УДК: 343
ББК: 67.401.213+67.408
Косоногое Д.А.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФСИН РОССИИ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Kosonogov D.A.
INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENTS OF THE RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE: CONCEPT AND CONTENT OF THEIR FUNCTIONING
Ключевые слова: безопасность, подразделения собственной безопасности, уголовноисполнительная система, оперативно-розыскная деятельность, государственная защита, экономическая безопасность, противодействие коррупции.
Keywords: security, internal affairs departments, penal system, operational-investigative activity, government protection, economic security, anti-corruption enforcement
Аннотация: в статье проанализирована деятельность Федеральной службы исполнения наказаний по обеспечению собственной безопасности. Сформулировано и раскрыто содержание основных направлений деятельности подразделений собственной безопасности УИС: государственная защита объектов защиты, экономическая безопасность, предупреждение и борьба с правонарушениями (преступлениями и проступками), совершенными персоналом уголовно-исполнительной системы. В исследовании предложен авторский вариант понятия подразделений собственной безопасности ФСИН России и раскрыта их компетенция.
Annotation: in this article there is an analysis of the activity of how the Federal Penitentiary Service ensures the internal security. The main contents concerning the areas of the internal affairs departments of the Penal Enforcement System are formulated and disclosed: state asset protection, economic security, prevention and struggle against transgressions (crimes and offenses), committed by the personnel from the Penal Enforcement System. In this research there is an author's notion of what the internal affairs departments of the Russian Federal Penitentiary Service are and there is also a disclosure of their competence.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1 раскрывается понятие национальной безопасности, как состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В указанном понятии под «национальной безопасностью» понимается так же «безопасность государства» (как ее раз-
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ, 18.05.2009. № 20, ст. 2444. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
новидность). Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются государственная и общественная безопасность.
Названная Стратегия определяет основные источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности и главные направления государственной политики в указанной сфере. Источниками таких угроз для уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) являются: разведывательная деятельность граждан, преступных групп, иностранных государств; деятельность преступных, террористических и экстремистских организаций; дезорганизация нормального функционирования УИС; уничтожение ее объектов; устрашение персонала; рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государст-
венной власти, общественной и экономической безопасности; коррупция.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб; укрепляются социальные гарантии их сотрудников; совершенствуется научнотехническая поддержка правоохранительной деятельности; развивается система профессиональной подготовки кадров; укрепляется режим безопасного функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Согласно Стратегии, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб; создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений должно способствовать обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу.
Таким образом, деятельность УИС непосредственно связана с реализацией названной Стратегии, и в целях ее реализации в Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) образован и функционирует специально уполномоченный оперативно-розыскной орган (далее -ОРО), который наделен соответствующей компетенцией и именуется подразделениями собственной безопасности (далее -ПСБ). Для понимания специфики рассматриваемого субъекта оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), необходимо определить направления его деятельности. Разграничить безопасность УИС в широком понимании с понятием собственной безопасности.
Безопасность УИС обеспечивается в той или иной степени многими структурными подразделениями ФСИН, которые представляется возможным назвать общими
субъектами обеспечения безопасности. К примеру, безопасность зданий осуществляется подразделениями службы охраны, безопасность персонала и лиц, находящихся на территории исправительных учреждений,
- дежурной службой; права и интересы УИС - юридическими службами; информации - подразделениями по защите государственной тайны и т.д. Однако подобное обеспечение осуществляется исключительно технически, и в ряде случаев сводится лишь к контрольным функциям.
В свою очередь, угрозы, попытки посягательств на безопасность УИС осуществляются как правомерными (легальными), так и неправомерными средствами. Однако по причине несвойственности выполняемых общими субъектами задач и функций, отсутствия полномочий не позволяет им в полной мере противостоять таким угрозам. Обеспечение ими безопасности носит исключительно узкий, конкретный (предметный) характер.
Во исполнение задач ФСИН России по обеспечению охраны прав, свобод и законных интересов спецконтингента; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах; безопасности содержащегося в них спецконтингента, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов1, возникает необходимость в наличии специально уполномоченного субъекта обеспечения собственной безопасности, выполняющего специальные задачи.
