Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ОБОРОТА ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ОБОРОТА ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / IMPROVEMENT OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL DIVISIONS / PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костарев Дмитрий Фёдорович

В статье рассматриваются научные подходы к определению сущности оперативно-розыскной деятельности. Исследуются основные нормы российского права, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, в том числе в уголовно-исполнительной системе, направленную на борьбу с использованием запрещенных предметов, вещей и продуктов питания лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что непосредственно связано с созданием факторов, нарушающих принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, и создает угрозы нормальной деятельности, обеспечению правопорядка и контроля оперативной обстановки в исправительном учреждении. Наибольшее внимание уделяется вопросам состояния и направления совершенствования правовых и организационных основ оперативно-розыскной деятельности. На основе проведенного исследования предложены меры по совершенствованию деятельности оперативных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костарев Дмитрий Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS OF CARRYING OUT QUICKLY-SEARCH ACTIONS FOR IDENTIFICATION AND PREVENTION OF TRAFFICKING OF PROHIBITED ITEMS IN THE PENITENTIARY SYSTEM

The article discusses scientific approaches to defining the essence of operational-search activity. The article examines the basic norms of Russian law governing operational-search activity, including in the penal system, aimed at combating the use of prohibited items, things and food by persons held in institutions of the penal system. which is directly related to the creation of factors that violate the principles of the criminal-executive legislation of the Russian Federation, and creates threats to normal activities, ensuring law and order and monitoring the operational situation in the correctional institution. In the theory of operational search activity, the most in-depth research is devoted to the issues of the state and direction of improvement of its legal and organizational foundations. Based on the study, measures to improve the activities of operational units are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ОБОРОТА ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Костарев Д. Ф. Правовые основы проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и профилактике оборота запрещенных предметов в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 2 (86). С. 17-23.

Kostarev D. F. The legal basis of carrying out quickly-search actions for identification and prevention of trafficking of prohibited items in the penitentiary system. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 2 (86). Pp. 17-23. (in Russ.)

УДК 343.1

Д. Ф. Костарев

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,

Пермь, Россия

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ОБОРОТА ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Костарев Дмитрий Фёдорович — старший преподаватель кафедры «Режим и охрана в уголовно-исполнительной системе.

E-mail: dmitriperm@rambler.ru

В статье рассматриваются научные подходы к определению сущности оперативно-розыскной деятельности. Исследуются основные нормы российского права, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, в том числе в уголовно-исполнительной системе, направленную на борьбу с использованием запрещенных предметов, вещей и продуктов питания лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, что непосредственно связано с созданием факторов, нарушающих принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, и создает угрозы нормальной деятельности, обеспечению правопорядка и контроля оперативной обстановки в исправительном учреждении. Наибольшее внимание уделяется вопросам состояния и направления совершенствования правовых и организационных основ оперативно-розыскной деятельности. На основе проведенного исследования предложены меры по совершенствованию деятельности оперативных подразделений.

Ключевые слова: совершенствование оперативно-розыскной деятельности, оперативные подразделения, уголовно-исполнительная система.

D. F. Kostarev

Perm Institut of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm, Russia

THE LEGAL BASIS OF CARRYING OUT QUICKLY-SEARCH ACTIONS FOR IDENTIFICATION AND PREVENTION OF TRAFFICKING OF PROHIBITED ITEMS IN THE PENITENTIARY SYSTEM

Kostarev Dmitry F. — Senior Lecturer at the Department of Regime and Security in Criminal-Executive System.

E-mail: dmitriperm@rambler.ru

The article discusses scientific approaches to defining the essence of operational-search activity. The article examines the basic norms of Russian law governing operational-search activity, including in the penal system, aimed at combating the use of prohibited items, things and food by persons held in institutions of the penal system. which is directly related to the creation of factors that violate the principles of the criminal-executive legislation of the Russian Federation, and creates threats to normal

activities, ensuring law and order and monitoring the operational situation in the correctional institution. In the theory of operational search activity, the most in-depth research is devoted to the issues of the state and direction of improvement of its legal and organizational foundations. Based on the study, measures to improve the activities of operational units are proposed.

Keywords: improvement of operational search activity, operational divisions, penitentiary system.

Тенденции сосредоточения в исправительных учреждениях наиболее криминально опасного контингента обусловливают необходимость усиления роли оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности функционирования исправительного учреждения, осуществлении превентивной составляющей в противодействии преступности в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС). В связи с этим представляется актуальным теоретическое и практическое переосмысление подходов к оперативно-розыскной деятельности по мере развития общественных и государственных институтов, исследование ее правовых и организационных основ, специфики и, главное, совершенствования этой деятельности в уголовно-исполнительной системе.

