Научная статья на тему 'Рождение Минеи: греческие Минеи IX-XII вв'

Рождение Минеи: греческие Минеи IX-XII вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
703
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНОГРАФИЯ / МИНЕЯ / ТРОПОЛОГИЙ / РУКОПИСИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никифорова Александра Юрьевна

Задача этой статьи уточнение сведений из "Оксфордского словаря Византии", согласно которому первые повседневные Минеи появились в рукописях, относящихся только к XI-XII вв. В действительности первые Минеи появились в IX в., когда жили три их главных творца и составителя св. Иосиф Песнописец, св. Феофан и св. Георгий Никомидийский. Минеи пришли на смену гимнографическим Тропологиям, у которых унаследовали отдельные песнопения VII-VIII вв., структуру и жанры. Основное отличие от Тропология заключалось в том, что появились службы на каждый день года: новая двенадцатитомная Минея содержала свыше 1000 последований. Древнейшая известная на данный момент повседневная Минея датируется рубежом IX-X вв., к X в. относятся десятки списков, к XI-XII вв. сотни. По инерции некоторые ранние Минеи называют Тропологиями, хотя типологически это принципиально разные книги. Списки Миней XI-XII вв. отличаются от более ранних структурой последований: если в IX-XI вв. службу открывал седален, за которым следовали три стихиры и канон, то начиная с XI в. и в XII в. практически повсеместно седальны заняли свое место после третьей песни канона, икосы и кондаки после шестой, а после девятой появились эксапостиларии. При этом в XII в. началось целенаправленное сокращение второй песни канонов, что привело к разрушению акростихов и цельности текстов. Возвращаясь к определению "Оксфордского словаря Византии", можно сказать, что названный период XI-XII вв. является не первоначальной, а уже вполне развитой стадией существования повседневной Минеи, возникшей в IX в., что подтверждают и дошедшие до нас рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рождение Минеи: греческие Минеи IX-XII вв»

Вестник ПСТГУ III: Филология

2010. Вып. 4 (22). С. Î03—Î22

Рождение Минеи: греческие Минеи IX—XII вв.

А. Ю. Никифорова

Задача этой статьи — уточнение сведений из «Оксфордского словаря Византии», согласно которому первые повседневные Минеи появились в рукописях, относящихся только к XI—XII вв. В действительности первые Минеи появились в IX в., когда жили три их главных творца и составителя — св. Иосиф Песнописец, св. Феофан и св. Георгий Никомидийский. Минеи пришли на смену гимнографическим Тропологиям, у которых унаследовали отдельные песнопения VII—VIII вв., структуру и жанры. Основное отличие от Тропология заключалось в том, что появились службы на каждый день года: новая двенадцатитомная Минея содержала свыше 1000 последований. Древнейшая известная на данный момент повседневная Минея датируется рубежом IX—X вв., к X в. относятся десятки списков, к XI—XII вв. — сотни. По инерции некоторые ранние Минеи называют Тропологиями, хотя типологически это принципиально разные книги. Списки Миней XI—XII вв. отличаются от более ранних структурой последований: если в IX—XI вв. службу открывал седален, за которым следовали три стихиры и канон, то начиная с XI в. и в XII в. практически повсеместно седальны заняли свое место после третьей песни канона, икосы и кондаки — после шестой, а после девятой появились эксапостиларии. При этом в XII в. началось целенаправленное сокращение второй песни канонов, что привело к разрушению акростихов и цельности текстов.

Возвращаясь к определению «Оксфордского словаря Византии», можно сказать, что названный период XI—XII вв. является не первоначальной, а уже вполне развитой стадией существования повседневной Минеи, возникшей в IX в., что подтверждают и дошедшие до нас рукописи.

Относительно времени создания повседневной Минеи в «Оксфордском словаре Византии» сказано: «...первые систематические Минеи, содержащие гимногра-фию на каждый день года, появляются только в рукописях XI—XII вв.»1. В своей статье я постараюсь уточнить эту датировку, описать состав одной из древнейших повседневных Миней на март-май (Sinait. Gr. 607 и Sinait. Gr. МГ 28, IX—X вв.) и охарактеризовать в общих чертах эволюцию греческих Миней в IX—XII вв. В работе учтены следующие рукописные источники: синайский Тро-пологий VIII—IX вв. (Sinait. Gr. МГ 5)2, около ста Миней IX—XII вв. из собраний

1 «The first systematic menaia with hymnography for the each day of the year appear only in MSS of the 11th—12th C.». Цит. по: Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 2. Oxford, 1991. P. 1338.

2 Синайские находки 1975 г. были изучены de visu на Синае в июле 2007 г. с благословения архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского Дамиана и при содействии библиотекаря монастыря вмц. Екатерины иеромонаха Иустина, за что выражаю им глубокую признательность.

монастыря вмц. Екатерины на Синае, Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Государственного исторического музея (Москва), Австрийской Национальной библиотеки (Вена)3.

Тропологий, универсальный гимнографический сборник в палестинском богослужении в VII—IX вв.4, оказался той благодатной почвой, на которой в IX в. формировалась повседневная Минея5. Из него в Минею перешли отдельные песнопения авторов VII—VIII вв. (Германа патриарха и Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского), структурные особенности, жанры. О причинах возникновения Минеи мы можем лишь догадываться. Вероятно, создание комплекта повседневных Миней было одним из «характерных для Византии IX в.»6 энциклопедических проектов, вызванных к жизни эпохой иконоборчества и победой иконопочитателей (843). Как в России сегодня, после окончания гонения на Церковь, пишут жития и службы новых мучеников и исповедников Российских, так и в Византии в IX в. составляли свод житий святых византийского мира и сочиняли гимнографические последования в их честь как свидетельство торжества Православия и полноты Вселенской Церкви. В результате этого труда появились Константинопольский Синаксарь7 — собрание житий святых византийского мира и повседневная служебная Минея. Она принципиально отличалась от минейной части Тропология тем, что содержала службы на каждый день года. В новую двенадцатитомную Минею вошли свыше тысячи минейных последований.

Одна из древнейших повседневных Миней (греч. Tpopolôyiov èv 0erâ mhvív Surâv)8 на март-май из коллекции монастыря вмц. Екатерины на Синае датируется рубежом IX-X вв. (март и апрель — Sinait. Gr. 607, начало мая — Sinait. Gr. МГ 28), к X в. относятся десятки списков (Sinait. Gr. 596., Sinait. Gr. 608 и др.), к XI—XII вв. — сотни.

Рассмотрим состав и структуру Минеи Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.)9. Она написана унциальным письмом с наклоном, в один столбец. Сохранилось

3 Полный список Миней см.: Никифорова А. Ю. Проблема происхождения служебной Минеи: структура, состав, месяцеслов греческих Миней IX—XII вв. из монастыря святой Екатерины на Синае. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005.

4 Хевсуриани Л. Иадагари // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 419—424; Кривко Р. Н. Синайско-славянские гимнографические параллели // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. Вып. 1 (11). 2008. С. 56—102; Древнейший Иадгари / Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980 (на грузинском языке).

