Научная статья на тему 'Звукозапись и ее роль в сохранении историко-культурного наследия академической музыки Сибири: на примере анализа фонда библиотеки КГИИ'

Звукозапись и ее роль в сохранении историко-культурного наследия академической музыки Сибири: на примере анализа фонда библиотеки КГИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОВИДЕОДОКУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / КАФЕДРЫ КГИИ / БАХ АКАДЕМИЯ / BACH ACADEMY / ЗВУКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / AUDIO INFORMATION / КОМПОЗИТОРЫ КРАСНОЯРСКА / KRASNOYARSK COMPOSERS / PHONO AND VIDEO DOCUMENTS / DEPARTMENTS OF THE KRASNOYARSK STATE INSTITUTE OF ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоносова Ирина Владимировна

Статья посвящена анализу созданного в КГИИ фонда звукозаписей сочинений красноярских композиторов. Установлено, что значительную часть фонда, связанного с академической музыкой Сибири, составляют записи исполнительских коллективов и солистов института, а также музыкантов региона. Традиционное понимание фонда звукозаписи как необходимого в рамках учебного процесса структурного звена в музыкальном вузе (как части библиотеки) значительно расширяется, если рассматривать его как средство сохранения культурного наследия региона. Формирование полноценного и разнообразного фонда записей не только музыки композиторов региона, но и творческих проектов исполнителей тесно связано с насущной проблемой создания в вузе информационно-образовательной среды. Фонофонд и информационно-образовательная среда рассматриваются как два взаимосвязанных структурных компонента, способствующих созданию музыкального тезауруса выпускников вуза, повышающих уровень их профессиональной компетентности. В статье освещаются основные поисковые «стратегии», предлагаемые обучающимся для работы с фондом в процессе освоения дисциплины «Музыкальная культура Сибири». Во время самостоятельной подготовки особенно важны навыки, связанные с поисками фонодокументов, хранящихся в фонотеке вуза. Уникальные в своем роде записи являются яркими свидетельствами непрерывно обогащающейся исполнительской практики и композиторского творчества региона. На основе анализа произведенных аудио-и видеозаписей, выполненных на кафедре звукорежиссуры КГИИ, сделаны некоторые обобщения о структуре фонда. Отмечены наиболее яркие творческие проекты, сохраненные в виде фонои видеодокументов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audio recording and its role in preservation of historical and cultural legacy academic music of Siberia: by the example of analysis of Krasnoyarsk State Institute of arts library's fund

The article dwells upon the analysis of the Krasnoyarsk State Institute of Arts fund of audio records compiling works of Krasnoyarsk composers. As it was established, the major part of the fund related to academic music of Siberia includes records of performing groups and solo singers of the institute as well as musicians of the region. A traditional understanding of an audio records fund as necessary structural part of an educational process in a musical institute of higher education (as a part of a library) is significantly extending if considered as one of the means of regional cultural legacy preservation. Establishment of full and diverse records fund of music performed by both regional composers and performers of creative projects is closely tied to the persistent problem of information and educational environment (IEE) creation in the institute. Phonofund together with information and educational environment are considered as two interrelated structural components contributing to a music thesaurus formation of the institute graduates who are upgrading their level of professional competence... The article dwells upon the analysis of the Krasnoyarsk State Institute of Arts fund of audio records compiling works of Krasnoyarsk composers. As it was established, the major part of the fund related to academic music of Siberia includes records of performing groups and solo singers of the institute as well as musicians of the region. A traditional understanding of an audio records fund as necessary structural part of an educational process in a musical institute of higher education (as a part of a library) is significantly extending if considered as one of the means of regional cultural legacy preservation. Establishment of full and diverse records fund of music performed by both regional composers and performers of creative projects is closely tied to the persistent problem of information and educational environment (IEE) creation in the institute. Phonofund together with information and educational environment are considered as two interrelated structural components contributing to a music thesaurus formation of the institute graduates who are upgrading their level of professional competence. Within the matter of the article main search “strategies” provided to the student for dealing with the fund while mastering the subject of Musical Culture of Siberia are illustrated. During self-preparation, skills related to the phonodocuments search stored in the institute library are highly essential. Fund records, which are unparalleled in their own way, are vivid evidence of continuously enriching performers' practice and composers' creativity of the region. Some general conclusions concerning fund's structure are made based on the analysis of audio and video records made at the Audio Engineering Department of the Krasnoyarsk State Institute of Arts. The most creative projects preserved in the form of phono and video documents are pointed out. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Звукозапись и ее роль в сохранении историко-культурного наследия академической музыки Сибири: на примере анализа фонда библиотеки КГИИ»

