Научная статья на тему 'Структура богослужебных последований в Тропологии VIII-IX вв. И Минеях IX-XIV вв'

Структура богослужебных последований в Тропологии VIII-IX вв. И Минеях IX-XIV вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
423
146
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ / ТРОПОЛОГИЙ / МИНЕЯ / BYZANTINE HYMNOGRAPHY / TROPOLOGION / MENAION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никифорова Александра Юрьевна

Структура византийских Миней, хотя и является самым устойчивым (по сравнению с месяцесловом и гимнографическим составом) их признаком, одинакова не во всех Минеях, и представление о ее эволюции может служить дополнительным критерием датировки памятников. В статье рассмотрена структура минейных последований в греческих гимнографических книгах, начиная с Тропология VIII-IX вв. и заканчивая Минеями XIV в., наиболее пристальное внимание уделено Минеям IX-XII вв. Исследование рукописных источников (преимущественно Синая и Гроттаферраты) привело к следующим выводам. Службы Тропология VIII-IX вв. имели богослужебную структуру (стихиры на «Господи, воззвах» канон стихиры на «Хвалите»). Ей на смену в Минеях IX-XI вв. пришла жанровая компоновка (седален стихиры на «Господи, воззвах» канон). В XII в. в рукописях все чаще встречалась богослужебная схема, которая возобладала с ХШ-XIV вв. повсеместно по рациональным причинам удобства использования рукописи в богослужебной практике. Использование в структуре Миней «бдений», уставных указаний, ветхозаветных чтений на вечерне, седальнов на стихословиях утрени, синаксарей после шестой песни канона, евангельских и апостольских чтений, причастнов на литургии говорит о том, что рукопись датируется не ранее XIII-XIV вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Structure of the Offices in the Tropologion of 8-9 cc. and in the Menaia of 9-14 CC

In this article the structure of the services is discussed on the ground of the Greek manuscript Tropologion of 8-9 cc. and Menaia of 9-14 cc., mostly from the libraries of Sinai and Grottaferrata. The research has led to the following findings. The services ofthe Tropologion of 8-9 cc. were organized by the liturgical order ofthe chants (στιχηρά εις Κύριε εκέκραξα -κανών στιχηρά εις Αινείτε). Then in the Menaia of 9-11 cc. this structure was changed by another one genre’s structure (κάθισμα στιχηρά εις Κύριε εκέκραξα κανών). In the manuscripts of 12 c. more often you can trace the liturgical order again. This liturgical structure prevailed from 13-14 cc. everywhere on the score of user comfort.

Текст научной работы на тему «Структура богослужебных последований в Тропологии VIII-IX вв. И Минеях IX-XIV вв»

Вестник ПСТГУ

III: Филология

2012. Вып. 2 (28). С. 74-88

Структура богослужебных последований в Тропологии УІІІ—ІХ вв. и Минеях ІХ—ХІУ вв.

А. Ю. Никифорова

Структура византийских Миней, хотя и является самым устойчивым (по сравнению с месяцесловом и гимнографическим составом) их признаком, одинакова не во всех Минеях, и представление о ее эволюции может служить дополнительным критерием датировки памятников. В статье рассмотрена структура минейных последований в греческих гимнографических книгах, начиная с Тропология УІІІ—ІХ вв. и заканчивая Минеями ХІУ в., наиболее пристальное внимание уделено Минеям ІХ—ХІІ вв. Исследование рукописных источников (преимущественно Синая и Гроттаферраты) привело к следующим выводам. Службы Тропология УІІІ—ІХ вв. имели богослужебную структуру (стихиры на «Господи, воззвах» — канон — стихиры на «Хвалите»). Ей на смену в Минеях ІХ—ХІ вв. пришла жанровая компоновка (седален — стихиры на «Господи, воззвах» — канон). В ХІІ в. в рукописях все чаще встречалась богослужебная схема, которая возобладала с ХІІІ—ХІУ вв. повсеместно по рациональным причинам удобства использования рукописи в богослужебной практике. Использование в структуре Миней «бдений», уставных указаний, ветхозаветных чтений на вечерне, седальнов на стихословиях утрени, синаксарей после шестой песни канона, евангельских и апостольских чтений, причастнов на литургии говорит о том, что рукопись датируется не ранее ХІІІ—ХІУ вв.

В своей статье я постараюсь описать на материале синайских рукописей структуру служб Тропология УІІІ—ІХ вв. и Миней ІХ—ХІІ вв.1 в отношении организации текста по жанрам или по ходу богослужения, а также расположения песнопений в зависимости от количества дневных памятей. Я начну с Тропология УІІІ—ІХ вв., найденного на Синае в 1975 г. (ркп. Віпаії. £г. МеуаЛоура^^атои ураф^ № 56—5, сокр. МГ 56—5)2, а затем перейду к Минеям ІХ—ХІІ вв. Помимо синайских, будут привлечены Минеи из рукописных собраний библиотеки монастыря Грот-таферрата (Италия), Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Австрийской национальной библиотеки (Вена) и афонских собраний3.

1 Синайские гимнографические памятники были изучены de ши на Синае в июле 2007 г. с благословения архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского Дамиана и при содействии библиотекаря монастыря вмц. Екатерины иеромонаха Иустина, за что выражаю им глубокую признательность.

2 Подробнее об этом Тропологии см.: Никифорова А. Ю. «Сокровенное сокровище», или значение находок 1975 года на Синае для истории служебной Минеи // Гимнология. Т. 6. М., 2011. С. 8-31.

3 В ходе работы было изучено более 100 рукописей, перечень источников см.: Никифоро-

Структура последований Тропология

Все «минейные» службы Тропология МГ 56-5 (УІІІ-ІХ вв.), созданного для храма Воскресения в Иерусалиме, были выстроены в соответствии с порядком богослужения4. Они состояли из стихир на «Господи, воззвах», канона (или дву-, три- или четверопеснца) и стихир на «Хвалите». Богослужебная последовательность могла нарушаться, но редко. Так, в службе Богоявлению тропарь «на вход Святых <Даров>» литургии был выписан до канона утрени. В случае особого торжества количество гимнов возрастало: в службе Богоявления помимо стихир и канона помещены песнопения «на синаксис» (греч. єід ог^а£^), «на вход Святых <Даров>» (греч. єід єїообоу ауішу), «на великое водоосвящение» (греч. єід Літ^у ауіао|дои), «после великого водоосвящения» (греч. |аєта тоу ауіас|аоу), «троичен, поемый в течение восьми дней» Попразднства (греч. тріабікоу Лєу6|аєУОУ тад п' ЛИ^ра^).