5 Никифорова А. Ю. «Сокрытое сокровище». Значение находок 1975 г. в монастыре вмц. Екатерины на Синае для истории служебной Минеи // Гимнология. Т. 6. М., Московская Государственная консерватория (в печати); «Опознание разбитых статуй». От Тропология к Минее // Первая ежегодная конференция «Современная православная гимнография» (к 100-летию со дня кончины А. В. Попова). М., Изд. Совет РПЦ (в печати).

6 Афиногенов Д. Е. Рец. на Patterson-Shevchenko N. Canon and calendar: the role of a ninth-century hymnographer in shaping the celebration of the saints // Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive / Ed. L. Brubaker. Aldershot, 1998. P. 101—114] // Христианский Восток. Т. III (IX). Т. 9. СПб., 2001. С. 493.

7 Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye. Bruxelles, 1902.

8 Некоторые ранние повседневные Минеи (равно как Октоихи и Триоди) еще называются Тропологиями, хотя уже представляют собой типологически другие книги, см.: Husmann H. Hymnus und Troparion. Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung Preussischer Kulturbesitz / Hrsg. von D. Droysen. Berlin, 1971.

9 Состав рукописи Sinait. Gr. МГ 28 и некоторые ее типологические и содержательные

240 листов в отличном состоянии. В начале кодекса содержится дарственная запись: 'Удёр афшгу ацартшу той 5ой1ои той 0еой Гр-луорюи цоуасой той Гатт <...> ейсеабе 5га тоу 0еоу («Об оставлении грехов раба Божия Григория, монаха Ганит <...> молитеся Богу»). Рукопись открывает перечень последований (л. 1— 2). Я привожу его в переводе на русский язык, дополнив краткими сведениями о местах жизни и времени кончины святых:

Память Дата кончины, места жизни Листы

МАРТ

1 Святой мученицы Евдокии 98—117 гг. (при Траяне)10, Илиополь, Финикия Ливанская, Палестина 6 1 3

2 Память преподобного отца нашего и святителя Афинодора11 IV в. (при Диоклетиане), Сирия 6-9 об.

3 Страдание святых мучеников Ев-тропия, Клеоника, Василиска 305—311 гг. (при Максимиане), Амасия 9 об.—13

4 Память преподобного отца нашего Герасима12 475 г., Палестина 13-16

5 Память преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского 792 г., Вифания 16-20

6 Страдание сорока двух мучеников сирийских 845 г., Аморий 20-25

7 Святых семи священномучени-ков, в Херсоне епископствовав-ших, — Василия, Ефрема, Евгения, Агафодора, Елпидия, Елев-терия, Капитона IV в., Херсон 25-29

8 Преподобного отца нашего Фео-филакта, епископа Никомидийс-кого13 840 г., Константинополь, Ни-комидия 29-32 об.

особенности описаны в статье: Кривко Р. Н. Синайско-славянские гимнографические параллели // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. Вып. 1 (11). 2008. С. 97—100.

10 Даты кончины святых доиконоборческого периода приведены по BHG (Bibliotheca hagiographica Graeca / Ed. par Fr. Halkin. Bruxelles, 1957. Vol. 1-3 [SH 8a]; Supplementum Auctarium. Bruxelles, 1969 (SH № 47); Novum auctarium. Bruxelles, 1984 [SH 65]). Даты кончины святых иконоборческого периода — по электронной агиографической базе Dumbarton Oaks: [Электронный ресурс]. URL: http://www.doaks.org/research/byzantine/projects/hagiography_ database/index.html

11 Сподвижника Афанасия Великого. Память редкая. В других источниках — 7, 8, 19 декабря.

12 В других источниках — 4, 5, 20 марта.

13 В древних рукописях память святителей чаще всего обозначалась как «преподобного отца нашего» или «иже во святых отца нашего». О близости чинов святителя и преподобного в иконографической традиции свидетельствуют изображения святителей в монашеских (а не в святительских) одеждах, например святителей Василия Великого и Григория Богослова на фресках XIV в. в монастыре Зрзе (Македония).

Память Дата кончины, места жизни Листы

9 Святых сорока мучеников севас-тийских 320 г., Севастия 32 об.—38

10 Святого мученика Кодрата Коринфского и иже с ним 258 г., Коринф 38-41 об.

11 Святого Софрония, патриарха Иерусалимского 644 г., Иерусалим 41 об.-45 об.

12 Преподобного отца нашего Феофана Агра 818 гг., Константинополь, Сигрианский монастырь 45 об.-49

13 Обретение мощей святого Никифора, архиепископа Константинопольского 846 г., Константинополь 49-51 об.

14 Святого Александра Пиднийского 305—311 гг. (при Максимиане) 51 об.—55

15 Страдание святых мучеников Агапия, Александра, Дионисия, Тимолая, Ермила и Плисии 303 г., Кесария Палестинская 55-57

16 Страдание святого мученика Папы 305—311 гг. (при Максимиане), Селевкия Исаврийская 57 об.—61

17 Память человека Божия Алексия 411 г., Рим 61-64 об.

18 Святого Кирилла, патриарха Иерусалимского 386 г., Иерусалим 64 об.-68

19 Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии 283 г., Рим 68 об.-72

20 Память святых отцов, убиенных варварами в Великой Лавре святого отца нашего Саввы 797 г., Палестина 72-76 об.

21 Преподобного отца нашего епископа Иакова VIII в. 77-80 об.

22 Святого священномученика Василия 362—363 гг., Анкира 80 об.-85

23 Святого мученика Никона и двухсот его учеников 251 г., Кампания 85-88 об.

24 Предпразднства Благовещения 88 об.-92 об.

25 Благовещения 92 об.-103 об.

26 Архангела Гавриила 104-108

27 Преподобной Матроны Солунс-кой III в. или IV в. 108-111 об.

28 Святого отца нашего Евстафия, епископа Кийского при Льве Армянине (813—820), Вифиния 111 об.-115 об.

29 Преподобного отца нашего Ев-стратия Салгейского 115 об.-118 об.

Память Дата кончины, места жизни Листы

30 Святого священномученика Ипатия Гангрского14 326 г. 118 об.-121 об.

31 Святого Никифора Мидикийс- кого15 813 г., Константинополь, Ви-финия, Мидикийский монастырь 122125 об.

АПРЕЛЬ

1 Преподобной Марии Египетской 522 г., Иерусалим, Иорданская пустыня 125 об.-129

2 Память преподобного отца нашего и чудотворца Тита IX в. 129132 об.

3 Память преподобного отца нашего Никиты Мидикийского 824 г., Кесария Вифинская, Константинополь 132 об.-136 об.

4 Святых мучеников Феодула и Агафопода16 303 г. 136 об.-140

5 Преподобной Феодоры девы17 305-311 гг. (при Максимиане), Солунь 140-144

6 Святого Евтихия, архиепископа Константинопольского 582 г. 144-147

7 Во святых отца нашего Георгия, епископа Митилинского 821 г., Малая Азия, о. Лесбос, Константинополь 147-151

8 Святых апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Флегонта, Ермы I в. 151-155

9 Святого мученика Евпсихия 117-138 гг. (при Адриане), Кесария Каппадокийская 155-159

10 Святых мучеников Теренция, Африкана, Максимиана, Помпия и иже с ними 249-251 гг. (при Траяне) 160161 об.

