Вестник ПСТГУ
V: Музыкальное искусство христианского мира
2007. Вып. 1 (1). С. 71-103
О СПОСОБАХ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕМПО-РИТМА ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Перелешина В. Ю. пстгу
В статье рассматривается темпо-ритм всенощного бдения, анализируются причины, под влиянием которых он сформировался, и определяются средства его реализации в богослужении. Основной материал работы составляют рукописные певческие книги XVII века. В статье прослеживается раскрытие главнейших литургических тем в чинопоследовании воскресного всенощного бдения. Строй и способы организации литургического движения в древнерусской службе сравниваются с современным образом служения, выявляются наиболее значительные сходства и различия.
Существеннейшее свойство церковного богослужения составляет тем-по-ритм1. В настоящее время проблема темпо-ритма службы и других средств выразительности в церковном пении обсуждается и практически разрабатывается на материале современного многоголосного обихода2. В данной же статье речь пойдет о темпо-ритме всенощного бдения в древнерусской традиции. Задачей предлагаемой работы явилось исследование тех средств, с помощью которых реализуется тем-по-ритмический строй в традиционном богослужении.
Богослужебные последования разворачиваются во времени тем-пово неравномерно, в каждом из них могут быть выделены отрезки более и менее активного движения. Это разнообразие темпов и созда-
1 Тема статьи подсказана занятиями по регентованию, на которых зав. кафедрой регентования ПСТГУ Т. И. Королева рассматривает со студентами вопросы темпо-ритма в православном богослужении на основе изучения традиционных певческих стилей.
2 Укажем, например, работу Н.В. Балуевой «Протоиерей Михаил Фортуна-то: регентский жест в литургическом контексте» (Рыбинск; Михайлов посад, 2004), статью диак. Д. Болгарского «Значение церковного пения в Православном богослужении» (опубликована в нотном сборнике «Божественная Литургия» / Сост., ред. и комментарии диак. Д. Болгарского. Киев, 2004), книгу Е. С. Кустовского «Дирижерская техника на клиросе» (М., 2003).
ет темпо-ритмический строй церковной службы, благодаря которому становится слышима, «осязаема» ее архитектоника.
Неравномерность движения проявляется в богослужении через ряд свойств певческой ткани: степень распевности песнопений, их гласовость или внегласовость, композиционные принципы, способы исполнения текстов. Последних в православной службе несколько. Это возглашение предстоятелем, чредным священником, диаконом или канонархом, чтение, пение текста антифонно по клиросам, на сходе или с канонархом; возглашение и пение канонарха и диакона могут чередоваться с пением лика (такой способ исполнения называется респонсорным). На формирование строя богослужения влияет также вся совокупность действий и обрядов, которые совершаются в храме.
Темпо-ритм богослужения подчинен вполне определенным закономерностям, главной из которых является литургическая значимость текстов; в свою очередь, она определяется целым рядом предпосылок. Это, во-первых, содержание текста (причем иногда особое значение приобретает конкретная, «информативная» сторона, а иногда — общий характер), затем — соотнесенность со священнодействиями и положение в структуре всей службы в целом и ее основных разделов.
Выбор способа исполнения текста, а при пении его хором — его певческой реализации зависит от того, как была воспринята составителями устава и роспевщиками его литургическая значимость. Здесь необходимо отметить следующее. Чин всенощного бдения имеет долгую историю формирования (1—ХШ вв.)3, поэтому в строго историческом смысле он не является органически цельным. Но на рубеже Х1У—ХУ вв., в момент принятия Русской Церковью практики совершения всенощных бдений4, последование это было уже вполне устоявшимся, почему и осмыслялось русскими роспевщиками как единое целое. Несмотря на это, песнопения всенощного бдения не были единовременно зафиксированы в полном объеме: тогда еще не было певческой книги Обиход, в составе которой они содержатся с середины XVI в. и до настоящего времени (переход на Иерусалимский устав как раз и послужил импульсом к созданию Обихода).
В восприятии русских песнопевцев отдельные тексты всенощного бдения были осознаны как более значимые, другие — менее значимые, что выразилось в различии способов их исполнения. Поэтому по ходу изложения мы будем обращать внимание на то, как исполняются тексты, и на указанные выше свойства ткани песнопений: степень
3 Всенощное бдение // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 669. М., 2005.
4 Служение в праздники всенощных бдений составляет главную особенность Иерусалимского богослужебного устава.
распевности, гласовую принадлежность, особенности композиции, а также принципы записи. Из всех перечисленных свойств певческой ткани на изменение движения в службе, то есть собственно на формирование темпо-ритма, более всего влияет степень распевности песнопений. Именно способ исполнения, зафиксированный в древнерусских певческих книгах, позволяет уяснить, какое место занимает в богослужении то или иное песнопение в согласии с церковной традицией.
Литургическое значение песнопения находит отражение в категории изменяемости текстов, унаследованной русским богослужением из Византии. Однако на Руси изменяемость или неизменяемость проявилась особым образом — в принадлежности песнопений гласовой или внегласовой сферам. Как известно, в русской традиции неизменяемые песнопения, которые составляют структурную основу богослужения, чаще всего являются внегласовыми, а изменяемые, создающие гимнографическое наполнение конкретного богослужебного дня, обычно принадлежат к разряду гласовых. То есть гласовость или внегласовость составляет важнейшую как литургическую, так и стилистическую характеристику богослужебных текстов.
Основным материалом данной статьи послужили певческие книги из коллекции Антониево-Сийского монастыря (ГИМ, Синод. певч. собр.). Это Обиходы, заключающие в себе основные песнопения всенощного бдения — неизменяемые и некоторые изменяемые, а также Октоихи, Ирмологии, Праздники, Трезвоны и Триоди, в которых содержатся изменяемые части службы. Просмотренные певческие рукописи датируются XVII в., записаны они крюковой нотацией, как беспометной, так и пометной. Выбор указанных источников, имеющих относительно позднее происхождение, отвечает поставленной задаче работы — рассмотреть русское церковное пение на определенном этапе развития, не углубляясь в подробный исторический экскурс. Обращение же к Антониево-Сийской коллекции певческих книг обусловлено тем, что, несмотря на небольшой объем (выявлено около 80 единиц хранения), в ней представлены все типы певческих книг, что позволяет получить цельное представление о местной певческой традиции. Чрезвычайно важно наличие в коллекции достаточного количества пометных списков певческих книг, что делает возможным наиболее точное прочтение песнопений. В работе использовались также уставные источники — Типиконы, которые содержат отдельные сведения об исполнении песнопений.
Помимо способов исполнения, мы будем отмечать раскрытие в воскресном всенощном бдении двух главных литургических тем — славословия Бога и Воскресения Спасителя. Это позволит проследить
связь певческой реализации с содержанием богослужебных текстов и местом их в службе.
Прежде чем последовательно рассматривать песнопения всенощного бдения, скажем кратко о структуре самого чина. Он объединяет в себе две самостоятельных службы суточного круга — великую вечерню и праздничную утреню (малая вечерня по Уставу служится отдельно от великой, входящей в состав бдения, поэтому здесь мы ее не разбираем, как и первый час, который, хотя и присоединяется обычно к утрени или всенощному бдению, но является все-таки отдельным самостоятельным богослужением). Вечерня и утреня составляют в последова-нии бдения две его главные части. Внутри каждой из них также могут быть обозначены условные разделы: первый — от возгласа «Востани-те» до «Господи воззвах», следующий — до просительной ектении, и затем — от стихир на стиховне до конца вечерни. Утреня начинается особым разделом — шестопсалмием, за которым идет часть службы до Непорочных или полиелея, сам полиелейный раздел, канон (вернее, каноны, так как почти всегда читают более одного); заключительная часть утрени охватывает песнопения и возгласы от хвалитных псалмов до отпуста.
Великая вечерня открывается возгласом диакона (а по Уставу — кандиловжигателя): «Востаните!», — после чего священник кадит весь храм, возглашает «Господи, благослови» и произносит при открытых Царских вратах начальный возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Этот возглас является началом всего бдения, а не только вечерни, которая за ним непосредственно следует5. По объяснению св. Симеона Солунского, начальный возглас бдения «прежде всякой песни» богословствует «о Виновнике всего и Владыке, Едином в Троице Боге всяческих» и славословит «Его, ...полагая начало пес-нословию Того, Кто есть начало и конец всего»6. Несмотря на то, что совершение службы только открывается возгласом «Слава Святей», его можно назвать первой вершиной бдения, так как он задает одну из его определяющих тем — прославления Бога, которая многократно возвращается затем на протяжении службы. Здесь, в самом начале всенощного бдения, эта тема звучит сразу с такой интенсивностью, с какой она возвращается еще раз только в самом его конце — в пении Великого славословия.
