УДК 343.98 ББК 67.52
DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-179-181
ВЫЯВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СПОСОБСТВОВАВШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ДАННЫХ
Андрей Александрович НУЖДИН, кандидат юридических наук, доцент, докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России [email protected]
Владимир Сергеевич ПАРШУТКИН, начальник отдела Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты использования оперативно-розыскных данных в процессе выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений. Авторы обращают внимание на важность исследуемого направления деятельности, перечисляют источники получения оперативно-розыскных данных.
Ключевые слова: преступление; учреждение уголовно-исполнительной системы; оперативно-розыскные данные; обстоятельства, способствовавшие совершению пенитенциарных преступлений.
Annotation. The article deals with the aspects of the use of operational-search data in the process of identifying the circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes. The authors draw attention to the importance of the research area of activity, lists the sources of obtaining operational search data.
Keywords: crime; institution of the penitentiary system; operational-search data; circumstances that contributed to the commission of penitentiary crimes.
В борьбе с рецидивной преступностью главенствующая роль отводится сотрудникам учреждений уголовно -исполнительной системы, так как основной целью их деятельности является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Несмотря на осуществляемые меры по предупреждению пенитенциарных преступлений, в некоторых исправительных учреждениях и следственных изоляторах продолжают регистрироваться преступления (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; побеги из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; группа преступ-
лений в сфере незаконного оборота наркотиков; преступления против личности и т.д.) [2].
Тем не менее не стоит забывать, что предупреждение преступлений — деятельность многогранная. В научной литературе получили освещение уголовно-правовые, уголовно-исполнительные, уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные, криминологические и криминалистические методы и меры предупреждения пенитенциарных преступлений.
Между тем теоретическая разработка отдельных направлений предупредительной деятельности в последние годы осуществляется недостаточно. На второй план отходит деятельность должностных лиц органов предварительного расследования по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
Анализ причин и условий, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений, деятельности по их устранению показывает, что сотрудники органов предварительного расследования не в полной мере используют все возможности уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного законодательства для предупреждения пенитенциарных преступлений. В частности, дознаватели, следователи в процессе выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений, редко используют результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий и иную оперативно-розыскную информацию (оперативно-розыскные данные).
В рамках выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений, под оперативно-розыскными данными понимается различная информация, получаемая как в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так и из других источников, но имеющая важное оперативно-розыскное значение.
В уголовно-исполнительной системе значение оперативно-розыскной информации трудно переоценить. Это связано с тем, что в организационно-штатную структуру уголовно-исполнительной системы входят оперативные подразделения, которые собирают, аккумулируют, обрабатывают и анализируют информацию постоянно.
Принято считать, что информация может считаться оперативно-розыскной в том случае, если она получена специально уполномоченными субъектами посредством оперативно-розыскных средств и используется для целей оперативно-розыскного законодательства. Действительно, с подобной точкой зрения нельзя не согласиться. Но важно понимать, что если информация используется сотрудниками оперативных подразделений в целях предупреждения преступлений, то она по праву может считаться оперативно-розыскной [5, с. 98].
Анализ научной литературы и практики выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений, показал, что источниками получения оперативно-розыскных данных служат:
■ данные, полученные при гласном содействии. К такому виду данных можно отнести устные или письменные заявления, сообщения сотрудников уголовно-исполнительной системы, осужденных, подозре-
ваемых, обвиняемых и иных лиц. Часто подобные сообщения (особенно рапорты сотрудников) могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Важное оперативное значение могут иметь также данные, полученные от лиц, посещающих осужденных в исправительных учреждениях и заключенных в следственных изоляторах. Беседа с ними (зачастую неформальная) может дать криминалистическую и оперативно-розыскную важную информацию. Так, родственники могут сообщить о морально-психологическом состоянии лиц, жалобах и проблемах осужденных, о возможном умысле на совершение преступления и т.д.;
■ данные, полученные при негласном содействии (конфиденциальное содействие). В данную категорию входят лица, которые оказывают помощь (в том числе и информационную) сотрудникам оперативных подразделений на конфиденциальной основе. Подобная деятельность осуществляется в добровольном порядке, с согласия этих лиц, а их личность (информация о данных лицах) не разглашается. Организация подобной деятельности зачастую носит закрытый характер и регламентируется секретными нормативными актами;
■ данные, полученные из анонимных источников. Рассматриваемые данные носят разовый характер. Лицо, которое предоставляет какую-либо информацию, не желает раскрывать свою личность и еще каким-либо образом учувствовать в оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной деятельности. Такая информация зачастую используется как ориентирующая, она в обязательном порядке должна быть проверена иными способами. С учетом специфики деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов информация, полученная из анонимных источников, часто представляет собой оперативный интерес и является криминалистически значимой;
■ данные, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
■ данные, содержащиеся в различных учетах. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах сотрудники оперативных подразделений могут пользоваться различными учетами:
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021
профилактическими учетами исправительных учреждений / следственных изоляторов; оперативно-розыскными, оперативно-справочными учетами; различными криминалистическими и судебными учетами и т.д.;
■ данные, полученные в результате проведения режимных мероприятий [3, с. 18]. В ходе проведения различных режимных мероприятий (досмотр осужденных и иных лиц; досмотр посылок, бандеролей, передач; обыск; цензура корреспонденции и проч.) может быть получено большое количество информации, анализ которой будет иметь важное оперативно-розыскное и криминалистическое значение;
■ данные, полученные в результате просмотра видеоархива и анализа видеоматериалов с систем видеонаблюдения исправительных учреждений и следственных изоляторов. Учреждения уголовно-исполнительной системы оснащены целым комплексом систем видеонаблюдения, различными видеокамерами, портативными видеорегистраторами. Данные, хранящиеся в видеоархивах, могут быть использованы для выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений;
■ информация, полученная в результате взаимодействия с другими правоохранительными органами [1, с. 110]. Зачастую пенитенциарные преступления планируются и совершаются на территории исправительного учреждения / следственного изолятора, жертвами преступных посягательств также являются осужденные. Тем не менее есть категория преступлений, которые «выходят» за пределы территории учреждений уголовно-исполнительной системы. К таким преступлениям можно отнести побеги, незаконный оборот наркотиков, преступления, совершенные с использованием средств связи.
В заключение отметим, что использование оперативно-розыскных данных в процессе выявления обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений, будет эффективным во всех случаях [4, с. 54]. Но особо ценными они становятся тогда, когда другим (процессуальным) путем не удается качественно выявить все причины и условия, способствовавшие совершению пенитенциарных преступлений, и принять меры к их устранению.
Библиографический список
1. Гришин Д.А., Шурухнов Н.Г. О конвертации результатов производства оперативно-розыскных мероприятий в доказательства / Актуальные проблемы науки и практики XXI века: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Рязанский филиал НОУ ВО «Московская академия экономики и права». 2016. С. 109-112.
2. Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы за 2020 год / / Форма статистической отчетности ФСИН-1 // АИС «Статистика УИС»
3. Крымов А.А. Направления использования результатов оперативно-режимных мероприятий, осуществляемых в исправительных учреждениях: проблемы законодательного закрепления // Человек: преступление и наказание. 2016. № 1 (92). С. 15-20.
4. Малъчук О.И., Нуждин А.А. Оперативно-розыскное обеспечение предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых членами организованных преступных групп в исправительных учреждениях // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2018. № 2. С. 53-55.
5. Оперативно-розыскная информация: Монография / С.С. Овчинский / Под ред. А.С. Ов-чинского, В.С. Овчинского. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 415 с.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021