УДК 781.973

И. В. Белоносова

ЗВУКОЗАПИСЬ И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ СИБИРИ: НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ФОНДА БИБЛИОТЕКИ КГИИ

^ охранение исторических документов в виде фоно- и видеозаписей - одно из направлений работы архивов и музеев. В настоящее время учебные заведения, особенно музыкальные вузы, располагают широкими возможностями по формированию фондов звукозаписи для обеспечения учебного процесса в рамках конкретных дисциплин. Так, в Красноярском государственном институте искусств (КГИИ) создаются необходимые условия для успешного изучения истории музыки Сибири в рамках дисциплины «Музыкальная культура Сибири». Кроме формирования фонда письменных источников информации в виде учебных пособий и монографий, большое значение придается накоплению «звучащего» материала в виде аудиовидеозаписей. Звучащий музыкальный материал, звуковая музыкальная информация (ЗМИ) является самым привычным и понятным для музыкантов источником информации, которую они воспринимают с удовольствием, а также достаточно быстро и легко усваивают. Цель данной статьи - рассмотреть ЗМИ, во-первых, как важный элемент информационно-образовательной среды и учебно-образовательного процесса, обогащенного мультимедийными технологиями, во-вторых, как важное средство информации (наряду с письменными источниками).

Формированию информационно-образовательной среды (ИОС) вуза уделяется особое внимание. Естественно, что к началу второго десятилетия XXI в. вопрос об умении / неумении пользоваться компьютером, о степени владения различными программами, необходимыми для получения информации, у большей части молодого поколения уже не стоит настолько остро, как это было в начале 1990-х гг. Речь идет уже о создании условий для внедрения новейших технологий в обучении, таких, напри-

© И. В. Белоносова, 2018

мер, как СМАРТ-технологии [16]. В сети Интернет можно найти целые страницы, разъясняющие специфику новой образовательной среды, формирующейся под воздействием новейших достижений в области современных цифровых технологий [10].

Федеральные государственные стандарты, указывая на конкретные признаки ИОС, относят к ней не только весь комплекс информационных образовательных ресурсов (компьютеры, оборудование для воспроизведения видеоизображений и аудиозаписей и т. п.), но и систему педагогических технологий, которые обеспечивают обучение в этой среде.

Само понятие педагогических технологий активно применяется практически во всех странах [7]. Постоянное совершенствование в области педагогических технологий - залог успешного развития образования в целом, в том числе и музыкального. Так, вопросы использования компьютерных технологий в музыкальном образовании подробно рассматриваются Г. Р. Тараевой в монографии «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике» (книги 1-3) [12]. В различных статьях, в том числе сибирских музыковедов, освещаются проблемы использования музыкантами достижений в области компьютерных и мультимедийных технологий [9, 14], анализируется структура ме-диатеки [4], рассматриваются методология формирования информационных систем и принципы классификации различной, в том числе ЗМИ о музыкальной культуре Сибири [2, 6], раскрывается история создания видеофонда Новосибирской консерватории [5].

На любой ступени музыкального образования обеспечение учебного процесса конкретной ЗМИ предполагает создание развернутой и доступной для пользователей базы фоно- и видеодокументов. Если ЗМИ о творчестве зарубежных и отечественных компо-

зиторов во всех музыкальных вузах доступна, в большей или меньшей степени, особенно благодаря сайту классической музыки http://classic-online.ru в Интернете, то этого нельзя сказать о творчестве сибирских композиторов и исполнителей.

Одна из причин сложившейся ситуации - отсутствие четкого представления о значении видео- и звукозаписей как документах и основных источниках информации о таком специфическом разделе истории музыки, как региональная музыка. Понимание необходимости планомерной работы по сохранению исторической памяти о творческой деятельности выдающихся сибирских исполнителей и композиторов в начале XXI в. отразилось в формировании целой серии печатных изданий (тематических сборников, монографий, отдельных статей и т. д.) [15]. Но до сих пор отсутству-

Следовательно, лишь на последнем этапе звукозапись может выступать в качестве фонодокумента, т. е. термин фонодокумент используется для обозначения звукового документа, полученного посредством ка-кой-либо системы записи звуковой информации. Аналогично видеодокумент - это документ, полученный посредством какой-либо системы видеозаписи аудиовизуальной информации.