5 При служении вечерни и утрени раздельно «Слава Святей» возглашается в начале утрени, а вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш».
6 Свт. Симеон Солунский. О божественной молитве, гл.309, цит. по: Скабал-ланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. 2. Киев, 1913. Репринт: М., 1995. Ч. 2. С. 61.
Сразу же вслед за возгласом звучит силлабическим напевом «При-идите, поклонимся». Четырехкратное повторение одного и того же текста (хотя и с некоторым варьированием) создает впечатление небольшой остановки в самом начале службы, но она имеет «активный» характер из-за постепенного нарастания звучности пения: «И начинает предстоятель, или екклисиарх... низким и тихим гласом. Таже второе мало повышше... Паки третие вышшим гласом. Таже особне»7.
После словами «Приидите, поклонимся» начинается пение пред-начинательного псалма. Это песнопение смешанного силлабо-мелиз-матического типа; его структура складывается из последовательности певческих строк, каждая из которых представляет собой законченное музыкальное построение и состоит из речитативного (начало и середина стиха) и распевного (окончание стиха) разделов. Особенности строения мелодии псалма и ее записи иллюстрируются примером 1; разделы строк отделены друг от друга вертикальной пунктирной линией. Речитатив обычно записан стопицами, в распевных окончаниях стихов преобладают последования крюков, стрел и статий — акцентных знаков, употребляющихся по «правописанию» столпового знаменного роспева на ударных слогах текста или на тех фрагментах, где предполагается весомое звучание. 103-й псалом очень распевен — в просмотренных списках певческого Обихода XVII в. это единственное песнопение суточного круга, в котором есть аненайка (в припеве «Слава Ти, Господи, сотворившему вся», в примере 1 выделена квадратными скобками). Благодаря широкой распевности мелодики и тому, что стихи псалма, начиная со второго, распеты по одной модели (что хорошо видно из сопоставления приводимых ниже стихов 1 б и 24), в начальном разделе службы устанавливается неспешное и равномерное движение. Эта равномерность поддерживается поочередным пением правого и левого ликов.
Пример 1. Псалом 103. Синод. певч. собр., № 1243, л. 2—3 об.
Стих^ I (Т
7 Типикон. СПб., 1997. С. 13.
8 Буквы а и б рядом с номерами псаломских стихов здесь и далее обозначают первое или второе полустишия.
Стих 24
Припев
В певческих рукописях содержится не цельный текст псалма, а только его избранные стихи; выбор стихов, вероятно, произошел по принципу наиболее емкой передачи содержания целого текста9. Мож-
9 Количество и набор стихов 103-го псалма в разных рукописях может незначительно отличаться. На это указывает и проф. Н. Д. Успенский в своем
но предположить, что в XVII в. пение избранных стихов перемежалось с чтением всего остального текста, как это описано в старообрядческом «Уставе Арсения Уральского» и совершается сейчас в старообрядческой церкви10.
Основную тему предначинательного псалма составляет хвала и прославление Бога как Творца и Промыслителя мира11. Эмоциональная насыщенность и многочисленность образов определяют то особое значение, которое придается 103-му псалму Уставом: он поется на всенощном бдении при отсутствии всякого внешнего движения. Это содействует «пребыванию» в созерцании картины мироздания, соединенном с возношением хвалы Создателю, слова псалма дают ощутить гармонию сотворенного Богом мира и человека в этом мире. Все дальнейшее последование службы — путь к восстановлению этой гармонии, потерянной с грехопадением. Однако сейчас при служении на приходах, а зачастую и в монастырях особое звучание предначи-нательного псалма, его «созерцательность» почти утратились, так как каждение храма переместилось с момента до начального возгласа на время пения псалма, а продолжительность пения стала зависеть от того, сколько времени требуется для каждения. Поэтому обычно в богослужении звучат всего четыре-пять стихов. Вернуть псалом в современную службу в более полном виде возможно, но, разумеется, с рассуждением подойдя к напряженному для приходских храмов вопросу удлинения службы. К примеру, можно чередовать чтение и пение избранных стихов, припевая во время чтения соответствующие припевы («Благословен еси, Господи» к стихам с 1-го по 3-й, «Дивна дела Твоя, Господи» к 4-му — 23-му стихам, «Слава Ти, Господи, сотворившему вся» к 24-35-му стихам), либо просто дополнить закрепившиеся в репертуаре обиходных хоров варианты напева — разные гармонизации греческого роспева и сочинение свящ. Д. Аллеманова — немного большим количеством стихов.
Вслед за 103-м псалмом произносится великая ектения, в течение которой темп службы становится немного более подвижным, чему способствует возгласно-ответная форма ектении.
Затем поется на два клироса первая кафизма. В певческих Обихо-дах так же, как и в случае с предначинательным псалмом, выписаны только избранные стихи каждой из трех Слав, однако по Уставу все
труде «Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви» (М., 2004. С. 295-296).
10 Устав Арсения Уральского. Верещагино, 2005. Л. 7 об.-9. О существовании этой книги нам было сообщено студенткой факультета Церковного пения ПСТГУ мон. Иларией (Коломыцевой).
11 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 104; Вечерня // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 84.
три антифона должны звучать полностью12. Напевы первого и второго антифонов по строению сходны с напевом 103-го псалма и также являются силлабо-мелизматическими, но распевные окончания стихов менее развиты. Стихи третьей Славы не имеют речитативных разделов и целиком распеты мелизматически 13.
В первой Славе речитативная часть более длинных стихов «Яко весть Господь путь праведных», «Работайте Господеви со страхом» и «Господне есть спасение» складывается из двух зон, которые отличаются по записи и, соответственно, по организации движения. Первая из них фиксируется стопицами и должна исполняться равномерным, довольно легким речитативом; вторая, предваряющая распев, полностью записана крюками — вне зависимости от ударности или безударности слогов. Такая запись говорит о том, что движение здесь замедляется, становится более размеренным, пропевается каждый слог текста. В кратких стихах «Иже нейде на совет», «Блажени вси надею-щиися» «Воскресни Господи» первой зоны нет, и речитатив в них записан только крюками. Структура мелодии антифона показана ниже в примере 2.
Пример 2. Псалом 2, стих 11. Синод. певч. собр., № 1243, л. 4 об.
Псалом 3, стих 8. Там же.
В основе композиции антифонов кафизмы лежит тот же принцип подобия, что и в предначинательном псалме14; повторение довольно распевной мелодической модели вновь возвращает небыстрый и ровный ход службы. В стихе «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой» впервые на бдении звучит тема Воскресения Христова — пока очень лаконично.
12 В практике старообрядцев пение избранных стихов перемежается с чтением.
13 ГИМ, Синод. певч. собр., № 186, л. 3-3 об.; № 1243, л. 7-8.
14 Следует отметить, что в древнерусской певческой традиции все псалмы распеваются по принципу подобия.
В современном богослужении из первого антифона первой кафизмы (так же, как из предначинательного псалма) звучат сейчас лишь несколько стихов. Они поются не на восьмой глас, как положено по Уставу, а на один из самогласных обиходных напевов; второй и третий антифоны, которые положено петь «во глас недели», вообще не исполняются15. Первую кафизму можно исполнять теми же способами, какие были указаны для 103-го псалма: петь большее количество стихов, перемежать пение с чтением, во время которого петь припев «Аллилуиа».
После первой кафизмы и малой ектении следуют псалмы 140, 141, 129, 116с припевами и стихиры на «Господи, воззвах». Как и предыдущие песнопения, псалмы поются антифонно; стихи псалмов и припевы к ним изложены силлабо-невматически. Во время пения псалмов вновь совершается каждение храма. В ходе богослужебных реформ патриарха Никона пение припевов было исключено из практики16, и в Обиходах, написанных во второй половине XVII в., сохраняется только один первый припев «Услыши мя, Господи». В наше время псалмы на «Господи, воззвах» на приходах чаще всего не поются, исполняются только начальные стихи 140-го псалма «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» и «Да исправится молитва моя». Поэтому каждение происходит не на псалмах, а на стихирах. Это весьма неблагоприятно в том отношении, что когда диакон обходит с каждением храм, предстоящим нужно следить за его передвижением и переходить с места на место, чтобы уступить дорогу. Если в это время поется хорошо знакомый неизменяемый псаломский текст, не упустить его из внимания возможно, но если звучат стихиры — расслышать их бывает очень трудно.
