Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / КОНФИДЕНТ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / STATE PROTECTION / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL UNITS / SOCIAL AND LEGAL PROTECTION / CONFIDANT / CONFIDENTIAL ASSISTANCE / CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихомиров А. И.

В работе проводится анализ норм оперативно-розыскного законодательства, федерального законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и государственной защиты лиц, в части обеспечения защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Автором рассматривается вопрос недостаточного обеспечения защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, от преступных посягательств. Обозначена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также закрепления в ведомственном нормативном документе конкретных мер государственной защиты граждан, содействующих оперативным подразделениям учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тихомиров А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE PROTECTION OF PERSONS ASSISTING OPERATIONAL UNITS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

The paper analyzes the norms of operational-search legislation, federal legislation in the field of the execution of criminal punishments and state protection of persons, in terms of ensuring the protection of citizens who assist bodies carrying out operational-search activities. The author considers the issue of insufficient protection from criminal encroachments of persons providing confidential assistance to institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation. The necessity of amending the normative legal acts regulating the implementation of operational-search activities, as well as fixing in the departmental regulatory document of specific state protection measures for citizens who assist the operational units of institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

УДК 343.985

А. И. ТИХОМИРОВ

преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности юридического факультета Университета ФСИН России, капитан внутренней службы

Санкт-Петербург

ALEKSEI I. TIKHOMIROV

Lecturer of the Department of Organization of Operational-Investigative Activities of the Faculty of Law of the University of FPS of Russia, Captain of the Internal Service

Saint-Petersburg

Проблемы государственной защиты лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний

Problems of state protection of persons assisting operational units of the Federal Penitentiary Service

Аннотация. В работе проводится анализ норм оперативно-розыскного законодательства, федерального законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и государственной защиты лиц, в части обеспечения защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Автором рассматривается вопрос недостаточного обеспечения защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, от преступных посягательств. Обозначена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также закрепления в ведомственном нормативном документе конкретных мер государственной защиты граждан, содействующих оперативным подразделениям учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Abstract. The paper analyzes the norms of operational-search legislation, federal legislation in the field of the execution of criminal punishments and state protection of persons, in terms of ensuring the protection of citizens who assist bodies carrying out operational-search activities. The author considers the issue of insufficient protection from criminal encroachments of persons providing confidential assistance to institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation. The necessity of amending the normative legal acts regulating the implementation of operational-search activities, as well as fixing in the departmental regulatory document of specific state protection measures for citizens who assist the operational units of institutions and bodies of the penal system of the Russian Federation.

Ключевые слова: государственная защита, оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения, социальная и правовая защита, конфидент, конфиденциальное содействие, исправительные учреждения.

Key words: state protection, operational search activity, operational units, social and legal protection, confidant, confidential assistance, correctional institutions.

В последние несколько лет вопросам совершенствования оперативно-розыскного законодательства в сфере социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ОРД), уделяется существенное внимание, однако некоторые аспекты защиты лиц, оказывающих помощь правоохранительным органам в вопросах борьбы с преступностью, остаются до сих пор вне рамок правового поля. Одним из таких аспектов следует признать проблему недостаточного обеспечения государственной защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) от преступных посягательств.

Лицо, выразившее желание участвовать в борьбе с преступностью, несомненно, задается вопросом: насколько безопасной лично для него и членов его семьи будет эта деятельность. Очевидно, что контакт с криминальными элементами общества может иметь негативные последствия физического или имущественного характера, и первостепенной задачей государства в лице органов, осуществляющих ОРД, является надежная защита данной категории лиц.

Начать рассмотрение вопроса защиты лиц, оказывающих содействие в борьбе с криминальными проявлениями в обществе, в первую очередь следует в контексте оперативно-розыскных отношений.

Так, в статье 18 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») [1] законодатель гарантирует, что при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких, эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий. При этом необходимо подчеркнуть, что под предотвращением, по нашему мнению, следует понимать активное проявление защиты, выражающееся в заблаговременном устранении источника угрозы. В свою очередь, слово «защищать» означает - охранять, оберегать, ограждать от каких-либо враждебных действий, неблагоприятного, вредного воздействия, влияния [2].

