Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PRISON SYSTEM / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE AND FORENSIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцев А. В., Кудрявцева Н. Е.

В статье анализируются сущность и некоторые проблемы оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения расследования преступлений, совершенных в уголовно-исполнительной системе. Цель подготовки статьи - рассмотреть понятие, основные признаки, а также современную проблематику состояния осуществления оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения расследования преступлений. Выводы авторов опираются на результаты анкетирования сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. Отмечается, что к формам взаимодействия между следователями различных ведомств и оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы России, осуществляемым в процессе расследования преступлений, можно отнести следующие: предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления; выполнение поручений дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в производстве; исполнение требований суда о предоставлении документов по уголовным делам, находящимся в производстве; запросы международных правоохранительных организаций. Следует также учитывать, что на первоначальном этапе расследования пенитенциарных преступлений, в особенности групповых (подавляющее большинство таких характерных для пенитенциарной системы преступлений, как побеги, захваты заложников, массовые беспорядки, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, характеризуются групповым совершением), задача полноты доказывания самого события и состава преступления, виновности лиц, подозреваемых в их совершении, степени участия в совершении деяния конкретных лиц имеет определяющее значение для принятия последующих процессуальных решений (избрание меры пресечения, предъявление обвинения и др.) по закреплению имеющихся и отысканию дополнительных доказательств. Делается вывод о целесообразности закрепления непроцессуальных форм взаимодействия оперативных подразделений УИС со следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в межведомственном нормативном правовом акте в целях повышения эффективности их деятельности, направленной на раскрытие преступлений. На основе проведенного анализа авторами делаются выводы относительно мер, направленных на повышение эффективности данного направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудрявцев А. В., Кудрявцева Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE AND FORENSIC SOFTWARE INVESTIGATE CRIMES COMMITTED IN THE PENAL SYSTEM

The article analyzes the essence and some problems of operational-investigative and forensic software investigate crimes committed in the penal system. The purpose of preparation of this article - to consider the concept of the main features, as well as contemporary problems in the state of implementation of operational-investigative and forensic software investigate crimes. Just keep in mind that at the initial stage of the investigation prison crimes, especially the group (the vast majority of such characteristic of the penitentiary system of crime as an escape, hostage-taking, riots, disruption of the activities of providing isolation from society, characterized by the commission of a group), the problem of completeness Evidence of the event and of the offense, the guilt of persons suspected of committing them, the degree of participation in the commission of acts of specific individuals is crucial to follow the procedural decisions (election of a preventive measure, charge, etc..) to consolidate existing and finding additional evidence. The authors conclusions are based on the results of the survey staff operational units of the correctional system. It is noted that the forms of interaction between investigators of various departments and operational units in Russian prisons, carried out during the investigation of crimes, include the following: providing the results of the operatively-search activity investigator, the body of inquiry, the investigator or the court in the presence of sufficient data indicating signs of a crime; Responding to requests of the investigator, the body of inquiry, the investigator to conduct search operations in criminal cases in the production; compliance with the requirements of the court for documents in criminal cases in the production; requests of international human rights organizations. The authors conclude the feasibility of securing non-procedural forms of interaction between operational units MIS with investigators prosecutors, the Federal Security Service, the Interior of the Russian Federation, bodies to monitor traffic in narcotic drugs and psychotropic substances in the interdepartmental normative legal act in order to improve the efficiency of their activities aimed at detection of crime. Based on this analysis the authors conclude on measures aimed at improving the efficiency of this activity.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ»

А.В. Кудрявцев, A.V. Kudryavtsev,

доктор юридических наук, доцент, doctor of law, associate professor, декан факультета права, dean of the Faculty of Law, Владимирский филиал РАНХиГС при Vladimir branch RANHiGS the President Президенте РФ of the Russian Federation Н.Е. Кудрявцева, N.E. Kudryavtseva, адъюнкт, adjunct, факультет подготовки научно- faculty training of the teaching staff, педагогических кадров, Vladimir legal Institute FSIN Russia Владимирский юридический институт ФСИН России

Некоторые аспекты оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения расследования преступлений, совершенных в уголовно-исполнительной системе

