Научная статья на тему 'Инвентаризация земельных участков как метод управления: подходы и результаты (на примере Республики Калмыкия)'

Инвентаризация земельных участков как метод управления: подходы и результаты (на примере Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1012
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / AGRICULTURAL LAND / INVENTORY / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / LAND FUND / REPUBLIC OF KALMYKIA / THE LAND POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорджиева Баина

Несмотря на то, что Россия входит в пятерку мировых лидеров по площади пашни на душу населения, по эффективности использования сельскохозяйственных угодий она значительно отстает от многих стран мира. Нерациональное использование, а также неэффективное перераспределение имеющихся ресурсов говорит о ненадлежащей государственной земельной политике и об отсутствии эффективного государственного учета земель некоторых категорий земель. В качестве решения предложен механизм инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. По сути инвентаризация является установлением соответствия фактического использования земель его целевому назначению, правомерности, предоставления земельных участков, законности использования земель, достоверности и полноты данных, используемых при начислении налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Despite the fact that Russia was among the five world leaders in the area of arable land per capita, by efficiency of using agricultural land is seriously lagging behind many countries. Irrational use, as well as the inefficient redistribution of existing resources, says inadequate public land policy and the absence of effective state land records of certain categories of land. As a solution was used the mechanism of an inventory of agricultural land. In fact, the inventory is to establish the conformity of the actual use of the land of his purpose, the legitimacy of land, the legality of land use accuracy and completeness of the data used in the calculation of tax and non-tax revenues to local budgets.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация земельных участков как метод управления: подходы и результаты (на примере Республики Калмыкия)»

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ: ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

УДК 332.334.4

Баина Дорджиева,

ведущий инженер научного отдела,

Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ: ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)*

0<Х>00<><><><>0<><><><><><>00<><><><^^

Несмотря на то, что Россия входит в пятерку мировых лидеров по площади пашни на душу населения, по эффективности использования сельскохозяйственных угодий она значительно отстает от многих стран мира. Нерациональное использование, а также неэффективное перераспределение имеющихся ресурсов говорит о ненадлежащей государственной земельной политике и об отсутствии эффективного государственного учета земель некоторых категорий земель. В качестве решения предложен механизм инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. По сути инвентаризация является установлением соответствия фактического использования земель его целевому назначению, правомерности, предоставления земельных участков, законности использования земель, достоверности и полноты данных, используемых при начислении налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты.

S u m m a r y

Despite the fact that Russia was among the five world leaders in the area of arable land per capita, by efficiency of using agricultural land is seriously lagging behind many countries. Irrational use, as well as the inefficient redistribution of existing resources, says inadequate public land policy and the absence of effective state land records of certain categories of land. As a solution was used the mechanism of an inventory of agricultural land. In fact, the inventory is to establish the conformity of the actual use of the land of his purpose, the legitimacy of land, the legality of land use accuracy and completeness of the data used in the calculation of tax and non-tax revenues to local budgets.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, инвентаризация, рациональное природопользование, земельный фонд, Республика Калмыкия, земельная политика.

Keywords: agricultural land, inventory, environmental management, land fund, Republic of Kalmykia, the land policy.

Изучение сложившихся проблем в использовании стратегического ресурса страны - земли, является одной из актуальнейших тем для различных современных исследований в контексте достижения целей устойчивого развития [6]. По мнению академиков РАН С.Н. Волкова, Н.В. Комова, В.Н. Хлыстуна, одной из главнейших проблем в управлении земельными ресурсами и их использовании является «потеря достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения, которая является базовой основой для обеспечения механизма регулирования земельного оборота, установления платежей за землю, ведения государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель» [4].

Интересен региональный опыт в этой части проведения инвентаризации земельных участков на территории Республики Калмыкия. Цель проводимой инвентаризации - установление соответствия фактического использования земель его целевому назначению, правомерность предоставления земельных участков, законности использования земель (отсутствия нарушений земельного и природоохранного законодательства землепользователями всех форм собственности: частной, федеральной, республиканской, муниципальной, и государственная собственность на которые не разграничена; а также по категориям земель), достоверности и полноты данных, ис-

пользуемых при начислении налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты [1].

В соответствии с целями инвентаризации одновременно проведен анализ ведения учета земельных участков в районных муниципальных образованиях (РМО), реестра договоров аренды и начислений арендной платы, земельного налога земельных участков, находящихся в частной собственности, общей долевой собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании [2]. Осуществлен анализ действующих нормативных правовых актов в сфере земельных отношений, принятых органами местного самоуправления, на предмет соответствия федеральному и республиканскому законодательству.

Проверка осуществлялась в 2 этапа полевым и камеральным методами.