11 Святого священномученика Ан-типы 68 г., Пергам 161 об.-165

14 В СМ (т. е. в славянской Минее; см.: Минея служебная: В 12 т. М.: Сретенский монастырь, 1996. Репринт. На ц.-сл. языке) 31 марта.

15 В СМ и АМ (т. е. в «Афинской Минее»; см.: M^vata toß olou Eviarnoß. A'-IB'. ’En ’A0»vaij, 1970) 3 мая.

16 В СМ 5 апреля.

17 Прот. Владимир Рыбаков доказал, что служба с каноном Иосифа посвящена не подвижнице конца IX в. (ум. 886 г. или 892; см.: Des Klerikers Gregorios Bericht über Leben, Wunderthaten und Translation der Hl. Theodora von Thessalonich nebst der Metaphrase des Johannes Staurakios / Hrsg. von E. Kurtz. St. Petersburg, 1902. S. 82-86), но дочери императора Максимиана, обратившейся ко Христу в солунских каменоломнях. Это предание сохранилось в «Сказании о явлении иконы Христа Спасителя в солунском монастыре Латому», где начинал свой монашеский путь Иосиф. На почитание в Фессалониках не одной, но двух преподобных Феодор обращал внимание еще архим. Антонин (Капустин). См.: Рыбаков В. А., прот. Святой Иосиф Песно-писец и его песнотворческая деятельность. М., 2002 (далее — Рыбаков В. А. Святой Иосиф Песнописец). С. 139-143.

Память Дата кончины, места жизни Листы

12 Святых и чудотворцев Дима и Протиона 286-305 гг. (при Максимиане) 165-168 об.

13 Святого и исповедника Мартина, епископа и папы Римского18 655 г., Рим 168 об. -172

14 Святых апостолов Аристарха, Пуда, Трофима19 I в. 172-173 об.

15 Святого отца нашего Василия, епископа Парийского20 VIII в. 173 об. -177 об.

16 Святых мучениц Агапии, Ири-нии, Хионии 304 г. 178-181

17 Святого Акакия, епископа Мели-тинского 435 г., Мелитина в Малой Армении 181-184

18 Преподобного отца нашего Иоанна VIII в. 184-188

19 Великомученика Феодора Перг- ского21 138-161 гг. (при Антонине) 188-192

20 Преподобного Феодора Трихины IV-IX вв. (?), Константинополь, Фракия 192-196

21 Святого пророка Михея22 VIII в. до Р. Х. 196198 об.

22 Преподобного отца нашего Феодора, епископа Сикеота 613 г. 199-203

23 Святого великомученика Георгия 303 г., Никомидия 203-214

24 Святой Елизаветы чудотворицы V в., Константинополь 214218 об.

25 Святого апостола и евангелиста Марка I в. 218 об. -222

26 Святого священномученика Василия 322 г., Амасия 222225 об.

27 Святого иерарха Симеона, сродника Господня I в. 225 об. -228 об.

28 Святого апостола Иасона I в. 228 об. -131 об.

29 Святого Мемнона 304 г., Филиппополь 231 об. -238

30 Святого апостола Иакова, брата Богослова I в. 238-240

18 В СМ 14 апреля.

19 В СМ 15 апреля.

20 В СМ 12 апреля.

21 В СМ 21 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 В СМ и АМ 14 августа.

Память Дата кончины, места жизни Листы

МАИ

1 Святого пророка Иеремии за 600 лет до Р.Х. (при царе Иосии и его преемниках) 1-3 об.

2 Во святых отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского 373 г., Александрия 3 об. -9

3 Святых мучеников Тимофея и Мавры 284—305 гг. (при Диоклитиа-не), Фиваида Египетская 9-9 об.

Месяцеслов. Месяцеслов Минеи Sinait. Gr. 607 — Sinait. Gr. МГ 28 (IX—X вв.) ярко иллюстрирует принципиальное отличие, которое определило новую типологию книги — повседневной Минеи: на каждый день месяца приходится особая память святого, всего 64 памяти. На этот же период в греческом Тропологии Sinait. Gr. МГ 5 (VIII—IX вв.) помещено три службы: св. ап. Марка (25 апреля), мч. Христофора (27 апреля) и свт. Афанасия Александрийского (2 мая). Службы севастийских мучеников (9 марта), Благовещения (25 марта) и вмч. Георгия (23 апреля), созданные авторами Тропология, отсутствуют в Sinait. Gr. МГ 5 (VIII—IX вв.), видимо, из-за лакун в кодексе, однако, даже если мы примем их во внимание, то очевидна существенная разница в насыщенности месяцеслова. В отличие от Тропология, в большей мере ориентированного на палестинский календарь, Минея включила в себя воспоминания святых всего византийского мира — от Константинополя до провинций Византийской империи (Рим, Солунь, Крит, Кириния, Кизик, Амасия, Калабрия, Александрия, Никомидия и др.), причем за счет подвижников и исповедников эпохи иконоборчества расширились хронологические рамки календаря.

Даты некоторых празднований еще не установились окончательно. Служба прор. Михею помещена 21 апреля (вместо принятого позднее 14 августа), а прп. Никифору Мидикийскому — 31 марта (вместо 3 или 4 мая). Самая поздняя память в Минее Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.), перенесение мощей святого Никифора, архиепископа Константинопольского (846), является terminus post quem написания кодекса.

Месяцеслов Минеи Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.) обнаруживает свою прямую зависимость от константинопольского, что свидетельствует либо о создании рукописи в Константинополе, либо о влиянии константинопольской традиции23. В анализируемой Минее соединились немногие палестинские (прпп. отцов, убиенных варварами в Великой Лавре Саввы Освященного,

20 марта; прп. Исихия Иерусалимского, 5 апреля) и многочисленные константинопольские памяти (прп. Никифора Мидикийского, 28 марта; прп. Никиты Мидикийского, 3 апреля; пренесения мощей Никифора Константинопольского, 13 марта; прп. Елизаветы чудотворицы, 24 апреля).

23 Влияние константинопольской традиции в палестинском регионе в этот период уже отмечалось исследователями: Пентковский А. М. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы // Журнал Московской патриархии. 2001. № 4. С. 75.