Стихиры всенощного бдения (воскресного или праздничного) имеют в древнерусской традиции, как правило, невматический тип роспева с элементами мелизматики17 и центонную структуру. Средняя степень распевности мелодики и чередование хоров помогает поддерживать и в этом разделе службы равномерное движение. При соединении воскресной службы со службой святому стихиры Минеи исполняются на силлабический напев самогласна или подобна, и во время их пения движение ускоряется. На протяжении всего цикла стихир
15 В некоторых монастыря и приходах 2-й и 3-й антифоны поются на те же напевы, что и 1-й.
16 Оно сохраняется у старообрядцев, см.: Устав Арсения Уральского. Л. 11 об.-12.
17 В разных певческих книгах — Октоихе, Стихирарях, Триоди, Праздниках, Трезвонах — мелодика стихир достаточно сильно различается по составу наиболее употребительных попевок и интенсивности включения фит, следовательно, и по степени распевности.
«шаг» антифонного пения двух ликов становится более крупным: они поют уже не по строке псалма с припевом, а по целому песнопению (хотя и небольшому) — стихире. В стихирах на «Господи, воззвах» последовательно раскрывается смысл празднуемого события: в воскресных стихирах это тема воскресения. В зависимости от привходящей памяти месяцеслова воскресных стихир может быть положено разное количество — семь или четыре.
Ряд стихир заключается догматиком — гласовым богородичным текстом. По Уставу он поется в воскресные дни и при праздничном служении святым (а также в пятницу вечера — в «отдание гласа»). Всравнении с другими песнопениями цикла (за исключением воскресных богородичных стихир Павла Аморрейского, которые содержатся в Октоихе18, но практически при употреблении Минеи Устав не оставляет для них места в богослужении) догматик мелодически наиболее развит: по степени распевности певческая ткань догматиков в разных гласах неодинакова, но всегда включает элементы мелизматики. Распевность догматика сдерживает только что появившуюся (если пели силлабические стихиры) динамичность службы, однако более важной причиной возникающего здесь замедления является сход ликов: с увеличением числа поющих темп пения замедляется. Медленный темп пения и распевность догматика говорят о его литургическом значении, которое, без сомнения, обусловлено содержанием текста — это «догматическое учение Святой Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией»19. Однако непосредственная близость местоположения догматика к гимну «Свете тихий» позволяет охарактеризовать его роль еще и как приготовительную. Примерно в середине догматика священнослужители выходят на вечерний вход, который совершается во время пения «Свете тихий».
Сразу после пения догматика произносится возглас «Премудрость, прости» и поется гимн «Свете тихий» — один из самых древних христианских богослужебных текстов, содержащий славословие Св. Троицы и Спасителя20. К этому моменту направлен весь предшествующий ход вечерни: «Свете тихий» — одна из кульминаций этой
18 «В нынешнем Октоихе в гласе 1-м о них замечание: "Ведомо убо буди, яко в греческих преводех сих стихир наряду несть". Не упоминает о них и Еверге-тидский устав» (Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 120). Однако Н. Д. Успенский пишет, что на Афоне их поют на литии после стихиры святого обители (Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 256).
19 Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1992. С. 128.
20 «Свете тихий» — произведение ранней гимнографии, возникновение этого текста относится литургистами ко П—Ш вв., см., например: Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 133.
части службы. Как и догматик, гимн поется обоими ликами на сходе, чем подчеркивается его особая значимость. В Обиходах, датированных серединой и концом XVII в., песнопение обычно представлено несколькими певческими редакциями (без названия21, «киевское»22, «знаменной на глас шестый»23, «путь»24, осмогласник25, В. В. Протопопов отмечает появление сразу же после Стоглавого собора напевов всех восьми гласов26). Однако до 1551 г. «Свете тихий» читал на бдении предстоятель — очевидно, что как только гимн перестал читаться предстоятелем, для того, чтобы сохранить значимость текста в службе, возникла необходимость в разнообразии напевов и значительной распевности мелодики.
Наиболее стабильно в списках Обихода присутствует не имеющая специального названия версия «Свете тихий». Тип мелодизма в ней — силлабический с некоторыми элементами невматики (как и в редакции, которая в ряде списков обозначается «киевское»27). В записи часто употребляются акцентные знаки — крюки и статии, которые наиболее типичны для начального — «Свете тихий28 святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго» и заключительного — начиная со слов «Достоин еси» — разделов песнопения. Силлабичность напева и особенности записи показаны в следующем примере.
Пример 3. «Свете тихий». Синод. певч. собр., № 1243, л. 19 об.
.У н/ |/Т # 'У ./■ »/ |/' ц, у "/' М "/' ¡1.
гт
"'' о п -
г] ^^ ° о о ^ и " и о а ■ ** « и 6
Св'к - тс ч'н - х"» ска - ты - а ела - кы ке;! ■ 641 - ртнл - со й - цд не
р »/' ^ -I г и /V 4 V г\
у
Г,
Гп
, 1 " и в ■ ' " и о а ™ " " о
П€ - СНА - ГО СВА ТА - ГО ЕЛЛ - Ж{|| - - ГО И - И - «V - С{ Хр|1 - С'Г£
21 ГИМ, Синод. певч. собр., №188, л.110-об.; №1236, л.106 об.-1074 №1243, л.19 об.-20.
22 ГИМ, Синод. певч. собр., №1234, л.63 об.-64; №1214, л.78.
23 ГИМ, Синод. певч. собр., №1236, л.107; №1243, л.20 об.-21.
24 ГИМ, Синод. певч. собр., №1186, л.274-об.; 1243, л.21-об.
25 ГИМ, Синод. певч. собр., №1236, л.107 об.
26 Протопопов В.В. Система осмогласия в песнопениях русской литургии XVII-го века // Гимнология, вып. 1, кн. 2. М., 2000, с.396.
27 Например, ГИМ, Синод. певч. собр., №1234.
28 Два начальных слова песнопения — «Свете тихий» — встречаются не во всех просмотренных списках Обихода, что связано с изменением богослужебной практики: до реформ их возглашал диакон (Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 307) или иерей (Устав Арсения Уральского. Л. 17 об.).
Компактная певческая реализация благоприятна для изложения догматического текста, так как он хорошо воспринимается на слух. Одновременно с этим, наличие в напеве небольших внутри-слоговых роспевов позволяет уравновесить лаконичность мелодии с внешней торжественностью момента входа, который совершается священником или собором духовенства при открытых Царских вратах в преднесении двух подсвечников со свечами и кадила. Возможно, эта торжественность послужила одной из причин много-роспевности песнопения «Свете тихий» в позднейшей певческой практике.
До Стоглавого собора, когда «Свете тихий» читали, а не пели, вход в алтарь происходил не одновременно с чтением, а после него, поэтому во время исполнения «Свете тихий» движение в службе останавливалось, сейчас же вход совершается непосредственно во время пения. Остановка в богослужении до некоторой степени сохраняется при служении всенощного бдения архиереем, когда священнослужители, стоя перед открытыми Царскими вратами, поют первую часть гимна до слов «Достоин еси» и входят в алтарь только во время пения его второй части. В XVII в. так же пели «Свете тихий» и при соборном иерейском служении, о чем свидетельствуют некоторые Типиконы: «И поют Свете тихий, со сладкопением, вси священницы со предстоятелем, стояще посреде идеже стояху. Егда же рекут: Видевше свет вечерний, поем Отца и Сына, и прочее, отходит предстоятель посреде и поклонився к востоком, въходят во святый олтарь, поюще и прочее Свете тихий»29.
После вечернего входа следует респонсорное пение канонархом и хором прокимна и чтение паремий (если это положено по Уставу). В субботу вечером звучит прокимен «Господь воцарися», по чину исполнения являющийся великим: он чередуется с тремя стихами. В Обихо-дах этот прокимен чаще всего представлен несколькими редакциями мелизматического типа роспева. Благодаря распевности прокимна, движение в службе после пения «Свете тихий» возобновляется не сразу, а постепенно. В субботнем прокимне и его стихах продолжается проведение славословной тематики.
Затем произносится сугубая ектения и читается «Сподоби Господи» — новая смысловая вершина богослужения. Устав говорит о чтении «Сподоби» в праздники предстоятелем или чтецом, поэтому в певческих книгах этого текста нет. По тексту он исключительно близок Великому славословию, имеет одинаковую с ним первооснову (Дан 3:26; Пс 32:22; Пс 118:12), но более краток и однороден по
29 Устав церковный, ГИМ, Епарх., № 253, л. 23—23 об.
