М. Н. ФИЛИППОВ M. N. FILIPPOV
начальник факультета профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, заочного и дистанционного обучения ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы
Ю. А. ЛОЖКИН YU. A. LOZHKIN
старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы
Вопросы организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и органов предварительного следствия в процессе раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности
Issues of the organization of interaction of operational divisions of FPS of Russia and bodies of preliminary investigation in the course of disclosure and investigation of crimes of extremist orientation
Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации взаимодействия оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений экстремистской направленности, а также проблемы, с которыми они при этом сталкиваются. Даны конкретные предложения по совершенствованию данного направления деятельности.
Ключевые слова: оперативные подразделения, ФСИН России, экстремизм, взаимодействие, следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия.
Annotation. In the article the authors consider the features of organization of interaction of operational divisions of institutions and bodies of a penal correction system and other law enforcement agencies in the course of identification and disclosure of crimes of extremist orientation and also problems which they face at the same time. Some specific proposals on improvement of this direction of activity are given.
Key words: operational divisions, FPS of Russia, extremism, interaction, investigative actions, search operations.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019
73
В современном мире проблема экстремизма является одной из наиболее острых и актуальных. Нестабильность политической ситуации внутри страны, напряженное международное положение, неконтролируемые процессы миграции, расширение информационного пространства - все это создает благоприятную среду для возникновения и развития экстремистских идей.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [1] основными угрозами государственной и общественной безопасности признаны следующие проявления экстремизма:
- деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти;
- деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию;
- деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма.
Экстремизм возможен в различных сферах и формах в политике, экономике, межнациональных и религиозных отношениях, в способах отстаивания своих интересов, прав, убеждений, а также в методах совершения преступлений. В последние годы все большую опасность и больший масштаб распространения приобретает религиозный экстремизм, характеризующийся крайней нетерпимостью к инакомыслию, проповедью
своей исключительности и превосходства над окружающими [2].
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проблема проникновения и распространения экстремистских идей и проявлений в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС). Это обусловлено тем, что, оказавшись в местах лишения свободы или содержания под стражей, члены экстремистских организаций и группировок далеко не всегда отказываются от своих взглядов и убеждений и в ряде случаев пытаются насаждать свою идеологию среди спецконтингента. Об этом в своем докладе на одной из конференций говорил В. В. Меркурьев, когда обращал внимание на то, что «осужденные за преступления террористической и экстремистской направленности в местах отбывания наказания крайне редко отказываются от продолжения экстремистской деятельности, стремясь „заразить" экстремистскими идеями других осужденных путем создания в колониях так называемых тюремных джамаатов» [3]. Соглашаясь с указанным утверждением в целом, следует внести определенную ясность в содержание термина «тюремный джамаат». В приведенной цитате, а также в различных публикациях [4, 5] данный термин упоминается как религиозно-экстремистская ячейка, которая функционирует в местах лишения свободы и содержания под стражей. На самом деле тюремный джамаат - это группа осужденных (подследственных), объединенных для совместного изучения ислама.
Об увеличении числа лиц, отбывающих наказания за преступления экс-тремисткой направленности и террористического характера по религиозным
74
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
мотивам, свидетельствуют данные статистики, если в 2014 году количество таких осужденных составляло 1 580 человек, в 2015 году - 1 718, в 2016 году -1 945, то в 2017 году оно составило 2 104 человека [6].
В силу повышенной опасности рассматриваемой категории лиц противодействие группировкам осужденных, сформировавшимся на почве религиозного и национального (этнического) экстремизма, является одной из важных задач, стоящих перед сотрудниками всех подразделений учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. В частности, она может быть решена путем профилактики правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, тем более что в соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 [7], подозреваемые, обвиняемые и осужденные, которые изучают, пропагандируют, исповедуют либо распространяют экстремистскую идеологию, указаны в качестве одного из объектов индивидуальной профилактики.
В решении задачи по противодействию экстремизму основную роль закономерно играют оперативные подразделения мест лишения свободы и содержания под стражей. Это обусловлено спецификой их полномочий, регламентированных Федеральным законом № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [8], а также возможностью использовать негласные силы и средства в процессе выявления и документирования фактов противоправной экстремистской деятельности.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019
Несомненно, оперативные подразделения учреждений и органов УИС являются вполне самостоятельными и самодостаточными в решении задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД), которые перед ними ставит Федеральный закон № 144-ФЗ, а также иные нормативные правовые акты, в том числе и ведомственные приказы. При этом следует признать, что решение задачи противодействия экстремизму в местах лишения свободы и содержания под стражей невозможно без организации должного уровня взаимодействия с другими оперативно-розыскными и следственными органами.
