Научная статья на тему 'Государственная политика в области регулирования земельных отношений'

Государственная политика в области регулирования земельных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1150
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ / ПЛАТЕЖИ ЗА ЗЕМЛЮ / РАСЧЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ / НОРМЫ НАГРУЗКИ СКОТА НА ПАСТБИЩА / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашнанов Э. Л.

В статье выделены основные задачи в области государственного регулирования земельных отношений, рассмотрено состояние земельных ресурсов Республики Калмыкия, описана история становления права собственности на землю, а также анализируются проблемы развития земельных отношений в аграрном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области регулирования земельных отношений»

Г осударственная политика в области регулирования земельных

отношений

The State policy in the field of regulation of land relations

Пашнанов Э.Л.,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления

на предприятии

ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», руководитель Управления Федерального Казначейства по Республике

Калмыкия, г. Элиста Pashnanov E.L.,

doctor of economic sciences, professor of the department of economics and

management at the enterprise "Kalmyk state university", the head of the department of the Federal treasury in the Republic of

Kalmykia, city Elista.

Аннотация: В статье выделены основные задачи в области

государственного регулирования земельных отношений, рассмотрено состояние земельных ресурсов Республики Калмыкия, описана история становления права собственности на землю, а также анализируются проблемы развития земельных отношений в аграрном секторе.

Abstract: The article highlights the main tasks in the field of state regulation of land relations, reviewed the status of the land resources of the Republic of Kalmykia, describes the history of formation of property rights to land, as well as analyzes the problems of development of land relations in the agrarian sector.

Ключевые слова: земельная политика, земельный фонд Республики Калмыкия, право собственности на землю, платежи за землю, расчет арендной

платы, нормы нагрузки скота на пастбища, кадастровая стоимость, проблемные вопросы в сфере земельных отношений.

Key words: land policy, the land fund of the Republic of Kalmykia, the right of ownership to the land, payments for land, the calculation of rent, the norms of the load of cattle on pastures, the cadastral value problems in the sphere of land relations.

Земля - это важнейший фактор производства, эффективное использование которого является залогом устойчивого экономического развития региона. Ограниченность и невосполнимость земельных ресурсов требует государственного регулирования земельных отношений. Земельная политика — это система мер регулирования, влияющих на условия реализации прав собственности на землю с целью обеспечения наиболее эффективного варианта использования земли в интересах максимального удовлетворения текущих и будущих потребностей общества1.

В целях формирования единой государственной политики Республики Калмыкия в сфере земельных отношений Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 октября 2007 г. N 381 одобрена Концепция развития земельных отношений в Республике Калмыкия на 2008-2012 г.г.

Основными направлениями государственной политики в области регулирования земельных отношений являются: создание условий для

вовлечения земли в экономический оборот как объекта права и как особого объекта производства в сельском хозяйстве; создание условий использования земли как средства обеспечения заемного финансирования капитала хозяйствующих субъектов и увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики республики.

С учетом стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской

Режим доступа: http:// www.wikipedia.ru

Федерации, можно выделить следующие основные задачи на среднесрочную перспективу в области земельной политики:

• создание условий для развития земельного рынка в Республике Калмыкия, системы эффективного информационного обеспечения процессов управления земельными участками как недвижимым имуществом, принятие экологически-безопасных, экономически - и социально-эффективных хозяйственных решений;

• совершенствование системы налоговых и неналоговых платежей за земельные участки;

• формирование собственности Республики Калмыкия на земельные участки, развитие правовых и экономических основ оборота земель сельскохозяйственного назначения;

• завершение процесса практического перехода к многообразию форм собственности на землю;

• совершенствование научного и кадрового обеспечения развития земельных отношений в Республике Калмыкия путем внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований, оказания содействия в переподготовке и повышении квалификации специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления Республике Калмыкии, осуществляющих работу в сфере регулирования земельных отношений;

• совершенствование правовых основ регулирования земельных отношений.

Рассмотрим состояние земельного фонда Республики Калмыкия. Он включает в себя все земли расположенные в административных границах Республики Калмыкия, независимо от их распределения и целевого назначения, форм собственности и принадлежности к Российской Федерации, РК или муниципальным образованиям республики.

