Научная статья на тему 'Олег Проститов: штрихи к портрету'

Олег Проститов: штрихи к портрету Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
331
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSIC CULTURE OF SIBERIA / KRASNOYARSK UNION OF COMPOSERS / "SIBERIA FESTIVALS OF MODERN MUSIC" / KRASNOYARSK INSTITUTE OF ARTS / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ / КРАСНОЯРСКИЙ СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ / "СИБИРСКИЕ ФЕСТИВАЛИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ" / КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоносова И.

Творческий облик композитора Олега Проститова нашего современника вызывает особый интерес, поскольку осмысление соответствующей информации позволяет обогатить наши представления об отечественной музыкальной жизни последних десятилетий. Исходя из отсутствия масштабных публикаций о творчестве композиторов Сибири (в частности, Красноярского края) на протяжении многих лет, данная проблема приобретает несомненную актуальность. Благодаря изучению документов, научных исследований и материалов, обнародованных в прессе, а также анализу доступных сегодня автографов большинства сочинений, личным беседам с О. Проститовым, оказывается возможным более подробно осветить различные периоды творческой биографии крупного художника наших дней. Автором публикуемой статьи выявляются жанровые приоритеты, характерные для творчества О. Проститова, оценивается его персональный вклад в становление и совершенствование композиторского образования в Красноярске, в создание и последующую продуктивную деятельность краевого Союза композиторов, в развёртывание активного «диалога» профессиональной элиты и широкой слушательской аудитории с музыкой современных авторов, в том числе представителей Сибирского региона. По мнению исследователя, рассматриваемые события творческой биографии О. Проститова наглядно свидетельствуют о его значительной роли в культурной и музыкальной жизни Красноярского края и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oleg Prostitov: strokes to the portrait

A creative image of the composer O. Prostitov our contemporary arouses the special interest, because a comprehension of appropriate information enables to enrich our notion about the native music life of the late decades. Proceed from lack of the extended publications regarding to the creative work of Siberia composers (in particular the Krasnoyarsk territory) during many years, this problem takes on doubtless actuality. Owing to studying documents, research articles and materials of the press, the analysis of manuscripts of the majority works by O. Prostitov which are available today and the personal conversations with the composer it has become possible to highlight in more details various periods of the prominent artist's of our day biography. The author of the presented article reveals the typical genre priorities of O. Prostitov's creative work, appreciates his personal role in the formation and improvement of composer education in Krasnoyarsk, as well as in the making and subsequent productive activity of the regional Union of composers, expansion of the active «dialogue» of the professional elite and wide listenership with music by contemporary authors, including the composers of Siberia. In the researcher's opinion, the examined events in O. Prostitov's creative biography are clearly evidence of the significant role in the cultural and musical life of the Krasnoyarsk region and Russia in whole.

Текст научной работы на тему «Олег Проститов: штрихи к портрету»

АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ASPECTS OF MODERN MUSICAL CULTURE

■i 1» « и

И. В. БЕЛОНОСОВА

Красноярский государственный институт искусств

ОЛЕГ ПРОСТИТОВ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

-• --- Q - ---

Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет. В. Сухомлинский [11, с. 112]

Как известно, темпы формирования академической музыкальной культуры в Сибири значительно опережают привычные нормы. Это опережение выглядит естественным, если вспомнить, насколько быстро и успешно протекало становление профессиональной музыкальной культуры в России на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Можно утверждать, что «скорость» развития музыкальной культуры в Сибири в 1950-1980-е годы не только определялась директивами «сверху», но и была, в значительной степени, результатом самоотверженной подвижнической деятельности отечественных музыкантов - коренных сибиряков и поселившихся в регионе по тем или иным причинам.

К музыкальным деятелям, которые успешно реализовали свой творческий потенциал на благо Отечества в Сибири, можно отнести тех, кто в 1978 году составил основу педагогического коллектива молодого вуза - Красноярского государственного института искусств (КГИИ). Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, Московская, Ленинградская, Горьковская, Львовская, Уральская, Новосибирская консерватории подготовили крупный творческий «десант» в Красноярск, тем самым оказав содействие перспективному решению множества хронических проблем, существовавших на тот момент в музыкальной культуре города.

