DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10044
теология
Иеродиакон Епифаний (Булаев)
состав воскресных Стихир жанрового октоиха
В работе исследуются состав и структура корпуса воскресных стихир рукописей Октоиха, в которых песнопения систематизированы по принципу жанрового родства. На примере 16 таких сборников показано, что списки Октоихов можно отнести к четырем группам. Часть рукописей Октоиха имеет краткую редакцию корпуса воскресных стихир со строгой «3+1» структурой стихирного гласового блока воскресного Октоиха. Согласно такой структуре, в субботу вечера полагалось к исполнению три стихиры на «Господи, воззвах» и одна стихира на стиховне, аналогично в воскресенье утра полагалось три стихиры на хвалитех и одна стихира на стиховне. Такую структуру имеют рукописи первой группы, корпус воскресных стихир которых состоит исключительно из известных по печатному Октоиху «воскресных» стихир, а также рукописи второй группы, состав воскресных стихир которых имеет некоторые отклонения в сравнении со списками первой группы. Третью, наибольшую по количеству рукописей группу жанровых Октоихов (к которым относятся и древнейшие списки Октоихов) составляют сборники, репертуар воскресных стихир которых более обширен, чем в первых двух группах, и поэтому не вписывается в «3+1» структуру. Воскресные стихиры жанровых Октоихов этой группы содержат некоторые отдельные «анатолиевы» стихиры печатного Октоиха, а также стихиры (всего обнаружен 31 гимн), не вошедшие в современный Октоих. Состав воскресных стихир четвертой группы жанровых Октоихов характеризуется окончательным формированием стихирного жанра воскресного Октоиха с включением в общий корпус стихир собственно «воскресных», а также «анатолиевых» и «алфавитных», и исключением древней гимнографии, присущей рукописям третьей группы.
Ключевые слова: воскресные стихиры, жанровый Октоих, Изборный Октоих, Стихирокафизматарий, Октоих, Параклитик, гимнография, историческая литургика.
Введение
Благая весть о Воскресении Иисуса Христа — основная тема апостольской проповеди и краеугольный камень нашей веры. По словам св. ап. Павла, аще же дртося не воста, тще уво пропов^данУе наше, тща же й в^'ра ваша (1 Кор 15:14). Пасхальная радость христиан первых веков новой эры выплеснулась в гимны о Воскресшем Спасителе нашем и несомненно является важнейшим импульсом к зарождению христианской гимнографии. Пласт этой простой, но ясной, чистой и светлой гимнографии ранней христианской Церкви сохранился и доныне и присутствует в современном православном богослужении. Примером тому служит существенная часть воскресных стихир печатного Октоиха, идентифицированных недавно в Древнем Иадгари (далее — ДИ) [Желтов, Булаев, 2018]1. Этот древний гимнал имеет раздел, содержащий восьмигласовый комплект песнопений богослужения воскресного дня. Поскольку
Иеродиакон Епифаний (Денис Викторович Булаев) — насельник Свято Троицкой-Сергиевой лавры ([email protected]).
1 Древний Иадгари является грузинским изводом Древнего Тропология, сборника изменяемых песнопений седмичного и годовых кругов богослужения, отражающего богослужебную иерусалимскую (кафедральную) практику УТ-УШ вв. См.: [Хевсуриани, 2009; Fr0yshov, 2007].
ниже пойдет речь о воскресных стихирах древнейших самостоятельных сборников песнопений Октоиха, уместной будет и краткая характеристика тех групп моностро-фов ДИ, которые впоследствии трансформировались в корпус воскресных стихир, утеряв, однако, при этом большую часть песнопений.
Прежде всего привлекает внимание количество воскресных гимнов ДИ, в совокупности своем превышающее объем соответствующих песнопений современного Октоиха. Так, в различных списках ДИ всего выявлено 169 монострофов восьми гласов, исполняемых на «Господи, воззвах», и 209 — на хвалитех2 (в печатном Октоихе имеем, соответственно, 56 «воскресных»3 и «анатолиевых» стихир на «Господи, воззвах» и 64 — на хвалитех). Важно отметить, что в этом древнем палестинском гимногра-фическом сборнике не зафиксировано употребление стихир (или других каких-либо гимнов) на стиховне утрени воскресенья (как и вообще в случае любой праздничной службы) [Булаев, 2017, 21]. Сравнение различных списков ДИ обнаруживает высокую степень вариативности состава воскресных монострофов на «Господи, воззвах» и хвалитех, делающую, по нашему мнению, невозможным выявление общего ядра этих песнопений в сохранившихся рукописях ДИ. Наконец, отметим более развитую (в сравнении с современным Октоихом) систему различных видов восьмогласных воскресных песнопений ДИ, имеющую, наряду с комплектами строф, исполняемых на «Господи, воззвах», библейских песнях и хвалитех, восьмигласовые наборы монострофов, исполняемые на вечернем входе (аналог современного гимна «Свете тихий»), на литийном шествии на Голгофу, после чтения воскресного евангельского чтения на утрени (аналог современного гимна «Воскресение Христово видевше»), на «умовение рук» на литургии (аналог современного гимна «Иже херувимы»), на «Св. Дары» на литургии и т. д. [Wade, 2014, 741-743]. Большинство этих песнопений исчезло вследствие литургических реформ VIII-IX вв., однако некоторые строфы вошли в состав самостоятельного сборника песнопений Октоиха и сохранились в современном богослужении [Желтов, Булаев, 2018, 102-104].
Помимо обновленного состава гимнографии, древнейшие самостоятельные сборники песнопений Октоиха отличаются от соответствующего корпуса осмогласия ДИ еще и самой структурой и принципом организации песнопений сборника. Песнопения воскресного дня в ДИ (так же как и в печатном Октоихе) расположены согласно чинопоследованию, т. е. хронологически или литургически. Ранним же Октоихам (начиная с древнейшего сборника, SPA4) характерен жанровый принцип организации песнопений, при котором сборник разбит на отдельные осмогласные комплекты гимнов, имеющих жанровое родство [Hannick, 1972, 41-43]. Для жанрового Октоиха типичным является деление сборника на две части: Стихирокафизматария (часть, содержащая только монострофы — стихиры и седальны) и Канонника (преимущественно состоящего из многострофов — канонов, блаженн и степенн) [Husmann, 1972; Крашенинникова, 2006, 302-333; Булаев, 2019а]. Корпус воскресных песнопений жанрового Октоиха уже не включает в себя осмогласные комплекты песнопений входа на вечерне, гимнов после чтения утреннего Евангелия, на литургии на «умовении рук» и на «Св. Дары» и др.5, характерных древней палестинской традиции, зафиксированной в ДИ. Кроме того, важно отметить появление в списках жанрового Октоиха раздела стиховен на воскресной утрени, отсутствующего в ДИ. Другой отличительной
2 См.: [Древнейший Иадгари, 1980, 367-508].
3 Здесь и далее определение воскресный заключается в кавычки, если оно употребляется в узком, собственном смысле, используемом, например, в богослужебных сборниках как над-писание для определенного типа стихир воскресного Октоиха. Когда же имеется в виду общий род стихир, посвященных теме Воскресения, то указанное слово употребляется без кавычек. Например, к воскресным (в общем смысле) стихирам относятся как собственно «воскресные», так и «алфавитные», и «анатолиевы».
4 Обозначения для рассмотренных в этой работе рукописей расшифрованы в конце статьи.
5 Подробнее о репертуарных и композиционных различиях между древнейшими Октоихами и корпусом осмогласия ДИ см.: [Булаев, 2019Ь].
