Научная статья на тему 'Определение эффективности управления земельными ресурсами в Иркутской области'

Определение эффективности управления земельными ресурсами в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1025
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / EFFICIENCY OF LAND MANAGEMENT / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / LAND PAYMENTS / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / LAND TAX / АРЕНДНАЯ ПЛАТА / RENT / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баянова Анна Андрияновна

Выявлена экономическая эффективность управления земельными ресурсами в Осинском районе Иркутской области. Экономическая эффективность высчитывалась методом определения отношения фактических земельных платежей к расчетным. Для расчета были взяты данные сбора арендной платы и земельного налога. Полученный коэффициент эффективности свидетельствует об эффективном управлении земельными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND MANAGEMENT EFFICIENCY DETERMINATION IN THE IRKUTSK REGION

The article reveals the economic efficiency of land management in the Osa district of the Irkutsk region. The economic efficiency has been calculated by the method determining the ratio of actual land fees to settlement payments. Performed calculation is based on the data of rent and land tax collection. The resulting efficiency ratio proves the effectiveness of land resources management.

Текст научной работы на тему «Определение эффективности управления земельными ресурсами в Иркутской области»

Основными направлениями налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 гг. предусматривается расширение полномочий регионов по установлению налоговой ставки. В целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления продолжается работа по оптимизации установленных законодательством РФ о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам.

Предложенная авторская методика, позволяющая корректировать налоговые ставки инновационно-активных предприятий на региональном уровне, призвана содействовать повышению инновационного

развития территорий. Однако для получения положительных результатов от ее внедрения необходимо пересмотреть региональную налоговую политику и внести соответствующие изменения в нормативно-правовые документы регионального значения.

Реализация предложенных направлений повышения эффективности деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов позволит создать благоприятный инвестиционный климат в процессе переориентации российской экономики на инновационный путь.

Статья поступила 18.03.2015 г.

Библиографический список

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов: : официальный текст (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (10.02.2015).

2. Басова А.В. Исследование и разработка способов стимулирования инновационной деятельности посредством налогового инструментария: дис. ... канд. экон. наук :

08.00.05. ИрГТУ. Иркутск, 2013. 190 с. 3. Басова А.В., Нечаев А.С. Налогообложение как инструмент стимулирования деятельности инновационно-активных хозяйствующих субъектов // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6 (14) [Электронный ресурс]. URL: sisp.nkras.ru (20.02.2015).

УДК 352.075.003.13.(571.53)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Л

© А.А. Баянова1

Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 664038, Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный.

Выявлена экономическая эффективность управления земельными ресурсами в Осинском районе Иркутской области. Экономическая эффективность высчитывалась методом определения отношения фактических земельных платежей к расчетным. Для расчета были взяты данные сбора арендной платы и земельного налога. Полученный коэффициент эффективности свидетельствует об эффективном управлении земельными ресурсами. Ключевые слова: эффективность управления земельными ресурсами; земельные платежи; земельный налог; арендная плата; коэффициент эффективности.

LAND MANAGEMENT EFFICIENCY DETERMINATION IN THE IRKUTSK REGION A.A. Bayanova

Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Ezhevsky, Molodezhny settlement, Irkutsk region, Irkutsk district, 664038, Russia.

The article reveals the economic efficiency of land management in the Osa district of the Irkutsk region. The economic efficiency has been calculated by the method determining the ratio of actual land fees to settlement payments. Performed calculation is based on the data of rent and land tax collection. The resulting efficiency ratio proves the effectiveness of land resources management.

Keywords: efficiency of land management; land payments; land tax; rent; efficiency factor.

Человечество в настоящее время столкнулось с проблемой нехватки продовольствия и чистой питьевой воды. Возрастающая численность населения земного шара требует увеличения объемов продовольствия, интенсификации сельскохозяйственного производства, искусственного повышения биологической продуктивности естественных экосистем и сохранения природных источников питьевой воды. Наука на со-

временном этапе развития может помочь человечеству решить эти проблемы.

Однако продолжающийся рост человеческих потребностей и расширение экономической деятельности оказывают все большее давление на земельные ресурсы и ведут к их нерациональному использованию. Для того чтобы в будущем человеческие потребности удовлетворялись, в настоящее время необхо-

1 Баянова Анна Андрияновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства, кадастров и сельскохозяйственной мелиорации, тел.: 89500607871, e-mail: [email protected]

Bayanova Anna, Candidate of Biology of the Department of Land Management, Cadasters and Agricultural Melioration, tel.: 89500607871, e-mail: [email protected]

димо стремиться к более эффективному и производительному их использованию, что требует урегулирования управления земельными ресурсами на законодательном уровне в России. Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без эффективной системы управления [1]. Поэтому определение экономической эффективности управления земельными ресурсами является актуальным.