Рис.1. Распределение земельного фонда Республики Калмыкия по

категориям.

По данным государственного статистического наблюдения площадь земель Республики Калмыкия составила на 1 января 2012 г. 7473,1 тыс.га, из них земли:

• сельскохозяйственного назначения - 6885,2 тыс.га;

• населенных пунктов - 62,4 тыс.га;

• промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и иного специального назначения - 15,0 тыс.га;

• особо охраняемых территорий и объектов - 121,6 тыс.га;

• лесного фонда - 60,2 тыс.га;

• водного фонда - 59,1 тыс.га;

• запаса - 269,6 тыс.га.

Распределение земель по категориям, отраженное на рисунке 1, показывает преобладание в структуре земельного фонда Республики Калмыкия земель сельскохозяйственного назначения (92,1 %) и земель запаса (3,6 %).

В целом, в структуре земельного фонда Республики Калмыкия 84% составляют сельскохозяйственные угодья (6281,1 тыс.га); лесные насаждения, не входящие в лесной фонд - 0,6 % (43,2 тыс. га); под лесами - 0,5 % (37,9 тыс.га); под водой - 2,4% (176,0 тыс.га); нарушенные земли - 0,05% (4,0 тыс.га); земли, находящиеся в стадии мелиоративного строительства - 4,1 % (300,2 тыс.га); под дорогами- 0,9 % (64,8 тыс.га); земли застройки - 0,4 % (30 тыс.га); прочие земли -5,3 % (398,2 тыс.га), из них пески - 3 % (218,7 тыс.га).

По состоянию на 1 января 2012 г. в собственности граждан и юридических лиц находилось 1307,5 тыс.га, что составило 17,5 % земельного фонда республики (таблица 1). Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 1303,6 тыс. га или 17,4 %, в собственности юридических лиц находилось 3,9 тыс.га или 0,1 % земельного фонда республики. Земельные доли граждан (включая долю в праве общей совместной собственности) в земельном фонде республики составили 16,6 % (1245,4 тыс.га) или 95,2 % земель, находящихся в частной собственности в целом по республике.

Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 6165,6 тыс.га или 82,5 % земельного фонда республики.

По состоянию на 1 января 2012 г. из 6165,6 тыс.га земель, находящихся

Таблица 1

СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬ ПО КАТЕГОРИЯМ И ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ

КАЛМЫКИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА(в тыс.га)

№№ п/п Категории земель Общая площадь В собствен- ности граждан В собствен- ности юридич лиц Всего в государственной и муниципальной собственности В том числе зарегистрировано право собственности

Российской Федерации Республики Калмыкия Муници- пальных образо- ваний

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Земли сельскохозяйственного назначения 6885,2 1297,9 3,7 5583,6 46,9 1056,4 1361,5

2 Земли населенных пунктов 62,4 5,7 0,2 56,5 1,3 0,1 1,4

3 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, земли обороны, иного специального назначения 15 15 3,8

4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 121,6 121,6 109,2

5 Земли лесного фонда 60,2 60,2 55,2

6 Земли водного фонда 59,1 59,1 4,3

7 Земли запаса 269,6 269,6

8 Итого земель в административных границах 7473,1 1303,6 3,9 6165,6 220,7 1056,5 1362,9

в государственной и муниципальной собственности в границах Республики Калмыкия, в установленном порядке право собственности на земельные участки возникли:

- у Российской Федерации на 220,7 тыс.га, что составило 3,6 % от общей площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- у Республики Калмыкия на 1056,5 тыс.га (17,1 %);

- у муниципальных образований на 1362,9 тыс.га (22,1 %).

Наибольшую долю земель, представляющих собой собственность

Российской Федерации, составили земельные участки, относящиеся к категориям земель, в том числе:

- особо охраняемых территорий и объектов - 109,2 тыс.га (49,5 %);

- лесного фонда -55,2 тыс.га (25 %);

- сельскохозяйственного назначения - 46,9 % (21,2 тыс.га).

