УДК 78.071.1
И. В. Белоносова
МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КГАМиТ - ВЫПУСКНИКОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (1978-2013 годы)
ериод 1970-1980-е гг. - время интенсивного роста технической интеллигенции не только в Красноярске, но и в Красноярском крае, который неуклонно превращался в промышленную зону Восточной Сибири1.
Открытие в Красноярске театра оперы и балета (1978)2, института искусств (1978), хореографического училища (1978), а также укрепление материальной базы филармонии (создание симфонического оркестра в 1977 году), явилось результатом крупномасштабной акции по осуществлению в условиях региона грандиозного социального «проекта». Руководством края была создана модель развития, которая позволила вывести Красноярский край из отстающих (он занимал предпоследнее место в Сибирском регионе) в передовые. Долгосрочная программа «Развитие производительных сил края на 10 лет» сопровождалась движением «Превратим Сибирь в край высокой культуры».
Формирование кадров для нового вуза было достаточно серьезной проблемой3. Первыми, кто начинал формировать вуз, были ректор института кандидат юридических наук Геральд Александрович Белоусов (1928-1990) и проректор Лев Евгеньевич Ежов (1927-1991) - оба выпускники вузов Ленинграда [1, с. 5].
Заслуженный работник культуры, доцент Л. Е. Ежов был первым проректором молодого вуза. Его приезд нельзя считать случайным: это был высококлассный специалист и незаурядный организатор. После окончания в 1957 году Ленинградской консерватории по классу профессора К. А. Ольхова вся творческая деятельность Л. Е. Ежова
© И. В. Белоносова, 2014
была связана с организацией хорового дела в различных городах страны. Будучи разносторонним музыкантом, как правило, Л. Е. Ежов преподавал не только хоровые, но и музыкально-теоретические дисциплины; как проректор проявлял заботу о педагогических кадрах. Многих молодых музыкантов приглашал на работу именно Л. Е. Ежов: так начинали свою творческую биографию в Костроме Б. М. Ляшко, С. Е. Комяков в Астрахани, в Красноярске - М. О. Бенюмов. К моменту приезда в Красноярск Ежов был уже именитым музыкантом: лауреат II фестиваля ленинградской молодежи, дипломант ВДНХ, лауреат премии Костромского обкома ВЛКСМ, награжден четырьмя медалями.
Подготовка пианистов велась в КГИИ (Красноярский государственный институт искусств) с 1978 года на кафедре специального и общего фортепиано [1, с. 17]. По направлениям Министерства культуры к работе приступили Шварев Владимир Александрович (класс профессора В. И. Слонима, Новосибирская консерватория) и Светлана Федоровна Штоб-бе (класс профессора 3. Ш. Тамаркиной, Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории). Кроме только что приехавших педагогов на кафедру была приглашена Надежда Леонидовна Тулунина.
Н. Л. Тулунина (1913-1999) - заслуженный работник культуры РФ, выпускница Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, артистка камерного ансамбля Красноярской государственной филармонии, преподаватель Красноярского училища искусств по праву считается основателем красноярской фортепианной школы. Н. Л. Тулунина до поступления в 1934 году в Ленинград-
п
скую консерваторию в класс профессора Л. В. Николаева, ученика В. И. Сафонова4, училась в Томском музыкальном училище. После окончания Ленинградской консерватории все годы работы в музыкальном училище Красноярска Н. Л. Тулунина совмещала с концертной деятельностью, выступая как солистка и концертмейстер в Концертно-эстрад-ном бюро Красноярска и в Хоровом обществе. Н. Л. Тулунина проработала в КГИИ на кафедре специального фортепиано до декабря 1982 г. [5].
Большой вклад в развитие кафедры внесли выпускники Ленинградской консерватории Аркадий Владимирович Дубовик (преподавал с 1979 по 1987 гг.), Александр Эрнестович Витлин (1981-1983 гг.), Евгений Николаевич Лаук (преподает с 1979 года по настоящее время). Каждый из них - яркая творческая, артистическая индивидуальность.
После окончания Ленинградской консерватории по классу народной артистки России, профессора Екатерины Алексеевны Муриной в 1971 году А. В. Дубовик работал в различных музыкальных училищах Сибири и Урала. Работая в Красноярске, А. В. Дубовик стал соискателем ученой степени кандидата искусствоведения в Ленинградской консерватории (1982). За время ассисентуры-стажиров-ки в Ленинградской консерватории посещал лекции по истории фортепианного искусства доктора искусствоведения, и. о. профессора ЛОЛГК Л. Е. Гаккеля. А. В. Дубовик стал первым кандидатом искусствоведения на кафедре специального фортепиано, защитив в 1986 году кандидатскую диссертацию. Организация сектора педагогической практики на кафедре фортепиано и помощь по организации педагогической практики на других кафедрах не мешали А. В. Дубовику проводить активную просветительскую и методическую работу среди педагогов Красноярска, края, городов региона. Его концерты всегда сопровождались яркими лекциями-беседами, методическими разъяснениями.