Применение и учет в системе управления земельными ресурсами необходимых методов управления способствует повышению эффективности управления [3].

Эффективность - это способность достижения поставленных целей за определенный период времени при использовании определенного количества ресурсов и возможном наличии отдельных специфических ограничений. Эффективность определяет соответствие реальных (фактических или ожидаемых) результатов процесса управления, т.е. степень достижения цели управления. Только эффективный процесс управления является целесообразным.

Под эффектом системы управления земельными ресурсами необходимо понимать результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях, а под эффективностью системы управления земельными ресурсами - проведение определенного объема и вида управленческих действий для повышения качества и степени использования земельных и информационных ресурсов.

Экономически эффективное управление земельными ресурсами основывается на всестороннем анализе финансовых потоков, в той или иной форме наполняющих и расходующих бюджет собственника в связи с реализацией им своих правомочий и обязанностей по отношению к принадлежащей ему земельной собственности, и зависит от взаимодействий с другими земельными собственниками. Речь идет обо всех видах собственников (государственной федеральной и муниципальной, а также негосударственной, в том числе, частной собственности), действующих на территории субъекта управления.

Эффективность управления земельными ресурсами оценивают в следующей последовательности:

- определяют вид эффективности и эффекта;

- выбирают критерий эффективности;

- выбирают метод определения эффективности;

- определяют состав показателей;

- собирают и обрабатывают информацию;

- определяют перспективные направления расчета эффекта;

- разрабатывают инструментарий анализа;

- определяют факторы, оказывающие влияние на управление земельными ресурсами;

- рассчитывают эффект и анализируют полученные результаты;

- уточняют систему показателей и (или) метод исследований;

- делают встречный расчет и анализ новых результатов;

- принимают управленческое решение [1].

Целью исследования является анализ применения

основных методов управления земельными ресурсами и определение экономической эффективности управления земельными ресурсами на территории Осинско-го района Иркутской области.

Эффективность определялась методом сравнения соотношения фактических и расчетных земельных платежей по методике, предложенной Варламовым А.А [1].

К основным методам управления земельными ресурсами относятся государственный кадастр недвижимости, землеустройство, мониторинг земель и земельный контроль [1].

Государственный кадастр недвижимости является основным механизмом управления земельными ресурсами. С 01.03.2008 г. деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости и использованию его сведений регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [5].

С 17 октября 2010 г. вступил в силу Приказ Минэкономразвития РФ от 30.07.2010 № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы», в связи с этим за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений [7].

На территории Осинского района государственный кадастр недвижимости ведется специалистами федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» по Иркутской области совместно с Управлением Роснедвижимости.

По сведениям филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» по Иркутской области, на территории Осинского района за 2011 г. было 180 запросов, принято 1052 заявок о постановке на государственный кадастровый учет (табл. 1).

Таблица 1

Количество земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет

за 2009-2011 гг.

Вид услуги Кол-во земельных участков по годам

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Принято запросов о предоставлении сведений государственного кадастрового учета 157 169 180

Принято заявок о постановке на кадастровый учет 907 989 1052

Из данных таблицы следует, что количество земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет в Осинском районе, с каждым годом увеличивается.

По данным территориального отдела Росреестра в Осинском районе за 2011 г., было проведено 362 сделки с землей, из них 232 сделки по аренде государственных и муниципальных земель, 94 сделки по продаже земельных участков гражданами и юридическими лицами (табл. 2).

Землеустройство

Одной из научно-технических и социально-политических частей государственного управления земельными ресурсами является землеустройство, регламентируемое ФЗ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г [6].

В Осинском районе в 2011 г. основными видами землеустроительных работ явились работы по межеванию земель (межевые планы, карты, схемы).

В районе работами по землеустройству занимались несколько предприятий: ООО «Оценочно-межевой центр», ООО «Нивелир», ООО «Кадастр». В 2010 году произошло увеличение на 204 единиц хранения, в 2011 году - на 30 единиц хранения (табл. 3) [2].

Таблица 3

Количество полученных в результате землеустройства единиц хранения в государственном фонде данных

Государственный мониторинг земель

Для контроля и наблюдения за земельными ресурсами применяется мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других

мониторингов и кадастров природных ресурсов и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений.

Организацию и осуществление мониторинга ведут органы Росреестра. Участие в мониторинге земель принимают и другие государственные органы: Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная гидрометеоро-

логическая служба, соответствующие органы субъектов РФ [8].