82
содержанию: не имеет начальной развернутой славословной части30 и покаянного фрагмента31. Несмотря на отсутствие специального славословного раздела, в «Сподоби» тема хваления проходит в словах «Благословен еси, Господи Боже отец наших.» и далее, затем — «Благословен еси, Господи», «Благословен еси, Владыко», «Благословен еси, Святый» и «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает».
Сейчас на всенощном бдении «Сподоби» принято петь (чаще всего гласовым напевом), и нужно сказать, что пение этого текста хором вместо положенного чтения предстоятелем очень сильно снижает восприятие его литургического значения. Иногда, правда, «Сподоби, Господи» поют в алтаре священнослужители — тогда это песнопение может восприниматься как одна из кульминаций службы, обычно же аналогия с Великим славословием и по содержанию, и по месту в службе ускользает от внимания, теряется — единственно по причине недолжного способа исполнения.
Стихиры на стиховне, которые поются вслед за «Сподоби» и просительной ектенией — более монолитные по содержанию и яркие по певческой реализации, чем стихиры на «Господи, воззвах». Перед этими стихирами полагается по Уставу лития, которой в современной приходской практике в воскресные дни, не совпавшие ни с каким другим особым празднеством, обычно не бывает. Подобно другим воскресным стихирам, стиховные стихиры строятся по принципу центона и имеют невматический тип роспева, некоторые богородичны — не-вматический с элементами мелизматики, так как в них встречаются фиты. Все стихиры (не только заключительные, как на «Господи, воз-звах» и хвалитех) исполняются обоими ликами на сходе. На воскресном бдении стиховных стихир четыре, а не три, как на бдении других праздников и в будни; их стихи повторяют стихи вечернего субботнего прокимна — в очередной раз возвращается идея прославления Бога. Сами стихиры (кроме славника и богородична) посвящены воскресной тематике, поэтому здесь обе главные темы бдения переплетаются. Начиная со стихир на стиховне, движение в службе устремлено к заключительным песнопениям вечерни — «Ныне отпущаеши» и «Богородице Дево, радуйся».
Чтение настоятелем «Ныне отпущаеши» является одним из самых главных моментов чина всенощного бдения. Этот фрагмент Евангелия от Луки (Лк 2:29—32) был включен в состав вечерни в
30 В Великом славословии — «Слава в вышних Богу. и в век века» (Часослов. М., 1991. С. 64).
31 В Великом славословии — «Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе» (Часослов. С. 65).
V—VIII вв.32 и занимает на вечерне особое место: ожидание прихода Спасителя составляет одну из ее основных тем33, поэтому слова св. прав. Симеона Богоприимца, наиболее ясно выражающие эту мысль, помещены в заключительной части чина. Небыстрое чтение и неизменяемость текста вновь создает ощущение остановки в службе.
Пение «Ныне отпущаеши», которое заменило в современной практике его чтение настоятелем (как и «Сподоби»)34, неблагоприятно для этого текста: оно выводит его из ряда важнейших и ставит в общий ряд других неизменяемых песнопений вечерни. Далее, по мысли Устава, «Ныне отпущаеши» при любом знаке службы должно исполняться иначе, чем предшествующие стихиры на стиховне, а сейчас этот текст часто поют на гласовый напев (на 6-й глас).
После «Ныне отпущаеши» и молитв с Трисвятого по «Отче наш» звучит «Богородице Дево, радуйся» — отпустительный тропарь праздничной вечерни. Тропарь назначается в воскресные дни (трижды или дважды) и бденные праздники святым (единожды). Во время пения тропаря совершается каждение, вслед за ним — благословение литийных хлебов35. Текст песнопения «Богородице Дево» не связан непосредственно с тематическим содержанием окончания вечерни, но соответствует церковной традиции помещать в конце смысловых циклов и разделов богослужения богородичные тексты36. Напев тропаря принадлежит 4-му гласу и относится к мелизматическому типу; он включает три фиты (которые в просмотренных рукописных источниках изложены в дробной записи) и большое количество внут-рислоговых роспевов (в том числе, несколько лиц), как это показано в примере.
32 Вечерня // Православная энциклопедия. Т. 8. С. 79. Скабалланович говорит об употреблении «Ныне отпущаеши», ссылаясь на текст «Апостольских постановлений» и Часословы VIII в., см.: Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 179.
33 Нестеровский Е. Литургика, или наука о богослужении Православной Церкви. С.13, цит. по: Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 78.
34 Традиционная форма исполнения — чтение «Ныне отпушаеши» предстоятелем — сохраняется наше время лишь в отдельных монастырях и приходах.
35 В современной приходской практике каждения и благословения хлебов, как и литии, не совершается.
36 М. Н. Скабалланович полагает, что включение его в чинопоследование вечерни отразило древнее предание о том, что событие Благовещения произошло вечером, см.: Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 181.
Пример 4. «Богородице Дево». Синод. певч. собр., № 1243, л. 36об.
Песнопение подобной стилистики естественно исполнять в небыстром темпе, таким образом, и в конце вечерни, как и после «Свете тихий» и вечернего входа, в древнерусском богослужении остановка достаточно продолжительна. О пении тропаря на сходе или по ликам Устав ничего не говорит.
В современном обиходном богослужении «Богородице Дево, радуйся» обычно поется на 4-й глас сокращенного киевского или греческого роспевов — речитативом, следовательно, и в этой части строй богослужения явно претерпевает искажение. Иногда «Богородице Дево» поется всеми молящимися, тогда, несмотря на малую распевность мелодии, песнопение звучит более значимо и неспешно — прихожане всегда поют медленнее, чем хор.
Затем троекратно поется на 4-й глас37 молитва праведного Иова «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века» (Иов 1:21; Пс 112:3) — смиренное славословие Бога; та же тема продолжается в 33-м псалме. В певческих рукописях нотированного текста псалма нет, вероятно, он читался или пелся простым речитативным напевом, который бытовал устно38. Некоторые Уставы свидетельствуют о том, 33-й псалом исполнялся также и способом, принятым Греческой Церковью: «.учиненный монах глаголет Буди имя Господне. И Благословлю Господа. Чтец же глаголет псалом, даже до Не лишатся всякаго блага. Поют же тойже стих, от еже Богатии обнищаша и взал-
37 Например, ГИМ, Синод. певч. собр., № 1236, л. 110. Это песнопение редко встречается в певческих рукописях с нотацией.
38 У старообрядцев псалом читается, см.: Устав Арсения Уральского. Л. 26.
каша, до конца же Не лишатся всякаго блага»39. Вечерня завершается преподанием предстоящим иерейского благословения.
Вторая часть всенощного бдения — утреня — открывается новым прославлением Бога — словами ангельского славословия на вифлеемском поле «Слава в вышних Богу» (Лк 2:14), которое повторяется трижды и предваряет чтение шестопсалмия. Ексапсалмы составляют целый раздел богослужения и последовательно охватывают несколько тематических линий, при этом основное значение имеет их общий характер: «.после целого потока торжествующих песен бдение теперь переходит в тихий молитвенный тон, так идущий к началу новой службы»40. Чтению шестопсалмия в службе придается исключительное значение: по действующему сейчас Уставу его читает предстоя-тель41. «Око церковное» так описывает чтение этого раздела службы: «Да поет ексапсалмы. косно, и елико мощно есть, с сокрушением и со вниманием. Тако же и вси в себе, якоже и самому Богу беседующе и о своих молящеся гресех. Подобает же ему кротким и тихим гласом пети, во услышание всем. Покашляти же, или плюнути, или всяко от места своего преступити, или прейти, или из внешнего притвора в церковь внити, егда поются ексапсалмы, не имать никтоже области. Бесстрашию бо сие и бесчинию знамение есть. Аще ли кто старостию преклонился есть, или недугом одержим, и не может сохранитися, яко-же прежде рехом, да пребывает таковый пред церковию до скончания ексапсалмов, и потом да входит»42. Движения в службе в это время нет, что подчеркивается тем, что в храме гасятся светильники и свечи.
За чтением шестопсалмия следует великая ектения, пение «Бог Господь» и тропарей. По тематике песнопение «Бог Господь» должно быть отнесено к ряду важнейших в чине бдения: «"Бог Господь и яви-ся нам, благословен Грядый во Имя Господне" составлен из двух мест [117-го] псалма., из коих первое непосредственно имеет тот смысл, что Господь. есть истинный Бог и что Он теперь с особенною ощутительностью открылся нам. С этим ставится в связь то, что приходящий теперь. благословен. То, что эти последние слова были приложены к Спасителю при торжественном входе Его в Иерусалим и что, по Его словам, ими встретят Его и при втором пришествии, все это указывает
39 ГИМ, Епарх., № 253, л. 27 об.—28.