Несколько лет в Красноярском институте искусств проработал Александр Эр-
нестович Витлин - прекрасный пианист и симфонический дирижер. А. Э. Витлин окончил класс специального фортепиано под руководством профессора Владимира Владимировича Нильсена, и как дирижер - класс народного артиста РСФСР, профессора Ильи Александровича Мусина, автора фундаментального труда «Техника дирижирования». А. Э. Витлин работал на кафедре оркестровых инструментов с 1981 по 1983 год. Яркий пианист, талантливый дирижер, он выступал с сольными концертами в Красноярске. В 1982 году в концертном зале КГИИ он исполнил блестящее собственное переложение для фортепиано балета «Петрушка» И. Стравинского. В феврале того же года А. Витлин дал сольный концерт, в котором исполнялась французская фортепианная музыка.
В 1979 году, одновременно
с А. В. Дубовиком, в Красноярске начинает работать Евгений Николаевич Лаук. В настоящее время он - заслуженный артист РФ, профессор кафедры специального фортепиано КГАМиТ [2, с. 68].
Е. Н. Лаук родился в семье поволжских немцев. Как и многие другие подвергшиеся в 1941 г. депортации немецкие семьи, Лауки обрели вторую родину в Сибири. Первые занятия музыкой Е. Н. Лаука начались в г. Канске6, а затем продолжились у Н. Л. Тулуниной в Красноярске. В январе 1968 года Н. Л. Тулунина едет вместе с Евгением Лауком на прослушивание в Ленинград к выдающейся пианистке и педагогу, профессору Ленинградской консерватории, заслуженной артистке РСФСР Надежде Иосифовне Голубовской, в классе которой начинает обучение ее ученик.
Е. Н. Лаук окончил Ленинградскую консерваторию в 1973 году. В этом же году, еще будучи студентом 5 курса консерватории, он начинает педагогическую деятельность в Псковском музыкальном училище на отделении специального фортепиано. Как только в Красноярске был организован институт искусств, Лаук с семьей в 1979 г. переезжает из Пскова в Красноярск (1985)6. С 1994 года он преподает только на кафедре специ-
ального фортепиано. Выступает как солист, ансамблист и аккомпаниатор.
С первых же лет своей работы в Красноярске Е. Н. Лаук выступил как активный пропагандист творчества красноярских композиторов, организатор различных фестивалей фортепианной музыки [4]. В 2000-е годы Е. Н. Лаук много внимания уделяет проектам, целью которых является сохранение памяти об исполнителях и деятелях музыкальной культуры Красноярска.
В начале 1990-х годов на кафедру специального фортепиано приезжает профессор Борис Константинович Якимо-вич, который после окончания Ленинградской консерватории в 1970 году по классу народного артиста СССР, профессора П. А. Серебрякова обучался в аспирантуре у него же до 1973 года. Деятельность Б. К. Якимовича оставила яркий след на Дальнем Востоке, где он с 1972 по 1993 гг. возглавлял кафедру специального фортепиано в Дальневосточном государственном институте искусств. С 1994 по 2011 год он преподавал на кафедре специального фортепиано в КГА-МиТ. Б. К. Якимович - концертирующий пианист, который регулярно выступал с концертами - как сольными, так и в концертах с учениками своего класса в рамках абонемента «Борис Якимович и его ученики». В репертуаре пианиста были представлены программы из произведений композиторов различных стилей и эпох - от Баха до Прокофьева. География его выступлений была необычайно обширна - практически все крупные города Сибири и Дальнего Востока, Алтай, в Пермь, Нижний Новгород. Б. К. Якимович сотрудничал со многими дирижерами, и не только Красноярска, выступая с симфоническими оркестрами России. Тесные связи были установлены Б. К. Якимовичем с заслуженной артисткой Республики Саха (Якутия) и РФ Юноной Юпхоловой, заведующей кафедрой специального фортепиано Высшей школы музыки Якутии [2, с. 108].