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения и реорганизация

сельскохозяйственных предприятий в России начались в 1991 г. с принятием Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» и т.д2. Право на земельную долю в собственность получили работники сельскохозяйственной организации, пенсионеры этой организации, а также работник предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на

2 Настольная книга судьи по гражданским делам" (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Н.К. Толчеева) ("Велби", "Проспект", 2008) // Консультант Плюс.

территории этого хозяйства. Пенсионеры объектов социальной сферы на селе прав на земельную долю не получили.

В Республике Калмыкия, как и в тринадцати субъектах Российской Федерации, в 1990-х годах приватизация земель сельскохозяйственного назначения и передача земель сельскохозяйственных угодий не осуществлялась. С момента выхода Постановления Правительства Республики Калмыкия от 21 ноября 1997 г. № 311 «О реформировании агропромышленного комплекса Республики Калмыкия» с 1996-2000 г.г. были реформированы 9 «пилотных» хозяйств республики в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Примерно 4470 работников бывших колхозов и совхозов получили свидетельства на землю.

Второй этап процесса оформления прав граждан на земельные доли в Республике Калмыкия начался с момента принятия Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003г. № 319-П-З «О земле», который установил перечень граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных долей. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003г. № 178 был утвержден порядок оформления граждан на земельные доли. В настоящее время передача земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность осуществляется в соответствии с Законом Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений Республики Калмыкия» от 9 апреля 2010 г. № 177-1У-З.

Всего по Республики Калмыкия из 31 919 претендентов земельные доли получили 27 458 человек. В общую долевую собственность граждан Республики Калмыкия было передано 1 334 104,5 га земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время 4 967 собственников земельных долей осуществили выдел земельных участков в счет земельных долей общей площадью 445335,2га.

Таблица 2

Средняя районная норма передачи земель сельскохозяйственного

назначения в собственность гражданам по административным районам

3

Республики Калмыкия

№ п/ п Районы Средняя районная норма передачи земли на 1 человека, га Кол-во баллогекта ров в ср. районной норме

сельхозуг одий паш ня сенокос ы пастби ща зале жь

1 Г ородовиковский 12,1 10,4 - 1,7 - 577,2

2 Ики-Бурульский 92,3 19,0 - 73,3 - 642,8

3 Лаганский 33,7 - - 33,7 - 44,2

4 Кетченеровский 109,3 13,5 4,8 90,6 0,9 566,6

5 Малодербетовский 63,6 13,4 1,1 49,0 0,1 455,5

6 Октябрьский 94,1 6,6 1,5 85,2 0,8 379,9

7 Приютненский 49,5 16,1 1,3 32,0 - 427,4

8 Сарпинский 51,6 24,1 0,3 27,2 - 643,6

9 Целинный 66,9 15,1 0,3 51,4 0,1 458,1

10 Черноземельский 178,2 - 1,2 177,0 - 484,0

11 Юстинский 170,3 6,1 - 164,2 - 511,0

12 Яшалтинский 18,6 10,7 0,6 7,3 - 469,5

13 Яшкульский 153,7 - 0,2 153,5 - 419,5

Остается актуальной проблема нехватки свободных земельных участков для передачи в общую долевую собственность гражданам. Сложившаяся судебная практика по признанию граждан претендентами на получение земельных долей и включению последних в списки создает ситуации невозможности реализации судебных решений, ввиду отсутствия свободных земель для предоставления в общую долевую собственность. Как следует из данных районных муниципальных образований, основные площади земель уже

3 - утв. распоряжением Правительства Республики Калмыкия № 331-р от 16.09.2003г.

предоставлены в долгосрочную аренду, расторжение которых возможно при согласии обоих сторон.

Платежи за землю в виде земельного налога, арендной платы и средств от продажи земельных участков под приватизированными объектами продолжают оставаться основными статьями доходов для муниципальных бюджетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Земельный налог Арендная плата за Арендная плата за земли в

"неразграниченные" земли собственности МО

[□2010 □ 2011 |

Рис.2. Платежи за землю

Из таблицы 3 видим, что по состоянию на 1 декабря 2011 года всего поступило платежей за землю в сумме 372 632,0 тыс.руб., в том числе земельный налог - 148 637,2 тыс.руб., арендная плата за землю - 223 994,6 тыс.руб. Плановые назначения исполнены на 78% (план - 472108,2 тыс.руб., в т.ч. земельный налог - 202 459,8 тыс.руб., арендная плата за землю - 269 648,5 тыс.руб.).