40 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 201.
41 Типикон. С. 20, 38, 46—47, 826; ГИМ, Епарх., № 253, л. 16, 28 об. Согласно «Оку церковному» и рукописям XV в., читают игумен или экклисиарх, или «учиненный мних»: ГИМ, Увар., № 726, л. 9 об.; ГИМ, Щук., № 29, л. 9. Скабалланович говорит, что источники XIV века предписывают читать шестопсалмие предстоятелю, см.: Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 202.
42 Цит. по: Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 321.
на Него именно, как на того "Грядущего", пришествие Коего равносильно явлению Самого Бога и показывает всем Бога»43.
«Бог Господь» с четырьмя избранными стихами 117-го псалма (стихи 29, 11, 17 и 22) по Типикону поются поочередно канонархом (а на практике — диаконом) и ликами. Напевы «Бог Господь» обладают во всех восьми гласах гибким, подвижным мелодизмом, включают довольно большие внутрислоговые роспевы (гласы 1, 2, 6, 8); силлабические отрезки стихов часто записаны акцентными знаками — крюками (гласы 5, 7, 8). Внутрислоговые роспевы и речитатив отмечены в примере 5 горизонтальными скобками.
Пример 5. «Бог Господь», глас 8. Синод. певч. собр., № 1243, л. 39.
Пение «Бог Господь» на речитативный тропарный напев, которое бытует теперь повсеместно, особенно при наложении пения хора на возглашение стихов диаконом, явно недостаточно для того, чтобы этот момент последования мог восприниматься как кульминационный. Правда, в этом случае несоответствие певческой реализации в некоторой степени восполняется возжжением света в храме и часто — громкостью возглашения и пения.
Тропари на «Бог Господь» (в которых на воскресном бдении возвращается тема Воскресения Христова) в древнерусской традиции читались, распевались только их заключительные строки, которые и выписаны в певческих Обиходах. Поэтому распевное исполнение «Бог Господь» и стихов звучало в службе как более значимый момент, чем тропари. В связи с этим приведем отрывок статьи А. В. Никольского «Русские регенты и церковный устав». Вот что он пишет: «По уставу это краткое песнопение должно возглашаться четырежды, как бы от лица всего мира с его "востоком, западом, севером и морем". Мысль
43 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 210.
87
устава проста и ясна: нужно .подлинное возглашение, несомненная торжественность, а также и четырехкратная антифонность. Песнопение это не есть "припев" к тропарю; оно вполне самостоятельно. "Бог Господь" — это самодовлеющий, причем очень яркий момент утреннего Богослужения, требующий от исполнения определенной характерности и выразительности. А на практике мы видим совсем иное: "Бог Господь" поется как-то между прочим, в виде какого-то припева к тропарю. спешно и вовсе не торжественно, тогда как тропарь исполняется более старательно... При этом условии "Бог Господь", как самоценный момент, пропадает совершенно, обращаясь в короткий и малозаметный эпизод, целиком заслоненный тропарем. И это тем более печально, что таким образом вычеркивается подробность, очень существенная для главной идеи службы: последняя рассматривается Типиконом как развитие идеи "славословия", чему песнопение "Бог Господь" как нельзя лучше отвечает. А сведение его на мимолетный, малозначащий эпизод, имеющий характер какого-то вступления ("предварения") к тропарю, не суть ли действие, идущее в совершенный разрез с мыслью церковного устава?!»44.
Значимость этого момента в богослужении яснее просматривается в контексте будничной, а не воскресной утрени, так как последующая праздничная часть службы — полиелей — своей величественностью превосходит и как бы «перекрывает» звучание «Бог Господь»45.
После «Бог Господь» в Обиходе помещаются кафизмы, точнее, начальные стихи и припевы каждой из Слав второй и третьей кафизм. Выписанные стихи распевны (относятся к силлабо-невматическому типу), остальные стихи могли либо петься по их образцу, либо читаться. Из-за распевности псаломских стихов и объема текста кафизм движение в службе в этот момент небыстрое.
Сейчас практику пения кафизм сохраняют только старообрядцы-беспоповцы, в православной службе не только нет их пения, но и чтение подверглось самому значительному сокращению — читается «псалом за Славу» или даже «за кафизму». Затем читаются седальны46, которые в воскресные дни продолжают тематику Воскресения.
По окончании чтения или пения седальнов по кафизмам начинается, согласно Уставу и Обиходам, самая торжественная часть празд-
44 Никольский А. В. Русские регенты и церковный устав // Труды Московской певческо-регентской семинарии: 2002—2003 гг. М., 2006. С. 266—267.
45 В будничном служении нет полиелейной части, яркой, насыщенной с обрядовой стороны и всецело посвященной празднуемому событию. Поэтому на первый план выходят важнейшие части суточного круга. То же следует отметить и относительно двух других неизменяемых текстов — «Свете тихий» и славословия, которые читаются в седмичные дни предстоятелем.
46 По Типикону седальны положено петь, см.: Типикон. С. 21.
ничной утрени — пение Непорочных, к которым в установленные Типиконом дни47 присоединяется пение полиелейных псалмов. Вновь звучит тема хваления Бога. С этого момента все движение в службе направляется к чтению Евангелия.
Практика совершения полиелея в древности не имела единообразия в разных Поместных Церквах: согласно некоторым типикам, пение его предваряло Непорочны, по другим — полиелейные псалмы в определенные периоды церковного года заменяли 17-ю кафизму48. На Руси полиелей прибавлялся к Непорочным и пелся после тропарей «Ангельский собор», малой ектении и ипакои; та же практика сохраняется сейчас у поповских старообрядцев49. Непорочны и полиелейные псалмы поются антифонно двумя хорами; они относятся к силлабо-мелизматическому типу, стихи Непорочных распеваются по образцу 1-го стиха каждой Славы на 5-й глас, а полиелейных псалмов — по модели 1-го стиха 134-го псалма во внегласовой стилистике. В примере 6 можно видеть следование заданной модели при распевании стихов каждого из антифонов Непорочных и полиелейных псалмов.
Пример 6. а) Непорочны. Синод. певч. собр., № 1243, л. 42 об.—45об.
Антифон 1-й, стих 1 а
Стих 1 б
47 В воскресенья от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до недели Сыропустной.
48 Подробнее об этом см.: Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 208—209.
49 Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 332; Устав Арсения Уральского. Л. 50 об.—51.
Антифон 2-й, стих 73
Стих 74
Тк<! - А он1
Антифон 3-й, стих 132 а
Стих 132 б
б) Полиелей. Синод. певч. собр., № 1243, л. 50. Псалом 134, стих 1 б
~а »К" "ч У Ч«" ~Л/" --1ГУ
Хвй ■ ЛИ - 1С рд ■ [,М ■ С1С8 - ДЛ
Стих 21
„¡, /(, 1[, II, |(, |1 ц )(, ц. ц ц, ц, ((, ^ // >• н 1|,
Псалом 135, стих 1 а
I). (1, [(. II II, -о ?/ Ун ¡1 -г-^ч а |(, II, II,
На Непорочных должно совершаться каждение всего храма, а пение полиелея сопровождается возжжением свечей и паникадила, выходом духовенства на средину храма и каждением алтаря и молящихся. Здесь снова возникает приостановка хода службы: пение полиелейных псалмов вместе с положенными священнодействиями должно занимать много времени, не говоря уже о пении 17-й кафизмы, которая содержит 176 стихов.
В настоящее время Непорочны исчезли из последования воскресного бдения, а из двух полиелейных псалмов чаще всего поются только четыре стиха, в лучшем случае — столько, сколько требуется для каждения храма. Связано это, по всей вероятности, единственно со стремлением сократить продолжительность службы. По той же причине и возвращение Непорочных в современную службу затруднительно. Сейчас 17-я кафизма звучит только в заупокойных чинопосле-дованиях и службах Погребения Спасителя и Пресвятой Богородицы, между тем, утрата пения Непорочных для воскресного богослужения чрезвычайно значительна: по словам свт. Афанасия (Сахарова), как раз в заупокойные последования Непорочны включены именно как элемент воскресного богослужения50.
В праздники после полиелейных псалмов поется еще псалом избранный, со стихами которого в русской традиции перемежается пение
50 Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 96, 98.