На территории Осинского района планируется проведение мониторинга земель в соответствии со специальными программами и мероприятиями, которые находятся в стадии разработки [9].

Государственный земельный контроль

В условиях развития земельной реформы Российскому государству и обществу необходим земельный контроль как инструмент управления, обеспечивающий функционирование правовых механизмов в сфере земельных отношений [3].

Порядок осуществления государственного земельного контроля устанавливается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные органы, или органы на территории муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов самоуправления [1].

За анализируемый период 2009-2011 гг. на территории Осинского района была проведена большая работа по убеждению глав муниципальных образований в актуальности на подведомственных территориях муниципального земельного контроля. Для этого были разработаны методические рекомендации по взаимодействию органов муниципального земельного кон-

Таблица2

Сделки с землей, совершенные в 2011 году_

Вид сделки Кол-во сделок, ед. Площадь, га

Продажа земельных участков органами государственной власти 1 0,7

и местного самоуправления

Продажа земельных участков гражданами и юридическими 94 22,49

лицами

Аренда государственных и муниципальных земель 232 120067,36

Прочие сделки с землей:

- продажа прав аренды государственных и муниципальных

земельных участков - -

-дарение земельных участков 33 56,86

-передача по наследству земельных участков - -

Всего сделок залога земельных участков

В том числе совершенных: 2 0,26

- гражданами 2 0,26

- юридическими лицами - -

Год 2009 2010 2011

Количество единиц (картографический материал, землеустроительные дела, проекты) 795 999 1029

троля и органов самоуправления Осинского района, приняты соответствующие решения думы муниципальных образований и поселений, составлены планы проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на 2012 г. [4].

Таким образом, осуществление в единой системе государственного кадастра недвижимости, землеустройства, мониторинга земель, земельного контроля является одним из основных направлений улучшения управления земельными ресурсами района [1].

Исходными показателями для анализа эффективности системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта Федерации (для каждого муниципального образования) могут быть следующие данные: о финансировании каждого вида землеустроительных и земельно-кадастровых работ, сборе земельных платежей (по каждой категории собственников), поступлении платы за пользование информационной базой земельного кадастра, сборе страховых и иных платежей за земельно-кадастровую информацию [1].

Основные результативные показатели эффекта от проведения земельно-кадастровых и землеустроительных действий - земельные платежи. При анализе можно использовать как общие поступления земельных платежей, так и отдельные платежи в виде земельного налога или арендной платы за землю (табл. 4 и табл. 5).

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы бюджета муниципального образования «Осинский район» от аренды земельных участков за 2009-2011 гг.

платежей, из чего следует, что доход от аренды земельных участков не является основным доходом земельных платежей. Из табл. 5 следует, что фактические земельные платежи по всем видам были на уровне расчетных. Динамика по годам показывает в основном устойчивый рост сборов.

В анализируемый период времени (2009-2011 гг.) в Осинском районе экономическое управление земельными ресурсами характеризуется достаточным уровнем.

Сумма поступивших в казну средств от земельных платежей находится на уровне расчетной за счет того, что ежегодно оформляется в собственность большое количество земель и одновременно с этим с каждым годом увеличивается число договоров на аренду земель.

На основании отношения планируемых земельных платежей к расчетным высчитывают коэффициент экономической эффективности Эузр системы управления земельными ресурсами по методике, предложенной А.А.Варламовым [1].

Эузр ~ Пзф/Пзр, (1)

где Пзф - фактические земельные платежи, р.; Пзр - расчетные земельные платежи, руб.

Значение коэффициента эффективности кадастровых и землеустроительных действий больше единицы свидетельствует об эффективной системе управления земельными ресурсами, меньше единицы - о неэффективной системе управления земельными ресурсами [1]:

Эффективность управления земельными ресурсами в Осинском районе по годам составила:

2009 г. Эузр = 2,5/2,539 = 0,98.

2010 г. Эузр = 2,7/2,715 = 0,99.

2011 г. Эузр = 2,81/2,836 = 0,99.

Коэффициент эффективности в 2009-2011 гг.

находится в пределах единицы. Исходя из этого, можно судить о достаточно эффективном управлении земельными ресурсами со стороны территориальных органов в Осинском районе.

Главная роль в повышении эффективности использования земли принадлежит государству, которое должно разрабатывать и осуществлять целевые программы по сохранению размеров и состояния земельных угодий, создающих основу для расширенного воспроизводства и интенсификации сельского хозяйства, реализации преимуществ новых отношений собственности и механизма хозяйствования.

