Научная статья на тему 'Обзор истории и содержания богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы'

Обзор истории и содержания богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2098
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ванюков Сергей Александрович

В статье рассматриваются догматические, исторические и литургические аспекты празднования Благовещения Пресв. Богородицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор истории и содержания богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2005. Вып. 14. С. 54-79

Обзор истории и содержания богослужения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

С А. Ванюков

(ПСТГУ; ИС РПЦ)

В статье рассматриваются догматические, исторические и литургические аспекты празднования Благовещения Пресв. Богородицы.

Событие Благовещения в Священном Писании и Предании

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и При-снодевы Марии (греч. 'О ЕиаууеАю^о? т^? 'Уперау/а? Аеапо'мп? Оеогокои ка1 ’Ае1парбеуои Мар^а?; лат. Аппипйайо Ъеа1ае Мапае Virginis) — церковный праздник, прославляющий описанное в Евангелии от Луки 1 событие архангельского приветствия Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира.

Евангельский рассказ о Благовещении, косвенно упоминающийся у ап. Павла 2, излагается с некоторыми отличиями и особенностями в новозаветных апокрифах, нашедших отражение в иконографии праздника3. 11-я гл. «Протоевангелия Иакова» разделяет повествование об этом событии на две сцены: первая происходит у колодца или источника, а вторая в доме, где Мария, согласно выпавшему ей жребию, пряла занавес или ковер для Иерусалимского храма. «Взяв кувшин, Она [Мария — С. В.] пошла зачерпнуть воды, и вот Она услышала голос, который говорил: „Радуйся, Мария, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между всеми женами!“ Мария смотрела направо и налево, чтобы узнать, откуда был этот голос. И, устрашившись, Она вошла в дом Свой, и поставила кувшин, и, взяв пурпур,

1 Лк 1. 26-38.

2 Гал 4. 4.

3

3 Сцена Благовещения происходит у источника (древнейшее изображение — рельеф ампулы V века; оклад в ризнице Миланского собора) или в последующей традиции — у единственного в Назарете колодца (икона «Устюжское Благовещение» XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи). См. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998р. Т. 1. С. 197. Т. 2. С. 374.

Она села, чтобы работать. И вот ангел Господень явился перед Ней, говоря: „Не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Господа“. И Мария, слушая его, подумала про Себя: „Разве Я зачну от Бога и родится дитя, как другие рождаются?“ И ангел Господень сказал Ей: „Не будет так, Мария, ибо сила Божия осенит Тебя, и Святой родится от Тебя, и Он будет наречен Сыном Божиим. И Ты дашь Ему имя Иисус; Он искупит народ Свой от грехов, которые совершены. И родственница Твоя Елизавета зачала сына в старости своей, и та, кого называли неплодной, теперь на шестом месяце, ибо нет невозможного для Бога“. И сказала ему Мария: „Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему“» 4. Согласно «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя (Евангелие псевдо-Матфея)» 5 между первым и вторым эпизодами прошло три дня: «... когда Мария стояла у колодца, ангел Господень явился Ей и сказал: “Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Свое в духе Твоем. Вот придет свет с неба, дабы обитать в Тебе и через Тебя засиять в целом мире”. И на третий день, когда Она пряла пурпур руками Своими, явился Ей юноша, красоту которого невозможно описать. Увидев его, Мария была охвачена страхом и стала дрожать, и он сказал Ей: “Не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Бога. Вот Ты зачнешь и родишь Царя, царство Которого будет не только над всей землей, но и над небесами, и будет царствовать во веки веков. Аминь”» 6. По мнению прп. Ефрема Сирина, когда Пренепорочная Дева пребывала в молитве, в образе благолепного старца вошел к Ней Гавриил: «иначе опечалилась бы смиренная Отроковица, узрев лицо юноши» 7.

О зачатии и рождении Спасителя Пресвятой Девой говорят многочисленные пророчества и прообразы Ветхого Завета. Предание Церкви отразило в литургической письменности, в том числе и в нынешнем гимнографическом формуляре праздника, все главные библейские свидетельства о Благовещении и Боговоплощении 8.

Богоматерь, как райская земля, без семени в Благовещении воз-ращает прекрасный колос — Христа. Тайна Воплощения прообразу-ется в невозделанном поле, прекрасном рае и древе жизни, Плодом

4 Цит. по: Протоевангелие Иакова // Новозаветные апокрифы. СПб., 2001. С. 20. См.: CANT. P. 20.

5 Цит. по: Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя // Новозаветные апокрифы. СПб., 2001. С. 30. См.: CANT. P. 29.

6 Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя // Новозаветные апокрифы. СПб., 2001. С. 42.

7 прп. Ефрем Сирин. О Благовещении Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1974. №1. С. 33.

О

8 См. Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. К., 1999. С. 81-92.

которого уничтожается льстивый змий (Быт 3. 2—3, 15). Обетование Спасителя после грехопадения, сопровождаясь указанием на «семя жены», пророчески возвещает сверхъестественный способ зачатия и рождения Мессии (Быт 3. 15). Сошествие в Благовещении Сына Божия во чрево Богоматери предсказано лествицей Иакова (Быт 28.12), поскольку Пречистая Дева низвела свыше Воплощенного Бога и возводит к небесной высоте верующих во Христа.

Ношение Богоматерью Младенца Иисуса во чреве без опаления огнем Его Божества прообразовано «неопалимой купиной», виденной прор. Моисеем на горе Хорив (Исх 3. 3). Шествие Израиля по дну Чермного моря без омочения ног (Исх 14. 15) и прежняя непроходимость моря по переходе его евреями образно предсказывают бессе-менное зачатие Девою Христа и нетление Ее девства по Рождестве Богомладенца. Ветхозаветная скиния Завета и ее принадлежности (Исх 25—27, 35—40) также тесно связываются Преданием Церкви с личностью Пресвятой Девы и тайной Благовещения. Она — Скиния Бога Слова, имевшая внутри Архиерея, была первообразом Моисеевой скинии. Подобно Моисееву ковчегу, хранившему скрижали закона, стамну с манной и процветший жезл Аарона (Числ 17), Богоматерь, во Своем пречистом Чреве носившая Христа, хранила в Себе Богописанные скрижали Нового Завета — Само Божие Слово. Чрево Ее было кивотом, содержавшим воплощенного Законоположителя. Божию Матерь, подобно покрытому золотом ковчегу, Своими озарениями в Благовещении позолотил Св. Дух. Подобно золотой стамне, Пречистая имела в Себе нетленную и пренебесную Манну Хлеба Жизни. Ааронов жезл, процветший без напоения, предзнаменовал Пресвятую Деву, безмужно и бессеменно зачавшую Цвет Божества — воплощенного Сына Божия. Принадлежности скинии — семисвеч-ник, трапеза предложения, кадильница и миро помазания, по мысли отцов Церкви, представляют символы сияния Приснодевы семью дарами Св. Духа (Ис 11. 2), чревоношение Ею Хлеба Жизни и невещественного Угля Христа, Ее молитвы за мир и благоухание в Ней благодати. Чудо Воплощения усматривается и в источенной Моисеем из камня воде (Исх 17. 6).

Роса, выпавшая на Гедеоново руно (Суд 6. 36—38), указывает на Божественное Слово, сошедшее в ложесна Пречистой действием Святого Духа в день Благовещения. Применяя ветхозаветные пророчества к событию возвещения архангелом Рождения Христа, литургическая традиция называет Богоматерь тучной, увлаженной Духом, горой, в которую благоволил вселиться Единородный Сын Божий (Пс 67. 16). Премудрый Соломон, проображая тайну Благовещения,

именует Пресвятую Деву затворенным садом, источником, запечатанным Св. Духом (Песн 4. 12) и Невестой с Ливана (Песн 4. 8), каплющей благовонное миро — Христа (Песн 5. 5). В книге Песнь Песней, применительно к событию Благовещения, Пресвятая Дева называется еще одром, на котором почил воплощенный Бог. В словах паремии богородичных праздников (Притч 9. 1): «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь» видят указание на Воплощение Христа (Ср.: 1 Кор 1. 24), избравшего для жилища утробу Богоматери.

Пророчество Исаии о рождении Еммануила от Девы (Ис 7. 14) является мессианским. Оно указывает на чудесное зачатие и рождение Христа от Богородицы. От Чистой Девы — жезла из корня Иессеева (Ис 11) — произрастает неувядаемый цвет жизни — Христос. Он родится от девственного чрева подобно тому, как дождь выпадает из облака, и будет опочивать на руках Богоматери, как на легком облаке (Ис 18. 4, 19. 1). Богородица именуется огневидным престолом Бога Вседержителя, на котором Господь воссел, как человек (Ис 6; 66. 1). В Божией Матери Отчим перстом, то есть Св. Духом, в Благовещении непостижимо написалось Слово Отчее, «написующее» спасаемых в Книге жизни (Ис 4. 3; 34. 16). На основании видения прор. Исаии, Пречистая в литургическом богословии еще уподобляется клещам (Ис 6), принявшим с архангельским приветствием Божественный Уголь, поскольку воплотившийся из Девы Христос не опалил Ее, но лишь просветил.