Таблица 3

Поступление платежей за землю

Наименование показателя Всего по муниципальным образованиям за 2010 год Всего по муниципальным образованиям по состоянию на 01.12.2011г

утверждено исполнено % исп. утвержден о исполнено % исп.

Земельный налог 196 527 986 155 537 830 79,1 202 459 756 148 637 420 73,4

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 194 913 247 202 055 077 103,7 235 559 057 196 054 959 83,2

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков бюджетных и 13 082 091 12 555 432 96,0 34 089 402 27 939 580 82,0

В соответствии с возложенными полномочиями постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2008г. № 329 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с методикой, утвержденной постановлением, расчет арендной платы производится по категориям, видам разрешенного (функционального) использования (угодий).

Основным принципом определения размера арендной платы является применение результатов кадастровой оценки земельных участков в качестве единой базы расчета арендной платы, что иллюстрирует таблица 4.

Таблица 4

Базовый размер арендной платы за пастбища

N РМО, ГО Баз.размер N РМО, ГО Баз.размер

п/п аренд. пл., руб/га п/п аренд. пл.,руб/га

8 Приютненское 22

9 Целинное 22

10 Черноземельское 29

11 Лаганское 23

12 Яшкульское 31

13 Юстинское 23

14 г. Элиста 22

1 Г ородовиковское 30

2 Яшалтинское 24

3 Ики-Бурульское 26

4 Кетченеровское 25

5 Малодербетовское 27

6 Сарпинское 24

7 Октябрьское 25

Расчет арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с используемым видом угодий.

Таблица 5

Нормы нагрузки скота на пастбища

№ п/п Наименование муниципального образования Нормы нагрузки скота на пастбища, условных голов овец на 1 га

Степная зона

1. Г ородовиковское РМО 6 о ■ 8 о

2. Яшалтинское РМО 0,50 - 0,68

Сухостепная зона

3. Ики-Бурульское РМО 0,45 - 0,60

4. Приютненское РМО 0,39 - 0,52

5. Целинное РМО 0,40 - 0,53

6. г. Элиста 0,40 - 0,53

Полупустынная зона

7. Кетченеровское РМО 0,40 - 0,54

8. Малодербетовское РМО 0,42 - 0,56

9. Октябрьское РМО 0,40 - 0,54

10. Сарпинское РМО 0,39 - 0,52

Пустынная зона

11. Лаганское РМО 0,31 - 0,41

12. Черноземельское РМО 0,38 - 0,50

13. Юстинское РМО 0,39 - 0,52

14. Яшкульское РМО 0,40 - 0,54

За земельные участки, используемые в качестве пастбищ, начисление арендной платы производится на основании базового размера с учетом выпасаемого поголовья.

При расчете арендной платы за пастбищные угодья учитывается нагрузка скота на пастбища. В соответствии со статьей 13 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010г. №177-1У-З «О регулировании земельных отношений в

Республике Калмыкия» норма нагрузки скота на единицу площади (пастбища) устанавливаются актом Правительства Республики Калмыкия.

Нормы нагрузки скота на пастбища установлены постановлением Правительства Республики №158 от 27.04.2006г. «О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия» на основе научной методики их расчета с учетом природно-климатических условий (таблица 5).