чертой корпуса воскресных стихир жанрового Октоиха является его компактность и достаточная стабильность, единообразие состава. Иером. Варфоломей (Ди Сальво) и Хр. Ханник отмечают [Salvo, 1967, 162-171; Hannick, 1972, 43-44], что ранние Октоихи незнакомы с «анатолиевыми» и «алфавитными» стихирами, но содержат только «воскресные» стихиры, которые, по их мнению, являются древнейшим ядром воскресного Октоиха. Также Хр. Ханник обращает внимание [Hannick, 1972, 43; см. также: Пентковский, 2001, 132], что воскресным стихирам вечерни и утрени присущ некий параллелизм в составе стихир: на вечерне эти стихиры представлены тремя гимнами на «Господи, воззвах» и одним на стиховне, аналогично и на утрене исследователь находит три стихиры на хвалитех и одну на стиховне. Однако в последнем утверждении Хр. Ханник допустил неточность, либо он не совсем ясно выразил свои наблюдения, что, в свою очередь, привело к некоторым неправильным выводам. Впрочем, на первый взгляд эти выводы имеют вполне убедительные подтверждения и изображают достаточно ясную и обоснованную картину развития стихирного жанра воскресного Октоиха.
«3+1» параллельная структура воскресных стихир вечерни и утрени и примеры ее нарушения
О. А. Крашенинникова на примере песнопений 5-го гласа подробно описывает [Крашенинникова, 2006, 303-306] состав Стихирокафизматария древнейшего Октоиха (SPA) и, в частности, подтверждает, что воскресные стихиры (5-го гласа) этого сборника имеют вышеописанную «3+1» структуру как для вечерни, так и для утрени. Проведя сравнительный анализ стихирокафизматарного блока 5-го гласа этого сборника и рукописи S778, исследователь отмечает «удивительную стабильность» репертуара стихир и тропарей Октоиха «на протяжении многих и многих веков» [Крашенинникова, 2006, 303-307]. В описании структуры песнопений рукописи S824 О.А. Крашенинникова также обнаруживает [Крашенинникова, 2006, 322] «3+1» структуру воскресных стихир. Сборник Sinait. gr. 781/7826, по-видимому, отражает дальнейшее развитие корпуса воскресных стихир и, наряду с «воскресными» стихирами, содержит также и дополнительный блок «анатолиевых» стихир, причем и первый тип стихир, и второй организуют отдельные группы с «3+1» структурой [Крашенинникова, 2006, 318-319].
Теперь рассмотрим свидетельства, не вписывающиеся в вышерассмотренную схему развития стихирного жанра воскресного Октоиха.
Прежде всего следует обратить внимание на сведения Студийско-Алексиевского устава [Пентковский, 2001] (далее — САУ), отражающего монашескую богослужебную практику студийской традиции XI в. Согласно сохранившимся славянским спискам САУ, принятая редакция корпуса воскресных стихир Октоиха имела отклонения от «3+1» структуры, поскольку допускала наличие двух (а не одной) стихир на воскресной стиховне утрени7. Ошибочной является попытка объяснить8 это отклонение введением в обиход Октоиха известного нам корпуса «анатолиевых» стихир. Действительно, кажется странным, что из всего собрания «анатолиевых» стихир вошли в употребление САУ стихиры только на утренней стиховне, и причем только
6 Сборник Sinait. gr. 781/782, датируемый X или XI в. (варианты датировок см.: [Булаев, 2019a]) представляет собой уникальный памятник древнейшего Октоиха, песнопения которого организованы хронологически (литургически), т. е. в соответствии с чинопоследованием.
7 См., например, указание САУ в Неделю праотец: нд стн(х)вн^ tTimpa вискр^(с)нд дивонцю дще лн дивд гестд стн(х)внд погетд tA по геднною ока н ст^и отроки [Пентковский, 2001, 304]. Сведения О. А. Крашенинниковой о возможной второй воскресной стихире на стиховне вечерни [Крашенинникова, 2006, 334] ошибочны, поскольку основываются на цитате (нд стнховь(н) пьрвын вискр^(с) двон(ц) д виторы геднною), относящейся не к вечерней, а к утренней стиховне (см.: [Пентковский, 2001, 264]).
8 См.: [Крашенинникова, 2006, 318, 336].
для отдельных гласовых групп9. Кроме того, приведенные в САУ инципиты этих «дополнительных» стихир 1-го и 2-го гласов (соответственно, Ц(с)рь не(с)нын 3а члвколю [Пентковский, 2001, 262] и Мкоже гавн са де на крь(с) [Пентковский, 2001, 264]) не позволяют отнести эти гимны к известным по печатному Октоиху «анатолиевым» стихирам. Нет сомнений, что первый инципит соответствует воскресной стихире 1-го гласа 'О РаочЛеид тыу оирауыу 81а фнАауЭрыляау10, в частности, обретаемой в рукописи S778 в качестве второй (!) стихиры на стиховне субботы вечера и, по всей видимости, являющейся прототипом или канвой для составления одной из «алфавитных» стихир того же гласа [Булаев, 2017, 17, 19-20]. Надо полагать, что второй инципит (2-го гласа) в современных богослужебных сборниках идентифицируется с «подобном» того же гласа 'Од ыраЭ^д Хрюге для господивоззвашных стихир вторника и среды первой седмицы Великого поста, полный текст которого в печатных сборниках не обретается. Впрочем, судя по свидетельствам древних списков Октоиха, эта воскресная стихира (см. Ст25 в конце статьи в «Списке воскресных стихир, не вошедших в современный Октоих») ранее была достаточно популярна.
Примеры отклонения от «3+1» структуры воскресных стихир известны также в блоке песнопений 1-го гласа некоторых древних синайских Октоихов [Булаев, 2017, 17-21]. Упоминаемая выше стихира Ст11 в рукописи S778 фигурирует как 2-я стихира на вечерней стиховне субботы, а рукопись S780 полагает стихиру Ст12 второй на утренней стиховне воскресенья. Таким образом, согласно представленным в соответствующей статье данным [Булаев, 2017, 17-18, 22], блок воскресных стихир 1-го гласа в рукописях S779 и S792 имеет «3+1» структуру как для вечерни, так и для утрени; в рукописи S778 ^780) имеет «3+1» структуру для утрени (вечерни) и «3+2» структуру для вечерни (утрени); а в рукописи S790, наряду с «воскресными» стихирами, содержит также «анатолиевы» и «алфавитные» стихиры. Отметим, что все эти 5 списков Октоиха относятся к одному, синайскому, собранию и, пожалуй, отстоят датировкой друг от друга максимум на одно столетие; поэтому противоречат мнению об «удивительной стабильности» репертуара стихир Октоиха «на протяжении многих и многих веков» [Крашенинникова, 2006, 307].
Наличие древних воскресных стихир, не вошедших в репертуар современного Октоиха и также не вписывающихся в «3+1» структуру или современную структуру воскресных стихир Октоиха, зафиксировано М. Йовчевой [Йовчева, 2004, 211-216] в некоторых славянских списках Октоиха. Так, в разделе воскресных стихир 7-го гласа на вечерней стиховне некоторые славянские Октоихи содержат стихиру нспроврьже сьмрть, текстологически идентичную11 представленной в конце статьи Ст725. Так называемый Кичевский Октоих в качестве 3-й стихиры 8-го гласа на вечерней стиховне содержит стихиру дне" адя стенА вопйе юн^к [Йовчева, 2004, 212], которая, по всей видимости, является известной стихирой Егщероу о А8^д огеуыу Род- ЕиуёферЁ цоь, исполняемой на «Господи, воззвах» в Великую Субботу. Многие славянские списки Октоиха содержат на хвалитех 8-го гласа стихиру гй егда на крт^ [Йовчева, 2004, 215-216], которой М. Йовчева не нашла греческое соответствие [Йовчева, 2004, 104]. Действительно, эта стихира не содержится в современных богослужебных сборниках и, насколько нам известно, не публиковалась в научных трудах, однако эта стихира была очень популярна и в древних греческих Октоихах (см. Ст830).
