УДК 343.9 ББК 67.7
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10503
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИЗО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Матвей Николаевич ПЬЯНКОВ, старший научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России» E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье на основе анализа научной литературы, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ рассматриваются понятие и значение взаимодействия оперативных подразделений СИЗО уголовно-исполнительной системы и оперативных подразделений органов внутренних дел в раскрытии преступлений.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, оперативные подразделения СИЗО и органов внутренних дел, раскрытие преступлений.
Annotation. The article is based on the analysis of scientific literature, Federal law of August 12, 1995 № 144-FZ «On operational search activities» discusses the concept and significance of interaction between operational units of the pre-trial detention center of the criminal executive system and operational units of internal affairs agencies in the detection of crimes.
Keywords: operational search activities, operational search measure, operational divisions of the pre-trial detention center and internal affairs bodies, detection of crimes.
Лица, в отношении которых применено заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах (далее — СИЗО) уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО при исправительных учреждениях.
СИЗО выполняют важнейшую функцию, являясь первой ступенью пенитенциарной системы, с которой начинается воздействие на подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ следует, что оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее -ОРД), вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оператив-
но-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий в СИЗО имеет объективную обусловленность, связанную:
■ с длительностью и непрерывностью процесса раскрытия преступления;
■ с решением задачи полного раскрытия преступлений;
■ с высокой эффективностью оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в местах содержания под стражей;
■ с необходимостью обеспечения безопасности участников уголовного процесса, выявления и преодоления противодействия расследованию преступления;
■ с обеспечением безопасности лиц, находящихся под стражей;
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
■ с выявлением новых эпизодов преступной деятельности;
■ с установлением мотивов совершения преступления, соучастников, вещественных доказательств и решением других задач.
Указанные задачи стоят перед всеми отделами и службами СИЗО, однако основная нагрузка по их выполнению ложится на оперативные подразделения, так как только они, в большей степени посредством ОРД, выявляют, предупреждают и раскрывают преступления и нарушения режима содержания, которые подготавливают и совершают подозреваемые, обвиняемые и осужденные; обеспечивают правопорядок и законность; содействуют органам, осуществляющим ОРД, в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных лицами, содержащимися под стражей, до их ареста.
Эти факторы предполагают искать новые и совершенствовать уже известные формы и направления взаимодействия оперативных подразделений СИЗО и органов внутренних дел (далее — ОВД), в том числе касающиеся осуществления совместных оперативно-розыскных мероприятий в условиях СИЗО.
Одной из существенных предпосылок успешного раскрытия преступлений является умелая организация взаимодействия оперативных подразделений СИЗО и ОВД. Взаимодействие позволяет полнее использовать возможности оперативных подразделений СИЗО и ОВД, использующих различные формы и методы борьбы с преступлениями в рассматриваемой сфере, более целенаправленно и наступательно намечать основные направления этой деятельности, оптимально распределять силы и средства при выполнении совместных или согласованных мероприятий.
На важность и необходимость тесной связи и всестороннего сотрудничества оперативных подразделений ОВД и УИС постоянно обращается внимание в ведомственных нормативных актах МВД России и ФСИН России, а также учеными юристами в области ОРД1.
В специальной литературе не сложился единый подход к определению понятия «взаимодействие». В философской литературе под взаимодействием понимается категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
В науке управления взаимодействие определяется как «основанная на законе и подза-
конных нормативных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность различных звеньев системы, не находящихся в подчинении друг у друга, в интересах достижения общей цели»2.
Наша позиция заключается в следующем.
Взаимодействие оперативных подразделений СИЗО с оперативными аппаратами ОВД — это основанная на законе и подзаконных актах, осуществляемая в пределах их компетенции согласованная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, с наиболее эффективным использованием имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов ОРД.
Организация взаимодействия оперативных подразделений СИЗО с оперативными аппаратами ОВД во многом зависит от соблюдения целого ряда условий, что позволяет исключить субъективные ошибки и просчеты.
