ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Investigation and search operations
УДК 343.8(075.8)
А. В. Сенатов, А. А. Чайковский
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ
В настоящее время остается актуальным вопрос оценки эффективности деятельности сотрудников оперативных подразделений ФСИН России. Чтобы объективно оценить работу каждого оперативного сотрудника, необходимы определенные критерии оценки.
Рассмотрены вопросы оценивания оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений ФСИН России. В ходе анализа уголовного, оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, актов прокурорского реагирования, результатов практической деятельности оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также проведенных опросов руководителей оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, авторами разработаны критерии оценки их деятельности. Данные критерии могут быть положены в основу принятия руководителями управленческих решений при поощрении или наказании конкретных оперативных сотрудников, а также назначении их на вышестоящую должность. Кроме того, использование таких критериев в практической деятельности позволит исключить ситуации, связанные с возникновением конфликта интересов при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Ключевые слова: оперативные подразделения; уголовно-исполнительная система; критерии оценки; оперативно-розыскные мероприятия; оперативное обслуживание; дела оперативного учета.
A. V. Senatov, A. A. Chaykovskiy
CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE OPERATIONAL UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
At present, the issue of assessing the effectiveness of the staff of operational units of the Federal Penitentiary Service of Russia is still topical. In order to objectively evaluate the work of each operational officer, certain evaluation criteria are necessary.
In this article, questions of the assessment of the operational and official activity of the staff of the operational divisions of the FPS of Russia are considered. In the course of the analysis of criminal, operational-search and criminal-executive legislation, acts of the prosecutor's response, the results ofpractical activities of the operational staff of the criminal-executive system, as well as interviews conducted by the heads of operational departments of the penitentiary system, the authors developed criteria for evaluating their activities. These criteria can be used as a basis for managers to make managerial decisions when encouraging or punishing specific operational staff, as well as appointing them to a higher position. In addition, their use in practical activities will exclude the situations
© Сенатов А. В., Чайковский А. А., 2018 © Senatov A. V., Chaykosvskiy A. A., 2018
associated with the emergence of a conflict of interest when passing service in the penal system.
Keywords: operational units; the penal system; criteria for evaluation; operational-search activities; operational service; affairs of operational accounting.
На сегодняшний день в уголовно-исполнительной системе (УИС) не существует четко выработанных критериев оценки результатов деятельности оперативных подразделений. Результаты их работы оцениваются, как правило, исходя из данных, отраженных в официальных отчетах ФСИН России. Кроме того, в Методических рекомендациях сотрудникам оперативных отделов (групп) исправительных учреждений, следственных изоляторов, помещений функционирующих в режиме следственного изолятора, тюрем и территориальных органов ФСИН России по основным вопросам организации оперативно-розыскной деятельности перечислены основные показатели оценки работы оперативных сотрудников и оперативных подразделений: отсутствие возбужденных уголовных дел на закрепленных объектах оперативного обслуживания; оценка перекрытия объектов оперативного обслуживания и получения информации об обстановке на них; оценка качества работы с лицами, оказывающими содействие; проведение результативных проверок деятельности различных служб учреждения; оценка содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений; уровень кадрового обеспечения.
На наш взгляд, данные показатели не позволяют должным образом оценить результаты работы отдельно взятого оперативного сотрудника. Так, не всегда можно оценить уровень значимости информации по объектам оперативного обслуживания, а также то, что была или не была проверка, например, тыловой службы результативной, так как любая проверка носит профилактический характер. Также невозможно оценить качество работы с конфидентами по количеству полученной результативной информации, так как одна получен-
ная результативная информация, например, о побеге, о подготавливаемых групповых неповиновениях, или о преступлениях террористической
направленности может иметь большую значимость, чем пять иных.
Кроме того, по мнению Р. Г. Нал-бандяна и Б. А. Спасенникова, основным недостатком существующих критериев оценки деятельности оперативных подразделений УИС является фактическое подчинение практической деятельности этих подразделений статистическим показателям, т. е. подразделения в повседневной деятельности направляют свои усилия в основном не на решение задач, вызванных оперативной обстановкой, а на формирование определенного количества показателей, улучшающих результаты статистической отчетности [3, с. 145]. Мы также разделяем мнение данных ученых и считаем, что оперативные сотрудники тратят достаточно большое количество времени на улучшение статистических показателей.
Вышеизложенное объясняет необходимость разработки научно обоснованных критериев оценки эффективности деятельности сотрудников оперативных подразделений.
