Научная статья на тему 'Художественная картина мира в творчестве сибирских композиторов'

Художественная картина мира в творчестве сибирских композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
6
Поделиться
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / МУЗЫКА СИБИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА / ИСТОРИЯ СИБИРИ / PICTURE OF THE WORLD / MUSIC OF SIBERIAN COMPOSERS / SPIRITUAL MUSIC / RELIGIOUS THEMES / HISTORY OF SIBERIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоносова Ирина Владимировна

В статье впервые рассматривается творчество сибирских композиторов как особый феномен, позволяющий выявить признаки так называемой «художественной картины мира». Актуальность темы исследования объясняется необходимостью выйти на высокий уровень обобщения результатов анализа жанровых и тематических особенностей музыкальных произведений. Это позволяет применить используемый в эстетике и философии музыки культурологический подход рассмотрение искусства, в том числе и музыкального, как способа познания окружающей действительности с целью создания адекватной ей картины мира. В статье раскрываются понятия «художественная» и «музыкальная» картины мира. Их взаимосвязь определяется наличием ценностных установок композитора. Основными средствами, воплощающими мировоззренческие позиции авторов в музыкальном искусстве, являются жанр, выразительные средства, тематика музыкального произведения, зафиксированная, как правило, в вербальном тексте (названии произведения, его частей). В статье подчеркивается значение двух тематических направлений, наиболее полно и разнообразно представлен ных в музыке сибирских композиторов в период 2007-2017 гг. Делается вывод, что сфера высокой духовности, религиозная и историческая тематика составляют основу созданной сибирскими композиторами художественной картины мира.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белоносова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Art View of the World in the Works of Siberian Composers in the Beginning of the XXI Century: Content-Related Aspect

The article is the first work to consider the works of Siberian composers as a specific phenomenon, which allows to determine the features of the so called “art view of the world”. The research theme is quite topical due to the necessity to get to the high level of generalizing the results of analyzing genre and thematic peculiarities of musical pieces. This allows to use the cultural approach applied in aesthetics and philosophy of music consideration of art, including music, as a method of discovering the real world with the aim of creating the world picture relevant to it. The article considers the notions of “art” and “musical” view of the world. Their interrelation is proved by the presence of value setting of a composer. The main means that help the composers to demonstrate their world view in music are genre, expressive means, theme of a musical piece, usually recorded in the verbal text (title of a piece, its parts). The article outlines the importance of two thematic trends, which are most fully and vividly presented in the music of Siberian composers in the period from 2007 till 2017. The author comes to the conclusion that the sphere of high spirituality, religious and historical themes are the basis of the art view of the world created by Siberian composers.

Текст научной работы на тему «Художественная картина мира в творчестве сибирских композиторов»

УДК 78.071.1

И. В. Белоносова

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ СИБИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В НАЧАЛЕ XXI В.:

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

^ роцессы конвергенции различных областей знания неотделимы от признания единства и целостности мира, окружающего человека. Одним из емких интеграционных по своей сути понятий является «художественная картина мира», в основе которого более общее и присущее в целом научному знанию понятие «картина мира». По словам М. Хайдеггера «превращение мира в картину есть тот же самый процесс, что превращение человека внутри сущего в виЫеоЬит» [8].

Цель настоящей статьи — рассмотреть понятие художественная картина мира, а ТЕКЖ6 особенности ее воплощения в творчестве современных сибирских композиторов.

В широком понимании картина мира «это целостный глобальный образ мира, складывающийся в сознании человека в процессе познавательной деятельности» [4]. Наличие множества «картин» (научная, рационалистическая, ренессансная, этническая и т. п.) свидетельствует о важности данного феномена для осознания человеком самого себя как органичной части окружающего его многоликого пространства (природы, общества), т. е. мира.

Художественная картина мира - это некий аналог действительности (мира природы, социума), но воплощенный средствами конкретного вида искусства, которое является одной из форм познания мира. «Искусство возвращает аналитически расщепленному наукой миру его целостность, оно -хранитель целостности личности, культуры, жизненного опыта человечества. Это всемирно-историческое назначение искусства. Искусство не заменяет ни одну из форм деятельности человека, а специфично их воссоздает» [1, с. 146].

В философии музыки музыкальная картина мира - это часть мировоззрения, в которой содержится система ценностей конкретного исторического периода, а язык музыки - это универсальное средство

© И. В. Белоносова, 2018

«фиксации, хранения и передачи специфических сигналов между различными поколениями людей. Музыкальная картина мира исторична, она характеризуется особой изменчивостью, обусловленной сменой мировоззренческих взглядов» [5].

