Республике Калмыкия предоставлено 28744 земельных долей, из них зарегистрировано 25597 прав собственности граждан на земельные доли.

Таким образом, в Республике Калмыкия процесс оформления прав граждан на земельные доли частично активизировался, уже большинство претендентов на земельные доли получили свидетельства. Однако не все районы активно включились в этот процесс. Оформление прав граждан на земельные доли зависит от работы и взаимодействия районной и внутрихозяйственных комиссий, которые работают на общественных началах. Часто у специалистов внутрихозяйственных комиссий отсутствуют техническое обеспечение, оргтехника, транспортные средства, доступ к информационно-справочным правовым системам. Они остаются один на один со своими проблемами. Районные комиссии обязаны оказывать методическую и консультационную помощь внутрихозяйственным комиссиям.

Кроме этого, необходимо отметить, что в настоящее время граждане, не воспользовавшиеся правом бесплатного получения земельной доли, обращаются в судебные инстанции, которые, в свою очередь, удовлетворяют исковые требования, в результате чего появляются дополнительные списки на основании решений судов Республики Калмыкия. Администрации РМО РК фактически не исполняют решения судов из-за отсутствия земли в районном муниципальном образовании.

В рамках полномочий, установленных Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.07.2003 г. № 178, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия оказывает методическую, правовую и консультационную помощь при об-

ращении специалистов районных и внутрихозяйственных комиссий.

В рамках основной идеи создания экспер-тно-рейтингового агентства можно по блокам вести мониторинг владения, распоряжения, использования земель сельхозназначения, в данном случае речь идет об оценке эффективности использования именно этого массива и определение основных трендов в реальном обороте, превалирующая часть которой оказалась нерегистрируемой по вполне объективным причинам.

В условиях действия моратория на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Калмыкия арендные отношения являются актуальным методом использования земель сельскохозяйственного назначения.

Основным принципом определения размера арендной платы в указанном акте было продекларировано применение результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы, кроме пастбищ. По мнению авторов этого нормативно-правового акта, пастбища в условиях Республики Калмыкия дают относительно стабильный доход, продуктивность их по административным районам варьирует незначительно и зависит в большей степени от хозяйственного состояния, чем от природно-климатических условий.

С учетом изложенного базовый размер арендной платы за использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения (пастбища) был определен с учетом доходности непосредственно для пастбищного животноводства от земельных ресурсов, экономической величины извлекаемой земельной ренты. Доходность для пастбищного животноводства зависит от урожайности пастбищ, которая, в свою очередь, зависит от питательности сухой массы кормовой единицы (величины, влияющей на качество пастбищных угодий) [6].

Произведением средней себестоимости — 1 ц корм. ед. (в денежном выражении) и средней по Республике Калмыкия урожайности — ц корм. ед./га получим величину отдачи 1 га пастбища в год в денежном выражении в среднем по Республике Калмыкия, другими словами, сколько землепользователь получает корма в год от 1 га пастбища в среднем по Республике Калмыкия.

При известной величине отдачи пастбища определяется процент изъятия в пользу госу-

дарства в счет арендной платы за пастбище — средняя ставка арендной платы за 1 га пастбища по Республике Калмыкия.

Экономически обоснованная градация базового размера арендной платы в разрезе районов Республики Калмыкия устанавливается произведением средней ставки арендной платы за 1 га пастбища по Республике Калмыкия на коэффициент урожайности районного муниципального образования.

Таким образом, базовый размер арендной платы рассчитывается следующим образом:

Сб = Ур * Ст * 11% * Кур,

где Сб — базовый размер арендной платы отдельного районного муниципального образования Республики Калмыкия;

Ур — средняя по Республике Калмыкия урожайность, ц корм. ед./га;

Ст — средняя себестоимость 1 ц корм. ед. по Республике Калмыкия за период 2006-2008 гг.;

Кур — коэффициент урожайности определенного районного муниципального образования от средней по Республике Калмыкия [3].

В таких случаях используется простой одно-шаговый способ калькулирования себестоимости. Себестоимость единицы продукции определяется делением полной суммы затрат за период на количество единиц продукции, произведенной за этот период:

С = Z / X,

где С — себестоимость единицы продукции, руб.;

Z — совокупные затраты за период;

X — количество единиц произведенной продукции.

Себестоимость 1 ц. корм. ед./руб. рассчитывается:

2006 г.: С= (546,7+400+56,7) /(5,8) =173,0;

2007 г.: С= (569,5+420+61,2) /(5,6) =187,63;

2008 г.: С= (574,2+440+66,6) /(5,6) =193.