На основании анализа уголовного, оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, результатов изучения практической деятельности оперативных сотрудников, а также проведенных опросов руководителей оперативных подразделений учреждений и органов УИС необходимо выделить критерии оценки работы отдельного оперативного сотрудника:
1. Состояние оперативной обстановки на объектах оперативного обслуживания, а также их оперативное прикрытие.
Н. П. Барабанов под оперативной обстановкой в исправительном учреждении понимает совокупность внутренних и внешних условий, в которых осуществляется его деятельность, имеющих качественные и количественные показатели влияния на криминогенную ситуацию, и по которым можно определить ее состояние [1, с. 12].
А. Н. Журавлев определил оперативную обстановку как совокупность внешних и внутренних условий и обстоятельств (факторов), влияющих на состояние правопорядка (соблюдение установленного порядка отбывания наказания) в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определяющих возможности имеющихся сил и средств для обеспечения их эффективного функционирования [2, с. 5].
Мы разделяем точку зрения данных ученых и считаем, что основным признаком оперативной обстановки является совокупность условий (факторов), влияющих на функционирование учреждения УИС.
В настоящей работе внимание будет сосредоточено только на оперативной обстановке на объектах, требующих оперативного обслуживания.
С нашей точки зрения, под оперативной обстановкой на объектах оперативного обслуживания следует понимать совокупность условий и факторов, отражающих состояние правопорядка и соблюдение законности со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала и иных лиц, находящихся в конкретном месте (помещении) учреждения УИС.
В учреждениях УИС, как правило, за каждым оперативным сотрудником закрепляются отдельные объекты: отряды, конкретные камеры, промышленная зона, отдельный контингент лиц и т. д. При этом за наиболее опытными и подготовленными оперативными сотрудниками закрепляются отдельные категории осужденных: лидеры и авторитеты уголовно-преступной среды, осужденные за преступления экстремистской
направленности и террористического характера.
Оперативное прикрытие всех объектов конфидентами, а также регулярное получение и реализация от них оперативно значимой информации об объекте говорят о профессионализме сотрудников оперативных подразделений.
2. Количество допущенных и предотвращенных преступлений на объектах оперативного обслуживания за определенный период.
Данные показатели показывают реальную работу всего учреждения в целом и конкретных оперативных сотрудников в частности. Их можно получить из официальных отчетов ФСИН России.
3. Количество преступлений, в раскрытии которых оказано содействие правоохранительным органам. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством одной из основных задач оперативных подразделений является оказание содействия в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Причем данное количество должно подтверждаться результатами сверки с информационным центром территориального органа МВД России.
4. Количество заведенных и реализованных дел оперативного учета в отчетном периоде.
В соответствии с оперативно-розыскным законодательством органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач могут заводить дела оперативного учета. Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных п. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений. Количество заведенных дел не всегда является показателем эффективности работы оперуполномоченных, так как в некоторых случаях
задачи ОРД остаются не решенными. В случае же наличия оснований для реализации материалов, полученных в ходе работы по ДОУ, можно говорить о положительных показателях работы оперативного работника.
5. Количество правонарушений, совершенных лицами, состоящими на профилактическом учете, находящихся на объекте оперативного обслуживания.
В соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (приказ ФСИН России от 20.05.2013 № 72), профилактика проводится сотрудниками заинтересованных подразделений учреждения УИС во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России. В соответствии с п. 16 оперативные отделы учреждений УИС осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди лиц, поставленных на профилактический учет, обеспечивают за ними оперативный контроль. Совершение правонарушений лицами, состоящими на профилактическом учете, указывают на недостаточную работу конкретного оперативного сотрудника учреждения УИС.
6. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.3, ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как правило, протоколы об административных правонарушениях составляются за неповиновение законному распоряжению сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, а также за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания. В приказе ФСИН России от 19.12.2013 «Об утверждении перечня должностных
лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание» закреплены категории должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание. К ним наряду с другими субъектами отнесены сотрудники оперативных подразделений учреждений и органов УИС.
7. Количество исполненных запросов, поступивших от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, иных органов, осуществляющих ОРД, а также от соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об ОРД» органы, осуществляющие ОРД, обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам. Кроме того, они обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств. На основании межведомственных нормативных правовых актов оперативные подразделения ФСИН России обязаны исполнять задания на лиц, в отношении которых
поступила оперативная информации о причастности их к преступлениям, оставшимися нераскрытыми.