Среди первых преподавателей, приехавших в Красноярск, были выпускники Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, в том числе композиторы Олег Проститов, Валерий Бешевли и музыковед Людмила Гаврило-ва (см.: [1]). Их судьбы впоследствии связала не

только работа в КГИИ, но и совместная творческая деятельность в рамках Красноярской организации Союза композиторов России, созданной в 1983 году.

Олег Леонидович Проститов (род. 1954), вписавший немало ярких и запоминающихся страниц в новейшую историю отечественной музыки [4; 8], приехал в Красноярск, обладая целым рядом разнообразных профессиональных навыков. Фундамент столь основательной подготовки был заложен благодаря музыкальным «университетам», пройденным в Ставрополе на протяжении детских и юношеских лет, а затем - консерваторскому обучению в Ленинграде.

Культурная атмосфера Ставрополя, «города креста», берущего начало от хопёрских казаков, от выпестованной великим полководцем А. Суворовым крепости, формировала у будущего композитора трепетное отношение к родовым ценностям, к традициям отцов. Среди предков О. Проститова - вольные казаки (не без примеси «горячей турецкой крови»). В роду Проститовых встречались и высокоталантливые музыканты. Семейные рассказы о певице Вере, закончившей Одесскую консерваторию и выступавшей на сцене Мариинского театра, а затем отправившейся в Лондон и продолжившей оперную карьеру в «туманном Альбионе», вызывали у Олега не только естественное чувство гордости, но и желание испытать свои силы на музыкальном поприще.

Заметим также, что мать О. Проститова, не будучи профессиональной певицей, обладала выразительным сопрано и считалась в городе известной исполнительницей русских романсов и советских песен. Она стала для сына воплощением замечательной российской традиции - воспринимать песню в доме не как «модный атрибут», а как естественную принадлежность

семейного быта. Отношение к певческому искусству в доме было типично городским, цивилизованным: мать, отец и дети совместно прослушивали грампластинки и радиопередачи с записями классической музыке. Отец, талантливый рисовальщик-любитель, стремился привить детям любовь к живописному восприятию мира; не случайно брат и сестра О. Проститова стали профессиональными художниками, а сам композитор прекрасно владеет техникой акварели и обладает развитым синестезийным восприятием произведений искусства.

Музыкальная среда Ставрополя, богатая песенными традициями, способствовала художественному развитию талантливого Олега. В хоре мальчиков «Орлёнок», которым руководил Н. Зинченко, и в Ставропольской оперной студии (её возглавлял А. Поляков, некогда выступавший на сцене Мариинского театра с Ф. Шаляпиным) О. Проститов был признанным солистом и яркой «звёздочкой», подающим большие надежды исполнителем чужих и своих песен под собственный аккомпанемент. Его композиторский дар положительно оценили Ю. Чичков и В. Шаинский, приезжавшие в качестве членов жюри на фестивали «Музыкальная осень Ставрополья», которые ежегодно проводились в городе.

Интенсивность и непредсказуемость потока жизненных событий уже в Ставрополе явились определяющими чертами творческой биографии О. Проститова. Невозможность осуществить давнюю мечту, став военным дирижёром, круто изменила судьбу юноши. На пути к освоению композиторской профессии Олегу пришлось преодолеть серьёзное препятствие - отсутствие начального музыкального образования. Чтобы поступить на теоретическое отделение музыкального училища, он за несколько месяцев освоил программу ДМШ. В Ставропольском музыкальном училище (1971-1974) судьбоносными для О. Проститова стали занятия с ведущим педагогом фортепианного отделения Э. Месик, однокурсницей С. Рихтера. Она распознала композиторский талант в студенте, который демонстрировал недюжинные музыкальные способности, осваивая программные требования по классу фортепиано наравне с выпускниками ДМШ. Именно благодаря занятиям с Э. Месик, по словам композитора, он уже в своих училищных сочинениях мог выбрать оптимальный фактурный вариант звуковой реализации возникающей в сознании музыкальной ткани, а кроме того, в дальнейшем никогда не испытывал затруднений при исполнении любых видов фортепианной фактуры.

