Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ОПРОС» В ВЫЯВЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ВИДЫ ОПРОСА И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ОПРОС» В ВЫЯВЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ВИДЫ ОПРОСА И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
780
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПРОС / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ОСУЖДЕННЫЙ / УЧРЕЖДЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуждин Андрей Александрович

На основании данных статистической отчетности и результатов опроса сотрудников уголовно-исполнительной системы рассматривается эффективность применения оперативно-розыскного мероприятия «опрос» в процессе выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений. Раскрыта правовая природа опроса, показаны его универсальность и обоснованность проведения с целью выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Рассматриваются виды опроса и тактика его проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нуждин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPERATIONAL-SEARCH MEASURE “EXAMINATION” IN IDENTIFYING CIRCUMSTANCES THAT CONTRIBUTED TO COMMITTING PENITENTIARY CRIMES: TYPES OF EXAMINATION AND TECHNOLOGY OF ITS CONDUCT

The article explores the practice of application and the effectiveness of the use of the operational-search measure “examination” in order to identify circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The object of the study is the regularities of the commission of penitentiary crimes and the regularities of the construction of recommendations for conducting examination to identify the circumstances that contributed to their commission. The aim of the article is to improve the efficiency and completeness of identifying circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The empirical basis of the study is the data of official departmental statistical reports (for 2015-2020) and the results of a survey of employees of the penitentiary system. The main research methods employed are: an anonymous sociological study among employees of the penitentiary system; the general scientific method of cognition of crime-generating phenomena and processes within the penitentiary system institutions; the statistical method for analyzing and comparing statistical reporting data; the comparative method for identifying various patterns. The main tools for obtaining information are a questionnaire for employees of the penitentiary system. The objectives of the research are: the analysis of the current crime situation in the penitentiary system; the definition of the essence of “examination” as an operational-search measure and varieties of social conversation; the classification of examination based on various grounds; the choice of tactics of conducting examination to identify circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The author comes to the conclusion that examination allows identifying a large number of circumstances that contribute to the commission of penitentiary crimes. The above-mentioned circumstances are not clarified separately, they become known in the course of identifying other circumstances that are subject to proof. The conduct of examination precedes (and sometimes contributes to) the conduct of other operational-search measures and investigative actions that allow both identifying and establishing circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The effectiveness of examination for identifying circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes is connected with many difficulties and depends on the level of professional training of the staff of the penitentiary system and circumstances of the commission of a particular crime.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ОПРОС» В ВЫЯВЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ВИДЫ ОПРОСА И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ»

Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 238-244. DOI: 10.17223/15617793/473/30

УДК 343.98:343.85

А.А. Нуждин

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ОПРОС» В ВЫЯВЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ВИДЫ ОПРОСА И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

На основании данных статистической отчетности и результатов опроса сотрудников уголовно-исполнительной системы рассматривается эффективность применения оперативно-розыскного мероприятия «опрос» в процессе выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений. Раскрыта правовая природа опроса, показаны его универсальность и обоснованность проведения с целью выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Рассматриваются виды опроса и тактика его проведения.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия; опрос; предупреждение; расследование; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; подозреваемый; обвиняемый; осужденный; учреждение уголовно-исполнительной системы

Введение

За последние несколько лет в уголовно-исполнительной системе регистрируется рост преступлений, совершаемых осужденными и лицами, заключенными под стражу, коэффициент преступности неуклонно растет (таблица).

Количественная характеристика пенитенциарной преступности [1]

В свете приведенных данных особенно важной становится деятельность по предупреждению пенитенциарных преступлений, а в особенности - по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению указанной категории преступлений.

Ввиду того, что предупреждение пенитенциарных преступлений является одной из целей уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), то и просто повседневная деятельность персонала, выполнение ими своих должностных обязанностей будут направлены, в том числе, и на предупреждение пенитенциарных преступлений.

