7. ОДМ 218.2.020-2012. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). - М., 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/data 2/1/4293787/4293787897.htm (дата обращения: 25.12.2017).
Literatura
1. Novosti Leningradskoy oblasti [Elektronniy resurs]. Regim dostupa. URL: https://ivbg.ru/7824259-leningradskuyu-oblast-edut-vsyo-bolshe-turistov.html (data obrasheniya: 28.12.2017).
2. Leningradskaya oblast. Oficialniy sayt [Electronniy resurs]. Regim dostupa URL: http://47news.ru/articles/127242/ (data obrasheniya: 28.12.2017).
3. Ismaev D. K. Organizacia viezdnogo turizma s RF: uhebnoe posobie. - 2 izdaniee - M.: Knigodel 2009. - 152 s.
4. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm. - M-SPb.: « Izd. Dom GERDA», Izdatelstvo Nevskiy fond", 2014. - 544 s.
5. Bogolyubov V. S., Orlov V. P. Economika turizma. - M.: Academia, 2005. - 192 s.
6. Velichkina A.V. Ocenka razvitiya turistskoy infrastructure regiona. // Economicheskie I socialnie peremeni: facti, tendencii, prognoz. - 2014. - No. 2. - s. 239.
7. ODM 218.2.020-2012. Metodicheskie rekomendacii po ocenke propusknoy sposobnosti avtomobilnoih dorog. Federalnoy dorognoe agentsnvo (Rosavtodor) - M., 2012. [Electronniy resurs]. Regim dostupa: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293787/4293787897.htm (data obrasheniya: 28.12.2017).
УДК 332.62.633
Доктор биол. наук В.Л. БОГДАНОВ (ФГБОУ ВО СПбГУ, [email protected]) Аспирант И.В. МОШКОВ (ФГБОУ ВО СПбГУ, [email protected]) Канд. экон. наук В.В. ГАРМАНОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ РЕГИОНЕ - ХМАО
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) располагает крупными запасами разнообразных полезных ископаемых и является основным нефтегазоносным регионом Российской Федерации. На его территории открыто более 400 нефтяных и газонефтяных месторождений. Наиболее крупные месторождения нефти и газа в округе - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское и Приобское [1]. Округ играет важную роль в экономике страны, являясь одним из главных регионов-доноров для федерального бюджета. По поступлению налогов и иных платежей в систему бюджета этот регион занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. Вместе с тем добыча энергоресурсов здесь сопряжена с существенной нагрузкой на земельные ресурсы. Изложенная выше информация о значимости рассматриваемого региона, состоянии вопросов землепользования, а также освещения экологических проблем на территории, подвергнутой интенсивному техногенному воздействию в данном регионе, делает представленную статью весьма актуальной.
Цель исследования - изучить систему землепользования в Ханты-Мансийском автономном округе и выявить основные экологические проблемы, связанные с добычей энергоресурсов.
Исходя из этого стоят следующие задачи: провести анализ структуры земельного фонда ХМАО и динамики площадей категорий земель; выявить земельные отношения,
которые сложились в регионе; рассмотреть экономические рычаги управления земельными ресурсами; изучить основные причины техногенного загрязнения земель и тенденцию их рекультивации.
Материалы, методы и объекты исследования. При исследовании использовали материалы Росреестра ХМАО-Югры, Природнадзора ХМАО-Югры, постановления и законы Правительства ХМАО-Югры. В работе применялся метод анализа и синтеза, основанный на анализе абсолютных и относительных величин, динамических рядов, детализации и обобщении материала, сравнительно-географический. Объект исследования - земельные ресурсы ХМАО.
Результаты исследования. Земельные ресурсы являются важнейшим компонентом природной среды, который определяет экологическое состояние всех других её компонентов.
Сведения о структуре земельного фонда региона являются показателем оценки освоенности территории, так как дают представление о соотношении территорий, подверженных интенсивному антропогенному воздействию и сохранившихся в первозданном виде.