Большую роль в формировании оркестрового исполнительства в первые годы становления Красноярского института
искусств сыграли выпускники Ленинградской консерватории Михаил Борисович Дубирный (тромбон), Татьяна Николаевна Савельевна (гобой), Леонид Зусе-вич Гельруд (кларнет). М. Б. Дубирный и Л. 3. Гельруд представляли традиции не только исполнительской, но и дирижерской школы.
Первым заведующим секцией духовых инструментов на кафедре оркестрового исполнительства стал тромбонист Михаил Борисович Дубирный. Его пребывание на кафедре было недолгим -с 1978 по 1980 годы. Это был замечательный музыкант, который одновременно с преподавательской вел напряженную концертную деятельность: был солистом Красноярского академического симфонического оркестра. М. Б. Дубирный после окончания Кишиневской государственной консерватории им. Г. Музическу в 1961 году обучался в аспирантуре Ленинградской консерватории под руководством сначала М. Н. Буяновского, затем А. А. Козлова. К 1978 г. М. Б. Дубирный успел проработать в оркестрах Пермского театра оперы и балета (1966-1967), Абхазского государственного симфонического оркестра (1974-1978), учебных заведениях Сибири (Новосибирская консерватория - 1967-1969), Дальнего Востока (ДВГИИ - 1969-1974) [7, с. 54].
На кафедре народных инструментов с 1980 по 1982 гг. работал Леонид Зусе-вич Гельруд - дирижер, кларнетист, Заслуженный деятель искусств РФ. Он дважды окончил Ленинградскую консерваторию (оркестровый факультет по классу кларнета и отделение оперно-симфонического дирижирования). Профессиональный багаж ко времени приезда в Красноярск у Л. 3. Гельруда был значительным. С 1958 по 1966 гг. он работал солистом симфонического оркестра Новосибирской филармонии. После окончания дирижерского отделения 4 года работал главным дирижером музыкального театра Коми АССР (Сыктывкар). В 1980 г. был приглашен в Красноярск на должность главного дирижера Театра музыкальной комедии [2, с. 51].
С 1987 года на кафедре преподает Татьяна Николаевна Савельева - гобоист-ка, которая успешно совмещает педагогическую и концертную деятельность. Т. Н. Савельева окончила Ленинградскую консерваторию в 1981 году по классу заслуженного артиста РФ, профессора К. Н. Никончука. В Красноярске она активно сотрудничает практически со всеми оркестрами города: с муниципальным камерным оркестром под управлением М. Бенюмова, является концертмейстером группы гобоев в Красноярском симфоническом оркестре. В 1999 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки РФ [2, с. 87].
Дипломные спектакли кафедры сольного пения и оперной подготовки с 1990 г. выпускает главный дирижер Красноярского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист РФ (1999) Анатолий Петрович Чепурной. Он окончил Ленинградскую консерваторию в 1977 году по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» и в 1981 г. ассистентуру-стажиров-ку в УГК им. М. П. Мусоргского. В Красноярском театре оперы и балета он работает главным дирижером с 1989 года. А. П. Чепурной проводит огромную творческую работу, является организатором и музыкальным руководителем многочисленных фестивалей, гастролей Красноярского театра за рубежом (Англия, Монголия, Корея).
В 1980 году в КГИИ была создана кафедра истории и теории музыки. Но первые педагоги приехали в 1979 году - это были выпускники Ленинградской консерватории музыковед Людмила Владимировна Гаврилова, композиторы Олег Леонидович Проститов и Валерий Александрович Бешевли. Их приезд был инициирован Ленинградским Союзом композиторов, прежде всего его председателем Андреем Павловичем Петровым. В 1984 году в институт приехала также выпускница Ленинградской консерватории Ирина Викторовна Ефимова. Все четверо окончили консерваторию в 1979 году и их творческий, педагогический потенциал раскрылся полностью в Красноярске.
Валерий Александрович Бешевли окончил Ленинградскую консерваторию по классу В. П. Чистякова. С 1979 по 1999 гг. работал в КГАМиТ преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, член СК РФ с 1980 года. Около 20 лет он возглавлял секцию самодеятельных композиторов Красноярского края при Доме народного творчества. Композиторское дарование В. А. Бешевли полнее всего раскрылось в крупных жанрах вокальной музыки. Его вокально-хо-реографическая поэма «Родная земля» представляла советскую делегацию на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985), за достижения в области музыкального искусства, за вклад в развитие культуры в Красноярском крае он был дважды награжден премией губернатора Красноярского края (1995, 1999). В. А. Бешевли - автор оперетты «Такси на Таймыр» (1981) и оперы «Сила любви» (2008) [4, с. 9-16].