Вообще в теории ОРД и криминалистике существует несколько подходов к определению понятия взаимодействия. Так, В. В. Агафонов под взаимодействием понимает «основанную на законе, согласованную по цели, месту и времени деятельность взаимодействующих субъектов, направленную на решение общих или отдельных задач расследования» [9]. По мнению А. Г. Лекаря, взаимодействие - это «совместные или согласованные по времени, месту и целям действия двух или более аппаратов (органов) по решению конкретных задач борьбы с преступностью» [10]. Рассматривая непосредственное взаимодействие субъектов ОРД, А. Ю. Шумилов отмечал, что оно «заключается в совместной согласованной по целям, задачам, лицам, месту и времени деятельности (сотрудничестве) самостоятельных в организационном отношении субъектов оперативно-розыскной деятельности» [11]. По мнению А. В. Кудрявцева, все вышеприведенные определения имеют ряд общих черт. Во-первых, во всех определениях под взаимодействием понимается согласованная
75
по задачам, направлениям и времени деятельность. Во-вторых, ученые едины в том, что взаимодействие основывается на законах и подзаконных нормативных актах. В-третьих, взаимодействие последовательно характеризуется наличием единой цели согласованных действий, предполагающей своевременное предупреждение, быстрое и полное раскрытие преступлений, розыск скрывшихся преступников [12]. Таким образом, выделение общих признаков в приведенных дефинициях позволяет определить взаимодействие как основанную на законах и подзаконных нормативных актах согласованную по целям, задачам, направлениям и времени деятельность субъектов расследования по установлению обстоятельств совершения преступления.
Как показало проведенное авторами статьи исследование*, взаимодействие оперативных подразделений УИС и других субъектов ОРД достаточно эффективно налажено в ряде территориальных органов ФСИН России, о чем свидетельствуют факты выявления и пресечения попыток осужденных продолжить свою экстремистскую деятельность в исправительных учреждениях. В рамках совместной работы по противодействию терроризму и экстремизму в местах лишения свободы сотрудниками оперативных служб учреждений и органов ФСИН России на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на выявление общественных, религиозных и иных организаций, оказывающих поддержку отбывающим наказание за
* Исследованию были подвергнуты материалы об экстремистских преступлениях в исправительных учреждениях и следственных изоляторах из 24 территориальных органов УИС за период с 2014 по 2017 год.
76
преступления террористического характера и экстремистской направленности. При этом проверка поступающей информации проводится в тесном взаимодействии с территориальными органами Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности. При выявлении фактов противоправной деятельности лиц из числа осужденных составляются совместные планы организационных и оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), направленных на документирование обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории уголовных дел, а также на склонение лиц к явке с повинной.
Несомненно, организация взаимодействия между субъектами ОРД играет немаловажную роль в выявлении и пресечении преступлений экстремистской направленности, однако решение о наличии в действиях осужденного или лица, содержащегося под стражей, признаков рассматриваемых преступлений принимают в соответствии с предметной подследственностью, закрепленной в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [13], следователи. Большая часть преступлений экстремистского характера и террористической направленности расследуются следователями ФСБ России и Следственного комитета Российской Федерации. Если первый из названных правоохранительных органов имеет в своем составе оперативные подразделения, с которыми взаимодействуют оперативные подразделения УИС, то второй занимается исключительно расследованием преступлений, что обусловливает определенные трудности в организации взаимодействия.
В научной и учебной литературе в качестве субъектов взаимодействия при рас-
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
следовании преступлений данного вида рассматриваются, как правило, следователи и органы дознания, так как именно они являются участниками уголовного судопроизводства в соответствии с положениями УПК РФ [14]. Несмотря на то что в соответствии с пунктом первым части первой статьи 40 УПК РФ ФСИН России относится к числу органов дознания, в силу специфики выполняемых функций и отсутствия в ее составе соответствующих подразделений привлечение сотрудников оперативных подразделений учреждений УИС к процессу расследования преступлений осуществляется достаточно редко. На наш взгляд, данный факт является не вполне оправданным, поскольку именно они обладают необходимыми полномочиями по сбору доказательственной и иной ориентирующей следствие информации, способствующей выявлению и раскрытию рассматриваемой категории преступлений в среде осужденных и лиц, содержащихся под стражей. При этом наиболее перспективным с точки зрения организации взаимодействия является этап, предшествующий начальной стадии уголовного процесса, и стадия возбуждения уголовного дела, поскольку именно в данный период могут быть проведены ОРМ, направленные на выявление и документирование наиболее значимых для расследования фактов.