Аннотация: в статье анализируются сущность и некоторые проблемы оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения расследования преступлений, совершенных в уголовно-исполнительной системе. Цель подготовки статьи — рассмотреть понятие, основные признаки, а также современную проблематику состояния осуществления оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения s расследования преступлений. Выводы авторов опираются на результаты анкетирования сотрудников опе-* ративных подразделений уголовно-исполнительной системы. Отмечается, что к формам взаимодействия между следователями различных ведомств и оперативными подразделениями уголовно-исполнительной g системы России, осуществляемым в процессе расследования преступлений, можно отнести следующие: m предоставление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, сле-□l дователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления; с- выполнение поручений дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных s мероприятий по уголовным делам, находящимся в производстве; исполнение требований суда о предо-^ ставлении документов по уголовным делам, находящимся в производстве; запросы международных пра-рЕ воохранительных организаций. Следует также учитывать, что на первоначальном этапе расследования s пенитенциарных преступлений, в особенности групповых (подавляющее большинство таких характерных О для пенитенциарной системы преступлений, как побеги, захваты заложников, массовые беспорядки, с

0J

дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, характеризуются групповым совершением), задача полноты доказывания самого события и состава преступления, виновности лиц, подозреваемых в их совершении, степени участия в совершении деяния конкретных лиц имеет

т определяющее значение для принятия последующих процессуальных решений (избрание меры пресечения, □Е предъявление обвинения и др.) по закреплению имеющихся и отысканию дополнительных доказательств. с Делается вывод о целесообразности закрепления непроцессуальных форм взаимодействия оперативных подразделений УИС со следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов 68 внутренних дел РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

_ в межведомственном нормативном правовом акте в целях повышения эффективности их деятельности,

направленной на раскрытие преступлений. На основе проведенного анализа авторами делаются выводы 1Я относительно мер, направленных на повышение эффективности данного направления деятельности. ^ Ключевые слова: преступление, пенитенциарная система, оперативно-розыскное и кримина-

^ листическое обеспечение.

Some aspects of operational-investigative and forensic software investigate crimes committed in the penal system

Abstract: the article analyzes the essence and some problems of operational-investigative and forensic software investigate crimes committed in the penal system. The purpose of preparation of this article — to consider the concept of the main features, as well as contemporary problems in the state of implementation of

operational-investigative and forensic software investigate crimes. Just keep in mind that at the initial stage of the investigation prison crimes, especially the group (the vast majority of such characteristic of the penitentiary system of crime as an escape, hostage-taking, riots, disruption of the activities of providing isolation from society, characterized by the commission of a group), the problem of completeness Evidence of the event and of the offense, the guilt ofpersons suspected of committing them, the degree ofparticipation in the commission of acts of specific individuals is crucial to follow the procedural decisions (election of a preventive measure, charge, etc.) to consolidate existing and finding additional evidence. The authors conclusions are based on the results of the survey staff operational units of the correctional system. It is noted that the forms of

interaction between investigators of various departments and operational units in Russian prisons, carried x

out during the investigation of crimes, include the following: providing the results of the operatively-search с §

activity investigator, the body of inquiry, the investigator or the court in the presence of sufficient data Л о

indicating signs of a crime; Responding to requests of the investigator, the body of inquiry, the investigator to д Ы

conduct search operations in criminal cases in the production; compliance with the requirements of the court ш ®

for documents in criminal cases in the production; requests of international human rights organizations. The и П

authors conclude the feasibility of securing non-procedural forms of interaction between operational units а К

MIS with investigators prosecutors, the Federal Security Service, the Interior of the Russian Federation, р Ы

bodies to monitor traffic in narcotic drugs and psychotropic substances in the interdepartmental normative ® §

legal act in order to improve the efficiency of their activities aimed at detection of crime. Based on this П g

analysis the authors conclude on measures aimed at improving the efficiency of this activity. g g

Keywords: crime, the prison system, operational-investigative and forensic support. | 1

в о

опросы противодействия пенитенциарном преступности в на- р £

стоящее время вызывают большой интерес, как практический, так и науч- Н Н

ный. Все направления данной деятельности имеют специфику, обусловлен- | §

ную особенностями пенитенциарной среды, исправительных учреждений, В s

контингента лиц, отбывающих наказание, и т. п. Не является исключе- < -I

нием и процесс расследования преступлений, совершаемых в уголовно- § исполнительной системе (далее — УИС).

Результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, что на Sq

эффективность данного процесса серьезное влияние оказывает оперативно- Л g

розыскное и криминалистическое обеспечение (это отметили около 80 % |§

респондентов из числа оперативных работников органов и учреждений УИС Л §

18 регионов страны, участвовавших в проведении опроса). Особенностью § б оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения является и

ш I

-I

то, что его осуществляют именно сотрудники оперативных подразделений. | е

ми

69

Обусловлено это следующим. В ч. 1 ст. 40 УПК РФ законодатель изложил перечень тех государственных органов и должностных лиц, которые относятся к органам дознания. На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания, наряду с органами внутренних дел РФ, относятся также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (да- ? ^ лее — ОРД). В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) оперативные ^ ]§ подразделения ФСИН наделены правом осуществления оперативно-розыскной ¡¡> ¡¡¡> деятельности, следовательно, органы УИС обладают статусом органа дознания. ® ® Преследуя цель обеспечения быстрого и полного раскрытия престу- а " плений, изобличения виновных лиц, когда промедление с проведением следственных действий может привести к исчезновению или деформации доказательств, УПК РФ (ст. 157) возложил на орган дознания обязанность

при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждать уголовное дело и производить неотложные следственные действия.