В видениях прор. Иезекииля событие Благовещения созерцается под образами херувимской колесницы Слова (Иез 1) и непроходимой двери, смотрящей в Едеме на восток (Иез 43. 27 — 44. 2). Воплотившийся Господь прошел чрез непроходимые, заключенные врата При-снодевы, и они остались затворенными. Предание Церкви усматривает таинство Зачатия Спасителя в событии невредимого пребывания трех отроков в раскаленной вавилонской печи (Дан 3) и в образе несе-комой горы (Дан 2. 34). Подобно камню, без помощи человеческих рук оторвавшемуся от горы и превратившему в прах истукана, от Богородицы девственно воплотился уничтоживший идольские капища Христос. Пророк Аввакум таинство воплощения Сына Божия от Присноде-вы Марии созерцает в виде таинственной горы, приосененной лесной чащей, из которой приходит Святой Бог (Авв 3). Мысленная Божия гора, согласно церковной традиции, есть Пресвятая Богородица, орошенная Духом в Благовещении и приосененная добродетелями.

Догматический аспект события Благовещения

В день Благовещения, согласно вероучению Православной Церк-

ви, зафиксированному в святоотеческих писаниях об этом событии, человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения, поскольку Сын Божий принятием человеческого естества от Девы Марии — Воплощением — начал освобождение человека от вечной смерти. Тема радости и ликования о спасении пронизывает все творения отцов, посвященные празднику. Слово на Благовещение, приписываемое свт. Григорию Чудотворцу, начинается так: «Ныне ангельские лики воспевают божественную славу, и свет Христова пришествия сияет верным. Ныне для нас — радостная весна: Солнце Правды — Христос — лучезарным сиянием просветил нас и озарил умы верных» 9.

Догматическая составляющая писаний Отцев и Учителей Церкви о Благовещении восходит к ап. Павлу, по которому в Воплощении рожден «последний Адам» и «второй человек — Господь с неба» 10. Сущность события состоит в том, что Сам Сын Божий, не переставая быть Тем, Кем Он был от вечности, то есть истинным Богом, становится, сверхъестественно зачавшись по человечеству от Пресвятой Девы Марии, Тем, Кем Он не был, то есть истинным человеком. По мысли св. Иоанна Дамаскина, в момент Благовещения Святой Дух во чреве Марии творчески, не путем последовательного развития, как при обычном оплодотворении, а мгновенно образовал человеческий эмбрион, который впоследствии уже был способен к самостоятельному развитию: «Тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышнего Бога, Сын Божий, единосущный со Отцем, осенил Ее, как бы божественное семя, и из непорочных и чистейших Ее кровей образовал Себе плоть, одушевленную душею, одаренную как разумом, так и умом, начатки нашего смешения; не по образу рождения через семя, но творческим образом, через Святаго Духа; не так, что внешний вид создавался понемногу через прибавления, но так, что он был окончен в один момент» 11.

Догматический аспект Благовещения является существенным элементом святоотеческих толкований, посвященных этому событию. На именовании Марии Богородицей, восходящем к Оригену12 и закреп-

9 In annuntiationem sanctae virginis Mariae // PG. 10. Col. 1145. Цит. по: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1979. №З. С. 28 слл.

10 1 Кор 15. 45, 47.

11

11 Expositio fidei orthodoxa З. 2 // PG. 94. Col. 985. Цит. по: прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. III, 2. М., 1998р. С. 194.

12 Fragmenta in Lucam (in catenis) // Rauer M. Origenes Werke. B., 19592. Bd. 9. S. 227—ЗЗб; Scolia in Lucam (fragmenta e cod. Venet 28) // PG. 17. Col. З21.

13 Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. Казань, 1908. СПб., 199бр. С. 540—54З.

ленном на III Вселенском Соборе 1З, акцентируют внимание многие экзегеты и богословы. По словам прп. Иоанна Дамаскина, «праведно и воистину святую Марию называем Богородицею; ибо это имя составляет все таинство Домостроительства» 14. Св. Григорий Богослов утверждает: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу» 15. Согласно Преданию Церкви, Пресвятая Дева зачала и родила Бога Слово по человечеству, поскольку в Благовещении Человечество Спасителя получило Свое бытие не в человеческой ипостаси, а в ипостаси Второго Лица Пресвятой Троицы и стало воипостазированным (evvnoararov) в Ипостаси Логоса. Оно ни в какой мере не предсуществовало моменту Зачатия: «Христос не обладает некоей человеческой ипостасью, которая обособлена подобно нашей. Но Ипостась Слова является общей, неотделимой как от Его человеческой, так и от Его Божественной природы» 1б. Таким образом, «во Христе Иисусе есть единое Лицо Бога Слова, единое «Я»; единично сознающее Себя в двойстве естеств и управляющее всеми явлениями и обнаружениями в жизни человека» 17. Говоря о воплощении, свв. Отцы всегда настаивали на полноте человечества во Христе, и потому употребляли термин вочеловечение. Свт. Афанасий Великий в Слове на Благовещение утверждает: «Мы проповедуем не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, дабы не показаться, что мы, подобно нечестивым лжеучителям, принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное. Говоря о воплощении и вочеловечении, мы приемлем и плоть и означаем душу разумную» 18.

Восстановление теснейшего единства человека с Богом, как цель Благовещения, является важной темой святоотеческих творений. Сын Божий через Богородицу становится Человеком, чтобы люди возвышались до обожения благодатью Святого Духа. Слова, восходящие к свмч. Иринею Лионскому 19 — «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом» — составляют рефрен всей святоотеческой мысли и употребляются свтт. Афанасием Великим 20, Григорием

14 Expositio fidei orthodoxa З. 12 // PG. 94. Col. 1029. Цит. по: прп. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 222.

15 Ep. 1 ad Cledon. // Gallay P. Gregoire de Nazianze. Lettres theologiques. P., 1974. P. Зб—б8. (SC; 208).

16 Леонтий Иерусалимский. Adv. Nest. 5. 29. // PG. 8ба Col. 1749.

17 Малиновский Н, прот. Православное догматическое богословие. Ставро-поль—Губернский, 190З. Т. З. С. 109—110.

18 Sermo in annuntiationem deiparae // PG. 28. Col. 9З2. Цит. по Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. М., 199бр. Т. 1. С. 12б—127.

19 Adversus haereses 5. Praefatio // PG. 7. Col. 1120.

20 De incarnatione Verbi 54 // PG. 25. Col. 192.

21 Carmina dogmatica 10. 5—9 // PG. З7. Col. 4б5.

22 Oratio catechetica 25 // PG. 45. Col. б5.

Богословом21, Григорием Нисским 22 и другими отцами. Поэтому Воплощение Бога в Благовещении открывает нам не только Его всемогущество, но и Его отеческую любовь.

Исцеление от греха и дарование благодатных даров Св. Духа, начинающееся в Благовещении, имеет, согласно мнению Церкви, космическое значение, поскольку через восстановление образа Божия в человеке — венце творения — происходит преображение мира: «Ныне обновляется Адам и, вознесенный на Небо, торжествует с Ангелами. Вся вселенная исполняется радостью сошествия на людей Святаго Духа. Ныне к нам сходит божественная благодать, надежда благ невидимых, и являет чудеса, превышающие ум, таинство, сокровенное от века» 2З.

Поскольку средство спасения, избранное Богом, состоит в соединении Божественной Личности и человеческой природы, человек не остается пассивным наблюдателем этого таинства. Личности Пресвятой Девы святоотеческая традиция уделяет большое внимание при осмыслении Ее участия в Воплощении Спасителя. В проповеди на Благовещение св. Николай Кавасила говорит: «Воплощение было делом не только Отца, Его Силы и Его Духа... но также делом воли и веры Девы. Без согласия Непорочной, без содействия веры, домостроительство это было столь же неосуществимым, как и без действия Трех Божественных Ипостасей. Только научив и убедив Ее, Бог берет Ее Себе в Матерь и воспринимает от Нее плоть, которую Она соглашается дать Ему. Он желал, чтобы Матерь Его родила Его так же добровольно, как и Он воплотился добровольно» 24. «Мария соглашается зачать и родить Христа из одного лишь послушания Богу» 25, которое, согласно святоотеческой мысли, уравновешивает непослушание Евы. В этом смысле Мария часто (впервые — у св. мч. Иустина философа 2б) называется Второй Евой, как Сын Ее — Вторым Адамом. Cвт. Григорий Чудотворец утверждает: «Она поступила не так, как прежде дева Ева, которая в райском саду рассеянным умом неосторожно вняла слову змия — виновника зла — и тем растлила свой ум, а через нее льстивый враг излил яд и ввел смерть во весь мир. Это отпадение вознаграждено только Святой Девой. Святая не прежде приняла Дар, как узнав, Кто послал, и что это за Дар, и кто приносит его» 27. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ангел беседует

23 In annuntiationem sanctae virginis Mariae // PG. 10. Col. 1145. Цит. по: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1979. №3. С. 28 слл.

