Научная статья на тему 'Неизвестное Гимнографическое наследие Константинопольского патриарха Германа'

Неизвестное Гимнографическое наследие Константинопольского патриарха Германа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
498
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ / ТРОПОЛОГИЙ / МИНЕЯ / КАНОН / СВТ. ГЕРМАН / ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ / BYZANTINE HYMNOGRAPHY / PATRIARCH HERMAN / HYMNOGRAPHIC CANON / TROPOLOGION / OFFI CE MENAION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифорова Александра Юрьевна

В статье предпринята попытка привлечь внимание исследователей к по сей день остающемуся terra inсognita гимнографическому наследиию свт. Германа, патриарха Константинопольского († до 741), одного из самых ярких песнописцев Византии. С ним и с его старшим современником свт. Андреем Критским связано начало «золотого века» в истории византийской гимнографии, создание девятипесненного канона, перенесение традиции канонописания из Палестины в Константинополь. Его каноны и стихиры характеризуют риторические принципы организации текста, пастырско-назидательный подход в изложении событий праздника, наличие второй песни и богородичнов в канонах, отсутствие акростихов. На сегодняшний день известны песнопения патриарха Германа на 78 праздников преимущественно константинопольского ареала. В статье опубликованы цикл блаженн патриарха Германа на Рождество Христово и канон на Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи в переводе на церковнославянский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unknown Hymnographic Heritage of St. Herman, the Patriarch of Constantimople

The article deals with the hymnographical heritage of the saint German, Patriarch of Constantinople († before 741), one of the most gifted Byzantine poets. As his contemporary St. Andrew the Crete, he caused the beginning of the «gold age» in the history of Byzantine hymnography, as well as created the nine-ode canon and translated the tradition of the canon-writing from Palestine to Constantinople. His works represent «pastor-rhetorical» school in Byzantine hymnography of 7-8th centuries, which is featured by pastoral attitude to the celebrated event, rhetorical principles of the text organization. Also stable presence of the second ode and theotokia, absence of acrostichis in canons are stable features of his canons. While only two canons by German have been included in modern printed Menaia, 62 more are observed in manuscripts. In tote in all types of Menaia I have discovered the hymnography by patriarch German dedicated to 78 festivals of the ecclesiastical year, most of which are of Constantinopolitan provenance. The Christmas «makarismoi» and the canon to the First and second invention of the head of John the Baptist, written by St. German, are published in Modern Church Slavonic translation.

Текст научной работы на тему «Неизвестное Гимнографическое наследие Константинопольского патриарха Германа»

Вестник ПСТГУ

III: Филология

20U. Вып. 4 (26). С. 29-43

Неизвестное гимнографическое наследие

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ГЕРМАНА А. Ю. Никифорова

В статье предпринята попытка привлечь внимание исследователей к по сей день остающемуся terra тсояп^а гимнографическому наследиию свт. Германа, патриарха Константинопольского (f до 741), одного из самых ярких песнописцев Византии. С ним и с его старшим современником свт. Андреем Критским связано начало «золотого века» в истории византийской гимнографии, создание девятипесненного канона, перенесение традиции канонописания из Палестины в Константинополь. Его каноны и стихиры характеризуют риторические принципы организации текста, пастырско-назидательный подход в изложении событий праздника, наличие второй песни и богородичнов в канонах, отсутствие акростихов. На сегодняшний день известны песнопения патриарха Германа на 78 праздников преимущественно константинопольского ареала. В статье опубликованы цикл блаженн патриарха Германа на Рождество Христово и канон на Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи в переводе на церковнославянский язык.

Вступительные замечания

Масштабы гимнографического наследия и творческого гения святого Константинопольского патриарха Германа сегодня забыты. Помимо публикации отдельных канонов в серии Analecta Hymnica Graeca1 и ирмосов в «Ирмологии» митрополита Софрония (Евстратиадиса)2 специальных исследований гимнографии патриарха Германа не существует. Между тем один из жизнеописателей так оплакивал его кончину: «Сошел с престола великий первосвященник, улетела из гнезда любезная ласточка, украшавшая весенний покой Церкви сладким говором на праздники церковные»3. За какие заслуги этот первосвятитель-гимнограф удостоился столь высокой похвалы и что представляет собой «Атлантида» его сочинений, погребенная под испорченным вкусом времени?

1 Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae inferioris / Ed. I. Schiro. Roma, 1966-1983. T. 1-13 (далее — AHG).

2 Evo-TQaTiady 2. EiQ^oXoyiov. Chennevieres-sur-Marne, 1932 (= ' AyioQsmxy /ЗфХю&цхц 9).

3 Из Константинопольского синаксаря. Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. М., 1995 (репринт изд. 1902 г.). С. 200.

