Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КГАМиТ - ВЫПУСКНИКОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (1978-2013 годы)'

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КГАМиТ - ВЫПУСКНИКОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (1978-2013 годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
711
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ленинградская консерватория / Красноярская государственная академия музыки и театра / концерты педагогов / музыковеды и композиторы Красноярска / Leningrad Conservatory / Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre / concerts of teachers / musicologists and composers of Krasnoyarsk

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоносова Ирина Владимировна

В статье рассматривается роль и значение выпускников Ленинградской консерватории в становлении и развитии музыкальной культуры не только Красноярска, но и региона в целом. Подчеркивается значимость педагогической деятельности музыкантов всех специальностей. Указывается роль их концертных выступлений, просветительской работы, композиторского творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical and educational activities of KSAMaT teachers — the graduates of the Leningrad Conservatory (1978-2013)

The article deals with the role and importance of graduates of the Leningrad Conservatory in the development of musical culture not only of Krasnoyarsk, but the region as a whole. The author emphasizes the importance of teaching activities of musicians of all specialties and specifies the role of their live performances, educational work, composing art.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КГАМиТ - ВЫПУСКНИКОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (1978-2013 годы)»

УДК 78.071.1

И. В. Белоносова

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КГАМиТ - ВЫПУСКНИКОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (1978-2013 годы)

ериод 1970-1980-е гг. - время интенсивного роста технической интеллигенции не только в Красноярске, но и в Красноярском крае, который неуклонно превращался в промышленную зону Восточной Сибири1.

Открытие в Красноярске театра оперы и балета (1978)2, института искусств (1978), хореографического училища (1978), а также укрепление материальной базы филармонии (создание симфонического оркестра в 1977 году), явилось результатом крупномасштабной акции по осуществлению в условиях региона грандиозного социального «проекта». Руководством края была создана модель развития, которая позволила вывести Красноярский край из отстающих (он занимал предпоследнее место в Сибирском регионе) в передовые. Долгосрочная программа «Развитие производительных сил края на 10 лет» сопровождалась движением «Превратим Сибирь в край высокой культуры».

Формирование кадров для нового вуза было достаточно серьезной проблемой3. Первыми, кто начинал формировать вуз, были ректор института кандидат юридических наук Геральд Александрович Белоусов (1928-1990) и проректор Лев Евгеньевич Ежов (1927-1991) - оба выпускники вузов Ленинграда [1, с. 5].

Заслуженный работник культуры, доцент Л. Е. Ежов был первым проректором молодого вуза. Его приезд нельзя считать случайным: это был высококлассный специалист и незаурядный организатор. После окончания в 1957 году Ленинградской консерватории по классу профессора К. А. Ольхова вся творческая деятельность Л. Е. Ежова

© И. В. Белоносова, 2014

была связана с организацией хорового дела в различных городах страны. Будучи разносторонним музыкантом, как правило, Л. Е. Ежов преподавал не только хоровые, но и музыкально-теоретические дисциплины; как проректор проявлял заботу о педагогических кадрах. Многих молодых музыкантов приглашал на работу именно Л. Е. Ежов: так начинали свою творческую биографию в Костроме Б. М. Ляшко, С. Е. Комяков в Астрахани, в Красноярске - М. О. Бенюмов. К моменту приезда в Красноярск Ежов был уже именитым музыкантом: лауреат II фестиваля ленинградской молодежи, дипломант ВДНХ, лауреат премии Костромского обкома ВЛКСМ, награжден четырьмя медалями.

Подготовка пианистов велась в КГИИ (Красноярский государственный институт искусств) с 1978 года на кафедре специального и общего фортепиано [1, с. 17]. По направлениям Министерства культуры к работе приступили Шварев Владимир Александрович (класс профессора В. И. Слонима, Новосибирская консерватория) и Светлана Федоровна Штоб-бе (класс профессора 3. Ш. Тамаркиной, Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории). Кроме только что приехавших педагогов на кафедру была приглашена Надежда Леонидовна Тулунина.