Музыка обладает специфическими средствами отражения не столько самой действительности, сколько эмоциональных переживаний по поводу этой действительности, поскольку композитор «воспринимает картину мира слухом» [1, с. 166]. Стиль и жанр, средства музыкальной выразительности, музыкальный (звуковой) образ являются носителями смысла музыкального произведения.

Панорамный обзор творчества сибирских композиторов (жанровой специфики и тематики) за период 2007-2017 гг. позволяет выявить основные содержательные модусы1 музыкальной картины мира начала XXI в.

Сфера высокой духовности, религиозного восприятия мира представлена в хоровых и вокальных, инструментальных (для отдельных инструментов и оркестра) сочинениях. Среди них Духовный стих памяти Аскольда Мурова для смешанного хора а сареИа (2007) Е. Джагаровой; «Господь есть Дух» (2007), «Да хвалит дух мой» на стихи М. Ломоносова, для смешанного хора (2009), «Послание» на стихи Н. Рериха для хора и виолончели (2009), Молитва Серафима Саровского для рояля (2010) Ю. Юкечева. На тексты духовного содержания созданы Два духовных стиха (2009), Два романса на стихи инока (2010), хоровой цикл «Звени, златая Русь» на стихи В. Брюсова, О. Серебровой; «Всенощное бдение» для смешанного хора (2011) И. Сальниковой. Православные религиозные образы воплощены в сочинениях Два хора на стихи М. Ломоносова (2011), в двух хорах пятичастного цикла «Простые песни» на стихи П. Вяземского (2013) В. Пономарева. События на горе Фавор, связанные

с Преображением Господа, стали импульсом к созданию симфонической картины «Гора Фавор» (2017) А. Михалева.

К сфере, отражающей воспевание красоты мира посредством религиозных ценностей, можно отнести аудиовизуальную композицию с использованием электронных звучаний «Россия небесная» Ю. Ащепкова, созданную к видеокаталогу Л. Ключниковой (2007). Визуальный ряд 14-частной электронной композиции составляют изображения (акварели) православных храмов, словно вырастающие из окружающей их природы неземной красоты. Человек и Природа, Мир природный и Божественный стали темой кантаты для смешанного хора С. Кравцова «Крестный ход» на стихи

A. Вознесенского (2010) [3].

История Сибири и история России с опорой на традиции русской классики составляет важную сферу сибирской музыки.

Один из важных и принципиальных для музыки региона векторов — сохранение памяти об истории Сибири и событиях, положивших начало приобщения региона к российской цивилизации. К этому вектору относятся симфоническая поэма «Песнь о Сибири» (1984, 2-я ред. 2008) К. Лакина, а также сочинения, созданные в Красноярске для ежегодного Зимнего суриковского фестиваля. Отметим особую роль и значимость этого проекта для художественной, в том числе музыкальной жизни Красноярска. Зимний суриковский фестиваль консолидирует творческие силы города, поскольку организаторами мероприятий поддерживаются любые творческие инициативы в рамках фестиваля, что позволяет привлекать широкую зрительскую / слушательскую аудиторию к восприятию различных видов искусств.

Первым программным сочинением, в котором прозвучала «суриковская тема», стала симфоническая поэма О. Меремкуло-ва «Посвящение Сурикову» (1989). В 2007 г. тему продолжило сочинение «"Утро стрелецкой казни" (по картине

B. И. Сурикова). Музыка для гобоя, ударных и струнного оркестра» И. Флейшера. Это был редкий (и единственный) эксперимент с мультимедийной презентацией, в которой фрагменты картины (крупный-средний-мелкий планы) были синхронизированы со звучанием музыки. От этого небольшого события - создания музыки под

впечатлением живописи В. И. Сурикова -начинается целая серия проектов, где русская история (русская природа, обычаи, обряды, исторические события) предстает в музыкальных композициях, созданных по мотивам картин родившегося в Красноярске художника.

В 2008 г. на фестивале прозвучала премьера оратории аргентинского композитора X. А. Боссо «Я - Суриков, русский казак» для хора, русского народного ансамбля, струнного оркестра, ударных инструментов. На следующих фестивалях суриковс-кие проекты были выполнены красноярскими композиторами.

Так, в 2012 г. для исполнения оратории «История мастера» норильского композитора В. Примака были привлечены солисты Мариинского и Красноярского театра оперы и балета, хоровой ансамбль «Тебе по-емъ», хор Красноярского театра оперы и балета, хор студентов КГАМиТ (КГИИ), Красноярский камерный оркестр, симфонический оркестр КГИИ. На большом экране транслировались слайды семи лучших картин В. Сурикова, которые составляли визуальные ряды 7 частей оратории. Названия частей оратории отсылают слушателей к конкретным живописным полотнам: «Утро стрелецкой казни» (I), «Меньшиков в Березове» (II), «Боярыня Морозова» (III), «Взятие снежного городка» (IV), «Покорение Ермаком Сибири» (V), «Переход Суворова через Альпы» (VI), «Степан Разин» (VII).