Кроме того, месяцеслов Минеи отличает обилие (тринадцать!) памятей святых, подвизавшихся или пострадавших в годы гонения на святые иконы: прп. Исихия Иерусалимского (f 5 марта 792 г.), аморийских сорока двух мчч. (f 6 марта 845 г.), прп. Феофилакта Никомидийского (f 8 марта 842-845 гг.), прп. Феофана Сигрианского (f12 марта 818 г.), обретения мощей отца нашего Никифора, архиеп. Константинопольского (f13 марта 846 г.), прп. Иакова исповедника (f21 марта VIII в.), прп. Евстафия Вифинского (f28 марта первой половины IX в.), прп. Евстратия Салгейского (f29 марта, предположительно VIII—

IX вв.), прп. Никифора Мидикийского (f31 марта 814 г.), прп. Тита чудотворца (f2 апреля IX в.), прп. Никиты Мидикийского (f3 апреля 824 г.), прп. Георгия Митилинского (f9 апреля, после 820 г.), прп. Василия, еп. Парийского (f15 апреля, VIII в.). Кроме того, в этой Минее обнаружены особые богородичны, воспевавшие поклонение святым иконам, например в канонах, посвященных прп. Евстафию Вифинскому (28 марта), прп. Евстратию Салгейскому (29 марта) и др. Со временем их заменили на традиционные богородичны, посвященные «непостижимому воплощению Сына Божия от Богоматери»24. Эта специфика Минеи — собрать службы святых эпохи иконоборчества — объяснима тем, что книга была создана вскоре после окончания гонения на иконы (843).

Структура и жанровый состав последований. Подробный анализ структуры25 показал, что в Минее Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.) нет комбинированных служб (с двойным посвящением). Большинство последований имеют простую структуру, более или менее пространную. Обычная служба состоит из седальна (иногда двух), двух-трех стихир на «Господи, воззвах», канона (например, служба на обретение мощей святого Никифора Константинопольского, 13 марта). Иногда прибавляется стихира на стиховне (например, служба прп. Герасима Иорданского, 4 марта). Вот пример такой службы:

1 марта. Святой мученицы Евдокии Л. 3—6 седален, глас 3-й, подобен «Красоте девства»26

'H aGlofopoj Sou каі maptuj, Kupie27 Страстотерпица Твоя и мученица, Господи

24Дебольский Г. С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994 (репринт). С. 131. Рудименты «иконофильских» богородичнов встречаются в современных книгах: напр., «Богородице, всех Царице, православных похвало, еретичес-твующих шатания разори, и лица их посрами, не кланяющихся, ниже чтущих, Пречистая, честный Твой Образ» (Ирмологий. 4-й глас. Понедельник. Утреня).

25 Подробно о структуре Тропология и Миней IX—XII вв. см.: Никифорова А.Ю. «Синайская сокровищница»: структура последований греческого Тропология VIII-IX вв. и ранних Миней IX-XII вв. II Флорилегий. Чтения по позднеантичной и средневековой христианской литературе. М., ИМЛИ (в печати).

26 Оригинальный статус самоподобнов описан в статье: Момина М. А. Самоподобные песнопения amóllela в церковнославянских богослужебных рукописях || Русь и южные славяне. Сборник статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894—1987) | Ред.: В. М. Загре-бин. СПб., 1998. С. 165-185.

27 Если славянского соответствия не выявлено, зачало переведено автором и выделено курсивом. Заглавными буквами АМ и СМ обозначено наличие песнопения в соответствующих печатных богослужебных книгах (см. выше).

[седален] «ин», глас 4-й, подобен «Скоро предвари»28

Хрштои 0е1ю ерют1 ауаф1ех0£<са тоу уо^у Христа божественным желанием

ум воспламенившая

стихиры, глас плагальный 1-й, подобен «Радуйся постником»

канон, глас плагальный 4-й, ирмос «Поим Господеви, проведшему люди» =АМ (без указания автора) автор Феофан (?)

акростих THS EYAOKIAS TOYS ArWNAS AINESWJ(вписан в тропари и богоро-дичны)

начало T-rçv èX apposerai aratwaiv От небрежения помрачение

Пространная структура встречается в службах праздников сорока севастий-ских мучеников (9 марта: тропарь на «Бог Господь», два монострофа30, краткий кондак, шесть стихир на «Господи, воззвах», канон, три стихиры на «Хвалите», стихира на стиховне), Благовещения (25 марта: тропарь на «Бог Господь», пять монострофов31, девять стихир на «Господи, воззвах», шесть блаженн, два канона, три стихиры на «Хвалите», стихира на стиховне), вмч. Георгия (23 апреля: тропарь на «Бог Господь», два монострофа, пять стихир на «Господи, воззвах», два канона, две стихиры на «Хвалите», стихира на стиховне). Вот описание службы вмч. Георгия:

23 апреля. Святого великомученика Георгия. Л. 203—214

тропарь на «Бог Господь», глас 4-й, подобен «Вознесыйся на крест»32

reœpYhôelç 0pô Qeoà áveSeícShj Возделан от Бога, показался еси

28 Опубликован: Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae inferioris / Ed. Schiro I. Roma, 1971. T. 7. P. 5-6.

29 Публикацию стихир см.: Никифорова А. Ю. «Радуйся, умная ластовице, радуйся, голубице словесная» (неизданные церковные песнопения по греческой рукописи IX-X вв. из собрания монастыря вмц. Екатерины на Синае — Sinait.Gr. 607) // Сб. памяти Е. В. Филипповой. М., 2006. С. 18-26.

30 Не указан ни тип песнопения, ни глас, ни подобен.

31 Среди них тропарь «Повеленное тайно прием в разуме» и кондак «Взбранной Воеводе победительная» (в принятой сегодня терминологии).

32 В современной Минее кондак.

Xaípoij, "л vo'nt'n celiSœv Xaípoij, peptstépa logix» Xaípoij, tí e^So^a toà 0eoà29

Радуйся, умная ластовице Радуйся, голубице словесная Радуйся, благоволением Божиим

стихира на стиховне, глас 4-й, подобен «Яко добля»

E^Soma toà pveúmatoj

Благоволением Духа

благочестия

глас 4, подобен «Явился еси днесь»

Wj tov Spómov telésaj Яко течение совершивый

глас плагальный 4-й, подобен «Премудрость и Слово» = СМ и АМ EwePeiaj toj tpópoij Благочестия образы (мужески)

стихира на «Господи, воззвах», самоподобна = СМ и АМ

'Wj yevvatov év máptuaiv Яко добля в мученицех

стихиры на «Господи, воззвах», самогласны, глас 4-й = СМ и АМ Pwmaléra fpov»mati Твердым мудрованием

Тю Swt»pi auvépaGej За Спаса пострадал еси

стихира «ина», самогласна, глас 4-й = СМ и АМ (Студитово)

Tov voepov áSámavta Разумнаго адаманта

канон, глас 4-й, ирмос «Лицы израильстии невлажными стопами» = СМ автор Косма

акростих XAIPOIS A0LHTA nAMMAKAP TEWPTIE (вписан в ирмосы и тропари) начало ’AGIrav íeprav ávúaaj Страданий священных скончал

еси (течение)

канон ин, глас 4-й, ирмос «Наставльшему древле Израиля»33 автор Андрей Критский акростих —

начало Тю Gupera tflj élpíSoj GwpaKiaGeij Щитом упования свыше Богом avj 0ею облеченный

вторая песнь на ирмос «Видите, видите»

стихиры на «Хвалитех», глас плагальный 1-й, подобен «Радуйся постником» Qélwv autoiKiv»toij ópmatj Желаяй самодвижимыми

стремленьми

Meya Kai Gaumastov ál^G^j Велие и дивное воистину

стихира «ина», глас плагальный 4-й, подобен «Приидите»

Aerne apavtej piatoí Придите, вси вернии

Обратная, или инверсированная, структура последований, известная по очень немногим греческим (например, служба св. Григория, 24 ноября, в Минее XI в. Vat. Gr. 2, л. 142)34 и славянским гимнографическим книгам (например,

33 Канон издан со значительными разночтениями и иной последовательностью тропарей: Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae inferioris / Ed. I. Schiro. Roma, 1970. T. 8. P. 250-277.