24 Sermo in Annuntiationem Deiparae 4—5 // PO. P., 192б. T. 19, fasc. 3. P. 488.

25 Яннарас Х. Вера Церкви / Пер. с новогреч. М., 1992. С. 149—150.

26 Dialogus cum Tryphone 84 // Goodspeed E. J. Die altesten Apologeten. Gottingen, 1915. P. 90—2б5.

27

In annuntiationem sanctae virginis Mariae // PG. 10. Col. 1148—1149. Цит. по: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1979. №3. С. 28 слл.

с Девою, чтобы змий не говорил более с женою... Послан Гавриил — принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь» 28. Сопоставление первой и второй Евы традиционно и для Запада. Блж. Августин говорит: «Вот великое таинство: как через женщину смерть стала нашим уделом, так и жизнь рождена для нас женщиной» 29. «Смерть через Еву, жизнь через Марию», — афористически провозглашает блж. Иероним 30.

Дева Мария, по мнению Церкви, представляет вершину святости, когда-либо достигнутой в условиях Ветхого Завета, и превосходит все вершины святости новозаветной. Свт. Григорий Неокеса-рийский в слове на Благовещение пишет: «Благодать достойно избрала из всех родов одну Святую Марию. Она была подлинно премудра во всем, и во всех родах не нашлось подобной Ей» 31. Особая близость Пресвятой Девы к Богу, явившаяся в богоматеринстве, превосходит близость к Богу даже высших ангелов. «Как Матерь Господа, Она превосходит благодатию и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством всякое сотворенное существо, и потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов» 32. По словам свт. Григория Паламы, «Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога, познают и Ее — как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога, воспоют и Ее после Бога. Она — Причина бывших прежде Нея (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих, и Ходатаица вечных, Она — Основание Пророков, Начало Апостолов, Утверждение Мучеников, Фундамент Учителей. Она — Слава сущих на земле, Радость сущих на небе, Украшение всего создания» 33. В этом — основание для молитвенного обращения к Пресвятой Богородице: «Она — Начало и Источник, и Корень, уготованный нам на небесах,

28 In annuntiationem beatae virginis // PG. 50. Col. 791—793. Цит. по (творение приписывается св. Григорию Неокесарийскому): Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы // Минея—Март. Ч. 1—2. М., 1984. С. 1бб—1б8. Другой рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. б. Петроград, [б. г. ]. С. 399—403.

29 De agone Christiano 12 // PL. 40. Col. 303.

30 Epistola XXII // PL. 22. Col. 408.

31 In annuntiationem sanctae virginis Mariae // PG. 10. Col. 1148. Цит. по: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1979. №3. С. 28 слл.

32 Пространный Христианский Катихизис Православныя Кафолическия Восточные Церкви. Белосток, 1990р. С. 37.

33 Homilia XIV in Annuntiationem immaculatae Dominae nostrae Deiparae sem-perque Virginis Mariae // PG. 151. Col. 177. Цит. по: свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский. Беседы. М., 1994р. Т. 1. С. 144.

надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ея о нас, во славу Рожденнаго прежде веков от Отца, и в последния времена воплотившегося от Нея — Иисуса Христа Господа нашего.» З4.

Как Матерь Нового Человека, Мария предвосхищает всеобщее обновление. По словам В. Лосского, «объективное призвание Бого-материнства, возложенное на Нее в день Благовещения, становится и субъективным путем Ее освящения» З5. Согласно свт. Григорию Нео-кесарийскому, в Богородице «почивало все сокровище благодати. Из всех родов нашлась одна эта Дева, святая телом и духом, и одна носит Того, Кто глаголом (Евр 1. 3) носит всяческая. Удивляет в Ней не только телесное благолепие, но и душевные Ее добродетели» Зб.

В беседах и словах на праздник свв. Отцы используют различные гомилетические приемы. Св. Иоанн Златоуст, например, выясняет смысл Благовещения в форме диалога Бога с архангелом, который смущен столь странным повелением. Святитель приводит возражения архангела и разъяснение их Богом З7. В другой проповеди он описывает беседу Приснодевы Марии с Иосифом, узнавшим о находящемся в Ее утробе Младенце З8.

Говоря о величайшем значении Благовещения, отцы Церкви не только догматически истолковывают евангельское повествование, но и делают нравственные выводы. Сверхприродное воплощение Христа — образ и источник нового рождения всех верующих через усыновление Богу и причастие освященному человечеству Спасителя. «Мы должны духовно праздновать и духовно жительствовать, в преподобии и правде, в любви, в кротости, в мире и долготерпении, во благости, в Духе Святом, дабы, сколько от нас зависит, воплощение Господа нашего Иисуса Христа не оказалось в нас тщетным и бездейственным.

34 Ibid.

35

35 Лосский В.Н. Всесвятая // он же. Богословие и Боговидение: Сборник статей. М., 2000. С. 332.

36 In annuntiationem sanctae virginis Mariae // PG. 10. Col. 1149. Цит. по: Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1979. №3. С. 28 и слл.

37 In annuntiationem beatae virginis // PG. 50. Col. 791—79б. Цит. по рус. пер. (творение приписывается св. Григорию Неокесарийскому): Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы // Минея—Март. Ч. 1—2. М., 1984. С. 1бб—1б8. Другой рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. б. Петроград, [б. г. ]. С. 399—403.

38 In annuntiationem sanctissimae deiparae // PG. б0. Col. 755—7б0. Рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. б. Петроград, [б. г. ]. С. 404—408.

39 PG. 99. Col. 592. См. рус. пер.: прп. Феодор Студит. Поучение 57—е. На Благовещение. О таинстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о том, что мы должны духовно праздновать // прп. Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. М., 1998. С. 208.

Кроме сего мы должны молиться о мире» 39. Св. Иоанн Кронштадский пишет, что вочеловечением Сына Божия от нас требуется «немедленное, искреннее, нелицемерное твердое покаяние во всех грехах, исправление сердца и праведная, святая жизнь» 40.

Литургические темы богослужения Благовещения

Хотя гимнографический формуляр благовещенского цикла, несущий основное идейное содержание праздника, в ходе исторического развития богослужения претерпевал изменения, литургические темы легко проследить в контексте праздничной службы, сформировавшейся в славянской традиции к настоящему времени.

По содержанию богослужение на день Благовещения представляет собой пространное и глубочайшее святоотеческое толкование Евангельского текста о благовестии архангела Гавриила Деве Марии тайны Воплощения от Нее Бога Слова, осмысление Личности Богоматери и Христа-Искупителя. Богослужебные стихиры и каноны изъясняют архангельское приветствие и ответ Богоматери на благовестие.

Основными литургическими темами богослужения предпразднства являются: осмысление ветхозаветных прообразов события Благовещения и ликования всей твари о совершающемся спасении: М1рь мкрлдо-влннм веселИтсА, гакм и^тивь гДне сошеств'Ге нл та: (1-й тропарь 1 песни канона предпразднства). Канон предпразднства содержит основные пророчества Священного Писания о Боговоплощении. Пресвятая Дева сопоставляется со всезлатой стамной Ковчега Завета (3-й тропарь 1 песни канона предпразднства), с гедеоновым руном (2-й тропарь 3 песни канона предпразднства), златым светильником скинии (4-й тропарь 3 песни канона предпразднства), с палатой великого Царя (2-й тропарь 4 песни канона предпразднства); горой, пронареченной пророком Аввакумом (4-й тропарь 4 песни канона предпразднства); жезлом тайным от корене Иессеева (2-й тропарь 5 песни канона предпразднства), Неопалимой Купиной (2-й тропарь 6 песни канона предпразднства), Горой, виденной пророком Даниилом (3-й тропарь 6 песни канона предпразднства), нивой ненасеянной, возрастившей пшеницу-Слово (3-й тропарь 9 песни канона предпразднства). Песнопения предпразднства приоткрывают и догматический смысл происходящего — Ео оутрокй’ твою чтй’ю ВСеЛИТИСА Х0^£ть гДь, живый присно нл нксИ: мнекесйти ко грАдеть земнородных» см^шеже: (4-й тропарь 1 песни канона предпразднства). Оцл мдеснПю с^дАй, вь тек_ селене хотеть сотворити, пресП^ественный: (3-й

40 св. Иоанн Кронштадский [Иоанн Ильич Сергиев, прот.] Полное собрание сочинений. СПб., 1893. Т. 1. С. 460-463.