Итак, мы рассмотрели некоторые примеры отклонения от «3+1» структуры воскресных стихир Октоиха, обусловленного прежде всего обширностью древнего
9 Сохранившиеся списки САУ свидетельствуют о том, что соответствующая редакция Октоиха имела две воскресные стихиры на утренней стиховне в случае гласов 1, 2 и 8 (см.: [Пентковский, 2001, 262, 264, 274]) и одну стихиру — в случае гласов 3, 5 и 6 (см.: [Пентковский, 2001, 261, 265, 268, 271]). О количестве соответствующих стихир гласов 4 и 7 в САУ сведений нет.
10 В «Списке воскресных стихир, не вошедших в современный Октоих», представленном в конце этой статьи, эта стихира обозначена как Ст11.
11 Отметим, что стихиру тпроврьже (ьмрть М. Йовчева ошибочно идентифицирует [Йовчева, 2004, 211] с тропарем 6-й песни крестовоскресного канона 5-го гласа 'ЕсткгЛеистад тоу бауатоу, ка1 пиЛад .
репертуара стихирного жанра воскресного Октоиха, превышающего современный корпус 64 «воскресных» стихир. Отметим теперь, что и вышеприведенное утверждение об относительной древности «воскресных» стихир по сравнению со стихирами «анатолиевыми» требует корректировки в свете последних открытий, касающихся богослужения достудийского периода.
О сравнительной древности «воскресных» и «анатолиевых» стихир
Тексты ДИ свидетельствуют о том, что значительная часть (более трети) «воскресных» стихир относятся к гимнографии доиконоборческой эпохи [Желтов, Булаев, 2018]. Однако среди монострофов ДИ были обнаружены и гимны (числом шесть), текстологически идентичные стихирам современного корпуса «анатолиевых» стихир [Желтов, Булаев, 2018]. «Анатолиевы» стихиры были известны и иерусалимскому Тропологию новой редакции12. Например, в сборнике Sinait. gr. NE МГ 56/5 нами обнаружено шесть «анатолиевых» стихир13, а в сборнике РНБ греч. 44 (Codex Sinaiticus Liturgicus) присутствуют две «анатолиевы» стихиры в осмогласном блоке песнопений воскресной литургии14. В общей сложности в сборниках Древнего и Нового Тропологиев, отражающих древне-палестинскую (достудийскую) богослужебную традицию, выявлено 13 гимнов (с учетом совпадения некоторых гимнов), впоследствии вошедших в современный корпус «анато-лиевых» стихир. Таким образом, приведенные свидетельства не подтверждают древность «воскресных» стихир в сравнении со стихирами «анатолиевыми». Впрочем, замечание справедливо в отношении лишь некоторых (хотя и достаточно многочисленных) песнопений, но не всего корпуса «воскресных» или «анатолиевых» стихир.
В древнейшем самостоятельном сборнике песнопений Октоиха SPA, как и в подавляющем большинстве дошедших до нас древних списков Октоиха, действительно отсутствуют «анатолиевы» стихиры. Однако на этом лишь основании делать выводы о более позднем возникновении «анатолиевых» стихир (см., например, рассуждения иером. Варфоломея (Ди Сальво) [Salvo, 1967, 165-170]) кажется слишком поспешным. В качестве контрпримеров можно привести свидетельства палимпсеста Sinait. gr. 446, нижний слой которого датируется IX в. и сохранил фрагменты 12 «анатолиевых» (и 11 «воскресных») стихир гласов 2, 5-7; древнейшими же памятниками, содержащими полный корпус «анатолиевых» стихир, являются сборники Sinait. gr. 794 (992 г.) и Crypt. gr. 38 (E а VII) (X в.). Следовательно, в период ранней студийской практики корпус «анатолиевых» стихир также был известен, но, вероятно, существовал параллельно краткой студийской редакции репертуара воскресных стихир Октоиха. Тем не менее, следует отметить, что в некоторых источниках XII-XIII вв. «воскресные» стихиры называются «древними» (та ар%а1а) [Скабалланович, 1913, 116; Salvo, 1967, 170-175], очевидно, в сравнении с «анатолиевыми» и «алфавитными» стихирами. Можно предположить, что новизна «анатолиевых» (и «алфавитных»?) стихир обусловлена не временем их возникновения, а относительно поздней их рецепцией на всем христианском Востоке как гимнографии с достаточно новой (для византийского богослужения) и сложной «восточной» мелодикой.
Воскресные стихиры жанровых Октоихов
Рассмотренные различные мнения и свидетельства о составе и структуре корпуса воскресных стихир древних Октоихов выглядят несколько противоречивыми. Очевидно, что для снятия или объяснения выявленных фактов несогласованности требуется более подробный анализ стихирного репертуара древнего воскресного Октоиха с привлечением возможно б0льшего количества источников.
12 О структуре и составе гимнов Нового Тропология см.: [Хевсуриани, 2009, 421-424; Никифорова, 2013, 28-93, 195-235].
13 См.: [Никифорова, 2013, 197-226].
14 См.: [Никифорова, 2016, 796].
Целью этой статьи является исследование структуры и состава корпуса воскресных стихир древнего Октоиха на примере сборников, наиболее полно сохранивших древнейшие особенности исследуемой гимнографии, а именно — жанровых греческих Октоихов. Как уже отмечалось выше, жанровый тип Октоиха характерен для ранних самостоятельных сборников песнопений Октоиха. В XII в. получают распространение другие, более удобные для богослужебного применения типы организации песнопений Октоиха — комбинированный (жанрово-литургический) и литургический (хронологический) [Булаев, 2019а], которые к концу XIII в. полностью вытесняют жанровый тип греческого Октоиха. За весь период существования Октоиха с жанровым типом организации песнопений нами обнаружено 16 таких рукописей, содержащих воскресные стихиры. Список этих сборников, положенных в основу настоящего исследования, приведен в конце статьи.
Структура воскресных стихир источников представлена в виде Таблиц 1 и 2.
группа 1 группа 2
8789 С13 Б827 Б779 Б799 Б2018
1 гл. В 3+1 ? 3+1 3+1 ? ?
У 3+1 ? - 3+1 ? ?
2 гл. В 3+1 ? 3+1 3+1 ? ?
У 3+1 ? - 3+1 ? ?
3 гл. В 3+1 ? 4 3+1 3+1 3+1
У 3+1 ? - 3+1 3+1 3+1
4 гл. В 3+1 ? 3+? 3+1 3+1 3+1
У 3+1 ? - 3+1 3+1 3+1
5 гл. В 3+1 3+1 3+1 3+1 3+1 3+1
У 3+1 4 - 3+1 4 3+1
6 гл. В 3+1 3+1 4 3+1 3+1 3+1
У 4 3+1 - 3+1 3+1 3+1
7 гл. В 3+1 3+1 4 3+1 3+1 3+1
У 3+1 3+1 - 3+1 4 3+1
8 гл. В 4 3+1 3+1 3+1 4 3+1
У 4 4 - 3+1 4+1 3+1
таблица 1. «3+1» структура воскресных стихир жанровых октоихов. Во второй строке указаны шифры рукописей, список и сведения о которых приведены в конце статьи. Первый столбец — гласовая группа стихир; во втором столбце «В» соответствует стихирам вечерни субботы, «У» — утрени воскресенья. В ячейках таблицы «3+1» означает, что в соответствующей гласовой группе песнопений вечерни (или утрени) соответствующая рукопись обнаруживает три стихиры на «Господи, воззвах» (на хвалитех) и одну стихиру на стиховне; если в ячейке указана только одна цифра (4), то это означает, что в соответствующем месте рукописи не обнаружено надписание, назначающее последнюю стихиру к исполнению на стиховне, и поэтому все стихиры отнесены ко главной группе стихир на «Господи, воззвах» или хвалитех; знаком «?» обозначены утерянные песнопения рукописи, знаком «-» обозначены песнопения, не включенные в рукопись по той или иной причине; цветовым выделением (для удобства восприятия) в ячейке выделен случай отклонения от «3+1» структуры соответствующих стихир.
