УДК 343.985.7:343.81
СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ АВЕРКИН, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Реферат: рассматриваются вопросы взаимодействия должностных лиц при расследовании преступлений, совершенных в исправительных учреждениях. Обосновывается необходимость применения режимных мероприятий в рамках данного взаимодействия и использования полученных результатов в ходе дальнейшего расследования.
Делается вывод о том, что при проведении предварительного расследования по делам о преступлениях, совершенных в исправительном учреждении, в интересах следствия во всех без исключения случаях необходимо тесное взаимодействие следователя с соответствующими должностными лицами исправительного учреждения.
Ключевые слова: режимные мероприятия, планирование расследования, организация взаимодействия, деятельность следователя, компетенция органа дознания, использование результатов режимных мероприятий.
SERGEY DMITRIEVICH AVERKIN, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, [email protected]
ISSUES OF THE OFFICIALS' INTERACTION WHEN INVESTIGATING THE CRIMES COMMITTED IN CORRECTIONAL FACILITIES
Abstract: the issues of interaction of officials when investigating the crimes committed in correctional facilities are considered. The necessity to apply the regime measures and to use the results obtained in the course of further investigation is justified.
The conclusion is drawn that when conducting preliminary investigation in cases of the crimes committed in a correctional facility, close interaction of the investigator with the officials of the correctional facility is essential in the interests of the investigation and in all cases without exception.
Keywords: regime measures, investigation planning, organization of interaction, activity of investigator, competence of investigative authority, use of the results of regime measures.
Одним из обязательных условий полного и всестороннего расследования преступлений, совершенных в исправительных учреждениях, является установление постоянного взаимодействия следователя с соответствующими должностными лицами исправительного учреждения.
Основными принципами взаимодействия органов расследования и уголовно-исполнительной системы являются: соблюдение законности; согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; персональная ответственность лиц, отвечающих за проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; непрерывность взаимодействия на всех этапах расследования; независимость в принятии решений лицами, участвующими в производстве следственных действий; самостоятельность сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [1, с. 18].
© Аверкин С. Д., 2017 © Averkin S. D., 2017
Среди основных принципов, определяющих эффективность взаимодействия следователя с оперативным аппаратом исправительного учреждения, на первом месте стоит активность взаимодействия как необходимое условие успешного расследования преступления. Как показывает практика, одним из недостатков деятельности оперативных подразделений, вследствие чего совершаются преступления на территории исправительного учреждения, является отсутствие у них полной информации о всех лицах, намеревающихся совершить преступное деяние, в то время как к совершению почти каждого преступления осужденными осуществляется соответствующая подготовка [2, с. 53].
Под взаимодействием органов предварительного следствия и оперативных аппаратов исправительных учреждений понимаются совместные и согласованные действия, основанные на законе и подзаконных актах, направленные на раскрытие или предотвращение преступлений, а также розыск
бежавших и скрывшихся преступников [3, с. 24]. Сущность этого взаимодействия состоит в наиболее целесообразном объединении усилий его субъектов для решения задач уголовного судопроизводства, достижения общих целей совместными действиями, но с учетом различия компетенции, используемых средств и методов.
Интересующую правоохранительные органы информацию об этих лицах и их деятельности можно получить главным образом оперативно-розыскным путем, поэтому взаимодействие следователей и оперативных работников учреждений, исполняющих наказания, - важное условие эффективной деятельности по раскрытию преступлений.
Если уголовное дело возбуждено следователем или передано ему в порядке ст. 151 УПК РФ, то в процессе расследования он должен взаимодействовать с сотрудниками оперативного аппарата и отдела безопасности исправительного учреждения, поскольку без проведения оперативно-розыскных и режимных мероприятий невозможно раскрыть и успешно расследовать преступление, совершенное на территории исправительного учреждения. Для эффективного проведения этих мероприятий используются личные дела осужденных, материалы уголовного дела и сведения, полученные оперативным путем.
М. А. Петуховский отмечает, что «если при расследовании преступлений, совершенных за пределами исправительных учреждений, взаимодействие следователя с органами внутренних дел требуется не всегда (не по всем делам, находящимся в производстве у следователя), то при проведении предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных в исправительном учреждении, в интересах следствия во всех без исключения случаях необходимо тесное взаимодействие следователя с соответствующими должностными лицами исправительного учреждения» [4, с. 12]. Это объясняется тем, что в условиях исправительного учреждения следователю сложно собирать доказательства, поскольку большая часть осужденных противодействует этому, и только опыт сотрудников исправительного учреждения, их знание индивидуальных качеств отдельных осужденных способствуют успеху проводимого расследования.
