УДК 78.06
А. В. Заозерских, М. М. Чихачёва
МУЗЫКА «ПАМЯТИ» В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ СИБИРИ1
емориальность можно назвать одним из важных направлений в творчестве современных отечественных композиторов и исследователей (подробнее см.: [11]). Начиная с XIX столетия и до настоящего времени, композиторы разных регионов нашей страны обращаются к явлению мемориальности, отдавая дань памяти ушедшим людям.
Для авторов Сибири данная тематическая сфера также становится значимой и нередко находит отражение в музыкальных сочинениях. Это композиторы Новосибирска (Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов, 3. Л. Бля-хер), Красноярска (В. А. Бешевли, О. И. Меремкулов, О. Л. Проститов, И. Я. Флейшер), Абакана (А. А. Кенель, Г. И. Челбораков), Барнаула (Е. Н. Кравцов), Омска (И. М. Хейфец), Иркутска (В. Н. Тихонов, В. Е. Карпенко) и др.
Целью данного исследования является выявление роли и места мемориальной музыки в творчестве композиторов Сибири.
Вторая половина XX в. и начало XXI столетия отмечены нарастающим интересом композиторов к мемориальности, в том числе в музыке региональных авторов. В связи с такой тенденцией возникает необходимость освещения и анализа мемориальных сочинений. Значимое количество исследований, научных и просветительских статей посвящено творчеству композиторов Сибири (среди авторов: И. В. Белоносова, Л. В. Гаврилова, Т. С. Гигуашвили, С. С. Гончаренко, Н. А. Еловская, А. М. Ле-совиченко, Н. М. Найко, Л. Л. Пыльнева и др. (см.: [2-10, 12-13, 16])). Однако лишь в некоторых работах затрагивается тема мемориальности в музыке.
В целом явление мемориальности рассматривается, как правило, на примере творчества ведущих композиторов отечественной школы - преимущественно представителей Москвы и Санкт-Петербурга. Данная работа является попыткой систе-
© А. В. Заозерских, М. М. Чихачёва, 2019
матизации и обзора мемориальных сочинений композиторов Сибири.
«Мемориальность» как особая область музыкального искусства еще не получила единого определения со стороны исследователей. Неслучайно в качестве синонимов при рассмотрении данного явления употребляют различные термины: «мемориальность», «мемориальные жанры», «мемориальная музыка», «музыка ш тетогсат» и др. Удивительно, но исследований, посвященных этому вопросу, в музыковедческой литературе совсем немного.
Мемориальность как особое жанровое наклонение обозначает О. В. Соколов. В качестве примера исследователь приводит произведения разных жанров, объединенные особым ореолом «психологических обертонов»: «выражение печали утраты и благоговейного отношения к адресату, светлой памяти о нем» [17, с. 204]. В качестве образца исторической стилистики Е. В. Назайкинский вводит понятие музыкальных «мемориальных памятников», среди которых рассматривает: «Апофеоз Люлли» и «Апофеоз Корелли» Ф. Купере-на, «Моцартиану» П. И. Чайковского, «Вариации на тему Паганини» И. Брамса и «Рапсодию на тему Паганини» С. В. Рахманинова [15, с. 218].
Музыковед М. Н. Лобанова дает следующее толкование: «Музыкальный мемориал — жанр, получивший наибольшее распространение в XX в. и олицетворяющий память в культуре. Мемориал предполагает непосредственную связь различных стилей, эпох, индивидуальностей. Мемориал, как правило, содержит отражение чужого стиля в произведении, авторскую, человеческую, этическую позицию. Варианты названий - "Приношение", "1п тетопат", "Памяти...", "Посвящение"» [14, с. 159]. Характерные черты мемориальности в музыке анализируются в диссертационных исследованиях Т. С. Андрущак («Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века (к исследованию феномена)») [1] и Н. Л. Сокольвяк («Мемориаль-
ный квартет в русской музыке: история, эволюция, стиль») [18].
В разных источниках даны примеры определений мемориальной музыки; попытка систематизировать сюжетные и музыкальные специфические черты в общей панораме и на частных примерах; аналитический разбор произведений. Однако в настоящее время музыковеды не пришли к общему мнению в определении «мемориальной сферы».