В юридической науке различают официальное и научное определение понятия «оперативно-розыскная деятельность».

Так, А. В. Можаров определяет оперативно-розыскную деятельность «как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [7].

А. Н. Гущин в своем диссертационном исследовании отмечает, что оперативно-розыскная деятельность — специфический вид деятельности, являющийся разновидностью опосредованной правовыми нормами государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Она опирается на законодательные и правовые нормы и является преимущественно юридической деятельностью, но не полностью, ибо по ряду позиций имеет специфические объекты и содержит фактические отношения и действия [4, с. 19].

К. К. Горяинов в своих трудах трактует оперативно-розыскную деятельность в узком и широком смысле слова [9]. В узком смысле оперативно-розыскная деятельность — это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-тактических действий и принятие оперативно значимых решений, осуществляемых с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.

При широком толковании оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов — цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) на первый план выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая государство).

Оперативно-розыскная деятельность в УИС осуществляется не только в целях борьбы с преступностью, но и для обеспечения выполнения требований установленного порядка отбывания наказания. Оперативно-розыскную деятельность в УИС можно рассматривать как составную часть комплекса мероприятий, осуществляемого в декларированных в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) целях

исправления осужденных и предупреждения совершения преступлений, причем ее субъектом выступают оперативные подразделения УИС.

С. И. Гирько подчеркивает, что «самостоятельность оперативно-розыскной деятельности, в отличие от деятельности уголовно-процессуальной, во многом определяется ее правовой основой, формой, содержанием, субъектами осуществления, а также используемыми средствами и методами, установленным порядком документирования» [2, с. 13-14].

Важным фактором, определяющим состояние оперативно-розыскной деятельности в исправительном учреждении, является уровень ее нормативного обеспечения.

Из ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) следует, что под ней понимается «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»1.

Как отмечает И. Б. Казак, «вся оперативно-розыскная деятельность должна проводиться только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 6 данного Закона. Тем самым законодатель отдельно выделил один из субъектов предупреждения правонарушений в исправительных учреждениях — оперативные аппараты, строго регламентируя при этом возможные "инструменты" осуществления данного вида деятельности» [6].

Говоря о дефинициях оперативно-розыскной деятельности, следует обратить внимание на проблему неединообразного определения данного понятия в правовых актах и юридической литературе.

Так, в ст. 2 ФЗ об ОРД не предусмотрено осуществление оперативно-розыскных мероприятий для борьбы с нарушениями режима содержания со стороны осужденных и подследственных. Также и действующая ст. 7 ФЗ об ОРД не регламентирует все основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, характерных для УИС, и, по мнению некоторых исследователей, с которыми, на наш взгляд, стоит согласиться, должна быть дополнена пунктом, устанавливающим такое основание для их проведения, как «необходимость добывания информации, использование которой обеспечивает правопорядок и законность в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, безопасность содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений» [11, с. 39].

Помимо этого, право на осуществление указанного вида деятельности устанавливается и в п. 2 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» , а также в вышеназванном ФЗ об ОРД. Порядок и тактика ее проведения регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ и ФСИН России, сведения о которых составляют государственную тайну и не подлежат свободному распространению.

Фактически обязанностям органов — субъектов оперативно-розыскной деятельности соответствуют права участников оперативно-розыскных правоотношений. Например, обязанность соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной дея-

1 Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Рос. газета. 1995. № 160.

2 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 27.12.2019) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 19 августа 1993 г. № 33. Ст. 1316

тельности корреспондируется с правом лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, на сохранение в тайне сведений о них, предание гласности которых допускается только с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 5, 9, 12, 21 ФЗ об ОРД).

Требования соблюдать правила конспирации вытекают и из прав оперативных подразделений на проведение оперативно-розыскных мероприятий как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных актов, определяющих отнесение сведений об организации и о тактике оперативно-розыскной деятельности к государственной тайне, и др.

Органы — субъекты оперативно-розыскной деятельности обязаны исполнять в пределах своих полномочий письменные поручения следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве [12].

В УИК РФ проведение оперативно-розыскной деятельности регламентируется ст. 84: в ней устанавливается такая форма действий по исполнению наказания, как оперативно-розыскная деятельность. Законодатель выделил ее в отдельную статью УИК РФ неслучайно. Оперативно-розыскная деятельность, являясь составной частью работы исправительных учреждений, вместе с тем «имеет свои яркие особенности и требует особой профессиональной подготовки сотрудников в данном направлении» [3, с. 22].