Олег Леонидович Проститов - композитор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, член СК РФ. В 1974-1979 гг. был студентом, затем ассистен-том-стажером (1980-1983 гг.) ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова (класс заслуженного деятеля искусств России, профессора А. Д. Мнацаканяна). Работал в КГИИ (КГАМиТ) с 1981 по 2008 гг. Преподавал композицию (являясь ведущим преподавателем по курсу «Сочинение»), чтение партитур, инструментовку у композиторов и музыковедов. Среди его выпускников по классу композиции пятеро - члены СК РФ (В. Ми-ниотас, который является также членом СК Латвии; К. Туев, Ч. Комбу, А. Огнева, А. Михалев), член СК Тувы (У. Хо-мушку). О. Л. Проститов представлял композиторскую организацию Красноярска в музыкальных «панорамах» Сибири, фестивалях «Саянские огни», съездах СК РФ в Москве. В 1997-2007 гг. О. Л. Проститов был председателем Красноярского отделения СК РФ [4, с. 65-68].
С 1979 года в Красноярске работает Гаврилова Людмила Владимировна. В настоящее время она доктор искусство-
ведения, профессор, зав. кафедрой истории музыки, член-корреспондент САН ВШ. Просветительская деятельность — одна из ведущих в ее творческой биографии. Много лет она является ведущей концертов в филармонических залах Красноярска, симфонических вечеров, концертов Бах-академий, фестивалей «Весенние хоровые капеллы», «Покровские встречи», различных международных концертных проектов с участием красноярских коллективов. В результате тесного сотрудничества с художественными редакциями краевого телевидения и радио были подготовлены разнообразные программы о красноярских композиторах. Л. В. Гаврилова - автор свыше 50 научных статей, в т. ч. 2 монографий, 1 авторского сборника статей. Научные интересы Л. В, Гавриловой широки и разнообразны и в первую очередь связаны с театром - музыкальным и драматическим. С 1997 по 2002 год Л. В. Гаврилова осуществляла издание ежегодного журнала «Театрально-музыкальный альманах». Она являлась его главным редактором и составителем. В краевом театре драмы им. Пушкина в 9 спектаклях она выступила в качестве автора музыкального оформления. Трижды удостаивалась дипломов: в 1998 году - диплом и приз «Хрустальная маска» («За лучшие театральные публикации в прессе»); в 2001 году - диплом жюри краевого фестиваля «Театральная весна» («За создание уникального издания "Музы-кально-театральный альманах"»). С 2007
по 2011 гг. она возглавляла Красноярское отделение СК РФ [4, с. 124-128].
Ефимова Ирина Викторовна - музыковед, кандидат искусствоведения, профессор. Ее научные приоритеты - русская православная культура - отразились в более чем 50-ти научных публикациях (среди них 3 монографии). Имеет множество почетных грамот, среди которых — Грамота «За усердные труды во славу святой Церкви», Почетная грамота Министерства культуры РФ «За большие творческие достижения в области православной музыки», Почетная грамота «За большой вклад в развитие музыкального искусства» и др. Стипендиат премии имени схи-архимандрита Иоанна (Маслова) «За развитие и укрепление духовности». И. В. Ефимова является научным редактором 10 сборников научных статей. Участница международных, всероссийских, красноярских научных конференций, Красноярских Рождественских чтений, мастер-классов красноярского фестиваля «Покровские встречи».
Несомненно, музыкальная культура Красноярска и Сибири благодаря деятельности выпускников не только Ленинградской консерватории, но и других вузов страны в целом обогатилась и приобрела свое неповторимое лицо. В общее дело развития музыкального образования, исполнительства, композиторского творчества, научного потенциала региона выпускники Ленинградской консерватории внесли и вносят свой значительный и весьма ощутимый вклад.
Примечания
1 Это было время управленцев нового поколения.
В органах власти к ним в первую очередь относился первый секретарь Красноярского краевого крайкома партии Павел Стефанович Фе-дирко (1932) - выпускник Ростовского института железнодорожного транспорта, занимал руководящие должности в Норильске (1954-1962), Игарке (1962-1972), Красноярске (1972-1987).
2 Здание театра строилось с 1966 по 1978 гг. и первоначально предназначалось для Красноярского театра музыкальной комедии.
8 В качестве материала для статьи была использована информация, содержащаяся в архиве
КГАМиТ в «Личных делах уволенных работников» за 1980, 1982, 1983, 1987, 1991, 2008 и 2011 гг.