С момента поступления в музыкальное училище началось время «исчисления» композиторских опусов О. Проститова. Жанровая сфера его сочинений представлялась типичной для многих молодых авторов: вокальная и фортепианная музыка. Тогда же определился и дальнейший путь Олега - поступление на композиторское отделение Ленинградской консерватории, тем более что произведения для показа на вступительных испытаниях были отобраны после консультации с маститым С. Слонимским. Ещё один судьбоносный поворот: Г. Свиридов, будучи председателем Всероссийского конкурса вокалистов, ознакомился с первым вокальным циклом О. Проститова, прозвучавшим в исполнении конкурсанта из Ставрополя. Реакция на услышанное оказалась положительной - автору цикла, заметил Г. Свиридов, следовало продолжить обучение в консерватории.

Начиная с училищных лет, О. Проститов, как правило, исполнял свои сочинения сам. Техника владения голосом, секреты вокального мастерства, усвоенные во время занятий с педагогами Ставрополя, много позже, в Красноярске, стали залогом успешной работы в классе сольфеджио с местными певцами, включая Д. Хворостовско-го. Пока же, с успехом исполнив на экзамене вокальный цикл «Три русские песни» на стихи А. Блока (1973), Прелюдию и фугетту-фантазию т А (1974) для фортепиано, О. Проститов поступил в консерваторию, став единственным «иногородним» студентом соответствующего набора.

Обучение в Ленинградской консерватории (1974-1979), а затем - в аспирантуре (1980-1983), под руководством профессора А. Мнацаканяна, явилось временем приобретения ценнейшего профессионального опыта, чему способствовало общение с корифеями отечественного музыкального искусства и музыкальной науки. В этот период на кафедре композиции преподавали Б. Арапов, Б. Тищенко, С. Слонимский, историю музыки читали М. Друскин, Л. Ковнацкая, П. Вульфиус, сольфеджио преподавал А. Островский, анализ музыкальных произведений - Е. Ручьевская, в филармонии «царил» Е. Мравинский.

При этом педагоги и студенты консерватории отдавали должное таланту О. Проститова не только как композитора, успешно исполняющего собственные опусы, но и как талантливого интерпретатора вокальных сочинений однокурсников. В фонотеке СПбГК до сих пор хранятся записи произведений молодых авторов в исполнении О. Проститова.

Среди его фортепианных опусов консерваторского периода - Фантазия (1974) и Вариации (1977) для фортепиано, в которых композитор

стремился продемонстрировать возможности самобытного применения техники А. Веберна в контексте русской традиции. В 1978 году на конкурсе молодых композиторов Ленинграда, по-свящённом 150-летию со дня смерти Ф. Шуберта, О. Проститов был удостоен звания лауреата I премии за вокальный цикл на стихи С. Есенина.

На выпускном экзамене председатель Государственной комиссии А. Леман, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории, без колебаний предложил оценить произведения талантливого ставропольца высшим баллом - «отлично с плюсом». Упоминавшиеся ранее вокальный цикл на стихи С. Есенина, Вариации для фортепиано, а также Симфония № 1 и Кантата для смешанного хора и 12 инструментов «Военно-морская любовь» на стихи В. Маяковского были признаны свидетельством яркого дарования и профессионализма О. Прости-това. Сразу после окончания консерватории он был принят в члены Союза композиторов России (1979), а затем - Союза композиторов СССР (1980).

Если Ставрополь и Ленинград обогатили жизнь О. Проститова яркими впечатлениями, заложив своеобразный фундамент жизненной позиции и критерии профессионализма в музыкальном искусстве и композиторском творчестве, то Красноярску суждено было стать городом, где усвоенные качества прошли проверку на прочность.

В Красноярске (1979-2011) утвердились основные жанровые сферы композиторского творчества О. Проститова: вокальная музыка, камерно-инструментальная, симфоническая [9, с. 3; 10, с. 4]. Кроме того, его подход к реализации стратегических направлений развития музыкальной культуры города неизменно соотносился с более масштабными проблемами, существовавшими в регионе [6, с. 14]. Так, О. Простито-вым была успешно решена задача подготовки профессиональных композиторских кадров Сибири в учебных заведениях Красноярска. Усилиями композитора, при поддержке двух ведущих преподавателей Красноярского училища искусств Ф. Веселкова и Б. Плотникова (см.: [2]), стоявших у истоков музыкально-теоретического образования в Красноярске, осуществлялось обучение студентов по специальности «композиция» - сначала в училище (с 1980 года), а затем и в КГИИ (с 1999 года).