В гл. 12 УИК РФ, посвященной режиму в исправительных учреждениях и средствам его обеспечения, оперативно-розыскная деятельность выступает как «компонент обеспечения режима и безопасности всех лиц, кто участвует в процессе исполнения и отбывания наказания в местах лишения свободы» [8].

Одним из направлений оперативно-розыскной деятельности в УИС и является борьба с оборотом запрещенных предметов в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. Это направление требует объединения усилий всех правоохранительных органов, взаимодействия сотрудников оперативных подразделений исправительных учреждений с оперативными подразделениями органов внутренних дел МВД России.

Формы взаимодействия:

— совместное или согласованное проведение операций, оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению лиц, их совершивших, а также розыску, задержанию лиц, совершивших побеги из следственных изоляторов, исправительных учреждений;

— обмен оперативной информацией по событиям и фактам, представляющим взаимный интерес, оказание в пределах своей компетенции взаимной помощи при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

— обмен опытом осуществления оперативно-розыскной деятельности, профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений, проведение совместных тренировок, учений и иных служебных мероприятий (например, анализ удачно проведенных и реализованных следствием оперативных разработок по наркотикам, а также анализ причин и ошибок по несостоявшимся разработкам и уголовным делам);

— обмен негласными сотрудниками, передача их временно взаимодействующим оперативным подразделениям в соответствии с установленной для этого процедурой;

— организация поездок агентов, имеющих маршрутные возможности, с разведывательными целями в интересующие места и регионы.

Самым важным направлением совместной работы двух взаимодействующих служб является проведение профилактических мероприятий. Для этих целей используется кабельное телевидение, функционирующее в исправительных учреждениях субъекта Российской Федерации, а также популярные социальные сети. В профилактических программах транслируются выступления сотрудников территориальных органов МВД России и ФСИН России, направленные на предотвращение совершения новых правонарушений осужденными, их родственниками, знакомыми и иными лицами. На федеральном уровне координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в форме издания совместных нормативных актов, методических пособий, рекомендаций в помощь подчиненным органам на местах.

Например, опыт совместной работы УФСИН России по Воронежской области с ГУВД МВД России по Воронежской области должен быть изучен как передовой и взят на вооружение другими территориальными органами. Например, сотрудники учреждений ведомства и оперативные работники органов внутренних дел не менее двух раз в месяц проводят рабочие встречи с составлением протокола.

Во время таких встреч, которые проходят непосредственно в исправительных колониях и следственных изоляторах, осуществляется более быстрый обмен оперативно значимой информацией, своевременно корректируется совместная работа.

В исправительных учреждениях в состав административных комиссий включены сотрудники оперативной службы органов внутренних дел. Их мнение является решающим при рассмотрении ходатайств осужденных, преступления которых связаны с незаконным оборотом наркотиков, на условно-досрочное освобождение.

Однако нельзя сказать, что эти формы сотрудничества являются исчерпывающими. Сама жизнь, практическая деятельность подскажут и другие приемы совместной работы. Необходимо отметить, что наряду с имеющимися положительными сторонами и примерами взаимодействия прослеживается и ряд актуальных проблем в этой сфере, требующих практического решения:

1. Проявляется тенденция незаинтересованности оперативных подразделений правоохранительных органов в проверке поступающей из ФСИН информации о преступлениях «прошлых лет». Решение данной проблемы, по мнению практических работников ФСИН России, заключается в более жестком контроле над подчиненными со стороны руководителей правоохранительных органов, в проверке информации, поступающей из оперативных подразделений ФСИН России.

2. Существуют и проблемы в преемственности и обмене негласным аппаратом взаимодействующих органов. Часто сотрудники других правоохранительных органов не сообщают в соответствующие оперативные подразделения следственных изоляторов и исправительных учреждений о прибытии в них негласных сотрудников.

В свою очередь, сотрудники следственных изоляторов и исправительных учреждений не информируют оперативные подразделения правоохранительных органов об освобождении негласного аппарата. Это является прямым нарушением действующих ведомственных и межведомственных нормативно-правовых актов взаимодействующих правоохранительных органов и Минюста России и приводит к ограничению использования имеющихся возможностей борьбы с преступностью. В нормативных актах, к сожалению, не предусмотрено взаимное информирование о заключении под стражу, осуждении и освобождении доверенных лиц, хотя, как показывает практика, помощь с их стороны не менее значима, а по количеству данная категория конфидентов больше, чем агентов и резидентов, состоящих на связи.