Картины Сурикова стали для композитора поводом к созданию грандиозной композиции, в которой он воплотил интонации, типичные для русской хоровой эпической и духовной музыки. Пронизанная героическими, скорбными, трагическими настроениями музыка оратории отразила стремление В. Примака осмыслить музыкальными средствами страницы русской истории, запечатленные в полотнах художника. Кроме музыкального - основного -слоя Текста в оратории звучит голос Чтеца, который озвучивает библейские и летописные тексты, молитвы, фрагменты из интервью М. Волошина, стихи М. Волошина и В. Захарова. Несмотря на разнородность текстов и визуальный ряд, музыка оратории самостоятельна и самодостаточна [2].

В 2015 г. на X суриковском фестивале прозвучало «Музыкально-сценическое действо "Суриков - сын земли красноярской"»

О. Проститова на стихи Анатолия Третьякова для солистов, хора и симфонического оркестра в 10 частях. Исполнители - хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ», Красноярский академический симфонический оркестр, солисты ансамбля и Красноярского театра оперы и балета, дирижер -В. Ланде. Части «Рассвет над Енисеем» (№ 1), «Хор енисейских казаков» (№ 2), «Речитатив "Русская Азия"» (№ 3), «О, Енисей!» (№ 4), «Колыбельная» (№ 5), «Ледоход на Енисее» (№ 6), «Монолог Сибири» (№ 7), «Старый базар» (№ 8), «Монолог Сурикова» (№ 9), «Славица Сурикову» (№ 10) образуют многочастную монтажную композицию. Картины детства, городского быта (ледоход на Енисее, жанровая картина на базарной площади у Богородице-Рождественского собора) сочетаются с частями философского склада, прославлением Сибири и Мастера. Эпические, бытовые, жанровые зарисовки насыщены светом, торжеством, ликующими, колокольными звонами. Следует заметить, что в 2016 г. в Томске состоялась премьера оперы «Ермак» О. Проститова (совместный проект Мариинского театра и Томской филармонии).

Еще одна сторона «темы Сибири» - создание музыкальных произведений, в которых композиторы опираются на музыкаль-

ный фольклор коренного населения. Таких сочинений немного: Вальс для Шамана (2008) Ю. Юкечева; симфоническая картина «На Енисее» и Квинтет № 2 (2008) В. Примака, где использованы подлинные напевы нганасан; «Шаман» (Музыка для виолончели соло, 2010) Б. Лисицына; Сюита для скрипки и фортепиано на темы народов Севера (2016) А. Михалева.

Ситуация, сложившаяся в культурном пространстве постсоветского периода, полна противоречий и свидетельствует об утрате высоким искусством (в частности, академической музыкой) лидирующих позиций. Как противодействие названным негативным тенденциям можно рассматривать преобладание в творчестве сибирских композиторов вокально-хоровых сочинений и жанров программной инструментальной музыки, содержанием которых является сфера высокой духовности, а также историческая тематика. Музыкальная картина мира, представленная в творчестве сибирских композиторов разных поколений, содержит в себе глубинные содержательные модусы, свидетельствующие о сохранении традиционных для отечественной художественной культуры ценностей (Родина, родная природа, нравственная чистота, стойкость духа).

ПРИМЕЧАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Термин «содержательный модус», «модус в плане содержания» применяется Е. В. На-зайкинским [7]. Различные аспекты исполь-

зования термина модус рассмотрены в статье А. А. Медовой [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Борев Ю. Б. Эстетика: Учеб. - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.

2. Гаврилова JI. В. Историко-героическая тема в творчестве Владимира Примака // Вестн. КемГУКИ. - 2012. - № 21. - С. 225-230.

3. Гончаренко С. С. Сибирская композиторская организация: Нам - 70 лет!: Каталог творческих работ (2008-2012). - Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2013. - 76 с.

4. Ильина Е. В. Языковая картина мира как совокупность концептосфер // Филология и литературоведение. - 2015. - № 12. - URL: http://philology.snauka.ru/2015/12/1801 (дата обращения: 29.09.2017).

5. Лазутина Т. В. Философия музыки: Музыкальная картина мира и ее соответствие реальности // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.:

Философия. - 2009. - № 3, Т. 7. - С. 34-37. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 12891339& (дата обращения: 29.09.2017).

6. Медова А. А. К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании. - URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/356/ image/356-053.pdf (дата обращения: 29.09.2017).

7. Назайкинский Е. В. Эпизод. К теории модуса и модальности в музыке... // Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - С. 236-249.

8. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления / пер. с нем.; коммент. В. В. Бибихи-на. - М.: Республика 1993. - С. 44. - Мыслители XX в.

REFERENCES

1. Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. Moskow, 2002. 511 p.

2. Gavrilova L. V. Historical-heroic theme in the works of Vladimir Primak. Vestnik KemGUKI [Vestnik KemSUKI], 2012, (21): 225-230.

3. Goncharenko S. S. Sibirskaya kompozitorskaya organizatsiya: Nam - 70 let!: Katalog tvorcheskikh rabot (2008-2012) [Siberian composer organization: We are 70 years old!: Catalog of creative works (2008-2012)]. Novosibirsk, 2013. 76 p.

4. Ilina E. V. Language picture of the world as a collection of conceptospheres. Filologiya i literaturovedenie [Philology and literary criticism], 2015. (12). Available at: http:// philology.snauka.ru/2015/12/1801 (Accessed 29 September 2017).

5. Lazutina T. V. Philosophy of Music: The Musical Picture of the World and Its Relevance to Reality. Vestnik Novosibirskogo

gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Philosophy], 2009, (3, Vol. 7): 34-37. Available at: https:// el ib rary.ru/item, as p?id = l 2891339& (Accessed 12 March 2018).

6. Medova A. A. K probleme bytovaniya ponyatiya "modalnost" v sovremennom gumanitarnom i filosofskom znanil [To the problem of the existence of the concept of «modality» in modern humanitarian and philosophical knowledge]. Available at: http:/ /sun.tsu.ru/mminfo/000063105/356/image/ 356-053.pdf (Accessed 21 February 2018).

7. Nazajkinskij E. V. Episode. To the theory of modus and modality in music. Logika muzykalnoj kompozitsii [Logic of musical composition]. Moscow, 1982, pp. 236-249.

8. Khajdegger M. Vremya I bytie [Time and Being]. Moscow, 1993, p. 44.

Художественная картина мира в творчестве сибирских композиторов в начале XXI в.: содержательный аспект В статье впервые рассматривается творчество сибирских композиторов как особый феномен, позволяющий выявить признаки так называемой «художественной картины мира». Актуальность темы исследования объясняется необходимостью выйти на высокий уровень обобщения результатов анализа жанровых и тематических особенностей музыкальных произведений. Это позволяет применить используемый в эстетике и философии музыки культурологический подход - рассмотрение искусства, в том числе и музыкального, как способа познания окружающей действительности с целью создания адекватной ей картины мира. В статье раскрываются понятия «художественная» и «музыкальная» картины мира. Их взаимосвязь определяется наличием ценностных установок композитора. Основными средствами, воплощающими мировоззренческие позиции авторов в музыкальном искусстве, являются жанр, выразительные средства, тематика музыкального произведения, зафиксированная, как правило, в вербальном тексте (названии произведения, его частей). В статье подчеркивается значение двух тематических направлений, наиболее полно и разнообразно представлен-

Art View of the World in the Works of Siberian Composers in the Beginning of the XXI Century: Content-Related Aspect

The article is the first work to consider the works of Siberian composers as a specific phenomenon, which allows to determine the features of the so called "art view of the world". The research theme is quite topical due to the necessity to get to the high level of generalizing the results of analyzing genre and thematic peculiarities of musical pieces. This allows to use the cultural approach applied in aesthetics and philosophy of music - consideration of art, including music, as a method of discovering the real world with the aim of creating the world picture relevant to it. The article considers the notions of "art" and "musical" view of the world. Their interrelation is proved by the presence of value setting of a composer. The main means that help the composers to demonstrate their world view in music are genre, expressive means, theme of a musical piece, usually recorded in the verbal text (title of a piece, its parts). The article outlines the importance of two thematic trends, which are most fully and vividly presented in the music of Siberian composers in the period from 2007 till 2017. The author comes to the conclusion that the sphere of high spirituality, religious and

ных в музыке сибирских композиторов в период 2007-2017 гг. Делается вывод, что сфера высокой духовности, религиозная и историческая тематика составляют основу созданной сибирскими композиторами художественной картины мира.

Ключевые слова: картина мира, музыка сибирских композиторов, духовная музыка, религиозная тематика, история Сибири.

historical themes are the basis of the art view of the world created by Siberian composers.

Keywords: picture of the world, music of Siberian composers, spiritual music, religious themes, history of Siberia.

Белоносова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой звукорежиссуры Красноярского государственного института искусств Е-таП: irinabelay@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belonosova Irina Vladimirovna, Candidate of Art Criticism, Docent, Head of the Audio Engineering Department at the Krasnoyarsk State Institute of Arts E-mail: irinabelay@bk.ru

Получено: 16.05.2018