Структурно направления обеспечения собственной безопасности в УИС на современном этапе представляются в следующем виде:
1. Государственная защита объектов защиты:
- системная (деятельностная) безопасность (информационная и телекоммуникационная безопасность; государственная тайна; сохранность имущества ограничен-
1 Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 // СЗ РФ, 2004. № 42, ст. 4109. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
ного, или изъятого из оборота; инфраструктура жизнеобеспечения, режимные объекты);
- личная безопасность.
2. Экономическая безопасность:
- права и интересы органов и учреждений УИС, как субъектов гражданских правоотношений, в т.ч. предпринимательских;
- права и интересы органов и учреждений УИС, как субъектов административных правоотношений (строгое и неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства, административный регламент);
- сохранность и рациональное использование товарно-материальных ценностей и правомочий в интересах УИС.
3. Предупреждение и борьба с правонарушениями (преступлениями и проступками), совершенными персоналом УИС: профилактика, борьба с правонарушениями и как самостоятельный подвид - противодействие коррупции.
Термин «государственная защита» подразумевает особую защиту органами государственной власти объектов защиты по причине их относимости к деятельности (профессиональной, служебной) самого государственного органа и по этой же причине является элементом самозащиты государства (государственного органа).
Государственная защита УИС в нашем понимании подразделяется на три основные группы объектов защиты:
1. В зависимости от правосубъекто-сти объекта: физическое лицо; уголовноисполнительная система; имущество, нематериальные блага.
2. В зависимости от объекта прав: объекты материального мира; нематериальные права.
3. В зависимости от характера мер защиты правосубъектного объекта: физическая; социальная; оперативно-розыскная; судебная; внутри и межведомственная и иная правовая.
Правосубъектность объекта защиты представляется в первую очередь в способности лица быть участником правоотношений (всех их видов). В данном случае следует говорить о физических лицах и учреж-
дениях и органах УИС, т.к. только они обладают способностью иметь, осуществлять права и нести ответственность - т.е. быть участником правоотношений.
Физическое лицо в рассматриваемом случае - это персонал учреждений и органов УИС (сотрудники УИС и гражданский персонал), а так же лица, находящиеся на территориях УИС (должностные лица -прокуроры, судьи и др., иные гражданские лица, находящиеся на объектах УИС на законных основаниях, - представители СМИ, общественных организаций и пр.).
Личная безопасность неотъемлема от физического лица, связана с личностью. Под защиту указанные лица подпадают только в случае исполнения ими должностных обязанностей. В данном случае необходимо разграничить безопасность, к примеру, близких осужденных, в отношении которых УИС обеспечивает только их изоляция от основной массы осужденных. Кроме того, необходимо отличать государственную защиту в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1 (далее - Закон № 45-ФЗ), от государственной защиты УИС. Поскольку последняя шире мер обеспечения безопасности (содержания) государственной защиты названного закона и включает в себя иные меры (ст. 85 УИК РФ2), в т.ч. обеспечения системной безопасности.
Меры безопасности, перечисленные в Законе № 45-ФЗ, распространяются только в отношении сотрудников учреждений и органов УИС и их близких (ст. 2). Вне рамок Закона № 45-ФЗ меры безопасности могут быть применены в отношении сотрудников и гражданского персонала, поскольку таковое не запрещается, а в ряде случаев обязывает (ст. 86 УИК РФ). Исключение
1 Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 1995. № 17, ст. 1455. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».
2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 13.01.1997. № 2, ст. 198. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
составляют только те меры защиты, которые связаны со статусом «защищаемого лица». Таким образом, при наложении нормативно-правового регулирования статуса «защищаемого лица» прослеживается несущественное отличие от обеспечения безопасности персонала. В ряде случае статус «защищаемого лица» шире статуса «персонала УИС» и наоборот.