Уже на этом этапе терминология и жанровая система Тропология детально разработаны и близки к современным. В службах присутствовали стихиры на «Господи, воззвах», на «Слава», на «Хвалите», стиховны (греч. отодра єід Киріє єкєкра£,а, єід 56£,а, єід аіуєітє, єід оті%оу), канон (греч. кат^)5, имевший песни (греч. ф5г|) и ирмосы (греч. єір|а6д). Для некоторых монострофов указано их предназначение: «на отпуст» (греч. єід апбЛио^), «на коленопреклонение» (греч. єід уоуикЛ^оіау) и т. д.

Богослужебная простая структура последований

В Тропологии можно выделить два основных структурных типа последований, оба богослужебные (т. е. песнопения в них расположены в соответствии с литургической позицией): «простой» (при одном посвящении) и «комбинированный» (при нескольких посвящениях). И те и другие службы имели непременный минимум — стихиры на «Господи, воззвах», канон, стихиры на «Хвалите»: например, в четвертый и пятый дни Попразднства Богоявления, на памяти сщмч. Вавилы (15 января), свт. Григория Богослова (25 января), мчч. Кира и Иоанна (31 января), свт. Афанасия (2 мая) и др.

ва А. Ю. Проблема происхождения служебной Минеи: структура, состав, месяцеслов греческих Миней ІХ-ХІІ вв. из монастыря святой Екатерины на Синае. Дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.

4 Об этом впервые: Кривко Р. Н. Синайско-славянские гимнографические параллели // Вестник ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2008. № 1 (11). С. 83-84.

5 В Тропологии слово «канон» употреблялось в двух значениях: «чинопоследование» (например, греч. каvwv єід апоот6Лои<;, ‘служба апостолам’) и «гимнографический канон» (например, греч. єід кav6va ф&г| а', ‘на каноне песнь первая’). Также вероятно и то, что во втором случае имеется в виду «канон библейских песней»; ср.: Кривко Р. Н. Указ. соч. С. 73-74.

КЕТ. Mnvt iavouapLw Ла'. H ^v^n тйv ayLwv evSO^wv ^ap^pwv Кирои каї Iwdvvou

Ei? то Kupie ёкекра^а Нхо? а'.

АуоЛЛіастбє, pdpTupeg, ev Киріф.

Kupog rai. ’Ia>dvvr|g, ol CTTpaTLWTaL pdpTupeg...

Ei? т6v каv6vа. QiS^ а'. Нхо? S'. Про?-0аЛdстстn? то ёpu0pаiоv.

То кирод гата тг|д яЛdvr|g etA^ag, Кирє...

Ei? то авгіте. Нхо? S'.

D evSo^aCopevog ev pvr|pq...

Ttpiog о 0dvaTog twv dyLwv...

Tg ow e^LCTTaTaL opwv, ауюі....

Рубрика 26. Месяца января 31. Память святых славных мучеников Кира и Иоанна

На «Господи, воззвах». Глас 1-й

Радуйтеся, мученицы о Господе.

Кире и Иоанне, воини мученицы.

На каноне. Песнь первая. Глас 4-й. Подобен. Моря чермную <пучину>

Власть на лесть восприял еси, Кире.6

На «Хвалите». Глас 4-й

Прославленный в памяти.

Честна смерть святых.

Кто не дивится, видяй.

Если на «Господи, воззвах» и на «Хвалите» полагалось петь одни и те же стихиры, их выписывали единожды, в начале последования: например, в службах погибшим при землетрясении (17 января), прп. Евфимию (20 января), прп. Максиму Исповеднику (22 января), прп. Ефрему Сирину (1 февраля), мч. Христофору (27 апреля), мч. Епимаху (9 мая), прп. Епифанию (12 мая), мцц. вере, Надежде, Любови (1 июня) и др.

S. Mnvl ^axw in'. H ^v^n той ауіои Рубрика 60. Месяца мая 187. Память святого evSO^ou ^dprupo? IouAmvou славного мученика Иулиана

Ei? то Kupie ёкекра^а каї ei? то авгіте- На «Господи, воззвах» и на «Хвалите»: муче-ei? ^dpwpa? никам

Ei? т6v кav6va а^ост^і-да ф^оис^ На каноне, с акростихом «Иулиана песньми TOidvSe- ’IouЛlav6v u^voi? ^dprupa мученика венчаю», песнь 1. Глас плагаль-сттефш. QiS^ а'. Нхо? nAdyio? S'. npo?- ный 4-й. Подобен: Поим Господеви, провед-AiCTw^ev тй KupLw, тй SlaYaY6vтl шему

'Iepotg єифпрєїд 0єф upvoLg... Священными прославляеши Бога

песньми.8

Для всех святых и праздников в Тропологии МГ 56-5 (УІІІ-ІХ вв.) имелись особые стихиры. Общие9 «мученичны» (греч. рартиріка) стихиры были указаны лишь в дни памяти мч. Иулиана Тарсийского (18 мая) и мч. Феодора Страти-лата (первая суббота Великого поста), общие «преподобным» — в день памяти прп. Онуфрия (10 июня).

особо праздничные службы были более пространны: к стандарту (стихиры на «Господи, воззвах» — канон — стихиры на «Хвалите») прибавлялись стихиры на «Слава», на стиховне, на «вход Святых <Даров>», на «синаксис», на «отпуст»,

6 Вошел в печатные греческие и славянские Минеи. Ссылки на печатные издания в статье даны по: Минея служебная. Т. 1-12. М.: Сретенский монастырь, 1996 (репринт); Мг^аТа тои оЛои ^іаитои. А'-1В'. Т/у А0г^аи;, 1970.

7 В позднейших месяцесловах память отмечается 21 июня.

8 Вошел в печатную славянскую Минею под именем «монаха Иоанна».

9 «Общая гимнография» мучеников, преподобных и т. п. привлекалась для служб конкретных святых до создания им особых последований.

например в службах Предпразднству Рождества Христова (24 декабря), Срете-

и др.

нию (2 февраля), ап. Марку (25 апреля)

І. М^І іауоиаріш стт'. Каушу хшу ауішу бєофауєішу

Еі? то Кйрі£ екекра^а. Нхо? а'. Айб^тіко?.

Ф«д ек <фо>т6д єЛар^є <тф к6ор>^>... П«<д о>є, Хрютє, ЬойЛоі. т6v Ьболб^гг^ а>£1од тLрr|оорєv...

{...} йрvойрєv <єй>ЛоYойрєv тріа<5а

6рOOU>OLOV....

Еі? то бо^а.

Ф«д ек фотбд.

Етіхпроу. Нхо? а'. Еі? т^у стйиа^.

<Той єv ’Іор>5а^ ралт^оре^оих..