Житие

Будущий патриарх Константинопольский Герман родился в 650 г. Сын сенатора Юстиниана, казненного императором Константином Погонатом (668— 685), он от рождения принадлежал к высшей аристократии. С детства был отдан в клир храма Святой Софии, около 705 г. рукоположен и поставлен митрополитом Кизика, а в 715 г. переведен на Константинопольскую кафедру, где «просвещал народ учением, объяснял трудные, темные места писаний, утешал Церковь словами похвальными и проповедями, тяжесть бдений облегчал своими мелодическими песнями»4. После требования императора-иконоборца Льва III Исавра (717—741) публично отказаться от почитания икон сложил с себя омофор и удалился в родовое имение Платанион. Умер он, вероятно, до 741 г., и был похоронен в столичном монастыре Хора. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. мощи святого патриарха Германа попали во Францию, где во время революции подверглись частичному уничтожению. Сегодня оставшаяся их часть хранится в Венеции в церкви св. Юлиана. Память святителя празднуется 12/25 мая.

Сочинения

Из греческих печатных Миней известны лишь каноны патриарха Германа в честь свт. Иоанна Постника (2 сентября) и Крестовоздвижения (помещен на Предпразднство, 13 сентября), а также стихиры 36 праздникам. К некоторым циклам стихир мне удалось отыскать каноны в греческих рукописных Минеях византийского периода5 и собрать целые последования Индикту (1 сентября), Рождеству Богородицы (8 сентября), свв. Косме и Дамиану (1 ноября), свт. Павлу Константинопольскому (6 ноября), свт. Иоанну Златоусту (13 ноября), ап. Андрею (30 ноября), Рождеству Христову (25 декабря), свт. Василию Великому (1 января), Богоявлению (6 января), Сретению (2 февраля), свв. Косме и Дамиану (1 июля), свв. Кирику и Иулитте (15 июля), пророкам Илии и Елиссею (20 июля), вмч. Пантелеимону (27 июля). Из греческих рукописей мне известно 65 канонов патриарха Германа (32 из них остаются неизданными). Вот приблизительный перечень канонов и стихир патриарха Германа (по рукописным и печатным Минеям)6:

4 Patrologiae cursus completus. Series graeca / Ed. J.-P. Migne. Parisiis, 1863. T. 98; см. также: Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995.

5 Эти наблюдения были сделаны в ходе работы над диссертационным сочинением: Никифорова А. Ю. Проблема происхождения служебной Минеи: структура, состав, месяцеслов греческих Миней IX—XII вв. из монастыря святой Екатерины на Синае. Дис. ... канд. филол. наук. М., 2005 (см. перечень использованных рукописных источников).

6 Составлен по: AHG; МnvaTa тод оХои sviaurod. А'—IB'. ’Ev ’A&^vaij, 1970 (далее — АМ); ПапацХюпоиХои-ФшгопоиХои Е. ТafisTov avsxdorwv j3uZavTivwv aciJ,aTix&v xavovwv seu Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Orientis Christiani. I: Kavovsq Myvalwv. ’A&rjvai, 1996 (далее — Ta^sTov).

Таблица

№ Память Дата Песно- пение Бого- служебные книги Рукописи

1 Прп. Симеона Столпника 1 сентября стихира АМ7

2 Святых сорока жен 1 сентября стихира АМ

3 Индикта 1 сентября стихиры канон АМ Т<цх,£оу I*8

4 Свт. Иоанна Постника, Константинопольского 2 сентября канон канон ин АМ ТсщгТоу 2

5 Сщмч. Анфима, мц. Василисы, мч. Зотика и прп. Феоктиста 3 сентября канон ТсщгТоу 5

6 Рождества Богородицы 8 сентября стихиры9 канон АМ ТсщгТоу 36

7 Крестовоздвижения 14 сентября канон канон ин АМ10 ТсщгТоу 5!

8 Св. Евфимии 16 сентября канон ТсщгТоу 55

9 Сщмч. Васса 18 сентября канон AHG I. Р. 263268

10 Вмч. Евстафия 20 сентября стихира АМ

11 Св. Иоанна Богослова 26 сентября стихира АМ

12 Сщмч. Григория Армянского, мцц. Рипси-мэ и Гаянэ 30 сентября канон AHG I. Р. 366379*

13 Свт. Дионисия Ареопа-гита 3 октября стихира канон АМ АЖ II. Р. 1-11*

14 Мчч. Сергия и Вакха 7 октября стихира АМ

15 Св. Пелагии 8 октября канон АЖ II. Р. 73-79

16 Мчч. Евлампия и Евлампии 10 октября канон Та^еюуШ

17 Мц. Зинаиды 11 октября канон АЖ II. Р. 88-96

18 Св. ап. Луки11 18 октября канон AHG II. Р. 207216*

7 Афинская Минея (см. примеч. 6).

8 Звездочкой (*) обозначены каноны сомнительной атрибуции.

9 Одна из стихир цикла помещена в АМ на Предпразднство Рождества Богородицы.

10 Помещен на Предпразднство Крестовоздвижения 13 сентября.

11 В славянских печатных Минеях есть и стихира (славник на стиховне вечерни).