тропарь 8 песни канона предпразднства) — делая смысловое ударение на возвращение человеку помраченного в грехопадении образа Божия, как на цель Боговоплощения: Дл ♦ стрлстей везоврлз'А рода челов^ческш йзвлвйть: (4-й тропарь 9 песни канона предпразднства).

В случае совпадения праздника с субботой или неделей его богослужение начинается с малой вечерни, поэтому формуляр праздника включает гимнографию для этой службы, тема песнопений которой не отличается от настроя всего благовещенского богослужения. Начиная с первых стихир, используется прием диалога между архангелом и Пресвятой Девой — довольно распространенный способ построения гимнов в византийской песнотворческой традиции. Автор передает ответ Богородицы архангелу, в котором она, размышляя о приветствии, опасается повторения прельщения, совершившегося некогда в Едемском саду: Злчлтй снл пров^лвлеши мй, лзь же йскПсл мПжескл не в^мь: Кшдй дллече, не прельстйшй, челов^че, гакоже прежде evtf прлмлтерь эмш льстйвый: (2-я стихира на стиховне малой вечерни).

На праздничной вечерне Благовещения архангел словами, вложенными песнотворцем в Его уста, объясняет Пресвятой Деве тайну Воплощения, делая акцент на всемогуществе Бога: Егь йд^же хотеть, поБ^ждлетсд естествл чйнь... й аже плче челов^кл сод^влютсл: (3-я стихира на «Господи, воззвах»).

Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов, многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: Рлд^йсд, Блгодлтнлд! Песнотворцы прилагают к личности Богородицы красочные эпитеты и сравнения: эв^здо, говлАю^ла анце, злре тлйнственнлгм дне (Акафист Пресв. Богородице). Кроме того, вся гимнография праздника проникнута пафосом радости и ликования творения о совершившемся спасении: Дл веселАтсА невесл й рлдЙтсА землА: (славник на литии), Днесь рлдость вллгов^ет'А, девственное торжество, нйжнАА сь вЫшн-ймй совокйплАютсА: (славник на стиховне), Днесь всА твлрь рлдйтсА: (се-дален по 3-й кафизме), Еллгов^ствПй, земле, рлдость вел'ю: хвллйте, невесл, вжТю сллв^ (припев 9 песни канона).

К ветхозаветным чтениям дня присоединяются паремии, посвященные празднику. Служба Благовещения содержит пять ветхозаветных чтений. Три из них, как обнаруживающие прообразы Богоматери, являются общими для богородичных праздников: повествование книги Бытия (глава 28) о видении во сне патриархом Иаковом лест-вицы до небес, пророчество Иезекииля о вратах храма (главы 43 и 44), и сказание из книги Притч (9 глава) о Премудрости, создавшей Себе дом. Две паремии относятся к оригинальным текстам Благовещения:

из книги Исхода (глава 3; в чтении описано явление Бога Моисею на горе Хорив в Неопалимой Купине) и из книги Притч Соломоновых (глава 8, о предвечном бытии Премудрости Божией). Паремия из Исхода подчеркивает сверхъестественность Боговоплощения сравнением Благовещения с ветхозаветным явлением Бога пророку Моисею и сопоставляют избавление от греха и вечной смерти, начавшееся Благовещением, с произволением Бога избавить Свои народ от ига египетского рабства (Исх 3). Чтение из Притч останавливается на Личности Спасителя, прикровенным указанием на Которого в книге Притч является учение о Премудрости. Эти пять паремий различным образом употребляются на богослужении праздника. Если Благовещение случится в седмичные дни, то три первых чтения звучат на вечерне (с литургией Преждеосвященных Даров или без нее) накануне праздника, а два последних читаются на вечерне с литургией свт. Иоанна Златоуста в сам день Благовещения. Если праздник совпадет с субботой или неделей, то все ветхозаветные чтения, начиная с двух последних, исполняются на вечерне накануне праздника: на литургии Преждеосвященных Даров — если Благовещение в субботу, или на всенощном бдении — если праздник в воскресенье.

Многие благовещенские тексты основаны на антиномиях: ш чй. дссс! Егь вь челов^ц^ь, невместймый вь ложеснл^ь, Бездетный вь л^то: й еже пресллвн^е, гакм й злчлтїе Безсеменно, й йсто^лнїе несклзлнно, й тлйнство елйко: (славник на литии). В словах архангела Гавриила используется парное сравнение змия и Евы с архангелом и Марией: эмш прельстй йногдл: нын^ же Бллгов^ствПю теБ_ рлдость: (самогласен по 50-м псалме).

Уставные чтения праздника, являющиеся обязательными элементами службы, позволяют с помощью святоотеческих творений более глубоко вникнуть в содержание богослужения. В описании последования Благовещения нынешний Типикон, упоминая о них, не уточняет наименование поучения и ограничивается словами: и чтение праздника. Только на 6-м часе прямо назначается чтение слова, приписываемого свт. Иоанну Златоусту, емуже начало: Паки радость Благовещения. По 6 песни канона указывается чтение Пролога. Евергетидский Типикон (XI в.) в качестве вечернего поучения предписывает чтение ер тшпра^апаатоХш ката тцр акоХоивіар (из рядового Апостола по чину), после кафизм — ек тод прокеї^ерои вфХіои ер тоїд ааррааі каї таїд киріакаїд (толкования на чтения суббот и воскресений), по полиелее — чтение из Похвального слова на праздник (ер тш Парпуирікш \oyos) свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, емуже начало: 'Еортад ^ер апааад (Все праздники), по 3 песни канона — чтение слова кир Андрея (Критского), емуже начало: 'ЕпЄот-ц сЦ-

рерор (Настал сегодня), по 6 песни — слово Златоуста, начинающееся со слов: ПаХы харад еиаууеХіа (Паки радость Благовещения) 41. Мессинский Типикон упоминает на утрене отдания праздника по кафизме — чтение на Благовещение слова свт. Афанасия Великого. В савваит-ских Типиконах 42 на утрене назначается чтение свт. Софрония Иерусалимского или св. Нила. Дореформенные славянские Уставы 1610 и 1641 года указывают по 1-й кафизме поучение на Благовещение Пре-святыя Богородицы, во Евангелии толковом, емуже начало: Красный день светлаго праздника, и прочее в торжественном от словес праздничных43, и в последовании отдания праздника по 3-й песни канона первопечатный Типикон предписывает: и чтем мучение святаго Иринеа 44.

Евангелие на утрене читается общее для богородичных праздников — о посещении Пресвятой Девой прав. Елисаветы (Лк 1. 39-49, 56). Канон праздника составлен в форме диалога Богородицы и архангела Гавриила, раскрывающего смысл краткого повествования Евангелиста Луки. Поэтому перед исполнением тропарей 1-й — 7-й

л/ г- '

песней речь архангела предваряется словами: йггль возопй, а Пресвятой Девы — Еил рече. Песни 8-я и 9-я, атрибутируемые прп. Иоанну Дамаскину, уже содержат эти пояснения в тексте тропарей 45. На полях Минеи киноварью отмечено, какие тропари канона являются словами ангела, какие — Богородицы. Кондак и икос праздника представляют собой первый кондак (кукулий — коикоиХюр) и первый икос Акафиста Пресвятой Богородице. Основная тема канона Благовещения совпадает с содержанием канона предпразднства, с той особенностью, что ветхозаветные пророчества вкладываются в уста архангела, пытающегося объяснить Пресвятой Деве тайну Воплощения. Гимнограф при этом подчеркивает величайшее благоговение архистратига перед Богоматерью: ЕЖїй предстлтель посллнь есмь, Бжтвенный пов^длтй тєб_ совать: что мене Бойшисл, всенепорОчнлл, плче тєбє БОА^лгмсл; что Бллгогов^ешй мн_, влце, тєб_ чЄстнм Бллгогов^ю^ем^; (4-й тропарь 3 песни канона). Убежденная ветхозаветными прообразованиями, Дева возглашает: бгы мною нын^ дл оупрлзднйтсл мсйЖденїе, дл воздлстсл мною долгь днЄсь: (3-й тропарь 6 песни канона). Тема непостижимости происходящего, присутствующая в гимнографии, достигает кульминации

41 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. К., 1895. Т. 1: Типіка С. 430.

42 Напр., в рукописном Типиконе Синайской библиотеки № 1096, XII в. (см.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Петроград, 1917. Т. 3: Титика С. 44-46.

43 Устав. М., 1610. Л. 628 об.

44 Там же. Л. 633.

45 См. прим. еп. Афанасия (Сахарова) в Минее-март, ч. 2. М., 1986. С. 215.