Одной из форм защиты, которая может быть применима к лицам, оказывающим конфиденциальное содействие оперативным подразделениям учреждений и органов УИС, является государственная защита.

В статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее - ФЗ «О государственной защите») государственную защиту законодатель определяет как «осуществление мер безопасности, направленных на

защиту жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве» [3]. Так, в соответствии со статьей 2 данного федерального закона подлежат защите: потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, эксперт, специалист, переводчик, понятой, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители, а также иные лица, в частности, способствующие предупреждению и раскрытию преступления. Представляется, что лиц, содействующих оперативным подразделениям, следует относить именно к категории «иные лица», однако, соглашаясь с мнением ряда авторов, считаем, что «такое положение не обеспечивает в полной мере должную государственную защиту лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие, а также членов их семей и близких от преступных посягательств» [4].

При анализе статьи 2 ФЗ «О государственной защите» возникают вопросы: всегда ли лицо, оказывающее конфиденциальное содействие, является участником уголовного процесса или непосредственно связано с ним? Во всех ли случаях оно оказывает содействие в целях предупреждения или раскрытия преступления? На наш взгляд, ответ однозначный - нет.

Безусловно, обеспечение государственной защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, в связи с их участием в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений - необходимая мера, гарантирующая реализацию прав конфидента. Однако отметим, что конфиденциальное содействие не ограничивается рамками уголовного судопроизводства и

не всегда имеет своей целью предупреждение и раскрытие преступлений.

Согласно статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) помимо общих задач оперативно-розыскной деятельности, определенных в одноименном федеральном законе, законодатель ставит перед оперативными подразделениями исправительных учреждений (ИУ) такие частные задачи как обеспечение личной безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Очевидно, что эти задачи имеют в редких случаях опосредованное отношение к уголовному процессу, а зачастую их решение и вовсе остается за его пределами.

Следовательно, в случаях, когда применение мер государственной защиты к лицу, оказывающему содействие оперативному подразделению ИУ при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 84 УИК РФ, невозможно, необходимо искать иные правовые механизмы обеспечения и достижения состояния защищенности данной категории лиц.

Так, лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы и оказывающее конфиденциальное содействие оперативному подразделению ИУ, обладает одновременно статусом осужденного и конфидента, выступая участником и уголовно-исполнительных, и оперативно-розыскных правоотношений. Таким образом, при отсутствии механизмов реализации отдельных прав в рамках оперативно-розыскных отношений следует рассмотреть иной вид отношений, участником которых является лицо, оказывающее содействие, а именно уголов-

но-исполнительные правоотношения. В частности, обратив внимание на право осужденного на личную безопасность, закрепленное в статье 13 УИК РФ. Право на личную безопасность представляется как естественное право осужденного, гарантируемое нормами международного и российского законодательства, обеспечивающее социально приемлемый уровень защищенности таких важных ценностей, как жизнь и здоровье лица, отбывающего наказание в ИУ

Подводя итог вышесказанному, следует констатировать, что обеспечение безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям ИУ, базируется на нормах оперативно-розыскного законодательства, а также федерального законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний и государственной защиты лиц. Исходя из этого, считаем необходимым выделить и рассмотреть четыре ситуации, на наш взгляд, наглядно отражающие текущее состояние уровня социальной и правовой защищенности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие учреждениям и органам УИС.

1. Угроза противоправного посягательства на жизнь или здоровье конфидента в связи с оказываемым содействием оперативному подразделению

Предпринятый нами анализ действующего законодательства в сфере ОРД и государственной защиты лиц позволяет признать, как отмечалось ранее, во-первых, отсутствие прямого закрепления данной категории в перечне лиц, подлежащих государственной защите; во-вторых, ограниченность применения мер защиты конфидента рамками уголовного судопроизводства и общими задачами ОРД.

В свою очередь, при невозможности реализации мер защиты в соответствии с ФЗ «О государственной защите» обеспечить безопасность осужденного возможно, применив статью 13 УИК РФ, однако в данном случае имеется ряд сложностей.