Трудный и долгий путь профессионального воспитания композиторов требовал от педагога особого терпения и чуткости к проявлениям уникального творческого дара. Этими качествами в полной мере обладал О. Проститов. Один

из первых выпускников его класса композиции в училище В. Миниотас, лауреат II Международного конкурса им. С. С. Прокофьева (в номинации «Фортепианная соната»), закончил Петрозаводскую консерваторию, стал членом Союза композиторов России и Литвы. Среди выпускников О. Проститова по классу композиции в КГИИ - члены СК России К. Туев, Ч. Комбу,

A. Огнёва, А. Михалёв, У. Хомушку. Поиск новых талантов и их поддержка были объявлены важнейшей задачей региональных конкурсов юных композиторов Сибири «Symphoniacus integer» (2002, 2005, 2008), на которых Олег Леонидович неизменно возглавлял жюри.

К середине 1990-х годов авторитет О. Прости-това как композитора и педагога, общественного деятеля и просветителя (он несколько лет работал музыкальным редактором Красноярского радио) у широкой музыкальной общественности не подвергался сомнению (см.: [5, с. 3]). С 1997 по 2007 годы он возглавлял Красноярское отделение Союза композиторов России [6, с. 3]. В 1999 году О. Проститов был отмечен «Пушкинской премией» Администрации Красноярского края за достижения в области музыкальной культуры, в 2004 - удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». На протяжении 2000-х годов международную известность О. Проститову принесли успешно проведённые мастер-классы и авторские концерты в Новосибирске (2006), в Лунде (Швеция, 2006), Улан-Баторе (Монголия, 2007), в Красноярском крае (в рамках фестиваля «Кочующая столица», 2008).

На протяжении указанного периода в Красноярске возникли масштабные замыслы симфонических полотен О. Проститова: симфоний № 2 (1983, памяти И. Стравинского) и № 3 «Романтической» (1986), «Саянского триптиха» (1981, Картина I «Красный Яр»; 1983, Картина II «Шаманка»; 1990, Картина III «Большая вода»). Их убедительное художественное воплощение было представлено публике Красноярским академическим симфоническим оркестром под управлением Народного артиста России И. Шпиллера (1935-2003).

Музыка О. Проститова неоднократно исполнялась в концертах, проходивших в Сибирском регионе (Красноярск, Абакан, Иркутск, Новосибирск) и европейской части России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Пенза, Пермь), а также за границей - в Штутгарте, Париже, Майами, Остраве, Софии. С композитором сотрудничали выдающиеся отечественные музыканты - народные артисты России Д. Хворостовский,

B. Ефимов, Л. Амбарцумян, М. Аннамаме-дов, В. Венгловский.

В 2000-е годы имя О. Проститова стало «знаковым» для Красноярска. Композитору не случайно была оказана честь создания музыки городского Гимна. В творческом багаже О. Проститова насчитывалось свыше 40 произведений различных жанров: симфонии, концерты для различных инструментов, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, моноопера «Черный человек», кантаты, 5 мюзиклов, свыше 200 романсов и песен. Дальнейшие перспективы многогранной композиторской деятельности О. Проститова в Красноярске представлялись вполне безоблачными. Но судьба вновь распорядилась по-своему: в 2011 году Олег Леонидович переехал на жительство в Краснодар. При этом творческие связи художника с Красноярском не прервались. Так, в 2014 году по инициативе Л. Гавриловой композитор участвовал в III Сибирском фестивале современной музыки (см.: [3]), в 2016 - присутствовал на премьере своей оратории «Суриков - сын земли красноярской».

Неоценим вклад О. Проститова в духовно-патриотическое воспитание современных слушателей. Отнюдь не случайно эпическая линия в

его творчестве является ведущей. О. Проститов убеждён в необходимости развивать традиции основоположников отечественной композиторской школы, подчеркивая приоритетное значение темы Родины, темы России и её истории в различных ипостасях. Подтверждением тому являются «Саянский триптих» (посвящён В. Астафьеву, 1981-1987), концерты для фортепиано с оркестром № 2 «Дорический» (посвящён 125-летию со дня рождения С. Рахманинова, 1998), № 3 «Ярослав Мудрый» (посвящён 1000-летию Ярославля, 2005) и № 4 «Краснодарии» (2014), сонаты для фортепиано «Амадеус» (1988) и «Сва-стическая» (2006). Тема истории Сибири как важнейшей страницы российской истории, столь ярко воплощённая в симфоническом творчестве О. Про-ститова, получила отражение в его грандиозных проектах 2016 года - оратории «Суриков - сын земли красноярской» и опере «Ермак».