В рамках уголовной юстиции предупредительная деятельность в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется должностными лицами с применением уголовно-правовых, криминологических, уголовно-процессуальных, криминалистических, оперативно-розыскных и режимных средств и приемов, а также с применением мер прокурорского надзора. При расследовании преступлений предупредительная деятельность дознавателя, следователя происходит в процессе выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений (ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Фе-

дерации), и их последующего устранения (ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Выявление обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений, производится посредством целого комплекса мер: производство процессуальных (в том числе следственных) действий, проведение оперативно-розыскных мероприятий, проведение комплекса режимных мероприятий и так далее. И если использование результатов оперативно-розыскной деятельности (которые не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам) в процессе доказывания запрещается (ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), то для выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, такого ограничения нет. Следовательно, результаты оперативно-розыскной деятельности играют важную роль в выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений.

Опрос как вид оперативно-розыскной деятельности получил свое широкое распространение с момента вступления в силу действующего оперативно-розыскного законодательства. Сведения, получаемые с применением данного мероприятия, составляют значительную (в отдельных случаях основную) часть оперативно-розыскной информации.

Профессиональное, системное, своевременное проведение опроса способствует получению информации о:

- причинах и условиях, способствовавших совершению преступления;

- возникновении и развитии преступного умысла осужденных и лиц, заключенных под стражу;

- лицах, склонных к совершению преступлений;

- постановке осужденных и лиц, заключенных под стражу, на тот или иной вид профилактического учета.

Сущность опроса заключается в проведении специальных бесед с осужденными, лицами, заключенными под стражу, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, с лицами, прибывающими на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы, с целью выяснения различных обстоятельств (обстоятельств, представляющих оперативный интерес).

Год Количество осужденных и лиц, заключенных под стражу Количество зарегистрированных пенитенциарных преступлений Коэффициент преступности на 1000 чел.

2015 646 085 940 1,45

2016 630 155 960 1,52

2017 602 176 977 1,62

2018 574 447 1024 1,78

2019 535 514 1171 2,18

2020 495 841 1184 2,38

Законодательство об оперативно-розыскной деятельности не содержит определений оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и опроса. В научной литературе можно встретить достаточно много авторских определений опроса. Так, комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет опрос «как сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности, со слов опрашиваемого лица, которое реально или вероятно обладает ею» [2. С. 87]. С.А. Учускин и И.А. Писарев под опросом понимают «оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой специальное общение с лицом с целью получения от последнего информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности» [3. С. 66]. А. С. Абидов в своем диссертационном исследовании пришел к выводу, что «опрос - оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности, у опрашиваемого лица, которое реально или вероятно ею обладает» [4. С. 6]. Обобщая указанные выше определения, подытожим, что основные сущностные характеристики опроса заключаются в сборе информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, у лиц, реально или вероятно ею обладающими. Цель настоящего научного исследования заключается в разрешении вопросов, связанных с проведением опроса, а также с совершенствованием использования его результатов в процессе выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений.

Основная часть

Опрос в учреждениях уголовно-исполнительной системы, как и другие оперативно-розыскные меры, проводится на основании уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного законов. Во всех указанных выше документах задачи оперативно-розыскной деятельности практически совпадают и применяются при предупреждении, раскрытии и расследовании пенитенциарных преступлений. Соответственно можно утверждать, что проведение опроса помогает в решении двух основных задач:

- предупреждение преступлений (выявлений причин преступных деяний, а также условий, им способствующих; выявление лиц, способных совершить преступление; выявление лиц, готовящих преступление; выявление лиц, обладающих информацией о готовящемся преступлении; проверка эффективности проводимых в учреждениях уголовно-исполнительной системы мероприятий; выявление лиц, гласная или негласная помощь которых будет способствовать выявлению готовящихся преступлений; получение информации о каналах поступления запрещенных предметов, которые могут быть использованы при совершении преступлений; выявление мест хранения орудий готовящихся преступлений);

- раскрытие преступлений (выявление признаков преступных посягательств; получение и проверка ин-

формации о совершенном преступлении; выявление лиц, имеющих отношение к совершенному преступлению; выявление лиц, обладающих информацией о совершенном преступлении; выявление мест хранения орудий преступления).

Субъектами проведения опроса являются сотрудники оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. Также, в процессе предупреждения и раскрытия пенитенциарных преступлений, опрос могут проводить иные должностные лица, наделенные законодательством оперативно-розыскными полномочиями (должностные лица органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и так далее).