34 Кривко Р. Н. Синайские гимнографические рукописи в истории византийской богослужебной поэзии // Материалы конференции: Синайский кодекс. Рукопись в современном

Путятина Минея, конец XI в., Ильина книга, XI—XII вв.)35, крайне редко фиксируется в рукописных Минеях. В Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.) инверсированную структуру имеет служба пророка Михея (21 апреля):

21 апреля. Святого пророка Михея Л. 196—198 об.

канон, глас плагальный 4-й, ирмос «Воду прошед яко сушу» = СМ и АМ автор —

акростих WS MYSTOAEIS THN TON MHXAIAN AINESW

начало Wj eswptpov ovtwj eiliKpivej Яко зерцало воистину чистое

стихиры и седален смотри: глас 2-й

Tou ppof»tou Sou, Kupie, Пророка Твоего, Господи,

t^v mv»mhv eoptaZomev, память празднуем,

Si’ autrav se Suswpoumev тем же Тя молим:

srasov taj yucaj лМ-wv. спаси души наша.

стихиры, глас плагальный 2-й, подобен «Господи»

Kupie Soi tov ppofht^v Господи, Тебе пророка

"Aggeloj dYYe1omim»tra sou ptra Ангел ангелоподобной твоей жизнью

P»mata tflj 0eoKiv»tou sou ylratthj Глаголы Богом движимаго языка твоего

Жанровая система Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.) в целом унаследована у Тропология. В рукописи представлены седален (греч. ка0шца), тропарь на «Бог Господь» (греч. tpopapiov eic; 0e6c; Kupioc;), стихиры на «Господи, воззвах» (греч. stichpa eic Kupie ¿KEKpaXa), на стиховне (греч. stichpa eic sti%ov), на «Хвалите» (греч. stichpa eic Aiveite), кондак (греч. KovtaKiov), блаженны (греч. makapismoi) и канон (греч. Kavrav).

Стихиры, канон и блаженны перешли в Минею из Тропология. К относительно редко встречающимся в гимнографических книгах жанрам относятся блаженны, циклы тропарей, припеваемых к стихам заповедей блаженств на праздничной (не воскресной) литургии и метрически и мелодически повторяющих образец-самоподобен, в качестве которого обычно использовалась гласовая воскресная блаженна или авторский ирмос. Известные в том числе по грузинским переводам Тропология Иадгари36, они возникли, по мнению А. М. Пент-ковского, в монашеской богослужебной практике в Палестине в VIII вв. и оттуда проникли в константинопольскую традицию (Евергетидский Устав) и богослу-

информационном пространстве. Санкт-Петербург, Российская Национальная библиотека, 12—13 ноября 2009 г.

35 См.: Верещагин Е. М. Церковнославянская книжность на Руси. М., 2001. С. 257—259; Нечунаева Н. А. Минея как тип славяно-греческого средневекового текста. Таллин, 2000. С.102—112.

36 «Праздничные блаженны», или «стихиры на блаженнах», известны по Иадгари младшей редакции. См.: Кекелидзе К. С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1907. С. 375 (цикл блаженн на Рождество Христово из рук. № 425 Общества распространения грамотности среди грузин, X в.).

жение некоторых южно-итальянских обителей, на Древнюю Русь37. В рассматриваемой рукописи цикл блаженн выписан на Благовещение38.

Главное изменение в жанровом составе Минеи в сравнении с Тропологи-ем — это появление на каждый день особых праздничных седальнов. Общие седальны были известны и раньше, из приложений к Тропологию. Среди находок 1975 г. представлено такое собрание седальнов (Sinait. Gr. МГ 24, IX—X вв.), сгруппированных по гласам (сохранились 3-й и частично 4-й гласы). Это общие седальны «воскресные» (греч. avastasima), «богородичные» (греч. 0eotoKia), «святым мученикам» (греч. eic; ayiouc; maptupec), «апостолам» (греч. eic; apostolouc;), «женам» (греч. eic; yuvaiKac;), «отрокам» (греч. eic; paiSac;), «пророкам» (греч. eic; ppof»tac), «преподобным и святителям» (греч. eic; osiouc; Kai iepapcac;), «усопшим» (греч. eic Koimhmevou<c). Отголоском этой практики в Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.) являются «общие» седальны первого гласа «И нравом причастник, и престолом наместник» на памяти прп. Евстратия Салгейского (29 марта, л. 115 об.), сщмч. Ипатия Гангрского (30 марта, л. 118 об.), прп. Георгия Ми-тилинского (7 апреля, л. 147), прп. Василия, архиеп. Парийского (15 апреля, л. 173 об.) и 1-го гласа «Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся» (л. 32 об.) на праздник севастийских сорока мучеников (9 марта).

Седальны открывают службу, нарушая принятую в Тропологии последовательность расположения материала по ходу богослужения. Так, в Минее Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X вв.) на праздники сорока севастийских мучеников (9 марта), Благовещения (25 марта) и вмч. Георгия (23 апреля) сперва выписан тропарь на «Бог Господь». За ним следуют монострофы (без определения жанра), кондак (только в службе севастийским мученикам), стихиры на «Господи, воззвах», стихиры «ины», стихиры на стиховне (в службах сорока севастийским мученикам и Благовещению), блаженны, канон, т. е. песнопения, объединенные по жанрам. Однако стоящие на своем богослужебном месте, после канона утрени (а не вместе с другими стихирами), стихиры на «Хвалите» нарушают эту схему и свидетельствуют о некоем переходе от богослужебной структуры к жанровой. Хотелось бы обратить особое внимание на изменившийся статус стихир на «Хвалите». Стихиры на «Хвалите», неотъемлемая часть минейных последований Тропология, в Минее стали признаком праздничной службы и содержатся в трех (из 64!) последованиях — севастийским мученикам (9 марта), Благовещению (25 марта) и вмч. Георгию (23 апреля).

Еще одним новшеством в жанровой системе Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—

X вв.) можно назвать краткие кондаки. Они представляли собой краткое песно-

37 Пентковский А., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII—XIII вв. // Paleobulgarica. 2001. № 25/3. C. 31—60, 49; Никифорова А. Ю. К истории исчезнувшего гимнографического жанра. Праздничные «блаженны» из греческой Минеи IX—XII вв. из коллекции монастыря св. Екатерины на Синае // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 10. С. 155—171.