Таким образом, музыка нашего выдающегося современника, не ограничиваясь культурным пространством Сибирского региона, воспринимается ныне как ценнейшее достояние отечественной музыкальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоносова И. Музыкально-просветительская деятельность педагогов КГАМиТ - выпускников Ленинградской консерватории (1978-2013 годы) // Вестник музыкальной науки (Новосибирск). 2014. № 3. С. 94-99.

2. Белоносова И. Творческий портрет музыковеда Бориса Плотникова: от Харбина до Красноярска // Из истории отечественной музыкальной культуры: неизвестные страницы: сб. ст. и материалов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 195-210.

3. Белоносова И. Третий сибирский фестиваль современной музыки в Красноярске // Образование в сфере искусства (Магнитогорск). 2014. № 2. С. 11-15.

4. Казанцева Л. Найти своего слушателя // Советская музыка. 1985. № 7. С. 26-28.

5. Каледа Г. Вам, красноярцы, моя муза! // Красноярский рабочий. 2003. № 17 (5 февраля).

6. Композиторский дом приглашает в салон // Красноярский рабочий. 2001. № 85 (11 мая).

7. Коновалова Е. Олег Проститов: «Я не жалею, что остался в Сибири» // Краевой вестник: Приложение к газете «Вечерний Красноярск». 2005. № 7 (20 сентября).

8. Плотников Б. «Встреча» Моцарта и Шостаковича в фортепианной сонате О. Проститова «Амадей» // Моцарт, Танеев, Шостакович: история и современность: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Красноярск: КГАМиТ, 2007. С. 44-46.

9. Плотников Б. Слушая жизнь: заметки музыковеда (об О. Проститове) // Красноярский рабочий. 1982. № 82 (9 апреля).

10. Симкин В. Симфония, написанная в Красноярске: О премьере Второй симфонии О. Про-ститова // Красноярский комсомолец. 1984. № 21 (18 февраля).

11. Сухомлинский В. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. 336 с.

„ REFERENCES «

1. Belonosova I. Muzykal'no-prosvetitel'skaya deyatel'nost' pedagogov KGAMiT - vypusknikov Leningradskoj konservatorii (1978-2013 gody) [Musical and Enlightening Activities of Pedagogues at Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre -Graduates from the Leningrad Conservatory (19782013)]. Vestnik muzykal'noj nauki (Novosibirsk) [Bulletin of Music Research (Novosibirsk)]. 2014. № 3. P. 94-99.

2. Belonosova I. Tvorcheskij portret muzykove-da Borisa Plotnikova: ot Kharbina do Krasnoyarska [Creative Portrait of Musicologist Boris Plotnikov: From Harbin to Krasnoyarsk]. Iz istorii otechest-vennoj muzykal'noj kul'tury: neizvestnye stranit-sy [From the History of Russian Musical Culture: Unknown Pages]: collected articles and materials]. Moscow: Russian Gnessins Academy of Music, 2011. P. 195-210.

3. Belonosova I. Tretij sibirskij festival' sovre-mennoj muzyki v Krasnoyarske [The Third Siberian Festival of Modern Music in Krasnoyarsk]. Obrazovanie v sfere iskusstva (Magnitogorsk) [Education in the Field of Arts (Magnitogorsk)]. 2014. No. 2. P. 11-15.

4. Kazantseva L. Najti svoego slushatelya [To Find Your Listener]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1985. No. 7. P. 26-28.

5. Kaleda G. Vam, krasnojartsy, moja muza! [My Muse Is Dedicated To You, the Krasnoyarsk People!]. Krasnojarskij rabochij [Krasnoyarsk Worker]. 2003. No. 17 (February 5).

6. Kompozitorskij dom priglashaet v salon [Composers' House Invites to the Salon]. Kras-noyarskij rabochij [Krasnoyarsk Worker]. 2001. No. 85 (May 11).

7. Konovalova E. Oleg Prostitov: «Ya ne zhaleyu, chto ostalsya v Sibiri» [Oleg Prostitov: «I Do Not Regret that I Stayed in Siberia»]. Krasnoyarskij vestnik [Krasnoyarsk Bulletin]. 2005. No. 7 (September 20).