Опрос часто используется вместе с проведением иных оперативно-розыскных мероприятий (наведение справок, оперативное внедрение). Применение различных тактических приемов опроса при проведении иных оперативно-розыскных мероприятий помогает быстрее достичь поставленную задачу.

Тактически верно проведенный опрос осужденных и лиц, заключенных под стражу, может дать большее количество оперативно значимой информации, чем любое следственное действие.

Опрос может быть проведен с любым подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также с лицом, прибывающим на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы. Но целесообразней проводить опрос с лицами, обладающими какой-либо значимой информацией о совершенном преступлении. Практика предупреждения и раскрытия пенитенциарных преступлений позволяет выделить две основные группы, представляющие оперативный интерес:

1) лица, причастные к совершению преступления (осужденные, подозреваемые, обвиняемые, лица, прибывающие на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы для решения семейно-бытовых проблем). К данной категории можно отнести как лиц, совершивших преступление, их соучастников, так и потерпевших. Они обладают всей полнотой информации о совершенном преступлении, но зачастую отказываются рассказывать об обстоятельствах совершенного преступления;

2) лица, не имеющие отношения к совершенному преступлению, но обладающие значимой информацией. Данная категория граждан наиболее многочисленна, и выявление их из общей массы подозреваемых, обвиняемых, осужденных и лиц, прибывающих на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы, довольно затруднительно (лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, редко сотрудничают с представителями администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов и стараются не распространяться об имеющейся в их распоряжении информации). К числу данных граждан, помимо лиц, которые стали свидетелями подготовки или совершения преступления (подозреваемые, обвиняемые и осужденные; родственники осужденных и лиц, заключенных под стражу, которым может быть известна оперативно-значимая информация), можно отнести сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые в соответствии со своими должностными обязанностями представляют

оперативный интерес (начальники отрядов, сотрудники отделов режима, охраны, медицинские работники, должностные лица, заступающие на различные виды дежурств). Граждане, представляющие вторую категорию, сами не представляют, что обладают какой-либо значимой информацией. В практике расследования пенитенциарных преступлений бывают случаи, когда опрос одного человека не дает никакой важной информации, в то время как опрос нескольких позволяет составить какую-либо «картину» совершенного преступления или хотя бы сориентирует оперативного работника в его дальнейших действиях.

Важно понимать, что приведенный перечень лиц не является исчерпывающим, он может быть изменен с учетом складывающейся оперативно-режимной ситуации при расследовании конкретного преступления.

Каким бы образом не складывалась ситуация в процессе расследования конкретного пенитенциарного преступления, в зависимости от целей, задач и применяемых тактических приемов опрос традиционно принято подразделять на четыре вида: гласный, без зашифровки цели; гласный, с зашифровкой цели; негласный, без зашифровки цели; негласный, с зашифровкой цели (рис. 1). Такая классификация проводится по двум критериям: степени гласности относительно третьих лиц и уровня зашифровки относительно опрашиваемого. Рассмотренная классификация является базовой и в полной мере отражает все виды опросов, которые применяются при выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений.

Без зашифровки цели

С зашифровкой цели

Без зашифровки цели

С зашифровкой цели

Рис. 1. Виды опроса

Гласный опрос без зашифровки целей зачастую проводится в том случае, когда конспирировать подлинные цели беседы нет необходимости. Такой опрос проводится чаще всего на месте происшествия, сокрытие цели беседы не требуется, так как оперативному сотруднику необходимо как можно быстрее получить криминалистически значимые сведения, выявить максимальное количество обстоятельств, способствовавших совершению преступления. От оперативности полученной информации может зависеть в том числе и скорость раскрытия совершенного преступления. Подобный опрос по времени его проведения является кратким и проводится как в отношении лица, совершившего преступление, так и в отношении иных лиц, которые могут обладать оперативно значимой информацией. Опрос при указанных выше обстоятельствах чаще всего проводится при выявлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений против личности, побегов и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.