Существенным отличием следует отметить, что согласно формулировке Закона № 45-ФЗ «защищаемым лицом» может быть признан только сотрудник УИС и его близкие. Возникает вопрос, а как же гражданский персонал, профессиональная деятельность которого в ряде случаев соизмерима с рисками служебной деятельности сотрудников (лица, имеющие доступ к информации ограниченного доступа; работники, обладающие распорядительными полномочиями и имеющие доступ на режимные объекты, к предметам ограниченным или изъятым из оборота и т.п.)? Таким образом, возникает необходимость правого урегулирования статусного разграничения персонала УИС.
Безопасность гражданского персонала УИС носит самостоятельную направленность и обеспечивается:
- неопределенному кругу лиц (персонал УИС);
- регламентируется множеством законов (УИК РФ, Закон об ОРД) и подзаконных актов (как правило, закрытого характера);
- осуществляется без каких-либо оснований о наличии угрозы;
- обеспечение защиты осуществляется в аспекте превенции.
Отдельной строкой необходимо сказать о государственной защите лиц, оказывающих негласное содействие ПСБ. В п. 7 ст. 18 Закона об ОРД1 указывается на обеспечение безопасности данной категории лиц: «:.. .допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
1 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 14.08.1995. № 33, ст. 3349. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».
Федерации». Указанная категория лиц и их близкие подпадает под государственную защиту в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»2 (далее - Закон № 119-ФЗ) и именуется как лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления. Тем самым ими приобретается статус «защищаемых лиц», и в отношении них применяются меры безопасности, предусмотренные ст. 6 Закона № 119-ФЗ. Кроме мер безопасности, закрепленных в Законе № 119-ФЗ, ведомственные нормативно-правовые акты регламентируют специальные мероприятия. Такие мероприятия составляют тактику ОРД и весьма разнообразны. Во многом зависят от окружающей обстановки и воображения оперативных сотрудников.
Государственная защита УИС представляет собой комплекс мер, направленный на обеспечение ее нормальной деятельности; прав и интересов объектов защиты путем применения гласных и негласных средств контроля и воздействия на общее состояние их защищенности.
Системная безопасность связана непосредственно с деятельностью учреждений и органов УИС и включает в себя информационную и телекоммуникационная безопасность; государственную тайну; инфраструктуру жизнеобеспечения; безопасность режимных объектов и многое другое.
Роль ПСБ заключается, прежде всего, в противодействии угрозам учреждений и органов УИС посредством выявления причин и условий, способствующих нарушить нормальное функционирование, а так же их нейтрализации. Физическая охрана объектов управленческой защиты входит не в компетенцию ПСБ, а в компетенцию других органов УИС. Например, подразделений по защите государственной тайны и информации, служб охраны и конвоирования, ЦИТО и др.
2 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 2004. № 34, ст. 3534. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
Имущество, нематериальные блага является неотъемлемой частью деятельности любого субъекта правоотношений (физического и юридического лица, либо органа государственной власти), а сами они - лишь объект (предмет) правоотношений. Государственной защите в указанном ракурсе подлежит имущество ограниченного, или изъятого из оборота; инфраструктура жизнеобеспечения не как объекты, имеющую стоимость, а как объекты, представляющие существенное значение для нормальной деятельности УИС, либо наибольшую опасность в случае нарушения сохранности, эксплуатации и пр.
Совершенно очевидно, что срыв поставок печного топлива по причине недобросовестности поставщика может привести к чрезвычайной ситуации (например, вплоть до массовых беспорядков в ИУ), а хищение служебного оружия - к совершению преступления с его применением. Одна из основных задач ПСБ - выявление и нейтрализация лиц, вынашивающих намерения совершить подобное деяние. Учреждения, исполняющие наказание, имеют право на нормальное функционирование, и обеспечение безопасности является одним из способов такого функционирования, в т.ч. посредством оперативно-розыскных мер. В строгом понимании объекты защиты в зависимости от их состояния в природе (осязаемые, неосязаемые) не подлежат конкретному разграничению. Так, например, информация, подлежащая защите (ее носители); инфраструктура может являться как материальной, так и не материальной.