: Эта информация почерпнута из воспоминаний дочери Н. Л. Тулуниной И. Новак.
' В Канске находился на поселении и некоторое время работал в музыкальной школе замечательный музыкант, потомок старинного дворянского рода Струве - Георгий Георгиевич Струве (1919-2005). В 1938 г. он был репрессирован и отправлен в Норильский ГУЛАГ из Москвы, где учился у Александра Борисовича Гольденвейзера и Александра Александровича Николаева в Центральной музыкальной
школе при Московской консерватории в старших классах (которые приравнивались к обучению в музыкальном училище). После долгих скитаний он в течение 14 лет проработал в Канске.
6 Работал на кафедрах общего фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Ассисентуру-стажировку проходил при Новосибирской государственной консер-
ватории под руководством заслуженного деятеля искусств, профессора Дины Леонидовны Шевчук. В 1947-1949 гг. семья Д. Л. Шевчук проживала в Красноярске. Сохранилась фотография участников Концертно-эстрадного бюро Красноярска, среди которых отец Дины Леонидовны - Леонид Николаевич Шевчук и красноярская пианистка Надежда Леонидовна Тулунина.
Литература
1. Красноярская государственная академия музыки и театра: 25 лет. - Красноярск, 2003. -167 с.
2. Красноярская государственная академия музыки и театра: энциклопедический справочник. - Красноярск, 2010. - 128 с.
3. Красноярская организация Союза композиторов России: 1983-2008. - Красноярск, 2008. -139 с.
4. Красноярская фортепианная феерия: [I Международный Красноярский фестиваль фортепианных дуэтов (5-7 апреля, 2012 г.)] // Музыкальная жизнь. - 2012. - N.4. - С. 40.
5. Надежда Леонидовна Тулунина. Человек. Музыкант. Учитель: воспоминания, статьи, размышления. - Красноярск, 2005. - 155 с.
References
1.Krasnoyarskaya gosudarstvennaya akademiya muzyki i teatra: 25 let [The Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre: 25 years], Krasnoyarsk, 2003, 167 p.
2. Krasnoyarskaya gosudarstvennaya akademiya muzyki i teatra: entsiklopedicheskiy spravochnik [The Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre: Encyclopedic directory], Krasnoyarsk, 2010, 128 p.
3. Krasnoyarskaya organizatsiya Soyuza kompozitorov Rossii [The Krasnoyarsk organization of the Russian Composers Union: 1983-2008], Krasnoyarsk, 2008, 139 p.
4. Krasnoyarskaya f ortepiannaya feyeriya: [I Mezhdunarodnyy Krasnoyarskiy festival fortepiannykh duetov (5-7 aprelya, 2012 g.)] [Krasnoyarsk piano extravaganza: 1st Krasnoyarsk International Festival of Piano Duets (April 5-7, 2012], Muzykal'naia zhizn', 2012, (4), p. 40.
5.Nadezhda Leonidovna Tulunina. Chelovek. Muzykant. Uchitel: vospominaniya, stat'i, razmyshleniya [Nadezhda Tulunina. The Person. The Musician. The Teacher: memoirs, articles, reflections], Krasnoyarsk, 2005, 155 p.
Музыкально-просветительская деятельность педагогов КГАМиТ — выпускников Ленинградской консерватории (1978-2013 годы)
В статье рассматривается роль и значение выпускников Ленинградской консерватории в становлении и развитии музыкальной культуры не только Красноярска, но и региона в целом. Подчеркивается значимость педагогической деятельности музыкантов всех специальностей. Указывается роль их концертных выступлений, просветительской работы, композиторского творчества.
Ключевые слова: Ленинградская консерватория, Красноярская государственная академия музыки и театра, концерты педагогов, музыковеды и композиторы Красноярска.
Musical and educational activities of KSAMaT teachers — the graduates of the Leningrad Conservatory (1978-2013)
The article deals with the role and importance of graduates of the Leningrad Conservatory in the development of musical culture not only of Krasnoyarsk, but the region as a whole. The author emphasizes the importance of teaching activities of musicians of all specialties and specifies the role of their live performances, educational work, composing art.
Keywords: Leningrad Conservatory, Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre, concerts of teachers, musicologists and composers of Krasnoyarsk.
Белоносова Ирина Владимировна - доцент, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой звукорежиссуры Красноярской государственной академии музыки и театра.
E-mail: [email protected]
Irina Belonosova, Associate Professor, PhD in Arts History, Head of Sound Engineering Department at the Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre. E-mail: [email protected]