Продолжение таблицы

№ Память Дата Песно- пение Бого- служебные книги Рукописи

19 Свт. Аверкия Иера-польского 22 октября канон АЖ II. Р. 261265*

20 Свв. нотариев Марки-ана и Мартирия 25 октября стихира канон АМ АЖ II. Р. 284293*

21 Мч. Уара Египетского 25 октября канон Та^еТоу Ш*

22 Вмч. Димитрия 26 октября стихира АМ

23 Свв. бессребренников Космы и Дамиана 1 ноября стихира канон канон ин АМ АЖ III. Р. 5863, 64-71

24 Свт. Павла Константинопольского 6 ноября стихира канон канон ин АМ АЖ III. Р. 175181, 182-187

25 Святых Небесных Сил бесплотных 8 ноября канон Тау,еТоу 206

26 Свт. Иоанна Златоуста 13 ноября стихира канон АМ Тау,еТоу 227

27 Св. ап. Матфея 16 ноября канон Тау,еТоу 238

28 Свт. Григория Неокеса-рийского 17 ноября канон Тау,еТоу 242

29 Свт. Прокла Константинопольского 20 ноября канон Тау,еТоу 250

30 Св. ап. Андрея 30 ноября стихира канон АМ Та^еТоу 299

31 Свт. Николая Мирли-кийского 6 декабря канон Та^еТоу 3П*

32 Зачатия Пресвятой Богородицы 9 декабря стихира АМ

33 Святых праотцев стихира АМ

34 Свт. Спиридона 12 декабря стихира АМ

35 Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения 13 декабря стихира АМ

36 Рождества Христова 25 декабря стихиры канон АМ Та^еТоу 39012

12 Помещен на Попразднство Рождества Христова.

32

Продолжение таблицы

№ Память Дата Песно- пение Бого- служебные книги Рукописи

37 Святых Вифлеемских младенцев 29 декабря канон AHG IV. Р. 734739

38 Прп. Мелании Римля-ныни 31 декабря стихира АМ

39 Свт. Василия Великого 1 января стихира канон АМ Та^гТоу 408

40 Богоявления 6 января стихиры13 АМ

41 Свт. Григория Нисского 10 января канон AHG V. Р. 208220*

42 Прпп. отцов, на Синае и в Раифе избиенных 14 января канон Та^гТоу 448

43 Свтт. Афанасия и Кирилла Алекс андрий-ских 18 января стихира канон АМ AHG V. Р. 326332*

44 Прп. Евфимия 20 января стихира АМ

45 Свт. Иоанна Златоуста 27 января стихира АМ

46 Сретения 2 февраля стихиры канон АМ Та^гТоу 475

47 Прп. Авксентия 14 февраля канон Та^гТоу 494

48 Сщмч. Поликарпа Смирнского 23 февраля канон AHG VI. Р. 364375

49 Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февраля канон AHG VI. Р. 375383

50 Мчч. Евторопия, Клеоника, Василиска 3 марта канон AHG VII. Р. 3141

51 Сщмч. Пиония Смирнского 15 марта канон AHG VII. Р. 178186

52 Св. Алексия, человека Божия 17 марта канон Та^гТоу 534

53 Благовещения 25 марта канон Таїьгюу 539

54 Прп. Марии Египетской 1 апреля канон AHG VIII. Р. 26-34

55 Вмч. Георгия 23 апреля канон ТаїмгТоу 575

56 Сщмч. Василия Ама-сийского 26 апреля канон AHG VIII. Р. 321-328

13 Они же помещены в АМ на Отдание Богоявления 14 января.

33

Продолжение таблицы

№ Память Дата Песно- пение Бого- служебные книги Рукописи

57 Свт. Афанасия Александрийского 2 мая стихира АМ

58 Св. Иоанна Богослова 8 мая стихира АМ

59 Мч. Мелетия Страти-лата 24 мая канон AHG IX. Р. 247255

60 Прп. Онуфрия Египетского 12 июня канон AHG X. Р. 36-50*

61 Мчч. Мануила, Савелия и Измаила 17 июня канон AHG X. Р. 100-117*

62 Рождества Иоанна Крестителя 24 июня канон Тау,гТоу 692

63 Св. Ольвиана 26 июня канон Тау,гТоу 698

64 Обретения мощей свв. Кира и Иоанна 28 июня канон канон ин Тау,гТоу 702*; AHG X. Р. 243251

65 Свв. апп. Петра и Павла 29 июня стихира АМ

66 Свв. Космы и Дамиана 1 июля стихира канон канон ин АМ AHG XI. Р. 2-10, 11-18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67 Вмч. Прокопия 8 июля стихира АМ

68 Свв. Кирика и Иулитты 15 июля стихира канон АМ Та^гТоу 760

69 Прп. Дия Чудотворца 19 июля канон AHG XI. Р. 348358

70 Пророков Илии и Елиссея 20 июля стихиры канон АМ Тау,гТоу 778

71 Мчч. Трофима и Фео-фила 23 июля канон AHG XI. Р.390-403*

72 Св. Олимпиады 25 июля канон Тау,гТоу 790

73 Вмч. Пантелеимона 27 июля стихира канон АМ Тау,гТоу 795

74 Обновления храма Богородицы во Влахернах 31 июля канон Тау,гТоу 807

75 Преображения 9 августа канон14 Тау,гТоу 826

14 Помещен на Предпразднство Преображения.