Мемориальность в искусстве ведет свои истоки с древности. Необходимость эмоционального (и эстетического) отклика на смерть человека послужила посылом для возникновения данного явления. Можно сказать, что мемориальные жанры «зародились» внутри традиционных обрядов (так называемых «обрядов перехода», оформлявших «последний путь» из мира живых), став их неотъемлемой частью.
Ключевая идея мемориальных жанров в различных видах искусств - это, прежде всего, идея увековечивания памяти, что согласуется с этимологией слова «memoria». Среди вариантов перевода с латинского языка можно отметить следующие: память, вспоминать, восстанавливать в памяти, замечательный, достопамятный, для увековечения памяти, в память (во имя), время, пора, эпоха, памятник и др. Различные мемориальные жанры раскрывают ту или иную грань «смыслового корня» слова «memoria».
В многообразии примеров мемориальной музыки исследователи выделяют основные содержательные черты (подробнее об этом см.: [1, с. 6]). Это сопоставление философских категорий жизни и смерти, субъективного и объективного, трагического и просветленного; тематические линии оплакивания, воспоминания о прошлом; единство конкретно-исторического и вневременного аспектов, противопоставление временного и вечного; общая философско-этическая направленность.
Среди музыкальных черт мемориальной музыки можно назвать комплекс специфических средств музыкальной выразительности, перечислим лишь некоторые. Опора на определенные композиторские техники и приемы: полистилистика, цитирование, аллюзии; использование интонационных комплексов, соотнесенных с определенным музыкально-историческим содержанием: интонация lamento, музыкально-риторические фигуры2; круг
темповых и выразительных обозначений3; особенности фактурной организации: хоральный склад фактуры; «парящая» над хоральной основой мелодия; пространственно-стереофонические эффекты; особая ритмическая организация: механистическое остинатное движение (образ-ассоциа-ция - напоминание о быстротечности жизни и неизбежности смерти (часовой ход, поступь)); особенности громкостной динамики: полярные градации динамики (от РРРРРР Д° fffffffff)> динамические «затухания»; тембровая драматургия: клавесин, челеста, использование флажолетов у струнно-смычковых инструментов, детские голоса, пространственно-стереофони-ческие эффекты. Конечно, также к особенностям музыкального воплощения мемори-альности относится жанровая специфика. Это опора на жанры, как напрямую связанные с траурной традицией (пассакалия, сарабанда, траурный марш), так и получающие новую образно-смысловую трактовку (элегия, колыбельная, вальс).
Тематическая сфера мемориальности находит свое отражение в творчестве различных композиторов, в том числе Сибирского региона. По хронологии одним из первых сибирских сочинений мемориальной направленности, упоминание о котором нам удалось найти, является Концерт для фортепиано с оркестром «Памяти В. И. Ленина» (1958) А. А. Кенеля.
Своеобразный «всплеск» интереса к сочинениям мемориальной направленности в Сибирском регионе можно усмотреть в период 1970-1980-х гг.: Е. Н. Кравцов. Концерт для оркестра народных инструментов «Памяти Игоря Стравинского» (1972); Ю. П. Юкечев. Кантата для чтеца, сопрано, рояля, хора и народного оркестра «Памяти друга» на сл. А. Ахматовой, ор. 29 (1974), Пьеса «Памяти Ю. Крамарова» для виоль д'амур, альта и магнитофона, ор. 75 (1983), Фортепианное трио № 3 памяти И. И. Сол-лертинского, ор. 80 (1983), Пьесы «Памяти В. Хлебникова», ор. 105 (1987), «Памяти А. Тарковского» (1987); В. Е. Карпенко. Трио № 1 (Три пьесы) памяти Б. Бриттена (1977); В. А. Бешевли. Струнный квартет № 2 в 3 частях (посвящается памяти моего дяди Э. А. Ганжерли) (1980); О. Л. Прости-тов. Симфония для камерного оркестра № 2 - памяти И. Стравинского (1983); И. М. Хейфец. Трио-реквием для скрипки, виолончели и фортепиано «Памяти
6000 ООО» (1985), Концерт для виолончели с оркестром памяти П. И. Чайковского (1988).