Так, в соответствии с приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» при возникновении угрозы жизни или причинения тяжкого вреда здоровью осужденного в связи с содействием оперативному подразделению ИУ он имеет право обратиться с устным или письменным заявлением к администрации ИУ, которая обязана незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности [5]. Ключевым фактором, влияющим на принятие руководителем решения о применении мер по обеспечению личной безопасности лица, является наличие реальной для него угрозы, то есть объективных оснований опасаться приведения ее в исполнение [6]. Обращает на себя внимание тот факт, что наличие реальной угрозы для жизни и здоровья лица, а также проявление ее последствий, выраженных в результате возникновения психотравмирующей ситуации, нарушающей душевное равновесие лица, весьма схоже с объективной стороной состава преступления, предусмотренного статьей 119 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), где угроза должна обладать способностью быть реализованной в настоящий момент или в будущем, быть потенциально опасной для жизни и здоровья потерпевшего [7].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в случае, если по результатам рассмотрения заявления осужденного начальник ИУ (либо лицо, его замещающее) принимает решение о его переводе

в безопасное место, то в информации, изложенной в заявлении, могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 119 УК РФ. А следовательно, данная информация подлежит регистрации в соответствии с требованиями Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях [8] с последующей передачей в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [9].

Однако, как справедливо отмечают О. А. Вагин, А. П. Исиченко, А. Е. Чече-тин, привлечение к уголовной ответственности виновных в противоправном посягательстве на жизнь или здоровье конфидентов представляет определенную сложность, поскольку в качестве предупредительной меры невозможно применение положений статьи 119 УК РФ при отсутствии внешнего выражения угрозы противоправного посягательства на жизнь и здоровье человека [10].

К тому же возникают сложности при оценке реальности угрозы. В установлении именно этого признака объективной стороны заключается сложность квалификации данного преступления. Это наглядно отражают результаты исследования, опубликованного в 2015 году Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в городе Санкт-Петербурге. Так, всего лишь 14 % информации, зарегистрированной в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [11], доходит до стадии возбуждения уголовного дела по статье 119 УК РФ [12].

Из чего можно сделать заключение, что, скорее всего, по результатам рас-

смотрения сообщения о преступлении компетентный орган примет решение об отказе в возбуждении уголовного дела по статье 119 УК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления согласно пункту 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). Стоит заметить, что отсутствие в деянии состава преступления встречается в случае, когда само деяние имело место, но оно не содержит всех необходимых признаков преступления. Это наиболее распространенное основание для отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела [13]. Так, на принятие данного решения могут влиять следующие факторы, обусловленные пенитенциарной спецификой:

- отсутствие внешнего выражения угрозы противоправного посягательства на жизнь и здоровье осужденного;

- вероятностный характер угрозы и наступления общественно опасных последствий для жизни и здоровья конфидента.

Таким образом, в рассматриваемом примере возникнет ситуация, в которой по результатам рассмотрения информации, изложенной осужденным в заявлении, одновременно принимаются два противоположных решения:

- постановление о переводе лица в безопасное место;

- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Наличие вышеуказанных противоречащих друг другу решений (начальника ИУ и органа дознания) в последующем могут послужить основанием для принятия мер прокурорского реагирования, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [14].

2. Угроза причинения имущественного ущерба конфиденту

В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные органы обязаны «содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств», а при возникновении угрозы «обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности» [1].

Следует учитывать, что пока в УК РФ не предусмотрена ответственность за угрозу посягательства на имущество, однако в январе 2018 года на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за угрозу уничтожения имущества». В законопроекте предлагается дополнить УК РФ новой статьей 1681 «Угроза уничтожения имущества». В настоящее время проект федерального закона находится на стадии рассмотрения [15].

Принятие данного законопроекта способно осуществить превентивную функцию в отношении совершения преступлений, связанных не только с уничтожением чужого имущества, но и с иными противоправными действиями, вводя ответственность уже на этапе осуществления угроз уничтожения имущества. Стало быть, внесение нового отдельного

состава преступления будет, хоть и косвенно, способствовать повышению уровня защищенности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Вместе с тем реализация защиты от угрозы посягательства на имущество осужденного, участвующего в предупреждении и раскрытии преступлений, как и в первой ситуации остается реализуемой в соответствии с ФЗ «О государственной защите». К примеру, одной из мер государственной защиты, которая может быть применена в отношении защищаемого лица, является личная охрана, охрана жилища и имущества.