Земельный фонд ХМАО составляет 53 480,1 тыс. га. В структуре земельного фонда преобладают категории земель лесного фонда, которые составляют 91% от общей площади. В 2016 г. категория земель лесного фонда составляла 48 662,3 тыс. га. По сравнению с прошлым годом произошло уменьшение площади за счет увеличения земель под дорожными объектами. Главная особенность территории этого региона заключается в том, что в округе низкий процент сельскохозяйственных земель (1,1% от всего земельного фонда). Это обусловлено большой заболоченностью, а также огромным количеством рек и озер (табл. 1).
Анализ данных табл. 1 показал, что в период с 2011 по 2016 г. в значительной степени возрастала площадь земель промышленности за счет перевода земельных участков из категории земель запаса. В 2016 г. площадь земель промышленности составляла 312,8 тыс. га. Увеличение площади этой категории земель было связано с разработкой новых нефтегазовых месторождений. Остальные категории земель претерпели минимальные изменения.
Таблица 1. Распределение земельного фонда по категориям земель, тыс. га [2]
Категории земель 2011 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016г.
га %
Земли с.-х. назначения 613,9 613,7 613,9 614,2 614,2 1,1
Земли населенных пунктов 507,9 507,9 507,9 507,9 507,9 1,0
Земли промышленности и иного спец. назначения 145,0 150,3 152,7 310,4 312,8 0,6
Земли особо охраняемых территорий и объектов 874,5 874,5 874,5 874,5 874,5 1,6
Земли лесного фонда 48662,6 48662,6 48662,5 48662,5 48662,3 91
Земли водного фонда 501,8 501,8 501,8 501,8 501,8 0,9
Земли запаса 2174,4 2169,3 2166,8 2008,8 2006,6 3,8
Земельные угодья, в отличие от категорий земель, имеют конкретное местоположение, внешнюю границу и площадь. Наиболее важными сельскохозяйственными угодьями для региона исследования являются оленьи пастбища. Эти территории подлежат учету. Оленьи пастбища распространены в тундре, лесотундре и северной тайге, могут находиться на землях под лесами, на болотах, на нарушенных и прочих землях.
Оленеводство в ХМАО имеет существенное значение для коренного населения, так как играет значительную роль в создании продовольственной базы. Контроль за этой отраслью осуществляется государством; развитие её реализуется путем государственной политики при взаимодействии департамента недропользования и природных ресурсов
региона, окружного ведомства промышленности, ветеринарной службы ХМАО. С 2004 г. на территории ХМАО действует закон «О развитии северного оленеводства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [3]. Развитие и поддержка данной отрасли в регионе осуществляется и контролируется рядом государственных программ, таких, как «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы» и «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы». Для развития в регионе оленеводства выявляются новые территории, пригодные для использования в качестве кормовой базы. В настоящее время на учёт ставятся лишь обследованные площади. Оленьи пастбища в ХМАО размещаются преимущественно на землях лесного фонда и землях запаса (табл. 2).
Таблица 2. Распределение площадей земель под оленьими пастбищами по категориям в ХМАО, тыс. га [2]
Категория земель 01.01.2013 г. 01.01.2014 г. 01.01.2015 г. 01.01.2016 г.
Земли лесного фонда 15 843,1 15 843,1 15 843,1 15 843,1
Земли запаса 196,9 196,9 196,9 196,9
Итого 16 040,0 16 040,0 16 040,0 16 040,0
Площадь земель оленьих пастбищ в 2016 г. по сравнению с предыдущими годами не изменилась и составила 16 040,0 тыс. га. Это указывает на то, что, несмотря на увеличение площадей под земли промышленности за счет земель запаса, площади оленьих пастбищ сохранились.
Рассматривая земельные отношения в Ханты-Мансийском автономном округе, следует отметить, что более 99% земель от общей площади округа находится в государственной и муниципальной собственности. В собственности граждан и юридических лиц в 2016 г. находилась незначительная часть площадей - 65,1 тыс. га, или 0,1% от общей площади округа, преимущественно из земель сельскохозяйственного назначения (табл. 3).
Основной формой земельных отношений является аренда земельных участков. Для упорядочения деятельности нефте- и газодобывающих, геологоразведочных предприятий принято Положение «О порядке лицензирования пользования недрами» [4]. Недропользователям на правах аренды земли выделены во временное пользование лицензионные участки для работ по поиску, разведке и добыче углеводородного сырья. Земли передаются во временное пользование (краткосрочная аренда) на период обустройства месторождения и в постоянное (долгосрочная аренда) на период эксплуатации месторождения. В основном выделение лицензионных участков осуществляется на землях лесного фонда.