Еі? т^ EЇсто5оv т^ dY^.wv. Нхо? пЛаую^ а'.

Та т^ аyyєЛwv отратєйрата

е^Ьто^то...

Еі? т^ Літ^ той ауіаст^ой. Нхо? яЛауіо? б'.

Прод т^ фо^^ <той ро^с^тод єv т^ ерг|р<ф>...

Tрояdрlоv ^£та т6v dY^аст^6v. Нхо? пЛаую? р'.

Аvuрvr|оорєv ої лютої т^д пері Лрад той 0єой єйєруєоіад...10

Еі? т6v каv6vа акросттіхіба фероиста табє- раятіст^а рй^і? а^артабо?. Оіб^ а'. Нхо? в'. Костра ^оvахой. Вибой dv£кdЛu^£ пиб^^а

АЬар т6v ф0ар^та dvалЛdттєL..

Еі? то а^£Іт£. Нхо? р'.

Т6v фотюр6v т6v фот юа^та л dvта

av0ролоv...

"Орою^ отLxnр6v. Та ’ІорSdvєLа рє10ра о£ т^ л^у^ єЬє^ато ...

"Орою^. Той Литротой йл6 ЬойЛои

ралті-Сор^ои...

Нхо? б'. Tрlабlк6v Л£Y6^£vоv та? п' ^ера?.

Аєйтє лютої, тг^ трюuл6отатоv 0є6тг|та лроокuv^оорєv ...

Еі? т6v сттLхоv т^? стиуа££ш?.

Мєта т6v т6коv оои т6v axраvтоv...

Рубрика 10. Месяца января 6 Последование святых Богоявлений Стихиры на «Господи, воззвах». Глас 2-й. Аутентический

Свет от света, возсия мирови.

Како тя, Христе, раби владыку достойно почтим.

.поем, благословим Троицу единосущную.

На «Слава»

Свет от света

Стихира. Глас 1-й. На синаксис

Во Иордане крещающуся.

Глас 4. На вход Святых <Даров>. Глас плагальный 1-й

Ангельския воинства ужасошася.

На великое водоосвящение. Глас плагальный 4-й

Ко гласу вопиющаго в пустыни.

Тропарь после великого водоосвящения. Глас плагальный 2-й

Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния.

На каноне акростих «Крещение очищение земнородных грехов». Песнь первая. Глас 2-й

Космы монаха. Глубины открыл есть дно

Адама истлевшаго обновляет.11 На «Хвалите». Глас 2-й

Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека.

Иорданския струи Тебе источника прия-ша.

Избавителю нашему от раба крещаему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глас 4-й. Троичен, рекомый в течение восьми дней

Придите, вернии, триипостасному Божеству поклонимся.

На стиховне — синаксиса

По рождестве Твоем пречистем.

10 В печатной Афинской Минее: ошт'оцю;;.

11 =СМ (здесь без второй песни. Об ее интерполяции см.: Кривко Р. Н. Указ. соч. С. 56—

Богослужебная комбинированная структура последований

в отличие от простых, комбинированные службы сочетали гимнографию на две памяти, приходившиеся на один день. Приемы комбинирования гимнографических текстов были уже хорошо известны из ранних гимнографических книг. Л. Хевсуриани упоминает о соединении особых монострофов святого с монострофами «общего последования»12. И. Е. Лозовая приводит в пример де-вятипесненный канон, содержащий в каждой песне по шестнадцать тропарей, среди которых крестовоскресный, воскресный, апостолов, мучеников, иерархов, святителей, покаянный, мертвенный, троичен, богородичен13. в. в. васи-лик описывает практику инкорпорирования авторами VIII в. древних двупесн-цев в каноны вознесению, Благовещению, Фоминой Неделе14.

Простейший тип комбинирования материала в Тропологии был последовательным, т. е. службы, приходившиеся на один день, помещали одну за другой под отдельными рубриками, например в службе 17 января сначала находились песнопения прп. Антонию, а затем — погибшим при землетрясении.

Более распространенным оказалось смешанное комбинирование, т. е. объединение в одном последовании гимнографии разных празднований, например Попразднству Богоявления и прп. Феодосию (15 января), Попразднству Богоявления и св. Филофею (16 января), Попразднству Богоявления и святым отцам, убиенным во святой горе Синайской и в Раифе (17 января) и др.

IZ. 'H^epa n' xwv dyLwv 0гoфavг^.wv• То Рубрика 17. День святых Богоявлений. Ис-nA^pw^a т^? eop^? каї ^ ^v^n T“v полнение праздника и память святых от-dyLwv na^ptov xwv dvalpг0evтwv ev тй цев, убиенных во Святой горе Синайской и dyLw opei тй Eiva каї ev тй Раї0й. в Раифе

17. 1 Ei? то Kupie ёка^а^а. Нхо? 17. 1. На «Господи, воззвах». Глас плагаль-nAdyio? S'. npo?- Kupie, ei каї ^i^pi-w ный 4-й. Подобен: Господи аще и на судищи napeaT;n?.

Kupie, єі xal ’Iwdvvq яapёo■тr|g ev ’IopSdvq Господи, аще и Иоанну предстал еси на wg av0pa>nog... Иордане яко человек.

OpoLov. KupLe, el rai. ’IopSdvou та pefflpa Господи, аще и иорданскими водами об-яєpLє|ЗdЛЛou... ложился еси.

OpoLov. KupLe, бяЛov гата той Господи, оружие на диавола крещение. 5lap6Лou...

Ei? тои? dyLou? na^pa?. Нхо? S'. Святым отцам. Глас плагальный 4-й

ТІ upag кaЛєстwpєv, ayioL... Что вас наречем, святии.

OpoLov. KaAwg яoЛLтєuстdpєvoL, 6ctlol... Добре жительствовасте, преподобнии. OpoLov. ExolvLCTpa XplcttoU eyevea0e Узы Христовы бысте крепчайшии, препо-кpdтLo■тov, 6ctlol... добнии.

12 Хевсуриани Л. Структура древнейшего грузинского Тропология: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1984. С. 71.

13 По греческому Параклиту первой половины IX в. (8тай. яг. 776). См.: Лозовая И. Е. О системе пения седмичных канонов Октоиха // Гимнология. Вып. 4: Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. М., 2004. С. 52—68 (особенно 61—62).

14 Василик В. В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб., 2006. С. 197-253.

Етlxnp6v. Стихира

D rip6Spop6g ctou, Kupie, 6 ^v pєтdvo1av Предтеча Твой, Господи, иже покаяние к-ripu^ag... проповедавый.