Отсюда показатель средней себестоимости 1 ц корм. ед./руб. равен: 173+187,63+193= 184,54 руб.

Данное упрощение расчетов извлекаемой земельной ренты абсолютно не учитывало кадастровую оценку этих видов угодий. При этом действующая методика оценки государственной кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации основывается на определении

Таблица

Расчет себестоимости 1 ц корм. ед. в Республике Калмыкия за 2006-2008 гг.

Показатели 2OO6 г. 2OO7 г. 2OOS г.

Продуктивность, ц корм. ед./га: однолетние травы 5,8 5,6 5,6

естественные сенокосы, включая косимые пастбища 2,6 1,8 2,6

Затраты на 1 га/руб. (расчетно): однолетние травы ГСМ 546,7 569,5 574,2

оплата труда 400 420 440

стоимость шпагата 56,7 61,2 66,6

Итого 1003,4 1050,7 1080,8

Себестоимость 1 ц. корм. ед./руб. 173,0 187,63 193,0

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № б / 2O16

www.mshj.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

.«А".

•/V

продуктивности и затрат на производство сельскохозяйственных культур. Средние оценочные затраты на производство сельскохозяйственных культур используются для расчетов цены производства валовой продукции, которая, в свою очередь, служит для расчета дифференциального расчетного дохода, определяемого как разность продуктивности и цены производства. В таком случае вызывают сомнение утвержденные актами Правительства РК результаты кадастровой оценки. Опасения в части большого размаха вариации между величиной удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по группам видов использования между РМО (разница между минимальной и максимальной величиной в 2007 г. — 185 раз, в 2013 г. — 35 раз), влияющего только на стимулирование увеличения нагрузки и перевыпаса скота в районах с более низкой кадастровой оценкой, излишни [3].

Несопоставимая разница между двумя видами платежа (налог и арендная плата) за идентичный ресурс — земельный участок, является свидетельством нарушения принципа экономической обоснованности платы за данный вид ресурса. А в силу того, что этот вид ресурса — один из тех немногих, которые пользуются повышенным спросом у экономически активного населения Республики Калмыкия, определение оптимального размера за его использование и

прозрачная система его предоставления являются одним из обязательных условий устранения механизма перераспределения получаемой пастбищным животноводством природной ренты в интересах отдельных кланов и групп, что, в свою очередь, позволит снизить темпы и объемы социального расслоения населения республики. Применение коэффициента за сверхнормативное использование пастбищ, как экономического рычага сдерживания перевыпаса скота, в вышеописанной методике в силу противоречивости и разнонаправленности между целью платежа и величиной его определения являлось изначально методологически ошибочным.

Экономический потенциал сельхозугодий Республики Калмыкия, определенный посредством таких базовых показателей, как кадастровая оценка, оценочная продуктивность и дифференциальный рентный доход, характеризуется как наиболее низкий. Степные, полупустынные и пустынные пастбища в республике занимают значительную территорию, имеют свою экологическую емкость и допустимую экологическую нагрузку. Поэтому оптимизация взаимодействия производственной и природной систем предполагает приведение в соответствие масштабов и форм хозяйствования с естественными возможностями территории посредством эколого-экономического инструментария. Действующая практика в РК характеризуется как несовершен-

ная, усиливающая противоречия между органами власти и хозяйствующими субъектами, выраженными в виде участившихся случаев обращения в суды, и как снежный ком нарастающими задолженностями по плате за землю. Одной их негативных угроз и опасностей данного процесса является нарастание объемов не учитываемой аграрной экономики.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ.

2. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008 г. № 329.

3. Бакинова Т.И., Оконов М.М. Пастбищные ресурсы аридных территорий: оценка состояния и использования: монография. г. Элиста: Изд-во Калмыцкого университета,

2013.

4. Чемидов М.М. Экологические аспекты развития личных подсобных хозяйств в Республике Калмыкия // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2012. № 2 (25).

5. Дорджиева Б.В. Устойчивое сельское развитие: институциональный аспект (на примере Республики Калмыкия) // Международный сельскохозяйственный журнал.

2014. № 6.

6. Дорджиева Б.В. Инвентаризация земельных участков как метод управления: подходы и результаты (на примере Республики Калмыкия) // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5.

[email protected]

МСХЖ — 60 лет!

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 / 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.