34

Продолжение таблицы

№ Память Дата Песно- пение Бого- служебные книги Рукописи

76 Успения Пресв. Богородицы 15 августа стихира АМ

77 Мчч. Флора и Лавра 18 августа канон AHG XII. Р. 208-216

78 Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа стихира АМ

Таким образом, перед нами гимнографический материал, сочиненный патриархом Германом на 78 церковных праздников. Для автора конца VII — начала VIII в. это много! Разумеется, что-то еще в этот перечень войдет, а что-то, напротив, при текстологическом анализе песнопений будет из него изъято: например, известны случаи, когда писцы считали автора ирмосов15 автором всего канона. По этой причине в ВтаИ. £г. 607 (К-Х) Герману приписано составление канонов свт. Евстафию Кии Вифинской (28 марта) и свт. Георгию Митилинско-му (7 апреля), жившим в IX в., т. е. уже после кончины святителя. Кроме того, путаницу вносило существование еще одного песнописца, одноименного Константинопольского патриарха Германа (1222-1240). Скорее всего, именно ему, а не Герману I, принадлежит канон перенесению Убруса (событие состоялось 16 августа 944 г.)16.

В посвящении стихир и канонов обращают на себя внимание две особенности. Первая: патриарх Герман сложил каноны на многие двунадесятые праздники (Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение). Следовательно, встает вопрос: зачем Иоанн и Косма Иерусалимские продублировали их? Кто-то спросит: а зачем Иоанн и Косма дублировали каноны друг друга? На этот второй вопрос имеется вполне определенный ответ в основном сборнике палестинского богослужения того времени — Тропологии, созданном для храма Воскресения в Иерусалиме и найденном на Синае в 1975 г. (ВтаИ. £г. ^еуаХоуда^атои удащ$ № 56-5, УШ-К; далее — МГ 56-5)17. В нем каноны Иоанна помещены на пред-празднство, а Космы — на праздник18.

15 Именем Германа надписаны 15 полных и 5 неполных комплектов ирмосов на 8 гласов, опубликованных в «Ирмологии» митр. Софрония (Евстратиадиса) (см. выше).

16 А здесь атрибуция (Герману I) канона неверна, см.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Указ. соч. С. 201-202.

17 Подробнее об этом «новом» Тропологии, редакция которого связана с именами Иоанна и Космы Иерусалимских, см.: Никифорова А. Ю. «Сокровенное сокровище», или значение находок 1975 г. на Синае для истории служебной Минеи // Гимнология. Т. 6. М., 2011. С. 8-31.

18 Каноны же свт. Германа, равно как и каноны свт. Андрея Иерусалимского, на двунадесятые праздники в основном выпали из рукописных Миней (редко они были оставлены как дополнительные на дни предпразднства или попразднства) и, конечно, не вошли в печатные книги.

Еще одна особенность сочинений патриарха Германа состоит в том, что многие его песнопения составлены в честь константинопольских святых: патриархов Павла, Прокла, Иоанна Постника, нотариев Мартирия и Маркиана, обновления храма во Влахернах, мчч. Сергия и Вакха, Иоанна Предтечи и других. Да и в житии патриарха Германа упомянуто, что «на кафедре Константинопольской он тяжесть бдений облегчал своими мелодическими песнями». Таким образом, мы, по всей видимости, имеем дело с гимнографией, сочиненной в Константинополе и для Константинополя. Действительно, греческий исследователь Н. То-мадакис связывает с именами патриарха Германа и свт. Андрея Иерусалимского (Критского), которые были знакомы с юных лет по пребыванию в Иерусалиме, не только создание жанра девятипесненного канона, но и принесение традиции канонописания из Иерусалима в Константинополь19.

Интересно, что в упомянутом выше Тропологии VIII—IX вв. (Sinait. gr. МГ 56—5) имя Германа не указано (тогда как имена Иоанна и Космы встречаются неоднократно20), а из его гимнографии присутствуют только ирмосы и цикл богоявленских стихир 2-го гласа: «Свет от света, возсия мирови Христос», «Како Тя, Христе, раби владыку достойно почтим», «Ты во Иордане крещся, Спасе наш»21. Ирмосы патриарха Германа использованы в канонах Попраздн-ству Богоявления (на третий и четвертый день), прп. Антонию (17 января), в землетрясении погибшим (17 января), свт. Иоанну Златоусту (27 января), ап. Марку (25 апреля), ап. Иоанну Богослову (8 мая), мч. Епимаху (9 мая), Константину (22 мая), архангелу (6 июня); вероятно, при более внимательном изучении Тропология обнаружатся и некоторые другие. Но все же такое игнорирование имени патриарха Германа (равно как и имени Андрея Иерусалимского (или Критского)) в этом Тропологии, а также каноны и стихиры Германа и Андрея в честь константинопольских святых22 свидетельствуют не только в пользу более поздней, чем Древнейший Иадгари23, редакции этого Тропология, но также го-

19 Тш^адаху N. Н Ви^аупуч] щуо^ар^а ха\ по1П(п$. &ео-<таХт/'1Хп, 19934. 2. 187, 160.