и наиболее ярко отражается в последней песни праздничного канона: Плче смыслл злчЄншй бгл, естествл обычла оутлйсд, отроковйце: ты бо вь ржтв_ мтрсклгм йзБежллл есй тл^ннлгм естествл, й пре вышшй сП^й... лкм точйшй млеко, дво чтла, не можеть йзре^й дзыкь зЄмлєнь: стрлнн^ бо естествл поклзПешй вЄ^ь, злконнлг^ ржтвл оустлвь преходйшй: (1-й и 2-й тропари 9 песни канона). В событии Благовещения песнотворцы видят начало преображения всего творения: Егь гакм члв^кь... мллдод^йствЙтсд Безь с^мене, нлзйдлдй весь челов^ческш родь: людїе, Бллгов^стйте мбновлЄнїє мірл (светилен), — и начало спасения: ДнЄсь сплсЄнїа нлшегм гллвйзнл, й еже ♦ в^кл тлйнствл авленїе: снь бжїй, шь двы Бывлеть, й глврїйль Бллгодлть Бллгов^ствПеть: (отпустительный тропарь праздника).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На хвалитех праздника сквозь песнопения проходит тема восстановления и обожения человека: Оолглсд древле лдлмь, й Бгь возжел^вь бытй, не Бысть: члв^кь Бывлеть Бгь, дл Богл лдлмл сод^ллеть: (славник на хвалитех). На литии вне монастыря, назначаемой Типиконом перед 3-м часом, повторяются песнопения утрени. На вечерне с литургией свт. Иоанна Златоуста к одиннадцатой стихире 46 на «Господи, воззвах», посвященной архангелу Гавриилу, славянские Минеи печатают дополнительный запев — Пс 103. 4. Апостольское литургийное чтение — Послание к Евреям, 306-е зачало — совпадает с Апостолом, назначенным на древнейший богородичный праздник — Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря). Евангельское чтение на литургии — это сам рассказ о событии Благовещения (Евангелие от Луки, 3-е зачало).

Служба отдания посвящена памяти архангела Гавриила. Из песнопений этого дня выделяется канон утрени. Славянские книги содержат два канона, первый из которых составлен по подобию Благовещенского канона в форме диалога Ангела и Богоматери, а второй посвящен архангелу и взят с его службы 13 июля. Песнопения Архистратига в день отдания (и на вечерне с литургией свт. Иоанна Златоуста в день праздника) сосредоточены на уникальности возложенного Богом на него служения: Еелйкое тлйнство, первое лгглммь неведомое, й прежде в^кь соБлюдлемое, едйном^ оув^рйсд тєб_, глврїйле, й сїе едйн^й пов^длль есй чт^й, вь нлзлреть прйшедь: (2-я стихира архангела на «Господи, воззвах» на вечерне с литургией свт. Иоанна Златоуста).

Песнопения праздника Благовещения принадлежат также и Субботе Акафиста, последование которой находится в Триоди Постной. Богослужебные тексты субботы 5-й седмицы Великого поста (кроме

46 Пение 11 стихир на «Господи, воззвах» является характерной особенностью богослужения праздника Благовещения в современной славянской традиции. Причина такого количества стихир в том, что перед шестью песнопениями благовещенского цикла исполняются 5 стихир Триоди.

канона, тропаря и Акафиста) составляют принадлежность современной службы праздника Благовещения, что говорит о тесной исторической связи двух празднований.

Среди песнопений благовещенского цикла присутствуют творения величайших гимнографов Православной Церкви. Прп. Косьма Маюмский, согласно богослужебным книгам, является автором са-могласна на вечерне предпразднства. Прп. Иоанн Дамаскин (f ок. 780 г.) написал некоторые стихиры великой вечерни праздника: само-гласен на «Господи, воззвах»: Посллнь бысть сь нБсе глвpїйль ЛpхЛгГль, и славник литийных стихир Дл вєсєлАтса неБесл й pЛдk’етCA землА. Его перу принадлежат две последние песни благовещенского канона. Прп.

v ,

Феофан Начертанный составил хвалитную стихиру бже ♦ векл тлйнство ♦^[влетСА днесь; его именем также надписаны 1—7 песни праздничного канона. Георгий, митрополит Никомидийский, является сочинителем канона предпразднства47. Византийский император Лев Мудрый (X в.) написал песнопение, которое исполняется теперь первым в праздничных литийных стихирах и надписывается как «Визан-тиево»: Еь шестый мЄсаць Лpхїстpлтйгь посллнь бысть кь тєб_ дВЄ й чтЄй. Анатолий, епископ Солунский (IX в.), составил остальные стихиры на литии. Св. Андрей Критский (f ок. 712 г.) упоминается в Минее как автор последней стиховной стихиры на вечерне: ДнЄсь pЛдость бллговЄ^єнїа. Иосиф Песнописец, гимнограф IX в., написал канон вдень отдания Благовещения, посвященный архангелу Гавриилу. Греческая Минея содержит текст тропаря архангелу Гавриилу, поемый в день отдания праздника, который приписывается Герасиму, патриарху Александрийскому XVII в. 48

Нынешний гимнографический формуляр благовещенского цикла не включает всего богатого наследия византийского песнотворче-ства, посвященного данному празднику. Патриархом Филофеем (XIV в.) написан был канон на Благовещение. Святые Андрей Критский 49, Герман и Георгий составили праздничные каноны со второй песнью. Георгий, Феофан и Иосиф сочинили каноны на отдание праздника, посвященные архангелу Гавриилу 50. Сохранился кондак на Благовещение, принадлежащий прп. Роману Сладкопевцу и состоящий из проимия и 18 икосов 51.

47 Славянская Минея ошибочно называет автором св. Феофана Начертанного.

48 MHNAION тйМАРТЮГ. ’AGfjvca. X 2б9.

49 Analecta Hymnica Graeca. R., 1971. Vol. 7: Canones martii. P. 275—289.

50 Tci^sTov ays k&S tv j3uZayTvav acftcciMlv Kayo vwv seu Analecta Hymnica Graeca e cod-icibus eruta Orientis Christiani / ’Е. Потжуклой ІОи-Фмтошй iOu, ed. ’AG^va, 199б. Т. 1: Kavovst; Mrjva <wv. X 179—181.

51 GrosdidierdeMatons J. Romanos le Melode. Hymnes. P., 19б5. T. 2. P. 20—40. (SC; 110).

Краткий обзор истории праздника

Присутствовавшее изначально в Церкви почитание памяти Богородицы, в кон. IV — нач. V в. начало оформляться в конкретные празднования. Самым первым из них был Собор Богородицы, примыкающий к Рождеству Христову. Вероятно, это был общий праздник в честь всех событий из жизни Богоматери, а позже из него выделились отдельные воспоминания 52. Импульс для развития богородичного праздничного цикла дало исповедание Девы Марии Богоматерью (Оеотокод) на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году53.

Несмотря на сравнительно позднее литургическое происхождение богородичных праздников, воспоминания из жизни Богородицы воспринимались христианским сознанием значительно раньше. О чествовании события Благовещения со времен раннего христианства свидетельствуют росписи II в. в катакомбах54. В равеннском саркофаге Сан-Франческо и в мозаиках триумфальной арки римской базилики Санта Мария Маджоре, созданных при папе Сиксте III (432—440 гг.), также есть изображения Благовещения55. Не исключено, что мозаика этой арки выполнена раньше и относится к кон. IV в.56

На Востоке повсеместное литургическое празднование Благовещения относится ко времени не позже VI — нач. VII в., а на Западе — VII—VIII вв. Имеются достаточно ранние свидетельства о празднике, сохранившиеся в святоотеческих творениях. Известны слова на Благовещение, приписываемые свтт. Григорию Чудотворцу57, писателю III в., и Проклу, патриарху Константинопольскому (произнесено в 429 г.) 58. Одна беседа на праздник приписывается св. Афанасию Великому59, кроме того, несколько поучений известны под именем свтт. Иоанна Златоуста 60, Василия Селевкийского

52

52 Скабалланович М. Н. Рождество Христово. К., 1916. М., 1995р. С. 171. (Христианские праздники; 4); он же. Успение Пресвятыя Богородицы. К., 1916. М., 1995р. С. 84. (Христианские праздники; 6).

53 Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно—христианская мистика / И. В. Мамаладзе, ред. М., 2000. С. 67.

54 Кондаков. Указ. соч. Т. 1. С. 25—26. Успенский Л.А. Богословие иконы. [Б. м., б. г.]. С. 49, прим. 3.

55 Петровский А. Благовещение // Православная Богословская Энциклопедия. Т. 2 / А. П. Лопухин, ред. Петроград, 1903. С. 619—622. Кондаков. Указ. соч. Т. 1. С. 26—27.

56 Арган Дж. К. История итальянского искусства / Пер. с ит. М., 1990. Т. 1. С. 94.