При этом основной смысл производства неотложных следственных действий органами дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, заключается в том, что нередко именно они первыми вступают в деятельность по выполнению задач уголовного процесса, а уголовное дело на относительно короткий срок (не превышающий упомянутых десяти суток) оказывается в руках органа, располагающего не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными, а также часто мощными административно-правовыми возможностями, техникой, вооруженными и специально обученными людьми, способными выполнять сложнейшие задачи по розыску и задержанию и иные мероприятия, которые в современных условиях иногда приближаются по своему характеру к боевым операциям [1, с. 232].

Сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, в том числе ФСИН России, участвуют в раскрытии преступлений в рамках как уголовного, так и оперативно-розыскного процесса, что вытекает из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотрен-^ ных Законом об ОРД (ст. 7).

^ Именно с оперативно-розыскной деятельности чаще всего начинается к активная работа по раскрытию преступлений. Названная деятельность по времени ближе к моменту обнаружения преступлений, в идеале ведется по ш горячим следам и решает задачи не только выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений, но также выявления и установления лиц, ^ их подготавливающих, совершающих или совершивших, и иных обстоятельств <5 совершенного деяния. Следовательно, в процессе ОРД выявляются как факты совершения преступлений, так и причастные к ним лица, а ее результаты могут ^ служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела [2, с. 84]. ^ Впервые дефиниция «оперативно-розыскное обеспечение» была сформуем лирована в нормативных документах МВД СССР в 1984 г. Однако было бы т неверным считать, что данная проблема не была в поле зрения научных и ш практических работников правоохранительных органов. Ранее данные во-с просы широко рассматривались, в том числе и в дискуссионном плане, но в основном в аспекте взаимодействия. Пристальное внимание исследованию 70 вопросов оперативно-розыскного обеспечения следствия было уделено после — создания в 1963 г. следственных подразделений в органах внутренних дел.

В дальнейшем и по сей день вопросы теоретического содержания данного направления оперативно-розыскной деятельности являются предметом на° учных изысканий и дискуссий. Не ставя перед собой задачу рассмотрения N различных точек зрения по рассматриваемому вопросу, отметим, что, по нашему мнению, оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений, совершаемых в уголовно-исполнительной системе, представляет собой систему мер, осуществляемых субъектами ОРД по выявлению и собиранию фактических данных, обеспечивающих: своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела по факту преступного деяния; доказывание виновности лиц, принимавших участие в его совершении; нейтрализацию

противодействия криминальной среды объективному расследованию; исполнение функции защиты участников уголовного судопроизводства и полной реализации принципа неотвратимости ответственности виновных за содеянное.

К наиболее актуальным задачам, решаемым в рамках оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений в УИС, относятся следующие:

— сбор, анализ, систематизация, обеспечение сохранности и последующая легализация фактических данных, указывающих на признаки преступлений, С К совершенных в пенитенциарной системе, и пригодных для принятия про- е § цессуальных решений; § е

— установление лиц, причастных к совершению преступного деяния, а Н ¡с также очевидцев (свидетелей) произошедшего; 1 е

— осуществление оперативного наблюдения за участниками преступления с целью получения информации об обстоятельствах его совершения;

— выявление и документирование попыток противодействия расследо- 1 а

ванию в различных формах; | и

й ш

ф

п

оказание содействия следствию по проверке оперативно-розыскными

о

о -

силами, средствами и методами выдвинутых по уголовному делу версий; § О

— выявление и документирование ранее неизвестных фактов и эпизодов Ш С противоправной деятельности фигурантов уголовного дела; 1 §

— розыск скрывшихся от следствия и суда участников уголовного про- X 1 цесса и т. д. 1

Решение указанных задач требует комплексного и согласованного применения уголовно-процессуальных, криминалистических и оперативно- § | розыскных сил, средств и методов для эффективного их исполнения. § §