Каковы же основные свойства фонови-деодокументов? Их, как правило, несколько [3]:

1) оперативность и широта в получении информации;

2) многообразие целевого назначения;

3) способность передавать черты индивидуальности автора документа;

4) возможность тиражирования.

История КГИИ складывается как результат проявления творческого потенциала преподавателей и студентов, что зафиксировано в программах записанных кафед-

ет анализ музыкальных артефактов - существующих аудио- и видеозаписей, которые наряду с нотными изданиями должны способствовать созданию необходимого для полноценной подготовки квалифицированного специалиста-музыканта музыкального тезауруса. Внимание к решению данной проблемы на уровне региона, конкретного сибирского музыкального вуза совпадает с точкой зрения мирового сообщества в глобальном масштабе: о необходимости сохранения фонда аудиозаписей было заявлено в программе «Память мира» на страницах сайта ЮНЕСКО [8].

Рассмотрим ЗМИ с точки зрения такого термина, как «фонодокумент». Понятие фонодокумент в настоящее время часто смешивается с понятием звукозапись [3]. Но при сравнении содержания понятий можно сделать вывод об их неравнозначности:

рой звукорежиссуры концертов. Кроме того, многие проекты, особенно международные, «притягивают» к себе коллективы города - хоры, симфонический оркестр филармонии и т. д. Особенно ярко это проявляется в крупных мероприятиях, таких как уже ставшая историей «эпоха» Бахака-демий в Красноярске [1], «Весенние хоровые капеллы» (на базе кафедры хорового дирижирования), «Вечера баянного и аккордеонного искусства» (автор проекта и ведущий Сергей Федорович Найко).

Если фонодокументы воздействуют на сферу воображения и способность человеческого мозга мысленно воссоздавать зримые образы, то видеодокументы являются документальными подтверждениями происходящих событий с реальным отражением облика участников - их внешнего вида, манеры поведения, способа подачи информации [3].

Не столь часты записи музыки красноярских композиторов. И все Ж6> благодаря со-

Звукозапись Фонодокумент

1) процесс преобразования звуковых сигналов информации; 2) формы носителя записи с целью последующего воспроизведения; 3) результат процесса - записанная звуковая информация Исторический источник, представляющий собой результат закрепления звуковой информации о явлении или процессе действительности посредством звукозаписи

вместной работе композиторов В. В. Пономарева, И. В. Юдина, В. Н. Сенегина, О. Л. Проститова, А. Г. Михалева, А. А. Лубенникова, В. А. Бешевли, О. И. Меремкулова с исполнительскими кафедрами КГИИ имеется возможность ознакомиться с их камерно-вокальными, хоровыми, камерно-инструментальными сочинениями. Значительную роль в формировании музыкального фонофонда сыграли выпуски четырех тематических аудиодисков «Музыка, рожденная на Енисее».

Наличие фонда ЗМИ позволяет использовать в качестве самостоятельной работы студентов задания (определение жанровых «ветвей» в творчестве конкретного автора, или нескольких авторов), в результате которых актуализируется собственно звучащая музыка, а не описание звучания, выполненное музыковедами.

Создание фонохрестоматии для ознакомления с творчеством композиторов Красноярского СК и исполнительским искусством красноярских музыкантов по материалам фонотеки КГИИ - важная и актуальная работа в деле сохранения музыкального наследия Сибири. Примером структурированной фонохрестоматии в качестве приложения к текстовому источнику является диск «Творчество композиторов Сибири: аудио-приложение к учебнику "Музыкальная культура Сибири"» [13]. Аналогичным образом ЗМИ собрана в фонохрестоматии о музыкальной культуре Кубани [11]. При соответствующей систематизации фонови-деодокументов КГИИ возможно создание «Антологии сибирской академической музыки», что станет ощутимым вкладом вуза в сохранение истории музыкальной культуры Красноярска и Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1.Белоносова И. В. Международная Бахакаде-мия Штутгарт - Красноярск: 2001-2015 гг. // International Scientific Journal Theoretical&Applied Science, 2015, 02 (22). -С. 9-13.

2.Круглый стол. «Информационная база "Музыкальная культура Сибири"» // Вестн. муз. науки. - 2015. - № 2. - С. 61-73.

3. Материалы звукозаписи (фонодокументы) как исторический источник. - URL: https:// studme.org/43716/istoriya/ materialy_zvukozapisi_fonodokumenty_ kak_istoricheskiy_istochnik (дата обращения: 15.01.2018).