Если деятельность следователя по расследованию преступления не согласована с администрацией исправительного учреждения, то для последней довольно затруднительно не только оказать помощь следователю в подготовке и проведении различных следственных действий, но и принять своевременные меры по предупреждению эксцессов со стороны осужденных, которые могут возникнуть в связи с расследованием.
Одним из основных правовых источников, которым следователь может руководствоваться при организации взаимодействия с администрацией исправительного учреждения, является уголовно-процессуальный закон, наделяющий начальника исправительного учреждения функцией органа дознания и предоставляющий следователю право давать поручения о производстве неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Деятельность начальника исправительного учреждения предполагает осуществление ряда функций. К ним относятся:
- исполнительно-распорядительные функции, связанные с выполнением должностных обязанностей по обеспечению режима отбывания наказания;
- оперативно-режимные функции, направленные на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
- функции производства дознания (ст. 157 УПК РФ).
В пределах, установленных законом, начальник
исправительного учреждения осуществляет перечисленные функции и имеет возможность оказывать помощь следователю при подготовке и проведении необходимых следственных действий и режимных мероприятий. Данная помощь может заключаться:
а) в предоставлении следователю различной информации, полученной непроцессуальным путем в рамках повседневной служебной деятельности подразделений исправительного учреждения;
б) осуществлении режимных мер, направленных на устранение отдельных осужденных, осуществляющих попытки воспрепятствовать расследованию;
в) оказании следователю организационно-технической помощи по созданию нормальных условий для проведения следственных действий.
Останавливаясь на формах и методах взаимодействия следователя с оперативными работниками исправительного учреждения по конкретным уголовным делам, следует отметить, что, несомненно, оно зависит от ряда обстоятельств: характера дел, поскольку в каждом есть свои особенности; стадии, на которой следователь и оперативный сотрудник начали взаимодействовать; целей и задач, стоящих перед следствием на данном этапе расследования.
Функции оперативного аппарата исправительного учреждения по предотвращению преступлений и нарушений режима отбывания наказания наиболее существенно влияют на взаимодействие данного подразделения со следователем и на характер той помощи, которую он в состоянии оказать следователю путем использования средств и методов оперативной работы при подготовке и проведении следственных действий.
Сведения, имеющие значение для успешной подготовки и проведения следственных действий, устанавливаются оперативными аппаратами путем осуществления оперативно-розыскных и режимных мероприятий, которые могут специально проводиться для выяснения ряда вопросов, представляющих интерес для расследования. Их проведение может быть связано и с реализацией права следователя давать органу дознания поручения о проведении данных действий.
Обеспечивая деятельность оперативного аппарата по раскрытию совершенного преступления, оперативные работники продолжают свою повседневную работу, направленную на предотвращение правонарушений со стороны осужденных. Осуществление в указанных целях оперативно-розыскных мероприятий часто совпадает с местом и временем производства следственных действий и может способствовать получению информации или иных сведений, представляющих интерес для расследования уголовного дела. При этом полная самостоятельность оперативных работников в принятии решений и проведении повседневных оперативно-розыскных мероприятий не исключает их обязанности сообщать следователю данные, имеющие значение для уголовного дела. Эта обязанность вытекает из стоящей перед оперативным аппаратом задачи по раскрытию каждого совершенного преступления на территории исправительного учреждения.
В юридической литературе выделяют две основные формы взаимодействия: процессуальную (привлечение к участию в производстве отдельных следственных действий, выполнение отдельных поручений следователя, установление (розыск) скрывшегося с места преступления осужденного) и непроцессуальную [предоставление материалов на осужденного, характеризующих личность, помещений для производства следственных действий, обеспечение явки лиц (сотрудников, осужденных и др.)].
Иные формы взаимодействия могут выражаться:
- в участии следователя в оценке материалов при решении вопроса о возбуждении уголовного дела;
- совместном проведении следственных действий и режимных мероприятий;
- во взаимном обмене информацией, полученной по результатам производства режимных мероприятий;
- в совместном анализе состояния преступности в том или ином исправительном учреждении, выработке мероприятий по сокращению преступлений и правонарушений;
- осуществлении различных общепрофилактических и режимных мероприятий.