величаний5,1. Славословие Божие, звучавшее в полиелейных псалмах обобщенно, продолжается в пении величания уже более конкретно: по содержанию величание является молитвенным прославлением Спасителя, Божией Матери или того святого, чья память совершается. Это внегласовое песнопение мелизматического типа знаменного или путевого роспева, которое по Уставу поется двумя ликами поочередно. В древнерусской традиции величания имеют мелизматический напев, в современной — невматический, но исполняются небыстро, благодаря чему движение в службе здесь остается медленным.
На воскресном бдении за 17-й кафизмой (и полиелеем) следуют воскресные по содержанию тропари «Ангельский собор», которые поются речитативом на 5-й глас двумя ликами поочередно, ход службы здесь, оставаясь равномерным, становится более подвижным52. В современной практике во время пения этих тропарей происходит каждение центральной части храма и притвора.
После полиелейных псалмов и малой ектении читаются седаль-ны или ипакои, затем следует пение на глас степенных антифонов (в воскресенья их три, а в неделю 8-го гласа — четыре). Степенны представляют собой образцы гласовой ткани центонной структуры, невма-тического с элементами мелизматики типа роспева, и пение их воспринимается как отрезок ровного движения службы.
Далее, по мере приближения к чтению Евангелия, ход богослужения все более замедляется. Чтение предваряется колокольным звоном, в это время звучит прокимен, который исполняется респонсорно — ка-нонархом (так по Типикону, а в современной практике — диаконом) и хором, затем — стих «Всякое дыхание» — новый возврат темы хваления. В певческих Обиходах прокимен изложен речитативом с распевным концом, а «Всякое дыхание» — не на глас, как можно было бы ожидать53, а особым протяженным напевом. В певческих Обихо-дах рассматриваемого периода времени стих чаще всего приводится в трех редакциях, причем вторая («произволительный», «преводне»54) и третья («ин», «болшой»55) отличаются от первой значительно большей
51 Если величание поется в невоскресный день, то каждение храма совершается в это время, см.: Типикон. С. 25—26, если в воскресный — на тропарях «Ангельский собор».
52 Только на утрени Великой Субботы тропари «Ангельский собор» поются у старообрядцев медленно и тихо, см.: Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения. М., 2005. С. 154.
53 По Студийской редакции устава «Всякое дыхание» пели на глас проким-на, см.: Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 244.
54 ГИМ, Синод. певч. собр., № 1243, л. 79 об.
55 ГИМ, Синод. певч. собр., № 186, л. 28 об.
распевностью, в результате чего ход службы замедляется в этот момент еще сильнее. В настоящее время «Всякое дыхание» поется на напев прокимна — не так распевно, как в древнерусской традиции, поэтому перед чтением Евангелия замедления хода службы не происходит (или его приходится создавать специально, сдерживая темп пения).
Чтение Евангелия — центральный и один из древнейших56 моментов всего бдения. Значимость его особенно явна в воскресном богослужении, так как Евангелие в неделю повествует о Воскресении Спасителя и последовавших событиях и читается предстоятелем в алтаре57 возгласно, по сравнению с другими чтениями более медленно. Распевное чтение Евангелия в славянской богослужебной традиции подтверждается и наличием в некоторых древнейших рукописях, например, Остромировом Евангелии 1056 г., знаков экфонетической нотации. В богослужении это остановка.
Евангельское чтение предваряется и заключается пением «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». В современном обиходе опев Евангелия почти не воспринимается как отдельное песнопение из-за того, что поется речитативом, между тем, в древнерусской традиции опев Евангелия на утрени — краткое невматическое славословное песнопение.
Затем положено чтение 50-го псалма и чин целования Евангелия, который сейчас соединяется с помазанием елеем и происходит во время чтения канона58 — этим остановка в службе еще продлевается. На воскресном богослужении сразу вслед за чтением воскресного Евангелия поется на 7-й глас59 песнь «ВоскресениеХристово видевше» — текст из службы Святой Пасхи. Его малораспевное изложение позволяет плавно возобновить движение в службе после статичного фрагмента утрени.
После 50-го псалма следуют припевы, стих «Помилуй мя Боже» и воскресная стихира «Воскрес Иисус от гроба» — два последних песнопения поются на 6-й глас; в стихире есть большие внутрислоговые распевы60. «Воскресение Христово» и стихира — это новое обращение
56 В VIII в. утренние воскресные евангельские чтения уже имеют тот же состав, что и теперь, см.: Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 247. До реформы патриарха Никона в 1655 г. в Русской Церкви Евангелие в воскресенье читалось дважды — перед каноном и после Великого славословия, о чем подробно пишет Н. Д. Успенский (Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 348—352).
57 Сейчас в практике Русской Церкви — посреди храма.
58 По уставу, помазание елеем должно происходить в конце утрени, отдельно от целования Евангелия.
59 См., например, ГИМ, Синод. певч. собр., № 1243, л. 81—82. В современной практике — на 6-й глас.
60 Указание на распевное исполнение стихиры по 50-м псалме содержится и в цитированном уже исследовании Н. Д. Успенского «Чин всенощного бдения...»: «По большим праздникам стихиру праздника после Евангелия в хра-
к воскресной тематике, которая продолжает раскрываться в воскресном и крестовоскресном канонах. На этом самая торжественная часть бдения оканчивается, и во время чтения канонов устанавливается мерное неторопливое движение.
Исполнение канона — важнейшая по содержанию часть утрени: это самый большой раздел богослужения, освещающий празднуемое событие. По Уставу каноны соединяются с библейскими песнями, что, кроме великопостного периода, в практике почти нигде не исполняется — библейские песни заменяются припевами. М. Н. Скабалланович говорит о том, что такой обычай бытовал уже в XVI в.61, в результате чего почти весь текст канона (исключая ирмосы, богородичны и «Честнейшую») прямо относится к празднику.
Типикон во 2-й главе говорит не о чтении канона, а о его пении, но согласно постановлению Стоглавого собора 1551 г. певческое исполнение было частично заменено чтением: тропари читались, а ирмосы и катавасии пелись62. Напевы ирмосов знаменного роспева — силлабические или силлабо-невматические63, фиты встречаются только в отдельных случаях, то есть ирмосы в древнерусской традиции звучали подвижнее, чем воскресные стихиры. У старообрядцев определенный круг ирмосов (часть воскресных, Богородичные и заупокойные) поется по напевке — еще менее распевно и, значит, быстрее64. Катавасии поются обоими ликами на сходе в спокойном темпе.
Из всех библейских песней с нотацией в Обиходах встречается только песнь Пресвятой Богородицы « Честнейшую», которая имеет в богослужении особое значение. «Честнейшую» — почти единственный65 певчески исполняемый на утрени текст Евангелия (Лк 1:46—55). Песнь Пресвятой Богородицы «представляет величайшее и святейшее по Автору произведение самого высокого и одушевленного содержания... Неудивительно, что Устав, окружает ее особым благоговением: тогда как другие библейские песни служат припевами к ирмосам и
мах, где были хорошие певцы, исполняли особым торжественным напевом. "Стихиру евангельскую пели праздничную подьяки среди церкви на амвоне строками", замечает об этом в службе Благовещения чиновник холмогорского Преображенского собора», см.: Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 340.
61 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 265.
62 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 276-277. В рукописных певческих источниках XVII в. содержатся полностью нотированные (с тропарями) только каноны Пасхи, недели Ваий и молебный канон Пресвятой Богородице.
63 См. Ирмологии XVII в., например: ГИМ, Синод. певч. собр., №№ 1180, 1186, 1206, 1213, 1218.
64Денисов Н. Г. Указ. соч. С. 212-214, 216-217, 218.
65 Кроме песни Пресвятой Богородицы, евангельской цитатой в богослужении утрени является еще ангельское славословие «Слава в вышних Богу» (Лк 2:14).
тропарям канона, песнь Богородицы занимает совершенно самостоятельное положение по отношению к последним и вообще в каноне и имеет свой припев, одинаковый для всех шести стихов, на которые разделена она для пения»66.
По Уставу «Честнейшую» исполняется «велегласно»67 — «великим светлым гласом»68 двумя хорами антифонно силлабическим напевом. Припев «Честнейшую Херувим» имеет такой же склад, как и стихи. Несмотря на малую распевность, песнь Пресвятой Богородицы исполнялась в древнерусской традиции нескоро, мерно и весомо: об этом говорит употребление при ее записи в некоторых певческих рукописях почти исключительно крюков — акцентных знаков, как это видно в приводимом ниже примере (обычно же в этом песнопении крюки ставятся только над ударными слогами текста, а речитатив обозначается рядом стопиц).