Продолжается тенденция обращения к мемориальности и в 1990-х гг.: О. И. Ме-ремкулов. Композиция для виолончели соло «Памяти архитектора Матвея Казакова» (1990); Г. Н. Иванов. Симфония № 1 «Памяти родителей» (1991-1992); О. Л. Проститов. Терцет для двух скрипок и фортепиано, посвященный жертвам октября 1993 года (1993); Ю. П. Юкечев. Пьеса «Памяти И. Бродского» (1996).
В первом и втором десятилетии XXI в. актуализируется интерес к мемориальной музыке. Среди найденных сочинений можно отметить: В. Е. Карпенко. Фортепианное трио № 3 «Воспоминания о Казахстане» (2005); И. Я. Флейшер. Струнный квартет № 1, ор. 8 (памяти А. Г. Шнитке) (2000), Вокализ «Памяти павших», ор. 23 (2004), «Бранденбургская фантазия» для солирующего альта, струнного оркестра и клавесина (памяти Ю. М. Крамарова), ор. 64 (2011), «Музыкальное приношение» (памяти И. Урьяша) для двух скрипок и камерного оркестра, ор. 78 (2014) и др. В 2007 г. появляются два сочинения памяти
A. П. Петрова: О. Л. Проститов. «Ламенто Памяти Великого Мастера» для оркестра, женского хора, фортепиано и органа, посвященное памяти А. П. Петрова (2007),
B. Е. Карпенко. Фантазия для симфонического оркестра памяти А. П. Петрова (2007).
Приведенный список сочинений не является полным4, так как на данный момент не удалось выяснить хронологию всех обнаруженных мемориальных произведений композиторов Сибири: Г. И. Чел-бораков. Симфоническая увертюра «Память»; 3. Л. Бляхер. Мюзикл по пьесе-сказке 3. Ибрагимовой «Да и нет не говорите?» памяти Н. Грицюка; В. Н. Тихонов. Экспромт памяти Л. А. Касабова для камерного оркестра, Пьеса памяти Н. А. Непомнящего для народного оркестра; Элегия «Воспоминание» для квартета виолончелей памяти ушедших коллег-му-зыкантов; И. М. Хейфец. Симфония № 4 памяти Ф. Горенштейна и др.
Мемориальность в музыке сибирских авторов находит различное жанровое воплощение. Чаще всего, это камерно-инстру-ментальная музыка (трио, терцет, квартеты, фантазии, композиция, элегия, пьесы для различных камерных составов), встречается инструментальная музыка крупных
форм (концерты, симфонии, симфоническая фреска, увертюра), вокальная музыка (кантата, мюзикл).
Схожая картина жанровых исканий в «музыке памяти» наблюдается и на общероссийском уровне. Чаще всего, композиторы обращаются к инструментальной музыке разных составов. Можно привести такие яркие примеры из камерно-инструменталь-ной музыки, как: П. И. Чайковский. Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882); С. В. Рахманинов. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели («Памяти великого художника») (1893); Д. Д. Шостакович. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели № 2 памяти И. И. Соллертинского (1944); А. Г. Шнитке. «Канон памяти И. Ф. Стравинского» (1971), Фортепианный квинтет (Памяти матери) (1975); Э. В. Денисов. «Канон памяти И. Ф. Стравинского» (1971); Г. И. Банщиков. Соната памяти Д. Д. Шостаковича для флейты и фортепиано (1977); С. М. Слонимский. «Интермеццо памяти И. Брамса» (1980); инструментальные произведения крупных форм: М. С. Вайнберг. Двенадцатая симфония памяти Д. Д. Шостаковича (1976); Г. А. Кан-чели. Симфония № 5 памяти родителей (1977); Ю. М. Буцко. Симфония-речитатив памяти матери (1986); В. А. Успенский. Элегическая симфония памяти матери (1987); Р. С. Леденев. Симфоническая повесть «Зимний путь» памяти Б. Чайковского (1997-2001); Р. К. Щедрин. «На посошок» памяти М. Л. Ростроповича, для шести виолончелей и альтовой блокфлейты5 (2007) и многие другие произведения разных авторов.