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что после передачи следователю уголовного дела, по которому обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может проводить неотложные следственные действия по поручению следователя, при этом выбор средств и методов, используемых в оперативной работе, является исключительной компетенцией органа дознания. Необходимость интенсивной совместной работы следователя и органа дознания по уголовному делу чаще всего возникает:
- по уголовному делу, возбужденному по результатам оперативно-розыскной деятельности;
- в случае расследования следователем преступления, виновный в совершении которого не обнаружен;
- когда обнаружение похищенного имущества представляет значительную трудность;
- когда следователь испытывает затруднения в собирании доказательств.
Как правило, в период производства предварительного следствия оперативные сотрудники исправительного учреждения участвуют в отдельных следственных действиях, проводимых следователем. Данное обстоятельство вызывается прежде всего тем, что осуществление некоторых из них сопряжено со значительными трудностями. Так, при проведении обыска - следственного действия сотрудники исправительного учреждения могут оказать значительную помощь в отыскании предполагаемых орудий совершения преступления.
Применительно к данному аспекту для оказания помощи следователю при проведении расследования органом дознания используются довольно широкие права, порой неприменимые при расследовании преступлений за пределами исправительного учреждения [5, с. 54]. К ним относятся:
- режимный обыск помещений и лиц;
- досмотр посылок, бандеролей и личных вещей осужденных;
- досмотр лиц, прибывших в исправительное учреждение, их вещей и транспортных средств;
- цензура корреспонденции и т. д.
Следует отметить, что использование указанных мер для целевого сбора информации при проведении расследования на территории исправительного учреждения относится к исключительной компетенции органа дознания (начальника исправительного учреждения). Допустимость и необходимость применения режимных мероприятий для сбора информации в целом определяется тем, что начальник исправительного учреждения, осуществляя по закону функции органа дознания, в то же время является органом управления, несущим всю полноту ответственности за состояние правопорядка и законности во вверенном ему исправи-
тельном учреждении. Иными словами, осуществление этой функции не освобождает его от обязанности укрепления законности и правопорядка в исправительном учреждении путем законного и уместного применения режимных мероприятий, предусмотренных нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Обычно с помощью рассматриваемых режимных мероприятий устанавливаются обстоятельства преступления, выявление которых преследует двуединую цель:
- своевременное осуществление оперативных и режимных мероприятий по нормализации обстановки в исправительном учреждении, где совершено преступление (исключение возможности совершения осужденными новых преступлений);
- уточнение оснований для возбуждения уголовного дела как необходимая предпосылка привлечения виновных в совершении преступления лиц к уголовной ответственности.
Так, вытекающие из норм уголовно-исполнительного законодательства полномочия администрации исправительного учреждения по осуществлению цензуры корреспонденции осужденных, досмотру поступающих им посылок, передач и бандеролей, а особенно по производству режимного обыска объективно расширяют круг допустимых методов, приме-няемых при расследовании преступлений.
Собранные в результате проведения режимных мероприятий данные могут не только обосновать необходимость возбуждения уголовного дел, но и иметь серьезное процессуальное и тактическое значение для доказывания по уголовному делу.
А. М. Лантух отмечает, что начальник исправительного учреждения (как орган дознания), реализуя свою процессуальную функцию, рассматривает обстоятельства, способствовавшие совершению
преступления, с точки зрения личности осужденного, его совершившего, и оценки деятельности подчиненного ему аппарата по предупреждению и пресечению преступлений [6, с. 12].
Несомненно, что процессуальная деятельность следователя значительно шире. Он рассматривает обстоятельства, обусловливающие совершение преступления, применительно к осужденному - обвиняемому и к самой среде, где последний находится, а также применительно к администрации исправительного учреждения, упущения в деятельности которой способствовали совершению преступления. В связи с этим формы реагирования на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений осужденными, различны. Например, в отличие от органа дознания следователь вправе и обязан использовать предоставленное ему законом право внесения в соответствующие органы представления по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Однако данное положение нисколько не умаляет роли начальника исправительного учреждения (органа дознания), имеющего широкие возможности для проведения комплекса различных мероприятий при расследовании преступлений. Важно, чтобы орган дознания и следователь уже на первоначальном этапе расследования устанавливали причины преступления, его мотивы и поводы, условия, облегчающие его реализацию, так как в исправительном учреждении фактор времени играет существенную роль.
Установление всех обстоятельств, способствовавших совершению преступлений осужденными, составляет одну из важных задач расследования по уголовному делу, является условием всестороннего, полного и объективного взаимодействия следователя и органа дознания в лице начальника исправительного учреждения.