Гласный опрос с зашифровкой цели необходимо проводить в тех случаях, когда у оперативного сотрудника возникают сомнения, что опрашиваемый пойдет на контакт и сообщит правдивые сведения. Чаще всего данный вид опроса проводится в случае уже имеющейся информации, что подозреваемый, обвиняемый или осужденный имеет умысел на совершение повторного преступления или уже приступил к его подготовке. Опрашиваемое лицо (а также окружающие лица) не представляет истинную цель опроса, но убеждается, что сотрудники оперативных подразделений владеют информацией о готовящемся преступлении. Проведение такого вида опроса будет эффективным, когда имеется информация, что доставка запрещенных предметов (предположим, наркотических средств) на территорию исправительного учреждения или следственного изолятора будет продолжаться.

Основа негласного опроса заключается в том, чтобы факт вызова опрашиваемого лица и содержание беседы были сохранены втайне от окружающих. Про-

ведение подобного вида опроса будет эффективно в двух случаях: когда необходимо, чтобы лицам, подозреваемым в совершении преступления, не стало преждевременно известно о проявляемом в отношении них интересе со стороны оперативных сотрудников, и когда необходимо обеспечить безопасность опрашиваемого.

При проведении негласного опроса без зашифровки цели необходимо убедиться, что опрашиваемый не станет разглашать детали опроса. Оперативному сотруднику необходимо быть уверенным, что сам факт опроса и его содержание не станут известны третьим лицам. Отсутствие зашифровки цели опроса позволяет более точно сформулировать вопросы, получить максимально развернутые ответы, что повлияет на полноту информации. Негласный опрос без зашифровки цели проводится в бесконфликтной ситуации, когда опрашиваемое лицо расположено к даче правдивых ответов.

Негласный опрос с зашифровкой цели представляет собой наиболее сложный в тактическом плане вид опроса. Это связано с тем, что оперативному сотруднику в качестве повода для беседы необходимо придумать какое-либо второстепенное событие или зале-гендировать действительное, рассказывая которое, опрашиваемый точно не догадается об истинной цели опроса. Также оперативному сотруднику необходимо заранее разработать перечень вопросов, которые не будут выдавать истинной цели опроса, но в то же время ответы на них позволят получить требуемую информацию. Соответственно, такой вид опроса проводится только при условии предварительной подготовки. Данный вид опроса осуществляется в отношении лиц, которые находятся в близком контакте с лицом, совершим преступление, и у оперативного сотрудника нет уверенности, что опрашиваемый сохранит втайне как сам факт беседы, так и ее содержание.

Практика расследования и предупреждения пенитенциарных преступлений показывает, что в зависимости от складывающейся оперативно-режимной ситуации зачастую различные виды опроса комбинируются, в том числе в отношении одних и тех же лиц, что позволяет выявить больше обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Каким бы образом не складывалась оперативная ситуация, на какой бы стадии не производилось расследование, на каком бы этапе не находилась предупредительная работа, залог успешного, а главное максимально эффективного опроса будет заключаться в выборе и соблюдении тактических условий и приемов проведения опроса.

Анализ опроса сотрудников уголовно-исполнительной системы позволил выделить основные условия проведения опроса с целью выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений:

- правильный выбор лица, в отношении которого будет проводиться опрос;

- уровень подготовки оперативного сотрудника к проведению опроса;

- выбор тактических приемов (операций и комбинаций), используемых при опросе;

- соблюдение действующего законодательства [5. С. 82].

Выбор лица для опроса определяется в соответствии со стоящей конкретной задачей, степенью осведомленности опрашиваемого об интересующих обстоятельствах. Для максимально эффективного проведения опроса необходимо выяснить и учитывать сведения, характеризующее данное лицо.

Указанную выше классификацию объектов опроса необходимо дополнить, так как предупреждение пенитенциарных преступлений расширяет круг опрашиваемых лиц и включает в себя: подозреваемых, обвиняемых, осужденных; сотрудников уголовно-исполнительной системы; граждан, прибывающих на территорию исправительного учреждения или следственного изолятора.