Яркие мемориальные сочинения появляются, например, и в жанрах вокальной музыки: А. Д. Кастальский. Хор «В. И. Ленину. У гроба» (1925); И. Ф. Стравинский. Месса для смешанного хора и двойного квинтета духовых на канонический текст католической литургии памяти Т. С. Элиота (1948); Г. В. Свиридов. Хор «Мы не верим!» (Песнь о Ленине) на сл. В. Маяковского (1960), «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973); Д. Б. Кабалевский. «Реквием» (посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом) (1962); Р. С. Леденев. «Венок Свиридову - светлой его памяти» (1998) и др.
Как правило, мемориальная музыка представлена единичными образцами в наследии отдельных авторов. Мемориальность
как сквозная линия творчества встречается реже, например, в ряде произведений И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке, С. М. Слонимского, Р. С. Леденева. Некоторые отечественные композиторы объединяют мемориальные сочинения в циклы - например, метацикл из шести «Тетрадей памяти» Р. С. Леденева6.
Говоря о постоянстве обращения к феномену мемориальности в творчестве конкретного композитора Сибирского региона, можно отметить, что чаще всего, это единичные примеры. Однако некоторые композиторы периодически возвращаются к сфере мемориальной музыки, среди них можно назвать Ю. П. Юкечева, И. Я. Флей-шера, В. Н. Тихонова, В. Е. Карпенко. Тенденция объединения мемориальных произведений в циклы у композиторов Сибири не просматривается.
Мемориальные произведения имеют различные посвящения, которые можно объединить по тематическим группам. В исследованиях, посвященных мемориальной музыке, представлены различные примеры типологии таких тематических групп. Например, в диссертации Т. С. Анд-рущак даны следующие группы мемориальных посвящений: сочинения, имеющие коллективного «адресата»; опусы «памяти художника»; «личностные посвящения» родственникам, друзьям [1, с. 6]. Музыковед Н. Л. Сокольвяк пишет, что «уже на ранних этапах сложились основные типы поминальных посвящений, идущие от классификации панихид на индивидуальные и вселенские: личностные (где авторами указывались конкретные персоналии) и обобщенные (в которых адресатом объявлялся некий собирательный образ артиста, художника, героя и т. д.)» [18, с. 9]. Как близкую к мемориальной музыке исследователь О. В. Соколов рассматривает также «музыку воспоминаний» (приводя в качестве примера «Забытые вальсы» и «Забытый романс» Ф. Листа, «Воспоминание о бале» или «Соната-воспоминание» Н. К. Метнера) [17, с. 204]. На основе данных наблюдений мы выявили следующие тематические группы мемориальности, об-
ращения к которым есть в произведениях сибирских авторов:
- посвящения близким людям: родным, друзьям;
- посвящения знаковым фигурам эпохи: творческим личностям, политическим деятелям;
- посвящения историческим событиям;
- память места7.
При распределении сочинений по тематическим группам некоторые из них могут быть отнесены как к первой, так и ко второй выявленной группе (посвящения близким людям и знаковым фигурам). Так как композиторы часто посвящают музыку ушедшим друзьям - творческим деятелям (композиторы, художники, архитекторы, скульпторы и т. д.). Кроме того, особое значение для развития культуры памяти в Сибири имеют посвящения людям, оставившим значимый «культурный след» на региональном уровне. Так в мемориальной музыке сибирских композиторов отдана дань памяти таким значимым личностям культуры региона, как иркутский скрипач и дирижер Л. А. Касабов и новосибирский художник Н. Д. Грицюк.
В представленной работе предпринята первая попытка обзора и систематизации мемориальной музыки в творчестве композиторов Сибири. Дан хронологический срез выявленных образцов музыки памяти, выявлены основные тенденции жанрового претворения в сибирской музыке феномена мемориальности, рассмотрены тематические разновидности мемориальных посвящений.