20 Именем Иоанна надписаны каноны свт. Василию (1 января), Предпразднству Рождества, Предпразднству Богоявления, сщмч. Вавиле (15 января), прп. Евфимию (20 января), Новой Неделе, Пятидесятнице, явлению Креста (6 мая), Пасхи. Именем Космы — Рождеству (25 декабря), Богоявлению (6 января), свт. Григорию Богослову (25 января), Сретению (2 февраля), Великому Четвертку, Пятидесятнице.

21 Цит. по: Минея служебная. Месяц Ианнуарий. М., 1996. С.188.

22 Перечень минейных канонов свт. Андрея (Тш^адахп N. Н Ви^аипуг/ и^,уо^вар1а... 2. 206— 208): Рождеству Богородицы (8 сентября), Крестовоздвижению (14 сентября), первомц. Фекле (24 сентября), свт. Иоанну Златоусту (13 ноября), ап. Андрею Первозванному (30 ноября), свт. Николаю (6 декабря), св. Патапию (8 декабря), Зачатию (9 декабря), два — Предпраздн-ству Рождества, сщмч. Игнатию Богоносцу (20 декабря), десяти мученикам (23 декабря), Рождеству Христову (25 декабря), Попразднству Рождества, Отданию Рождества, Богоявлению (6 января), поклонению веригам ап. Петра (16 января), свт. Григорию Богослову (25 января), обретению мощей свт. Иоанна Златоуста (27 января), два — Сретению (2 февраля), мч. Кодра-ту (10 марта), Благовещению (25 марта), вмч. Георгию (23 апреля), два — Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), свв. Маккавеям (1 августа), Преображению (6 августа), два — Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 августа).

23 Древнейший Иадгари / Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.

ворят о возможном существовании Тропология Константинопольской редакции и участии свт. Германа и Андрея в его создании. К сожалению, гимнографических константинопольских книг достудийской традиции пока не найдено, и никаких документальных подтверждений этой гипотезе нет.

Характеристика гимнографического творчества

Каноны патриарха Германа — это ритмизованные проповеди, обращенные к пастве и поэтому написанные простым, ясным языком (в отличие от сложных и поэтически, и богословски канонов Иоанна и Космы Иерусалимских): «Крестом укрепившаяся и печатию крещения, по водам стопами шествуеши, хлеб Небесный24 и кровь пречистую приявшая Христа, Марие, благословящая и превозносящая Христа во веки» (тропарь восьмой песни канона преп. Марии Египетской)25. В них сказался навык архипастыря к произнесению проповедей. Риторические приемы в словах и канонах Германа Константинопольского — общие. Часто Герман обращался к образам Ветхого Завета: «Люди твоя упас, иерар-ше, египетскую прелесть отразил еси, и, Вавилона страстей убежав, Сион высший обрел еси жилище во вся веки» (тропарь восьмой песни канона свт. Иоанна Постника). Одним из первых — и это обусловлено иконоборческими спорами тех лет — Герман поместил в свои каноны «иконофильские» богородичны26. Так, богородичен из четвертой песни канона преп. Марии Египетской построен на широко известном в христианском мире молении («иконопочитании») александрийской блудницы перед иконой Богоматери в притворе Мартириума в Иерусалиме в день Воздвижения Креста о прощении грехов27: «На Твою икону, Владычице, взирающе, блаженная, блистанием чистоты Твоея просветилася еси к от Тебе воплощенному Владыце, ходатаицу обретши и поручицу благоприятну». Формальные характеристики канонов Германа очень просты: это наличие второй песни28 и богородичнов, отсутствие акростихов.

По всем вышеназванным признакам каноны патриарха Германа близки канонам Андрея Иерусалимского. На стилистическую близость их гимнографических произведений первыми обратили внимание переписчики рукописей, которые один и тот же канон атрибутировали то одному, то другому гимнографу (например, канон Индикта (1 сентября)). Но все же отличия были, и главное из

24 Ср.: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин 6. 41); образ Тела Христова использован в тексте литургии Преждеосвященных Даров: «Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь» (Служебник: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 458).

25 Перевод выполнен по: АИС VIII. Р. 33.

26 «Иконофильские» богродичны мы найдем и у позднейших авторов.

27 Эту икону император Лев VI (886-912) перенес в Константинополь. См.: Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44-76.