8. Количество запрещенных предметов, изъятых по информации, полученной от сотрудников оперативных подразделений УИС.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» определен перечень предметов, вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В частности, к ним относятся предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота, все виды оружия, боеприпасы, транспортные и летательные средства передвижения, наркотические средства, психотропные токсические и сильнодействующие вещества, их аналоги и без медицинских показаний — лекарственные вещества, предметы медицинского назначения, курительные смеси и др. Наличие у осужденных и лиц, содержащихся под стражей, запрещенных к хранению и использованию предметов может являться условием совершения различных преступлений. Поэтому их своевременное изъятие будет иметь благоприятный профилактический эффект на оперативную обстановку в учреждениях УИС.
9. Количество выявленных и пресеченных сотрудниками оперативного подразделения неслужебных связей с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а также с иными лицами. Согласно п. 18 раздела IV Правил внутреннего распорядка ИУ «работникам запрещается вступать с осужденными и их родственниками в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством». Неслужебная связь работников уголовно-исполнительной системы с осужденными имеет высокую общественную опасность, так как оказывает негативное влияние на оператив-
ную обстановку в учреждениях УИС и создает благоприятные условия для совершения преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания [4, с. 26]. Поэтому важным вопросом, стоящим перед оперативными подразделениями, является своевременное выявление и пресечение указанных действий, а также привлечение к ответственности лиц, вступающих в данные неправомерные отношения.
10. Количество вынесенных поощрений и наложенных взысканий на сотрудников оперативных подразделений в отчетном периоде. Порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 48 и 50 соответственно Федерального закона от 19.07.2018 № 195 «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"».
Практика показывает, что данный критерий следует учитывать в совокупности с анализом иных рассмотренных нами критериев оценки, так как ряд сотрудников оперативных подразделений, имеющих высокие показатели в оперативно-служебной деятельности, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
11. Количество нарушений, выявленных в работе оперативных сотрудников в результате осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими
ОРД.
Одним из важных направлений работы прокуратуры является прокурорский надзор за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД. В соответствии с оперативно-розыскным законодательством прокурорский надзор за ОРД осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им прокурорами. Неисполнение законных требований вышеперечисленных
должностных лиц, вытекающих из их полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, применяет такие меры реагирования, как: протест на противоречащий закону нормативный правовой акт органа, осуществляющего ОРД; представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД; мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, а также возбуждении производства об административном правонарушении.
12. Оценка работы оперативных сотрудников со стороны оперативных управлений (отделов), территориальных органов УИС, исполняющих функции организации ОРД и контроля за ее осуществлением.
Одной из основных задач оперативного управления (отдела) является осуществление контроля за исполнением учреждениями территориального органа ФСИН России требований законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов в сфере организации и осуществления ОРД. За каждым учреждением УИС приказом начальника территориального органа из числа наиболее подготовленных сотрудников закрепляются кураторы. В ходе выездов в курируемое подразделение кураторы проверяют направления деятельности оперативных подразделений и документально отражают результаты проверки. В данных результатах проверки можно оценить работу каждого сотрудника оперативных подразделений учреждений УИС.
Для наиболее эффективной оценки эффективности деятельности оперативных подразделений ФСИН России можно использовать балльный метод, так как большинство критериев поддаются количественной оценке. В целях удобства оценивания предлагается табличный вариант, состоящий из двух столбцов, где подробно будет охарактеризован каждый критерий.
№ п/п Критерии оценки Количественная оценка в баллах
1. Состояние оперативной обстановки на объектах оперативного обслуживания, а также их оперативное прикрытие Оценивается по 10-балльной шкале: если стопроцентное оперативное прикрытие объектов и удовлетворительная оперативная обстановка на них, то 10 баллов, если нет, то 0 баллов
2. Количество допущенных и предотвращенных преступлений на объектах оперативного обслуживания за определенный период Если было допущено преступление на объекте оперативного обслуживания, то -10 баллов. Каждое предотвращенное преступление оценивается в 1 балл
3. Количество преступлений, в раскрытии которых оказано содействие правоохранительным органам За каждое преступление, в раскрытии которого оказано содействие, подтвержденное результатами сверки с информационным центром территориального органа МВД России, — 1 балл
4. Количество заведенных и реализованных дел оперативного учета в отчетном периоде Каждое заведенное дело оперативного учета оценивается в 1 балл, реализованное — в 5 баллов
5. Количество правонарушений, совершенных лицами, состоящими на профилактическом учете, находящихся на объекте оперативного обслуживания Каждое совершенное нарушение режима содержания (установленного порядка отбывания наказания) лицами, состоящими на профилактическом учете, находящихся на объектах оперативного обслуживания, оценивается в -1 балл
6. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.3, ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Одно постановление судьи о назначении административного наказания по ст. 19.3, ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценивается в 3 балла
7. Количество исполненных запросов, поступивших от дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, иных органов, осуществляющих ОРД Каждый исполненный запрос дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, иных органов, осуществляющих ОРД, оценивается в 1 балл
8. Количество запрещенных предметов, изъятых по информации, полученной от сотрудников оперативных подразделений УИС Факт изъятия по оперативной информации запрещенных предметов, который подтверждается заключением, оценивается в 3 балла
9. Количество выявленных и пресеченных сотрудниками оперативного подразделения неслужебных связей с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а также с иными лицами Выявленная и пресеченная неслужебная связь сотрудников УИС со спецконтингентом, по которой реализовано или прекращено дело оперативного учета, оценивается в 5 баллов
10. Количество вынесенных поощрений и наложенных взысканий на сотрудников оперативных подразделений в отчетном периоде Каждое вынесенное поощрение сотруднику оперативного подразделения оценивается в 1 балл, наложенное взыскание--1 балл.