Работа над исследованием уже на данном этапе позволяет сделать предварительные выводы об отражении общероссийских тенденций в обращении к мемориальной музыке в творчестве региональных композиторов, в частности в творчестве композиторов Сибири. Приведенные данные позволяют говорить о значимости феномена мемориальности в качестве особого жанрового наклонения в музыке современных отечественных авторов. Они отражают вклад сибирских композиторов в сохранение такого зыбкого явления, как «память культуры».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование выполнено при поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках реализации проекта «Музыкальное, те-
атральное, художественное и архитектурное образование в Красноярском крае (конец XIX - начало XXI века)».
2 Например, anabasis, catabasis и др.
3 Например, doloroso, lamento, pietoso, con passione и т. д.
4 В поиске материала мы столкнулись с рядом проблем, среди которых: разрозненность источников, сложность в поиске нотных изданий (региональные композиторы реже официально публикуются и не всегда выставляют свои сочинения в свободных источниках и сети Интернет). Чаще всего, сочинения композиторов Сибири в рукописях хранятся в библиотеках музыкальных вузов.
5 Вариант - для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели.
6 Тетрадь 1 для различных инструментов, ор. 53 (1996-2004); Тетрадь 2 «Зимний путь». Симфоническая повесть памяти Б. Чайковс-
кого, ор. 54 (1997-2001), Тетрадь 3 «Con sordini» (Маленький реквием) для солирующего альта и струнного оркестра в 3 частях, ор. 55 (1998), Тетрадь 4 «Венок Свиридову -светлой его памяти». Для смешанного хора, тенора и колокола (5 хоров), ор. 56 (1998), Тетрадь 5 «Триптих памяти Г. В. Свиридова» для вибрафона и струнного оркестра, ор. 57 (1998-1999), Тетрадь 6 «Контрасты» для струнного квартета памяти Д. Шостаковича, ор. 60 (2000).
7 Интересно отметить, что данная тематическая группа перекликается с особым жанром изобразительного искусства - мемориальным пейзажем. Мемориальный пейзаж, как правило, воспроизводит места, которые посещали видные деятели искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрущак Т. С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века (к исследованию феномена): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Саратов, 2008. -23 с.
2. Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха / Авт.-сост. Л. Л. Пыльнева. - Новосибирск: Наука, 2008. - 448 с.
3. Белоносова И. В. Олег Проститов: штрихи к портрету // Южно-Рос. муз. альм. - 2017. -№ 2. - С. 60-65.
4. Войткевич С. Г., Флейшер Т. П. И. Я. Флей-шер: К 60-летию. - Красноярск: [Б.и.], 2008. - 45 с.
5. Гигуашвили Т. С. Композитор Александр Кенель. - URL: http://sibmus.info/texts/ giguash/kenel.htm (дата обращения: 24.10.2018).
6. Гигуашвили Т. С. Композитор Георгий Чел-бораков. - URL: http://sibmus.info/texts/ giguash/chelbor.htm (дата обращения: 24.10.2018).
7. Гончаренко С. С. Заметки о творческом пути композитора Евгения Кравцова к семидесятипятилетнему юбилею. - URL: http://sibmus.info/texts/gonchar/ kravtsov_75_let.htm (дата обращения: 24.10.2018).
8. Гончаренко С. С. Памяти композитора Захара Львовича Бляхера. - URL: http:// sibmus.info/texts/gonchar/ blyakher_in_memory.htm (дата обращения: 24.10.2018).
9. Гончаренко С. С. Путь в три четверти века: К юбилею сибирского композиторского союза // Вестн. муз. науки. - 2017. - № 4. -С. 31-38.
10. Гончаренко С. С. Юрий Юкечев: Служение созиданию. - URL: http://sibmus.info/texts/ gonchar/yukech.htm (дата обращения: 24.10.2018).
11. Заозерских А. В., Чихачёва М. М. Мемориальные жанры в искусстве (на примере творчества Романа Леденева) // Культура и искусство: Поиски и открытия: Сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры. - Кемерово, 2017. - С. 39-44.
12. Карпенко В. Е. Особенности формообразования в произведениях В. Тихонова // Художественная культура России вчера, сегодня, завтра: Региональный аспект: Материалы Всерос. (с международным участием) науч. конф. - Красноярск: Краснояр. гос. ин-т искусств, 2017. - С. 65-68.