Одинцов А.И. точно определил информационную инфраструктуру, информационные ресурсы УИС как часть общегосударственной информационной системы1. И поскольку информационная сфера, является системообразующим фактором жизни общества, то подлежит защите.
Инфраструктура также может носить
1 Одинцов, А.И. Некоторые проблемы обеспечения информационной безопасности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2008. - № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».
как материальный характер, так и нематериальный. Например, складские помещения, составляющие элемент инфраструктуры обеспечения продовольствием учреждений,
- объект материального мира, а организация (система мер) поставок, хранение и распределения продовольствия - нематериальна. Здесь необходимо отметить управленческое, методическое, информационное, техническое, кадровое, правовое и иное обеспечение деятельности. Оперативнорозыскная деятельность в обеспечении безопасности УИС - одно из ключевых средств самозащиты, главная роль которой отведена ПСБ.
Интересным представляется тот факт, что в нормативно-правовой базе об ОРД в УИС (в т.ч. ведомственных) не говорится о контрразведывательной функции ОРО УИС. Однако внутриведомственные указания на осуществление подобной деятельности издаются регулярно. В научной среде, ФСИН относится к субъектам ОРД, осуществляющей функцию контрразведывательной дея-тельности2.
Понятие контрразведывательной деятельности и основания для проведения контрразведывательных мероприятий отражены в ст. 9 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» . Основания для проведения контрразведывательных мероприятий ФСБ аналогичны компетенции ОРО УИС - государственная защита объектов защиты УИС, в т.ч. информации и государственной тайны.
Контрразведывательная деятельность ПСБ заключается в выявлении, предупреждении и пресечении в пределах своей компетенции деятельности организаций иностранных государств, террористических организаций, общественно-политических движений и объединений религиозной и националистической направленности, организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, на-
2 Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 17.
3 Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 1995. № 15, ст. 1269. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
правленной на агентурное, физическое или техническое проникновение с целью нанесения ущерба собственной безопасности УИС.
Таким образом, государственной защите подлежат как правосубъектные, так и неправосубъектные объекты защиты УИС. В данном случае необходимо понимать, что такая защита направлена в первую очередь не на защиту объектов как экономической составляющей, а на защиту объектов, как совокупность элементов УИС, образующих систему управления, функционирования. В этой части и отграничивается государственная защита и экономическая безопасность в УИС. Поскольку экономическая составляющая является средством, обеспечивающим функционирование, т.е. управляемым, а не управляющим звеном.
Необходимо отграничивать государственную защиту УИС от ее экономической безопасности. Например, инфраструктура по обеспечению продовольствием спецкон-тингента включает в себя имущественный комплекс - склады, автотранспорт, столовые, сельскохозяйственные угодья, транспортные коммуникации и т.д. Их сохранность, использование - это экономическая безопасность, а система управления жизнедеятельностью такого имущества - это системная безопасность, как составляющая государственной безопасности УИС. К примеру, в условиях отсутствия в учреждении круглогодичного транспортного сообщения: хищение продуктов - экономический фактор; уничтожение складских помещений -экономический и системный, а срыв планов поставки продовольствия в связи с халатностью должностных лиц - системный.
Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений является основополагающим в деятельности любого ОРО. Однако в рамках компетенции общих субъектов ОРД в той или иной сфере подразумевает ряд исключений, при которых общий субъект приобретает статус специального. Одним из таких исключений является объект оперативного обслуживания - персонал УИС.
Роль ПСБ в предупреждении правонарушений персонала носит номинальный характер. Основной задачей ПСБ в данном
случае является мониторинг и выработка общих предложений по профилактике правонарушений среди персонала учреждений и органов УИС. В какой-то мере ПСБ осуществляют деятельность в рамках общей (разъяснительная работа, контролирующая деятельность) и частной превенции (профилактические беседы). Но борьба с правонарушениями в понимании деятельности ПСБ заключается в их выявлении, пресечении и раскрытии как одной из основных, в рамках которой и осуществляется ОРД.