Пример 7. «Честнейшую». Синод. певч. собр., № 1222, л. 310—311. Вслнчнтъ д^шл Moa Господа, к бозрадобаса д
ЛЛой о Боз( Спасе Моем г. прптвлшъ
Честненш^ Хер^вимъ и Славнейшею воистин^ Серлфимъ eí30 метле пил Бога Слова рождеш^ю, Богородиц^
Восприлтн ИзрАНЛА отрокл Своего помаи^ти милости га к о же ГЛАГОЛА ко отцемъ НДШНМЪ
В это время совершается каждение всего храма, однако из указаний Типикона неясно, должно ли оно совершаться на «Честнейшую» или во время чтения тропарей 9-й песни69.
66 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 289.
67 Типикон. С. 23.
68 ГИМ, Синод. певч. собр., № 1222, л. 310.
69 Типикон. С. 23.
В воскресенье за каноном следует очень краткое славословное песнопение «Свят Господь Бог наш». Оно исполняется тем же напевом и чином, что и «Бог Господь» — респонсорно диаконом70 и певцами — и перемежается с такими же краткими стихами (Пс 98: 9, 2). «Вторгаясь своеобразным исполнением (по указанному чину с возглашением и пением) в плавное течение более длинных предшествующих и последующих песнопений, это краткое песнопение своею внезапностью обращает особое и усиленное внимание молящихся на одно лишь свойство Божие»71 — святость: то есть литургическая значимость его обусловлена содержанием.
Далее положено пение светильнов, или эксапостилария — в древнерусской традиции они распеваются мелизматическим (воскресные) или невматическим (праздничные) напевом72.
Аналогично тому, как «Свете тихий» предваряется циклом стихир на «Господи воззвах» и догматиком, Великому славословию предшествуют хвалитные псалмы и стихиры с богородичном (в неделю это «Преблагословенна еси»).
Хвалитные псалмы до реформ середины XVII в. исполнялись с особыми припевами, после этого времени стали петь только стихи псалмов. Они распеваются почти так же, как и псалмы на «Господи воззвах» — речитативными строками с распевным окончанием, но не на гласы, а на единую внегласовую модель. Когда исполнение псалом-ских стихов сопровождалось пением припевов, движение службы в этой части замедлялось довольно значительно, а тема хваления звучала более ярко, так как развивалась в текстах припевов: «Тебе подобает песнь, Боже», «Дадите славу Богу», «Тому подобает песнь», «Слава Тебе, Святый Отче», «Пощади ны, Господи», «Сыне Божий, помилуй нас», «Слава показавшему свет», «Тебе слава подобает, Господи» (ГИМ, Синод. певч. собр., № 1186, л. 313-315). С исключением припевов постепенная приостановка хода богослужения перед Великим славословием сместилась на окончание цикла стихир «на хвалитех». В наши дни хвалитные псалмы на всенощном бдении почти нигде не поются (кроме начальных стихов «Всякое дыхание да хвалит Господа» и «Хвалите Его вси ангели Его»).
Стихиры поются обычным для гласовых песнопений невматиче-ским или силлабическим роспевом; воскресных стихир (продолжаю-
70 А не канонархом, как положено для «Бог Господь», см.: Типикон. С. 23.
71 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 294.
72 Нотированные светильны встречаются в русских певческих книгах редко. Воскресные светильны содержатся иногда в Октоихе и в составе различных певческих сборников (например, ГИМ, Синод. певч. собр., № 1212, л. 88 — среди песнопений Октоиха; ГИМ, Синод. певч. собр., № 1186, л. 377-406 — в Обиходе; ГИМ, Епарх., № 205, л. 394 — особый раздел).
щих тему Воскресения) «на хвалитех» может быть восемь или четыре. Как и на вечерне, в конце цикла происходит сход ликов и, следовательно, замедление движения. Это замедление особенно ясно слышно на воскресной службе, когда на «Слава» звучит одна из одиннадцати евангельских стихир: в древнерусской традиции они мелизматиче-ские — в Обиходах XVII в. излагаются большим знаменным роспевом. Евангельские стихиры вновь говорят о Воскресении Спасителя — это своеобразный гимнографический «пересказ» прочитанного на утрени воскресного Евангелия.
Богородичен «Преблагословенна еси», которым завершается на воскресной утрени цикл стихир «на хвалитех», по Уставу положено петь на 2-й глас обоими ликами на сходе. До середины XVII в. этот текст не был распевным — бытовала единственная невматическая версия песнопения, и лишь после этого времени появляются многочисленные гласовые напевы мелизматического типа — на каждый из восьми гласов и в виде осмогласника. Во всех поздних вариантах содержится по несколько фит.
Из-за своего местоположения в службе непосредственно рядом с господским текстом (Великим славословием) «Преблагословенна еси» может восприниматься как песнопение «второго плана», однако этот богородичен чрезвычайно значим и сам по себе: будучи воскресным по содержанию, он поется на воскресном бдении вне зависимости от стечения других памятей, тогда как количество остальных воскресных текстов может колебаться.
Благодаря распевности заключительных стихир хвалитного цикла и сходу ликов течение службы в этом разделе замедляется, подготавливая пение Великого славословия. При современном образе совершения службы замедления перед Великим сСлавословием не происходит: заключительные стихиры поются чаще всего теми же напевами, что и все другие (иногда, впрочем, «Преблагословенна еси» поют на подобен 2-го гласа «Егда от древа»).
Великое славословие принадлежит заключительной части и утрени, и всего всенощного бдения, оно является в богослужении самым крупным из неизменяемых песнопений. Его текст — это компиляция частично переработанных отрывков Нового и Ветхого Завета: рождественской ангельской песни (Лк 2:14), стихов 144, 118, 32, 89, 40, 142 и 35 псалмов, а также заимствований из древних литургийных последо-ваний73. Не вызывает сомнения, что значимость Великого славословия в структуре утрени обусловлена содержанием.
Во второй половине XVII в. оно фиксируется в певческих Обиходах очень простым силлабическим напевом. В крюковой записи Ве-
73 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 308.
ликого славословия четко прослеживаются структурно-смысловые разделы текста песнопения, которые выявляются с помощью употребления акцентных и неакцентных знаков: основная ткань роспева записана простыми неакцентными знаками — стопицами и запятыми74, а несколько фрагментов, находящихся на границе частей текста — акцентными — крюками и статиями. Это: начало песнопения «Слава в вышних Богу, и на земли мир», окончание первого раздела «Ты еси един Свят, Ты еси един Господь», конечная часть второго небольшого отрезка текста «и восхвалю Имя Твое во веки и в век века». Ниже приведены примеры использования в песнопении различных по «весомости» знаков.
Пример 8. Великое славословие. Синод. певч. собр., № 1243, л. 88об.—
89.
Заключительный фрагмент Великого славословия «Пробави милость Твою ведущим Тя» отличается от всего песнопения по качеству певческой ткани: здесь акцентность сменяется распевностью, в записи с крюками и статиями сочетаются стрелы простые, а на первый слог слова «ведущим» приходится единственный в песнопении большой внутрислоговой распев.
74 Акцентные знаки встречаются здесь только на некоторых ударных слогах.
98
Пример 9. Великое славословие (заключение). Синод. певч. собр., № 1243, л. 90.
/1 -И" V II, Ц, -У ?*> У *>>' щ "у* ? у* ту
ф= |_—:—-—_
в в в е -4— „___ -е-
Про -ел - кн ,им - лостк Тве - № к*к - фимъ Та,
Строение текста Великого славословия особенно слышно в пении его некоторыми старообрядцами, например, хором поповской общины села Стрельниково Костромской области75. Старообрядческая традиция, кроме того, показывает, что исполнительски акцентность выражается не в ударности, а в чуть большей долготе пропевания слогов. Также запись ряда фрагментов текста акцентными знаками подтверждает традиционность принятой в ряде старообрядческих общин темпо-ритмической вариантности исполнения: начала и окончания разделов они поют медленнее, чем основную часть песнопения.
Можно предположить, что крюки, статии и стрелы употреблены роспевщиками не только для обозначения структуры текста, но и для того, чтобы акцентностью исполнения передать смысловую значимость названных отрывков. Учитывая значительный масштаб песнопения, необходимо признать, что описанное изложение Великого славословия есть наилучший способ, который дает возможность воспринимать его на слух76. Однако в рукописях первой половины столетия довольно часто встречается не речитативная знаменная, а более распевная путевая редакция песнопения; возможно, силлабический напев бытовал тогда в устной форме.