38 Их публикацию и перевод см.: Никифорова А. Ю. «Радуйся, умная ластовице, радуйся, голубице словесная» (неизданные церковные песнопения по греческой рукописи IX—X вв. из собрания монастыря вмц. Екатерины на Синае — Sinait. Gr. 607) // Сборник памяти Е. В. Филипповой. М., 2006. С. 18—26.

пение, написанное на глас, иногда и на подобен. Они вошли в Минеи, по всей видимости, под влиянием константинопольской традиции, потому что «ни в Армянском, ни в Грузинском Лекционарии, ни в Иерусалимском Тропологии литургически кондак не засвидетельствован, ни в вечерне, ни в утрене Иадгари для него нет соответствующей литургической позиции»39. В рассматриваемой Минее помещен только один кондак — в службе сорока севастийским мученикам (9 марта) 2-го плагального гласа на подобен «Еже о нас» «Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся»; на Благовещение (25 марта). В остальных упомянутых выше случаях кондак не обозначен и выступает как обычное монострофное песнопение. И, наконец, новый термин, тропарь на «Бог Господь», обозначал тропари великих праздников.

Авторский состав и песнопения. В Минее Віпаії. Gr 607 — МГ 5 (ІХ—Х вв.) представлены произведения авторов Тропология (Андрея, Иоанна, Космы), трех основных создателей Минеи (Феофана, Иосифа, Георгия), а также других гимнографов (Стефана Савваита, Климента, Мефодия):

Автор Число канонов Праздники

Андрей 2 Благовещения (25 марта) Вмч. Георгия (23 апреля)

Косма 2 Благовещения (25 марта) Вмч. Георгия (23 апреля)

Иоанн 1 Сорока севастийских мучеников (9 марта)

Стефан Савваит 2 Прпп. авв, убиенных на Синае и в Раифе (20 марта) Свт. Афанасия Александрийского (2 мая)

Иосиф 27 Семи сщмчч., в Херсоне епископствовавших (7 марта) Мч. Кодрата Коринфского и иже с ним (10 марта) Мч. Папы (16 марта) Алексия, человека Божия (17 марта) Мчч. Хрисанфа и Дарии (19 марта) Сщмч. Василия (22 марта) Мч. Никона и двухсот его учеников (23 марта) Архангела Гавриила (26 марта) Мчч. Феодула и Агафопода (4 апреля) Прп. Феодоры девы (5 апреля) Св. апп. Иродиона, Агава, Руфа, Флегонта, Ермы (8 апреля) Мч. Евпсихия (9 апреля) Мчч. Теренция, Африкана и иже с ними (10 апреля) Сщмч. Антипы (11 апреля) Свв. чудотворцев Дима и Протиона (12 апреля)

39 Василик В. В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб., 2006. С. 47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

115

Автор Число канонов Праздники

Св. исповедника Мартина, папы Римского (13 апреля) Апп. Аристарха, Пуда, Трофима (14 апреля) Мцц. Агапии, Иринии, Хионии (16 апреля) Св. Акакия, епископа Мелитинского (17 апреля) Вмч. Феодора Пергского (19 апреля) Прп. Феодора Трихины (20 апреля) Прп. Феодора, епископа Сикейского (22 апреля) Прп. Елизаветы чудотворицы (24 апреля) Св. иерарха Симеона, родственника Господня (27 апреля) Св. ап. Иасона (28 апреля) Св. Мемнона (29 апреля) Мчч. Тимофея и Мавры (3 мая)

Феофан 15 Мц. Евдокии (1 марта) Свт. Афинодора (2 марта) Прп. Феофилакта, еп. Никомедийского (8 марта) Св. Софрония, патриарха Иерусалимского (11 марта) Прп. Феофана Агра (12 марта) Св. Александра Пиднийского (14 марта) Прп. Матроны Солунской (27 марта) Св. Никифора Мидикийского ( 31 марта) Прп. чудотворца Тита (2 апреля) Св. Евтихия, архиеп. Константинопольского (6 апреля) Св. Василия, епископа Парийского (15 апреля) Прп. Иоанна (18 апреля) Св. ап. Иакова, брата Иоанна Богослова (30 апреля) Св. пророка Иеремии (1 мая)

Георгий 3 Св. мчч. Евтропия, Клеоника, Василиска (3 марта) Прп. Герасима (4 марта) Предпразднства Благовещения (24 марта)

Климент 1 Св. Исихия Иерусалимского (5 марта)

Мефодий 1 Прп. Евстратия Салгейского (9 марта)

В целом, при приблизительном подсчете, основанном на реконструкции гереПопиш’а гимнографов УП—1Х вв. по синайским Минеям 1Х—Х11 вв. и по изданиям канонов, оказалось, что если авторами Тропология на март и апрель было сочинено 14 канонов, то гимнографами IX в. — 209. При этом песнописцы IX в., стремившиеся создать свод песнопений максимального числа известных на тот момент святых, порой не учитывали уже существовавшие последования. Так, Иосиф Гимнограф (^886 г.), автор около 500 минейных канонов40, продублировал каноны, составленные Иоанном (мч. Конону, 5 марта, севастийс-ким сорока мученикам, 9 марта), Космой (вмч. Георгию, 23 апреля), Германом

40 См.: Тсоцадакт]Ей. ’1юо^ф о 'Уцуоурафо^. В1о<; ка! еруоу. ’Еу ’Лв^уаг^, 1971; Рыбаков В. А. Святой Иосиф Песнописец. С. 329—330, 443—450.

(св. Алексию Человеку Божию, 17 марта), Андреем (Благовещению, 25 марта), Феофаном (св. Феодоту, еп. Киринейскому, 2 марта) и Георгием (мч. Кодрату, 10 марта).

К древнему слою Тропология относится гимнография Андрея, Иоанна и Космы. При рассмотрении разных редакций Тропология и Миней видно, как изменялся состав службы одному святому. Так, служба вмч. Георгия состояла в древнем Тропологии41 из общей стихиры на «Господи, воззвах» («Мученицы Господни, молитеся за ны и испросите за души наша велию милость»), тропаря («Кое пение или кая хвала Тебе подобает от святых? Мечу бо преклонил еси выи их, преклонивый небеса...») и канона, который был заимствован из службы св. Феодору Стратилату. В Тропологии младшей редакции Віпаії. Gr. МГ 5 (УЛІ—ІХ) на память вмч. Георгию были выписаны особые стихиры на «Господи, воззвах» и «Хвалите», канон Космы. А в Минее Віпаії. Gr. 607 (ІХ—Х вв.) уже имелись тропарь на «Бог Господь», два особых монострофа, пять стихир на «Господи, воззвах», два канона, две стихиры на «Хвалите», стихира на стиховне. Сличение служб одному святому в Тропологии Віпаії. Gr. МГ 5 (УІІІ—ІХ вв.) и Минее Віпаії. Gr. 607 — МГ 28 (ІХ—Х вв.) показало, что некоторые службы не совпадают совершенно (например, ап. Марка, 25 апреля), другие же совпадают отчасти (например, свт. Афанасию, 2 мая, совпадает канон).