Н. Л. Тулунина (1913-1999) - заслуженный работник культуры РФ, выпускница Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, артистка камерного ансамбля Красноярской государственной филармонии, преподаватель Красноярского училища искусств по праву считается основателем красноярской фортепианной школы. Н. Л. Тулунина до поступления в 1934 году в Ленинград-

п

скую консерваторию в класс профессора Л. В. Николаева, ученика В. И. Сафонова4, училась в Томском музыкальном училище. После окончания Ленинградской консерватории все годы работы в музыкальном училище Красноярска Н. Л. Тулунина совмещала с концертной деятельностью, выступая как солистка и концертмейстер в Концертно-эстрад-ном бюро Красноярска и в Хоровом обществе. Н. Л. Тулунина проработала в КГИИ на кафедре специального фортепиано до декабря 1982 г. [5].

Большой вклад в развитие кафедры внесли выпускники Ленинградской консерватории Аркадий Владимирович Дубовик (преподавал с 1979 по 1987 гг.), Александр Эрнестович Витлин (1981-1983 гг.), Евгений Николаевич Лаук (преподает с 1979 года по настоящее время). Каждый из них - яркая творческая, артистическая индивидуальность.

После окончания Ленинградской консерватории по классу народной артистки России, профессора Екатерины Алексеевны Муриной в 1971 году А. В. Дубовик работал в различных музыкальных училищах Сибири и Урала. Работая в Красноярске, А. В. Дубовик стал соискателем ученой степени кандидата искусствоведения в Ленинградской консерватории (1982). За время ассисентуры-стажиров-ки в Ленинградской консерватории посещал лекции по истории фортепианного искусства доктора искусствоведения, и. о. профессора ЛОЛГК Л. Е. Гаккеля. А. В. Дубовик стал первым кандидатом искусствоведения на кафедре специального фортепиано, защитив в 1986 году кандидатскую диссертацию. Организация сектора педагогической практики на кафедре фортепиано и помощь по организации педагогической практики на других кафедрах не мешали А. В. Дубовику проводить активную просветительскую и методическую работу среди педагогов Красноярска, края, городов региона. Его концерты всегда сопровождались яркими лекциями-беседами, методическими разъяснениями.

Несколько лет в Красноярском институте искусств проработал Александр Эр-

нестович Витлин - прекрасный пианист и симфонический дирижер. А. Э. Витлин окончил класс специального фортепиано под руководством профессора Владимира Владимировича Нильсена, и как дирижер - класс народного артиста РСФСР, профессора Ильи Александровича Мусина, автора фундаментального труда «Техника дирижирования». А. Э. Витлин работал на кафедре оркестровых инструментов с 1981 по 1983 год. Яркий пианист, талантливый дирижер, он выступал с сольными концертами в Красноярске. В 1982 году в концертном зале КГИИ он исполнил блестящее собственное переложение для фортепиано балета «Петрушка» И. Стравинского. В феврале того же года А. Витлин дал сольный концерт, в котором исполнялась французская фортепианная музыка.

В 1979 году, одновременно

с А. В. Дубовиком, в Красноярске начинает работать Евгений Николаевич Лаук. В настоящее время он - заслуженный артист РФ, профессор кафедры специального фортепиано КГАМиТ [2, с. 68].

Е. Н. Лаук родился в семье поволжских немцев. Как и многие другие подвергшиеся в 1941 г. депортации немецкие семьи, Лауки обрели вторую родину в Сибири. Первые занятия музыкой Е. Н. Лаука начались в г. Канске6, а затем продолжились у Н. Л. Тулуниной в Красноярске. В январе 1968 года Н. Л. Тулунина едет вместе с Евгением Лауком на прослушивание в Ленинград к выдающейся пианистке и педагогу, профессору Ленинградской консерватории, заслуженной артистке РСФСР Надежде Иосифовне Голубовской, в классе которой начинает обучение ее ученик.