Полевой этап инвентаризации включал:

• Сбор сведений по каждому сельскому муниципальному образованию (СМО): выписки сведений из похозяйственных книг о поголовье сельхозживотных, список граждан, зарегистрированных на территории СМО, список объектов социальной инфраструктуры, реестр шахтных колодцев и артскважин на территории СМО и по животноводческим стоянкам, справка об исполнении бюджета.

• Объезд животноводческих стоянок, проверка наличия

№ 5/2015

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках реализации проекта № 15-32-01351/15

«Институциональные основы эффективного механизма управления земельными ресурсами аридных территорий Юга России».

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на недвижимость, на земельные участки, используемые КФХ, СПК, гражданами, ЛПХ, наличия трудовых договоров с наемными рабочими. Фотографирование объектов и нанесение на рабочую карту объектов инвентаризации.

Камеральный этап инвентаризации включал:

• Работу с Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Калмыкия. Совмещение баз и анализ данных ИФНС, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК, похозяйственных книг СМО по плательщикам земельного налога по категории земель населенных пунктов.

• Работу с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК (Росре-естр). Работа с отчетом о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в административно-территориальных границах районов.

• Работу с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РК (Россельхознад-зор). Выявление неиспользуемых земель, используемых не по целевому назначению. Выезды на объекты.

• Работу с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК. Выявление нарушений в сфере природопользования, недропользования.

• Работу с ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РК. Запросы по предоставлению кадастрового плана территорий.

• Работу с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РК. Запрос сведений о регистрации земельных участков в федеральную собственность, документов об их предоставлении, проверка их целевого использования.

За время проведения инвентаризации были проведены выезды на используемые земельные участки на праве аренды, пожизненного наследуемого владения (ПНВ), постоянного (бессрочного) пользования (ПБП), на неиспользуемые или используемые с нарушением земельные участки (неиспользуемая пашня, самовольная распашка пастбищ, переиспользование пастбищных угодий), на животноводческие стоянки.

В ходе проведенной инвентаризации отмечена деградация природного потенциала пастбищных угодий вследствие несбалансированной структуры поголовья сельскохозяйственных животных, круглогодичного использования пастбищ, включая высокую нагрузку на кормовые угодья. Фактическая нагрузка сельскохозяйственных животных на пастбища многократно превышает установленную норму [5].

В результате проведенной инвентаризации в районах выявлены характерные причины недостаточной работы районных муниципальных образований по увеличению доходной части бюджета:

• отсутствие координации в обеспечении эффективного взаимодействия органов местного самоуправления (администрации муниципальных образований, Комитетов по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям, ветслужб, отделов госстатистики), налоговых инспекций, Управления Федеральной службы государственной регистра-

20

ции, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, ФБУ «Кадастровая палата» по РК;

• неприменение в полной мере действующих нормативно-правовых актов и ранее разработанных и направленных в муниципальные образования рекомендаций о порядке начисления арендной платы за землю.

Основными источниками дополнительных налоговых и неналоговых доходов, по результатам проведенной инвентаризации земельных участков в районах республики, определены: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), земельный налог и арендная плата за использование земельных участков. На долю этих доходных источников приходится около 90% от доначисленных сумм [3].

Несомненными плюсами проведения инвентаризации являются: комплексность, объективность, достоверность, гармонизация регламентов и информационных ресурсов различных ведомств, согласованность в действиях по отношению к объекту инвентаризации, публичность, гласность и открытость, максимальное стремление к привлечению местного населения к работе комиссии.

Литература

1. Сводный отчет по инвентаризации земельных участков, находящихся в собственности РФ, собственности РК, муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в частной собственности, по поступлению налоговых и неналоговых доходов от использования земельных участков, проверки целевого использования земель, расположенных на территории Республики Калмыкия (09 августа 2010 г. - 31 октября 2014 г.). Элиста, 2014. (данные Министерства земельных и имущественных отношений Республики Калмыкия).

2. Дорджиева О.Б. Концептуальные подходы к определению приоритетов аграрной экономической политики Республики Калмыкия на современном этапе: монография. Элиста: Изд-во Калмыцкого госуниверситета, 2013.

3. Дорджиева Б.В. Отчет о реализации проекта ПРООН «Проведение оценки климатических рисков в Республике Калмыкия и разработка рекомендаций по управлению ими». Т. 1. / Общественная организация «Центр экологических проектов» Республики Калмыкия. Элиста, 2012. 117 с.

4. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Московский экономический журнал. 2015. № 2.

5. Дорджиева О.Б. Проблемы формирования арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 3.

6. Шалдунова Н.П. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения: состояние, проблемы, решения // Пермский аграрный вестник. 2013. № 3.

baina.dordzhieva@gmail.com

Международный сельскохозяйственный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.