Таблица 6

Коэффициент за сверхнормативное использование пастбищ

N п/п Степень использования пастбищ <*> Значение коэффициента

1 Оптимальная до 1,0 включительно 1,0

2 Повышенная свыше 1,0 до 1,5 1,5

3 Сверх повышенная свыше 1,5 до 2,0 2,0

4 Предельно повышенная свыше 2,0 до 2,5 2,5

5 Высокая свыше 2,5 до 3,0 3,0

6 Сверх высокая свыше 3,0 до 3,5 3,5

7 Предельно высокая свыше 3,5 до 4,0 5,0

8 Чрезвычайно высокая свыше 4,0 определяется как степень использования пастбищ, умноженная на 2

При определении размера арендной платы учитывается коэффициент за сверхнормативное использование пастбищ, как отношение фактической нагрузки скота на пастбища к нормативной (таблица 6). Фактическая нагрузка скота на пастбища, рассчитывается как отношение фактического поголовья с/х животных, выраженного в условных головах овец на площадь землепользования, выраженную в га.

Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия принят Закон Республики «О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» от 23.11.2011 г. № 307-ГУ-З, которым закреплено право приватизации земельных участков, находящихся у сельскохозяйственных организаций, а также граждан, осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского)

хозяйства, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения по цене 15% от кадастровой стоимости земельного участка.

Таблица 7

Площадь земель, подлежащих приватизации4

№ п/п Муниципальные Площадь земель, га

образования (РМО,ГО)

находящихся в находящихся в из них

постоянном пожизненном приватизир

(бессрочном) наследуемом овано

пользовании владении

1 Ики-Бурульское 48670 5918

2 Кетченеровское 16228 1305,8

3 Малодербетовское 517 - 300

4 Октябрьское 32600 -

5 Приютненское 119 7847

6 Сарпинское 2871 2871

7 Черноземельское 12052 16704

8 Целинное 18079 23210

9 Юстинское 22324 -

10 Яшалтинское 584 675

11 Г ородовиковское нет данных нет данных

12 Лаганское нет данных нет данных

13 Яшкульское нет данных нет данных

14 г.Элиста нет данных нет данных

Всего 154044 58530,8 300

Согласно сведениям, предоставленным районными муниципальными образованиями Республики Калмыкия, в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Закона Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» приватизации подлежат земельные участки общей площадью 154044 га, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании и земельные участки общей площадью 58530,8 га, находящиеся в пожизненном наследуемом владении (таблица 7).

4 - в соответствии со ст. 10 Закон Республики Калмыкия от 09.04.2010 N 177-ГУ-З (ред. от 23.11.2011) "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия.

По состоянию на 25 января 2012 года право на приватизацию земельного участка реализовано в Малодербетовском районном муниципальном образовании. Площадь земельного участка составила 300 га. Выкупная стоимость земельного участка составила 69,8 тыс. рублей.

Таким образом, проведя анализ состояния земельных ресурсов в Республике Калмыкия, можно выделить следующие основные проблемные вопросы в сфере земельных отношений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Проблема нехватки свободных земельных участков для передачи в общую долевую собственность гражданам.

На основные площади земель заключены договора долгосрочной аренды.

- Проблема формирования муниципальной собственности на землю.

В республике остаются значительные площади «неразграниченных» земель, прежде всего категории земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствие зарегистрированных прав на землю у муниципальных образований не способствует инвестиционной привлекательности, экономической стабильности и планируемости финансовых поступлений в местный бюджет. В отдельных районах отмечены попытки разграничения земель. Однако, они носят точечный характер и не привязаны к большим площадям. При разграничении права собственности на землю Правительственной комиссией по регулированию земельных отношений в РК органам местного самоуправления были рекомендованы нормативы распределения в 50% между районным и сельским муниципальными образованиями. Вместе с тем, только в двух районах, Черноземельском и Юстинском, основные площади земель сельскохозяйственного назначения зарегистрированы в муниципальную собственность.

- Проблема вовлечения в оборот земель запаса.

Результаты инвентаризации земель, проведенные в пяти районных муниципальных образованиях, подтвердили общую для всей республики ситуацию с землями запаса. Во всех РМО отмечены факты использования земель

запаса под выпас скота, сенокошение. Согласно данным годового отчета по состоянию на 01.01.2011г. площадь пастбищ категории земель запаса составляет свыше 240 тыс. га, использование которых, а соответственно и взимание платы за использование, возможно после изменения категории земель. Вместе с тем, земли запаса используются без оформления правоустанавливающей документации и перевода их в категорию земель сельскохозяйственного назначения, в связи с этим консолидированный бюджет района не дополучает доходы. Так, например, в Приютненском РМО из общей площади земель запаса в размере 14,5 тыс. га для выпаса скота используется 14,2 тыс. га или 97,9%. Таким образом, в случае оформления в аренду 14,2 тыс. га при базовой ставке в 22 руб./га в бюджет муниципального образования поступит дополнительно 312,4 тыс. рублей.

