Е Е. БОСАК
УДК 34.343
ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Босак Е.Е., Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков, Российская Федерация, [email protected]
В статье раскрываются некоторые системные особенности организации взаимодействия должностных лиц оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России, следователей Следственного комитета России и Министерства внутренних дел России при расследовании преступлений, совершенных лицами, осужденными к лишению свободы. Автором обосновывается роль оперативных аппаратов исправительных учреждений ФСИН России при организации межведомственного взаимодействия со следователем, расследующим уголовное дело о пенитенциарном преступлении, формулируются права и обязанности оперативного уполномоченного исправительного учреждения, выступающего в качестве одного из субъектов системы названного взаимодействия, предлагается вариант решения проблемы.
Статья предназначена как для обучающихся образовательных организаций ФСИН России, МВД России, СК России, так и для практических работников указанных правоохранительных ведомств.
Ключевые слова: исправительные учреждения, осужденный, оперативные подразделения, следователь, организация взаимодействия, субъекты системы взаимодействия, расследование пенитенциарных преступлений.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-145-148 UDC 34.343
OPERATIONAL UNITS OF THE PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY IN THE SYSTEM OF INTERACTION IN THE INVESTIGATION OF PENITENTIARY CRIMES
Bosak E.E., Pskov branch of the Academy of Federal penitentiary service of Russia, Pskov, Russian Federation,
The article reveals some system features of the organization of interaction between officials of the operational units of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia and investigators of the Investigative Committee of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia in the investigation of crimes committed by persons sentenced to imprisonment. The author justifies the role of the operational apparatus of correctional institutions of the FSIN of Russia in organizing interdepartmental interaction with the investigator investigating the criminal case on the penitentiary crime, the rights and duties of the operative authorized correctional institution acting as one of the subjects of the system of the said interaction are formulated, and a solution is proposed.
The article is intended for both training educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, the Ministry of Internal Affairs of Russia, the UK of Russia, and for practitioners of these law enforcement agencies.
Key words: correctional institution, convicted, operational units, the investigator and the organization of interaction of the subjects of the system of interaction, the investigation of penitentiary crimes.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-26-2-145-148
В настоящее время личность осужденного к лишению свободы лица характеризуется явной криминальной направленностью, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние преступности и уровень криминогенной обстановки в исправительных учреждениях. Обозначенное обстоятельство обязательно должно приниматься во внимание следователями, расследующими уголовные дела о пенитенциарных преступлениях [1] и направлять названных должностных лиц на выбор в качестве
субъекта взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов мест лишения свободы (далее - оперативные аппараты ИУ), поскольку это единственная реальная возможность для воссоздания объективной картины пенитенциарного преступления.
В настоящей статье обоснуем очевидность давно назревшей необходимости совершенствования организации взаимодействия оперативных аппаратов ИУ и органов предварительного следствия Министерства внутренних дел Российской Федера-
ции (далее - МВД РФ) и Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК РФ) [2].
Оперативные аппараты ИУ, владея исключительной компетенцией на осуществление в оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы (ч. 2 ст. 84 УИК РФ), более тесно контактируют с отбывающими наказание осужденными, и, следовательно, в большей степени, нежели оперативные аппараты МВД РФ, осведомлены обо всем происходящем на территории исправительного учреждения. Однако оперативные аппараты ИУ, сотрудничающие со следователями МВД, относятся к разным правоохранительным структурам [3].
Принадлежность взаимодействующих субъектов к отдельным ведомствам обуславливает потенциальный конфликт интересов между ними [4]. Это, в свою очередь, указывает на необходимость приведения рассматриваемого вида сотрудничества к такой управленческой категории, как организация межведомственного взаимодействия, к состоянию единой упорядоченной системы для достижения общей цели, в частности, в сфере расследования пенитенциарных преступлений [5].
«В процессе организации взаимодействия определяется основа управления в виде устойчивых связей между субъектами, устанавливаются параметры функционирования всех звеньев управления, которые должны быть закреплены в соответствующих положениях, уставах, наставлениях, инструкциях» [6].