Библиографический список
1. Морозов Р. М. Особенности первоначального этапа расследования побегов из исправительных учреждений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2012. 18 с.
2. Кульков В. В. Криминалистика : учебник : в 2 ч. Рязань, 1996. Т. 2. Ч. 1.
3. Кулагин Н. И. Организация и тактика предварительного следствия в местах лишения свободы : учеб. пособие. Волгоград, 1977. 24 с.
4. Петуховский М. А. Особенности тактики допроса свидетелей и обвиняемых из числа осужденных к лишению свободы при проведении предварительного следствия в исправительно-трудовых учреждениях. М., 1971. 12 с.
5. Петуховский М. А. Возбуждение уголовного дела о преступлениях, совершаемых осужденными в исправительно-трудовых учреждениях : учеб. пособие. Рязань, 1977. 54 с.
6. Лантух А. М. Профилактика преступлений в исправительно-трудовых учреждениях : лекция. Рязань, 1977. 12 с.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 4. С. 505-686
Литература
1. Кулагин, Н. И. Организация и тактика предварительного следствия в местах лишения свободы [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Кулагин. - Волгоград, 1977. - 24 с.
2. Кульков, В. В. Криминалистика [Текст] : учебник : в 2 ч. / В. В. Кульков. - Рязань, 1996. - Т. 2. -Ч. 1.
3. Лантух, А. М. Профилактика преступлений в исправительно-трудовых учреждениях [Текст] : лекция / А. М. Лантух. - Рязань, 1977. - 12 с.
4. Морозов, Р. М. Особенности первоначального этапа расследования побегов из исправительных учреждений [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Морозов Роман Михайлович. - Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2012. - 18 с.
5. Петуховский, М. А. Возбуждение уголовного дела о преступлениях, совершаемых осужденными в исправительно-трудовых учреждениях [Текст] : учеб. пособие / М. А. Петуховский. - Рязань, 1977. -54 с.
6. Петуховский, М. А. Особенности тактики допроса свидетелей и обвиняемых из числа осужденных к лишению свободы при проведении предварительного следствия в исправительно-трудовых учреждениях [Текст] / М. А. Петуховский. - М., 1971. - 12 с.
References
1. Kulagin N. I. Organizacija i taktikapredvaritel'nogo sledstvija v mestah lishenija svobody [The organization and tactics of preliminary investigation in places of detention]. Volgograd, 1977. 24 p.
2. Kul'kov V. V. Kriminalistika [Criminalistics]. In 2 vol. Ryazan, 1996, vol. 2, part. 1, p. 53.
3. Lantuh A. M. Profilaktika prestuplenij v ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenijah [Prevention of crimes in correctional institutions]. Ryazan, 1977. 12 p.
4. Morozov R. M. Osobennosti pervonachal'nogo jetapa rassledovanija pobegov iz ispravitel'nyh uchrezhdenij. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Features of an initial stage of investigation of escapes from correctional facilities. Cand. leg. sci. diss. abstract]. Vladimir, VJul FSIN Rossii Publ., 2012. 18 p.
5. Petuhovskij M. A. Vozbuzhdenie ugolovnogo dela o prestuplenijah, sovershaemyh osuzhdennymi v is-pravitel'no-trudovyh uchrezhdenijah [Initiation of legal proceedings about the crimes committed by convicts in correctional institutions]. Ryazan,1977. 54 p.
6. Petuhovskij M. A. Osobennosti taktiki doprosa svidetelej i obvinjaemyh iz chisla osuzhdennyh k lisheniju svobody pri provedenii predvaritel'nogo sledstvija v ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenijah [Features of tactics of interrogation of witnesses and defendants from among convicts to imprisonment when conducting preliminary investigation in correctional institutions]. Moscow, 1971. 12 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Аверкин Сергей Дмитриевич - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника юридического факультета Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Averkin Sergey Dmitrievich - phd in law, associate professor, deputy head of law department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Аверкин, С. Д. Вопросы взаимодействия должностных лиц при расследовании преступлений, совершенных в исправительных учреждениях / С. Д. Аверкин // Человек: преступление и наказание. - 2017. -Т. 25(1-4), № 4. - С. 586-590.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Averkin S. D. Voprosy vzaimodejstvija dolzhnostnyh lic pri rassledovanii prestuplenij, sovershennyh v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [Issues of the officials' interaction when investigating the crimes committed in correctional facilities]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 586-590.