Ei? т6v кav6va• wS^ а'. Нхо? n\dyio? S'. На каноне. Песнь 1. Глас плагальный 4-й Aiaw^ev тй KupLw, ndv^? Лаої. Поим Господеви, вси людие

’'EфЛє£ag ev TOLg peL0poig сти ^n^G^lg^. 15 Опалил еси, в водах крестивыйся...

Ei? то aivгiтг. Нхо? n\dyio? S' На «Хвалите». Глас плагальный 4-й

Kupie, яЛт^йот |ЗouЛ6pєvog... Господи, исполнити хотя.

Opoiov. Kupie, (r^CTai |ЗouЛ6pєvog... Господи, просити хотя.

Opoiov. Kupie, яЛт^йот npo0epevog... Господи, исполнити предлагая.

Ei? тои? dyLou? na^pa?. np6?^ ТІ ^^d? Святым отцам. Подобен: Что вас наречем кaЛeaw^гv

&^avov d0Лnт1к6v £Se£aCT0e, бстюи.. венец мученический приявшии, препо-

добнии.

Opoiov. &^avog uplv dpapdvт1Vog венец вам неувядаемый соплетеся, бла-єяЛdкr|, paкdp101... женнии.

Ei? тOv aтLxov. Нхо? n\dyio? S'. На стиховне. Глас плагальный 4-й

Мєт& т6v т6кov ctou т6v axpavTOv... По рождестве Твоем пречистем.

Ei? тои? dyLou? na^pa?. np6?^ XaLpoi? Святым отцам. Подобен: Радуйся, постни-daкnтlкйv. ком.

^piog pev deL тф 0єФ tov Si’ aйтйv Честна бо Богови закланных Его ради dvaipє0єvтa>v 6 0dvaTOg ... смерть.

в таких службах встречаются песнопения, посвященные, пусть и метафорически, двум событиям сразу: AneSucao^e т6v n^ai6v pe av0p«nov, & 0єoф6po1/ £ve5ucaCT0e Xp1стт6v 5є elg aйт6v paпт1ст0£vтєg ou кai т6 nd0og 5i’ aipaTOg pip^CT0e un6 pappapwv dvaipoupevoi («ветхаго человека совлеко-стеся, о богоноснии, в Христа облекостеся, в Него же крестистеся, Его же страсти кровию уподобилися от варваров убиваемии»)16.

Комбинирование двух тем известно и в древних ирмосах17, относившихся по смыслу и к библейской песне, и к теме праздника: «Услышах слух Твой, Господи, и убояхся, разумех дела Твоя и ужасохся, яко в струях крещается Иорданских во спасение душ наших» (ирмос 4-й песни канона Попразднству Богоявления)18.

15 ТацЕкгу № 446. 2. 153.

16 Перевод выполнен по Тропологию МГ 5 (УШ—1Х). Ср. метафору Иоанна Иерусалимского (Дамаскина) в тропаре канона севастийских мучеников (9 марта): «ветхаго убо человека совлекостеся, со привременною одеждею, в одежду же нетления облекостеся».

11 Никифорова А. Ю. «Опознание разбитых статуй». От Тропология к Минее // Первая ежегодная конференция «Современная православная гимнография» (к 100-летию со дня кончины А. В. Попова). [Электронный ресурс]. URL: http://www.rop.ru/news/news/2011/02/ Nikiforova.pdf

18 Перевод выполнен по Тропологию МГ 5 (VIII—IX вв.).

Структура синайских Миней ІХ—ХІІ вв.

Одна из древнейших повседневных Миней на март-апрель — Віпаії. £г. 607 (ІХ-Х вв.)19 — сохраняет очевидную жанровую преемственность с Тропологием. В ней выявлена простая структура, в той или иной мере пространная, однако, в отличие от Тропология, песнопения в Минее расположены по жанрам вне зависимости от их литургической позиции.

Жанровая простая структура последований

Большинство служб содержат седален, три стихиры20, канон (например, служба обретению мощей свт. Никифора Константинопольского (13 марта), реже — седален21, три стихиры, стихиру на стиховне и канон (например, служба прп. Герасиму Иорданскому 4 марта).

19 марта. Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии (л. 68 об.—72)

седален, глас 3-й, подобен «Красоте девства»

Т6 wраL6татоv каЛЛод еяо0г|оад... Краснейшую доброту возжелел еси.

стихиры, глас 4-й, подобен «Дал еси знамение»

0є1ад єту^обод... Божественнаго познания.

Ех0рой ЬєЛєаората... Вражия прелести.

Етр«0г|д тф ероти.. Уязвившися рачением.

канон, глас 4-й, ирмос «Моря чермнаго пучину» автор Иосиф

акростих Ее т6 хриоаиуед [дартйро^ ^0од Тя, златозарный мучеников цвет, по-ое|3о читаю

начало Етєфа^> ияєр хриоой єкЛdряоvтL . Венцем паче злата сияющим.

Пространная структура характерна для служб больших праздников: сорока севастийских мучеников (9 марта) — тропарь, два седальна, краткий кондак22, шесть стихир на «Господи, воззвах», канон, три стихиры на «Хвалите», стихира на стиховне; Благовещения (25 марта) — тропарь, пять монострофов без указания жанра, девять стихир на «Господи, воззвах», шесть блаженн23, два канона,

19 Среди синайских находок 1975 г. обнаружено ее продолжение — первые службы мая (Sinait. gr. МГ 28). Рукопись в каталоге «по инерции» названа «Тропологием», поскольку этим термином могли обозначаться самые разные гимнографические сборники, об этом см.: Hus-mann H. Hymnus und Troparion. Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horolo-gion und Tropologion // Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Musikforschung Preussischer Kultur-besitz. 1971. Berlin, 1972.

20 Иногда две, например в службе прп. Афинодору (2 марта).

21 Иногда два, например в службе прпмц. Евдокии (1 марта).

22 Это единственный подписанный краткий кондак в Sinait. gr. 607 (IX—X вв.; л. 33). Краткие кондаки в синайских, «жанровых», Минеях встречаются, но нечасто: напрмер в Sinait. gr. 595 (XI в. ) — в службе свт. Василию Великому (1 января; л. 1) и Богоявлению (6 января; л. 10).

23 Никифорова А. Ю. К истории исчезнувшего гимнографического жанра. Праздничные «блаженны» из греческой Минеи IX—XII вв. из коллекции монастыря св. Екатерины на Синае // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 10. С. 155—171.

три стихиры на «Хвалите», стихира на стиховне; вмч. Георгия (23 апреля) — тропарь, два седальна, пять стихир на «Господи, воззвах», два канона, две стихиры на «Хвалите», стихира на стиховне.