Исходя из имеющихся данных, авторы статьи приходят к выводу, что в настоящее время организация взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и органов предварительного следствия в процессе раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности находится на недостаточно высоком уровне. Несом-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019
ненно, это вызвано причинами не только субъективного, но и объективного характера. В первую очередь требует совершенствования нормативная база, позволяющая организовывать взаимодействие оперативных подразделений УИС и следственных органов. Действующий же УПК РФ предусматривает ряд процессуальных форм взаимодействия, реализуемых только на стадии дослед-ственной проверки и расследования уголовного дела, а именно:
- исполнение поручений следователя о производстве ОРМ;
- исполнение поручений следователя о производстве следственных действий;
- исполнение поручений следователя об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий;
- содействие следователю при производстве процессуальных действий;
- исполнение поручения следователя о розыске обвиняемого (подозреваемого).
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [15] предусматривают возможность и определяют механизм предоставления результатов ОРД следователю, в том числе для принятия решения о возбуждении уголовного дела. К сожалению, при реализации данного механизма превалирует ведомственный подход, заключающийся в предоставлении результатов ОРД, полученных оперативными подразделениями, в следственные подразделения этого же правоохранительного органа. Несомненно, во многом это продиктовано определенной закрытостью каждого из
77
силовых ведомств и обеспечением его собственной безопасности, однако, когда данные вопросы затрагивают интересы государства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, трудности с оперативным обменом информацией возникать не должны.
При этом не стоит забывать, что помимо процессуального взаимодействия существуют и его непроцессуальные формы, регламентируемые внутриведомственными нормативными актами, которые также могут оказаться действенными с точки зрения повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности. К таковым могут быть, в частности, отнесены:
- создание следственно-оперативных групп, руководителями которых будут являться следователи, расследующие уголовные дела;
- совместное или согласованное планирование хода расследования по уголовному делу;
- совместное обсуждение результатов ОРД, планирование и подготовка ОРМ, а также оценка их результатов;
- передача следователю оперативно значимой информации, полученной в ходе осуществления ОРД (без раскрытия источников ее получения);
- консультирование следователем оперативных сотрудников по вопросам достаточности сведений, полученных оперативным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- доведение следователем до оперативных сотрудников материалов, полученных в ходе предварительного следствия, имеющих значение для проведения ОРМ, и другие.
Следует отметить, что ведомственная разобщенность, различие задач и, что
немаловажно, критериев оценки деятельности следственных и оперативных подразделений также не способствуют организации должного уровня взаимодействия оперативных подразделений УИС и следственных органов. При этом далеко не всегда следователи имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (к которым относятся результаты проведенных ОРМ), а также достаточное представление о специфике работы оперативных подразделений в местах лишения свободы и содержания под стражей.
Один из вариантов выхода из сложившейся ситуации предлагают Ю. В. Гаври-лин и В. А. Шурухнов, которые рекомендуют в целях активизации деятельности оперативных аппаратов подразделений ФСИН включать сотрудников, которые предположительно будут осуществлять оперативное сопровождение расследования конкретного уголовного дела в отношении лиц, задержанных по подозрению в совершении расследуемых преступлений, в состав следственно-оперативной группы [16].
Кроме того, на наш взгляд, в качестве одной из важных мер по улучшению организации взаимодействия оперативных подразделений УИС и следственных органов является регламентация вопросов взаимодействия по противодействию преступлениям террористической и экстремистской направленности путем принятия совместного приказа. Главной целью принятия данного нормативного акта должно являться закрепление основных направлений и выработка конкретных механизмов взаимодействия между органами дознания, непосредственно выявляющими данные преступления, и следственными органами, занимающимися их расследо-
78
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
ванием. При этом отдельное внимание должно быть уделено регламентации организации предоставления материалов ОРД, свидетельствующих о признаках подготавливаемого или совершаемого преступления экстремистской направленности, для первичного рассмотрения следователям Следственного комитета Российской Федерации и ФСБ России на предмет наличия признаков состава преступления. Данный механизм позволит оперативным сотрудникам УИС более качественно и в полном объеме проводить документирование необходимых обстоятельств, ускорить процедуру принятия решения по данным фактам в порядке статей 144, 145 УПК РФ.