28 Традиция составления девятипесенных канонов со второй песнью — более ранняя. Она отражена в грузинских гимнографических книгах. Патриарх Герман и Андрей Иерусалимский (Критский) всегда следовали этой древней традиции, тогда как их младшие современники Иоанн и Косма отошли от нее и составляли каноны без вторых песен.

них то, что, в сравнении с пространными и многоирмосными канонами Андрея, каноны Германа всегда лаконичны.

Ниже публикуется канон Германа на Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи в переводе на современный церковнославянский язык29.

История с обретением мощей Иоанна, Крестителя и Предтечи Господня, довольно запутанная. Впервые мощи были обнаружены на месте дворца Ирода в Севастии Самарийской в IV в. (празднование 24 февраля). 24 февраля 453 г. мощи были положены игуменом Маркеллом в диаконнике церкви в Эмессе. Оттуда их перенесли в Константинополь, а во времена иконоборческой смуты тайно переправили в Команы Понтийские в Малой Азии и вернули в столицу только после Торжества Православия, около 850 г. Мощи поставили в базилике Иоанна Предтечи Студийского монастыря. Этот день получил название Третьего обретения (25 мая). Все три перенесения отмечались торжественным богослужением в Студийском монастыре30.

Творение Германа. Канон. Глас 4-й плагальный

Песнь 1

Ирмос: «Истрясшему в мори»

Прежде непроходная сердца содела проходима Богу; ныне же к нам из подземных взывает обителей: «Отверзе Христос Царствие, людие, покайтеся».

Из неприступных пределов земли возвыси глас, Иоанне, главы обретенныя, к Богу вопия велегласно, и помози молитвами в мире мир сохранити во веки.

Иродово беззаконие прежде обличивый Креститель, днесь, яко таинственная труба, к нам взывает: «Отверзе Христос Царствие, людие, покайтеся».

Богородичен: Заченшая прежде век Безначальное Слово Отца и плотию рождшая паче ума Слово, Всепетая, моли прилежно избавити нас от бед.

Песнь 2

Ирмос: «Вонми, небо»

Взыде от сокровищ земли боговещанная труба — глава Предтечева, лучами сияющи чудотворений.

Господи, честную прославив Крестителеву главу, возвыси рог верою поющих Царствие Твое.

Взрастиша, яко земля плодоносная, главу твою недра, дождем прежде удобренная, пророче, твоих кровей.

Богородичен: Чистая, Богородице Дево, Единая Всепетая, Сына Твоего умоли спасти поющих Тя.

29 Перевод с греческого языка на церковнославянский, выполненный по AHG (VI, р. 375— 382),. отредактирован Н. Е. Афанасьевой, за что автор выражает ей сердечную благодарность.

30 См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 106, 329-330, 345. В рукописях студийской традиции праздники Иоанна Предтечи выделялись особо торжественными богослужениями, см., например: ГИМ. Син. греч. 181. Л. 119 об.-122 (кон. XI); Віпаії. яг. 602. Л. 134 об.-142 об. (XI в.).

Песнь 3

Ирмос: «Утверждей словом небеса»

Мышца Христова высокая чудесно днесь священную яви главу Предтечеву, зовущую паки к покаянию.

Яко светило твоя, Крестителю, глава, яко от неземных днесь основ, мирови воссия от земли [и] вражии помрачи главы.

Умерый и паки Животворяй, яви нам Предтечеву главу, из гроба восставшую и глаголющую, славою и честию венчал есть ю.

Богородичен: Превышши показалася еси небес на земли рождшая свет неза-ходимый, паче солнца воссиявший, Дево Чистая, от Тебе Рожденнаго.

Песнь 4

Ирмос: «Тайно пророк»

Честная, яко посреде металлов злато, Предтечева глава исцелений богатство источает всем обильно.

Целений струи подающая, глава Предтечева, яко цевница, взывает: «Покайтеся, се бо Царствие Христово приближается».

Кровей точащая токи глава Крестителева чудес источник ныне точит под престолом и исполняет Церковь благоуханием Христову31.

Богородичен: Естества законы преестественно, Дево Пречистая, упразднившая, пресущественное Слово родила еси — Христа, ибо Той благоволи.

Песнь 5

Ирмос: «От нощи неведения»

Блистательныя лучи боговещанная глава Твоя, Предтече, источает миру, мрак страстей отгоняющи.

Яко светило солнечное из недр земных воссиявшая, Предтече, глава Твоя священная чудес сияния нам посылает.

Крестителю Иоанне, ты дерзновение имаши, пред славою неприступною Христа Бога, не престай моляся о нашем спасении.

Богородичен: Херувим Честнейшая, Дево Всепетая, моли Сына Своего спасти души поющих Тя.

Песнь 6

Ирмос: «Ризу мне подаждь»

Веселися, Иордане реко, пустыне, ликуй: в изобилии Предтеча, сокровище одушевленное, нам Божественная яви чудеса.