группа 3 группа 4
5РА 8824 8778 8780 8792 8784 8790 А4 8795 8817
1 гл. В ? ? 3+2 3+1 3+1 3+1 7+4 ? 6+5 ?
У ? ? 3+1 3+2 3+1 4 3+5 ? 6+2 ?
2 гл. В ? ? 3+2 3+1 3+2 3+1 7+4 ? 6+5 ?
У ? ? 3+1 3+2 3+3 5 3+5 ? 7+1 ?
3 гл. В 3+1 ? 3+1 3+1 3+2 4 7+4 ? 6+5 ?
У 3+1 ? 3+2 3+2 3+3 4 3+5 ? 3+5 ?
4 гл. В 3+2 3+1 3+1 3+1 3+1 3+3 7+4 ? 6+5 ?
У 3+3 4+2 3+1 3+2 3+3 3+1 3+5 ? 3+5 ?
5 гл. В 3+1 3+1 3+1 3+1 3+2 4 7+4 ? 6+5 ?
У 3+1 4 3+1 3+2 3+3 4 8 ? 7+1 ?
6 гл. В 3+3 3+1 3+1 3+1 3+2 3+1 7+4 7+4 7+4 ?
У 3+3 3+1 3+1 3+1 3+2 3+1 3+5 8 8 ?
7 гл. В 3+3 3+1 3+1 3+1 3+3 3+1 7+4 7+4 7+4 7+4
У 3+2 3+1 3+1 3+1 3+3 3+1 3+5 8 8 8
8 гл. В ? 3+1 3+1 3+1 ? 3+3 7+4 7+4 7+4 7+4
У ? 3+1 4+1 4+1 ? 6 3+5 3+5 9 8
Таблица 2. Отклонение от «3+1» структуры воскресных стихир жанровых Октоихов. Во второй строке указаны шифры рукописей, список и сведения о которых приведены в конце статьи. Первый столбец — гласовая группа стихир; во втором столбце «В» соответствует стихирам вечерни субботы, «У» — утрени воскресенья. В ячейках таблицы «х + у» означает, что в соответствующей гласовой группе песнопений вечерни (или утрени) соответствующая рукопись обнаруживает х стихир на «Господи, воззвах» (на хвалитех) и у стихир на стиховне; если в ячейке указана только одна цифра, то это означает, что в соответствующем месте рукописи не обнаружено надписание для стихир на стиховне и все стихиры отнесены ко главной группе (на «Господи, воззвах» или хвалитех); знаком «?» обозначены утерянные песнопения рукописи; цветовым выделением (для удобства восприятия) в ячейке выделены случаи отклонения от «3+1» структуры соответствующих стихир.
Исследованные рукописи можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся сборники (см. Таб. 1), имеющие «3+1» структуру стихир воскресного Октоиха, причем стихиры эти принадлежат к современному корпусу «воскресных» стихир. Вторая группа рукописей (см. Таб. 1) также обнаруживает «3+1» структуру для воскресных стихир, однако среди последних встречаются стихиры, не известные печатному Октоиху: в сборниках 5779 и S2018 на утренней стиховне 4-го гласа полагаются, соответственно, стихиры Ст413 и Ст414, а рукопись 5799 третьей хвалит-ной стихирой 8-го гласа имеет стихиру Ст830. Последнее песнопение присутствует во многих древних Октоихах (см. «Список воскресных стихир, не вошедших в современный Октоих», представленный в конце статьи) как хвалитная воскресная стихира 8-го гласа. Как видно из Таб. 1 и 2, в сборниках не наблюдается регулярности
в назначении последней (или последних) стихир вечерни и утрени для исполнения на стиховне. Впрочем, отсутствие соответствующей надписи раздела (например, той ori^ou) можно объяснить и невнимательностью писца, и плохой сохранностью рукописи или текста, и т. под.; поэтому мы не беремся делать какие-либо выводы по этому поводу, но просто фиксируем в таблицах соответствующие случаи. Следует отметить, что в некоторых случаях порядок «воскресных» стихир в рукописях отличается от ныне принятого. В сборнике S2018 2-я и 3-я хвалитные «воскресные» стихиры 6-го гласа имеют обратный порядок по сравнению с порядком соответствующих стихир печатного Октоиха. Известная по печатному Октоиху «воскресная» стихира 7-го гласа на вечерней стиховне в рукописи S779 обретается как третья хвалитная стихира, сдвигая при этом порядок соответствующих хвалитных стихир современного корпуса на одну позицию вверх. В некоторых рассмотренных в этой работе рукописях (S789, C13, S779, S2018 и S778) и во многих других более поздних списках Октоиха известные нам по печатному Октоиху 2-я и 3-я хвалитные «воскресные» стихиры 8-го гласа имеют обратный порядок.
Рукописи, воскресные стихиры которых не вписываются в «3+1» структуру, представлены в Таб. 2. В этой таблице третью группу (наибольшую по количеству принадлежащих ей рукописей) Октоихов составляют сборники, незнакомые с корпусом «анатолиевых» и «алфавитных» стихир (в некоторых случаях, впрочем, содержащие и отдельные стихиры, в современном Октоихе принадлежащие к корпусу «анатолиевых» стихир) и содержащие ряд древних воскресных стихир, не вошедших в современный Октоих. Список последних представлен в конце статьи и содержит 31 стихиру. Таким образом, древнейшие Октоихи наряду с известными 64 «воскресными» стихирами содержали также значительный пласт гимнографии, впоследствии вытесненный «анатолиевыми» и «алфавитными» стихирами. Тем не менее, часть сборников третьей группы также содержит и некоторые «анатолиевы» стихиры. Нынешняя первая «анатолиева» хвалитная стихира 2-го гласа в рукописи S792 обретается второй стихирой на утренней стиховне, а вторая «анатолиева» хвалитная стихира 3-го гласа в той же рукописи поставлена третьей стихирой на утренней стиховне. В рукописи S824 в качестве третьей хвалитной стихиры 4-го гласа находим «анатолиеву» стихиру, полагаемую в печатном Октоихе первой (после «воскресных» стихир) на «Господи, воззвах». В той же рукописи господивоззвашная вторая «анатолиева» стихира полагается на утренней стиховне, а в рукописях S780 и S792 эта стихира полагается также на утренней стиховне, но второй по счету. Рукопись S784 третьей стихирой на вечерней стиховне 8-го гласа имеет известную по печатному Октоиху третью «анатолиеву» хвалитную стихиру. Как видно из Таб. 2, сборники SPA, S824 и S778, представленные выше как примеры c «3+1» структурой воскресных стихир [Hannick, 1972, 43; Крашенинникова, 2006, 304-305, 307, 322], на самом деле являются примерами отклонения от этой структуры15. В совокупности своей третья группа рукописей (см. Таб. 2) свидетельствует о том, что хотя современный корпус «воскресных» стихир и составляет большинство или ядро всех стихир древнейших воскресных Октоихов, но это ядро не являлось неизменным, присущим всякой древней рукописи Октоиха, напротив, в различных рукописях оно видоизменялось как по составу, так и по структуре; не являлось это ядро и единственным источником воскресных стихир древних Октоихов, поскольку некоторые рукописи (а их среди исследованных в данной работе большинство) наряду с «воскресными»
15 Отметим, что сохранившиеся воскресные стихиры сборника S824 только в случае утренних стихир 4-го гласа обнаруживают отклонение от «3+1» структуры, назначая в этом случае четыре стихиры на хвалитех и две на стиховне. Тем не менее, сборник этот служит также примером, опровергающим мнение о том, что якобы современные «воскресные» стихиры и составляли единственный корпус воскресных стихир древнейших Октоихов. Среди 42 воскресных стихир этого сборника две стихиры ныне относятся к «анатолиевым» стихирам, а пять являются древними стихирами, не вошедшими в современный корпус воскресных стихир.