В свою очередь, если сравнить Минею Віпаії. Gr. 607 — МГ 28 (ІХ—Х вв.) с печатными, греческими и славянскими, Минеями на март-апрель, то оказывается, что только 11 служб из 64 вошли в полном составе в издания (три мартовских, семь апрельских, одна майская), например служба свв. апостолам Иродио-ну, Агаве, Руфу, Флегонту, Ерме (8 апреля):

8 апреля. Святых апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Флегонта, Ермы Л. 151-155

седален, глас 4-й, подобен «Вознесыйся на крест волею» = СМ Маб'лте'обеуте«; тг| длУТІ тЛ? софіа^ Научившеся от источника премудрости

стихиры, глас 4, подобен «Яко добля» = СМ =АМ Аєтоі ю? адодтерої, Орли яко крилати

'Ирюбіоуа, ’АуаРоу каі Аа^укрітоу Иродиона, Агава и Асинкрита Ойрауоі хРЛЦатіоаутє? 'оуліоі Небеса бывше высока (мыслию)

канон, глас 3-й, ирмос «Воды древле, манием Божественным» = СМ =АМ автор Иосиф (имя вписано в тропари девятой песни канона) акростих АПОХТОЛОІХ ПЛБНОМБМ БТОБОМ МБЛОХ (тропари, в том числе бо-городичны)

41 Кекелидзе К. С. Указ. соч. С. 367.

начало

’ Адоатоіюу ауіюу дауаушу Апостолов святых всесвятую

В 53 службах содержится гимнографический материал (чаще отдельные элементы службы, редко целые последования, например прп. Евстратия Салгейско-го, 29 марта), не известный печатным книгам.

Особенности орфографии и сохранность текста. Рассматриваемой нами Минее Віпаії. Gr. 607 — МГ 28 (ІХ-Х вв.) свойственны итацизм (єріцоу вместо ерлцоу; еиоеРеТ вместо еиоеРЛ), смешение ю и о (дауоїкхірцюуї вместо дауоіктірцоуї), удвоение р (еррюхї вместо ерюхї). В целом текст в рукописи сохранный и помогает восстановить разрозненные в позднейших, изобилующих ошибками, Минеях42, циклы стихир. Так, недостающая в «иерусалимских» Минеях стихира цикла 2-го гласа Космы монаха (на подобен «Просветителя нашего») «Мужа не вем» была обнаружена в службе Благовещения (25 марта) в Віпак. Gr. 607 (ІХ-Х вв.). Две стихиры объединял один рефрен:

«Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, Неневестная Мати и Неискусобрачная. Не удивляйся странному моему зраку, ни ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, ныне же благовествую Тебе радость, и пре-будеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая43.

Мужа не вем и како, Дева, рожду, мужу необручена, и како Сына царя рож-ду, како чрево мое вместит Бога, Егоже небеса не вмещают. Дух найдет от Отца и осенит Тя Сильный и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая»44.

О текстологической сохранности памятника свидетельствуют и вторые песни в 21 каноне Віпаії. Gr. 607 — МГ 28 (ІХ-Х вв.). Ни одна из них не вошла в печатные Минеи:

Память Глас Ирмос Автор Ирмос Публика- ция

Св. Исихия Иерусалимского (5 марта) 2 «Грядите, людие» Климент «Бог, истинна дела Его»

Обретения мощей свт. Никифора Константинопольского (13 марта) 2 «Грядите, людие» «Паки Иисус, паки таинство»

Мч. Александра Пиднийского (14 марта) 4 пл. «Поим Господеви» Феофан «Вонми, небо, и возглаголю» дна уіі, 159-160

42 В них «одни и те же песнопения приписывались разным авторам, каноны имели разрушенные акростихи, пропущенную вторую песнь, позднейшие вставки тропарей, многие грамматические и синтаксические ошибки». См.: Лєторакгі 0. Косца? о цєіюбб?. Бш<; каі єруо. 0єааа1оу1к'л, 1979. £. 238.

43 В печатных Минеях после 50-го псалма на утрени.

44 Стихира переведена автором статьи по Віпаії. Gr. 607 (ІХ-Х).

Память Глас Ирмос Автор Ирмос Публика- ция

Мчч. Александров, Дионисиев и иже с ними (15 марта) 4 пл. «Песнь возслем» «Вонми, небо»

Свт. Иакова (21 марта) 2 «Грядите, людие» «Видите, видите» Рыбаков. С. 52014

Благовещения (25 марта) 4 «Колесницы фараоновы» Андрей «Дадим величие Христу Богу» -

Прп. Евстафия Кийского (28 марта) «Избавльше-му Израиля» Герман «Вонми, земле и небо» вариант: дна уіі, 312

Прп. Евстратия Салгейского (29 марта) 4 пл. «Колесни- цегонителя фараона» Мефо- дий «Видите, видите»

Сщмч. Ипатия Гангрского (30 марта) 4 пл. «Воду прошед» «Вонми, небо, и возглаголю»

Прп. Марии Египетской (1 апреля) 3 «Избавльше-му Израиля» Герман «Вонми, небо, и возглаголю» дна уііі, 27

Мчч. Феодула и Агафопода (4 апреля) 4 «Моря чер-мную пучину» Иосиф «Дадим величие Христу Богу» дна уііі, 107-108

Прп. Георгия Митилинского (7 апреля) 4 пл. «Песнь возслем» Герман «Вонми, небо, и возглаголю» Рыбаков. С. 521-522

Мчч. Дима и Про-тиона Чудотворцев (12 апреля) 4 пл. «Песнь возслем» Иосиф «Вонми, небо и возглаголю» дна уііі, 158-159

Прп. Феодора Трихины (20 апреля) 2 «Во глубине постла» Иосиф «Видите, видите» дна уііі, 240-241

Прп. Феодора Сикеота (22 апреля) 4 «Наставль- шему древле» Иосиф «Видите, видите» Рыбаков. С. 54854945

Вмч. Георгия (23 апреля) 4 «Наставль-шему древ-ле» Андрей «Видите, видите» дна уііі, 255-256

45 Рыбаков В. А. Святой Иосиф Песнописец.

119

Память Глас Ирмос Автор Ирмос Публика- ция

Прп. Елизаветы Чудотворицы (24 апреля) 4 пл. «Колесни- цегонителя фараона» Иосиф «Видите, видите» AHG VIII, 291-292

Сщмч. Василия Амасийского (26 апреля) 3 «Избавльше-му Израиля» «Вонми, небо», «Видите, видите»

Ап. Иакова (30 апреля) 4 пл. «Колесни- цегонителя фараона» Феофан «Вонми, небо, и возглаголю» Рыбаков. С. 522

Итак, в статье описана структура и состав одной из наиболее древних сохранившихся служебных Миней Sinait. Gr. 607 — МГ 28. Она датируется IX—X вв. Тем самым точка отсчета возникновения повседневной Минеи, предложенная в Охфордском словаре Византии, сдвигается с XI—XII вв. на IX—X вв. В целом Минеи IX—XII вв. в силу отсутствия единого стандарта существенно отличаются друг от друга, потому что имеют общевизантийское эортологическое ядро, локальную эортологическую специфику и особую для каждого комплекта программу. Это разнообразие Миней сохраняется на протяжении всего периода IX—XII вв. и затрудняет датировку Миней по месяцеслову.