В свою очередь, защита конфидентов, выполняющих специфические задачи, стоящие перед оперативными аппаратами учреждений и органов УИС, в настоящее время осуществляется собственными силами оперативных подразделений и включает в себя такие меры, как проверка и анализ состояния зашифровки конфидентов, прогнозирование возможностей возникновения угроз и принятие упреждающих мер, в частности, физическая охрана лица или отказ от привлечения конкретного лица в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) [10].

3. Получение конфидентом вреда здоровью

Из положений части 9 статьи 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» следует, что при получении лицом, оказывающим содействие, травмы, ранения, контузии или увечья, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания при одновременном возникновении нескольких оснований:

1) лицо должно оказывать сотрудничество на контрактной основе;

2) вред должен быть получен при участии конфидента в проведении ОРМ;

3) полученный лицом вред должен препятствовать дальнейшему осуществлению сотрудничества.

На наш взгляд, вероятность возникновения совокупности всех вышеуказанных обстоятельств минимальна, в связи с чем возможность получения единовременного пособия существенно ограничивается. К тому же не все лица оказывают помощь на контрактной основе, что исключает получение пособия лицом, оказывающим содействие на бесконтрактной основе.

В свою очередь, согласно части 4 статьи 15 ФЗ «О государственной защите» в случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации [3].

4. Имуществу лица, оказывающего содействие, нанесен вред в связи с осуществлением сотрудничества

Анализ положений статьи 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» показывает, что в случае нанесения лицу имущественного вреда, законодателем «полностью проигнорирована возможность компенсации имущественного ущерба в связи с оказанием им помощи органам, осуществляющим ОРД» [16]. К тому же, если лицо прекращает оказывать содействие оперативному подразделению, и у данного лица возникают угрозы противоправного посягательства на его здоровье или имущество в связи с ранее оказанной им помощью правоохранительным органам, то в соответствии

с действующим законодательством это лицо находится вне защиты государства.

В то же время, согласно части 7 статьи 15 «Меры социальной поддержки» ФЗ «О государственной защите» имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба [3].

Обобщая все вышесказанное, отметим, что текущее состояние рассматриваемых аспектов социальной и правовой защищенности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие учреждениям и органам УИС, можно представить в виде таблицы, расположенной ниже.

Таким образом, основываясь на проведенном анализе нормативных актов, рассмотренных реалиях защиты конфиденциального содействия, а также с учетом мнения ряда авторов, выделим несколько пробелов и недостатков в законодательстве:

- отсутствие конкретного закрепления категории лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, в ФЗ «О государственной защите»;

- ограниченность применения мер государственной защиты конфидента рамками уголовного процесса и общими задачами ОРД, фактическое исключение из-под опеки государства конфидентов, оказывающих содействие в решении частных задач, определенных статьей 84 УИК РФ (осуществление личной безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ нарушений установленного порядка отбывания наказания);

Законодательство, предусматривающее меру защиты Рассмотренные ситуации в отношении лиц, оказывающих содействие в решении частных задач, предусмотренных статьей 84 УИК РФ (осуществление личной безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в ИУ нарушений установленного порядка отбывания наказания)

Угроза противоправного посягательства на жизнь или здоровье Нанесен вред здоровью Угроза причинения имущественного ущерба Причинен имущественный ущерб

Оперативно- розыскное законодательство Отсутствует закрепление конкретных мер защиты Отсутствует закрепление конкретных мер компенсации в отношении лиц, оказывающих содействие на бесконтрактной основе Отсутствует закрепление конкретных мер защиты Отсутствует закрепление конкретных мер компенсации

часть 9 статьи 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает выплату единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания для лиц, оказывающих содействие на контрактной основе, при одновременном возникновении нескольких оснований

Законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний Статья 13 УИК РФ (Право осужденных на личную безопасность)