Проверку и сбор сведений о лице, в отношении которого планируется проведение опроса, необходимо производить всеми возможными законными способами (гласными и негласными). Сбор сведений о подозреваемых, обвиняемых и осужденных практически никогда не вызывает особых трудностей. Некоторые проблемы могут возникать с подозреваемыми/обвиняемыми и осужденными, которые только прибыли в учреждения уголовно-исполнительной системы. В арсенале оперативного сотрудника имеется целый комплекс необходимых материалов, начиная от личного дела подозреваемого, обвиняемого, осужденного и заканчивая данными психолога и медицинского работника. Лица, отбывающие наказание или содержащиеся под стражей, находятся постоянно в поле зрения контролирующих органов, их поведение, отношение к наказанию/заключению, взаимоотношения внутри отряда не представляют какого-либо секрета. В силах оперативного сотрудника изучить лицо с тех сторон, которые могут проявиться при опросе.

Если необходимо провести опрос в отношении сотрудника уголовно-исполнительной системы, то проблем в проверке и сборе данных о нем практически не встречается.

Наибольшую трудность в проверке и сборе информации представляют лица, прибывающие на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы. Опрос сотрудников показал, что в 35% случаев им приходилось опрашивать родственников и знакомых подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Какой-либо информации о данных лицах в распоряжении оперативных работников не было. Лишь 8% респондентов старались заранее собрать сведения об опрашиваемом лице. Справедливости ради стоит отметить, что в 90 % выявленных случаев опрос лиц, прибывших в исправительное учреждение или следственный изолятор, проводился гласно без зашифровки цели, без предварительной подготовки, так как был связан с проносом на режимную территорию запрещенных предметов.

Подготовка сотрудников оперативных подразделений к проведению опроса должна состоять из: выбора содержания вопросов, которые необходимо выяснить, и последовательности их задания; выбора места проведения опроса [6. С. 208].

Содержание вопросов должно быть определено исходя из ранее изученных личностных особенностей

опрашиваемого, его статуса и складывающейся оперативной обстановки. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что зачастую в ходе проведения опроса оперативному сотруднику приходится менять тактику проведения рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия (на это указали 84% опрошенных сотрудников уголовно-исполнительной системы). Причиной данного явления послужили поведение опрашиваемого, складывающаяся конфликтная (или бесконфликтная) ситуация, количество и характер сообщаемых опрашиваемым сведений. Выбор тактических приемов опроса, их эффективность в первую очередь зависят от конкретной ситуации, но всегда стоит помнить, что опрос - это разновидность социального диалога (беседы), где необходимо установить определенный психологический контакт.

Опрос должен быть проведен в форме развернутого диалога, при котором оперативный сотрудник располагает опрашиваемого к откровенной беседе. С целью соблюдения законодательства основным средством воздействия должно быть убеждение. С точки зрения психологической теории под психологическим контактом следует понимать складывающиеся отношения между оперативным сотрудником и опрашиваемым лицом, когда последний добровольно вступает в беседу, проявляет готовность при ответе на вопросы, дает правдивую информацию [7. С. 35].

Выбор места проведения опроса зависит от вида опроса (гласный или негласный), от времени проведения (первоначальный или дополнительный) и от складывающейся ситуации в процессе расследования пенитенциарного преступления. На месте происшествия зачастую проводятся гласные опросы без зашифровки целей, так как необходимо максимально быстро получить информацию об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления. Такой опрос чаще всего является первоначальным и проводится без предварительной подготовки.

С целью более детального выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, целесообразно дополнительный опрос с предварительной подготовкой проводить в кабинете оперативного сотрудника.

Опрошенные сотрудники территориальных органов уголовно-исполнительной системы в 100% случаев указывали на необходимость комбинирования различных средств, методов, мест и форм опроса. В их практической деятельности встречались ситуации, когда лицо, гласно опрашиваемое на месте происшествия, вступало в конфликтную ситуацию, отказывалось отвечать на вопросы или давало заведомо ложные сведения, а в кабинете оперативного работника, при негласном опросе (даже без зашифровки целей) шло на психологический контакт и делилось большим количеством оперативно значимой информации. Это объясняется тем, что подавляющее количество подозреваемых, обвиняемых и осужденных не хотят быть дискредитированы в глазах других осужденных и лиц, содержащихся под стражей, боясь мести с их стороны.