Таблица 3 . Распределение земель ХМАО - Югры по формам собственности [2]
В собственности Площадь, тыс. га Соотношение, %
В собственности граждан 65,1 0,12
В собственности юридических лиц 5,6 0,01
В государственной и муниципальной собственности 53 409,4 99,87
Итого: 53 480,1 100
В 2016 г. на территории округа пользователями недр велась нефтегазовая деятельность по 508 лицензионным соглашениям (275 - по добыче нефти и газа, 181 - по поиску и оценке углеводородного сырья). На сегодняшний день резерв земель под
лицензионные участки составляет более 10 млн. га, что составляет около 20% общей площади округа [5].
Арендная плата за пользование земельными участками устанавливается на основе их кадастровой стоимости. Определение кадастровой стоимости (далее КС) земель регулируется действующим земельным законодательством, а также муниципальными нормативными актами. От величины кадастровой стоимости зависят размер арендной платы и величина налога на землю.
Расчет кадастровой стоимости осуществляется по формуле:
КС = УПКС* S, (1)
где УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земли (руб./м2); S - площадь выделенного участка, м2.
В период с 2017-го до 2021 г. в регионе будут применять кадастровую стоимость земли, утвержденную в 2014 г. Переоценка недвижимости на рынке будет приостановлена до 2020 года. В течение трех лет регион обязан сформировать бюджетные учреждения, которые будут заниматься оценкой кадастровой стоимости земель. На данный момент трудно оценить всю степень влияния данного подхода на результат определения кадастровой стоимости недвижимости. Вместе с тем эти изменения направлены на улучшение качества проведения оценочных действий.
Кадастровая оценка земель производится один раз в пять лет [6]. По её результатам утверждаются постановления Правительства ХМАО.
Кадастровая и рыночная стоимость объекта не всегда совпадают. Рыночная стоимость является наиболее вероятной ценой, по которой на рынке реализуют объекты оценки. Кадастровую стоимость определяет метод массовой оценки, осуществляющийся без учета особенностей территории внутри кадастровых кварталов.
В 2016 г. в муниципалитетах утвердили результаты новой кадастровой оценки земель. В результате кадастровая стоимость земельных участков увеличилась в среднем на 3-5%. Это несколько ухудшило финансовое положение предпринимателей.
Арендная плата за земли населенных пунктов определяется в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 02.12.2011 № 457-п с учетом изменений, вступивших в законную силу.
Расчет арендной платы за земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов, производится от кадастровой стоимости земельного участка, которая утверждена постановлением Правительства ХМАО - Югры от 07.08.2015 № 249-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ханты-Мансийского автономного округа».
Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды на землю и рассчитывается по следующей формуле:
А = (КС * С / 100) * Кп * Ксг * Ken * Кпр * Ксз, (2)
где А - годовой размер арендной платы за земельный участок, руб.;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;
С - ставка арендной платы;
Кп - коэффициент переходного периода (устанавливается для каждого вида или подвида разрешенного использования земель);
Кст - коэффициент строительства. Применяется с даты заключения договора аренды до даты подачи арендатором заявления о применении коэффициента строительства с приложением разрешения на строительство.
Ксп - коэффициент субъектов малого и среднего предпринимательства (0,8);
Кпр - коэффициент приоритета - 0,8 (с 01.01.2016 - 0,5), применяется при передаче в аренду земельного участка:
- региональным или муниципальным некоммерческим организациям в соответствии с учредительными документами видов деятельности, определенных Законом ХМАО-Югры от 16 декабря 2010 года № 229-оз «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
- лицу, реализующему на переданном земельном участке проекты, включенные в реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа -Югры.
Ксз - коэффициент сезонности работ - 0,5.
Размер арендной платы за земельные участки, использующиеся недропользователями, не должен превышать стоимость арендной платы для соответствующих целей в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Договор аренды включает в себя указания о годовом размере платы за земельные участки, порядок и сроки внесения арендной платы, а также неустойки. Ежегодное изменение арендной платы арендодателем происходит в одностороннем порядке и связано с уровнем инфляции, применяемым по состоянию на начало очередного финансового года.