Рассмотренные ситуации в отношении лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям УИС, в связи с их участием в предупреждении и раскрытии преступлений

Законодательство в сфере государственной защиты лиц Статья 6 ФЗ «О государственной защите» Статья 15 ФЗ «О государственной защите» (единовременное пособие) Статья 6 ФЗ «О государственной защите» Статья 15 ФЗ «О государственной защите» (возмещение за счет средств федерального бюджета)

- сведение к минимуму наступления обстоятельств, обеспечивающих получение единовременного пособия конфидентом при получении травмы, ранения, контузии или увечья;

- различный правовой статус лиц, оказывающих конфиденциальное содействие на контрактной и бесконтрактной основе, что ставит в «дискриминационное положение лиц, оказывающих содействие на бесконтрактной основе» по отношению к «контрактникам» [17];

- отсутствие законодательного закрепления защиты лиц, ранее оказывавших содействие органам, осуществляющим ОРД.

Сегодня на решение проблем в области социальной и правовой защиты лиц, ока-

зывающих конфиденциальное содействие учреждениям и органам УИС, направлено внимание как ученых, так и практических работников, что прослеживается в складывающейся правотворческой практике и множестве трудов, опубликованных за последние годы. Так, к примеру, в мае 2020 года был принят ведомственный документ, регламентирующий порядок передачи сведений о периодах сотрудничества по контракту граждан с учреждениями и (или) органами УИС в качестве основного рода занятий для зачета в страховой стаж [18]. На наш взгляд, принятие данного приказа, во-первых, способствует развитию института социально-правовой защиты лиц, оказывающих конфиденци-

альное содействие оперативным подразделениям ИУ УИС, во-вторых, указывает на неснижающийся интерес специалистов к институту негласного содействия в УИС.

Рассмотренные в данной статье проблемы и недостатки в сфере социальной и правовой защиты лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, по-нашему мнению, можно устранить посредством внесения изменений и дополнений в нормы, регламентирующие конфиденциальное содействие граждан:

1) закрепить в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» понятия

«содействие» и «сотрудничество», а также правовой статус лиц, оказывающих содействие. На наш взгляд, определение законодателем прав и обязанностей конфидента представляется значимым шагом в развитии нормативного регулирования конфиденциального содействия в Российской Федерации;

2) определить в ведомственном нормативном документе конкретные меры государственной защиты граждан, содействующих оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний, где также описать механизм их реа-лизации.ф

1. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Современный толковый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремовой. Москва, 2005. С. 348.

3. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства : федер. закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Шарун В. В., Герасимов А. В. Актуальные проблемы совершенствования конфиденциального сотрудничества в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (48). С. 37-39.

5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 (ред. от 01.04.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Бажанов С. А., Горяинов К. К., Исиченко А. П. Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе: расширенный комментарий к статье 84 УИК РФ. Москва, 2011. С. 15.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Т. 2 (постатейный). Особенная часть. Разделы VII - VIII. / под ред. В. М. Лебедева. М. : Юрайт, 2017. 371 с. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях : приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250 (ред. от 15.08.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 15.10.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Вагин О. А., Исиченко А. П., Чечетин А. Е. Комментарии к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). Москва, 2009. С. 280-281.

11. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях : приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 09.10.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Шклярук М., Скугаревский Д., Дмитриева Д., Скифский И., Бегтин И. Криминальная статистика: механизмы формирования, причины искажения, пути реформирования. СПб., Москва : Норма, Центр независимых социальных исследований и образования, 2015. 122 с. ISBN 978-5-87857-243-9.

13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1-32.1. Постатейный научно-практический комментарий / отв. ред. Л. А. Воскобитова (Редакция «Российской газеты», 2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за угрозу уничтожения имущества // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 31.01.2018. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=377933-7 (дата обращения: 01.11.2020).

16. Павличенко Н. В. Сравнительный метод в познании проблем охраны лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам (на примере законодательства России, республик Беларусь, Молдова, Казахстан) // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2 (13). С. 223-226.