25 марта. Благовещение (л. 92 об.—103 об.) тропарь на «Бог Господь», глас 4-й

£r|pєроv тг|д стотгіріад ^ро^ т6 кєфdЛаL0V...

[седален,] глас 1-й

Той Гарр^Л ф0є£aрєvоu т^ Пар0е^>... [седален,] глас 3-й

Т^ о>раі6тг|та т^д лaр0єvLaд Еои ... [седален,] глас 4-й

Т^ dvaтрaфєLCT^ єід та аую. тOv ау^Ог^ ...

[кондак,] глас плагальный 4-й

Т6 лросттaх0єv риотікод...

[кондак,] глас плагальный 4-й Т^ илєррах^ отратг|уф... стихиры на «Господи, воззвах», глас 1-й, подобен «О преславнаго чудесе»

О лара56£ои 0айратод, йф’ й^ота^ хорOv.

О лара56^ои 0айратод,

Гаррі^Л єотаЛг|...

О лара56£ои 0айратод,

6 0є6д каї Л6уод... стихира самогласна, глас 1-й Тф ектф рг^і

6 архютратгуод алєотаЛг|...

[стихиры «ины»] самогласны, глас 4-й Тф єктф рг^'і алєотаЛп 6 архаууєЛод... ГЛOооav, оик єу^о...

’ІЬои ^ dvdкЛr|OLд vйv єлєфavєv ^рї^... [стихира «ина»,] глас 2-й, подобен «Просветителя нашего»

ЕиаууєЛіХєтаї 6 Гарріг|Л...

AvSрa оик аїктг|раи.. блаженны, глас 4-й, подобен «Егда во страдании»

Аитг^ илерЛарлрод...

"Отє 6 архаууєЛод т6 хаірє...

Хаірє, 0єіад 56£г|д---

Хаірє, т^д архаїад ката5ікг|д...

Хаірє, елі Еоі лаоа ^ ктюгд...

Хаірє, ^ хара лролaт6роv...

Днесь спасения нашего главизна.

Гавриилу вещавшу Деве.

Красоте девства Твоего.

Воспитавшейся во храме во святая святых.

Повеленное тайно.

Взбранной Воеводе.

О преславнаго чудесе, с небесных кругов.

О преславнаго чудесе, Гавриил послан бысть.

О преславнаго чудесе, Бог и Слово.

В шестый месяц архистратиг послан бысть.

В шестый месяц послан бысть архангел. Языка, егоже не ведяще.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Се воззвание ныне явися нам.

Благовествует Гавриил.

Мужа не стяжевах.

Сие пресиятельное.

Егда архангел «еже радуйся».

Радуйся, божественныя славы.

Радуйся, древняго осуждения.

Радуйся, о Тебе всякая тварь.

Радуйся, праотцев радосте.

канон, глас 4-й, ирмос «Отверзу уста моя» автор — (?)

акростих алфавитный прямой (тропари первой, третьей-седьмой песен) автор — Косма (?)

акростих алфавитный обратный (стихи тропарей восьмой и девятой песен) начало А5ёто> £01-, Ьёояо^а... канон ин, глас 4-й, ирмос «Колесницы фараоновы»24

автор Андрей, архиепископ Критский акростих —

начало Aфрaотоv аЛг|в^д то [диотг|рюу яютоь...

вторая песнь Дйр^ [деуаЛоойиг^... стихиры на «Хвалите», глас 1-й, подобен «Небесных чинов радование»

Т^ ойрavLa>v о Га|Зр1Г|Л катаятад...

О о^айюд Лоуод той Патрод...

О йяеройоюд Лоуод оарк1 окг^шоад ёv Еои..

[стихира «ина»,] самогласна, глас плагальный 2-й

АяеотаЛг] ё£, ойрavой Га|Зр|.|Л о архаууеЛод...

Да поет Тебе, владычице.

Неизъяснимое воистину таинство верни.

Дадим величие.

С небесных кругов слетев Гавриил.

Соприсносущное Слово Отца. Пресущественное Слово плотию вселися в Тя.

Послан бысть с небесе Гавриил архангел.

Итак, в служебных Минеях имеются три главных структурных отличия от Тропология: 1) седальны на каждый день (греч. ка0юра), 2) песнопения стали компоновать по жанрам (службу открывает седален, нарушая богослужебную последовательность расположения материала), 3) стихиры на «Хвалите» сделались признаком праздничной службы.

Сама идея располагать песнопения по жанрам была известна и до возникновения Минеи: среди открытых в 1975 г. на Синае рукописей имеются жанровые сборники ирмосов и богородичнов (Sinait.gr. МГ 83. ІХ-Х вв.), седальнов ^іпаії. £г. МГ 24. ІХ-Х вв.) и т. д. Однако применить жанровую компоновку для текстов богослужения первыми попробовали переписчики Миней.

Особые ежедневные седальны на каждый день года были также изобретением создателей Минеи. В выше упомянутом древнем палестинском сборнике седальнов ^іпаії. gr. МГ 24) представлены только общие седальны — «воскресные» (греч. ^аотао^а), «богородичные» (греч. 0єотокіа), «святым мученикам» (греч. єід ауюид рартирєд), «апостолам» (греч. єід алоот6Лоид), «женам» (греч. єід уи^аїкад), «отрокам» (греч. єід лаібад), «пророкам» (греч. єід лрофгтад),

24 Эта редакция канона не издана, см.: Ta^eTov. № 540. S. 179. Е. Папаилиопулу-Фотопулу указывает на публикацию варианта канона: Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae inferioris / Ed. I. Schiro. Roma, 1966—1983. T. VII. P. 275—289 (далее — AHG).

«преподобным и святителям» (греч. elg 6oioug xai Lepapxag), «усопшим» (греч. elg xoipnpevoug).

Изменился статус стихир на «Хвалите». в Тропологии эти стихиры были неотъемлемой структурной составляющей обычных, повседневных, «минейных» последований Тропология, тогда как в Минеях эти стихиры стали признаком праздничной или особо значимой службы наиболее почитаемому святому или торжеству. Так, в Sinait. gr. 607 (IX—X вв.) стихиры на «Хвалите» присутствуют в трех из шестидесяти одного последования — севастийским мученикам (9 марта), Благовещению (25 марта) и вмч. Георгию (23 апреля). вообще Минея Sinait. gr. 607 (IX—X вв.) являет собой любопытный образец перехода от богослужебной структуры к жанровой: несмотря на жанровую организацию книги, стихиры на «Хвалите» в праздничных службах стоят на своем литургическом месте.