11. Количество нарушений, выявленных в работе оперативных сотрудников, в результате осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД Каждое нарушение, допущенное оперативным сотрудником и выявленное в результате прокурорского надзора, оценивается в -2 балла
12. Оценка работы оперативных сотрудников со стороны оперативных управлений (отделов), территориальных органов УИС, исполняющих функции организации ОРД и контроля за ее осуществлением Если нет замечаний со стороны оперативных управлений (отделов), территориальных органов УИС, исполняющих функции организации ОРД и осуществляющих ведомственный контроль, то работа оценивается в 5 баллов; за каждое допущенное нарушение, отраженное в материалах проведенной проверки--1 балл
Для положительной оценки работы оперативного сотрудника сумма баллов должна составлять не менее 18.
Таким образом, предложенные нами критерии оценки эффективности деятельности оперативных подразделений ФСИН России могут использоваться при принятии управленческих решений при поощрении или наказании конкрет-
ных оперативных сотрудников, а также назначении их на вышестоящую должность. Кроме того, использование данных критериев в практической деятельности позволит исключить ситуации, связанные с возникновением конфликта интересов при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.
Литература
1. Барабанов, Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. — Рязань, 1999.
2. Журавлев, А. Н. Оценка оперативной обстановки в исправительном учреждении (организационные и правовые основы) : автореф. дис. ...канд. юрид. наук. — Рязань: Академия ФСИН России, 2009.
3. Налбандян, Р. Г., Спасенников, Б. А. О критериях оценки деятельности оперативных подразделений ФСИН России // NovaInfo.Ru. — 2015. — Т. 1. — № 37.
4. Сенатов, А. В., Чайковский, А. А. Профилактика неслужебных связей работников уголовно-исполнительной системы с осужденными: криминологический и оперативно-розыскной аспекты // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2017. — № 4 (179).
References
1. Barabanov, N. P. Preduprezhdenie i presechenie chrezvychajnyh situacij krimi-nal'nogo haraktera v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [Prevention and suppression of criminal emergencies in prisons]. — Ryazan, 1999.
2. Zhuravlev, A. N. Ocenka operativnoj obstanovki v ispravitel'nom uchrezhdenii (organ-izacionnye i pravovye osnovy) [Assessment of the operational situation in the correctional institution (organizational and legal framework)] : cand. of law diss. autoref. — Ryazan, Academy of the FPS of Russia, 2009.
3. Nalbandian, R. G., Spasennikov, B. A. O kriterijah ocenki dejatel'nosti operativnyh podrazdelenij FSIN Rossii [On the criteria for assessing the activities of operational units of the FPS of Russia] // NovaInfo.Ru, 2015, vol. 1, no. 37.
4. Senatov, A. V., Сhajkovskij, А. А. Profilaktika nesluzhebnyh svjazej rabotnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy s osuzhdennymi: kriminologicheskij i operativno-rozysknoj aspekty [Prevention of not office communications of workers of a penal correction system with convicts: criminological and operational search aspects] // Ve-domosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of a penal correction system], 2017, no. 4 (179).
Сведения об авторах
Сенатов Александр Викторович: Владимирский юридический институт ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Чайковский Алексей Александрович Владимирский юридический институт ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Senatov Aleksander Viktorovich: Vladimir Law Institute of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), deputy chief of the Chair of Operatively Search Activity, candidate of law, assistant professor. E-mail: [email protected] Chajkovskij Aleksey Aleksandrovich: Vladimir Law Institute of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), assistant professor of the Chair of Operatively Search Activity, candidate of law, assistant professor. E-mail: [email protected]