Научная статья на тему 'К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе'

К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1181
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / LEGAL REGULATION OF CRIMINAL INVESTIGATION ACTIVITIES IN PENAL / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PENAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН"ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / FEDERAL LAW "ON THE CRIMINAL INVESTIGATION ACTIVITIES" / CRIMINAL INVESTIGATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков Андрей Викторович

В статье анализируются нормы оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе, отмечаются их фрагментарность и недостаточность, вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования этой деятельности с учетом особенностей ее осуществления в условиях функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION OF CRIMINAL INVESTIGATION IN THE PENAL SERVICE

In the article the author analyses the norms of criminal investigation and penal law regulating criminal investigation activity in the penal system, emphasizes their fragmentarity and insufficiency, and introduces suggestions for improvement of legal regulation of these activities taking in consideration its execution peculiarities in conditions of penal institutions and bodies operation.

Текст научной работы на тему «К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе»

УДК 343.13

АНДРЕЙ ВИКТОРОВИЧ БЫКОВ,

доктор юридических наук, профессор, начальник института, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Для цитирования

Быков, А. В. К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / А. В. Быков // Человек: преступление и наказание. -2018. - Т. 26(1-4), № 1. - С. 6-10.

Аннотация. В статье анализируются нормы оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе, отмечаются их фрагментарность и недостаточность, вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования этой деятельности с учетом особенностей ее осуществления в условиях функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральная служба исполнения наказаний - один из немногих государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Статья 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД) прямо указывает, что на территории Российской Федерации право осуществлять ОРД в числе других предоставляется и оперативным подразделениям данной службы. Между тем правовое обеспечение этой деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) оставляет желать лучшего.

Российский законодатель, по-видимому, учитывая наличие указанного Федерального закона, весьма лаконично регламентирует оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе. Изначально Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) предусматривал единственную статью, посвященную оперативно-розыскной деятельности, причем только в исправительных учреждениях. Действующая без изменений ст. 84 УИК РФ состоит из двух частей, одна из которых содержит перечень задач ОРД, а другая в самой общей форме обозначает субъектов этой деятельности. Обращает на себя внимание, что указанная статья помещена в разделе 12 («Режим в

© Быков А. В., 2018

исправительных учреждениях и средства его обеспечения»). Однако нижеперечисленные задачи ОРД, предусмотренные в УИК РФ (ч. 1 ст. 84), вряд ли могут рассматриваться лишь как средство обеспечения режима. К этим задачам закон, как известно, относит: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Впоследствии, после принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», когда основное бремя розыска осужденных, совершающих побеги из исправительных учреждений и уклоняющихся от отбывания лишения свободы, было возложено на оперативные подразделения учреждений и органов ФСИН России, УИК РФ был дополнен ст. 18.1 («Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества»). Оперативно-розыскная деятельность при исполнении таких наказаний, согласно этой статье, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы как самостоятельно, так и во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции, а также оперативными подразделениями иных государственных органов, закрепленных указанным Законом (ч. 3 ст. 18.1 УИК РФ).

Аналогичная норма содержится и в ч. 2 ст. 84 УИК РФ, в соответствии с которой оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется их оперативными подразделениями, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Правда, в данной норме УИК РФ отсутствует предписание о взаимодействии названных субъектов ОРД, что представляется упущением законодателя: без содействия оперативных подразделений исправительных учреждений успешно проводить оперативно-розыскные мероприятия в среде осужденных к лишению свободы вряд ли возможно.

Кроме того, УИК РФ содержит нормы, регламентирующие порядок объявления и осуществления розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся (злостно уклоняющихся) от контроля уголовно-исполнительных инспекций (ч. 1, 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. 39, ч. 4 ст. 46) или отбывания принудительных работ (ч. 4 ст. 60.2, ч. 2 ст. 60.177), а также осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания или не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок (ч. 6 ст. 75.1).

Таким образом, УИК РФ фрагментарно регламентирует оперативно-розыскную деятельность в УИС: определяет ее задачи в исправительных учреждениях, устанавливает общий порядок осуществления ОРД в отношении ряда категорий осужденных, подконтрольных уголовно-исполнительным инспекциям и исправительным центрам, в самой общей форме - субъектов оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в среде осужденных к лишению свободы, а также перечисленным выше видам наказания, не связанным с изоляцией осужденных от общества.

В других законодательных актах, регламентирующих ОРД в УИС, содержатся лишь соответствующие бланкетные нормы. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 13, 14) ограничивается отсылками к федеральному законодательству, в соответствии с которыми учреждения и органы уголовно-исполнительной системы оказывают содействие в решении задач ОРД либо решают их самостоятельно.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) также предусматривает бланкетную норму, согласно которой оперативно-розыскные мероприятия в местах содержания под стражей, к которым, в частности, отнесены следственные изоляторы (СИЗО), преследуют цели выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и проводятся в порядке, предусмотренном законом.