57 In annuntiationem sanctae virginis Mariae (homiliae 1—2) // PG. 10. Col. 1145-1169.

58 PG. 65. Col. 679.

59 Sermo in annuntiationem deiparae // PG. 28. Col. 917-940.

60 In annuntiationem beatae virginis // PG. 50. Col. 791-796. Цит. по рус. пер. (творение приписывается свт. Григорию Неокесарийскому): Слово на Благовещение

(V в.) б1 и св. Григория Нисского б2. Однако подлинность этих творений сомнительна, их датируют более поздним временем б3.

Свт. Епифаний Кипрский (IV в.) в сочинении Против ересей (navapiov, букв. «ящик с противоядиями») повествует о секте коллири-диан в Аравии, приносивших в честь Божией Матери хлеб б4.

Сирийский Месяцеслов (412 г.), один из древнейших сохранившихся христианских Месяцесловов, не упоминает ни одного богородичного праздника б5.

В грузинском переводе Иерусалимского Канонаря VII в., отражающего литургическую практику Святого Града V—VI вв., 25 марта приводятся литургические чтения на «Благовещение Святой Деве архангелом Гавриилом» бб. Блж. Иероним Стридонский (f 420 г.) также пишет, что в Назарете, на месте, где архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от Нее Спасителя, сооружен был храм в память Благовещения Богородицы б7.

Дата праздника на православном Востоке после закрепления в IV—V вв. Рождества Христова под влиянием Запада за 25 декабря б8 оставалась неизменной. Св. Епифаний Кипрский замечает, что желающие определить день зачатия Спасителя считают, что Христос пришел в мир в седьмой месяц б9. В «Пасхальной хронике», оканчивающейся правлением императора Ираклия (б30г.), повествуется о его восточном походе, начавшемся 25 марта — на Благовещение 70. Кро-

Пресвятой Богородицы // Минея—Март. Ч. 1—2. М., 1984. С. 1бб—1б8. Еще один рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. б. Петроград, [б. г. ]. С. 399—403.

In annuntiationem sanctissimae deiparae // PG. б0. Col. 755—7б0. Рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. б. Петроград, [б. г. ]. С. 404—408.

In annuntiationem deiparae // PG. б2. Col. 7бЗ—770.

61 In sanctae deiparae annuntiationem (orat. 39) // PG. 85. Col. 425—452.

62 In annuntiationem // Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci del secoli IV—VII // Marianum: Ephemerides Mariologicae. R., 19б2. Vol. 24. P. 53б—539.

63 Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 3. С. 115—11б.

64 Panarion, 79 // Holl ^T.Epiphanius. Ancoratus und Panarion. Leipzig, 1933. Bd. 3. S. 475—484.

65 Wright W. An Ancient Syryan Martyrology // Journal of Sacred Literature and Biblical Record. L., 18б5. Vol. 8. P. 45—4б. Рус. пер.: Сергий (Спасский), архиеп. Цит. соч. Т. 1. С. б15.

66 Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII в. (грузинская версия). Тифлис, 1912.С. 55.

ҐП

Liber nominum locorum, ex Actis // PL. 23. Col. 1302.

б8

Согласно восточной традиции, сохранившейся у армян-григориан, празднование Рождества и Крещения совершалось в один день — б января.

69 Panarion, 51 // Holl. Op. cit. 1922. Bd. 2. S. 300.

70 Dindorf L. Chronicon paschale. Bonn., 1832. Bd. 1. S. 713—714.

ме того, автор сочинения связывает установление празднования Благовещения с датой Рождества Христова (25 декабря) 71, с зачатием прав. Елизаветой св. Иоанна Предтечи (23 сентября) и с Рождеством св. Иоанна Крестителя (24 июня)72. Иоанн Никейский сообщает, что событие Благовещения произошло весной, во время месяца Нисана73. Дата празднования, кроме исторической связи с праздником Рождества, некоторыми святыми Отцами толковалась типологически. Св. Афанасий Великий объясняет, что Христос воплотился в утробе Девы в 25 день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека74. Св. Анастасий Антиохийский (VI в.) также связывает сотворение человека 25 марта с днем Благовещения: согрешивший человек должен быть воссоздан в то время, в какое был сотворен 75.

Канонический корпус Трулльского Собора (692 г.) даёт сведения о существовании в VII в. литургического воспоминания Благовещения. В 52 каноне запрещается совершать полную литургию Великим постом, кроме суббот, недель (т. е. воскресных дней) и праздника Благовещения 76. Константинопольский Месяцеслов Евангелий праздничных целого года, датируемый VIII в., предписывает совершение на Благовещение navvv^l s 11. Имеются беседы на Благовещение: свт. Германа Константинопольского 78 (VIII в.), свт. Софрония Иерусалимского79 (VII в.), прп. Иоанна Дамаскина 80 (VIII в.), свт. Григория Паламы 81 (XIV в.). Византийский историк Георгий Кедрин (XI-XII вв.) повествует в хронике о событиях в день Благовещения при императоре Константине VII Багрянородном 82, а, говоря о кончине патриарха Алексия Студита (f 20 февраля 1043), сообщает, что его преем-

71 Ibid. P. 22-25.

72 Ibid. P. 371-375.

73 De festo Die natali Domini // PG. 96. Col. 1444.

74 Quaestiones ad Antiochum ducem // PG. 28. Col. 632.

75 Sermones // PG. 89. Col. 1380, 1384.

7 (\

76 Lauchert /.Die Kanones der wichtigsten Altkirchlichen Concilien nebst den apos-tolischen Kanones. Freiburg i. B. und Leipzig, 1896; Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. М., 1893. СПб., 1993р; Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996р. Т. 4. С. 288.

77 Morcelli S. Mt)vo/s>yov TV su ayys/ <av OpracriKaV: Kalendarium ecclesiae Constantinopolitanae. R., 1788. См. также: Сергий (Спасский), архиеп. Указ. соч. Т. 1. С. 409-412. Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. К., 1910. Вып. 1. С. 359.

78 Hom. in Annunt. Deiparae // PG. 98. Col. 321, 328.

79 PG. 87(3). Col. 3217.

80 Sermo in annuntiationem Mariae // PG. 96. Col. 648-661.

81

81 Homilia XIV In Annuntiationem immaculatae Dominae nostrae Deiparae sem-perque Virginis Mariae // PG. 151. Col. 165-177. Рус. пер.: свт. Григорий Палама. Цит. соч. Т. 1. С. 137-144.

82 Compendium historiarum // Bekker I. Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae operae. Bonn., 1839. Bd. 2. S. 292.

ник, Михаил I Керуларий, стал императором в день Благовещения 8З. По данным псевдо-Кодина (X—XV вв.), другого византийского историка, священники и диаконы во всю св. Четыредесятницу, за исключением Благовещения, Недели ваий и Великой субботы, носили пурпурные фелони и стихари 84. Кроме того, Благовещение входило в число четырех дней, когда в «палате» (ev тшпаХатіш) совершалось бдение (aypvnvla) 85.

По несторианскому церковному календарю Благовещение празднуется в подготовительные к Рождеству недели, а 25 марта — только календарная отметка события 8б. Армянский месяцеслов указывает совершать Благовещение 7 апреля, поскольку Рождество и Крещение объединены и празднуются в один день — б января 87.

На Западе сведения о празднике восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые Петру Хрисо-логу, епископу Равеннскому (f 450 г.)88, блж. Августину 89, Льву I Великому 90. Рабан Мавр составил гимн на Благовещение 91. Проповеди на праздник писали Петр Дамиани 92 и Бернар Клервосский 9З.

Календарь Полемия Сильвия (епископа города Ситтен в сев. Италии, 435—455 гг.), предназначавшийся как для светского так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христианскими и языческие памяти, упоминает 25 марта еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя 94. Но уже в Сакраментарии папы Григория Великого (f б04 г.) Благовещение указывается 95.

Толедский Собор б5б г. в 1-м каноне упоминает о Благовещении, перенося его празднование с 25 марта на 18 декабря. Объясняется это решение тем, что торжество Благовещения не приличествует времени

83 Ibid. P. 550.

84 См.: Verpeaux J. Pseudo-Kodinos. Traite des offices. P., 1966. Р. 223—224. (Le monde byzantin; 1).

85 Ibid. Р. 230.

86 Скабалланович. Толковый Типикон. С. 3б0.

87 Ibid. С. Зб1.

88 De Annuntiatione D. Mariae Virginis // PL. 52. Col. 575, 579.

89 De Annuntiatione Dominica // PL. 39. Col. 2103—2104, 2107.

90 De Annuntiatione beatae Mariae virginis // PL. 5б. Col. 1140—1144.

91 Versus de Annuntiatione Mariae // PL. 112. Col. 1бб5—1ббб.

92 Sermo XI. De Annuntiatione beatissimae Virginis Mariae // PL. 144. Col. 557.

93 Sermo VI. De Annuntiatione Domini // PL. 183. Col. 109.

94 Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg in B., 1901. S. 196. Скабалланович. Толковый Типикон. С. 308.