Показатели Доходы по годам

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Доход от аренды земельных участ- 0,755 0,79 0,777

ков, млн руб.

Всего поступило

средств от платежей 2,5 2,7 2,81

за землю, млн руб.

Удельный вес в об-

щем объеме доходов от земельных 30,2 29,2 27,6

платежей, %

Из табл. 4 видно, что доходы от аренды земельных участков в Осинском районе за 2009-2011 гг. составляют около 30% от общего объема земельных

Таблица 5

Поступление земельных платежей в бюджет муниципального образования «Осинский район», млн р.

Вид дохода Доход по годам

2009 2010 2011

Земельный налог Расчетный Фактический 1,756 1,745 1,93 1,91 2,056 2,033

Арендная плата за землю Расчетный Фактический 0,783 0,755 0,785 0,79 0,78 0,777

Общие земельные платежи Расчетный Фактический 2,539 2,5 2,715 2,7 2,836 2,81

Итак, для повышения коэффициента эффективности в Осинский районе необходимо:

1. Проведение инвентаризации земель, землеустройства, мониторинга земель и принятие мер по обеспечению их охраны в районе.

2. Проведение государственной кадастровой оценки земель.

3. Увеличение сбора платежей за землю за счет

взимания земельных налогов и арендной платы.

4. Взаимодействие на должном уровне органов муниципального образования и населения.

5. Создание в районе программ, обеспечивающих содействие жителям в обустройстве жилищной инфраструктуры; выделение земельных участков под застройку жилых домов [4].

Статья поступила 25.03.2015 г.

Библиографический список

1. Варламов А.А. Земельный кадастр: в 6 т. М.: КолосС, 2005. Т. 2: Управление земельными ресурсами. 528 с

2. Годовой отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям по состоянию на 01.01.2011 г. Осинский район. 46 с.

3. Гордеев А. В. Совершенствование системы управления земельными ресурсами Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2005. № 54. С. 410.

4. О государственном земельном контроле: постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. № 689. М., 2006. 15 с.

5. О государственном кадастре недвижимости: федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ [Электронный ресурс]. // Консультант Плюс: справочная правовая система.

URL: www.consultant.ru/ (20.03.2015).

6. О землеустройстве»: федеральный закон РФ от 18.06.2001 № 78-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/ (20.03.2015).

7. О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы: приказ Минэкономразвития РФ от 30.07.2010 г. № 343. 13 с.

8. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель: постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 г. № 846) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/ (20.03.2015).

9. Региональный доклад о состоянии и использовании земель Иркутской области за 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http: // 100-edu.ru/voda/4671/index.html (14.03. 2015).

УДК 332.816

РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РЕФОРМЫ ЖКХ

Л

© И.Г. Гавриленко1

Уфимский государственный университет экономики и сервиса,

450078, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.

Статья посвящена анализу российской специфики формирования и развития жилищного самоуправления. Обосновывается вывод, что специфика развития жилищной сферы России, ввиду исторических объективных и субъективных особенностей, не позволяет полностью копировать зарубежный опыт деятельности жилищных объединений (даже самый прогрессивный, проверенный десятилетиями). Возможно построение собственной уникальной модели управления многоквартирными домами на основе товариществ собственников жилья, которая может основываться на лучших зарубежных аналогах, но при этом трансформироваться с учетом специфики и особенностей российской экономики в целом и жилищного хозяйства в частности.

Ключевые слова: приватизация; собственник; жилищное самоуправление; товарищества собственников жилья; реформа.

DEVELOPMENT OF HOUSING SELF-ADMINISTRATION AS THE MOST IMPORTANT RESOURCE OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICE REFORM I.G. Gavrilenko

Ufa State University of Economics and Service,

145 Chernyshevsky St., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450078, Russia.

Having analyzed the specific character of Russian housing self-administration formation and development, the article substantiates the conclusion that the development features of the housing sector in Russia, due to historically objective and subjective characteristics do not allow a complete copying of foreign experience (even the most advanced, proven for decades) of housing association activities. It is possible to build our own unique model of apartment building management on the basis of homeowners ' associations. The model can be based on the best foreign analogs, on the other hand, it may be transformed taking into account the specific nature and features of the Russian economy as a whole and housing economy in particular.

Keywords: privatization; owner; housing self-administration; associations of homeowners; reform.

1 Гавриленко Ирина Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления, тел.: 89093530433, e-mail: [email protected]

Gavrilenko Irina, Candidate of Economics of the Department of Regional Economy and Management, tel.: 89093530433, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.