- Проблема формирования местных бюджетов в 2012 г., в части выпадения земельного налога.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229 - Ф3 изменен срок уплаты земельного налога физическими лицами. Он относится к числу местных налогов и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Согласно новой редакции главы 31 НК РФ срок уплаты земельного налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен представительными органами местного самоуправления ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, таким образом, земельный налог по физическим лицам за 2011 год не может быть исчислен ранее 1 ноября 2012 года.

- Проблема перевода из одного вида угодий в другой внутри одной категории земель.

Одним из условий рационального использования земель в сельскохозяйственном производстве является сбалансированное соотношение

видов сельскохозяйственных угодий (пашня - пастбища). Экологические и экономические условия ведения сельского хозяйства вызывают необходимость перевода одного вида угодий в другой. Однако, существующий в законодательстве пробел не позволяет производить «трансформацию» сельскохозяйственных угодий, переводя «непахотопригодную» пашню в пастбища. При этом, около половины пашни республики является «непахотопригодной».

- Низкая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения.

Последние работы по кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в республике были проведены в 2006г. В основу определения кадастровой стоимости земель легли методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития. Методические подходы при определении кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения ориентированы на показатели, применяемые преимущественно при использовании пахотных угодий. Учитывая также периодичность проведения кадастровой оценки, в текущем году необходимо провести актуализацию кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.

- Проблемы применения норм нагрузки скота на пастбищ.

С 2006 г. с целью учета экологического состояния земель введены нормы нагрузки скота на пастбища, административная ответственность за нарушение установленных норм. В 2008г. при расчете арендной платы введен корректирующий коэффициент за переиспользование пастбищ.

Вместе с тем, актуальность проблемы превышения содержания поголовья на пастбищах остается до сих пор. Если при предоставлении земельного участка в аренду, в случае сверхнормативного использования земель, арендную плату рассчитывают с учетом превышения норм нагрузки, то в отношении земель, находящихся в собственности, отсутствуют ограничения в содержании поголовья.

Кроме того, в районах отсутствуют данные о фактическом количестве содержащегося поголовья, что затрудняет применение норм нагрузки скота на пастбища при расчете арендной платы. Следует отметить, что земельные комитеты (КУМИ/КИЗО) вынуждены работать со статистическими данными, которые могут не соответствовать фактическим. Так, не учитывается личное поголовье чабанов, личный скот работников сельхозпредприятий. Соответственно это не учитывается при расчете арендной платы за землю.

По итогам проведенной инвентаризации отмечается, что на территории всех обследованных районных муниципальных образований наблюдается деградация природного потенциала пастбищных угодий вследствие несбалансированной структуры поголовья сельскохозяйственных животных, круглогодичного использования пастбищ, включая высокую нагрузку на кормовые угодья. Фактическая нагрузка сельскохозяйственных животных на пастбища многократно превышает установленную норму.

- Проблема в части проведения муниципального земельного контроля.

Действующим законодательством контрольные функции в сфере земельных отношений закреплены на уровне федеральных и муниципальных органов. В задачи муниципального земельного контроля входит выявление не рационально и не эффективно используемых земель, обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Однако, органами местного самоуправления ненадлежащее выполняют возложенные функции. Не во всех муниципальных образованиях приняты нормативные акты, регулирующие проведение проверок при осуществлении муниципального контроля; определены ответственные должностные лица; формируются или выполняются в полном объеме ежегодные планы проверок; не проводятся документарные проверки, используя при этом материалы межевания земельных участков как юридических, так и физических лиц;

не организовывают и не проводят профилактической работы с населением по предотвращению нарушений земельного законодательства путем привлечения средств массовой информации к освещению актуальных вопросов по осуществлению муниципального земельного контроля, разъяснения положений земельного законодательства.