Е. Н. Лаук окончил Ленинградскую консерваторию в 1973 году. В этом же году, еще будучи студентом 5 курса консерватории, он начинает педагогическую деятельность в Псковском музыкальном училище на отделении специального фортепиано. Как только в Красноярске был организован институт искусств, Лаук с семьей в 1979 г. переезжает из Пскова в Красноярск (1985)6. С 1994 года он преподает только на кафедре специ-

ального фортепиано. Выступает как солист, ансамблист и аккомпаниатор.

С первых же лет своей работы в Красноярске Е. Н. Лаук выступил как активный пропагандист творчества красноярских композиторов, организатор различных фестивалей фортепианной музыки [4]. В 2000-е годы Е. Н. Лаук много внимания уделяет проектам, целью которых является сохранение памяти об исполнителях и деятелях музыкальной культуры Красноярска.

В начале 1990-х годов на кафедру специального фортепиано приезжает профессор Борис Константинович Якимо-вич, который после окончания Ленинградской консерватории в 1970 году по классу народного артиста СССР, профессора П. А. Серебрякова обучался в аспирантуре у него же до 1973 года. Деятельность Б. К. Якимовича оставила яркий след на Дальнем Востоке, где он с 1972 по 1993 гг. возглавлял кафедру специального фортепиано в Дальневосточном государственном институте искусств. С 1994 по 2011 год он преподавал на кафедре специального фортепиано в КГА-МиТ. Б. К. Якимович - концертирующий пианист, который регулярно выступал с концертами - как сольными, так и в концертах с учениками своего класса в рамках абонемента «Борис Якимович и его ученики». В репертуаре пианиста были представлены программы из произведений композиторов различных стилей и эпох - от Баха до Прокофьева. География его выступлений была необычайно обширна - практически все крупные города Сибири и Дальнего Востока, Алтай, в Пермь, Нижний Новгород. Б. К. Якимович сотрудничал со многими дирижерами, и не только Красноярска, выступая с симфоническими оркестрами России. Тесные связи были установлены Б. К. Якимовичем с заслуженной артисткой Республики Саха (Якутия) и РФ Юноной Юпхоловой, заведующей кафедрой специального фортепиано Высшей школы музыки Якутии [2, с. 108].

Большую роль в формировании оркестрового исполнительства в первые годы становления Красноярского института

искусств сыграли выпускники Ленинградской консерватории Михаил Борисович Дубирный (тромбон), Татьяна Николаевна Савельевна (гобой), Леонид Зусе-вич Гельруд (кларнет). М. Б. Дубирный и Л. 3. Гельруд представляли традиции не только исполнительской, но и дирижерской школы.

Первым заведующим секцией духовых инструментов на кафедре оркестрового исполнительства стал тромбонист Михаил Борисович Дубирный. Его пребывание на кафедре было недолгим -с 1978 по 1980 годы. Это был замечательный музыкант, который одновременно с преподавательской вел напряженную концертную деятельность: был солистом Красноярского академического симфонического оркестра. М. Б. Дубирный после окончания Кишиневской государственной консерватории им. Г. Музическу в 1961 году обучался в аспирантуре Ленинградской консерватории под руководством сначала М. Н. Буяновского, затем А. А. Козлова. К 1978 г. М. Б. Дубирный успел проработать в оркестрах Пермского театра оперы и балета (1966-1967), Абхазского государственного симфонического оркестра (1974-1978), учебных заведениях Сибири (Новосибирская консерватория - 1967-1969), Дальнего Востока (ДВГИИ - 1969-1974) [7, с. 54].

На кафедре народных инструментов с 1980 по 1982 гг. работал Леонид Зусе-вич Гельруд - дирижер, кларнетист, Заслуженный деятель искусств РФ. Он дважды окончил Ленинградскую консерваторию (оркестровый факультет по классу кларнета и отделение оперно-симфонического дирижирования). Профессиональный багаж ко времени приезда в Красноярск у Л. 3. Гельруда был значительным. С 1958 по 1966 гг. он работал солистом симфонического оркестра Новосибирской филармонии. После окончания дирижерского отделения 4 года работал главным дирижером музыкального театра Коми АССР (Сыктывкар). В 1980 г. был приглашен в Красноярск на должность главного дирижера Театра музыкальной комедии [2, с. 51].