95 Сергий (Спасский), архиеп. Указ. соч. Т. 1. С. 402.

Великого поста96 и больше соотносится с Рождеством Христовым, чем со Страстями и Воскресением. По месяцеслову рукописи (не позднее X в.), принадлежавшей испанскому монастырю св. Севастиана в Силосе, Благовещение отмечается согласно указанию собора. Но, несмотря на это постановление, дата празднования Благовещения 25 марта на Западе во многих поместных Церквах сохранялась. Еще в XI в. сосуществовали оба обычая. Однако со временем римская традиция окончательно победила, и повсеместно Западная Церковь стала праздновать Благовещение весной. Кроме деяний Толедского Собора и силосской рукописи, материал о литургически оформленном воспоминании этого события в Западной Церкви в VII-VIII вв. нам дает указание папы Сергия (687-701 гг.) об особых торжественных литаниях в дни Благовещения, Рождества и Успения 97. Псевдо-Иеронимов Мартиролог, датируемый не позднее 2-й пол. VII в. и составленный на основании римского календаря, восточного мартиролога и африканского каталога святых, содержит все, включая Благовещение, двунадесятые праздники, кроме Преображения и Введения 98. Так называемый Алляциев Месяцеслов, содержащийся в Бревиарии Ватиканской б-ки VIII в., упоминает Благовещение среди трех богородичных праздников 99.

В истории праздник часто воспринимался как господский и носил различные названия: fyepa aanaa^ov, о EvayyeXia^os, pa или eopry rov evayyeXia^ov, xapiria^os (от ^aipe, Ke^apiro^evn — Лк 1. 28), Annuntiatio Angeli ad beatam Mariam Virginem, Mariae salutatio, Annuntiatio sanctae Mariae de conceptione, Annuntiatio Christi или Domini, initium redemptionis, conceptio Christi, festum incarnationis 100. Прп. Феодор Студит в письмах о Благовещении 101 и в Огласительных поучениях называет его Воплощением Сына Божия и первым из господских праздников 102. Гроттаферратский Типикон (X-XII вв.) упоминает Благовещение среди 14 «владычних праздников» (beanoriKov eoprwv)103. Включе-

96 Cabrol .F.Fete de l’anunciation // DACL. T. 1, fasc. 2. Col. 2243.

97 Mortene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpen, 1737. Vol. 3. P. 588.

98 Скабалланович. Толковый Типикон. С. 356-357.

99 Сергий (Спасский), архиеп. Указ. соч. Т. 1. С. 44.

100 МирковиЙ Л. Хеортологща или исторщски развитак и богослужеке празника Православне источне Цркве. Београд, 1961. С. 44-46.

101 Epistula III // Fatouros G. Theodori Studitae Epistulae. B., 1992. Bd. 1. S. 11-16. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae: Series Berolinensis; 31); см. также: PG. 99. Col. 917.

102 PG. 99. Col. 592. См. рус. пер.: прп. Феодор Студит. Поучение 57-е. На Благовещение. О таинстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о том, что мы должны духовно праздновать // прп. Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. М., 1998. С. 207.

103

103 Дмитриевский. Указ. соч. Т. 1. С. 907.

ние его в список «великих двунадесятых» праздников, к которым до XIV в. не относили богородичные 104, свидетельствует о восприятии литургическим сознанием Благовещения как Господского праздника.

ИсториЯ богослужения

Обзор литургической составляющей Благовещения вызывает определенные затруднения, поскольку совпадение праздника с подвижным кругом года и, вследствие этого, разнообразное совершение богослужения благовещенского цикла привело к появлению весьма объемного материала Благовещенских глав105.

По этой причине здесь возможно дать лишь некоторые характерные особенности развития этих глав и богослужения в контексте литургических традиций 106.

Иерусалимский Канонарь 107 в грузинской версии VII в. зафиксировал палестинскую практику, сформировавшуюся к V-VI вв. В этом памятнике 25 марта содержится устав только для литургии, что свидетельствует о небольшой еще степени торжественности богослужения Благовещения 108. Тропари и чтения (кроме Евангельского) там отличаются от нынешних109.

По Канонарю Синайской б-ки X-XI вв.110 указанные тексты, как то: тропарь, паремии, утреннее Евангелие, литургийные чтения и сопровождающие их прокимен и аллилуиарий, совпадают с нынешними ш.

По Типикону Великой церкви IX-X вв.112, определявшему песнен-ное кафедральное богослужение Константинополя, в предпраздн-ство, в седмичные дни поста, совершается лития из храма Св. Софии в храм Пресвятой Богородицы в Халкопратиях, где тотчас начинает-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

104 В XII в. Феодор Продром в четверостишии называет 12 праздников, среди которых, за исключением Благовещения, отсутствуют богородичные праздники. В XIV в. Никифор Ксанфопул впервые в состав 12 праздников вводит Успение. См.: Сергий (Спасский), архиеп. Указ. соч. Т. 1. С. 401.

105 См.: Ванюков С.А. Благовещенские главы // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 274-275.

106 Более подробный разбор истории формирования богослужения праздника и особенностей его в различных уставах см. в ст.: Желтов М.С., Ванюков С.А., Фельми К.-ХБлаговещение Пресвятой Богородицы // Там же. С. 254-265.

107 Кекелидзе К., прот. Указ. соч. С. 55.

108

108 Для некоторых праздников (например, Рождества Христова) даются указания на совершение вечерни и утрени. (Там же. С. 45).

109 Текст прокимна сейчас используется в качестве Аллилуиария праздника.

110 Дмитриевский. Указ. соч. Т. 1. С. 215-216.

111

111 За исключением киноника.

112 См.: Mateos J. Le Typicon de la Grand Eglise. T. 1. R., 1962. P. 252-260 (OCA; 165); Дмитриевский. Указ. соч. Т. 1. С. 56-61.

ся ежедневная литургия Преждеосвященных Даров без прибавления к ней чтений праздника. Далее — торжественное совершение «панни-хис» (памих^ ?) по чину.

На следующий день (25 марта) в Великой церкви совершается утреня, на 50 псалме которой исполняется тропарь праздника: Днесь сплсєнїа нлшегм гллвйзнл. После утрени и «тритекти» (трітоїктг]) совершается лития из Великой Церкви на площадь и в храм Халкопратиии: после начальной (мирной) ектении Божественной литургии (еихг тод тріаауіои) начинает петься тропарь праздника, который звучит и при движении процессии. На площади он поется на Слава, и ныне и диакон произносит великое Господи, помилуй (ектению — тгу ^уаХгу €кт€vyv), после чего шествие продолжается до прихода в церковь. По прибытии процессии патриарх восходит на трон, и тотчас начинается Божественная литургия. Между первой и второй паремиями праздника указан нынешний прокимен Благовещения. Далее поется великий прокимен литургии Преждеосвященных Даров: Да исправится молитва моя, и читается Апостол с Евангелием. Киноника в Типиконе приводится два: общий богородичный и нынешний благовещенский. В случае совпадения Благовещения с субботой или неделей, паремии переносятся на предпразднство, и к ним добавляется чтение из Притч (9. 1—11)113.

При выпадении Благовещения в Неделю Цветоносную изменения касаются литии: во время первой половины шествия исполняется тропарь Входа Господня в Иерусалим, а после произнесения ектении на площади (^ ^.еуаХ^ ^.кт^уту) начинает петься уже тропарь Благовещения, исполняющийся до входа в храм Халкопратии, где служится литургия. Если Благовещение выпадает на Великий четверток, то после отпуста «тритекти» (трітоекту) и совершения чина омовения св. трапезы лития совершается из церкви Халкопратии на площадь. По возвращении обратно отправляется ради Благовещения т. н. «служба чтений», состоящая из Трисвятого, прокимна, Апостола, аллилуиария, Евангелия, сугубой ектении (^ ^еуаХп €кт€vT) и просительной ектении (еихг атаптг ^ета тар аiтT^ewv)114. Литургия Великого четверга совершается после вечерни 115. Если Благовещение случится в Великую пятницу или субботу, богослужение будет совершаться, как в Великий четверг, но с условием, что в Великий пяток оно должно закончиться около 6 часа, а в Субботу — еще раньше. Литургия в эти дни также вечером. В слу-

113

113 Паремия Рождества Богородицы и прочих Ее праздников (Дмитриевский. Цит. соч. Т. 1. С. 57).

114 Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. М., 1999. С. 40—41.

115 Маіеоя. Ор. ей. Т. 1. Р. 257.

