УДК 342.951 ББК 67.401
DOI 10.24412/2073-3313-2021-8-200-201
ОБЪЯВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ ДЕЙСТВИЙ, СОЗДАЮЩИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ЛИЦАМ, ОСВОБОДИВШИМСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕН АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
Ирина Борисовна БОКОВА, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России airen1@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
Аннотация. Автором осуществлено исследование объявления официального предостережения лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор.
Ключевые слова: профилактика, официальное предостережение, поднадзорное лицо, ответственность.
Annotation. The author carried out a study of the announcement of an official warning to persons released from places of deprivation of liberty, in respect of which administrative supervision is established.
Keywords: prevention, official warning, supervised person, responsibility.
На современном этапе развития общества тенденции роста повторной преступности потребовали от правоохранительных органов принятия дополнительных эффективных мер профилактики с целью изменения складывающейся негативной криминогенной обстановки.
Значимым шагом, направленным на усиление постпенитенциарного контроля и укрепление взаимодействия органов внутренних дел с другими органами государственной власти и местного самоуправления, позволившим комплексно регулировать общественные отношения, складывающиеся в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации, стало принятие Федерального закона «Об основах систе-
мы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ1 (далее — Федеральный закон).
Данным нормативным актом определены различные формы профилактического воздействия, которые позволяют усилить контроль и повлиять на состояние рецидивной преступности.
К компетенции соответствующих субъектов профилактики правонарушений отнесены: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного по-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021
ведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
Вместе с тем, несмотря на динамично проводимую работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации об административном надзоре и внедрение системы ресо-циализационных мероприятий в отношении лиц, поведение которых носит противоправный или антиобщественный характер, или лиц, намеревающихся совершить правонарушение, долгое время не был определен механизм реализации такой формы профилактического воздействия, указанной в п. 3 ч. 1 ст. 17 и ст. 20 Федерального закона, как объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Указанный пробел был восполнен изданием приказа МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»2, которым определен порядок, форма официального предостережения и перечни категорий должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных объявлять официальное предостережение.
Такая мера индивидуальной профилактики должна применяться к лицу в случае отсутствия правовых оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности.
В отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, состоящих под административным надзором, действиями, создающими ус-
ловия для совершения правонарушений и преступлений и, соответственно, дающими основания для вынесения официального предостережения могут признаваться:
■ перемена поднадзорным лицом места жительства (пребывания) в связи с тем, что при указанных обстоятельствах возможны факты неприбытия к избранному месту жительства после его перемены и создаются условия для совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ;
■ привлечение поднадзорного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, в связи с тем, что при данных обстоятельствах возрастает вероятность совершения такого же повторного административного правонарушения, сопряженного с совершением правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 11.5, либо ст. 11.9, либо ст. 12.8, либо ст. 12.26 КоАП РФ, и тем самым создаются условия для совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ.
1 Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2 Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» // СПС «Консультант Плюс».
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021