Административное право; административный процесс
УДК 342.92 -
ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10453 ORCID: 0000-0002-2585-6388
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ
Владимир Михайлович РЕДКОУС, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дан анализ основных положений приказа МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения».
Ключевые слова: государственное управление, административное право, административное воздействие, административное правонарушение, профилактика правонарушений, правовая основа.
Annotation. The article gives an analysis of the main provisions of the Order of the Ministry of internal affairs of Russia dated March 4, 2020 № 119 «On some issues of the announcement by the internal affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (caution) about the inadmissibility of actions that create the conditions for committing crimes, administrative offenses, the resolution of which is within the competence police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior».
Keywords: public administration, administrative law, administrative impact, administrative offense, crime prevention, legal basis.
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф31 предоставляет органам полиции право объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (п. 2 ч. 1 и ч. 5 ст. 13).
В целях конкретизации порядка реализации данного права был принят приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостереже-
ния (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»2 (далее — Приказ, если не сказано иное).
Это свидетельствует о том, что субъекты правотворческой деятельности придают большое значение совершенствованию данного института профилактики правонарушений в деятельности правоохранительных органов нашей страны.
Лексический анализ слова «предостережение» показывает, что оно является производным от слова «предостеречь», что означает «заранее предупредить о необходимости остеречься, ос-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020
терегаться»3. Слово «официальный» означает «исходящий от правительства или администрации, диктуемый их законами, правилами»4.
В юридическом аспекте официальность объявления предостережения означает:
■ объявление официального предостережения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, реализую -щим соответствующие государственно-властные полномочия;
■ реализацию уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в рамках административной деятельности части своей компетенции профилактической направленности;
■ четкое следование установленной процедуре объявления официального предостережения;
■ соблюдение гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина уполномоченными должностными лицами, объявляющими официальное предостережение;
■ соответствующее документальное оформление объявляемого официального предостережения.
Даже краткий анализ содержания приказа МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 позволяет сделать ряд важных теоретических выводов.
В пункте 1 Приказа говорится, что «Настоящий Порядок предусматривает процедуру объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения ...». Это еще раз подчеркивает процессуальность объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения, необходимость отнесения процедуры объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения к видам административно-процессуальной деятельности процедурного характера, не носящим юрисдикционный характер.
Предстоит дальнейшая конкретизация таких понятий, как «недопустимость совершения физическим лицом действий», «создание условий для совершения преступлений», «создание условий для совершения административных правонарушений», «антиобщественное поведение», «недопустимость продолжения антиобщественного поведения».
В этом смысле налицо необходимость проведения междисциплинарных исследований, и прежде всего связанных с квалификацией совершаемых физическим лицом действий в плане определения их в качестве создающих условия
для совершения преступлений либо административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо имеющих характер антиобщественного поведения, продолжение которого недопустимо.
О необходимости четкой квалификации вышеназванных действий физических лиц говорится в п. 2 Приказа, где устанавливается, что официальное предостережение (предостережение) может быть объявлено физическому лицу «только в случае отсутствия в его действиях признаков деяния, за совершение которого данное лицо могло бы быть привлечено к уголовной или административной ответственности».
Конкретизации требует и понятие обязательности исполнения содержащихся в официальном предостережении (предостережении) требований о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
В теоретико-правовой плоскости необходимо разрабатывать вопрос об эффективности официального предостережения, объявляемого органами внутренних дел.
Так, В.Г. Афанасьев, раскрывая содержание эффективности как возможности достижения наибольших результатов при наименьших затратах людских, материальных и финансовых ресурсов, отмечает, что эффективным, с социальной точки зрения, является тот процесс, который обеспечивает функционирование и развитие общественной системы, способствует решению социальных задач, стоящих перед обществом5.
Такое понимание эффективности в принципе является общепризнанным и рассматривается как исходное в отечественной юридической литературе, отмечает Н.П. Мышляев6.
Не претендуя на полноту разработки данного вопроса, к основным параметрам эффективности официального предостережения, объявляемого органами внутренних дел, следует отнести:
■ законность, базирующуюся на точном и единообразном понимании и соблюдении требований нормативных правовых актов в данной области всеми уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел;
■ четкую постановку цели профилактики в виде объявления физическому лицу официального предостережения и ее реальное, подтвержденное результатами контроля, достижение;
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020
■ качественность проведения мероприятий по объявлению официального предостережения (по времени, месту, форме объявления);
■ комплексность использования сил и средств органов внутренних дел;
■ ресурсную и организационную обеспеченность объявления официального предостережения;
■ достижение положительного воздействия официального предостережения не только на профилактируемого, но и, по возможности, на его окружение;
■ отсутствие фактов обжалований официальных предостережений или, в случае их наличия, подтверждение правомерности действий уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел;
■ количество объявленных официальных предостережений за отчетный промежуток времени, установленный в органах внутренних дел, для подведения итогов их служебной деятельности.
При этом еще раз хочется предупредить возможную «увлеченность» ряда руководителей органов внутренних дел количественными показателями объявленных официальных предостережений в ущерб их качественным характеристикам.
В целях совершенствования правового регулирования в названной сфере необходимо продолжить сравнительно-правовые исследования как в рамках российского законодательства7, так и в рамках законодательств государств — участников СНГ8, имеющих в наибольшей степени сходные с российской правовые системы.
В частности, соответствующие нормы Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 необходимо сравнить с положениями Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-Ф39, а приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 — с положениями приказа ФСБ России от 2 ноября 2010 г. № 544 «Об объявлении органами феде-
ральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности»10.
Названные меры позволят повысить действенность и эффективность института объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
1 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2 URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1381430/ (Дата обращения: 28.06.2020)
3 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 580.
4 Там же. С. 485.
5 Афанасьев В.Г. Об интенсификации развития социалистического общества. М., 1969. С. 24.
6 Мышляев Н.П. О некоторых концептуальных основах определения эффективности профилактики административных правонарушений // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 306.
7 См.: Новохатский А.Г., Редкоус В.М. Понятие и правовая основа профилактики административных правонарушений, подведомственных органам государственной безопасности // Закон и право. 2019. № 3. С. 134—137; и др.
8 Редкоус В.М. Институт официального предостережения в административной деятельности национальных органов безопасности государств — участников СНГ // Закон и право. 2010. № 4. С. 57—60.
9 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
10 Рос. газ. 2010. 17 нояб.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020