1. Четкое нормативное регулирование задач и функций оперативных подразделений ОВД и УИС, их обязанностей и прав в деятельности по борьбе с преступностью.
2. Твердое понимание и уяснение взаимодействующими сторонами пределов и возможностей применения для решения оперативно-тактических задач оперативно-розыскных сил и средств и их сочетания с процессуальными, административными и иными мерами.
3. Хорошее знание участниками взаимодействия оперативно-тактической обстановки, в которой осуществляется совместная работа.
4. Наличие отработанных каналов связи и взаимного обмена оперативно значимой информацией.
5. Непрерывное и твердое руководство взаимодействующими субъектами со стороны руководителей ОВД и УИС.
6. Оказание своевременной взаимной помощи и поддержки участниками взаимодействия друг другу при решении оперативно-тактических задач.
Разумеется, предложенный перечень условий взаимодействия между указанными субъектами не является исчерпывающим и сами по себе они не реализуются. Для этого необходимо проявлять настойчивость, инициативу, строгое соблюдение меры и гибкость в исполнении.
Необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия оперативных подразделений СИЗО с оперативными аппаратами ОВД обусловлена следующими обстоятельствами:
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020
а) они являются составными элементами единой системы оперативно-розыскных органов, реализуют общую задачу борьбы с преступностью;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, составляют единый, неразрывный процесс деятельности оперативных подразделений ОВД и УИС;
в) различием их компетенции в рассматриваемой сфере деятельности.
Заметим, что порядок содержания подозреваемых под стражей регламентируется ст. 95 УПК РФ. В части 2 данной статьи закреплено положение о том, что в случае необходимости проведения ОРМ допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего ОРД, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело. Сотрудники оперативных отделов УИС ввиду специфики оперативно-служебной деятельности наделены правом встречи с подозреваемыми, обвиняемыми, содержащимися в СИЗО, без специального разрешения указанных должностных лиц;
г) различием условий, в которых они осуществляют оперативно-розыскную деятельность, и ее направленности;
д) указанные подразделения, в свою очередь, являются самостоятельными системными образованиями, выполняющими свои задачи и функции относительно автономно.
1 См.: Бабушкин A.A., Майдыков A.A., Коноплин А.Б., Иса-ров О.Б. Актуальные проблемы организации взаимодействия оперативных подразделений МВД России и ФСИН России и пути их решения // Актуальные проблемы деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы: Матер. межрег. науч.-практ. семинара. 28 — 29 мая 2015 г. Рязань: Академия ФСИН России, 2015;
Коровин A.A., Эльмурзаев С.М. Некоторые проблемы взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с иными правоохранительными органами // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 1 (19). С. 35—39;
Седова IO.A. Взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний по раскрытию преступлений прошлых лет // Научный портал МВД России. 2017 № 3 (39). С. 64—68.
2 Зуйков Г.Г. Научная организация управления и труда в следственном аппарате ОВД. М.: ВШМВД СССР. 1976. С. 104.
Библиографический список
1. Бабушкин A.A., Майдыков A.A., Коноплин A.Б., Исаров О.Б. Актуальные проблемы организации взаимодействия оперативных подразделений МВД России и ФСИН России и пути их решения / / Актуальные проблемы деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы: Матер. межрег. науч.-практ. семинара. 28 — 29 мая 2015 г. Рязань: Академия ФСИН России, 2015.
2. Зуйков Г.Г. Научная организация управления и труда в следственном аппарате ОВД. М.: ВШМВД СССР. 1976.
3. Коровин A.A., Эльмурзаев С.М. Некоторые проблемы взаимодействия оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы с иными правоохранительными органами // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 1 (19). С. 35—39.
4. Седова IO.A. Взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний по раскрытию преступлений прошлых лет / / Научный портал МВД России. 2017 № 3 (39). С. 64—68.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020