В Российской Федерации земельное законодательство установило, что пользование земельными ресурсами является платным. Одной из форм платы за пользование землей является налог на землю. Устанавливается Налоговым Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми документами органов местного самоуправления.
Плательщиками данного вида налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговые ставки назначают уполномоченные муниципальные органы согласно гл. №31 Налогового Кодекса РФ [7]; также они регламентируют порядок и срок уплаты налога, вводят льготы и освобождают некоторые категории граждан от уплаты налогов._Объектом земельного налогообложения являются и земельные участки, которые находятся на территории ХМАО. Муниципалитеты должны регулировать налоговые ставки, исходя из категорий земель, их местоположения и разрешенного использования.
Данным налогом не облагаются участки, которые находятся в собственности государства, исключенные из оборота в соответствии с Российским Законодательством, а также представляющие особую ценность для страны, и др. В соответствии с Налоговым кодексом РФ [5, ст. 394] налоговая ставка за землю не должна превышать: 0,3% - для земель сельскохозяйственного использования, а также находящихся под зданиями жилищного фонда и для площадей, отведенных для подсобного хозяйства; 1,5% - под землями для прочих нужд.
Серьёзной экологической проблемой, обусловленной добычей нефти и газа в ХМАО, является нарушение окружающей природной среды. Нарушенными землями являются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду.
Предприятия нефтегазодобывающего комплекса являются главным источником техногенной нагрузки. Одним из основных видов нарушения земель в ХМАО-Югре является загрязнение их нефтью и нефтепродуктами, буровыми отходами и растворами, минерализованными водами [8]. Наиболее распространёнными видами механического воздействия на землю являются строительство и прокладка инженерных коммуникаций (скважины, карьеры, трубопроводы, дороги, линии электропередач, планировка рельефа в процессе строительства), которые вызывают погребение почвенно-растительного слоя.
Как правило, реальная площадь нарушенных земель предприятиями нефтедобычи превышает площади землеотвода в несколько раз в результате аварийного загрязнения земель нефтепродуктами за пределами землеотвода.
Так, по данным опытных обследований, на каждый отводимый 1 га земель при освоении нефтегазовых месторождений приходится 0,38 га нарушенных земель за пределами границ отвода. Из них: до 42,3% земельного участка обычно загрязняются нефтепродуктами, буровыми отходами и растворами, минерализованными водами; до 33,5% территории -характерно сильное механическое повреждение древостоя, растительного покрова и почв; до 19,7% - затопление и подтопление лесов грунтовыми водами; до 4,5% - повреждение древостоя вокруг факелов [9].
Загрязнение земель на территории ХМАО, в основном, происходит в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Так, за 2016 год на территории автономного округа допущено 3634 аварийных инцидента. Площадь загрязнения составила 49,2 га, в том числе на нефтепроводах - 2107 аварийных отказов (площадь загрязнения 33,1 га), на водоводах - 1 481 инцидентов (площадь загрязнения 15,9 га), на газопроводах - 46 инцидентов.
Природнадзор автономного округа осуществляет ведение Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов на территории ХМАО-Югры. На 01.01.2017 в реестре числится 17331 загрязненный участок общей площадью 3763 га [10].
Стоит отметить, что все мероприятия по рекультивации земель, проводимые в ХМАО, не могут в полной мере обеспечить восстановление природной среды - как максимум, они могут привести количество загрязняющих веществ в предельно допустимые концентрации. В отличие от средней полосы РФ, загрязнение территории в районах ХМАО при прочих равных условиях оказывает более сильное воздействие на природу вследствие ее пониженных регенеративных способностей [11].
Выводы:
1. Нефтегазодобывающий регион ХМАО является одним из основных доноров поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации.
2. За последние пять лет в регионе наблюдается значительное увеличение площадей земель промышленности и иного специального назначения за счёт земель запаса, что связано с освоением новых территорий под добычу нефти и газа.
3. В ХМАО до 99,9% площадей земель находится в государственной и муниципальной собственности. Около 20% площадей земель от всего земельного фонда являются резервом под лицензионные участки для изысканий и освоения нефтегазовых месторождений.