Кроме того, должностным лицам, осуществляющим расследование уголовных дел экстремистской направленности, необходимо помнить, что только совместное планирование оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с оперативными сотрудниками УИС позволит обеспечить более качественное оперативное сопровождение процесса расследования. При этом сотрудники оперативных подразделений должны самостоятельно осуществлять инициативный поиск оперативно значимой информации о новых фактах экстремистской деятельности, выявлять факты противодействия следствию как со стороны осужденного, привлекаемого к уголовной ответственности, так и со стороны его сообщников, находящихся на свободе.
Таким образом, повышение эффективности организации взаимодействия оперативных подразделений ФСИН России и органов предварительного следствия в процессе раскрытия и расследования преступлений экстремист-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019
ской направленности возможно в случае реализации предложенных в рамках статьи мер. Это позволит обеспечить оперативность принятия процессуальных решений, повысить эффективность расследования рассматриваемой группы преступлений, а также качество работы по сбору доказательственной базы в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершивших преступления экстремистской направленности. ф
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II), ст. 212.
2. Филиппов М. Н., Ложкин Ю. А., Матвеев Д. О., Фетищева Л. М. Причины и условия совершения преступлений экстремистской направленности в исправительных учреждениях ФСИН России : аналитический обзор. Пермь : ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2018. 31 с.
3. Меркурьев В. В. Координация деятельности правоохранительных органов по пресечению и предупреждению экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительная система в современном обществе и перспективы ее развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (к 135-летию уголовно-исполнительной системы и 80-летию Академии ФСИН России). 2014. URL: http://crimas.ru/wp-content/uploads/2014/12/Doklad-Merkureva-v-Akademii-FSIN-Rossii-27-28.11.2014.pdf (дата обращения: 04.10.2018).
4. Сулейманов Р. Р. Тюремный халифат // Независимая газета (сетевое издание). 2013. 21 февраля. URL: http://www.ng.ru /regions/2013-02-21/3_kartblansh.html (дата обращения: 12.12.2018).
5. Сызранов А. Радикальный ислам в российских тюрьмах // Политическое образование (электронное периодическое изда-
79
ние). 2017. 25 июня. URL: http://lawinrussia. ru/content/radikalbnyy-islam-v-rossiyskikh-tyurbmakh (дата обращения: 12.12.2018).
6. Статистические данные ФСИН России (форма УИС-2) с 2014 по 2017 г. Доступ из АИС «Статистика УИС».
7. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 (ред. от 15.08.2016) // Российская газета. 2013. 5 июня (№ 119).
8. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 14.08.1995. № 33, ст. 3349.
9. В. В. Агафонов [и др.]. Криминалистика : учебник для бакалавров. 3-е изд., пер. и доп. М. : Юрайт, 2013. 466 с.
10. Лекарь А. Г. Предотвращение преступлений органами охраны порядка : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1967. 308 с.
11. Оперативно-розыскная энциклопедия / авт.-сост. А. Ю. Шумилов. М., 2006. 330 с.
12. Кудрявцев А. В. Проблемы правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений УИС с иными органами, осуществляющими ОРД // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 2. С. 54-57.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52, ст. 4921.
14. Большаков С. И. Некоторые аспекты процессуальных форм взаимодействия подразделений по противодействию экстремизму со следователями по делам о преступлениях экстремистской направленности // Современное уголовно-процессуальное право России: уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования : сб. материалов Междунар. конф. к 60-летию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Рос. Федерации В. В. Нико-люка. Орел, 2016. С. 58-64.
15. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27.09.2013 № 776 /703/509/507/1820/42/535/398/68 // Российская газета. 2013. 13 декабря (№ 282).
16. Гаврилин Ю. В., Шурухнов В. А. Некоторые проблемы организации взаимодействия органов расследования с подразделениями ФСИН и пути их разрешения // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 4. С. 10-14.
80
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su