Противодействие коррупции в УИС на современном этапе наиболее актуально, значимо и приоритетно. О коррупции в России говорится много, но очевидно одно -современные масштабы коррупции представляют реальную угрозу национальной безопасности. Объявление Президентом России Д.А. Медведевым борьбы с корруп-цией1 послужило поводом для образования в УИС ПСБ, одним из приоритетов которых определено противодействие коррупции в УИС.
Предупреждение коррупции в отличие от предупреждения общих правонарушений является приоритетным в деятельности ПСБ. Фраза «болезнь легче предупредить, чем лечить» точно раскрывает сущность профилактических мер. С.А. Алтухов отметил, что выявление факторов, влияющих на криминальное поведение сотрудников, изучение личности сотрудника правоохранительных органов не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет власти преступлениями. Борьба с коррупционной преступностью сотрудников не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Основной акцент, по мнению исследователя,
1 Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 // Российская газета, 13.11.2009. № 214. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 // Российская газета, 01.12.2010. № 271. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-
люс».
должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер упреждающего ха-рактера1.
В данном случае следует отметить важность предупредительных мер оперативно-розыскного характера, а не только деятельность по указанному направлению других служб УИС. Основой оперативнорозыскного предупреждения коррупции является выявление негативных тенденций, неисполнения (ненадлежащего исполнения) правовых предписаний, которые могут стать причиной формирования коррупционного сознания. Выявление и устранение (минимизация влияния) благоприятных условий формирования коррупционного поведения -основа профилактики коррупционных правонарушений.
Следует отграничить предупреждение коррупции в УИС и предупреждение коррупционных правонарушений. Предупреждением коррупции в УИС является выявление негативных тенденций, способствующих формированию коррупционного сознания, а так же выявление условий коррупционного поведения сотрудников. Предупреждение коррупционных правонарушений, как правило, носит персонифицированный характер по конкретным материалам (оперативным, уголовным, служебным и пр.).
Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных правонарушений в УИС составляет группу задач, поставленных перед оперативными аппаратами, и одной из основной ПСБ. Перечисление вышеуказанных задач является целостным звеном, составляющим сущность борьбы с коррупцией: выявление правонарушения непосредственно связано с дальнейшим его пресечением; пресечение влечет раскрытие. Если же пресечь правонарушение своевременно не представилось возможным, то ПСБ принимает меры к его раскрытию и оказанию содействия в расследовании. И подобных вариаций трех составляющих может доходить до нескольких.
Следует согласиться с Карпович О.Г., который указывает, что «Развернутый криминологический анализ выявленных харак-
1 Алтухов, С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). -СПб., 2001. - С. 193.
теристик поведенческой активности сотрудников и их индивидуально-личностных особенностей позволяет своевременно выявить коррупционеров из числа сотрудников и не допустить предательства ими интересов службы» . Наиболее эффективны системные меры профилактики и противодействия коррупции, охватывающие все этапы службы сотрудника - от поступления на службу до увольнения. Оперативнорозыскные меры являются одним из таких звеном системы.
Наиболее актуальным в борьбе с коррупцией остается вопрос о роли ПСБ УИС в раскрытии и расследовании преступлений. ПСБ не являются органом дознания или следственным органом, однако статус оперативного подразделения позволяет быть субъектом раскрытия и расследования преступлений (предполагает возможность участия). Главная роль ПСБ в раскрытии коррупционных преступлений предполагает сбор, анализ, проверку оперативной информации; получение доказательственной базы, как при наличии возбужденного уголовного дела, так и в его отсутствие. Но конечный результат ОРД в борьбе с коррупцией всегда остается за процессуальным решением следователя (дознавателя), прокурора или суда.
Таким образом, раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности предполагает неотъемлемое взаимодействие следственных и оперативных органов. Как отметил С.Н. Чурилов, «.сложные тактические комбинации включают следственные и розыскные действия и оперативно-розыскные мероприятия и представляют собой алгоритмы, обусловленные следственными ситуациями, следственными версиями и тактическим замыслом следователя. При этом тактика отдельных оперативно-розыскных мероприятий не излагается, приводится только их перечень с указанием вопросов, которые могут быть решены их проведением в сочетании со следственными и розыскными действия-
3
ми» .