Выбор тактических приемов при проведении опроса зависит в первую очередь от его вида и объекта опроса. Складывающаяся следственная ситуация

также будет влиять на тактику проведения опроса. Важно понимать, что большое число обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявляется при проведении следственных действий, в частности при допросе. В соответствии с действующим законодательством допрос проводят следователи или дознаватели, то есть лица, не осуществляющие свою трудовую деятельность в учреждении уголовно-исполнительной системы, плохо осведомленные об условиях отбывания наказания (содержания под стражей) и сложившейся оперативно-режимной ситуации. Также допрос проводится в отношении определенного круга субъектов - участников уголовного судопроизводства. Следовательно, выявление обстоятельств посредством допроса не всегда будет максимально эффективным. Опрос же проводится оперативным сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении практически любого лица, если известно, что оно обладает какими-либо значимыми сведениями. Опрос можно провести негласно, с легендированием личности опрашиваемого. С одной стороны, сведения, полученные при опросе, не являются процессуальными, но с другой - с помощью опроса можно выявить (или уточнить) большое количество обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарного преступления.

Не стоит забывать, что определенная свобода действий при проведении опроса не освобождает оперативного сотрудника от соблюдения закона. При проведении опроса оперативный сотрудник должен соблюдать ряд правил:

- подготовка, организация, тактика проведения опроса должны соответствовать требованиям действующего законодательства;

- опрос должен быть проведен в целях оперативно-розыскного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства;

- оперативный сотрудник должен четко отграничивать опрос от допроса;

- опрос является добровольным действием, принуждать к ответам на вопросы недопустимо. Основным методом опроса является убеждение;

- информация, полученная в ходе проведения опроса, не может быть использована как доказательство, а направлена на выявление обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарного преступления (в том числе).

Стоит отметить, что оформление результатов опроса является важной составляющей организации всей предупредительной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Результаты опроса могут быть оформлены в виде объяснения, составления протокола о явке с повинной, заявления, справки, рапорта, а также иного оперативно-служебного документа. В отличие от допроса, результаты опроса могут быть отражены в документах с ограниченным допуском и без указания уставных данных опрашиваемого. Во всех случаях форма отражения результатов опроса зависит от формы и вида опроса, объекта опроса и места его проведения, количества и полноты полученной информации.

Заключение

Эффективность применения такого оперативно-розыскного мероприятия, как «опрос» с целью выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений, связана со многими трудностями и зависит как от уровня профессиональной подготовки оперативных работников уголовно-исполнительной системы, так и от обстоятельств совершения конкретного преступления. При проведении опроса необходимы знания психологии общения,

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

Статья представлена научной редакцией «Право» 27 октября 2021 г.

опыт в шифровании цели опроса (при необходимости). Простота и доступность проведения данного оперативно-розыскного мероприятия являются обманчивыми с точки зрения практики его применения. С одной стороны, опрос может быть проведен безотлагательно, в любом месте и в отношении любого субъекта, но с другой, выяснение максимального количества обстоятельств, способствовавших совершению преступления, будет возможно только при тщательной подготовке, верном определении субъекта опроса, должной тактики его проведения.

ЛИТЕРАТУРА

Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы за 2015-2020 годы // Форма статистической отчетности ФСИН-1. Доступ из АИС «Статистика УИС».

Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и обзоров практики Европейского Суда по правам человека / отв. ред. В.С. Овчинский ; вступ. ст. В.Д. Зорькина. 3-е изд., доп. и перераб. М. : Норма: ИНФРА-М, 2021. 576 с.

Учускин С. А., Писарев И. А. Проблемы в определении понятия опроса как оперативно-розыскного мероприятия // Вестник Самарского юридического института. 2011. № 1 (3). С. 64-66.

Абидов А.С. Опрос как оперативно-розыскное мероприятие и использование его результатов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 24 с.

Гришин Д.А. Сущность и детерминанты нарушения принципа законности в уголовном судопроизводстве // Человек: преступление и наказание. 2012. № 3 (78). С. 81-83.

Гаврицкий А.В., Боев С.В. Использование специальных знаний при проведении оперативно-розыскных мероприятий (на примере опроса) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 9. С. 207-210.