На наш взгляд, это отдельные, наиболее значимые проблемы взаимодействия оперативных подразделений ФСИН и МВД России по борьбе с преступностью в сфере оперативно-розыскной деятельности на современном этапе.

В данном аспекте изучаемой проблемы представляется интересной точка зрения С. И. Гирько. Данный автор является убежденным сторонником создания Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации и процессуального его раздела. «Это комплексная работа всего оперативно-розыскного и уголовно-процессуального научного сообщества независимо от ведомственной принадлежности, которая, на наш взгляд, позволит не только исключить сомнения среди ученых и практиков в существовании отрасли оперативно-розыскного права, но и значительно повысить эффективность борьбы с преступностью в целом» [1, с. 34-35].

Следует заметить, что число скептиков создания оперативно-розыскного кодекса не уменьшается. Так, С. И. Захарцев и ряд других ученых утверждают, что «слишком велики различия между субъектами оперативно-розыскной деятельности» [10, с. 134-138].

Более целесообразной представляется нам точка зрения С. С. Епифанова о возможности дополнить действующий Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», отдельной статьей «Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе» [5, с. 115], в которой автор предлагает конкретизировать задачи оперативно-розыскной деятельности в УИС.

Итак, проведя теоретический и практический анализ действующего законодательства правовых основ проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и профилактике оборота запрещенных предметов в учреждениях УИС, определяем, что основной отличительной особенностью правового регулирования оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений ФСИН России является то обстоятельство, что в связи с принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряда других законов, имеющих к ней отношение, оказалось, что законодательные основы отрегулированы на должном уровне, а ведомственное нормативное регламентирование оперативно-розыскной профилактики осталась без должного внимания.

Представляется необходимым выделить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельную статью — «Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность», в которой целесообразно закрепить сущностные аспекты (цели, задачи, понятия и принципы реализации совместной деятельности и т. п.). Кроме того, нельзя обойти стороной и УИК РФ, в который стоит включить норму, регламентирующую взаимодействие оперативных подразделений УИС с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности. За счет использования поступающей информации от оперативных сотрудников ФСИН России сотрудниками МВД раскрываются десятки тысяч преступлений, поэтому необходима унификация общих задач оперативно-розыскной деятельности с задачами УИС.

Учитывая существующие недостатки, полагаем целесообразным включить в состав УИК РФ соответствующую главу, регулирующую оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях, а также по аналогии — ряд статей в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Библиографический список

1. Гирько С. И. Правоотношения и процедуры в оперативно-розыскной деятельности нуждаются в кодификации // Государство и право: теория и практика. 2020. № 1 (15). С. 28-35.

2. Гирько С. И. Уголовно-процессуальные функции милиции (теоретические, правовые и прикладные проблемы): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

3. Горяинов К. К., Зайченко Е. Ю. Направления развития оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1 (25). С. 22-24.

4. Гущин А. Н . Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

5. Епифанов С. С. Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе в аспекте совершенствования законодательства об учреждениях и органах, исполняющих наказания // Юридическая наука. 2016. № 4. С. 111-117.

6. Казак И. Б., Егоров С. Д. Превентивные функции оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступлениями коррупционной направленности (на примере уголовно-исполнительной системы) [Электронный ресурс]. URL: http://wwwinstitutemvd./com_chronoforms5/chrono-forms/uploads/20160712.pdf (дата обращения: 01.09.2020).

7. Можаров А. В. К вопросу о сущности и научном определении термина «оперативно-розыскная деятельность» [Электронный ресурс]. URL: http://voenprav.ru/doc-4023-1.htm (дата обращения: 01.09.2020).

8. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность: научно-практический комментарий / ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2015.

9. Оперативно-розыскная деятельность / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синиловой, А. Ю. Шумиловой. М., 2018. 848 с.

10. Оперативно-розыскная деятельность и военная безопасность: монография / С. И. Захар-цев, В. А. Вихров, Ю. Ю. Игнащенков, В. П. Сальников; под ред. С. И. Захарцева. М.: Граница, 2017.

11. Спасенников Б. А., Цатуров А. В. Проблемы правового регламентирования оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 36-40.

12. Щетнев Л. Е. Современные вопросы правового положения оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: материалы Междунар. науч.-практ. конф. и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России: в 10 т. Рязань, 2019. Т. 4. С. 239-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.