стихирами содержат и другие стихиры, часть которых вышла из богослужебного употребления, другая часть сохранилась и обретается или в качестве стихир Цветной Триоди (см. в Списке стихир в конце статьи), или в качестве «анатолиевых» стихир. Следует отметить, что рукописи третьей группы нельзя рассматривать как некую расширенную редакцию корпуса воскресных стихир Октоиха (в сравнении с краткой, представленной в Таб. 1), поскольку набор и порядок дополнительных стихир этих списков Октоиха уникальны для каждой рукописи этой группы.
Четвертая группа (см. Таб. 2) состоит из рукописей с увеличенным количеством воскресных стихир за счет включения современных корпусов «анатолиевых» и «алфавитных» стихир. Состав воскресных стихир сборника S790 тот же, что и в печатном Октоихе, отметим только отличный от ныне принятого порядок господивоззваш-ных «анатолиевых» стихир 2-го и 6-го гласов и назначение четвертой «воскресной» хвалитной стихиры (и последующих за ней стихир?) к исполнению на стиховне. Сохранившиеся воскресные стихиры рукописей A4 и S817 показывают тот же порядок и структуру, что и в современном Октоихе (за исключением порядка «анатолиевых» стихир 6-го гласа на «Господи, воззвах» и назначения четвертой «воскресной» хвалитной стихиры 8-го гласа к исполнению на утренней стиховне в сборнике A4). Состав воскресных стихир рукописи S795 отличается от ныне принятого наличием стихиры Ст830 в блоке хвалитных стихир 8-го гласа; порядок «воскресных» стихир 7-го гласа и «анатолиевых» стихир 4-го гласа на хвалитех и 6-го гласа на «Господи, воззвах» в рукописи отличен от современного; последняя (четвертая) «анатолиева» стихира на «Господи, воззвах» и последние «воскресная» и «анатолиева» на хвалитех в рукописи назначаются к исполнению на стиховне (хотя соответствующая надпись проставлена в сборнике нерегулярно). Таким образом, рукописи четвертой группы можно отнести к окончательной редакции всего корпуса воскресных стихир Октоиха, свободной от древней гимнографии, которая широко представлена в сборниках третьей группы. Рукописи S790 и A4 свидетельствуют о том, что такое окончательное формирование стихирного жанра воскресного Октоиха в некоторых областях православного Востока сложилось уже в XI в.
Заключение
В работе рассмотрены состав и структура корпуса воскресных стихир рукописей Октоиха жанрового типа. На примере 16 таких сборников показано, что списки Октоихов можно отнести к четырем группам (см. Таб. 1 и 2). Часть рукописей (см. Таб. 1) Октоиха имела краткую редакцию корпуса воскресных стихир со строгой «3+1» структурой стихирного гласового блока воскресного Октоиха. Согласно такой структуре в субботу вечера полагалось к исполнению три стихиры на «Господи, воззвах» и одна стихира на стиховне, аналогично в воскресенье утра полагалось три стихиры на хвалитех и одна стихира на стиховне. Такую структуру имеют рукописи первой группы (состоящей из трех источников), содержащие исключительно «воскресные» стихиры, а также рукописи второй группы (состоящей также из трех источников), корпус воскресных стихир которых имеет некоторые отклонения в составе стихир в сравнении со списками первой группы. Третью группу (см. Таб. 2) жанровых Октоихов (состоящую из шести источников, к которым относятся и древнейшие списки Октоихов) составляют сборники, репертуар воскресных стихир которых более обширен, чем в первых двух группах, и поэтому не вписывается в «3+1» структуру. Воскресные стихиры жанровых Октоихов этой группы содержат некоторые отдельные «анатолиевы» стихиры печатного Октоиха, а также песнопения (всего обнаружена 31 стихира), не вошедшие в печатный Октоих. Состав воскресных стихир четвертой группы (см. Таб. 2) жанровых Октоихов (состоящую из четырех источников) характеризуется окончательным формированием стихир-ного жанра воскресного Октоиха с включением в общий корпус стихир собственно «воскресных», а также «анатолиевых» и «алфавитных» и исключением древней
гимнографии, присущей рукописям третьей группы. Такая обновленная редакция корпуса воскресных стихир является, пожалуй, признаком второго палестинского влияния на студийскую богослужебную традицию.
Список воскресных стихир, не вошедших в современный Октоих
В нижеприведенном списке для каждой стихиры сначала указано ее обозначение (в котором верхний индекс означает глас песнопения, нижний — порядковый номер в списке), далее приведен инципит гимна, затем в квадратных скобках указаны источники, содержащие соответствующее песнопение. Из представленной в Списке 31 стихиры девять обретается в «Инципитарии» Э. Фоллиери (см. ниже), две из них ныне относятся к песнопениям Цветной Триоди. Необходимо отметить, что данный список содержит лишь воскресные стихиры, в древних Октоихах полагаемые к исполнению в вечер субботы и утро воскресенья, т. е. не является полным списком всех воскресных стихир, впоследствии вышедших из употребления. Собственно, он не содержит все 24 «анатолиевы» стихиры (из корпуса «80 анатолиевых» стихир16), ранее полагаемые к исполнению в вечер воскресенья и присутствующие, например, в рукописи S795; не содержит он и другие воскресные стихиры (например, представленные в Sinait. gr. 794 на лл. 215r-216v)17 литургическая функция которых осталась неизвестной по тем или иным причинам.
Ст11 'О PaaiÀeùç xôv oûpavôv Sià фЛоуЭрыляау... [Follieri, 1962, 7; S778, л. 1r] Ст12 T^v àraxàÀnnxôv Sou Suva^iv... [S780, л. 1] Ст23 "EÀeyev %aipEXE xaïç yuvaiÇiv... [S792, л. 23r] Ст24 Ti xà ^upa xoïç SâKpuoi Ma9|xpiai KipvâxE...
[nevTrjKoozâpiov, 1890, a. 42; S780, л. 7v]
Ст25 'Qç ¿>pâ9nç Xpiorè Êv тф Ехаирф...
[Follieri, 1965, 227; S778, л. 8; S792, л. 22r; S784, л. 8v] Ст36 Kpunxo^evov xôv nêxpov EÙpoûaa... [Follieri, 1961, 298; S780, л. 11r] Ст37 О (sic) 9avàx« aou XpiaxÊ^ 9avax«aaç xôv 9àvaxov... [S79218, л. 45B r] Ст38 Oî 9uÀàaaovxEç xôv x«9ov axpaxiôxai.
[Follieri, 1962, p. 69; S778, л. 15v; S792, л. 46r] Ст49 Aeûte npoaKuv|a«^Ev xô ^v^a xoû AEonôxou... [S824, л. 6v] Ст410 E'inaxE napàvo^oi IouSàoi... [S792, л. 67v-68r] Ст411 'Ev àpxô ^v о ЛÔYoç. [SPA, л. 23r; S784, л. 27v] Ст412 'Ея! хд àvaaxàaEi xoû Zwx^poç... [S824, л. 6v] Ст413 Пои EÎaiv aî o^paYÎSEç xoû ^v|^axoç.