4. Основными экономическими инструментами управления земельными ресурсами в ХМАО являются кадастровая стоимость земель, арендная плата, налог на землю.
5. Предприятия нефтегазодобывающего комплекса в ХМАО являются главным источником загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами, буровыми отходами и растворами, минерализованными водами. Реальная площадь нарушенных земель превышает площади землеотвода. Мероприятия по рекультивации земель, проводимые в ХМАО, не могут в полной мере обеспечить восстановление природной среды.
6. Загрязнение земель обуславливает необходимость учитывать негативные последствия на режим землепользования и вводить корректировки в кадастровую стоимость, размер арендной платы и величину земельного налога.
Литература
1. Месторождения нефти и газа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nftn.ru /oilfields/russian_oilfields /khanty_mansijskij_ao/6 / (дата обращения: 20.01.2018).
2. Доклад о состоянии и использовании земель в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре в 2016 году. Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре, г. Ханты-Мансийск, 2017. - С. 29-31.
3. О развитии северного оленеводства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 44-оз от 06.07.2004.
4. Положение о порядке лицензирования пользования недрами. (Утв. постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1); (с изменениями от 26 июня 2007 г., 21 ноября 2011 г.).
5. [Электронный ресурс]. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/doklady-i-otchyety/ (дата обращения: 20.01.2018).
6. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016№ 237-Ф3.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05. 08. 2000№ 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017)
8. Емельянова Т.А. Организация рационального использования и охраны земельных ресурсов северных территорий Российской Федерации: Монография. - М.: ГУЗ, 2004. - С. 324.
9. Приложение 2 к Концепции экологической безопасности ХМАО: Состояние окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. С. 22.
10.[Электронный ресурс]. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/doklady-i-otchyety/otchety-o-deyatelnosti-prirodnadzora/itogi-ser/711714/sostoyanie-okmzhayushchey-sredy-na-territorii-yugry-za-2016-god (дата обращения: 20.01.2018).
11.Шишов Д.А. Продовольственная безопасность государства в аспекте трансформации земельно-правовых отношений //Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005 -№ 5. - С. 41-43.
Literatura
1. Mestorozhdeniya nefti i gaza. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.nftn.ru /oilfields/russian_oilfields/ khanty_mansijskij_ao/6 / (data obrashcheniya: 20.01.2018).
2. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - YUgre v 2016 godu. Upravlenie Rosreestra po Hanty-Mansijskomu avtonomnomu okrugu - YUgre, g. Hanty-Mansijsk, 2017. - S. 29-31.
3. O razvitii severnogo olenevodstva v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre. Zakon Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - YUgry № 44-oz ot 06.07.2004.
4. Polozhenie o poryadke licenzirovaniya pol'zovaniya nedrami. (utv. postanovleniem VS RF ot 15 iyulya 1992 g. № 3314-1); (s izmeneniyami ot 26 iyunya 2007 g., 21 noyabrya 2011 g.).
5. [Elektronnyj resurs]. URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/doklady-i-otchyety/ (data obrashcheniya: 20.01.2018).
6. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj kadastrovoj ocenke» ot 03.07.2016№ 237-FZ.
7. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 05. 08. 2000№ 117-FZ (red. ot 03.04.2017)
8. Emel'yanova T.A. Organizaciya racional'nogo ispol'zovaniya i ohrany zemel'nyh resursov severnyh territorij Rossijskoj Federacii: Monografiya. - M.: GUZ, 2004. - S. 324.
9. Prilozhenie 2 k Koncepcii ehkologicheskoj bezopasnosti HMAO: Sostoyanie okruzhayushchej sredy v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge -YUgre. S. 22.
10. [Elektronnyj resurs].URL: https://prirodnadzor.admhmao.ru/doklady-i-otchyety/otchety-o-deyatelnosti-prirodnadzora/itogi-ser/711714/sostoyanie-okruzhayushchey-sredy-na-territorii-yugry-za-2016-god. (data obrashcheniya: 20.01.2018).
11.SHishov D.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' gosudarstva v aspekte transformacii zemel'no-pravovyh otnoshenij //Mezhdunarodnyj sel'skohozyajstvennyj zhurnal. - 2005. - № 5. - S. 41-43.