Пение Великого славословия не сопровождается никакими священнодействиями, происходит при открытых Царских вратах двумя ликами на сходе77. Во время речитативного пения Великого славословия внешнее движение в службе почти прекращается. Тема хваления Бога здесь подытоживается: прославление Триединого Владыки и Ка-
75 Богослужебным традициям этого певческого центра посвящена уже упоминавшаяся монография исследователя культуры старообрядчества Н.Г. Денисова «Стрельниковский хор Костромской земли».
76 В будни славословие читается настоятелем, см.: Типикон. С. 50.
77 У Н. Д. Успенского читаем: «Что касается великого славословия, то до половины XVI в. у нас на Руси существовала двоякая практика его отправления, а именно: в одних местностях, в том числе в самой Москве, великое славословие читалось в соответствии с практикой Студийского устава; в других, в частности в Новгороде и Пскове... оно исполнялось певчески». Повсеместное пение Великого славословия в праздники вошло в практику по решению Стоглавого собора в 1551 г., см.: Успенский Н. Д. Указ. соч. С. 346—347.
ждого из Лиц звучит с особой силой, объединяя все раскрывавшиеся уже «смыслы», аспекты славословия.
После Великого славословия звучит один из двух воскресных тропарей — «Днесь спасение» или «Воскрес из гроба», завершающих проведение в последовании воскресного бдения темы Воскресения Христова. Относительно содержания тропарей М. Н. Скабалланович пишет, что они дают краткий, но полный перечень необъятных плодов этого события для нас78. Способ исполнения тропарей (как и «Преблагосло-венна еси») был после реформ патриарха Никона изменен: согласно старым уставам (а у старообрядцев и теперь) воскресный тропарь читали, но в Обиходах второй половины XVII в. тропари приводятся в нескольких певческих версиях: в виде четверогласников, затем — на каждый из гласов (первый — на 1-й, 3-й, 5-й и 7-й, второй — на 2-й, 4-й, 6-й и 8-й гласы)79; все они имеют распевную мелодику. Тропари поются обоими хорами вместе. Литургическое движение здесь плавно возобновляется подобно тому, как это происходит после вечернего входа, в конце вечерни и вслед за чтением Евангелия. Далее произносятся сугубая и просительная ектении и следует отпуст.
Подытожим сказанное. На формирование темпо-ритмического строя церковной службы повлияло восприятие и осмысление различных моментов чина творцами богослужебных напевов, которые на Руси назывались роспевщиками. Литургическая значимость того или иного песнопения или текста раскрывается тем, что к нему более или менее привлекается и на нем останавливается внимание молящихся. В традиционном богослужении для этого сложилась целая система специальных приемов: песнопения и тексты исполняются в разных темпах, разными способами и в разных формах — читаются, возглашаются, поются на два лика или двумя хорами на сходе, важны также громкое или, наоборот, тихогласное их исполнение и то, сопровождаются ли они какими-нибудь литургическими действиями — передвижениями служа щих, каждением, возжжением светильников, колокольным звоном — или нет.
В древнерусской традиции те тексты, которым усваивается наибольшая значимость, влагаются в уста предстоятеля. Среди текстов, исполняемых певчески, особенно важные по догматическому содержанию поются на сходе и малораспевно (самый масштабный текст всенощного бдения — Великое славословие — изложен силлабически, «Свете тихий» — силлабо-невматически), и часто — с использованием в записи большого количества акцентных знаков. Поэтому в эти моменты, которые могут быть условно названы кульминациями
78 Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 313—314.
79 ГИМ, Синод. певч. собр., № 1243. Л. 96-100.
богослужения, литургическое движение почти прекращается, а для музыкального языка характерна лаконичность.
Песнопения общего, обычно хвалебного, характера, значимые в службе, исполняются более распевно — силлабо-мелизматиче-ским или мелизматическим типом роспева. Самые торжественные из них — предначинательный и полиелейные псалмы — не имеют гласо-вой принадлежности и поются антифонно, а «Бог Господь» — на глас и респонсорно канонархом и ликами. Распевность вводится здесь как необходимый элемент, уравновешивающий пение с сопровождающим его внешним движением (входом, каждением).
Распевный мелодизм используется также для замедления хода богослужения вблизи главнейших моментов службы — кульминаций. Он либо предваряет их, подготавливая максимально сосредоточенное восприятие важнейших текстов (стих «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия, «Преблагословенна еси» перед пением Великого славословия), либо последует им («Богородице Дево», стихира по 50-м псалме, воскресные тропари), тогда возврат к основному темпу богослужения происходит постепенно. Приостановка динамичного развития службы особенно ясно ощущается, если распевность мелодики сочетается с многократным повтором текста (величание, «Всякое дыхание»).
Сквозь все последование воскресного всенощного бдения проходят две основные темы — прославления Бога и Воскресения Христова. Раскрытие первой начинается с возгласа «Слава Святей» и продолжается в предначинательном псалме, гимне «Свете тихий», прокимне «Господь воцарися» и его стихах, «Сподоби, Господи», стихах стихир на стиховне, песнопениях «Буди имя Господне», 33-м псалме, «Слава в вышних Богу» перед шестопсалмием, «Бог Господь», полиелейных псалмах, стихе «Всякое дыхание», хвалитных псалмах и заключается пением Великого славословия. Вторая тема впервые обозначается в песнопении «Блажен муж», последовательно проводится и развивается в стихирах на «Господи, воззвах», стиховне, в воскресном тропаре, тропарях «Ангельский собор» и особенно ярко звучит в чтении Евангелия и следующих за ним песнопениях «Воскресение Христово видевше» и «Воскрес Иисус». После этого она продолжается в текстах воскресных канонов, стихирах «на хвалитех», евангельской стихире, богородичне «Преблагословенна еси» и завершается пением воскресного тропаря по Великом славословии. Темпо-ритм, организация движения в службе направлены на то, чтобы тематика и содержание текстов были услышаны и восприняты всеми предстоящими в храме.
Что касается современного образа совершения всенощных бдений, то здесь можно наблюдать, как итогом невнимания к собственной церковно-певческой традиции стала довольно существенная де-
формация темпо-ритма службы. Правда, отчасти изменения связаны с тем, что с течением времени некоторые тексты стали восприниматься иначе, чем прежде — не так торжественно и значимо в службе (например, «Сподоби, Господи» или «Бог Господь»). Но в большинстве случаев изменения темпо-ритма произошли из-за неточной, несоответствующей литургическому значению текстов певческой реализации. Последнее свидетельствует об общем упадке культуры совершения церковной службы. Он выражается, в частности, в том, что значимость песнопений стала выявляться совсем иначе, чем в традиционном богослужении — с помощью своеобразной «драматургии службы», которая выстраивается посредством изменения динамических оттенков и агогики внутри песнопения и по законам гармонического развития музыкальной ткани, то есть так, как это свойственно вообще музыкальному и драматическому искусству, а не каноническому искусству церковного пения. Темпо-ритм же почти перестал играть в этом отношении заметную роль. Кроме того, в современном служении внутренняя организация и ход службы гораздо больше определяются «практическими моментами», и меньше — чем-либо другим: продолжительность пения некоторых текстов оказалась связанной исключительно со временем, которое требуется для совершения тех или иных священнодействий. Немногие сохраняющиеся в службе изменения темпа пения стали восприниматься (к счастью, больше регентами и певчими, чем прихожанами) «в прикладном ключе» — «поем помедленнее» или вообще «поем для того, чтобы священник или диакон успели» покадить, выйти из алтаря и так далее — а вовсе не исходя из содержания песнопений или их местоположения в службе. Несмотря на это, знание темпо-ритма традиционного уставного богослужения и тех средств, с помощью которых он создается в древнерусской традиции, позволяет применить их и к более позднему, чем древнерусская монодия, певческому материалу, например, общеупотребительному сейчас многоголосному обиходу. Это делает возможным с помощью исполнительских средств хотя бы в некоторой мере вернуть современной, особенно приходской, службе цельность, церковное благолепие и чинность. А красота и благоговейность служения способны сделать небольшое увеличение продолжительности службы не только ничуть не тягостным для прихожан, но и желательным.
Summary
The article is dedicated to the movement in the service of the All-Night Vigil. It gives the analysis of the reasons which influenced the liturgical rhythm and speaks of the ways to make it more slow or swift, according to the theological meaning of its various parts. The main source of the author's work are the manuscripts of the collection of Antonievo-Sijski monastery of17th century. The author describes the main liturgical themes in the rite acoluthia of Sunday All-Night Vigil. The order and the ways to organize the celebration movement in the Old Russian service is compared to the today way of celebrating, it shows the coincidences and discrepancy.