[Follieri, 1962, 349; SPA, л. 24r; S779, л. 11r; S784, л. 27v] Ст414 Прыха1 x^v àvàoxaaiv ElSov YuvaÏKEç...
[SPA, лл. 23v-24r; S824, л. 6v; S780, л. 15v; S792, л. 67v; S2018, л. 9r]
16 См.: [Булаев, 2019b].
17 Здесь и далее в ссылке на лист рукописи индекс номера листа «г» (recto) означает лицевую сторону листа, а индекс «v» (verso) — обратную, если же указан номер без индексов, то имеются в виду обе стороны листа.
18 В рукописи S792 два (смежных) листа имеют номер 45.
Ст515 ЕифршушЭыаау о1 оирауоь ка! ауа^^ьааЭы ^ у^- ка! яаута та ¿V аитоТд...
[FoШeri, 1960, 561; S792, л. 91v-92r]
Ст516 Потта бй^аааь Еытг|р... [S824, л. 13г]
Ст517 ФЛdv9рыяE, цёуа ка! avEÍкаo■тоv... [ПEVтnкоoтdрюv, 1890, 23; S792, л. 92]
Ст618 Av£oтng ¿к той тdфоu Еыт^р- ¿яеогпд... [S792, л. 116^
Ст619 Аь' Euaя^аYxvlаv афатоу... [SPA, л. 60v]
Ст620 T6v яроап^^стта ¿v тф Етаирф... ^РА, л. 59v; S792, л. 116г]
Ст621 Ты—19 ф9ё^Ето 9рп^тЕ 6v ^пте!те... ^РА, л. 60]
Ст622 ----той Патрод... [SPA, л. 59v]
Ст723 ГuvаíкEg оик ËvËкрыaаv. [SPA, л. 77г; S792, л. 138г; S784, л. 58г]
Ст724 'EvËкрыaаg Еои фй^акад... [S792, л. 138v-139r]
Ст725 'Еакй^Еиаад т6v 9dvатоv тд тафд Еои... [SPA, л. 77г; S792, л. 138г]
Ст726 Нюх^поау о! aфроvEg '1ои8аю1... [S784, л. 58г]
Ст727 0аvdты той 9аvdтоu т6 крdтоg ^иаад... [S792, л. 138v]
Ст728 —аь Yuvаl^iv ¿Ропота;... ^РА, лл. 77v-78r]
Ст829 AvËaтnд ¿к VEкрыv ХрюгЕ о ©Еод... ^784, л. 65v]
Ст830 Кйр1Е, оте тф Етаирф яроап^®9пд...
^778, л. 47^ S824, л. 36г; S780, л. 34г; S799, л. 63; S784, л. 66г; S795, л. 66^
Ст831 'Ор9р!отааа1 кате^ары^- а! цирофорои.. [S784, л. 66]
Список сокращений
ДИ — Древний Иадгари
РНБ — Российская национальная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина САУ— Студийско-Алексиевский устав Ст — стихира
Список использованных рукописей
Ниже приведен список исследованных в данной работе рукописных источников, представленный в хронологическом (с точностью до вариантов датировки) порядке. Для каждого источника сначала указано его обозначение, принятое в данной работе; затем — шифр рукописи (в случае, если рукопись состоит из нескольких частей, то через наклонную черту указаны все шифры известных частей рукописи); в некоторых случаях в круглых скобках указаны также альтернативные обозначения или принятые наименования рукописей; далее — датировка источника (или, через знак «||», несколько вариантов датировки, если последняя спорна). Авторство указанных датировок зашифровано в качестве верхнего индекса последних. Литература, в которой представлена та или иная датировка, находится в общем библиографическом списке, причем используемый здесь шифр автора датировки указан в квадратных скобках в начале библиографического описания источника.
SPA Sinаit. gr. 1593^оп^ Add. 26113/СаП:аЬг. Add. 1879.3^пай. gr. 776
(«Рагас1еУсе sinaitica ап^иа») VШ-IX вв. КаХФ || IX в. ГБе || 1Х-Х вв. АСКл || X в. И Б779 Sinait. gr. 779 X в. ГКл || XI в. А
19 Здесь и далее неразборчивый текст обозначается символами —. 58 Христианское чтение № 3, 2019
S824 Sinait. gr. 824 IX в. фбу || X в. Кл || XII в. Г || XIII в. А
S778 Sinait. gr. 778 X-XI вв. Г || XI в. АКл
S792 Sinait. gr. 792 XI в. ГКл || X-XI вв. А
S780 Sinait. gr. 780 X-XI вв. Г || XI в. Кл || XI-XII вв. А
S790 Sinait. gr. 790 XI в. АГКл
A4 Athos, Laura Г 4 XI в.Е
S799 Sinait. gr. 799 XI в. Г || XI-XII вв. Кл || XII в. А
S784 Sinait. gr. 784 XII в. АГКл
S2018 Sinait. gr. 2018 XII в. Кл
C13 Crypt. gr. 19 (А. у. XIII) XII в. Р
S789 Sinait. gr. 789 XII в. ГКл || XIII в. А
S795 Sinait. gr. 795 XII в. Кл || XII-XIII вв. Г || XIII в. А
S817 Sinait. gr. 817/РНБ греч. 450 1258 г.
S827 Sinait. gr. 827 XIII в. ГКл || XIV в. А
Источники и литература
1. Бенешевич (1917) [Бе]20 — Описание греческих рукописей монастыря святой Екатерины на Синае. Т. 3. Вып. 1: Рукописи 1224-2150 / под ред. В. Н. Бенешевича. Петроград: Тип. В.Ф. Киршбаума, 1917. IV, 354 с.
2. Булаев (2017) — Епифаний (Булаев), иерод. Воскресные стихиры 1-го гласа в древнейших синайских рукописях Октоиха // Вестник ЕДС. 2017. № 4(20). С. 11-26.
3. Булаев (2019а) — Епифаний (Булаев), иерод. Жанровый состав и типология древнейших рукописных Октоихов // Христианское чтение. 2019. № 2. С. 31-47.
4. Булаев (2019b) — Епифаний (Булаев), иерод. Октоих // Православная энциклопедия (принято к печати). М., 2019.
5. Древнейший Иадгари (1980) — Древнейший Иадгари (на грузинском) / под ред. Е. Метревели, Ц. Чанкиевой, Л. Хевсуриани. Тбилиси: Мецниереба, 1980. 942 с. (^Qßg^gbo 05^2,560 / ЭтЭЪбфдЪ д. ЭдфАдзз^о, ß. $¿630330, <. ЬдзЪ£)Ао5бо. ш&о<оЪо: 9ду6одАд&5, 1980. 942 23)
6. Желтов, Булаев (2018) — Желтое М, свящ, Епифаний (Булаев), иерод. Стихиры воскресного Октоиха в Древнем Тропологии // Христианское чтение. 2018. № 3. С. 94-111.
7. Йовчева (2004) — Йовчева М. Солунският Октоих в контекста на южнославянските Октоиси до XIV в. София: Кирило-Методиевски научен център, 2004. 479 с. (Кирило-Мето-диевски студии. Кн. 16).
8. Капустин (1870) [А] — Антонин (Капустин), архим. KaxaXoyog xwv eX^nviKwv XEtpoypaywv x^g £v тф Xiva öpa ßißXio9r|Kng [Рукопись]. Синай, 1870. URL: https://www.loc. gov/item/00271070044-ms/ (дата обращения: 17.04.2019).