Однако есть два показателя, которые внутри периода IX—XII вв., по моим наблюдениям, изменяются и отличают Минеи IX—X вв. от Миней XI—XII вв. Это их структура и текстологическая сохранность. На смену первоначальной богослужебной структуре служб Тропология VIII—IX вв. (стихиры на «Господи, воззвах» — канон — стихиры на «Хвалите») приходит богослужебно-жанровая, представленная в Sinait. Gr. 607 — МГ 28 (IX—X), а затем, в X—XI вв., — жанровая (седален — стихиры на «Господи, воззвах» — канон»). Приблизительно с конца XI — начала XII в. заметна тенденция возвращения к более удобной на практике богослужебной структуре. Седальны помещают после третьей песни канона, кондаки и икосы — после шестой. Тогда же после девятой песни канона появляются эксапостиларии (греч. eXaposteilapiov)47. Так, в апрельской Минее Vindob. Hist. Gr. 66 (первая половина XII в.) службу открывают стихиры, затем следует канон, после третьей песни которого в случае большого праздника, например вмч. Георгия (23 апреля), ап. Марка (25 апреля), сщмч. Василия Ама-сийского (26 апреля), ап. Иакова (29 апреля), выписан седален, после шестой песни — кондак и икос, после девятой — эксапостиларий. С XIV в. после приспособления гимнографических книг к Иерусалимскому уставу все Минеи48 пе-

46 Также см.: ПажабожоьХоь-КЕрацесод Л. ХицРоХа! ец 1отор1ау тюу М'пуашу // ’ЕккХ'лб'-аа'пк'п а1»0Еш. Т. 24. 1900. X. 388—395; Т. 25. 1901. X. 37—41.

47 Напр., в рукописях Библиотеки Российской академии наук (БРАН) F 6/2 №3 (XII в.), Афонского монастыря Филофеу АШ. Filoth. 26 (XII в.) и др. Р. Н. Кривко устно сообщил о наличии эксапостилариев в Минее из собрания Национальной библиотеки Франции Coisl. Gr. 218 (XI-XII вв.).

48 Основными отличиями «иерусалимских» Миней являлось наличие малой вечерни,

рестраивают в соответствии с богослужебным принципом49 и дополняют новыми структурами. На примере Минеи из собраний РНБ Греч. 551 (XII, XIV вв.) можно проследить, как в книгу XII в. (л. 1-56 об.) добавили в XIV в. (л. 57-205 об.) уже другие службы, с чтениями на вечерне, синаксарем, апостольским чтением литургии, прокимном и причастном50.

Кроме того, в XI-XII вв. началось целенаправленное сокращение второй песни канонов, что привело к разрушению акростихов, а затем и цельности текстов. В апрельской Минее (Vindob. Hist. Gr. 66) первой половины XII в. вторая песнь оказалось стертой во всех канонах кодекса. На чистых листах пергамена оставлены лишь первые буквы каждого тропаря, например в каноне Иосифа в честь мчч. Феодула и Агафопода (4 апреля) в Vindob. Hist. Gr. 66 на пустых страницах читались четыре заглавных буквы SWNr из акростиха TWN SWN TEPAIPW MAPTYPWN XPISTE KLEOS IWSHF. После изъятия второй песни акростих выглядел как TWN EPAIPW MAPTYPWN XPISTE KLEOS IWSHF. К XII в. в Минеях имелись каноны с пропущенной второй песнью, разрушенными акростихами, позднейшими вставками тропарей.

Возвращаясь к определению «Оксфордского словаря Византии», приведенному в начале статьи, можно сказать, что XI-XII вв. являются временем не появления, а развития возникшей в IX в. повседневной Минеи.

Ключевые слова: гимнография, Минея, Тропологий, рукописи.

The Emergence of Menaion:

Greek Menaia of IX—XII Centuries

A. Nikiforova

The aim of this paper is to amend a statement in the Oxford Dictionary of Byzantium, according to which the first systematic menaia with hymnography for each day of the year appeared in MSS dating only from Xl-XIIth centuries. In reality, the

бдения, развернутого последования, часто сопровождаемого богослужебными указаниями, синаксарными чтениями. В иерусалимской традиции каноны выписывали, как в современных книгах: ирмос и тропари первой песни одного канона, затем ирмос и тропари этой же песни другого канона. См. Минеи XIV в.: Государственный исторический музей (ГИМ), Син. Греч. 331; ГИМ, Син. Греч. 448; Российская Национальная библиотека (РНБ), Греч. 552; РНБ, Греч. 523; БРАН, РАИК, 132, где есть малая вечерня, бдения, библейские и синаксарные чтения, указания на пение «Блажен муж», «Свете тихий», степенны и т. д.

49 Более подробно об изменении структуры с IX по XIV в. см.: Никифорова А. Ю. «Синайская сокровищница»...

50 Суботин-ГолубовиЬ Т. Упоредно проучаваае структуре српских и византщских минеjа старщег периода // Проучаваае средаовековних jужнословенских рукописа. Београд, 1995. С. 439-446; Мурьянов М. Ф. Из наблюдений над структурой служебных миней // Проблемы структурной лингвистики 1979. М., 1981. С. 263-278.

first menaia appeared in the IXth century, during the life of their three main authors and compilers — St. Joseph the Hymnographer, St. Theophanes and St. George of Nicomedia. The menaia replaced hymnographical tropologia, from which they borrowed some chants of the Vll-VIIIth centuries, as well as the structure and genres. The main difference from the tropologion was that the new 12-volume menaion contained services for each day of the year, which amounted to more than 1000 services in toto. The oldest currently known daily menaion dates from the IX—Xth centuries (Sinait. Gr. 607), to the Xth century go back dozens of manuscripts, to the XI-XIIth centuries hundreds. By inertia, some early daily menaia (as well as octoechoi and tri-odia) are called tropologia, although typologically they were entirely different books. Menaia of the XI-XIIth centuries differed considerably from the earlier menaia due to the structure of the services. In the IX-XIth centuries every service began with a kathis-ma, followed by three stichera and a canon. Starting from the XIth century and in the XIIth century almost everywhere kathismata followed the third song of the canon, oikoi and kontakia followed the sixth, eksapostilarii followed the ninth. In the XIIth century began deliberate reduction of the second song of canons, which led to destruction of their acrostics and disintegration of the texts.

Getting back to the definition in the Oxford Dictionary of Byzantium, we can state that the above-mentioned period, the XI-XIIth centuries, was not an initial, but already rather an advanced stage in the development of the daily menaia. They emerged in the IXth century, which is confirmed by extant manuscripts.

Keywords: hymnography, menaia, tropologion, manuscripts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.