8. Plotnikov B. «Vstrecha» Motsarta i Shostakov-icha v fortepiannoj sonate O. Prostitova «Amadej» [«Meeting» of Mozart and Shostakovich in the Piano Sonata «Amadeus» by O. Prostitov]. Motsart, Taneev, Shostakovich: istoriya i sovremennost' [Mozart, Taneev, Shostakovich: History and Modernity]: materials of the All-Russian Research and Practical Conference. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre, 2007. P. 44-46.

9. Plotnikov B. Slushaya zhizn': zametki muzykoveda (ob O. Prostitove) [Listening to Life: Notes by Musicologist (about O. Prostitov)]. Krasnoyarskij rabochij [Krasnoyarsk Worker]. 1982. No. 82 (April 9).

10. Simkin V. Simfoniya, napisannaya v Kras-noyarske: o prem'ere Vtoroj simfonii O. Prostitova [The Symphony Written in Krasnoyarsk: About the Premiere of the Second Symphony by O. Prostitov]. Krasnoyarskij komsomolets [Krasnoyarsk Young Communist Leaguer]. 1984. No. 21 (February 18).

11. Sukhomlinskij V. Rozhdenie grazhdanina [The Birth of a Citizen]. Moscow: Molodaya gvard-iya Press, 1971. 336 p.

ОЛЕГ ПРОСТИТОВ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Творческий облик композитора Олега Про-ститова - нашего современника - вызывает особый интерес, поскольку осмысление соответствующей информации позволяет обогатить наши представления об отечественной музыкальной жизни последних десятилетий. Исходя из отсутствия масштабных публикаций о творчестве композиторов Сибири (в частности, Красноярского края) на протяжении многих лет, данная проблема приобретает несомненную актуальность. Благодаря изучению документов, научных исследований и материалов, обнародованных в прессе, а также анализу доступных сегодня автографов большинства сочинений, личным беседам с О. Проститовым, оказывается возможным более подробно осветить различные периоды творческой биографии крупного художника наших дней. Автором публикуемой статьи выявляются жанровые при-

оритеты, характерные для творчества О. Про-ститова, оценивается его персональный вклад в становление и совершенствование композиторского образования в Красноярске, в создание и последующую продуктивную деятельность краевого Союза композиторов, в развёртывание активного «диалога» профессиональной элиты и широкой слушательской аудитории с музыкой современных авторов, в том числе - представителей Сибирского региона. По мнению исследователя, рассматриваемые события творческой биографии О. Проститова наглядно свидетельствуют о его значительной роли в культурной и музыкальной жизни Красноярского края и России в целом.

Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, Красноярский союз композиторов, «Сибирские фестивали современной музыки», Красноярский институт искусств.

OLEG PROSTITOV: STROKES TO THE PORTRAIT

A creative image of the composer O. Prostitov - our contemporary - arouses the special interest, because a comprehension of appropriate information enables to enrich our notion about the native music life of the late decades. Proceed from lack of the extended publications regarding to the creative work of Siberia composers (in particular the Krasnoyarsk territory) during many years, this problem takes on doubtless actuality. Owing to studying documents, research articles and materials of the press, the analysis of manuscripts of the majority works by O. Prostitov which are available today and the personal conversations with the composer it has become possible to highlight in more details various periods of the prominent artist's of our day biography. The author of the

presented article reveals the typical genre priorities of O. Prostitov's creative work, appreciates his personal role in the formation and improvement of composer education in Krasnoyarsk, as well as in the making and subsequent productive activity of the regional Union of composers, expansion of the active «dialogue» of the professional elite and wide listenership with music by contemporary authors, including the composers of Siberia. In the researcher's opinion, the examined events in O. Prostitov's creative biography are clearly evidence of the significant role in the cultural and musical life of the Krasnoyarsk region and Russia in whole.

Key words: musical culture of Siberia, Krasnoyarsk Union of composers, «Siberia festivals of modern music», Krasnoyarsk Institute of Arts.

Белоносова Ирина Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой звукорежиссуры Красноярский государственный институт искусств Россия, 660049, Красноярск e-mail: [email protected]

Belonosova Irina V.

PhD in Art Studies, Associate Professor, Head of the Department of Sound Engineering

Krasnoyarsk State Institute of Arts

Russia, 660049, Krasnoyarsk e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.