2 Карпович, О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. - 2010. -№ 4. - С. 46.
3 Чурилов, С.Н. Методика расследования преступ-
Таким образом, рассмотренные направления деятельности ПСБ позволяют уяснить компетенцию ПСБ УИС:
1. Выявление внутренних и внешних угроз УИС, противодействие им.
2. Государственная защита сотрудников УИС и членов их семей.
3. Контрразведывательная деятельность.
4. Государственная защита объектов защиты УИС, в т.ч. информации и государственной тайны.
5. Выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений персоналом УИС.
6. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений (в т.ч. коррупционных), подготавливаемых, совершаемых или совершенных персоналом УИС.
7. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных в отношении персонала УИС.
8. Контроль сохранности и рационального использования товарноматериальных ценностей, а так же реализации правомочий УИС.
9. Взаимодействие с правоохранительными органами, органами государственной и муниципальной власти, общественными формированиями, гражданами.
Следует отметить, что перечисленная выше компетенция ПСБ охватывает основной комплекс задач, функций, прав и обязанностей, но не является исчерпывающим перечнем. Последовательность пунктов существенного значения не имеет, поскольку в той или иной степени пункты между собой тесно переплетены и позволяют решать одну главную задачу - обеспечение собственной безопасности УИС.
Таким образом, представляется возможным выделить следующие основные признаки ПСБ ФСИН:
1. Специализированное оперативнорозыскное подразделение УИС.
2. Самостоятельный вид субъекта
ОРД УИС.
3. Специфика задач (направлений деятельности) - обеспечение безопасности структурных элементов системы от негативного воздействия внутренних и внешних факторов по средствам оперативнорозыскных мер.
4. Основной объект деятельности -персонал УИС.
5. Мониторинг и контроль над исполнением законодательства РФ в сфере противодействия коррупции.
6. Организация, осуществление и координация деятельности с правоохранительными органами.
7. Взаимодействие органами государственной и муниципальной власти, общественными формированиями, гражданами в сфере противодействия коррупции.
8. Дополнительная (частная) правовая регламентация деятельности в сравнении с другими ОРО.
9. Расширенная (в ряде случаев исключительная) компетенция по отношению к иным объектам, субъектам УИС, в т.ч. оперативно-розыскным.
С учетом сказанного следует отметить, что ПСБ имеют ряд исключений из общего понятия ОРО УИС, что позволяет сформулировать самостоятельное определение подразделений собственной безопасности уголовно-исполнительной системы -это специализированное оперативно-розыскное структурное звено ФСИН России, осуществляющее в пределах своей компетенции оперативно-розыскную и контрразведывательную деятельность, направленную на создание и функционирование системы средств и мер, позволяющих уголовно-исполнительной системе противостоять угрозам и неправомерному вмешательству в ее нормальную деятельность.
лений. Общие положения. - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 232.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алтухов, С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). - СПб., 2001. - С. 193.
2. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 // СЗ РФ, 2004. № 42, ст. 4109. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Карпович, О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. - 2010. - № 4. - С. 46.
4. Кирьянов, А.Ю. Общая характеристика понятия «безопасность». Подходы к определению и виды [Электронный ресурс] // Безопасность бизнеса. - 2010. - № 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Одинцов, А.И. Некоторые проблемы обеспечения информационной безопасности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2008. - № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от
12.11.2009 // Российская газета, 13.11.2009. № 214. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
7. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс]: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от
30.11.2010 // Российская газета, 01.12.2010. № 271. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ, 18.05.2009. № 20, ст. 2444. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 17.
10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 13.01.1997. № 2, ст. 198. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 1995. № 15, ст. 1269. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 14.08.1995. № 33, ст. 3349. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 2004. № 34, ст. 3534. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».
14. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [Электронный ресурс] // СЗ РФ, 1995. № 17, ст. 1455. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Чурилов, С.Н. Методика расследования преступлений. Общие положения. - М.: Юс-тицинформ, 2009. - С. 232.