Жанровая структура (седален, стихиры, канон) в IX—XII вв. свойственна многим Минеям разных традиций и встречается в рукописях Синая (Sinait. gr. 555 (XI в.), 563 (X—XI вв.), 566 (XI в.), 570 (X—XI вв.), 578 (X—XI вв.), 579 (X—XI вв.), 582 (XI в.), 595 (X—XI в.), 597 (XI—XII вв.), 598 (XI в.), 602 (XI в.), 606 (XI—

XII вв.), 607 (IX—X вв.), 609 (XI в.), 610 (X—XI вв.), 613 (X—XI вв.), 614 (XI в.), 617 (XI в.), 620 (X в.), 623 (XI в), 624 (X—XI вв.), 631 (X—XI вв.) и др.25, Гроттаферраты (A.a. XXI (XII в.), A.a. XXII (XII в.), A.a. XXIII (XI в.), A.a. XXIV (XIII—XIV вв.), A.a. XXVI (XI или XII вв.), Санкт-Петербурга (РНБ. Греч. 553 [XI в.]) и др. При этом небольшие отступления от общей схемы как во времена Тропология, так и в византийских Минеях были вполне допустимы: так, например, блаженны в «жанровой» Sinait. gr. 595 (XI в.) помещены после канона Богоявлению (л. 17— 17 об.), тогда как согласно жанровому принципу расположения песнопений их место перед каноном.

Жанровая простая инверсированная структура последований

Редко в Минеях рассматриваемого периода можно столкнуться с обратной, или инверсированной, структурой, как, например, в службе св. Григорию Агригентскому 24 ноября (итало-греческая, кампанская Минея XI в. Vat. gr. 2, л. 142)26. в Sinait. gr. 607 (IX—X вв.) инверсированный порядок имеет служба пророку Михею (21 апреля).

21 апреля. Святого пророка Михея27 (л. 196—198 об.)

канон, глас плагальный 4-й, ирмос «Воду прошед яко сушу»

автор —

акростих Dg puсттoЛєLCттnv т6v Мг|- Яко таиноловца пророка Михея восхвалю xaLav alveCTW

25 Эту структуру сохраняли и некоторые, более поздние, Минеи, например БРАН. РАИК.

12 (XII—XIII вв.).

26 Krivko R. A Typology of Byzantine Office Menaia of the 9th—14th cc. // Ed. B. Lourie, R. Krivko, A. Orlov // Ars Christiana: Im Memoriam Michail F. Murjanov (21.XI 1928 — 6.VI 1995) (= Scrinium. Vol. 7. 2011). Piscataway, NJ, 2011.

27 В позднейших рукописях и печатных книгах — 14 августа.

начало 'Од £оa>ятроv

6vтa>g е’Лькр^ёд...

стихиры и седален смотри: глас 2-й

Той яроф^тои оои, Кйрье,

т^ [^г|рг^ ёортаCорev,

51’ айтой ое 5uоa>яойреv■

о«ооv тад фихад ^р^.

стихиры, глас плагальный 2-й, подобен

«Господи»

Кйр|£ Ео1. т6v ярофг|тг^...

АууеЛод аууеЛор^т^) оои |3^>... Рг|рата т^д 0еок^тои оои уЛштт^д...

Яко зерцало воистину чистое.

Пророка Твоего, Господи, память празднуим, тем Тя молим: спаси души наша.

Господи, Тебе пророка.

Ангел ангелоравной твоей жизнию. Глаголы богодухновеннаго языка твоего.

Жанровая комбинированная структура последований

О структуре служб с двойным посвящением в Минеях ІХ-ХІІ вв. можно сказать следующее. Если на один день положено несколько памятей, то писец обыкновенно прибегает к смешанному комбинированию. Так, в день памяти мчч. Феодула и Агафопода и прп. Зосимы (4 апреля) он сперва выписывает седален мученикам, затем — седален преподобному, стихиры мученикам, после — стихиры преподобным, канон мученикам, канон преподобному (Sinait.gr. 614. ХІ. Л. 14-18 об.).

Реже, а также в более древних рукописях, материал размещается последовательно. В Sinait. gr. 608 (Х в.)28 под датой 28 марта сначала расположены все песнопения (седален, стихиры, канон) мчч. Марку и Кириллу (л. 133-136 об.), затем, в отдельной рубрике, прп. Илариону (л. 136 об.-140 об.). В этой ранней Минее довольно много подобных служб: 6 марта — мч. Конону (л. 21 об.-25) и аморейским мученикам (л. 25-29 об.), 12 марта — прп. Феофилакту (л. 52 об.-55 об.) и сщмч. Пионию (л. 56-59), 13 марта — перенесению мощей свт. Никифора Константинопольского (л. 59-62 об.) и мч. Савину (л. 62 об.-66 об.), 16 марта — мч. Папе (л. 75 об.-79) и мч. Менигну (л. 79-84), 19 марта — мчч. Хрисанфу и Дарии и свв. отцам, убиенным варварами в лавре прп. Саввы (л. 93 об.-97 об.), 26 марта — архангелу Гавриилу (л. 123-127) и прп. Стефану Триглейскому (л. 127-130).

Если на одну память известно несколько канонов, то они обычно выписаны последовательно. Так, в рассмотренной выше Минее 608 (X в.) на март в службе севастийским мученикам (9 марта) сперва помещен канон Иоанна Монаха (л. 39-41 об.), а затем — Феофана (л. 41 об — 44 об.).

При этом в ранних Минеях нередко можно встретить и комбинированные каноны. «Комбинированными»29 называются объединенные под одним ирмо-

28 То же в февральской Минее ГИМ., Син. греч. 181 (ХІІ в.).

29 Термин «комбинированный канон», широко используемый в работах исследователей южнославянских рукописей (К. Иванова, Л. В. Мошкова, Т. Субботин-Голубович), предложен Т. Субботин-Голубович, см.: Суботин-Голубовий Т. Канони у службама 1. Септембра у наjстариjим српским минеjима ХІІІ века // Археографски прилози. Т. 10-11. 1988-1989. С. 5159). Известны случаи комбинирования переводной греческой и оригинальной славянской

сом тропари канонов разным святым, празднуемым в один день. Так, в декабрьской Минее ХІ в. (РНБ. Греч. 89) в песни канона первого плагального гласа (ирм. «Коня и всадника») прор. Науму (1 декабря, начало «Наума божественнаго», л. 1 об.-2 об.) вставлено по одному тропарю вмч. Адавкту, которые обозначены на полях соответствующей пометой («мученику»).