чае совпадения Благовещения с Пасхой, после утрени патриарх приходит в Великую церковь, и начинается лития в храм Халкопратии (без остановки на площади) при пении тропаря Благовещения. По приходе в церковь псалты поют трисвятое, и совершается, подобно великому четвергу, «служба чтений» 116, после которой патриарх уходит в Св. Софию для совершения там литургии, а один из семи пресвитеров, или тот, кому поручит патриарх, совершает литургию в Халкопратиях. Если Благовещение случится в понедельник Светлой седмицы, лития при пении тропаря праздника отправляется в храм Панагии Богородицы Диакониссы, который находился на пути великого императорского выхода в храм Св. Апостолов 117. Там совершается «служба чтений» Благовещения, по окончании которой при пении тропаря Пасхи процессия направляется в храм Св. Апостолов, где совершается литургия. Если Благовещение случится в остальные дни Новой седмицы, особенности будут касаться службы предпразднства118. Попразднство и отдание Благовещения отсутствует в Типиконе Великой церкви.

Студийская традиция характеризуется развитием Благовещенских глав, связанных с использованием в структуре службы обильной ми-нейной и три одной гимнографии, не свойственной кафедральному богослужению, а типичной для монастырской практики.

«Начертание» (Ипотипосис) устройства Студийского монастыря 119, содержащий главу о Благовещении, предписывает прежде начала или в начале вечерни 120 с полной литургией совершать литию (крестный ход) вокруг монастыря. Данное предписание закрепилось и в нынешнем Уставе.

Студийско-Алексиевский Типикон (1034 г.) 121 наиболее близок к несохранившемуся Студийскому синаксарю (не позднее X в.), и по-

116 Евангелие на этой службе назначается пасхальное.

117

В храм Апостолов мимо церкви Диакониссы император в понедельник Светлой седмицы, вне зависимости от Благовещения, ходил для поминовения предков. При совпадении этого дня с Благовещением, процессия заходила в храм Диакониссы. См.: Vogt A. Le livre des ceremonies: De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1. 1-92). P., 1935.

Vol. 1. P. 68, 76-77.

118

118 В предпразднство приходит патриарх, по обычаю, в Халкопратии. После входа — прокимен, 3 малых антифона, молитва с просительной ектенией (evxq auvanrq pera rov alrrjaewv) и три чтения, положенные на Рождество Пресвятой Богородицы. Певцы на амвоне поют тропарь Благовещения, и далее «паннухис» по чину. В остальном утреня и литургия совершаются по предписанному.

119 Дмитриевский. Указ. соч. Т. 1. С. 236.

120 Несколько братий остаются в храме для завершения службы, а остальные отправляются на литию.

121 См. : Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.

122 Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. 1. С. 429-444.

тому наиболее полно отражает студийскую богослужебную практику. Типикон монастыря Богородицы Евергетиссы (Благодетельницы)122 в предместии Константинополя также восходит к Студийскому синаксарю, а потому в описании службы праздника часто приближается к указаниям Студийско-Алексиевского Типикона 123. Типикон монастыря Спасителя в Мессине 124, относящийся к калабро-сицилианской группе южно-италийских Типиконов студийского типа и составленный в начале 30-х годов XII в., представляет афоно-студийскую традицию, перенесенную в Южную Италию во 2 пол. X в., и поэтому лишь опосредованно передающую изначальные студийские особенности.

Главы, регламентирующие богослужение Благовещения в каждом из трех данных Типиконов, находятся в их месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями, а также с каждым днем в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. Евергетидский Типикон, кроме этого имеет еще краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают некоторые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. Описание Благовещения в Неделю ваий сходно в Мессинском и Студий-ско-Алексиевском Типиконах. Все три Типикона имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду. В каждом из данных уставов благовещенские главы заканчиваются статьей, объясняющей порядок исполнения триодных песнопений перед миней-ными. Кроме того, о литургии в день Благовещения, по случаю совпадения празднования с Великим пятком уточняется, что полная литургия в праздник, случившийся в будни Четыредесятницы (кроме Великого четверга), бывает только в храмах, посвященных Богородице. В прочих храмах совершается Преждеосвященная литургия.

В остальном, описание службы Благовещения в этих уставах, сходное в общих указаниях, разнится в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии. Несколько примеров: для Еверге-тидского Типикона характерно назначение под Благовещение панни-хис с пением одного или нескольких канонов. Паннихис, соединяясь под праздники с утреней, образовывала бдение 125. Количество стихир

123 Впрочем, Евергетидский Типикон испытал на себе большое литургическое влияние палестинской монашеской традиции.

124 Arranz M. Le Typicon du monastere du Saint—Sauveur a Messine: Codex Messinensis gr. 115. R., 1969. (OCA; 185).

125 Наличие бдения в Евергетидском Уставе является следом взаимодействия студийской и палестинской традиции.

на «Господи, воззвах» для Благовещения в Студийско-Алексиевском Типиконе — 9, в то время как в двух остальных из рассматриваемых студийских Типиконов их 8, что неизбежно влечет отличия и в распределении песнопений.

Типикон монастыря свт. Николая в Казоле (XII в.)126 стоит во главе отрантской группы южно-итальянских студийских Типиконов. В описании Благовещения для данных Типиконов характерно то, что богослужебные указания и Благовещенские главы перенесены из месяцесловного в триодный раздел и расположены там после уставных предписаний Субботы Акафиста127.

В Иерусалимском уставе 128 описание богослужения праздника постепенно усложняется и, развиваясь, достигает его нынешнего состояния в печатных изданиях 129. Благовещенские указания могут входить в особый раздел Марковых глав Типиконов 130, либо находиться в месяцесловной части рукописей 131, возможно и дублирование богослужебных предписаний в разных разделах Уставов. Печатные греческие Типиконы и славянские издания Устава 1610 и 1633 гг. Благовещенские рубрики включают в состав Марковых глав. Последующие славянские издания типика помещают Марковы главы (в т. ч. и Благовещенские) под число в месяцесловной части.

Различия в указаниях благовещенского цикла присутствуют и в разнообразных редакциях Иерусалимского устава. Сохраняя общую структуру службы, Типиконы могут отличаться в конкретных предписаниях о стихирах, канонах и т. п. Возможны более существенные отличия даже в печатных изданиях. Например, нынешний греческий Типикон Великой церкви для приходских храмов, изданный в 1838 году протопсалтом Константином132, переносит Благовещение на Пасху, если праздник совпадет с Великими пятком и субботой. Славянские печатные издания также разняться в многочисленных деталях богослужения. Например, отмена пения Октоиха в предпразднство Благовещения, свойственная нынешнему уставу, не характерна для

126

126 Этот греческий монастырь был основан монахом Иосифом в кон. XI в. около Отранто и получил типикон от третьего своего игумена Николая (2 пол. XII в. ).

127 Пентковский. Указ. соч. С. 121—122.

128

128 Удерживающем порядок Константинопольского и западных студийских уставов в следовании триоди за месяцесловом.

129 За счет добавления новых глав, регламентирующих совершение службы при совпадении праздника, а также пред— и попразднства, с некоторыми днями пения Триоди Постной (субботой Акафиста, 3 — 5 неделями Великого поста и др.).

130 Дмитриевский. Указ. соч. Т. 3. С. 592.

131 Как в рукописи XII в. Синайской библиотеки № 1096 и др. См.: Там же. С. 44-46, 84-94.

132 Тгакоу тт^тзиХрссои М£у2к)$’ЕкКПгрг ас, ’А0^уси, [б. г. ]

дореформенных русских типиков. Доиоакимовские русские Типиконы насыщены, за некоторым исключением филаретовского издания 1633-34 гг., статьями русского происхождения. Применительно к Благовещению это касается детального описания литии вне монастыря, представляющей собой видоизмененный чин молебна133, и возможность отправления по желанию настоятеля всенощного бдения, предваряемого малой вечерней, под Благовещение в Великую Субботу вместо нормативного богослужения 134. Старопечатные книги предписывают на полной Златоустовой литургии в день праздника пение великого прокимна Преждеосвященной литургии — Да исправится молитва моя135.

Заключение

В целом, богослужение Благовещенского цикла, являясь частью литургического наследия Церкви, представляет собой пространное и глубокое святоотеческое толкование Евангельского текста о благо-вестии архангела Гавриила Деве Марии тайны Воплощения от Нее Бога Слова и осмысление значения Личности Богоматери и Хрис-та-Искупителя в домостроительстве Спасения.

History and Content of Celebration of the Annunciation: An Overview

SA. Vaniukov

The article is an overview of theological, historical and liturgical aspects of the celebration of Annunciation feast.

133 Подробный чин литии перед литургией предваряется замечанием: «Зде же в велицей России честнии монастыреве обычай имат» (См. Устав, 1610. Л. 630-631 об.).

134 См.: Устав. М., 1610. Л. 140; Устав. М., 1634. Л. 109. Праздничные малая и великая вечерни Благовещения явно контрастируют с вечерней великого Пятка (с выносом, по русской традиции, Плащаницы) и всем настроем служб Страстной седмицы.

135 Устав. М., 1610. Л. 632.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.