9. Крашенинникова (2006) [Ф]21 — Крашенинникова О. А. Ранневизантийские и славянские источники по истории формирования славянского Октоиха IX-X веков // Древнеславянский
20 Здесь и далее в квадратных скобках указаны шифры авторов датировок рукописей, применяемые в Списке использованных рукописей.
21 В работе О. А. Крашенинниковой приводятся важные уточнения Б. Л. Фонкича на датировки рукописей SPA и S824. См.: [Крашенинникова, 2006, 302, 321].
Октоих св. Климента, архиепископа Охридского: По древнерусским и южнославянским спискам XIII-XV веков. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 290-382.
10. Никифорова (2013) — НикифороваА.Ю. Из истории Минеи в Византии: Гимногра-фические памятники VIII-XII вв. из собрания монастыря святой Екатерины на Синае. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с.
11. Никифорова (2016) — Никифорова А.Ю. Codex Sinaiticus Liturgicus: к истории и типологии кодекса // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XX (2) (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 20-22 июня 2016 г. / под ред. Н. Казанского. СПб.: Наука, 2016. С. 776-802.
12. Пентковский (2001) — Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001. 432 с.
13. Скабалланович (1913) — Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. II. К., 1913. XIV, 336 с.
14. Хевсуриани (2009) — Хевсуриани Л Иадгари // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419-424.
15. Пеухпкостхарюу (1890) — Пеутпкоогарюу x«PHÔctuvov, xr|v ало xoù Паства це^рь x^ç xwv Äyiwv nâvxwv KupiaKr|ç àv^Kouaav айтф aKoXou9iav. Bevexia: ék xoù kW. тип. «О Фот|», 1890. n', 230 ст.
16. Xnupiöwv, EÙCTxpaxtâSnç (1925) [Е] — Znvpiôav Лаирштцд, Zaqipôvioç Evarpanâôriç KaxâXoyoç xwv kwSîkwv x^ç MgyÎCTxnç Лаирад (x^ç év Ayiw "Opei). Paris: Librairie Ancienne Honoré Champion, 1925. 8', 314 ст.
17. Bucca (2006) [Бу] — Bucca D. Un antico manoscritto innografico di origine orientale: il Sin. gr. 824 // Rivista di studi bizantini e neoellenici. 2006. № 43. P. 87-136.
18. Cavallo (1967) [Ка] — Cavallo G. Ricerche sulla maiuscola biblica. Vol. 1. Firenze: Le Monnier, 1967. IX, 152 p. (Studi e Testi di Papirologia Editi dall'Istituto Papirologico "g. Vitelli" di Firenze, 2).
19. Clark (1952) [Кл] — Clark K. W. Checklist of Manuscripts in St. Catherine's monastery, mount Sinai, microfilmed for the Library of Congress. Washington: Library of Congress Photoduplication Service, 1952. XI, 53p.
20. Easterling (1962) [И] — Easterling P. Hand-list of the additional Greek manuscripts in the University Library, Cambridge // Scriptorium. Vol. 16. Is. 2. 1962. P. 302-323.
21. Follieri (1960) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 1. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1960. XXVIII, 590 p.
22. Follieri (1961) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 2. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1961. XXII, 570 p.
23. Follieri (1962) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 3. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1962. XXII, 618p.
24. Follieri (1965) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 5. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1965. XXII, 329 p.
25. Frayshov (2007) — Frnyshov S.S.R.. The Early Development of the Eight Mode Liturgical System in Jerusalem // St. Vladimir's Theological Quarterly. Vol. 51. 2007. P. 139-178.
26. Gardthausen (1886) [Г] — Gardthausen V. Catalogus codicum Graecorum Sinaiticorum. Oxonii: E Typographeo Clarendoniano, 1886. VIII, 295, 32 p.
27. Hannick (1972) [Х] — Hannick C. Le texte de l'Oktoechos // Dimanche. Office Selon Les Huit Tons. ÔKxwnXoÇ. [Chevetogne] Belgique: Éditions de Chevetogne, 1972. P. 37-60. (La prière des Églises de rite byzantin; 3).
28. Husmann (1972) — Husmann H. Hymnus und Troparion: Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung, Preußischer Kulturbesitz 1971. Berlin: Merseburger, 1972. S. 7-86.
29. Rocchi (1883) [Р] — Rocchi A. Codices Cryptenses seu Abbatiae Cryptae Ferratae. Tusculani: Typis Abbatiae Cryptae Ferratae, 1883. 539 p.
30. Salvo (1967) [С] — Salvo B.D. Considerazioni sugli Sticherà del vespero e delle laudi dell' oktoechos bizantino della domenica // Orientalia Christiana Periodica. 1967. Vol. 33. P. 161-175.
31. Wade (2014) - Wade A. The Oldest Iadgari: The Jerusalem Tropologion - 4th to 8th Centuries, 30 Years after the Publication // ZYNAEE KA0OAIKH. Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag / hrsg. von D. Atanassova, T. Chronz. Münster: LIT Verlag, 2014. S. 717-750. (orientalia — patristica — oecumenica 6.2).
Hierodeacon Epifanii (Bulaev). The composition of Stichera Anastasima of the octoechoi with the Genre (Systematic) order.
Abstract: In this article we study the composition and the structure of the cycle of stichera anastasima found in the Octoechoi with the genre (systematic) order of hymns. Based on 16 such hymnals, we show that the Octoechoi can be divided into four groups. Some Octoechoi have a brief redaction of the cycle of stichera anastasima with the strict "3+1" structure. According to such structure, the Sunday Great Vespers has three stichera for "Kurie Ekekraxa" and one apostichon, similarly the Sunday Matins has three stichera for Lauds and one apostichon. The stichera anastasima of the Octoechoi of the first and second groups follow the such structure. The Octoechoi of the first group are unfamiliar with the stichera anatolika and alphabetica, but contain the well-known stichera anastasima only. The set of the stichera anastasima of the second group Octoechoi differs from that of the first group Octoechoi. Manuscripts with more extensive repertoire of the stichera anastasima form the third and the most numerous group of the Octoechoi, which obviously do not follow the "3+1" structure and contain some stichera anatolika as well as those unknown to printed Octoechoi (we find 31 such hymns). The collection of the stichera anastasima of the Octoechoi of the fourth group could not be squeezed into the "3+1" structure as well and is characterized by the final formation of the stichera genre of the Sunday Octoechos including the stichera anatolika and alphabetika and excluding the ancient hymnography revealed in the Octoechoi of the third group.
Keywords: stichera anastasima, genre (systematic) Octoechos, Sticherokathismatarion, Octoechos, Paracletike, hymnography, liturgical studies.
Hierodeacon Epifanii (Denis Viktorovich Bulaev) — clergyman at the Holy Trinity-St. Sergius Lavra ([email protected]).
Sources and References
1. nEVT^KOCTxapiov (1890) — nevr^Koarâpiov xapfiôavvov, rqv àno rov nâc^a fiéxpi rrjç râv Ayiav nâvrav KvpiaKqç âvrjKovaav avrâ âxoÀovdiav. BeveTÎa, 1890, n' + 230 ct.
2. XnupiSwv, EùoTpaTiâ§nç (1925) — XnupiSwv Aaup., EùoTpaTiâ§nç 2. KarâAoyoç râv kmSîkmv rrjç Meyiarriç Aavpaç (rrjç èv Ajîm "Ope). Paris, 1925, 8' + 314 cteX.
3. Beneshevich (1917) — Opisaniye grecheskikh rukopisey monastyrya svyatoy Ekateriny na Sinaye [The description of greek manuscripts of the Saint Catherine's Monastery at Sinai]. Ed. by V. N. Beneshevich. Vol. 3, is. 1: The manuscripts 1224-2150. Saint Petersburg, 1917, IV + 354p. (In Russian).