С 1987 года на кафедре преподает Татьяна Николаевна Савельева - гобоист-ка, которая успешно совмещает педагогическую и концертную деятельность. Т. Н. Савельева окончила Ленинградскую консерваторию в 1981 году по классу заслуженного артиста РФ, профессора К. Н. Никончука. В Красноярске она активно сотрудничает практически со всеми оркестрами города: с муниципальным камерным оркестром под управлением М. Бенюмова, является концертмейстером группы гобоев в Красноярском симфоническом оркестре. В 1999 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки РФ [2, с. 87].

Дипломные спектакли кафедры сольного пения и оперной подготовки с 1990 г. выпускает главный дирижер Красноярского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист РФ (1999) Анатолий Петрович Чепурной. Он окончил Ленинградскую консерваторию в 1977 году по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» и в 1981 г. ассистентуру-стажиров-ку в УГК им. М. П. Мусоргского. В Красноярском театре оперы и балета он работает главным дирижером с 1989 года. А. П. Чепурной проводит огромную творческую работу, является организатором и музыкальным руководителем многочисленных фестивалей, гастролей Красноярского театра за рубежом (Англия, Монголия, Корея).

В 1980 году в КГИИ была создана кафедра истории и теории музыки. Но первые педагоги приехали в 1979 году - это были выпускники Ленинградской консерватории музыковед Людмила Владимировна Гаврилова, композиторы Олег Леонидович Проститов и Валерий Александрович Бешевли. Их приезд был инициирован Ленинградским Союзом композиторов, прежде всего его председателем Андреем Павловичем Петровым. В 1984 году в институт приехала также выпускница Ленинградской консерватории Ирина Викторовна Ефимова. Все четверо окончили консерваторию в 1979 году и их творческий, педагогический потенциал раскрылся полностью в Красноярске.

Валерий Александрович Бешевли окончил Ленинградскую консерваторию по классу В. П. Чистякова. С 1979 по 1999 гг. работал в КГАМиТ преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, член СК РФ с 1980 года. Около 20 лет он возглавлял секцию самодеятельных композиторов Красноярского края при Доме народного творчества. Композиторское дарование В. А. Бешевли полнее всего раскрылось в крупных жанрах вокальной музыки. Его вокально-хо-реографическая поэма «Родная земля» представляла советскую делегацию на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985), за достижения в области музыкального искусства, за вклад в развитие культуры в Красноярском крае он был дважды награжден премией губернатора Красноярского края (1995, 1999). В. А. Бешевли - автор оперетты «Такси на Таймыр» (1981) и оперы «Сила любви» (2008) [4, с. 9-16].

Олег Леонидович Проститов - композитор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, член СК РФ. В 1974-1979 гг. был студентом, затем ассистен-том-стажером (1980-1983 гг.) ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова (класс заслуженного деятеля искусств России, профессора А. Д. Мнацаканяна). Работал в КГИИ (КГАМиТ) с 1981 по 2008 гг. Преподавал композицию (являясь ведущим преподавателем по курсу «Сочинение»), чтение партитур, инструментовку у композиторов и музыковедов. Среди его выпускников по классу композиции пятеро - члены СК РФ (В. Ми-ниотас, который является также членом СК Латвии; К. Туев, Ч. Комбу, А. Огнева, А. Михалев), член СК Тувы (У. Хо-мушку). О. Л. Проститов представлял композиторскую организацию Красноярска в музыкальных «панорамах» Сибири, фестивалях «Саянские огни», съездах СК РФ в Москве. В 1997-2007 гг. О. Л. Проститов был председателем Красноярского отделения СК РФ [4, с. 65-68].