Однако перечень полномочий должностных лиц оперативных аппаратов ИУ, которые могут быть реализованы при совместной деятельности со следователем, расследующим уголовное дело о пенитенциарном преступлении, рассредоточено по различным нормативным документам. Единое межведомственное положение по организации взаимодействия при расследовании уголовных дел для оперативных подразделений ИУ и органов предварительного следствия МВД РФ и СК РФ не разработано.
Элементы исследуемой автором системы взаимодействия - субъекты (должностные лица) решают общие задачи собственными силами и средствами, используя присущие им способы и методы.
«При расследовании пенитенциарных преступлений возможность проведения режимных мероприятий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, увеличивает объем оперативно-розыскной информации» [7]. «Их осуществление может ускорить сбор ориентирующей информации о личности участника уголовного судопроизводства, возможных местах сокрытия следов, вещественных доказательств и их выявление» [8].
Полагаем, что осведомленность должностных лиц оперативных подразделений ИУ о личностных характеристиках пенитенциарных преступников, о специфике обстановки в исправитель-
ных учреждениях, а также о возможностях проведения режимно-технических и оперативно-розыскных мероприятий обязательно необходимо использовать следователю в ходе уголовного производства о пенитенциарном преступлении [9].
В результате анализа действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов МВД РФ, СК РФ, Генеральной прокуратуры РФ, инструкций, обзоров, протоколов координационных совещаний руководителей правоохранительных органов (в которых отмечается, что наряду с положительными результатами, в вопросах взаимодействия правоохранительных органов существуют проблемы, влияющие на эффективность работы) стало возможным систематизировать содержание процессуального положения должностного лица оперативного аппарата ИУ, применимого, в частности, и при расследовании пенитенциарного преступления [10]. Выступая в качестве субъекта системы взаимодействия, оперативный уполномоченный ИУ имеет следующие права и обязанности:
- участвует в разработке конкретного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу о пенитенциарном преступлении;
- при работе в составе следственно-оперативной группы докладывает о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
- своевременно выявляет и изымает следы преступления, вещественные доказательства;
- устанавливает возможных очевидцев, свидетелей;
- устанавливает иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе предварительного следствия, а также обстоятельства, способствовавшие совершению пенитенциарного преступления;
- своевременно исполняет поручения следователя - как письменные, так и устные;
- уведомляет следователя о результатах выполненных оперативно-розыскных мероприятий без расшифровки источника информации;
- осуществляет розыск подозреваемого, обвиняемого, совершившего побег из исправительного учреждения;
- по поручению следователя осуществляет фактическое задержание лица, совершившего побег из исправительного учреждения;
- оказывает содействие следователю при производстве на территории исправительного учреждения отдельных следственных действий;
- оказывает содействие следователю при производстве предварительного расследования в целях нейтрализации противодействия предварительному расследованию в местах лишения свободы и обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства;
Е Е. БОСАК
- оказывает содействие следователю в выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарного преступления и других нарушений закона;
- с разрешения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, знакомится с его материалами в части, касающейся выполнения поставленных перед ним задач;
- своевременно и в установленном порядке предоставляет следователю информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности осужденных, совершивших преступление в местах лишения свободы и привлекаемых к уголовной ответственности, полученную в ходе оперативно-розыскных мероприятий, докладывает ее начальнику мест лишения свободы;
- совместно со следователем участвует в обсуждении хода и результатов расследования по уголовным делам о пенитенциарных преступлениях на оперативных совещаниях, организуемых руководителем следственного органа при участии начальника исправительного учреждения;
- надлежащим образом исполняет поручения следователя;
- добросовестно относится к порученной
работе.
В качестве решения поставленной в настоящей статье проблемы автором в рамках разрабатываемого диссертационного исследования предложен проект межведомственного положения по организации взаимодействия при расследовании пенитенциарных преступлений, в котором среди прочих межведомственных установлений систематизированы нормы, определяющие, субъектную и объектную составляющие взаимодействия, полномочия должностных лиц оперативных аппаратов ИУ при их участии в расследовании пенитенциарных преступлений, который проходит апробацию в практических органах (УФСИН России по Псковской области и УМВД России по Псковской области). По результатам апробации проект положения может быть представлен в соответствующие заинтересованные министерства и ведомства для рассмотрения и принятия решения о возможности его утверждения в качестве подзаконного нормативно-правового акта.