4. Bucca (2006) — Bucca D. Un antico manoscritto innografico di origine orientale: il Sinait. gr. 824. Rivista di studi bizantini e neoellenici, 2006, no. 43, pp. 87-136.
5. Bulaev (2017) — Epifanii (Bulaev), hierod. Voskresnyye stikhiry 1-go glasa v drevneyshikh sinayskikh rukopisyakh Oktoikha [The stichera anastasima of the first mode from the oldest Sinaitic manuscripts of the Octoechos]. Vestnik EDS, 2017, no. 4(20), pp. 11-26. (In Russian).
6. Bulaev (2019a) — Epifanii (Bulaev), hierod. Zhanrovyy sostav i tipologiya drevneyshikh rukopisnykh Oktoikhov [Genre composition and typology of ancient Octoechoi]. Khristianskoye Chteniye, 2019, no. 2, pp. 31-47. (In Russian).
7. Bulaev (2019b) — Epifanii (Bulaev), hierod. Oktoikh [The Octoechos]. Pravoslavnaya entsiklopediya (to be published). Moscow, 2019. (In Russian).
8. Cavallo (1967) — Cavallo G. Ricerche sulla maiuscola biblica. Firenze, 1967, vol. 1, IX + 152p. (Studi e Testi di Papirologia Editi dall'Istituto Papirologico "g. Vitelli" di Firenze, 2).
9. Clark (1952) — Clark K. W. Checklist of Manuscripts in St. Catherine's monastery, mount Sinai, microfilmed for the Library of Congress. Washington, 1952, XI + 53p.
10. Easterling (1962) — Easterling P. Handlist of the additional Greek manuscripts in the University Library, Cambridge. Scriptorium. 1962, vol. 16, is. 2, pp. 302-323.
11. Follieri (1960) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 1. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana,1960. XXVIII, 590 p.
12. Follieri (1961) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 2. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana,1961. XXII, 570 p.
13. Follieri (1962) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 3. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana,1962. XXII, 618 p.
14. Follieri (1965) — Follieri H. Inicia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vol. 5. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana,1965. XXII, 329 p.
15. Frayshov (2007) — Fr0yshov S. S. R.. The Early Development of the Eight Mode Liturgical System in Jerusalem. St. Vladimir's Theological Quarterly. 2007, vol. 51, pp. 139-178.
16. Gardthausen (1886) — Gardthausen V. Catalogus codicum Graecorum Sinaiticorum. Oxonii, 1886, VIII + 295 + 32 p.
17. Hannick (1972) — Hannick C. Le texte de l'Oktoechos. Dimanche. Office Selon Les Huit Tons. ÔKxwnXoÇ. Chevetogne, 1972, pp. 37-60. (La prière des Églises de rite byzantin; 3).
18. Husmann (1972) — Husmann H. Hymnus und Troparion: Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion. Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung, Preussischer Kulturbesitz 1971. Berlin, 1972, Ss. 7-86.
19. Kapustin (1870) — Antonin (Kapustin), archim. КатаХоуод Täv EÄÄyviKäv x^ipoypaqiav Trjç èv тф Eivâ öpa ßißhodtfKrig (manuscript). Sinai, 1870. Available at: https://www.loc.gov/ item/00271070044-ms/ (accessed: 17.04.2019).
20. Khevsuriani (2009) — Khevsuriani L. Iadgari [The Iadgari]. Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, 2009, vol. 20, pp. 419-424. (In Russian).
21. Krasheninnikova (2006) — Krasheninnikova O.A.Rannevizantiyskiye i slavyanskiye istochniki po istorii formirovaniya slavyanskogo Oktoikha IX-X vekov [Early vyzantine and slavic witnesses to the history of formation of slavic Octoechos of 9th-10th centuries.]. Drevneslavyanskiy Oktoikh sv. Klimenta, arkhiepiskopa Okhridskogo: Po drevnerusskim i yuzhnoslavyanskim spiskam XIII-XV vekov [The ancient Octoechos of st. Clement, archib. of Okhrid. On oldrussian and southslavic manuscripts of 8fh-15ih centuries.]. Moscow, 2006, pp. 290-382. (In Russian).
22. Metreveli et al. (1980) — ^äßg^gbo o5^>g,5Ao. g,53mb5ßg35^> ЭтЭЪбфдЪ, 2>53тазз<дз5 b5àogg<go фб^АшдЪ д<. 3g^Ag3g<o, ß. $5630330 ç>5 <. ЬдзЬ^Аоббо [The Ancient
Iadgari. Ed. by E.P.Metrevili, Ts. A. Chankieva, and L.M.Khevsuriani]. Tbilisi, 1980. 942 p. (In Georgian).
23. Nikiforova (2013) — Nikiforova A. Yu. Iz istorii Minei v Vizantii: Gimnograficheskiye pamyatniki VIII-XII vv. iz sobraniya monastyrya svyatoy Ekateriny na Sinaye [From the history of the Menaion in Byzantine: The hymnographical witnesses of 8th-12th centuries. from the collection of the St. Catherine Monastery of the Sinai]. Moscow, 2013, 400p. (In Russian).
24. Nikiforova (2016) — Nikiforova A. Yu. Codex Sinaiticus Liturgicus: k istorii i tipologii kodeksa. [Codex Sinaiticus Liturgicus: on the history and typology of the codex]. Indoyevropeyskoye yazykoznaniye i klassicheskaya filologiya-XX (2) (chteniya pamyati I.M. Tronskogo). Materialy Mezhdunarodnoy konferentsii, prokhodivshey 20-22 iyunya 2016 g. [Indo-European Linguistics and Classical Philology — XX(2). Proceedings of the 20th Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky]. Saint Petersburg, 2016, pp. 776-802. (In Russian).
25. Pentkovsky (2001) — Pentkovsky A. M. Tipikon patriarkha Aleksiya Studita v Vizantii i na Rusi [The Typicon of Patriarch Alexis of Studite at Byzantine and Russia]. Moscow, 2001, 432 p. (In Russian).
26. Rocchi (1883) — Rocchi A. Codices Cryptenses seu Abbatiae Cryptae Ferratae. Tusculani, 1883, 539 p.
27. Salvo (1967) — SalvoB.D. Considerazioni sugli Stichera del vespero e delle laudi dell' októechos bizantino della domenica. OCP, 1967, vol. 33, pp. 161-175.
28. Skaballanovich (1913) — Skaballanovich M. Tolkovyy Tipikon. Ob"iasnitel'noye izlozheniye Tipikona s istoricheskim vvedeniyem [The Typicon Explained]. Kiev, 1913, is. II, XIV + 336p. (In Russian).
29. Wade (2014) — Wade A. The Oldest Iadgari: The Jerusalem Tropologion — 4th to 8th Centuries, 30 Years after the Publication. ZYNAEH. KAOOAIKH. Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Hrsg. v. D. Atanassova, T. Chronz. Münster, 2014, Ss. 717-750. (orientalia — patristica — oecumenica 6.2).
30. Yovcheva (2004) — Yovcheva M. Solunskiyat Oktoikh v konteksta na yuzhnoslavyanskite Oktoisi do XIV v. [The Thessaloniki Oktoechos in the tradition of the south Slavic Oktoechoi dated by 14th century]. Sofia, 2004, 479p. (Cyrillo-Methodian Studies. 16). (In Bulgarian).
31. Zheltov, Bulaev (2018) — Zheltov M., priest, Epifanii (Bulaev), hierodeac. Stikhiry voskresnogo Oktoikha v Drevnem Tropologii [Stichera of the Sunday Octoechos among the Hymns of the Ancient Tropologion]. Khristianskoye Chteniye, 2018, no. 3, pp. 94-111. (In Russian).