УДК 343.13
АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ БЫКОВ,
доктор юридических наук, профессор, начальник института, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Для цитирования
Быков, А. В. К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / А. В. Быков // Человек: преступление и наказание. -2018. - Т. 26(1-4), № 1. - С. 6-10.
Аннотация. В статье анализируются нормы оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе, отмечаются их фрагментарность и недостаточность, вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования этой деятельности с учетом особенностей ее осуществления в условиях функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Федеральная служба исполнения наказаний - один из немногих государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Статья 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) прямо указывает, что на территории Российской Федерации право осуществлять ОРД в числе других предоставляется и оперативным подразделениям данной службы. Между тем правовое обеспечение этой деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) оставляет желать лучшего.
Российский законодатель, по-видимому, учитывая наличие указанного Федерального закона, весьма лаконично регламентирует оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе. Изначально Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) предусматривал единственную статью, посвященную оперативно-розыскной деятельности, причем только в исправительных учреждениях. Действующая без изменений ст. 84 УИК РФ состоит из двух частей, одна из которых содержит перечень задач ОРД, а другая в самой общей форме обозначает субъектов этой деятельности. Обращает на себя внимание, что указанная статья помещена в разделе 12 («Режим в
© Быков А. В., 2018
исправительных учреждениях и средства его обеспечения»). Однако нижеперечисленные задачи ОРД, предусмотренные в УИК РФ (ч. 1 ст. 84), вряд ли могут рассматриваться лишь как средство обеспечения режима. К этим задачам закон, как известно, относит: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Впоследствии, после принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», когда основное бремя розыска осужденных, совершающих побеги из исправительных учреждений и уклоняющихся от отбывания лишения свободы, было возложено на оперативные подразделения учреждений и органов ФСИН России, УИК РФ был дополнен ст. 18.1 («Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества»). Оперативно-розыскная деятельность при исполнении таких наказаний, согласно этой статье, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы как самостоятельно, так и во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции, а также оперативными подразделениями иных государственных органов, закрепленных указанным Законом (ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ).
Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 84 УИК РФ, в соответствии с которой оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется их оперативными подразделениями, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Правда, в данной норме УИК РФ отсутствует предписание о взаимодействии названных субъектов ОРД, что представляется упущением законодателя: без содействия оперативных подразделений исправительных учреждений успешно проводить оперативно-розыскные мероприятия в среде осужденных к лишению свободы вряд ли возможно.
Кроме того, УИК РФ содержит нормы, регламентирующие порядок объявления и осуществления розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся (злостно уклоняющихся) от контроля уголовно-исполнительных инспекций (ч. 1, 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. 39, ч. 4 ст. 46) или отбывания принудительных работ (ч. 4 ст. 60.2, ч. 2 ст. 60.177), а также осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания или не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок (ч. 6 ст. 75.1).
Таким образом, УИК РФ фрагментарно регламентирует оперативно-розыскную деятельность в УИС: определяет ее задачи в исправительных учреждениях, устанавливает общий порядок осуществления ОРД в отношении ряда категорий осужденных, подконтрольных уголовно-исполнительным инспекциям и исправительным центрам, в самой общей форме - субъектов оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в среде осужденных к лишению свободы, а также перечисленным выше видам наказания, не связанным с изоляцией осужденных от общества.
В других законодательных актах, регламентирующих ОРД в УИС, содержатся лишь соответствующие бланкетные нормы. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 13, 14) ограничивается отсылками к федеральному законодательству, в соответствии с которыми учреждения и органы уголовно-исполнительной системы оказывают содействие в решении задач ОРД либо решают их самостоятельно.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) также предусматривает бланкетную норму, согласно которой оперативно-розыскные мероприятия в местах содержания под стражей, к которым, в частности, отнесены следственные изоляторы (СИЗО), преследуют цели выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и проводятся в порядке, предусмотренном законом.
Комплексный анализ норм оперативно-розыскного законодательства позволяет заключить, что под законом в данном случае подразумеваются не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты, которые издаются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Так, Закон об ОРД (ч. 5 ст. 13) устанавливает, что оперативные подразделения осуществляющих ее органов вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах УИС, а значит, определять порядок их организации и тактику совместно с работниками СИЗО. Из этого вытекает, что сотрудники оперативных подразделений следственных изоляторов по меньшей мере обеспечивают проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий, если не участвуют в их совместном проведении. В то же время логическое толкование рассматриваемой законодательной нормы приводит к выводу о том, что оперативные подразделения следственных изоляторов могут проводить в них оперативно-розыскные мероприятия и самостоятельно, поскольку ограничение на их автономное проведение адресовано другим субъектам ОРД. При этом, однако, следует руководствоваться предписанием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 95) о том, что при необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий встречи сотрудника органа, осуществляющего ОРД, с подозреваемым допускаются только с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.