13. Лесовиченко А. М. Георгий Иванов в музыкальной культуре Сибири. - URL: http:// sibmus. info/texts/lesov/g_iv_sib. htm (дата обращения: 24.10.2018).
14. Лобанова M. Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. - М.: Сов. композитор, 1990. - 312 с.
15. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
16. Найко Н. М. Олег Меремкулов. Яркие краски жизни // Познавший тайну звука: Ст. о музыке и музыкантах. - Красноярск: Краснояр. гос. акад. музыки и театра, 2012. - С. 263-268.
17. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. -Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 220 с.
18. Сокольвяк Н. Л. Мемориальный квартет стиль: Автореф. дис. ... канд. искусствоведе-в русской музыке: История, эволюция, ния. - Магнитогорск, 2014. - 22 с.
REFERENCES
1. Andryushchak T. S. Memorialnost v otechestvennoj muzyhe poslednej treti XX veka (k issledovaniyu fenomena): Avtoref. dis. ... cand. iskusstvovedeniya [Memorial in the national music of the last third of the XX century (to the study of the phenomenon). Extended abstract of candidates thesis]. Saratov, 2008. 23 p.
2. Askold Murov: Muzyka. Sibir. Epokha [Askold Murov: Music. Siberia. Era]. Novosibirsk, 2008. 448 p.
3. Belonosova I. V. Oleg Prostitov: touches to the portrait. Yuzhno-Rossijskij muzykalnyj almanakh [South-Russian musical anthology]. 2017, (2): 60-65.
4. Vojtkevich S. G., Flejsher T. P. I. Ya. Flejsher: k 60-letiyu [I. Ya. Fleischer: to the 60th anniversary]. Krasnoyarsk, 2008. 45 p.
5. Giguashvili T. S. Kompozitor Aleksandr Kenel [Composer Aleksandr Kenel']. Available at: http://sibmus.info/texts/giguash/kenel.htm (Accessed 24 October 2018).
6. Giguashvili T. S. Kompozitor Georgij Chelborakov [Composer Georgij Chelborakov]. Available at: http://sibmus.info/texts/ giguash/chelbor.htm (Accessed 24 October 2018).
7. Goncharenko S. S. Zametki o tvorcheskom puti kompozitora Evgeniya Kravtsova k semidesyatipyatiletnemu yubileyu [Notes on the creative path of the composer Yevgeny Kravtsov to the seventy-fifth anniversary]. Available at: http://sibmus.info/texts/ gonchar/kravtsov_75_let.htm (Accessed 24 October 2018).
8. Goncharenko S. S. Pamyati kompozitora Zakhara Lvovicha Blyakhera [The memory of the composer Zachary Lvovich Blyakher]. Available at: http://sibmus.info/texts/ gonchar/blyakher_in_memory.htm (Accessed 24 October 2018).
9. Goncharenko S. S. The way to the three quarters of the century: the anniversary of the Siberian composer's Union. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2017, (4): 31-38.
10. Goncharenko S. S. Yurij Yukechev: sluzhenie sozidaniyu [Yuri Yukechev: service to creation]. Available at: http://sibmus.info/ texts/gonchar/yukech.htm (Accessed 24 October 2018).
11. Zaozerskikh A. V., Chikhachyova M. M. Memorial genres in art (on the example of the work of Roman Ledenev). Kultura i iskusstvo: poiski i otkrytiya: sbornik nauchnykh statej [Culture and art: searches and discoveries: a collection of scientific articles]. Kemerovo, 2017, pp. 39-44.
12. Karpenko V. E. Features of formation in the works of V. Tikhonov. Khudozhestvennaya kultura Rossii vchera, segodnya, zavtra: regionalnyj aspekt [Art culture of Russia yesterday, today, tomorrow: regional aspect]. Krasnoyarsk, 2017, pp. 65-68.
13. Lesovichenko A. M. Georgij Ivanov v muzykalnoj kulture Sibiri [Georgy Ivanov in the musical culture of Siberia]. Available at: http: //sibmus .info/texts/lesov/g_iv_sib .htm (Accessed 24 October 2018).