Вышесказанное позволяет говорить о криминалистическом обеспечении О §

расследования пенитенциарных преступлений, сущность которого состоит в 1 £

использовании в процессе расследования системы криминалистических зна- | §

г Р

-1 ^ 1 §

ний, навыков и умений, а также готовности лиц, его осуществляющих, к их

эффективному использованию в рамках своей профессиональной деятельности. | е

Проведенное нами исследование фактической реализации указанных на- § |

правлений деятельности свидетельствует о наличии существенных недостатков. | |

Большинство (78,9 %) опрошенных в процессе исследования руково- | § дителей оперативных подразделений органов и учреждений УИС оценили

качество оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения 77

расследования преступлений в УИС на современном этапе как низкое. По -

мнению респондентов, основной причиной данной ситуации является недооценка возможностей оперативно-розыскной деятельности при обеспече- щ щ нии расследования как со стороны лиц, его производящих, так и со стороны ^ ^ оперативных работников. ^

Кроме того, 79 % опрошенных практических работников оперативных | |

подразделений ответили, что считают недостаточным уровень знаний и 8 8

практических навыков оперативных работников и лиц, производящих расследование, в области криминалистики для эффективного выявления и расследования преступлений, совершаемых в УИС. Решением данной проблемы могло бы стать более качественное обучение будущих оперативных

а

работников особенностям криминалистического обеспечения расследования пенитенциарных преступлений в образовательных учреждениях ФСИН.

Доказывание виновности подозреваемых по действующему законодательству составляет сущность раскрытия преступлений [3], является одинаково обязательной функцией уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 УПК РФ, ст. 2 Закона об ОРД). Ее организационно-тактическое исполнение субъекты ОРД и уголовного процесса могут осуществлять автономно, согласованно или совместно.

Следует учитывать, что на первоначальном этапе расследования пенитенциарных преступлений, в особенности групповых (подавляющее большинство таких характерных для пенитенциарной системы преступлений, как побеги, захваты заложников, массовые беспорядки, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, характеризуются групповым совершением), задача полноты доказывания самого события и состава преступления, виновности лиц, подозреваемых в их совершении, степени участия в совершении деяния конкретных лиц имеет определяющее значение для принятия последующих процессуальных решений (избрание меры пресечения, предъявление обвинения и др.) по закреплению имеющихся

I и отысканию дополнительных доказательств.

^ При этом, исходя из конкретной следственной ситуации [4, с. 123], сложив-^ шейся на первоначальном этапе расследования пенитенциарных преступлений, < вытекает необходимость планирования единовременного или согласованного § осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Теоретически реализация планируемых мероприятий может осуществляться в различных организационных формах: посредством создания следственно-<£ оперативных групп; взаимодействия коллективных субъектов уголовного процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; индивидуального

взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками УИС. о К формам взаимодействия между следователями различных ведомств и к оперативными подразделениями УИС России, осуществляемым в процессе т расследования преступлений, можно отнести следующие: предоставление

оз результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю или в суд при

□Е

72

наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления; выполнение поручений дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в производстве; исполнение требований суда о предоставлении документов по уголовным делам, находящимся в производстве; запросы международных правоохранительных организаций. ° Указанные формы взаимодействия в свое время нашли отражение в ныне ^ не действующей межведомственной Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд [5].

Однако практике известны и другие непроцессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания. Так, Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений предусмотрены следующие формы взаимодействия:

— следственно-оперативная группа;

— совместное планирование следователем органов внутренних дел и сотрудниками милиции работы по расследованию преступлений [6].

Представляется, что эти формы взаимодействия с учетом специфики учреждений уголовно-исполнительной системы повысили бы эффективность расследования преступлений (в особенности тяжких и особо тяжких), совершенных в пенитенциарных учреждениях. Однако, как показывает практика, даже после массовых неповиновений осужденных, отбывающих

регионах страны, в соответствии со ст. 163 УПК РФ не создавались следственно-оперативные группы, в состав которых могли войти представители УИС РФ.

На наш взгляд, на эффективность названного выше взаимодействия нега- | с тивное влияние оказывает отсутствие соответствующих нормативных правовых 1 ф предписаний. В связи с этим целесообразно закрепление непроцессуальных п форм взаимодействия оперативных подразделений УИС со следователями следственного комитета, органов федеральной службы безопасности, органов 1 а внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом § § наркотических средств и психотропных веществ в межведомственном норма- с § тивном правовом акте в целях повышения эффективности их деятельности, § §

^ л Ф 3

направленной на раскрытие преступлений. В данном нормативном правовом ш с акте целесообразно закрепить общие положения, касающиеся понятия, це- | §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 т 1§ д р § 1

ф

п

лей, задач, принципов указанного взаимодействия, его направлений и форм. X 1

Кроме того, в данном документе должны найти отражение организационно- §1 тактические особенности реализации конкретных форм взаимодействия