Следует также иметь в виду, что положения ст. 84 УИК РФ о розыске осужденных, совершивших побег из исправительного учреждения или уклоняющихся от отбывания лишения свободы, распространяются и на следственные изоляторы, поскольку в них содержатся осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ), а также ожидающие этапирования в места лишения свободы. Это тем более справедливо, поскольку в соответствии с ведомственными нормативными актами ФСИН России, регламентирующими организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности в УИС, оперативные подразделения СИЗО в пределах их полномочий являются полноправными субъектами ОРД в УИС.
Углубленный анализ состояния правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, к сожалению, дает основание утверждать, что ни в Законе об ОРД, ни в УИК РФ, ни в других вышеупомянутых законодательных актах не прописан механизм взаимодействия оперативных подразделений учреждений и органов УИС с оперативными подразделениями других государственных органов, осуществляющих ОРД. Отдельные элементы этого механизма
лишь просматриваются в Законе об ОРД (ст. 6, 7, 13, 14) и УИК РФ (ст. 84). Прямое указание на совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий содержится в Законе лишь применительно к следственным изоляторам. Очевидно, законодатель исходил из того, что вопросы взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, более уместно регламентировать на подзаконном, межведомственном уровне. В результате оперативные подразделения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы оказались в положении «младшего брата», который обязан блюсти интересы «старших братьев», но об интересах которого вспоминают редко. Это усугубляется наметившейся тенденцией обособления органов, осуществляющих ОРД, в частности, при обмене нормативно-правовыми документами и литературой об опыте проведения оперативно-розыскных мероприятий, вероятно, под предлогом обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну. В то время как ФСИН России в лице оперативных подразделений ее учреждений и органов в повседневной практике (разумеется, в пределах их полномочий) реализует и общие задачи оперативно-розыскной деятельности, предусмотренные Законом об ОРД, никому из других органов - субъектов этой деятельности не ставится не менее важная задача оперативно-розыскного обеспечения исполнения уголовных наказаний, от успешного решения которого не в последнюю очередь зависит поддержание должного правопорядка в обществе.
Тем временем объективные потребности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы как самостоятельных субъектов ОРД все чаще диктуют необходимость их выхода за традиционные рамки режимных территорий и объектов УИС, что признано и ведомственным нормодателем. В соответствии с основополагающим приказом ФСИН России, регламентирующим основы организации оперативно-розыскной деятельности, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий за пределами учреждений и органов УИС в случаях:
розыска в установленном порядке подозреваемых, обвиняемых, осужденных, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы, из-под охраны специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию; осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания либо от контроля уголовно-исполнительной инспекции;
предупреждения, раскрытия подготавливаемого, совершаемого или совершенного в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы преступления подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и (или) иными лицами;
исполнения поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях;
исполнения заданий иных субъектов оперативно-розыскной деятельности в рамках межведомственного взаимодействия;
реализации применения мер государственной защиты в отношении защищаемых лиц, предусмотренных федеральными законами от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Отсутствие необходимого опыта использования всего арсенала разрешенных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий на обширной территории страны с разнообразными природными и социальными условиями, а также особенностями динамично меняющейся оперативной обстановки вызывает необходимость срочного
освоения оперативными аппаратами УИС организационно-тактических и особенно оперативно-тактических форм и методов проведения оперативно-розыскных мероприятий при решении конкретных задач ОРД в интересах не только исполнения наказаний, но и обеспечения правопорядка в целом. Все это требует тесного и равноправного сотрудничества с оперативными аппаратами других государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации.
Вышеизложенное дает основание сформулировать в качестве выводов следующие предложения.
1. Ввиду того что от конечных результатов деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в значительной мере зависит состояние правопорядка в стране, следует согласиться с теми исследователями, которые настаивают на законодательном признании исполнения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера в качестве общей задачи оперативно-розыскной деятельности.
2. Для надлежащего законодательного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в специфических условиях уголовно-исполнительной системы представляется целесообразным с учетом высказанных соображений обсудить возможность разработки и введения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации новой главы, специально посвященной вопросам организации ОРД в УИС.
3. По мере накопления практического опыта и актуализации проблемы осуществления ОРД оперативными подразделениями УИС за пределами ее режимных территорий и объектов следует подготовить методические рекомендации, учебные пособия, а при необходимости разработать специальную инструкцию о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий за пределами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.