В случае принятия актов, регламентирующих осуществление муниципального земельного контроля, предусматриваются функции, не свойственные земельному контролю (напр., контроль за своевременностью и полнотой уплаты арендной платы), при этом в указанные актах не регламентированы вопросы проверок устранения выявленных нарушений.

Не проводится контроль за исполнением вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений, не ведется учет проверок, не проводится работа по выявлению признаков нарушений, являющихся основаниями для проведения внеплановых проверок согласно Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

- Проблемы в нормотворческой деятельности муниципальных образований.

Органами местного самоуправления при издании муниципальных нормативных актов и иных действиях по регулированию земельных отношений допускаются существенные нарушения и недостатки.

Так, при издании актов, устанавливающих предельные размеры земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, не устанавливаются максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, предельные размеры устанавливаются лишь в отношении земельных участков в составе земель населенных пунктов либо земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, соответственно, остается

неурегулированными вопросы определения размеров полевых земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также установления предельных размеров в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Вышеуказанный факт является нарушением ст. 33 Земельного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».

Органы местного самоуправления не во всех случаях принимают муниципальные акты, определяющие порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства, для целей, не связанных со строительством, иные акты, регулирующие земельные отношения в отношении земельных участков, находящихся в собственности сельских муниципальных образований, что является правовым пробелом, не позволяет заинтересованным лицам ознакомиться с процедурой оказания соответствующих муниципальных услуг, сроками их предоставления и т.д.

Напротив, при принятии актов, определяющих порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства, для целей, не связанных со строительством, либо при передаче полномочий от СМО к РМО указанные акты и условия соглашений не всегда детально, четко регламентируют виды собственности земельных участков, в отношении которых передаются полномочия либо на которые распространяют действие данные акты.

Это действие приводит к превышению полномочий со стороны органов местного самоуправления, которые издали соответствующие акты или которым переданы полномочия.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, можно констатировать недостаточную профессиональную подготовку в сфере управления земельными ресурсами специалистов органов местного самоуправления не только сельского, но и районного уровней. Таким образом, для повышения эффективности использования земельных ресурсов, развития экономики, привлечения инвестиций в регион необходимо комплексное совершенствование земельной

политики, включающее правовой, научный, хозяйственный, экологический и кадровый аспекты.

Литература:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) - ст.33 // Консультант Плюс.

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011). - ст. 397// Консультант Плюс.

3. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) "О личном подсобном хозяйстве" - ст. 4 // Консультант Плюс.

4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - ст. 10 // Консультант Плюс.

5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" // Консультант Плюс.

6. Закон Республики Калмыкия от 09.04.2010 N 177-1У-З (ред. от 23.11.2011) "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия (принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 08.04.2010 N 362-1У) - ст. 10, 13 // Консультант Плюс.

7. Закон Республики Калмыкия от 23.11.2011 N 307-1У-З "О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия "О регулировании земельных

отношений в Республике Калмыкия" (принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 22.11.2011 N 651 -IV) // Консультант Плюс.

8. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 02.07.2003 N 178 (ред. от 08.10.2009) "О Порядке оформления прав граждан на земельные доли" // Консультант Плюс.

9. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 27.04.2006 N 158 (ред. от 12.07.2011) "О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия" // Консультант Плюс.

10. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30.10.2007 N 381 "О Концепции развития земельных отношений в Республике Калмыкия на 2008-2012 г.г." // Консультант Плюс.

11. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329 (ред. от 06.06.2011) "О порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" // Консультант Плюс.

12. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 N 465 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года" // Консультант Плюс.

13. Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 16 сентября 2003 г. N 331-р Об утверждении средней районной нормы бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан в районах Республики Калмыкия (с изменениями от 25 апреля 2005 г). // Гарант Платформа F1 ЭКСПЕРТ.

14. "Настольная книга судьи по гражданским делам" (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Н.К. Толчеева) ("Велби", "Проспект", 2008) // Консультант Плюс.

15. Режим доступа: http:// www.wikipedia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.