4.Мичков П. А. Медиатека Новосибирской консерватории // Вестн. муз. науки. -2014. - № 1. - С. 113-116.

5.Мичков П. А. Из истории видеофонда Новосибирской консерватории // Вестн. муз. науки. - 2017. - № 2. - С. 51-55.

6.Мичков П. А., Чистяков П. А. Методологические аспекты информационной системы «Музыкальная культура Сибири» // Вестн. муз. науки. - 2015. - № 2. - С. 56-60.

7.Образовательные технологии. - URL: https:/ /ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 29.01.2015).

8.0 Всемирном Дне аудиовизуального наследия. - URL: https://ru.unesco.org/ vsemirnyy-den-audiovizualnogo-naslediya-2017-g/o-dne (дата обращения: 12.12.2017).

Э.Поморцева Н. В. Мультимедийные технологии в образовательном процессе института

музыки КемГИК // Вестн. муз. науки. -2017. - № 2. - С. 74-79.

10. Словарик учителя XXI века. - URL: https://newtonew.com/school/dictionary-teacher-of-future (дата обращения: 10.02.2018).

11. Стражникова Т. И. Современные технологии обучения в музыкальном образовании / / Науч. журн. КубГАУ. - 2012. - № 84. -URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ sovremennye-tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii (дата обращения: 21.02.2018).

12. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: В 3 кн. - М.: Классика-ХХ1, 2007.

13. Творчество композиторов Сибири: Аудио-приложение к учебнику «Музыкальная культура Сибири» / сост. С. С. Гончарен-ко. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2006. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

14. Фаст Е. П. Электронные ресурсы в обучении музыканта // Культура. Искусство. Образование. Вып. 11: Сб. науч. и метод, тр. / Краснояр. гос. акад. музыки и театра. -Красноярск, 2012. - С. 90-95.

15. Шиндин Б. А. О некоторых итогах и перспективах работы над комплексной темой научных исследований «Музыкальная культура Сибири» // Вестн. муз. науки. -2013. - № 1. - С. 7-16.

16. Smart-технологии в высшем образова- exhib.asp?id=199 (дата обращения: нии. - URL: http://www.library.fa.ru/ 11.02.2018).

REFERENCES

1. Belonosova I. V. International Bachakademy Stuttgart - Krasnoyarsk: 2001-2015 years. International Scientific Journal Theoretical & Applied Science. 2015, 02 (22): 9-13.

2. Round table. "Information Base «Musical Culture of Siberia»". Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2015, (2): 61-73.

3. Materialy zvukozapisi (fonodokumenty) kak istoricheskij istochnik [Sound recording materials (phonodocuments) as a historical source]. Available at: https://studme.org/ 43716/istoriya/materialy_zvukozapisi_ fonodokumentykakistoricheskiyistochnik (Accessed 15 January 2018).

4. Michkov P. A. Novosibirsk Conservatoire Music Library. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2014, (1): 113-116.

5. Michkov P. A. From the History of the Fund of the Novosibirsk Conservatoire. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2017, (2): 51-55.

6. Michkov P. A., Chistyakov P. A. Methodological aspects of the information system «Musical culture of Siberia». Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2014, (2): 56-60.

7. Obrazovatelnye tekhnologii [Educational technologies]. Available at: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ (Accessed 29 January 2015).

8. O vsemirnom Dne audiovizualnogo naslediya [On the World Day for Audiovisual Heritage]. Available at: https://ru.unesco.org/ vsemirnyy-den-audiovizualnogo-naslediya-2017-g/o-dne (Accessed 12 December 2017).

9. Pomortseva N. V. Multimedia technologies are in the educational process of institute of

music of KemGIK. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science]. 2017, (2): 74-79.

10. Slovarik uchitelya XXI veka [Dictionary of teacher of the XXI century]. Available at: https://newtonew.com/school/dictionary-teacher-of-future (Accessed 10 February 2018).

11. Strazhnikova T. I. Modern technologies of educating are in musical education. Nauchnyj zhurnal KubGAU [Scientific journal of KubSAU]. 2012, (84). Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii (Accessed 21 February 2018).

12. Taraeva G. R. Kompyuter i innovatsii v muzykalnoj pedagogike: V 3 kn. [Computer and innovations in musical pedagogy. In 3 books]. Moscow, 2007.

13. Tvorchestvo kompozitorov Sibiri: Audioprilozhenie k uchebniku "Muzykalnaya kultura Sibiri" [Creativity of the composers of Siberia: audio application to the textbook «Musical Culture of Siberia»]. Novosibirsk, 2006, 1 electron, opt. disk (CD-ROM).