Воспойте, предели земнии и горы, паки из недр бо Предтеча взывает главою: «Покайтеся».

Троичен: Прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа; Троице нераздельной во Едином Существе поклонимся.

Богородичен: Во плоти Единая Словом Слово заченшая, избавити молим Тя от сети вражия души наша.

31 Этот тропарь, отсутствующий в издании AHG, переведен по греческой рукописи конца XI в.: ГИМ. Син. греч. 181. Л. 119 об.-122.

Песнь 7

Ирмос: «В начале землю основавый»

Мироположница златая да станет Предтечева глава, мира чудес, яко земли иссушенной, таинственно Церкви точащая обильно.

Кивот Божественнаго мура, Крестителя явил еси главу, благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших.

Яко во огни пещном, в земли расплавленная глава Крестителя Твоего, паче злата [в горниле] испытанная32, ныне явися, Спасе, во обретении своем.

Яко пламень, отроков [в пещи] оросивый, тако и земля Предтечеву хранит главу, прежде умерщвленную, ныне же ожившую и об убийстве Иродовом глаголющую.

Богородичен: Во чрево Девичье вселивыйся и в нем Адама возсоздавый, благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших.

Песнь 8

Ирмос: «Всяческих Создателя»

Показавшаго нам Предтечи честную главу, священницы, благословите и превозносите.

Ныне секира сечения при корени полагается страстей33 — Предтечева глава, болезни отсекающая.

Глава Крестителева, верховная во всех пророцех, первая возвестила есть вещанием покаяние.

Богородичен: Бога в последняя времена нас ради, от Девы Рожденнаго, свя-щенницы, благословите и превозносите.

Песнь 9

Ирмос: «Проявленное на горе»

Явившаго [нам] Предтечеву главу и благоуханием наполнившаго востоки и запады в обретении ея песньми немолчно величаем.

Ты еси совершение всех пророчеств, ты еси провозвестник Христова пришествия, ты еси ходатай Ветхаго и Новаго, достоблаженне Христов Крестителю.

Приидите, узрим Предтечеву главу, на блюде кровию истекавшую прежде, ныне же под престолом чудотворящую преславно и страшно34.

Цевница познания, древле звучавшая в пустыне, и глас вопиющаго Иоанн [нам] явися днесь, от земли нас созывая паки к подвигом покаяния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Ср.: Пр 17. 3.

33 Ср.: Мф 3. 10.

34 Уже в VI в. распространяется иконография Иоанна Предтечи, держащего блюдо, на котором лежит его усеченная глава, подобно Святым Дарам на дискосе. Этот евхаристический образ присутствует не только в каноне свт. Германа, но и в других песнопениях службы: «Мира, якоже воды, глава искапающи Предтечева приснотекущая, и на трапезе днесь возло-жися тайней и Божественней, благоухает мысленне и горесть отгоняет скорбей, и веселия вся исполняет, любовию зовущия: Иисусе всесильне, Спасе душ наших» (24 февраля, стихира на «Хвалите»). Об этой иконографии см.: Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии // Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 270.

Богородичен: Ты, Богородице, наше оружие и наша стена, Ты еси заступница к Тебе прибегающих; Тебе и ныне просим молитися [за ны] и от врагов избавити.

Помимо канонов и стихир оба гимнографа — патриарх Герман и Андрей Иерусалимский (Критский) — работали в редком и уже исчезнувшем в Византии жанре «праздничных блаженн» (греч. ^ахад^о!). Это тропари, припеваемые к стихам заповедей блаженств (Мф 5. 3-12) на праздничной (не воскресной) литургии. По мнению А. М. Пентковского и М. Йовчевой, «праздничные блаженны» возникли в монашеской богослужебной практике в Палестине (интересно, однако, что Иоанн и Косма Иерусалимские блаженн не писали!) и оттуда проникли в константинопольскую традицию и богослужение некоторых южноитальянских обителей, в Древнюю Русь35. Тексты блаженн сохранились в Иадгари младшей редакции, отдельных греческих и славянских Минеях К-Хт вв., в Макарисма-тариях, где наряду с прздничными помещены блаженны Октоиха и Триоди.

Хотя праздничные блаженны представляли собой самостоятельный жанр, структурно они следовали принципу построения песни гимнографического канона, по отношению к которому были вторичны. Цикл насчитывал от трех до семи блаженн, метрически и мелодически повторояющих образец-самоподобен, в качестве которого использовалась гласовая воскресная блаженна, реже — авторский ирмос. Конечный тропарь цикла всегда был богородичным, предпоследний, факультативный, — троичным. Основные тропари цикла были оригинальны, тогда как троичны и богородичны могли заимствоваться из Октоиха, Минеи, Триоди. Вот цикл блаженн 3-го гласа Германа на Попразднство Рождества Христова из декабрьской Минеи (РНБ, Греч. 89 — ВтаИ. £г. 578) (XI в.):

’А^етутаута, Хдітті, туу китокуу 2ои Гад/лаиод 'Тпо аттадод роцгоО ха.З’оіїпуощеуоі туд піттешд Хдіттой ты В'цЗ'Хеие^ пХутіатш^еу каі Ъ) ту уатуу ТоСтоу ту ^іттіку щокаіцауоу ааі ка^одшутед піттеї воутш^еу ^уутВ’пті...