17. Букаев Н. М. Соблюдение конституционных прав и интересов граждан РФ, оказывающих содействие в предупреждении и раскрытии преступлений правоохранительным органам // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2015. № 23. С. 60-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Об утверждении Порядка передачи сведений о периодах сотрудничества по контракту граждан с учреждениями и (или) органами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в качестве основного рода занятий для зачета в страховой стаж : приказ ФСИН России от 12.05.2020 № 298 // Информационно-правовая база РФ. 24.07.2020. № 0001202007240022. URL: https://ipbd.ru/doc/0001202007240022/ (дата обращения: 03.11.2020).

1. On the operational-search activity : Federal Law of 12.08.1995 No. 144-FZ (as amended on 02.08.2019). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

2. ed. by Efremova, T. F. (2005) Modern explanatory dictionary of the Russian language. Moscow, p. 348.

3. On the state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings : Federal Law of20.08.2004 No. 119-FZ (latest version). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

4. Sharun, V. V., Gerasimov, A.V. (2017) Actual problems of improvement confidential cooperation in the operational-search activity of the Internal Affairs Bodies // Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior Affairs of Russia. 2 (48), 37-39.

5. On approval of the Internal Regulations of Correctional Institutions : Order of the Ministry of Justice of Russia of 16.12.2016 No. 295 (as amended on 01.04.2020). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

6. Bazhanov, S. A., Goryainov, K. K., Isichenko, A. P. (2011) Operational-search activity in the penal system : extended commentary to Article 84 of the RF PEC. Moscow, p. 15.

7. ed. by V.M. Lebedev (2017) Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation. In 4 volumes, vol. 2 (itemized). Special part. Sections VII - VIII. Moscow : Yurait, 371 p. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

8. On approval of the Instructions on the reception, registration and verification in institutions and bodies of the penal system of reports of crimes and incidents : Order of the Ministry of Justice of Russia of 11.07.2006 No. 250 (as amended on 15.08.2016). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

9. Criminal-Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 No. 174-FZ (as amended on 15.10.2020). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

10. Vagin, O. A., Isichenko, A. P., Chechetin, A. E. (2009) Commentary on the Federal Law «On the operational-search activity» (itemized). Moscow, pp. 280-281.

11. On the approval of the Instruction on the procedure for receiving, registering and processing in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of applications and reports on crimes, administrative offenses and incidents: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 29.08.2014 No. 736 (as amended on 09.10.2019). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

12. Shklyaruk, M., Skugarevsky, D., Dmitrieva, D., Skifsky, I., Begtin, I. (2015) Criminal statistics: mechanisms of formation, causes of distortion, ways of reform. SPb., Moscow : Norma, Center for Independent Social Research and Education, 122 p. ISBN 978-5-87857-243-9.

13. executive editor Voskobitova, L. A. (2015) Criminal-Procedure Code of the Russian Federation. Chapters 1 - 32.1. Article-by-article scientific and practical commentary (Editorial Board of the «Rossiyskaya Gazeta»). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

14. On the Prosecutor's Office of the Russian Federation : Federal Law of 17.01.1992 No. 2202-1 (latest version). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

15. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation in terms of establishing responsibility for the threat of property destruction // State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. 31.01.2018. URL: http: //asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=377933-7 [Accessed 1st November 2020].

16. Pavlichenko, N. V. (2010) Comparative analysis in the cognition of the problems connected with the protection of the persons rendering assistance to the law-enforcement agencies (on the example of the legislations of Russia, republics of Kazakhstan, of Byelorussia, Moldova) // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2 (13), 223-226.

17. Bukaev, N. M. (2015) Observance of constitutional rights and interests of citizens of the Russian Federation, who contribute to the prevention and detection of crimes to law-enforcement agencies // Scientific Works of Orenburg Institute (Branch) of MSLA. 23, 60-63.

18. On the approval of the Procedure for the transfer of information about the contract periods of citizens' cooperation with institutions and (or) bodies of the penal system of the Russian Federation as the main occupation for inclusion into the pensionable service : Order of the Federal Penitentiary Service of Russia of 12.05.2020 No. 298 // RF Information and legal base. 24.07.2020. No 0001202007240022. URL: https://ipbd.ru/doc/0001202007240022/ [Accessed 3th November 2020].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.