От канона, составленного писцом или редактором из двух разных канонов, следует отличать каноны, написанные одним автором двум святым или праздникам одновременно. Так, в рукописи Sinait. gr. 602 (ХІ в.) на память прп. Пар-фения, еп. Лампсакского, и мчч. Марфы, Марии и Ликариона (7 февраля) положен «канон общий на обе памяти» (греч. 6 хат>у то^ £710^ ко^д то^ арфотєро^) 2-го гласа (ирмос первой песни «Во глубине постла», начало «Светом божественным содержим», л. 16-19 об.), где два тропаря каждой песни посвящены прп. Парфению, а два — мученикам; заключает песню богородичен30. Такие составные каноны присутствуют в этой Минее на дни памяти прор. Захарии и мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (8 февраля. Л.24 об.-28), св. Мариамны и сщмч. Полихрония (17 февраля. Л. 87 об.—91), свт. Льва, папы Римского, и св. Агапита, еп. Синадского (18 февраля. Л. 92-96), ап. Архиппа и во св. отца нашего Льва, еп. Катанского (20 февраля. Л.103-106 об.), прп. Прокопия Дека-полита, исповедника, и сщмчч. Нестора и Тривимия (27 февраля. Л. 156 об.—160) и др. А в службе 15 февраля той же Минеи в канон ап. Онисиму вписаны тропари мч. Афанасию (л. 73 об.). Таким образом, внутри одной рукописи соседствуют друг с другом два типа комбинированных канонов. То же наблюдается и в рукописи РНБ, Греч. 89 (ХІ в.), где на день памяти прп. Иоанна Дамаскина и вмц. Варвары (4 декабря. Л. 8 об.—13) выписан канон Иоанна Дамаскина, посвященный вмц. Варваре (л. 9 об.—11), а затем канон Стефана Савваита в честь вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина (л. 11-13). Совмещение этих двух типов характерно для всех Миней комплекта, к которому принадлежит РНБ, Греч. 89 (ХІ в.)31. Другой своеобразный тип тематического «комбинирования» представлен в канонах песнописца Георгия Никомидийского в честь святых, чьи памяти приходятся на дни Великого поста. Так, в канонах мчч. Евтропию, Клеони-ку и Василиску (3 марта)32, а также мчч. Александру, Дионисию и иже с ними (15 марта)33, по замыслу автора, первый и последний (богородичен) тропари посвящены теме Великого Поста и очищения грехов34.

гимнографии, см.: Мошкова Л. В. Два комбинированных канона на Успение Богородицы // Paleobulgarica = Старобългаристика. Т. XXIX. 2000. № 1. С. 53-76.

30 Примечательно, что за этим «общим» каноном следует отдельный канон Георгия св. Парфению (л. 19 об -22 об.).

31 К этому комплекту принадлежат: Sinait. gr. 579; Sinait. gr. 563; Sinait. gr. 570; РНБ. Греч. 89 — Sinait. gr. 578; Sinait. gr. 595; Sinait. gr. 610; Sinait. gr. 614; Sinait. gr. 624; Sinait. gr. 631.

32 Tametov. № 515. 2. 172. Первой на совпадение отдельных тропарей канонов мчч. Клео-ника, Евтропия и Василиска (3 марта) и мчч. двух Александров и двух Дионисиев (15 марта) указала Е. Папаилиопулу-Фотопулу.

33 Издан: AHG VII, 256-264 (под 24 марта, без акростиха).

34 Издан: AHG VII, 150-7. То же в канонах прп. Герасима Иорданского (4 марта), мч. Ко-драта и иже с ним (10 марта) и др.

Богослужебная простая и комбинированная структура последований

Если Минеи IX—XII вв., хранящиеся в библиотеке Синайского монастыря, в основном имеют жанровую структуру, то Минеи XI—XII вв. из Гроттаферраты отражают иную традицию и в своем большинстве расположены в соответствии с богослужебным чином. Рядовая служба содержит стихиры и канон, после третьей или шестой песни которого помещен седален. На праздник службу открывает «седален на “Бог Господь”», т. е. тропарь праздника (греч. an^^imov, ^010^ elg 0e6g Kupiog), добавлены стихиры на стиховне, в каноне помимо седальна может быть помещен кондак (греч. кovтdк1ov) и икос (греч. oixog), после канона — стихиры на «Хвалите». Реже встречаются эксапостиларий (греч. £5aпooтєlЛdp1ov)35, блаженны (греч. paкap1opo^), молебный канон (греч. napa^^i^g mvtov).

в Минеях собрания Гроттаферраты обращают на себя внимание многострофные кондаки. Они представлены в рукописях A.a. VI (XII в.), A.a. VII (XII в.), A.a. VIII (XII в.), A.a. XI (XI в.), A.a. XII (XI в.): например, в Минее A.a. III (XII в.) в службе святому Нилу Синаиту (12 ноября, л. 74 об.—75 об.), в Минее A.a. VII (XII в.) севастийским мученикам (л.35 об.—38 об.) и т. д. Полный кондак Благовещению, акафист ко Пресвятой Богородице содержит и близкая им (особенно A.a. XXXII, XII в.) Минея из собрания РНБ — Греч. 227—3 (XII—

XIII вв., л. 30—31 об.)36. Места седальна и кондака вариируются. Так, в Минее A.a. VII (XII в.) седален регулярно выписан после шестой песни, за исключением служб, содержащих кондак (севастийским мученикам 9 марта, Благовещению 25 марта). в них седален стоит после третьей песни, а после шестой песни — кондак. Кондаки встречаются и после третьей песни, например в каноне Богоявлению (л. 65 об.) в A.a. V (XII в.). Из этого видно, что как в Тропологии, так и в Минеях IX—XII вв. возможны незначительные отступления от общей схемы, независимо от того, является Минея жанровой или богослужебной37.

в гроттаферратских Минеях отмечается и последовательное, и смешанное комбинирование канонов: например в A.a. XXVII (XII в.) на память прпп. ве-рилла, Иакова и венедикта (21 марта) выписаны стихиры прп. вериллу, стихиры прп. Иакову, стихиры прп. венедикту, «ины» стихиры прп. Иакову, «ины»

35 Кондак и эксапостиларий в Минее, по замечанию Р. Н. Кривко, свидетельствуют о связи данной Минеи с константинопольской традицией (Krivko R. A Typology. ). Эксапо-стиларии встречаются далеко не во всех гроттаферратских Минеях: например, есть они в A.a. XXVIII (XI-XII вв.), A.a. XXV (XII в.), присутствуют они и в некоторых известных мне Минеях других собраний: например, БРАН^ 6/2 № 3 (XII в.), Ath. Filoth. 26 (XII в.), а также Coisl. gr. 21 (XI в., о составе этой рукописи см.: Krivko R. A Typology.).

36 О литургическом употреблении акафиста см.: Никифорова А. Ю. Акафист // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 371-381 (в соавт. с Ю. Казачковым, А.Туриловым, Г. Ста-фисом, Е. И. Колядой и др.).