оперативных работников и субъектов расследования преступлений. §§ §|

Подводя итог, следует заметить, что обозначенные меры, направленные § §

на повышение эффективности оперативно-розыскного и криминалистиче- с §

ского обеспечения расследования преступлений, совершенных в уголовно- 1 ф

исполнительной системе, позволяют лишь отчасти решить проблемы, воз- | §

никающие при реализации данного направления деятельности оперативных Ь 1

подразделений. С учетом возрастающей степени организованности преступной §| е

деятельности осужденных, их связей при совершении преступлений с пре- § Ф

ступниками на свободе, использования технических средств для достижения | |

преступных целей, вопросам изучения мер совершенствования оперативно- ф § розыскного обеспечения расследования преступлений, совершенных в уголовно-

исполнительной системе, должно уделяться самое пристальное внимание. 73

Список литературы:

1. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс России : учебное пособие. — 3-е изд., ^ щ перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2006. — 496 с. т ®

2. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова ^

о

г Р

и др. — М.: Инфра-М, 2006. — 832 с. Ц

3. Михайлов, В.А. Организация раскрытия и расследования преступлений // || Труды Академии МВД России. — М.: Академия МВД РФ, 1995. — 174 с. 8 8

4. Драпкин, Л.Я. Основы теории следственных ситуаций / Л.Я. Драпкин. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987. — 164 с.

5. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд : утв. межведомственным

&

приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, МО России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147. — URL: http://www.rg.ru/2007/05/16/instrukciya-dok.html (дата обращения: 10.10.2014).

6. Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений : утв. приказом МВД России от 20 июня 1996 г. № 334. Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

References:

1. Bezlepkin, B.T. Ugolovnyj process Rossii : uchebnoe posobie. — 3-e izd., pererab. i dop. — M.: KNORUS, 2006. — 496 s.

2. Teorija operativno-rozysknoj dejatel'nosti : uchebnik / pod red. K.K. Gorjainova i dr. — M.: Infra-M, 2006. — 832 s.

3. Mihajlov, V.A. Organizacija raskrytija i rassledovanija prestuplenij // Trudy Akademii MVD Rossii. — M.: Akademija MVD RF, 1995. — 174 s.

4. Drapkin, L.Ja. Osnovy teorii sledstvennyh situacij / L.Ja. Drapkin. — Sverdlovsk: Izd-vo Ural'skogo un-ta, 1987. — 164 s.

5. Instrukcija o porjadke predstavlenija rezul'tatov operativno-rozysknoj dejatel'nosti organu doznanija, sledovatelju, prokuroru ili v sud : utv. mezhvedomstvennym prikazom MVD Rossii, FSB Rossii, FSO Rossii, FTS Rossii, SVR Rossii, FSIN Rossii, FSKN Rossii,

^ MO Rossii ot 17 aprelja 2007 g. № 368/185/164/481/32/184/97/147. — URL: http://www. g rg.ru/2007/05/16/instrukciya-dok.html (data obrashhenija: 10.10.2014). ^ 6. Instrukcija po organizacii vzaimodejstvija podrazdelenij i sluzhb organov vnutrennih

к del v rassledovanii i raskrytii prestuplenij : utv. prikazom MVD Rossii ot 20 ijunja 1996 g. аз № 334. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz SPS Konsul'tantPljus.

s А.А. Ашин, А.А. Ashin,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,

pE доцент кафедры уголовно-правовых Head of a chair of Legal support of state

дисциплин, and municipal management,

Владимирский филиал РАНХиГС Vladimir branch of RANEPA

при Президенте РФ [email protected]

Ресоциализация осужденных к лишению свободы в условиях современной России

с

о

IZ

к с m О m

□Е

IZ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью роли ресоциализации в процессе 74 отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Виды уголовного наказания, предусмо-

- тренные в уголовном законе России, и прежде всего реальное лишение свободы, не способны в

современных реалиях развития Российского государства противодействовать увеличению мас-^ штабов негативных явлений в обществе. Все это свидетельствует о реальной потребности по-О иска наиболее эффективных направлений, средств и методов сокращения преступности в России. ^ Цели уголовного наказания на современном этапе могут быть достигнуты путем планомерного С^ психолого-педагогического и социально-правового воздействия на осужденного, результатом которого должно стать формирование у последнего новой модели поведения, основанного на соблюдении законодательства, а также ресоциализация личности. Цель статьи — проанализировать процесс ресоциализации осужденных к лишению свободы в условиях современной России. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа и синтеза) и частнонаучных (формально-юридический и сравнительно-правовой) методов. Автор делает вывод о том, что ресоциализация — это сложный, специально организованный процесс,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.