Отвергша, Христе, заповедь Твою36 Германа

Звездою умною ведомии с верою Христовою, Вифлеему приблизимся, и Сего, в яслех таинственных выну предлежащаго, видяще, с верою да взываем:

«Помяни <нас, Господи, во Царствии Твоем>».

С волхвы и мы вси дары да приносим Христу Избавителю,

Мата тшу ка\ у^аТд

Ьшда пдота^ш^ау Хдкттш ты Хитдыту

35 Пентковский А. М., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VШ—XШ вв. // Ра1аеоЪи1яапса (Старобългаристика). Год. 25. 2001. № 3.

36 В качестве подобна использована воскресная блаженна 3-го гласа Октоиха.

ex туд naqSkvou vagxou^svw' от Девы воплощшемуся:

mtrnv, eXmba паутад веру, надежду

xai xqaraiav aya/nyv oi піттої, и любовь крепкую, вернии,

тоу xguvov xai v^vgvav xai Xlfiavov злато, и смирну, и ливан:

^щт$цті--- «Помяни...»

Twv атш^атшу Ka^ug^m Бесплотных служителей божественным песням подражающе, лю-

тоид Saloug vpvoug ^i^vw^avoi Xaoi дие,

^ата noi^svwv xqauyavw^av с пастырьми возопиим:

boBa ты ev ^Ivroig &аш «Слава в вышних Богу,

ev xoXnoig ovri Пат2од в недрах Отца сущему

xai eni ууд aigyvnv вда/Замуті и мир на земли стяжавшему,

vy^agov іїі y^ag днесь нас ради

атдкптшд vagxov^avw. непреложно воплощенному».

S XaTga, y nvXy ^v Qaov Радуйся, двери Божия,

іїі уд diyXSav vaQxwSaig о XuтQwтyg Еюже проиде, воплощься, Создатель,

sv^QaYiv^svyv yuXaBag La запечатленну сохранив Тя:

XaTga, vayiXn xouyy, «Радуйся, Облаче легкий,

тоу SaTov o^ugov yigouva Хдіттоу, божественный Дождь носяй Христа,

XaTga, Sgova xai xX'^aB, ovgavia, радуйся, Престоле и Лествице небесная,

XaTga, ogog &aov aXkaт6щтov. радуйся, Горо Божия несекомая»9.

Итак, дошедшее до нас в основном в византийских Минеях творчество одного из самых ярких песнописцев, стоявших у основания создания богослужебных последований, по сей день остается для нас terra m^gn^a. А ведь с его именем, а также с именем свт. Андрея Иерусалимского связано начало гимнографического «золотого века». Оба современника представляют «пастырско-риторическую» школу в византийской гимнографии VII—VIII вв. Ее основные признаки: пастырско-назидательный подход в изложении событий праздника, риторические принципы организации поэтического текста. В канонах ее авторов всегда присутствуют вторые песни и богородичны, нет акростихов. На сегодняшний день известна гимнография патриарха Германа на 78 церковных праздников преимущественно константинопольского ареала. Его гимнография наиболее близка «доавторскому» слою Тропология. Полноценное исследование этого наследия не только обогатит наши знания о личности святителя, но и приоткроет гимнографические горизонты достудийского Константинополя.

Ключевые слова: византийская гимнография, Тропологий, Минея, канон, свт. Герман, патриарх Константинопольский.

Unknown Hymnographic Heritage of St. Herman, the Patriarch of Constantimople

Alexandra Y. Nikiforova

The article deals with the hymnographical heritage of the saint German, Patriarch of Constantinople (f before 741), one of the most gifted Byzantine poets. As his contemporary St. Andrew the Crete, he caused the beginning of the «gold age» in the history of Byzantine hymnography, as well as created the nine-ode canon and translated the tradition of the canon-writing from Palestine to Constantinople. His works represent «pastor-rhetorical» school in Byzantine hymnography of 7—8th centuries, which is featured by pastoral attitude to the celebrated event, rhetorical principles of the text organization. Also stable presence of the second ode and theotokia, absence of acrostichis in canons are stable features of his canons. While only two canons by German have been included in modern printed Menaia, 62 more are observed in manuscripts. In tote in all types of Menaia I have discovered the hymnography by patriarch German dedicated to 78 festivals of the ecclesiastical year, most of which are of Constantinopolitan provenance. The Christmas «makarismoi» and the canon to the First and second invention of the head of John the Baptist, written by St. German, are published in Modern Church Slavonic translation.

Keywords: Byzantine hymnography, patriarch Herman, hymnographic canon, Tropologion, office Menaion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.