Комплексный анализ норм оперативно-розыскного законодательства позволяет заключить, что под законом в данном случае подразумеваются не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты, которые издаются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Так, Закон об ОРД (ч. 5 ст. 13) устанавливает, что оперативные подразделения осуществляющих ее органов вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах УИС, а значит, определять порядок их организации и тактику совместно с работниками СИЗО. Из этого вытекает, что сотрудники оперативных подразделений следственных изоляторов по меньшей мере обеспечивают проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий, если не участвуют в их совместном проведении. В то же время логическое толкование рассматриваемой законодательной нормы приводит к выводу о том, что оперативные подразделения следственных изоляторов могут проводить в них оперативно-розыскные мероприятия и самостоятельно, поскольку ограничение на их автономное проведение адресовано другим субъектам ОРД. При этом, однако, следует руководствоваться предписанием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 95) о том, что при необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий встречи сотрудника органа, осуществляющего ОРД, с подозреваемым допускаются только с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Следует также иметь в виду, что положения ст. 84 УИК РФ о розыске осужденных, совершивших побег из исправительного учреждения или уклоняющихся от отбывания лишения свободы, распространяются и на следственные изоляторы, поскольку в них содержатся осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ), а также ожидающие этапирования в места лишения свободы. Это тем более справедливо, поскольку в соответствии с ведомственными нормативными актами ФСИН России, регламентирующими организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности в УИС, оперативные подразделения СИЗО в пределах их полномочий являются полноправными субъектами ОРД в УИС.

Углубленный анализ состояния правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, к сожалению, дает основание утверждать, что ни в Законе об ОРД, ни в УИК РФ, ни в других вышеупомянутых законодательных актах не прописан механизм взаимодействия оперативных подразделений учреждений и органов УИС с оперативными подразделениями других государственных органов, осуществляющих ОРД. Отдельные элементы этого механизма

лишь просматриваются в Законе об ОРД (ст. 6, 7, 13, 14) и УИК РФ (ст. 84). Прямое указание на совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий содержится в Законе лишь применительно к следственным изоляторам. Очевидно, законодатель исходил из того, что вопросы взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, более уместно регламентировать на подзаконном, межведомственном уровне. В результате оперативные подразделения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы оказались в положении «младшего брата», который обязан блюсти интересы «старших братьев», но об интересах которого вспоминают редко. Это усугубляется наметившейся тенденцией обособления органов, осуществляющих ОРД, в частности, при обмене нормативно-правовыми документами и литературой об опыте проведения оперативно-розыскных мероприятий, вероятно, под предлогом обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну. В то время как ФСИН России в лице оперативных подразделений ее учреждений и органов в повседневной практике (разумеется, в пределах их полномочий) реализует и общие задачи оперативно-розыскной деятельности, предусмотренные Законом об ОРД, никому из других органов - субъектов этой деятельности не ставится не менее важная задача оперативно-розыскного обеспечения исполнения уголовных наказаний, от успешного решения которого не в последнюю очередь зависит поддержание должного правопорядка в обществе.

Тем временем объективные потребности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы как самостоятельных субъектов ОРД все чаще диктуют необходимость их выхода за традиционные рамки режимных территорий и объектов УИС, что признано и ведомственным нормодателем. В соответствии с основополагающим приказом ФСИН России, регламентирующим основы организации оперативно-розыскной деятельности, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий за пределами учреждений и органов УИС в случаях:

розыска в установленном порядке подозреваемых, обвиняемых, осужденных, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы, из-под охраны специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию; осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания либо от контроля уголовно-исполнительной инспекции;

предупреждения, раскрытия подготавливаемого, совершаемого или совершенного в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы преступления подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и (или) иными лицами;

исполнения поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях;

исполнения заданий иных субъектов оперативно-розыскной деятельности в рамках межведомственного взаимодействия;

реализации применения мер государственной защиты в отношении защищаемых лиц, предусмотренных федеральными законами от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Отсутствие необходимого опыта использования всего арсенала разрешенных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий на обширной территории страны с разнообразными природными и социальными условиями, а также особенностями динамично меняющейся оперативной обстановки вызывает необходимость срочного

освоения оперативными аппаратами УИС организационно-тактических и особенно оперативно-тактических форм и методов проведения оперативно-розыскных мероприятий при решении конкретных задач ОРД в интересах не только исполнения наказаний, но и обеспечения правопорядка в целом. Все это требует тесного и равноправного сотрудничества с оперативными аппаратами других государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации.

Вышеизложенное дает основание сформулировать в качестве выводов следующие предложения.

1. Ввиду того что от конечных результатов деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в значительной мере зависит состояние правопорядка в стране, следует согласиться с теми исследователями, которые настаивают на законодательном признании исполнения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера в качестве общей задачи оперативно-розыскной деятельности.

2. Для надлежащего законодательного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в специфических условиях уголовно-исполнительной системы представляется целесообразным с учетом высказанных соображений обсудить возможность разработки и введения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации новой главы, специально посвященной вопросам организации ОРД в УИС.

3. По мере накопления практического опыта и актуализации проблемы осуществления ОРД оперативными подразделениями УИС за пределами ее режимных территорий и объектов следует подготовить методические рекомендации, учебные пособия, а при необходимости разработать специальную инструкцию о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий за пределами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.