Литература
1. Баев О.Я. Криминалистические методики в реализации доказывания по уголовным делам и совершенствование основ их конструирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 5.
2. Босак Е.Е., Холопова Е.Н. Об организации взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных осужденными в условиях изоляции от общества // Российский следователь. 2015. № 18.
3. Исиченко А.П. Орган дознания без дознания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2.
4. Гаврилин Ю.В., Шурухнов В.А. Некоторые проблемы организации взаимодействия органов расследования с подразделениями ФСИН и пути их разрешения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 4.
5. Низамов В.Ю. Психологические особенности взаимодействия следователя и оперативного сотрудника в расследовании и раскрытии преступлений // Российский следователь. 2016. № 12.
6. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: учебник: в 3 т. Т. 1 / под общ. ред. Ю. Я. Чайки. Рязань, 2002.
7. Халявин А.П. Расследование преступлений в ИТУ с использованием оперативно-розыскных данных. Рязань: Ряз. высш. школа, 1979. С. 6-7.
8. Валеев А.Т., Крымов А.А., Лютынский А.М., Шаталов А.С. Особенности производства предварительного расследования по делам о преступлениях, совершаемых в учреждениях УИС: монография. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007.
9. Ложкин Ю.А. Проблемные вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 3.
10. Гирько С.И. Синхронизм и адекватность правовой регламентации уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2.
References
1. Baev O.Ya. Kriminalisticheskie metodiki v realizatsii dokazyvaniya po ugolovnym delam i sovershenstvovanie osnov ikh konstruirovaniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017. № 5.
2. Bosak E.E., Kholopova E.N. Ob organizatsii vzaimodeistviya operativnykh podrazdelenii i organov predvaritel'nogo sledstviya pri rassledovanii prestuplenii, sovershennykh osuzhdennymi v usloviyakh izolyatsii ot obshchestva // Rossiiskii sledovatel'. 2015. № 18.
3. Isichenko A.P. Organ doznaniya bez doznaniya // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomi-ka, upravlenie. 2018. № 2.
4. Gavrilin Yu.V., Shurukhnov V.A. Nekotorye problemy organizatsii vzaimodeistviya organov rassle-dovaniya s podrazdeleniyami FSIN i puti ikh razresheniya // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2015. № 4.
5. Nizamov V.Yu. Psikhologicheskie osobennosti vzaimodeistviya sledovatelya i operativnogo sotrudni-ka v rassledovanii i raskrytii prestuplenii // Rossiiskii sledovatel'. 2016. № 12.
6. Organizatsiya upravleniya v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme: uchebnik: v 3 t. T. 1 / pod obshch. red. Yu. Ya. Chaiki. Ryazan', 2002.
7. Khalyavin A.P. Rassledovanie prestuplenii v ITU s ispol'zovaniem operativno-rozysknykh dannykh. Ryazan': Ryaz. vyssh. shkola, 1979. S. 6-7.
8. Valeev A.T., Krymov A.A., Lyutynskii A.M., Shatalov A.S. Osobennosti proizvodstva predvaritel'nogo rassledovaniya po delam o prestupleniyakh, sovershaemykh v uchrezhdeniyakh UIS: monografiya. Vologda: VIPE FSIN Rossii, 2007.
9. Lozhkin Yu.A. Problemnye voprosy osushchestvleniya operativno-rozysknoi deyatel'nosti v sledstvennykh izolyatorakh FSIN Rossii // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2017. № 3.
10. Gir'ko S.I. Sinkhronizm i adekvatnost' pravovoi reglamentatsii ugolovno-protsessual'noi i operativno-rozysknoi deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. 2018. № 2.
Поступила в редакцию 25 мая 2018 г.
Received 25 May, 2018