С 1979 года в Красноярске работает Гаврилова Людмила Владимировна. В настоящее время она доктор искусство-

ведения, профессор, зав. кафедрой истории музыки, член-корреспондент САН ВШ. Просветительская деятельность — одна из ведущих в ее творческой биографии. Много лет она является ведущей концертов в филармонических залах Красноярска, симфонических вечеров, концертов Бах-академий, фестивалей «Весенние хоровые капеллы», «Покровские встречи», различных международных концертных проектов с участием красноярских коллективов. В результате тесного сотрудничества с художественными редакциями краевого телевидения и радио были подготовлены разнообразные программы о красноярских композиторах. Л. В. Гаврилова - автор свыше 50 научных статей, в т. ч. 2 монографий, 1 авторского сборника статей. Научные интересы Л. В, Гавриловой широки и разнообразны и в первую очередь связаны с театром - музыкальным и драматическим. С 1997 по 2002 год Л. В. Гаврилова осуществляла издание ежегодного журнала «Театрально-музыкальный альманах». Она являлась его главным редактором и составителем. В краевом театре драмы им. Пушкина в 9 спектаклях она выступила в качестве автора музыкального оформления. Трижды удостаивалась дипломов: в 1998 году - диплом и приз «Хрустальная маска» («За лучшие театральные публикации в прессе»); в 2001 году - диплом жюри краевого фестиваля «Театральная весна» («За создание уникального издания "Музы-кально-театральный альманах"»). С 2007

по 2011 гг. она возглавляла Красноярское отделение СК РФ [4, с. 124-128].

Ефимова Ирина Викторовна - музыковед, кандидат искусствоведения, профессор. Ее научные приоритеты - русская православная культура - отразились в более чем 50-ти научных публикациях (среди них 3 монографии). Имеет множество почетных грамот, среди которых — Грамота «За усердные труды во славу святой Церкви», Почетная грамота Министерства культуры РФ «За большие творческие достижения в области православной музыки», Почетная грамота «За большой вклад в развитие музыкального искусства» и др. Стипендиат премии имени схи-архимандрита Иоанна (Маслова) «За развитие и укрепление духовности». И. В. Ефимова является научным редактором 10 сборников научных статей. Участница международных, всероссийских, красноярских научных конференций, Красноярских Рождественских чтений, мастер-классов красноярского фестиваля «Покровские встречи».

Несомненно, музыкальная культура Красноярска и Сибири благодаря деятельности выпускников не только Ленинградской консерватории, но и других вузов страны в целом обогатилась и приобрела свое неповторимое лицо. В общее дело развития музыкального образования, исполнительства, композиторского творчества, научного потенциала региона выпускники Ленинградской консерватории внесли и вносят свой значительный и весьма ощутимый вклад.

Примечания

1 Это было время управленцев нового поколения.

В органах власти к ним в первую очередь относился первый секретарь Красноярского краевого крайкома партии Павел Стефанович Фе-дирко (1932) - выпускник Ростовского института железнодорожного транспорта, занимал руководящие должности в Норильске (1954-1962), Игарке (1962-1972), Красноярске (1972-1987).

2 Здание театра строилось с 1966 по 1978 гг. и первоначально предназначалось для Красноярского театра музыкальной комедии.

8 В качестве материала для статьи была использована информация, содержащаяся в архиве

КГАМиТ в «Личных делах уволенных работников» за 1980, 1982, 1983, 1987, 1991, 2008 и 2011 гг.

: Эта информация почерпнута из воспоминаний дочери Н. Л. Тулуниной И. Новак.

' В Канске находился на поселении и некоторое время работал в музыкальной школе замечательный музыкант, потомок старинного дворянского рода Струве - Георгий Георгиевич Струве (1919-2005). В 1938 г. он был репрессирован и отправлен в Норильский ГУЛАГ из Москвы, где учился у Александра Борисовича Гольденвейзера и Александра Александровича Николаева в Центральной музыкальной

школе при Московской консерватории в старших классах (которые приравнивались к обучению в музыкальном училище). После долгих скитаний он в течение 14 лет проработал в Канске.