Шапочанский В.Н. Психологические аспекты оперативно-розыскного мероприятия «Опрос» // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2011. № 4. С. 32-38.

The Operational-Search Measure "Examination" in Identifying Circumstances That Contributed to Committing Penitentiary Crimes: Types of Examination and Technology of Its Conduct

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2021, 473, 238-244. DOI: 10.17223/15617793/473/30

Andrey A. Nuzhdin, Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russian Federation). E-mail: aanuzhdin@mail.ru

Keywords: operational-search measures; examination; warning; investigation; circumstances that contributed to commission of

crime; suspect; accused; convicted; penal institution.

The article explores the practice of application and the effectiveness of the use of the operational-search measure "examination" in order to identify circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The object of the study is the regularities of the commission of penitentiary crimes and the regularities of the construction of recommendations for conducting examination to identify the circumstances that contributed to their commission. The aim of the article is to improve the efficiency and completeness of identifying circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The empirical basis of the study is the data of official departmental statistical reports (for 2015-2020) and the results of a survey of employees of the penitentiary system. The main research methods employed are: an anonymous sociological study among employees of the penitentiary system; the general scientific method of cognition of crime-generating phenomena and processes within the penitentiary system institutions; the statistical method for analyzing and comparing statistical reporting data; the comparative method for identifying various patterns. The main tools for obtaining information are a questionnaire for employees of the penitentiary system. The objectives of the research are: the analysis of the current crime situation in the penitentiary system; the definition of the essence of "examination" as an operational-search measure and varieties of social conversation; the classification of examination based on various grounds; the choice of tactics of conducting examination to identify circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The author comes to the conclusion that examination allows identifying a large number of circumstances that contribute to the commission of penitentiary crimes. The above-mentioned circumstances are not clarified separately, they become known in the course of identifying other circumstances that are subject to proof. The conduct of examination precedes (and sometimes contributes to) the conduct of other operational-search measures and investigative actions that allow both identifying and establishing circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The effectiveness of examination for identifying circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes is connected with many difficulties and depends on the level of professional training of the staff of the penitentiary system and circumstances of the commission of a particular crime.

REFERENCES

1. Federal Penitentiary Service (FSIN-1). (n.d.) Itogi deyatel'nosti uchrezhdeniy, organov i predpriyatiy ugolovno-ispolnitel'noy sistemy za 20152020 gody [Results of the activities of institutions, bodies and enterprises of the penal enforcement system for 2015-2020]. Moscow: AIS "Statistika UIS".

2. Ovchinskiy, V.S. (ed.) (2021) Kommentariy k Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti". S prilozheniem resheniy Konstitutsionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii i obzorov praktiki Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka [Comment to the Federal Law "On operational investigative activities". With the appendix of the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation and reviews of the practice of the European Court of Human Rights]. 3d ed. Moscow: Norma: INFRA-M.

3. Uchuskin, S.A. & Pisarev, I.A. (2011) Problemy v opredelenii ponyatiya oprosa kak operativno-rozysknogo meropriyatiya [Problems in defining the concept of a survey as an operational search event]. Vestnik Samar skogo yuridicheskogo instituía — Bulletin of the Samara Law Institute. 1 (3). pp. 64-66.

4. Abidov, A.S. (2006) Opros kak operativno-rozysknoe meropriyatie i ispol 'zovanie ego rezul 'tatov [The survey as an operational search event and the use of its results]. Abstract of Law Cand. Diss. Vladimir.

5. Grishin, D.A. (2012) Nature and determinants of legality principle violation in criminal procedure. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 3 (78). pp. 81-83. (In Russian).

6. Gavritskiy, A.V. & Boev, S.V. (2018) The use of special knowledge at the operative-personal activities (on the example of the survey). Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk — International Journal of Humanities and Natural Sciences. 9. pp. 207-210. (In Russian). DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10045

7. Shapochanskiy, V.N. (2011) Psikhologicheskie aspekty operativno-rozysknogo meropriyatiya "Opros" [Psychological aspects of the operational search event "Survey"]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii — Vestnik Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 4. pp. 32-38.

Received: 27 October 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.