14. Fast E. P. Electronic resources in training musicians. Kultura. Iskusstvo. Obrazovanie [Culture. Art. Education]. Krasnoyarsk, 2012, Iss. 11, pp. 90-95.

15. Shindin B. A. About some results and perspectives of work on the complex theme of scientific research "Musical culture of Siberia". Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science], 2013, (1): 7-16.

16. Smart-tekhnologii v vysshem obrazovanii [Smart technologies in higher education]. Available at: http://www.library.fa.ru/ exhib.asp?id=199 (Accessed 11 February 2018).

Звукозапись и ее роль в сохранении историко-культурного наследия академической музыки Сибири: на примере анализа фонда библиотеки КГИИ

Статья посвящена анализу созданного в КГИИ фонда звукозаписей сочинений красноярских композиторов. Установлено, что значительную часть фонда, связанного с академической музыкой Сибири, составля-

Audio recording and its role in preservation of historical and cultural legacy academic music of Siberia: by the example of analysis of Krasnoyarsk

State Institute of arts library's fund The article dwells upon the analysis of the Krasnoyarsk State Institute of Arts fund of audio records compiling works of Krasnoyarsk composers. As it was established, the major part of the fund related to academic music of

ют записи исполнительских коллективов и солистов института, а также музыкантов региона. Традиционное понимание фонда звукозаписи как необходимого в рамках учебного процесса структурного звена в музыкальном вузе (как части библиотеки) значительно расширяется, если рассматривать его как средство сохранения культурного наследия региона.

Формирование полноценного и разнообразного фонда записей не только музыки композиторов региона, но и творческих проектов исполнителей тесно связано с насущной проблемой создания в вузе информационно-образовательной среды. Фонофонд и информационно-образовательная среда рассматриваются как два взаимосвязанных структурных компонента, способствующих созданию музыкального тезауруса выпускников вуза, повышающих уровень их профессиональной компетентности.

В статье освещаются основные поисковые «стратегии», предлагаемые обучающимся для работы с фондом в процессе освоения дисциплины «Музыкальная культура Сибири». Во время самостоятельной подготовки особенно важны навыки, связанные с поисками фонодокументов, хранящихся в фонотеке вуза. Уникальные в своем роде записи являются яркими свидетельствами непрерывно обогащающейся исполнительской практики и композиторского творчества региона.

На основе анализа произведенных аудио-и видеозаписей, выполненных на кафедре звукорежиссуры КГИИ, сделаны некоторые обобщения о структуре фонда. Отмечены наиболее яркие творческие проекты, сохраненные в виде фоно- и видеодокументов.

Ключевые слова: фоновидеодокументы, информационно-образовательная среда, педагогические технологии, кафедры КГИИ, Бах академия, звуковая информация, композиторы Красноярска.

Siberia includes records of performing groups and solo singers of the institute as well as musicians of the region. A traditional understanding of an audio records fund as necessary structural part of an educational process in a musical institute of higher education (as a part of a library) is significantly extending if considered as one of the means of regional cultural legacy preservation.

Establishment of full and diverse records fund of music performed by both regional composers and performers of creative projects is closely tied to the persistent problem of information and educational environment (IEE) creation in the institute. Phonofund together with information and educational environment are considered as two interrelated structural components contributing to a music thesaurus formation of the institute graduates who are upgrading their level of professional competence.

Within the matter of the article main search "strategies" provided to the student for dealing with the fund while mastering the subject of Musical Culture of Siberia are illustrated. During self-preparation, skills related to the phonodocuments search stored in the institute library are highly essential. Fund records, which are unparalleled in their own way, are vivid evidence of continuously enriching performers' practice and composers' creativity of the region.

Some general conclusions concerning fund's structure are made based on the analysis of audio and video records made at the Audio Engineering Department of the Krasnoyarsk State Institute of Arts. The most creative projects preserved in the form of phono and video documents are pointed out.

Keywords: phono and video documents, information and educational environment, pedagogical technologies, Departments of the Krasnoyarsk State Institute of Arts, Bach Academy, audio information, Krasnoyarsk composers.

Белоносова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой звукорежиссуры Красноярского государственного института искусств E-mail: irinabelay@bk.ru

Belonosova Irina Vladimirovna, Candidate of Art Criticism, associate professor, Head of the Audio Engineering Department at the Krasnoyarsk State Institute of Arts E-mail: irinabelay@bk.ru

Получено 30.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.