14. Lobanova M. N. Muzykalnyj stil i zhanr: istoriya i sovremennost [Musical style and genre: history and modernity]. Moscow, 1990. 312 p.
15. Nazajkinskij E. V. Stil i zhanr v muzyke [Style and genre in music]. Moscow, 2003. 248 P-
16. Najko N M. Oleg Meremkulov. Bright colors of life. Poznavshij tajnu zvuka: statii o muzyke i muzykantakh [Learned the secret of sound: articles about music and musicians]. Krasnoyarsk, 2012, pp. 263-268.
17. Sokolov 0. V. Morfologicheskaya sistema muzyki i ee khudozhestvennye zhanry [The morphological system of music and its artistic genres]. Nizhny Novgorod, 1994. 220 p.
18. Sokolvyak N. L. Memorialnyj kvartet v russkoj muzyke: istoriya, ehvolyutsiya, stil. Avtoref. dis. ... cand. iskusstvovedeniya [Memorial quartet in Russian music: history, evolution, style. Extended abstract of candidates thesis]. Magnitogorsk, 2014. 22 p.
Музыка «памяти» в творчестве композиторов Сибири
Рассматривается воплощение феномена мемориальности в творчестве сибирских композиторов. Мемориальность является одной из значимых тематических сфер современной отечественной музыки, отмеченной и исследовательским вниманием. Однако лишь немногие работы освещают тематическую сферу памяти в творчестве сибирских авторов. В данном исследовании представлен хронологический обзор мемориальных сочинений Сибири, охватывающий период с конца 1950-х гг. по настоящее время. Подобный экскурс позволяет выявить устойчивую тенденцию обращения сибирских композиторов к мемориальной музыке. Типологиза-ция позволяет очертить круг жанров, формирующих сферу мемориальной сибирской музыки. Феномен мемориальности в музыке связан с разными типами посвящений, которые отдают дань памяти тем или иным событиям, явлениям, фигурам. В статье систематизированы тематические группы мемориальных посвящений, которые встречаются в сочинениях сибирских авторов. Основные выявленные черты мемориальности в музыке Сибири отражают общероссийские тенденции, что показано в приведенных примерах мемориальных произведений. Специфической чертой в воплощении феномена музыкальной мемориальности в региональных условиях является дань памяти не только значимым фигурам общероссийского (мирового) уровня и историческим событиям, но и сохранение памяти культуры в регионе.
Ключевые слова: мемориальная музыка, современные отечественные композиторы, творчество композиторов Сибири, память в искусстве.
Music of "memory" in the works of Siberian composers
The article discusses the embodiment of the phenomenon of memorialism in the works of Siberian composers. Memorial is one of the significant thematic areas of modem domestic music, including noted and research attention. However, only a few works cover the thematic area of memory in the works of Siberian authors. This study presents a chronological review of memorial writings, covering the period from the late 1950s to the present. Such an excursion makes it possible to reveal a steady trend of the appeal of Siberian authors to memorial music. Typology allows us to outline the range of genres that form the sphere of memorial Siberian music. The phenomenon of memoriality in music is associated with different types of dedications that pay tribute to the memory of certain events, phenomena, figures. The article systematizes the thematic groups of memorial dedications, which are found in the works of Siberian authors. The main revealed features of memoriality in the music of Siberia reflect the all-Russian trends, which are shown in the examples of memorial works. A specific feature in the embodiment of the phenomenon of musical memorialy in regional conditions is a tribute to the memory of not only important figures of the all-Russian (world) level and historical events, but also the preservation of the memory of culture in the region.
Keywords: memorial music, contemporary Russian composers, creativity of Siberian composers, memory in art.
Заозерских Алена Владимировна, студентка 1 курса магистратуры Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск) E-mail: [email protected]
Чихачёва Мария Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск) E-mail: [email protected]
Zaozerskikh Alyona Vladimirovna,
Undergraduate 1 course at the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]
Chikhachyova Mariya Mikhailovna,
Candidate of Art Criticism, Docent at the Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]
Получено 12.11.2018