6 Работал на кафедрах общего фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Ассисентуру-стажировку проходил при Новосибирской государственной консер-

ватории под руководством заслуженного деятеля искусств, профессора Дины Леонидовны Шевчук. В 1947-1949 гг. семья Д. Л. Шевчук проживала в Красноярске. Сохранилась фотография участников Концертно-эстрадного бюро Красноярска, среди которых отец Дины Леонидовны - Леонид Николаевич Шевчук и красноярская пианистка Надежда Леонидовна Тулунина.

Литература

1. Красноярская государственная академия музыки и театра: 25 лет. - Красноярск, 2003. -167 с.

2. Красноярская государственная академия музыки и театра: энциклопедический справочник. - Красноярск, 2010. - 128 с.

3. Красноярская организация Союза композиторов России: 1983-2008. - Красноярск, 2008. -139 с.

4. Красноярская фортепианная феерия: [I Международный Красноярский фестиваль фортепианных дуэтов (5-7 апреля, 2012 г.)] // Музыкальная жизнь. - 2012. - N.4. - С. 40.

5. Надежда Леонидовна Тулунина. Человек. Музыкант. Учитель: воспоминания, статьи, размышления. - Красноярск, 2005. - 155 с.

References

1.Krasnoyarskaya gosudarstvennaya akademiya muzyki i teatra: 25 let [The Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre: 25 years], Krasnoyarsk, 2003, 167 p.

2. Krasnoyarskaya gosudarstvennaya akademiya muzyki i teatra: entsiklopedicheskiy spravochnik [The Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre: Encyclopedic directory], Krasnoyarsk, 2010, 128 p.

3. Krasnoyarskaya organizatsiya Soyuza kompozitorov Rossii [The Krasnoyarsk organization of the Russian Composers Union: 1983-2008], Krasnoyarsk, 2008, 139 p.

4. Krasnoyarskaya f ortepiannaya feyeriya: [I Mezhdunarodnyy Krasnoyarskiy festival fortepiannykh duetov (5-7 aprelya, 2012 g.)] [Krasnoyarsk piano extravaganza: 1st Krasnoyarsk International Festival of Piano Duets (April 5-7, 2012], Muzykal'naia zhizn', 2012, (4), p. 40.

5.Nadezhda Leonidovna Tulunina. Chelovek. Muzykant. Uchitel: vospominaniya, stat'i, razmyshleniya [Nadezhda Tulunina. The Person. The Musician. The Teacher: memoirs, articles, reflections], Krasnoyarsk, 2005, 155 p.

Музыкально-просветительская деятельность педагогов КГАМиТ — выпускников Ленинградской консерватории (1978-2013 годы)

В статье рассматривается роль и значение выпускников Ленинградской консерватории в становлении и развитии музыкальной культуры не только Красноярска, но и региона в целом. Подчеркивается значимость педагогической деятельности музыкантов всех специальностей. Указывается роль их концертных выступлений, просветительской работы, композиторского творчества.

Ключевые слова: Ленинградская консерватория, Красноярская государственная академия музыки и театра, концерты педагогов, музыковеды и композиторы Красноярска.

Musical and educational activities of KSAMaT teachers — the graduates of the Leningrad Conservatory (1978-2013)

The article deals with the role and importance of graduates of the Leningrad Conservatory in the development of musical culture not only of Krasnoyarsk, but the region as a whole. The author emphasizes the importance of teaching activities of musicians of all specialties and specifies the role of their live performances, educational work, composing art.

Keywords: Leningrad Conservatory, Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre, concerts of teachers, musicologists and composers of Krasnoyarsk.

Белоносова Ирина Владимировна - доцент, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой звукорежиссуры Красноярской государственной академии музыки и театра.

E-mail: [email protected]

Irina Belonosova, Associate Professor, PhD in Arts History, Head of Sound Engineering Department at the Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.