37 Подобные явления нестабильности отмечены и в других гимнографических книгах, например в Триоди РНБ, Греч. 712 (IX в.), службы могут начинаться седальном (например, в пяток Второй седмицы Великого поста; л. 61 об.), стихирами (например, в Неделю второй седмицы Великого поста; л. 65 об.) или блаженнами (например, в субботу Второй седмицы Великого поста; л. 64). Примечательно, что в других службах этого списка Триоди блаженны помещены после канона (например, в четверг Пятой седмицы Великого поста; л. 133-133 об.).

стихиры прп. венедикту, далее канон, в котором поочередно идут песни: первая песнь канона прп. вериллу со своим ирмосом, первая песнь канона прп. Иакову со своим ирмосом, далее вторая песнь канона прп. вериллу, вторая песнь канона прп. Иакову и т. д., а затем — целый канон прп. венедкиту (л. 64 об.—72).

К богослужебному типу относятся гроттаферратские Минеи: A.a. III (XII в.), A.a. IV. (XIII в.), A.a. V (XII в.), A.a.VI (XII в.), A.a. VII (XII в.), A.a.VIII (XII в.), A.a. XII (XI в.), комплект XI в. на октябрь—апрель (A.a. XIII—XVII), A.a. XXVII (XII в.)38. К этому же типу относится апрельская Минея Vindob. Hist. gr. 66 (первая половина XII в.). в последней рукописи службу открывают стихиры, затем следует канон, после третьей песни которого на праздники (например, вмч. Георгия 23 апреля, ап. Марка 25 апреля, сщмч. василия, еп. Амасийского, 26 апреля, ап. Иакова, брата ап. Иоанна Богослова, 29 апреля) помещен седален, после шестой песни — кондак и икос, после девятой — эксапостиларий. По моим наблюдениям, в целом богослужебная структура с седальнами после третьей песни канона, кондаками и икосами (если есть) после шестой песни, эксапостилария-ми (если есть) после девятой песни, на практике более удобная, встречается в Минеях XII в. чаще, чем жанровая, независимо от происхождения и современного места хранения источников.

Богослужебная структура окончательно начинает преобладать с XIII в. и дополняется богослужебными указаниями, вставками чтений из Св. Писания и Синаксаря, песнопениями других жанров. в Минеях годового комплекта (РНБ, Греч. 227, 1—4, XII—XIII вв.) на двунадесятые праздники и памяти особо чтимых святых (например, прп. Саввы Освященного 5 декабря, свт. Иоанна Златоуста 13 ноября) установлены «бдения» (греч. aYpurcvia) со стихирами на «Господи, воззвах», библейскими чтениями, седальнами на стихословиях утрени, седаль-ном после третьей, кондаком, икосом и кратким синаксарем после шестой, эксапостиларием после девятой песней канона, евангельским и апостольским чтениями на литургии, причастными39. Процесс окончательного приспособления книг к Иерусалимскому уставу40 и богослужебному принципу расположения жанров завершился в XIV в.41

38 Пока имеется слишком мало свидетельств о ранней константинопольской традиции, но такие косвенные данные, как богослужебная структура рукописей Гроттаферраты, следующих столичной практике, позволяют поставить вопрос о возможном сосуществования жанровой и богослужебной структуры в период IX—XII вв.

39 То же в рукописях Vindob. Theol. gr. 33 (вторая половина XIII в.), Ath. Doh. 31 (XII в.).

40 Характерные отличия «иерусалимских» Миней: малая вечерня, бдение и др. Так, в Минеях XIV в. (ГИМ, Син. греч. 331; ГИМ, Син. греч., 448; РНБ, Греч. 552; РНБ, Греч. 523; БРАН, РАИК, 132) выписаны малая вечерня, бдение, библейские и синаксарные чтения, указания на пение «Блажен муж», «Свете тихий», степенны и т. д.

41 Суботин-Голубовий Т. Упоредно проувачаванье структуре српских и византщскихь минеjа старщег периода // Проучаванье средньовековних jужнословенских рукописа. Бео-град, 1995. С. 439—446; Мурьянов М. Ф. Из наблюдений над структурой служебных миней // Проблемы структурной лингвистики 1979. М., 1981. С. 263—278. Эта структура может служить дополнительным аргументом при уточнении датировок Миней. Так, в каталоге афонских рукописей С. Ламброса многие Минеи XIV в., имеющие эту структуру, ошибочно датированы XII в. Эта же ошибка в датировках допущена архимандритом владимиром (Филантроповым) при описании Миней Синодального собрания, но исправлена Б. Л. Фонкичем, передатиро-

Итак, предварительный анализ структуры «минейных» последований показал, что службы Тропология VIII-IX вв. имели богослужебную структуру (стихиры на «Господи, воззвах» — канон — стихиры на «Хвалите»). Ей на смену в Минеях IX-XI вв. пришло жанровое расположение материала (седален — стихиры на «Господи, воззвах» — канон). В XII в. в рукописях все чаще встречается богослужебная схема, которая возобладала с XIII-XIV вв. повсеместно по рациональным причинам удобства использования рукописи в богослужебной практике. Задача дальнейших исследований — учитывая структуру, жанровый состав, календарь и палеографические особенности Миней, выделить определенные минейные типы и локализовать их.

Ключевые слова: византийская гимнография, Тропологий, Минея.

The Structure of the Offices in the Tropologion of 8-9 cc. and in the Menaia of 9-14 CC.

A. Yu. Nikiforova

In this article the structure of the services is discussed on the ground of the Greek manuscript Tropologion of 8-9 cc. and Menaia of 9-14 cc., mostly from the libraries of Sinai and Grottaferrata. The research has led to the following findings. The services ofthe Tropologion of 8-9 cc. were organized by the liturgical order ofthe chants (cTixnpd eL^ Kupix EKEKpa^a — Kavwv — CTixnpd eL^ ALvelte). Then in the Menaia of 9-11 cc. this structure was changed by another one — genre’s structure (Kd0iapa — CTixnpd eL^ Kuqle EKEKpa^a — Kavwv). In the manuscripts of 12 c. more often you can trace the liturgical order again. This liturgical structure prevailed from 13-14 cc. everywhere on the score of user comfort.

Keywords: Byzantine hymnography, Tropologion, Menaion.

вавшим с ХІІ в. на ХІУ в. восемь Миней этого собрания (Син. греч. 446, 447, 448, 331, 153, 451, 449, 450), см.: Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки: палеографические, кодикологические и библиографические дополения к каталогу архимандрита Владимира (Филантропова). М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.